Реферат по предмету "Философия"


Основные положения концепции Ф. Хайека

Содержание
1. Концепция социально-экономическогоразвития Ф. Хайека
2. Философия бизнеса. Проблемысоциальной ответственности предпринимательства
3. Укажите правильное определениепонятия «развития»
Литература

1. Концепциясоциально-экономического развития Ф. Хайека
 
В мировой социально-экономической мысли Фридриху фон Хайеку принадлежитособое место не только как одной из центральных фигур экономической науки XX в. и наиболее видному представителюавстрийской традиции, но и как мыслителю, противостоявшему интеллектуальномутечению своего времени. Сегодня имя Хайека — патриарха современной австрийскойшколы, стало синонимом защиты либеральных ценностей, твердости и непримиримостив борьбе с любыми проявлениями социалистического мировоззрения.
Научная деятельность Хайека продолжалась семь десятилетий изатрагивала широкий спектр социальных и гуманитарных дисциплин, включаяфилософию (в том числе эпистемологию и социальную философию), экономику,политологию, право.
Широта взглядов Ф. Хайека проявилась, не в последнюю очередь,в своеобразной аргументации давно знакомых положений экономической теории.Являясь представителем неолиберального направления, Хайек, естественно,выступает последовательным сторонником рыночной экономики, оставаясь до концажизни верным идее высокой ценности принципов экономического либерализма. Однако он рассматривает рынок не как изобретение человека, ине как механизм реализации справедливости и оптимального распределенияресурсов, а как спонтанный экономический порядок. При этом Хайек, очень четкоразличает понятия «рынок» и «хозяйство». Последний, по его мнению, предполагаеттакое социальное устройство, при котором Некто размещает ресурсы в соответствиис единой шкалой целей. Это предполагает осуществление всей экономическойдеятельности по единому плану, где однозначно расписано, как будут«сознательно» использоваться общественные ресурсы для достижения определенныхцелей.
Рынок же, по мнениюХайека, функционирует принципиально иначе. Он не гарантирует обязательногоудовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потомменее важных. Никто в отдельности не знает потребностей и возможностей всех, нокаждый, вступая в добровольный обмен, сообщает всем информацию о своих целях ивозможностях и одновременно получает информацию о готовности другихспособствовать реализации этих целей. По Хайеку, рынок просто соединяетконкурирующие цели, но не дает гарантии того, какие из этих целей будутдостигнуты в первую очередь[1].
По Хайеку, у спонтанногоэкономического порядка есть существенные преимущества.
1. Прежде всего, в немиспользуются знания всех членов общества. И распространение этих знаний,большая часть которых воплощена в ценах, является важнейшей функцией рынка. Помнению Хайека, механизм цен является уникальным способом коммуникации, где ценывыступают и как свидетельство определенной значимости товара с точки зрения другихлюдей, и как вознаграждение за усилия. Цены играют роль сигналов, побуждающихиндивида предпринимать усилия. Через цены осуществляется взаимоприспособлениепланов и потому механизм цен — одна из важнейших сторон рыночного порядка.Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, предпринимательполучает возможность согласовать свои действия с действиями других.
Механизм цен являетсямеханизмом коммуникации людей в экономических процессах, и поэтому категорическипротивопоказан административный контроль над ценами. Хайек неоднократноподчеркивает, что эта функция системы цен реализуется только в условияхконкуренции, то есть лишь в том случае, если отдельный предприниматель долженучитывать движение цен, но не может его контролировать. И чем сложнееоказывается экономический организм, тем большую роль играет это разделениезнания между индивидами, самостоятельные действия которых скоординированыблагодаря безличному механизму передачи информации, известному как система цен.
Хайек обращает вниманиена то, что люди, имеющие возможность свободно реагировать на ситуацию, лучшечем какой-либо централизованный орган могут оценить локальную ситуацию, то естьиспользовать так называемое локальное знание и тем самым способны обеспечитьвключение этого знания в общий поток знания, циркулирующего в обществе. Рынокспособствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществеи могут быть использованы для производства товаров[2].
Но взаимоприспособлениепланов — не единственное достижение рынка. Хотя рынок и не гарантируетпроизводство товаров в соответствии со шкалой общественных приоритетов, онгарантирует то, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делатьэто с меньшими издержками, чем другие.
