Реферат по предмету "Финансовые науки"


Факторный финансовый анализ в целях антикризисного управления предприятием

Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Кабардино-Балкарский государственный университет
им. Х.М. Бербекова
Экономический факультет
Кафедра «Экономики и финансов»
Контрольная работа
По курсу:
«Антикризисное управление на предприятии»
На тему:
«Факторный финансовый анализ в целях антикризисного управленияпредприятием. Процедуры финансового оздоровления в процессе антикризисного управления.Финансовые потоки в условиях
антикризисного управления»
Выполнилст-т:
6-го курсаОЗО ЭФ
Маремуков З.М.
Руководитель:
Шурдумова Э.Г.
Нальчик-2008

СОДЕРЖАНИЕ
1. Факторный финансовый анализ. 3
2. Процедуры финансового оздоровления в процессеантикризисного управления  10
3. Финансовые потоки в условиях антикризисного управления. 18
Список литературы… 25
1. Факторный финансовый анализ
Основной идеей создания моделей факторного анализа являетсято, что по данным наблюдений тренда и поведения некоторых коэффициентовразличных фирм до момента банкротства можно делать прогнозы. Считается, чтопризнаки ухудшения обстановки, о которых сигнализируют изменения коэффициентов,можно выявить достаточно рано, чтобы принять меры и избежать значительногориска невыполнения обязательств и банкротства.
Одной из простейших моделей прогнозирования вероятностибанкротства считается двухфакторная модель. Она основывается на двух ключевыхпоказателях (например, показатель текущей ликвидности и показатель доли заемныхсредств), от которых зависит вероятность банкротства предприятия. Этипоказатели умножаются на весовые значения коэффициентов, найденные эмпирическимпутем, затем результаты складываются с постоянной величиной, полученной тем же(опытно-статистическим) способом. Если результат оказывается отрицательным,вероятность банкротства невелика. Положительное значение указывает на высокую вероятностьбанкротства. Такая модель не обеспечивает всесторонней оценки финансовогосостояния предприятия, поэтому возможны слишком значительные отклоненияпрогноза от реальности.
К ранним исследованиям поведения коэффициентов,предшествующего краху фирмы, относятся работы А. Винакора и Р. Смитира, которыеизучили 183 фирмы, испытывавшие финансовые трудности на протяжении 10 лет. Ученыепришли к выводу, что соотношение чистого оборотного капитала и суммы активовявляется одним из наиболее точных и надежных показателей банкротства.
П. Фитцпатрик анализировал трех- и пятилетние тренды 13коэффициентов у 20 фирм, которые потерпели крах в 1920-1929 гг. Сравнивая их споказателями деятельности контрольной группы из 19 успешно действующих фирм, онсделал вывод о том, что все анализируемые коэффициенты в некоторой степенипредсказывали крах. Однако оказалось, что наилучшими показателяминесостоятельности являются коэффициенты соотношения прибыли и чистогособственного капитала и чистого собственного капитала и суммы задолженности.
К. Мервин изучил опыт 939 фирм за период 1926 — 1936 гг. Проанализировавнесколько основных коэффициентов, он обнаружил, что три коэффициента былинаиболее приемлемыми для предсказания прекращения деятельности фирмы за 4-5 летдо этого события. Он выделил три коэффициента: коэффициент покрытия, отношениечистого оборотного капитала к сумме активов и чистого собственного капитала ксумме задолженности. Все они характеризуются снижающимися трендами передпрекращением деятельности и все время показывают значение ниже нормальногоуровня.
Сосредоточивая внимание на опыте компаний, которые испыталитрудности с выплатой задолженности и банковских кредитов, В. Хикман изучил опытвыпуска корпоративных облигаций за период 1900-1943 гг. и пришел к выводу, чтокоэффициент покрытия процентных выплат и отношение чистой прибыли к объемупродаж оказались весьма полезными предсказателями невыполнения условий выпускаоблигаций.
В. Бивер применил более сильную статистическую методику, чемего предшественники, и обнаружил, что финансовые коэффициенты оказалисьполезными для прогнозирования банкротства и невыполнения обязательств пооблигациям по меньшей мере за 5 лет до краха. Он определил, что коэффициентыможно использовать для точного разграничения фирм, которые терпят крах иизбегают его, в значительно большей степени, чем это возможно при случайномпредсказании. Одним из его выводов было то, что и в краткосрочной, и вдолгосрочной перспективе отношение потоков денежных средств к суммезадолженности было наилучшим предсказателем; следующими по важности быликоэффициенты структуры капитала, далее — коэффициенты ликвидности, а наихудшими- коэффициенты оборачиваемости.
