Содержание
Введение
1. Механизмфинансирования из внебюджетных источников
1.1Правовое регулирование механизма финансирования из внебюджетных источников
1.2Источники внебюджетных поступлений
2. Механизмпривлечения и расходования внебюджетных средств
2.1 Направления расходов внебюджетных средств
2.2 Налогообложениедеятельности по привлечению внебюджетных средств
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Введение
Преобразование российского общества и осуществляемые в странеэкономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая впоследнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций.Формирование демократических основ государства обусловило рост творческойинициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов иобъединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечилиоптимальные условия для ее развития. Появились новые типы потребителей изаказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческимидеятелями на рыночных принципах. В то же время государство последовательносокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, чтоформирующийся рынок решит возникающие проблемы. Стало уменьшаться влияниекультуры на российское общество, на формирование позитивных установок иценностных ориентаций граждан. Несмотря на сложную, в некоторых областяхкультурного развития — кризисную, ситуацию, частично удалось преодолетьгосподство патерналистской психологии в сфере культуры, добитьсяраспространения программных методов организации культурной деятельности,расширения форм и объемов участия общества в поддержке культуры. В настоящеевремя имеются необходимые социальные, экономические и психологическиепредпосылки для начала радикального обновления системы государственногоуправления и государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнююситуацию в отрасли можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапаее устойчивого развития. Вместе с тем в условиях становления рыночных отношенийи демократизации общества накопленный потенциал культуры требуетпреобразований. Многообразие явлений, составляющих отрасль«Культура», делает невозможным решение стоящих перед ней проблемизолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействияорганов государственной власти всех уровней, общественных объединений и другихсубъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость примененияпрограммных методов. И вопросы финансирования учреждений культуры имеетприоритетное значение. В этом и заключается актуальность выбранной темыкурсовой работы. Актуальность темы. Выполняя комплекс задач по идеологическомуи социальному обслуживанию населения, направленных на расширенноевоспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов насредства государственного бюджета. В то же время культура располагаетзначительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании можетвнести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером можетслужить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры сэлементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современногорыночного механизма.
Объектом исследования данной курсовой работы является финансовоеобеспечение бюджетных учреждений, предметом – внебюджетные средствафинансирования учреждений культуры.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности формирования внебюджетныхсредств финансирования учреждений культуры в условиях действия рыночной моделихозяйствования.
Задачи курсовой работы:
— охарактеризовать особенности формирования внебюджетных средствфинансирования учреждений культуры;
— рассмотреть внебюджетные источники финансирования культуры.
В курсовой работе в качестве примера приведены статистические данные2005-2006 гг., это не является показателем того факта, что материал курсовойморально устарел. Все описанные механизмы и материалы актуальны в настоящеевремя и применимы на практике. Данные же за предыдущие периоды приводятся вкачестве наглядного показателя, позволяющего в большей степени понятьизложенный материал./>
1. Механизм финансирования из внебюджетных источников
1.1 Правовоерегулирование механизма финансирования из внебюджетных источников
Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием длясокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры. В 2006 г. доля бюджетных ассигнований организациям культуры и искусства системы Министерства культурыРФ составила 81,1% в общем объеме финансовых поступлений, средств из иныхисточников — 18,9% (Приложение 1). Это соотношение значительно колеблется дляразных видов организаций культуры и искусства (Приложение 2). Доля внебюджетныхисточников выше у бывших хозрасчетных предприятиях (парков, зоопарков,организаций исполнительских искусств) и ниже у культурно-просветительныхучреждений (музеев, учреждений культурно-досугового типа, библиотек). Этотпоказатель традиционно самый высокий для парков культуры и отдыха (63,1%) исамый низкий — для библиотек (5,4%). В театрах и зоопарках он составляет более40%, в музеях — 24,5%, в учреждениях культурно-досугового типа — 14,2%. Внастоящее время значительно ниже, чем в 80-е и в начале 90-х гг. доля уконцертных организаций. Так, в 2006 г. она составила лишь 33,3%, а в 1990 г. доля только доходов от продажи билетов достигла 63%.