2. Большое вниманиеуделяет Хайек рассмотрению механизма конкуренции. Как известно, в рамкахкейнсианского направления конкуренция рассматривается как несовершенный икрайне растратный механизм достижения сбалансированности экономической системы,а в рамках неоклассического направления — как быстрый и эффективный способоптимального распределения ресурсов. Оригинальность позиции Хайека состоит втом, что он первый рассмотрел конкуренцию как «обнаруживающую процедуру», какспособ открытия новых продуктов и технологий, которые без обращения к нейостались бы неизвестны. Именно конкуренция заставляет предпринимателя в поискахвысокой прибыли искать новые продукты, использовать новые рынки сырья, искатьименно те самые новые производственные комбинации, которые и обеспечиваютдинамическое развитие экономической системы.
Имея возможность проявитьсебя, люди находят принципиально новые пути решения возникающих проблем, темсамым человек оказывается способным предложить обществу что-то новое.
В рамках концепции «индивидуализмаразвития» Хайека характерен акцент на творческую устремленность человека,стремление к новому, стремление к отысканию или созданию потребностей, которыеникто не удовлетворяет или удовлетворяет не в полной мере. Таким образом,осуществляется у Хайека связь свободы и прогресса.
В этом убеждении Хайекакроется еще один аргумент против централизованного планирования. Посколькупроизводство неизвестного продукта не может быть внесено в план, тем самымсистема директивного планирования предполагает репродуцирование сложившейсяструктуры общественного производства. Таким образом, конкуренция представляетценность именно потому, что ее результаты непредсказуемы и, в общем, отличны оттех, к которым каждый сознательно стремиться.
3. Еще одним вопросом, накоторый Хайек обращает внимание, является вопрос: обеспечивает ли рыноксоблюдение принципа социальной справедливости? Экономисты социалистическойориентации аргументом в защиту планирования считают, что оно позволяетраспределить продукцию более равномерно и справедливо. Хайек с этим не спорит,соглашаясь, что если мы действительно хотим распределять блага в соответствии снекими заранее установленными стандартами благополучия, то нет другого выхода,кроме планирования всей экономической жизни. Но платой за такие достижениябудет являться уничтожение свободы выбора — выбор будут делать за нас другие. ИХайек ставит очень серьезный вопрос: не будет ли ценой, которую мы заплатим заосуществление чьих-то идеалов справедливости такое угнетение и унижение, которогоникогда не могла породить «свободная игра экономических сил».
По мнению Хайека,неправомерно связывать принципы осуществления социальной справедливости срыночным порядком, который является этически нейтральным. Согласно еговзглядам, справедливость следует оценивать с точки зрения самого процессаповедения, а не с точки зрения конечного результата. Неудивительно, чтосправедливость у Хайека сводится к универсальному равенству всех перед законом,который должны носить всеобщий и определенный характер. Требование жесоциальной справедливости, которую Хайек рассматривает как уравнительнуюсправедливость, он объясняет неистребимым желанием «втиснуть» рыночный механизмв схемы желательного распределения доходов. Программа распределительной(уравнительной) справедливости и контроль государства над экономикой, поглубокому убеждению Хайека, несовместимы с «правлением права», поскольку онинеизбежно носят выборочный, то есть дискриминационный характер.
По мнению Хайека, рыноквыполняет незаменимую познавательную функцию в процессе социальной координации,где он является передаточным устройством, позволяющим эффективно использоватьинформацию, рассеянную среди бесчисленного множества экономических субъектов.Естественно поэтому, что рынок не только необходим, но он также должен бытьнеуправляемым и не может являться инструментом государственного манипулированиядля достижения определенных результатов.
Но рыночная система, помнению Хайека, не обрекает государство на бездействие и перед ним открываетсяширокое поле деятельности. Прежде всего, это создание и совершенствованияправовых норм – «правил игры» необходимых для эффективного функционированиярыночной системы. Другими словами, создание условий для развития конкуренции.Но помимо условий для развития конкуренции в ряде случаев на государствовозлагается функция замены ее другими формами регулирования там, где этонеобходимо, в частности, в предоставлении товаров коллективного пользования.