При изучении способности коэффициентов предвещать изменениярейтинга облигаций Дж. Хорриган обнаружил, что изменения рейтинга можнопредсказать гораздо точнее, используя коэффициенты, а не случайное предсказание.
Среди многокритериальных выделяется модель, предложенная в1968 г.Э. Альтманом. Он первым использовал мультипликативный дискриминантныйанализ для создания модели прогнозирования несостоятельности с высокой степеньюточности.
При построении Z-счета Альтман обследовал 66 фирм, изкоторых одна половина фирм обанкротилась за период 1946-1965 гг., а другаяполовина работала успешно. Он исследовал 22 аналитических коэффициента, которыемогли быть использованы для прогнозирования возможного банкротства. Из этихпоказателей он отобрал пять наиболее значимых для прогноза и построилмногофакторное регрессионное уравнение.
Модель Альтмана имеет вид:
Z = 1,2 А + 1,4B + 3,3C + 0,6D + 0,999E, где:
A = (Собственные оборотные средства) / (Всего активов)
B = (Неопределенная прибыль) / (Всего активов)
C = (Прибыль до уплаты налога и процентов) / (Всего активов)
D = (Рыночная стоимость собственного капитала) / (Всегокредиторской задолженности)
E = (Оборот) / (Всего активов)
Критическое значение индекса Z рассчитывалось Альтманом поданным статистической выборки и составило 2,675. Сопоставление с этой величинойрасчетного значения индекса Z для конкретной фирмы позволяет говорить овозможном в будущем (2-3 года) банкротстве одних (Z > 2,675) фирм. Точность прогноза являетсядостаточно высокой и составляет 95% для обследованных Альтманом 66 компаний.
Модель Альтмана в настоящее время является наиболееизвестной. Она имеет один недостаток — ее можно применять лишь в отношениипредприятий, котирующих свои акции на фондовых биржах, так как только для такихкомпаний можно получить рыночную оценку стоимости собственного капитала.
В 1978 г. была разработана модель Г. Спрингейта. Ониспользовал мультипликативный дискриминантный анализ для выбора четырех из 19самых известных финансовых показателей, которые наибольшим образом различаютсядля успешно действующих фирм и фирм-банкротов.
Модель Спрингейта имеет вид:
Z = 1,03A + 3,07B + 0,66C + 0,4D, где:
A = (Собственные оборотные средства) /(Всего активов)
B = (Прибыль до уплаты налога и процентов) / (Всего активов)
C = (Прибыль до налогообложения) / (Текущие обязательства)
D = (Оборот) / (Всего активов)
Критическое значение Z ддя данной модели равно 0,862.
Точность этой модели составляет 92,5% для 40 компаний,исследованных Спрингейтом.
Американский экономист Фулмер (Fulmer) в 1984 г. предложилмодель, полученную при анализе 40 финансовых показателей 60 компаний — из них30 действующих успешно и 30 фирм-банкротов со средней стоимостью активов,равной 455 тыс. долл. США.
Модель Фулмера имеет вид:
Z= 5,528A + 0,212B + 0,073C + 1,270D – 0,120E + 2,335F +0,575G + 1,083H + 0,894I – 6,075, где:
A = (Нераспределенная прибыль) / (Всего активов)
B = (Оборот) / (Всего активов)
C = (Прибыль до налогообложения) / (Собственный капитал)
D = (Изменение остатка денежных средств) / (Кредиторскаязадолженность)
E = (Заемные средства) / (Всего активов)
F = (Текущие обязательства) / (Всего активов)
G = (Материальные внеоборотные активы) / (Всего активов)
H = (Собственные оборотные средства) / (Кредиторскаязадолженность)
I = (Прибыль до уплаты процентов и налога) / (Проценты)
Критическим значением Z является 0.
Фулмер объявил точность для своей модели в 98% припрогнозировании банкротства в течение года и точность в 81% при прогнозированиибанкротства за период больше года.