Если оставить в стороне доходы от основных видов уставной деятельностиорганизаций культуры и искусства системы Министерства культуры РФ, то доляпрочих доходов и поступлений (доходы от предпринимательской деятельности, сдачив аренду имущества, поступления от спонсоров и меценатов) составила в 2006 г. 4,2% в общем объеме финансовых поступлений. Это всего лишь 886 млн руб. на 104 тыс.организаций.
Государственным и муниципальным учреждениям культуры разрешено вестипредпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.
В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» от9 октября 1992 г. № 3612-I установлен перечень видов предпринимательскойдеятельности:
— по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организациикультуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;
— по торговле покупными товарами, оборудованием;
— по оказанию посреднических услуг;
— по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учрежденийи организаций (в том числе культуры);
— по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов(дивидендов, процентов) по ним;
— по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций,работ, услуг.
Деятельность учреждений культуры по реализации предусмотренных уставомработ, услуг и производимой продукции относится к предпринимательской лишь втой части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируетсянепосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития исовершенствования основной уставной деятельности.
Платные формы культурной деятельности культурно-просветительскихучреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей нерассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на ихразвитие и совершенствование.
Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты,учреждения культуры устанавливают самостоятельно.
При организации платных мероприятий учреждения культуры обязаныустанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов,военнослужащих срочной службы. Порядок установления льгот для данных категорийнаселения устанавливается соответствующими органами законодательной власти.
Финансирование расходов, связанных с бесплатным посещением музеев одинраз в месяц лицами, не достигшими 18 лет, осуществляется в пределах средств,предусмотренных на финансирование музеев и постоянных выставок в ведомственнойструктуре расходов федерального бюджета.
Для обеспечения социальной защиты граждан допускается государственноерегулирование цен на продукцию предприятий, тиражирующих товары культурного иинформационного назначения и занимающих при этом монопольное положение нарынке.1.2 Источникивнебюджетных поступлений
Привлечение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собойснижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования культурныхучреждений за счет средств учредителя. Однако платные услуги, предоставляемыегосударственными и муниципальными учреждениями, не могут быть оказаны вместодеятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Внебюджетные средства поступают в культурные учреждения различнымипутями:
• за счет предоставления платных услуг;
• от спонсоров и благотворительности физических и юридических лиц;
• от сдачи помещений и оборудования в аренду;
• от реализации произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальнойсобственности и прочих услуг;
• в результате поступления целевых средств из бюджетов других уровней(федеральные, региональные и муниципальные программы) и др.
Практика привлечения культурными учреждениями внебюджетных средствпостоянно расширяется: увеличивается число учреждений, предусматривающихвнебюджетное финансирование, возрастают объемы этого финансирования.
Поступление в государственные и муниципальные учреждения внебюджетныхсредств и их расходование регламентируются соответствующими нормативнымиправовыми актами. Основными из них являются:
• Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145ФЗ (далее – БК РФ);
• Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51ФЗ (часть первая), от 26.01.96 №14ФЗ (часть вторая);
• Налоговый кодекс РФ от 05.08.00 № 117ФЗ (часть вторая) (далее – НК РФ);
• Закон РФ от 10.07.92 № 32661 “Об нии”;
• Закон РФ от 07.02.92 № 23001 “О защите прав потребителей”;
• Федеральный закон от 13.03.06 № 38ФЗ “О рекламе”;
• Федеральный закон от 11.08.95 № 135ФЗ “О благотворительной деятельностии благотворительных организациях”;
• постановление Правительства РФ от 05.07.01 № 505 “Об утверждении правилоказания платных услуг”.