На государство, по мнениюХайека, должны быть возложены в основном такие задачи, как разработка законодательныхрамок функционирования конкурентного рынка.
Но Хайека волновали нетолько общие вопросы философии рыночного хозяйства. Нобелевской премии поэкономике в 1974 году он был удостоен, в том числе за работы в области денег,конъюнктурных колебаний и анализа взаимозависимости экономических и структурныхявлений. В этих вопросах Хаейк выступает как оппонент Кейнса, считая, чтополитика дешевых денег и создания за счет бюджета рабочих мест лишь усугубляетэкономические проблемы.
Таким образом, сущностьсоциально-экономической концепции Ф. Хайека состоит в следующем:
 - конкуренция черезмеханизм цен информирует участников рынка о тех возможностях, которыми онимогут воспользоваться для эффективного применения тех ресурсов, которымиобладает общество;
— рынок способствуетконцентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут бытьиспользованы для производства товаров;
— экономические проблемыдолжны решаться через накопление и распространение информации (знаний);
— высшей человеческой ценностьюявляется свобода. Только она может гарантировать, что человек можетсамостоятельно распорядиться своим знанием. В условиях конкуренции это ведет кэффективному использованию знаний и тем самым к высокому уровню экономическогоблагосостояния;
— основа экономическойсвободы состоит не в более или менее равномерном распределении материальныхблаг, осуществляемом государством и подчиняющим этим распределением отдельныхиндивидов, а в праве каждого отдельного человека свободно распоряжатьсякапиталом и своими способностями, что порождает риск и ответственность распорядителя;
— система частнойсобственности – основная гарантия свободы. Пока контроль над собственностьюраспределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеетнад ними абсолютной власти;
— государство не должночрезмерно вмешиваться в экономику, и, прежде всего в процессы ценообразования.
2. Философиябизнеса. Проблемы социальной ответственности предпринимательства
Основы философии бизнесабыли заложены еще в XVIII – XIX вв. в трудах классиков экономическойтеории. Они дали первоначальное научно-практическое определение сущности и ролипредпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX века в их работах выделяютсяэкономические, организационные и психологические признаки предпринимательства,которые позднее трансформируются в его функции. Р. Кантильон, например,разработал одну из первых концепций предпринимательства, по его определениюпредприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Ж. Бодо, считал,что предприниматель- это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело.Это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеетпредприятием. Важнейшее значение для развития современного бизнеса имел выводученых XVIII – XIX о том, что предприниматель – это собственник капитала,владелец собственного дела, управляющий им.
В ХХ веке философы сталиуделять еще более серьезное внимание развитию теории предпринимательства, егосущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезнымисследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей,постоянно добивающимся успеха в своем бизнесе, разрабатываются практическиерекомендации по осуществлению предпринимательских проектов.
 Высказываются новыеточки зрения на предпринимательство, формируется довольно устойчивая философиябизнеса. Например, по мнению Ф. Хайека предприниматель, как хозяйствующийсубъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможностиполучения прибыли. Хайек особо подчеркивает, что в современных условияхпредприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тотиз них, кто в этой конкуренции выживет. Хайек утверждал, что бизнес, как суммастихийных процессов значительно шире предпринимательства, равнозначного, по егомнению, любой другой рыночной профессии.
В то же время, по мнениюамериканского ученого Й. Шумпетера «предпринимательство не является профессиейи в подобном состоянии нельзя находится длительное время». В трудах Шумпетераизложены важнейшие проблемы теории и практики предпринимательства, изучение которыхимеет немалое значение для российских предпринимателей. Так, значительныйинтерес представляет учение Шумпетера о сущности предпринимателей, ихличностных качествах, мотивах деятельности и др. По мнению Шумпетерапредприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность являетсяспецифической проблемой, так как они выполняют функции создания чего – тонового, а сделать что-то новое значительно труднее, чем привычное и испытанное.При этом социальная среда оказывает противодействие попыткам каждого, ктонамерен внести новое, в экономике в частности.