Интересная модель предсказания банкротства была разработанапод руководством канадского специалиста Ж. Лего (Jean Legault). При созданииэтой модели были проанализированы 30 финансовых показателей 173 промышленныхкомпаний Квебека, имеющих ежегодную выручку от 1 до 20 млн. долл. США.
Модель Ж. Лего имеет вид:
Z = 4,5913 А + 4,5080B + 0,3936С – 2,7616, где:
A = (Акционерный капитал) / (Всего активов)
B = (Прибыль до налогообложения + Издержки финансирования) /(Всего активов)
C = (Оборот за два предыдущих периода) / (Всего активов задва предыдущих периода)
Критическим значением для Z является — 0,3.
Точность данной модели составляет 83%. Она может бытьиспользована только для прогнозирования банкротства промышленных компаний.
Британский ученый Таффлер в 1977 г. предложилчетырехфакторную прогнозную модель, при разработке которой использовалследующий подход.
С помощью компьютерной техники на первой стадии вычисляются80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем,используя статистический метод, известный как анализ многомерногодискриминанта, можно построить модель платежеспособности, определяя частныесоотношения, которые наилучшим образом выделяют две группы компаний и ихкоэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным дляопределения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации (прибыльность,соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность). Объединяя этипоказатели и сводя их соответствующим образом воедино, модельплатежеспособности производит точную картину финансового состояния корпорации.
Для усиления прогнозирующей роли моделей можнотрансформировать Z-коэффициент в PAS-коэффициент (Performance Analysys Score), т.е.коэффициент, позволяющий отслеживать деятельность компании во времени. ИзучаяPAS-коэффициент как выше, так и ниже критического уровня, легко определитьмоменты упадка и возрождения компании.
PAS-коэффициент представляет собой относительный уровеньдеятельности компании, выведенный на основе ее Z-коэффициента за определенныйгод и выраженный в процентах от 1 до 100. Например PAS-коэффициент, равный 50,указывает на то, что деятельность компании оценивается удовлетворительно, тогдакак PAS-коэффициент, составляющий 10, свидетельствует о том, что лишь 10%компаний находятся в худшем положении (неудовлетворительная ситуация).
Итак, подсчитав Z-коэффициент для компании, можно затемтрансформировать абсолютную меру финансового положения в относительную меруфинансовой деятельности. Другими словами, если Z — коэффициент можетсвидетельствовать о том, что компания находится в рискованном положении, тоPAS-коэффициент отражает историческую тенденцию и текущую деятельность наперспективу.
Помимо перечисленных моделей в практике предсказаниябанкротства используются и другие, в частности так называемый показательАргента (А-счет).
Показатель Аргента (А-счет) характеризует кризис управления.Согласно методике его исчисления процесс банкротства подразделяется на тристадии:
I стадия — предприятия, идущие к банкротству, годамидемонстрируют ряд очевидных недостатков задолго до фактического банкротства;
II стадия — вследствие накопления этих недостатковпредприятие может совершить ошибку, ведущую к банкротству (предприятия, неимеющие недостатков, не совершают ошибок, ведущих к банкротству);
III стадия — совершенные предприятием ошибки начинаютвыявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшенныепоказатели, признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние дваили три года процесса, ведущего к банкротству, период которого часто составляетот 5 до 10 лет.
При расчете А-счета конкретной компании необходимо ставитьлибо количество баллов согласно Аргенту, то есть каждому фактору каждой стадииприсваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированныйпоказатель А-счет.
Ориентация на один индекс или критерий не всегда оправданна,поэтому многие крупные аудиторские фирмы и другие компании, занимающиесяаналитическими обзорами, прогнозированием и консультированием, для своиханалитических оценок используют системы критериев.
2. Процедуры финансового оздоровления в процессеантикризисного управления
Неплатежи предприятия, как правило, обусловлены недостаткомликвидных активов и прежде всего денежных средств для расчетов пообязательствам, связанным с текущей деятельностью. Обязательства предприятияотражают его затраты. Анализ практики антикризисного управления, проводимыйпоказывает, что для многих российских предприятий такого рода управление должнобыть в первую очередь связано с регулированием потоков денежных средств изатрат, формирующих кредиторскую задолженность. В связи с этим можно выделитьследующие главные направления работы.
Обеспечение достаточности денежных средств.