Государственные и муниципальные учреждения являются бюджетнымиучреждениями. В соответствии с БК РФ (ст. 42) доходы бюджетного учреждения,полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов вполном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения иотражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использованияимущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либокак доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение имеет право наиспользование этих средств в полном объеме для реализации уставной деятельности.
Это положение БК РФ диктует необходимость предусматривать в уставеучреждения исчерпывающий перечень платных услуг и производимых работ, источникипоступления финансовых средств или другого имущества. Именно уставы являютсяоснованием для оформления разрешения на открытие в органах казначействалицевого счета по предпринимательской деятельности.
БК РФ (ст. 70) установлено, что бюджетное учреждение вправе расходоватьимеющиеся средства:
• на оплату труда работников;
• перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
• трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплатыработникам;
• оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным илимуниципальным контрактам;
• оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметамибез заключения государственных или муниципальных контрактов.
Основным источником получения внебюджетных средств культурных учреждений являетсяплатная культурная деятельность. Для культурных учреждений эта деятельностьсвязана с реализацией дополнительных культурных программ. Однако культурныеучреждения обладают еще и материальным, финансовым, интеллектуальнымпотенциалами, которые можно и нужно использовать в целях организациидеятельности по привлечению внебюджетных средств. Обладание производственнымимощностями, необходимым оборудованием, помещениями позволяет производитьтовары, выполнять заказы, оказывать широкий спектр услуг, сдавать в арендупомещения и оборудование. Информационные ресурсы создают условия для развитиясовременных технологий, создания программных продуктов, баз данных, реализацииметодических материалов, услуг по использованию Интернета. />
2. Механизм привлечения и расходования внебюджетных средств
Создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средствначинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги илипродукции с учетом потенциальных возможностей конкретного учебного заведения.Для такого выбора важно провести анализ демографической ситуации, возможностейместного рынка труда, состояния экономики региона и благосостояния населения,потребности в услугах, наличия конкурирующих структур и др.
Для успешной работы по привлечению внебюджетных средств необходимозаинтересовать в этом коллектив, каждое подразделение, каждого сотрудника,сформировать нормативную базу, определяющую порядок и последовательностьдействий, получить лицензии (аккредитацию, сертификаты и др.), требующиеся дляосуществления большинства видов внебюджетной деятельности.
Начиная или развивая внебюджетную деятельность, следует по возможностиоценить все влияющие на нее факторы. Особенно важно это сделать, если имеетсянесколько вариантов использования ресурсов. Но даже ограниченный потенциал,например, позволяет эффективно организовать его использование и получатьдополнительные средства.
Одной из задач является правильное определение цены производимых товаров,работ и услуг. Получаемая выручка как минимум должна покрывать издержки по ихпроизводству и реализации. В цену платных услуг включаются:
• материальные, трудовые и другие затраты, которые подразделяются напрямые, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ), инакладные, связанные с деятельностью учреждения по организации предоставленияуслуг;
• налоги по конкретным видам деятельности;
• плановая прибыль.2.1 Направления расходов внебюджетных средств
К прямым затратам относятся оплата труда с учетом единого социальногоналога непосредственных исполнителей работ и услуг и материальные затраты,необходимые для их производства; к накладным расходам – оплата труда с учетомединого социального налога административного и обслуживающего персонала,коммунальные платежи и услуги связи, затраты на ремонт и приобретениеоборудования, текущий и капитальный ремонт здания, транспортные расходы,командировки, повышение квалификации и др. При этом важно определить, в какойчасти эти расходы относятся к данному виду работ и услуг.
Как известно, расходы учреждения подразделяются на текущие и капитальные.Текущие расходы включают в себя оплату труда с начислениями, а такжематериальные и приравненные к ним затраты.
Капитальные расходы связаны с приобретением оборудования и другихосновных средств, а также с затратами (отчислениями) на капитальный ремонт иамортизацию (износ основных средств).