Шумпетер исследуетпроблему мотивов предпринимателя, которые соответствуют девизу: еще больше.Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю, и в большинствеслучаев, хотя и не всегда, — свою династию. Своя империя дает предпринимателюпростор и чувство власти. Шумпетер выделяет следующую группу мотивов: одномунужна «свобода» и «условия для развития личности»; другой хочет обладать«сферой влияния», третий движим «снобизмом».
Вторая группа мотивоввязана с волей к победе. Сюда входят с одной стороны, желание борьбы, с другойстремление к успеху ради успеха. В обоих случаях, считает Шумпетер,экономическая сторона сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична.Величина прибыли здесь – всего навсего показатель успеха. И в этой группе можновыделить такой мотив, как стремление подняться вверх по социальной лестнице.
Третья группа мотивовсвязана с радостью творчества, которая в предпринимательской деятельностистановится определенным мотивом поведения предпринимателя.
Шумпетер считал, что дляразвития предпринимательства необходимы два основных фактора: организационно-хозяйственноеноваторство и экономическая свобода[3].
Таким образом, философиюбизнеса можно определить, как раздел философии, дающий оценку деятельностибизнесмена, как форме реализации субъектом целерациональной активности всоответствии с его интересами и потребностями. В основе этой деятельности лежаторганически включенные в его структуру объективные (социальные) и субъективные (личностные)ценности и нормы. Эта деятельность, с одной стороны, представляет собойсложнейшую систему адаптации субъекта к изменяющимся внешним условиям среды, а,с другой — активную форму преобразования данной среды в соответствии собъективными возможностями и личностными ценностями и целями.
В более узком,современном понимании философия бизнеса очень часто рассматривается какфилософия отдельного предприятия, компании. Компания,корпорации, да и любая организация в целом – это тот же живой организм,который, как и человек, рождается, развивается, взрослеет, испытывает сложности,достигает успеха. И так же ищет ответы на вопросы: «Какова цель существованиякомпании?», «Какой организация будет через 10-15-20 лет?», «Какие обязательстванесет компания перед обществом?» Отвечая на эти вопросы, компания формулируетсвою философию – идеологическую основу бизнеса. Это помогает ей определить своюуникальность на рынке, обозначить приоритеты в деятельности и развитии,обеспечить единое понимание целей, стоящих перед организацией.
Философия компании – этосовокупность смыслов, ценностей и целей деятельности работающих в ней людей,это основополагающие установки, в соответствии с которыми организацияосуществляет свою деятельность. Она может включать в себя такие составляющие,как миссия, видение компании, ценности, ключевые компетенции компании,обязательства компании перед заинтересованными группами. Миссия – этопредназначение, смысл существования компании, главная ее цель. Это маяк,указывающий дорогу в случае, когда трудно сориентироваться, видение– это желаемый образ компании, ценности – это общая для всех сотрудниковсистема базовых принципов жизни и деятельности компании.
Но это, как уже былосказано философия бизнеса в самом узком своем значении. Более распространеннымсчитается следующее определение философии бизнеса: философия бизнеса — это концепции, описывающие наиболее общие принципы, подходы кпроизводству изделий и услуг, управлению производством, взаимоотношениям междупредпринимателем, сотрудниками предприятия, обществом, государством, природнойсредой. Философия бизнеса основывается на культурных и национальных традициях,общих концепциях развития технической цивилизации. Деятельность предпринимателявсегда социальна, и в развитом обществе сам предприниматель это прекрасноосознает.
Важнейшей составнойчастью философии предпринимательства является философия качества, которая такжеимеет социальную направленность. В современных промышленно-развитых странах вначале 20-го века начала складываться философия предпринимательства, основаннаяна концепции так называемого «общества потребления», т.е. общества, цельюсуществования которого является удовлетворение потребностей сограждан.Окончательно эта концепция общества была сформулирована в 50-х годах. Важнейшийвклад в воплощение этой концепции в жизнь внес президент США Джон ФицжеральдКеннеди, выдвинувший в начале 60-х годов концепцию государственной защиты правпотребителя. Согласно этой концепции, государство обязано активно вмешаться вовзаимоотношения производителя товаров и услуг и потребителя на сторонепоследнего, ограждая его от недоброкачественной продукции и взяв на себя защитуего прав.