Для финансирования текущих затрат, связанных с производствоми реализацией продукции, финансовая служба должна осуществлять планированиепоступления денежных средств на предприятие.
Существуют различные методы определения суммы средств,поступающих на предприятие в плановом периоде: уточненный (аналитический); укрупненный;экспресс-метод.
Уточненный метод требует значительных экономических расчетов.Он позволяет учитывать объем реализации в плановом периоде и динамику остатковотгруженной, но неоплаченной продукции (дебиторской задолженности).
Реализация продукции при этом определяется по отгрузке.
Укрупненный метод более простой, но обеспечивает грубыйрезультат, поскольку основан на использовании статистики оплаты отгруженнойпродукции в отчетном периоде. Метод не ограничивает возможность оценкипоступления денежных средств за более короткие периоды.
Экспресс-метод наименее трудоемкий. Он основан наиспользовании отчетных данных. Оцениваются только денежные средства,поступающие в виде выручки за реализованную продукцию.
Дпл = (ОПпл: ОПср) ´Дср – Апол + Апол. ср,
где Дпл — денежные средства, поступающие на предприятие ввиде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последниегоды, руб.;
Дср — денежные средства (среднее значение), поступавшие напредприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому,в последние годы, руб.;
ОПпл — объем продукции, отгружаемой покупателям в плановомпериоде, руб.;
ОПср — средний объем продукции, отгружаемой покупателям впериоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
Апол — авансы, полученные от покупателей и заказчиков впредыдущем периоде, руб.;
Апол. ср — средняя величина авансов, получаемых в периоде,равном плановому, в последние годы, руб.
Процедуры экономии текущих затрат предприятия
Результаты анализа динамики потоков на счетах текущихобязательств кризисных предприятий свидетельствуют об их значительномнарастании в течение года. Для таких предприятий характерен постоянный ростнепогашенной задолженности, поскольку поступления денежных средств по сравнениюс возникающими обязательствами невелики. Анализ опыта российских предприятий,находящихся в тяжелом финансовом состоянии, показывает, что большая их частьимеет похожую структуру текущих обязательств, в частности:
· обязательства по расчетам с разными дебиторами икредиторами — 60,4%;
· обязательства по авансам, полученным от заказчиков,- 16,2%;
· обязательства по налогам и отчислениям — 11,6%.
Наибольшие обязательства предприятие имеет по расчетам сразными дебиторами и кредиторами, что в значительной степени связано с егопостоянно нарастающей задолженностью по коммунальным платежам. Сюда относитсяоплата текущих затрат предприятия за пользование водой, тепловой энергией,электроэнергией и канализацией.
Важнейшей задачей финансового оздоровления являетсяминимизация текущих затрат, прежде всего коммунальных платежей. Данные мерынаправлены на сокращение потоков обязательств и дефицита денежных средств.
Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия.
Меры финансового оздоровления, направленные нареструктуризацию кредиторской задолженности предприятия, в том числе ипросроченной, могут предусматривать следующие процедуры:
· отсрочки и рассрочки платежей;
· зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);
· переоформление задолженности в виде займа; "продажу долговых обязательств;
· перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;
· погашение задолженности посредством передачикредитору имущества должника;
· списание задолженности;
· погашение задолженности посредством отчужденияимущества должника.
Важнейшим направлением работ по оздоровлению предприятияявляется его реструктуризация.
Реструктуризация предприятия — это перестройка в целяхобеспечения эффективного распределения и использования всех его ресурсов (материальных,финансовых, трудовых, технологических). Основным способом реструктуризациивыступает изменение организационной системы управления путем создания комплексабизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующихи организации новых структурных подразделений, присоединения другихпредприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акцийсторонних организаций.
Комплекс бизнес-единиц создается в соответствии спредварительно выработанной стратегией, требует всестороннего анализа иперестройки действующей на предприятии системы управления, организационной,производственной и других структур. Данная целенаправленная многоплановаяработа сосредоточена на формировании комплекса взаимодействующих подразделений,деятельность которых в большей степени, чем прежде, ориентирована на целипредприятия.
Необходимость проведения реструктуризации вызывают, с однойстороны, проблемы выживания (многие крупные промышленные предприятия странынаходятся на грани краха), с другой — необходимость повышения эффективностиработы в современных условиях, что характеризуется развивающейсянеуправляемостью предприятия из-за его расширения (синдром большого бизнеса),перспективами снижения прибыльности, повышением уровня конкуренции.