Существует несколько вариантов расчета цены услуг. В цену могутвключаться:
• только текущие затраты, относящиеся к обеспечению учебного процесса иего обслуживанию (административные, хозяйственные и эксплуатационные расходы);
• текущие затраты и часть капитальных затрат;
• все затраты: и текущие, и капитальные.
В условиях рынка допустимо устанавливать льготные цены применительно кконкретному перечню или контингенту воспитанников. Такая дифференциация должнабыть отражена в локальных актах учреждения (положение, приказы и др.). При этомвосполнение затрат возможно за счет привлечения к занятиям большего числавоспитанников, сокращения расходов по обеспечению учебного процесса, повышенияцены на услуги, пользующиеся повышенным спросом, и иными способами.
Размер плановой прибыли устанавливается соответствующим органомуправления учреждения в процентах от совокупных затрат для каждого конкретноговида деятельности. Стоимость платных услуг определяется на основании соглашениясторон, выраженного в договоре об оплате дополнительных услуг. Это означает,что все расчеты, проводимые в культурном учреждении для определения разумнойцены платных услуг, имеют смысл лишь тогда, когда родители готовы порассчитанной цене оплачивать услуги.
Дополнительные платные услуги должны оплачиваться через учреждения банковпо квитанции, выписанной учреждением с указанием всех необходимых реквизитов,или в культурном учреждении при наличии оборудованной кассы. Если учреждениеобслуживается централизованной бухгалтерией и не имеет своего расчетного счета,в квитанции необходимо указать номер или полное наименование учреждения, группуи фамилию воспитанника. Все юридические и финансовые отношения, связанные соказанием платных услуг, регулируются договором.
Структура договора предусматривает:
• название договора;
• указание сторон (для культурного учреждения – лица, действующего отимени культурного учреждения);
• предмет договора (комплекс услуг или отдельные услуги; возможныприложения, в которых содержатся сведения о программах, форме обучения,расписании занятий и т. д.);
• права и обязанности сторон (наряду с общими положениями о надлежащемкачестве предоставляемых услуг целесообразно указать на возможность измененияразмера оплаты и определить его порядок; установить право родителей получатьвсю необходимую информацию о процессе предоставления услуг и в установленномпорядке обращаться со своими замечаниями и предложениями);
• сроки и порядок оплаты;
• срок действия договора;
• порядок досрочного расторжения договора;
• дополнительные условия;
• реквизиты и подписи сторон.2.2 Налогообложение деятельности по привлечению внебюджетных средств
Налогообложение деятельности по привлечению культурным учреждением внебюджетныхсредств регулируется НК РФ. В настоящее время налогообложение государственных имуниципальных учреждений производится в общем режиме.
Заработная плата работников облагается единым социальным налогом.
Любая доходная деятельность культурного учреждения подлежитналогообложению по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) и налогу наприбыль.
От НДС освобождаются:
• услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по проведениюзанятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) истудиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
• услуги в сфере учебнопроизводственного ния (по направлениям основного идополнительного ния, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, заисключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений(подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ некоторые культурныеорганизации имеют право на освобождение от уплаты налога на добавленнуюстоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца суммавыручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС не превысила всовокупности 2 млн руб. Освобождение предоставляется на 12 месяцев, поистечении которых учреждение может продлить срок его действия.
Не являются объектом налогообложения по НДС средства, полученныеучреждением в порядке пожертвования, дарения, по завещанию.
Государственные и муниципальные учреждения являются плательщиками налогана прибыль организаций. Налог на прибыль платится с доходов, полученных отреализации платных и иных услуг, от аренды, от реализации произведенныхтоваров, работ. Такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами откоммерческой деятельности.
Собственная коммерческая деятельность учреждения культуры являетсятрадиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры. Важноподчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, нате виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимотрадиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, исдача помещений в аренду и пр.
Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль определяетсякак разница между полученной суммой дохода (без учета НДС) и суммой фактическиосуществленных расходов, связанных с коммерческой деятельностью.