Возможность осуществления проектов реструктуризацииопределяется многими факторами: своевременностью осуществления, т.е. проведениемв необходимый момент; правильным выбором направления; наличием или возможностьюнабора, подготовки в приемлемые сроки необходимых кадров; наличием иливозможностью заимствования денежных средств (например, для покупки акций другойфирмы) и др.
Анализ опыта реструктуризации российских предприятийпозволяет выделить следующие пути решения данной проблемы:
1) реорганизация (слияние и присоединение, разделение ивыделение, преобразование);
2) реструктуризация без признаков реорганизации (созданиеновых юридических лиц для выполнения определенных функций, приобретениедействующего предприятия);
3) комбинированный метод (1 + 2).
Подробный анализ опыта реструктуризации российскихпредприятий рассмотрен в последующих главах.
Другим важным комплексом вопросов антикризисного управленияявляется упорядочение налогового планирования.
Одной из основных причин российского финансового кризисаявляется задолженность большинства российских предприятий бюджету игосударственным внебюджетным фондам по налогам, сборам и взносам. В настоящеевремя более 75% предприятий имеют задолженность перед бюджетом. Данная ситуацияв значительной степени объясняется недостатками действующей налоговой системы: методологическаясложность, множественность налогов, налоговых ставок и льгот; нечеткостьформулировок в законодательных и нормативных актах делают правильную уплатуналогов затруднительной для налогоплательщиков.
Вместе с тем высокий уровень налогообложения в совокупностис жесткими штрафными санкциями за нарушение налогового законодательстваприводит к быстрому росту задолженности предприятий перед бюджетом игосударственными внебюджетными фондами, провоцируя кризисное состояние этихпредприятий. Заметим, что вступление в силу с 1 января 2001 г. части второйНалогового кодекса Российской Федерации позволит снять часть проблем.
Эффективное финансовое управление на предприятиипредполагает хорошее знание налогового законодательства, четкое исполнениеналоговых и прочих обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетнымифондами. Наряду с грамотным определением размера каждого налога важен анализвлияния его начисления и уплаты на общий результат деятельности предприятия. Речьидет о контроле за той частью средств, которая остается в его распоряжениипосле уплаты всех налогов и обязательных платежей, осуществления расходов назакупку материально-производственных запасов, оплату труда. Данный остатоксредств, по сути, определяет возможности развития предприятия.
Такая роль налогового планирования обусловливаетнеобходимость включения его в процесс антикризисного управления предприятием. Главнаязадача этой деятельности состоит в минимизации налоговых платежей путемиспользования всех особенностей налогового законодательства и учета всехвозможных налоговых льгот.
Результаты налогового планирования оцениваются не толькосуммами уменьшенных налогов и уменьшенных возможных штрафных санкций за налоговыеошибки и нарушения, но и сокращением возможного ущерба и издержек, которые былибы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующихособенностей налогообложения.
Ключевыми элементами налогового планирования выступают:
1) налоговый календарь, предназначенный для четкогопрогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты вбюджет требуемых налогов, а также представления отчетности без задержек,влекущих за собой штрафные санкции;
2) стратегия оптимизации налоговых обязательств с четкимпланом реализации этой стратегии;
3) четкое исполнение налоговых и прочих обязательств,недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженнуюпродукцию (товары, работы, услуги) на срок свыше четырех месяцев;
4) удовлетворительное состояние бухгалтерского учета иотчетности, позволяющее получать оперативную информацию о хозяйственнойдеятельности, в том числе для целей адекватного налогового планирования.
Налоговое планирование неотделимо от предпринимательскойдеятельности и должно осуществляться непосредственно в ходе хозяйствования навсех ее уровнях и этапах.
В практике налогового планирования используется следующаясовокупность методов:
· стратегические, которые связаны с комплекснойоценкой долгосрочных налоговых последствий принимаемых хозяйственных решений;
· тактические, которые направлены на оптимизациюразмеров и сроков отдельных налоговых платежей.
Реализация данных методов осуществляется как в процессепланирования деятельности предприятия, так и при заключении хозяйственныхдоговоров путем оценки их потенциальных налоговых последствий и выбораэффективного варианта действий.
Анализ опыта антикризисного управления российскихпредприятий в сфере налогового планирования позволяет сформулировать основныеправила работы, главным из которых является следующее: уменьшение налоговыхплатежей в процессе антикризисного управления предприятием — не самоцель, аспособ улучшения его финансового состояния и повышения инвестиционнойпривлекательности. Данное правило определяет любые действия в областиналогового планирования.
Наряду с этим можно сформулировать ряд принципов,непосредственно определяющих действия налогового подразделения предприятия.
1. Уменьшать суммы уплачиваемых налогов в рамкахдействующего законодательства имеет смысл только в том случае, если расчетыпоказывают, что это дает прирост свободной прибыли.
2. Уменьшение суммы уплачиваемых налогов в ряде случаендостигается ценой ухудшения финансового состояния предприятия. Поэтому любойспособ снижения налоговых платежей должен быть оценен с точки зрения финансовыхпоследствий для предприятия.
3. Финансовые последствия применения одних и тех же способовуменьшения суммы уплачиваемых налогов не одинаковы не только для разных предприятий,но и для условий работы одного и того же предприятия в разные периоды. Поэтомунеобходимы конкретные расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, исвободной прибыли в результате применения той или иной рекомендации пооптимизации налогообложения. Применению рекомендации должны предшествоватьрасчеты.
4. Уменьшение суммы налога на прибыль путем использованиячистой прибыли на льготируемые цели экономически обосновано только в томслучае, если это приводит к росту балансовой прибыли в последующие периоды.
К налоговому планированию необходим индивидуальный подход,поэтому важно выделить ряд укрупненных этапов данного процесса, каждый изкоторых определяется набором взаимосвязанных процедур.
На первом этапе налогового планирования, который следуетнепосредственно за моментом возникновения идеи об организации или реорганизациикоммерческого предприятия, формулируются соответствующие цели и задачи. Определениесферы производства и обращения обусловливает решение вопроса об использованииналоговых льгот, которые предоставлены законодательством для малых предприятий,осуществляющих деятельность в сфере материального производства.
На втором этапе решается вопрос о выгодном с налоговыхпозиций месте расположения предприятия и его структурных подразделений. Имеютсяв виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но ирегионы России с особенностями местного налогообложения.
На третьем этапе выбирается организационно-правовая формаюридического лица.
На четвертом этапе анализируются предоставленные налоговымзаконодательством льготы и возможности их использования в коммерческойдеятельности.
На пятом этапе проводится анализ возможных форм сделок,планируемых в коммерческой деятельности (купля-продажа, посредническаядеятельность, аренда и пр.), с точки зрения минимизации совокупных налоговыхплатежей и получения максимальной прибыли.
На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещенииактивов и прибыли предприятия, при этом учитывается не только предполагаемаядоходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
Рассмотренная процедура налогового планирования, независящая от сферы деятельности предприятия, обеспечивает рациональноеповедение предприятия в условиях антикризисного управления. 3. Финансовые потоки в условиях антикризисногоуправления/>
Самая злободневная проблема российской экономики — неплатежи.Продолжающийся кризис платежных отношений в широком смысле (в том числепроблема взаимоотношений с бюджетом) остается главной угрозой возобновленияспада в экономике и препятствием для начала устойчивого экономического роста.
Неплатежи обусловлены многими макро — и микроэкономическимипричинами. К числу макроэкономических причин неплатежей относитсянеуравновешенность спроса и предложения. Для восстановления баланса необходимсоответствующий ценовой механизм. При неплатежах фактические цены снижаются ипредприятия не получают того, что заложено в расчетах. Вследствие этого рабочиене могут полностью получить заработную плату, хозяева — прибыль, а государство- налоги.
Перечислим и другие причины возникновения кризиса,обусловленные перекосами в государственной политике регулирования экономики:
· накопление отсроченной инфляции (девальвация, объемвнутреннего и внешнего долга и т.д.) в таких масштабах, какие экономика страныне в состоянии обслужить;
· неоправданно низкая доля накопления, т.е. государствоживет не по средствам, проедая доходы будущих поколений;
· спекулятивный характер фондового рынка, неотражающий реальное состояние экономики;
· отсутствие государственной программы экономическогороста и развития промышленного производства;
· непродуманная фискальная политика.