Согласно подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ не взимается налог на прибыль сдоходов в виде безвозмездно полученного государственными и муниципальнымиучреждениями имущества. При этом следует иметь в виду, что для примененияуказанной льготы при оформлении договора пожертвования и переводе средствнеобходимо правильно использовать терминологию – применять слово“пожертвование”, а никакое другое, особенно не использовать термин “спонсорскаяпомощь (взнос)”. Спонсорский вклад согласно Федеральному закону “О рекламе”(ст. 19) – это плата за рекламу о спонсоре, т. е. возмездная сделка, доход откоторой облагается налогом на прибыль.
Налог на имущество является региональным и вводится в действие законамисубъекта РФ на основе НК РФ. Объектом налогообложения является движимое инедвижимое имущество, в т. ч. имущество, переданное во временное владение,пользование, распоряжение или доверительное управление. Освобождаются от налогана имущество организации в отношении объектов социальнокультурной сферы,используемых ими для нужд культуры, искусства, образования, физической культурыи спорта, здравоохранения и социального обеспечения. В региональных законахмогут устанавливаться дополнительные льготы по налогу на имущество организаций.Так, в соответствии с Законом г. Москвы “О налоге на имущество организаций”освобождаются от уплаты этого налога бюджетные учреждения, финансируемые избюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований г. Москвы, на основесметы доходов и расходов вне зависимости от нужд, на которые используетсяимущество.
В заключение необходимо еще раз напомнить, что дополнительные платныеуслуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной деятельностиучреждения, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Услуги,оказываемые в рамках основных культурных программ и государственных стандартов,направленные на совершенствование процесса, не рассматриваются какдополнительные платные услуги. Оказание дополнительных услуг не может наноситьущерб или ухудшать качество предоставления основных услуг, которые длянаселения являются бесплатными.
Заключение
В заключение необходимо еще раз напомнить, что поступление средств извнебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетныхотчислений в фонды развития культуры и не призвано заменить их. Формированиевнебюджетных средств финансирования учреждений культуры не могут быть оказанывзамен или в рамках основной деятельности учреждения культуры, финансируемогоза счет средств соответствующего бюджета. Услуги, оказываемые в рамках основныхпрограмм финансирования и государственных стандартов, направленные насовершенствование культурного процесса, не рассматриваются как дополнительныеплатные услуги. Оказание дополнительных услуг не может наносить ущерб илиухудшать качество предоставления основных услуг, которые для населения предоставляютсябесплатно. По мере изменения государственных приоритетов, зависимость отбюджетного финансирования может сыграть роковую роль для организаций культуры иискусства. Необходимость хотя бы относительной финансовой самостоятельностиосознается все большим числом организаций.
Список использованнойлитературы
1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательстваРоссийской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.)
2. Врублевская М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В.Врублевская, под ред. О.В. Врублевской, М. В. Романовского. – 4-е изд., испр. иперераб.- М.: Юрайт, 2008. – С.838
3. Корнеева В.П. Финансирование культуры из федерального бюджета в2005-2006 году / В.П. Корнеева // Справочник руководителя учреждения культуры.– 2007. — №12. – С. 7-12
4. Кочетков. В.С. Источники финансирования сферы культуры.// Финансы. –2007. — № 3.
5. Муравьева Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры / Н.Я.Муравьева // Культура: управление, экономика, право, 2006.- №2.- С. 42-44
6. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2008. – 408 с.
7. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособие. — М., 2007.
8. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Под ред.И.М. Шеймана и др. — М.: Наука, 2006.
9. Совершенствование системы управления и финансирования бюджетныхучреждений. / Авт. колл.: Баткибеков С., Гребешкова Л., Дежина И. и др. — М.,2008.
10. Телятникова О., Бутова Т.Г. Место качества культуры в концепции качестважизни: Проблемы сертификации и управления качеством: Материалы научно-прак. семинара.- СибГТУ, 2007.