К числу микроэкономических причин отнесем различные формыслабого менеджмента. Известно, что жизнеспособность предприятия определяетсядолей денежных средств от основной деятельности в источниках наличности. Нопоскольку предприятие не в состоянии обеспечить такой уровень наличности, чтобыпокрывать текущие расходы, руководство вынуждено прибегать к краткосрочнымкредитам. Ухудшает финансовое положение предприятия и пассивное поведение нарынке. Если предприятие не предпринимает серьезных шагов для завоевывания новыхрынков, то при постоянном сворачивании старых рынков это означает сокращениеобъемов сбыта. Когда уменьшение объема продаж приобретает значительныемасштабы, это свидетельствует о резком уменьшении рыночной доли предприятия. Инымисловами, пассивность в поведении на ринке имеет следствием резкое ухудшениестратегических позиций, необходимых для расширения основной деятельностипредприятия.
Кроме того, отсутствие диверсифицированного подхода кподбору поставщиков и работе с ними не способствует стабильной работепредприятия. Так, на практике многие российские организации ориентируются наработу с одним поставщиком как по причине сложности организации параллельнойработы с несколькими поставщиками, так и в силу большого разброса цен из-за ихнеравноудаленности. Неумение или нежелание решать проблему поставок подрываетрыночную позицию предприятия.
Отмеченные недостатки в управлении поведением предприятия нарынке вызывают, как показывает практика, сокращение объема выпуска продукции исоответственно объема реализации. Следствием такой динамики является уменьшениеоборотных средств. Более того, если очистить от влияния инфляции суммыпоступлений за реализованную продукцию, то проявляется тенденция снижениямесячного объема продаж.
Уровень жизнеспособности предприятия во многом зависит и отнормативной базы, определяющей учет и устанавливаемой на государственном уровне.Так, изменение стоимости и структуры основных фондов предприятия оказываетнегативное влияние на процесс ценообразования. За счет величины амортизации,включаемой в себестоимость продукции, независимо от предпринятых хозяйственнымсубъектом действий растет цена продукции.
Анализ работы ряда сибирских предприятий показал, чтоосновными статьями задолженности являются расчеты по товарам, работам иуслугам, а также расчеты с бюджетом. Последняя статья составляет около половиныдолгов предприятия. Значительная часть задолженности — долги перед фондамисоциального страхования и обеспечения. Изменения, произошедшие в структурепассива баланса, свидетельствуют о необходимости срочных решений по обеспечениюроста оборотного капитала и положительного потока денежных средств от основнойдеятельности. Подобные решения в сфере установления нормативов учетапринимаются на уровне государства и способны изменить степень жизнеспособностимногих предприятий в относительно короткие сроки. Помимо рассмотренных условийхозяйствования можно выделить и ряд других, свойственных рыночной системехозяйствования. Так, работа в условиях инфляции определяет возрастание ролиуправления денежными средствами: с одной стороны, необходимо выгодно вкладыватьобесценивающиеся деньги в ликвидные запасы, а с другой — денежные средствадолжны обеспечивать нормальную работу предприятия. Золотая середина врассмотренных процессах противоположной направленности достигается накоплениемопыта хозяйствования, которого многие российские руководители еще не имеют.
Следствие рассмотренных негативных явлений — нехваткаоборотных средств для возобновления производства. В этих условиях привлечениевнешних займов представляется вынужденной мерой, позволяющей быстро исправитьтекущее состояние. Вместе с тем решение сегодняшних проблем таким образомпредполагает не менее активную работу руководителей предприятия над изменениемстратегии хозяйствования на рынке. В противном случае обращение к кредитнымресурсам для пополнения оборотных средств чревато в будущем тяжелымипоследствиями — неплатежами и даже банкротством предприятия.
Итак, причины неплатежей российских предприятий всовременных условиях подразделяются на две группы. В первую входят недостатки вгосударственном управлении экономикой, в определении условий хозяйствованияпредпринимателя, хозяйствующего субъекта и недостатки в управлении предприятиемв условиях рынка. Вторую группу причин можно обобщенно охарактеризовать какслабый менеджмент. Вместе с тем проблемы антикризисного управления предприятием- это в основном проблемы менеджмента, а значит, решаются они в зависимости отпрофессионального уровня антикризисного управляющего и уровня грамотностипредложенной программы финансового оздоровления предприятия. Именно низкийуровень управления служит основной причиной кризисного состояния большей частироссийских промышленных предприятий, являющихся основными плательщиками налогов.Таким образом, решение проблемы налоговых неплатежей напрямую связано сосуществлением антикризисного менеджмента предприятия.
Особо отметим различия в понятиях «антикризисноеуправление» и «антикризисное регулирование».
Процесс реализации антикризисных процедур применительно кдеятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом. Мировойопыт показывает, что антикризисная деятельность в условиях рыночной экономики — процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление иантикризисное регулирование.
Антикризисное управление — применение антикризисных процедурна микроуровне к конкретному предприятию. Антикризисное управление направленона отношения, складывающиеся на уровне предприятия при примененииреорганизационных или ликвидационных мероприятий. Антикризисное управлениеосуществляется по специальной программе при использовании определенного набораадминистративных методов. Чаще всего такое управление реализуется специальнымируководителями.
Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненногоцикла предприятия. Как мы уже говорили, они выражаются в колебаниях объемовпроизводства продукции, возникновении сложностей с ее сбытом, чрезмерном ростезадолженности по налоговым платежам и пр.
Реализация всей совокупности процедур антикризисногоуправления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: вусловиях резкого спада производства, характеризующегося постояннойнеплатежеспособностью предприятия.
Антикризисное регулирование понимается как воздействие напредприятие-должника на макроуровне. Данный вид макроэкономического воздействияпредполагает принятие организационно-экономических и нормативно-правовых мер состороны государства, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций,предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности дальнейшейработы этих предприятий.
В российской практике ключевыми направлениямигосударственного антикризисного регулирования являются:
· совершенствование законодательной базы онесостоятельности (банкротстве) предприятий;
· осуществление мер по оздоровлению жизнеспособныхпредприятий, в том числе оказание государственной поддержки неплатежеспособнымпредприятиям и привлечение инвесторов;
· принятие Правительством РФ мер, направленных напреодоление кризиса неплатежей;
· приватизация и добровольная ликвидацияпредприятий-должников;
· создание института арбитражных и конкурсныхуправляющих. Введенная Законом о банкротстве норма регулирования процессовсанации экономики предполагает определенную организацию антикризисного процессана уровне хозяйствующего субъекта. Антикризисный процесс — применение кпредприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур — начинаетсяс комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностикипричин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильныеантикризисные процедуры, что приведет к ликвидации вполне перспективныхпредприятий, санации явно несостоятельных предприятий, обострению конфликтовмежду должниками и кредиторами.
Основными этапами антикризисного управления являются:
· диагностика финансового состояния и оценкаперспектив развития производственного потенциала;
· разработка бизнес-плана финансового оздоровленияпредприятия;
· реализация антикризисных процедур.
Необходимо отметить, что государственные органы могут выступатьучастниками антикризисного процесса в случае, если в цепочке «руководитель- акционеры — кредиторы» «нездоровое» предприятие не может самоурегулировать свои проблемы. Практически процедура не меняется, еслируководитель и кредиторы хотят самостоятельно выйти из кризиса.
Список литературы
1. Антикризисноеуправление. Теория и практика: учебное пособие для ВУЗов, обучающихся поспециальностям экономики и управления (060000) / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В.Хавин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
2. Кризисноеуправление для руководителей и менеджеров. Р. Хит. — М.: Издательство ЛОРИ,2004
3. Антикризисноеуправление. Учебник/ Е. П Жарковская, Б.Е. Бродский. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Омега-Л, 2006.
4. Антикризисноеуправление: учебное пособие для студентов ВУЗов. / А.Т. Зуб — М.: Аспект Пресс,2005.
5. Методологияантикризисного управления: учеб. — практ. пособие/ Г.Б. Юн. — М.: Дело, 2004.
6. Антикризисноеуправление: учебное пособие / Под ред. К.В. Балдина. — М.: Гардарики, 2005.
7. Правовоерегулирование несостоятельности (банкротства): учеб. -практ. пособие/ С.А. Карелина.- М.: Волтерс Клувер, 2006.
8. Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)». С изменениями идополнениями на 1 мая 2005 года. — М.: Изд-во Эскмо, 2005
9. Вестник ВАС№5 2003 г., Специальное приложение.
10. Вестник ВАС№ 2 2005 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.