11. Учреждения культурно-досугового типа, парки культуры и отдыха РоссийскойФедерации в цифрах за 2006 год / Стат. сб. — М.: ГИВЦ Министерства культуры РФ,2007.
12. Шекова Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учрежденияхкультуры. // Маркетинг в России и за рубежом. — №2. — 2008.
Приложение 1
Источники финансирования организаций культуры и искусства системыМинистерства культуры РФ в 2006 г., тыс. руб.
№
п/п Виды организаций культуры Всего поступлений Ассигнования из бюджетов разных уровней Внебюджетные средства доходы от основных видов уставной деятельности Прочие доходы и поступления 1 Парки культуры и отдыха 528735 195217 333518 265087 68431 2 Зоопарки 251575 143391 108184 101460 6724 3 Театры 1007852 560820 447032 429021 18011 4 Концертные организации 1285830 856290 429540 387035 42505 5 Музеи 4913313 3708269 1205044 955667 249377 6 Учреждения культурно-досугового типа 8741154 7496193 1244961 881925 363036 7 Библиотеки 4488930 4244376 244554 106495 138059 Всего 21217389 17204556 4012833 3126690 886143
Приложение 2
Структура источников финансирования организаций культуры и искусствасистемы Министерства культуры РФ в 2006 г. (%)
№
П/П Виды организаций культуры Всего поступлений Доля бюджетных источников Доля внебюджетных источников Доходы от основных видов уставной деятельности Прочие доходы и поступления 1 Парки культуры и отдыха 100,0 36,9 63,1 50,1 12 2 Зоопарки 100,0 57,0 43,0 40,3 2,7 3 Театры 100,0 55,6 44,4 42,6 1,8 4 Концертные организации 100,0 66,6 33,4 30,1 3,3 5 Музеи 100,0 75,5 24,5 19,5 5,1 6 Учреждения культурно-досугового типа 100,0 85,8 14,2 10,1 4,2 7 Библиотеки 100,0 94,6 5,4 2,4 3,1 Всего 100,0 81,1 18,9 14,7 4,2
Приложение 3
Динамика изменений численности работников культуры и искусства, прошедшихкурсы повышения квалификации, чел.Численность работников культуры и искусства 2004 2005 2006 всего 163 153 161 Прошедших курсы повышения 11 6 35 % 6,7 3,9 21,7
Приложение 4
Общеэкономические показатели деятельности учрежденийНаименование показателей 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. Бюджет по разделу «Культура и искусство» 13079 14918 17920 16404 Процент от бюджета 1,7 1,5 1.6 1,51 Сумма расходов на 1 жителя в сфере культуры (в абсолютных цифрах) 782 872 1069 961 Среднемесячная заработная плата работников культуры и искусства 4,99 8,24 9,11 12,6
Приложение 5
Динамика показателейНаименование показателей Учреждения культурно-досугового типа всех ведомств 2003 2004 2005 2006 Число учреждений культурно-досугового типа. Всего (в т.ч. всех ведомств) 2 2 2 2 — Из них в ведении органа управления культуры 2 2 2 2 Число клубных формирований 59 57 60 70 — В том числе для детей 22 21 26 23 Из общего числа – формирования самодеятельного народного творчества 35 31 32 40 -В том числе для детей 12 11 16 12 Число участников клубных формирований 4576 4554 4720 6201 — В том числе детей 1892 1847 1736 2467 Из общего числа участников в клубных формированиях – участники в формированиях самодеятельного народного творчества 661 640 680 701 Число культурно-досуговых мероприятий, всего 473 541 500 452 — В том числе для детей 207 243 329 311 Из общего числа мероприятий – мероприятия на платной основе 118 140 127 80 Число посетителей на платных мероприятиях 10106 12693 12747 7817 Численность работников — всего 62 58 58 61 Специалисты культурно-досуговой деятельности 32 27 24 29 Из числа штатных работников — со стажем менее 3-х лет 24 25 20 18