В связи с этимактуальными становятся вопросы социальной ответственности предпринимателейперед обществом, гражданами, потребителями.
Главной фигурой обществастановится потребитель, его требования (если они социально безопасны) обладаютприоритетом над возможностями производителя, и защищаются установлениямигосударства и общества. Важнейшими достижениями «общества потребления» могутсчитаться:
— последовательноепретворение в жизнь идей свободы торговли, что привело к созданиюмеждународного рынка товаров и услуг — потребитель в любой стране можетприобретать товар, произведенный в любой стране; следствием этого являетсярезкое обострение конкуренции производителей, обострение их борьбы за повышениекачества продукции и конкурентные цены;
— развитие системгосударственной и общественной защиты прав потребителей на качественнуюпродукцию и услуги; эти системы защиты не только позволяют потребителю взыскиватьс производителя ущерб за недоброкачественную продукцию и услуги, но ипредупреждают появление такой продукции на рынке, а также ограничиваютмонополизацию рынка производителем; следствием этого является необходимостьпроизводителя предоставлять потребителю систему доказательств качества товараеще до того, как потребитель этот товар приобрел;
— достаточно высокий уровеньсамосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовысотрудничать с производителем в его повышении.
Таким образом, всоответствии с существующей философией предпринимательства, вся полнотаответственности за качество изделий и услуг лежит на производителе.Производитель в разные исторические промежутки по-разному реагировал на этуответственность, воплощая различные философии обеспечения качества.
Вообще вопросамсоциальной ответственности предпринимателей в философии предпринимательстваотводится не так уж много места, хотя в информационном, постиндустриальномобществе с большей силой заявляет о себе общественная потребность в социальноответственном предпринимательстве, актуализируются ценности этики бизнеса, втом числе и в стремительно растущей сфере услуг.
Сегодня изменяютсясущность бизнеса и представления о его целях и основных функциях,переформулируется социальная ответственность предпринимательства, особенно вроссийской ситуации, насущной и непростой задачей становится достижениесоциальной справедливости в условиях рынка.
Предназначение бизнеса насегодняшний день состоит не только в получении прибыли, существует еще исоциальная ответственность, которая предполагает отношения доверия и партнерства.Анализ социальной ответственности предпринимательства определяется необходимостьюосмысления процессов создания нравственного климата и выработки деловой этики,способствующих развитию цивилизованного предпринимательства.
Рассмотрим, что жевкладывается в понятие социальная ответственность предпринимателя. Социальнаяответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровеньдобровольного отклика на общественные проблемы. Этот отклик имеет место поотношению к тому, что лежит вне определяемых законом требований или же сверхэтих требований.
Суть концепциисоциально-ответственного бизнеса (СОБ) заключается в том, что предпринимателидолжны «не только заботиться о прибыли и уплате налогов, но и разделить с обществомответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство иэкологические проблемы, участие в экономической адаптациисоциально-незащищенных слоев населения и охране окружающей среды».
В обществе сложилисьпредставления о том, что бизнес должен ответственно действовать в таких сферах,как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права,защита интересов потребителя и т. п. Следовательно, предприниматели должнычасть своих ресурсов и усилий направлять на пользу местных сообществ, в которыхфункционируют их предприятия, и, таким образом, на пользу общества в целом, таккак организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясьв конфликте со своим окружением. Для успешного бизнеса предприятие должно уметьприспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде,чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Расходы насоциальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментовобщества, а также улучшением отношения общественности к бизнесу, что повышаетлояльность потребителей к производителям продукции, снижает уровеньгосударственного регулирования и ведет к общему улучшению состояния общества.Однако бизнес, чтобы стать социально ответственным, должен анализироватьсобственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы,которые помогут этой среде в наибольшей мере[4].
Однако не подлежитсомнению, что для любого предпринимателя на первом месте стоит выживание егобизнеса и только потом — проблемы общества. Если предприниматель не способенвести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится попреимуществу акаде­мическим. Тем не менее, предприниматели должны вести своидела в соот­ветствии с общественными ожиданиями и с философской точки зренияцелью предпринимательства должно быть удовлетворение основ­ных жизненных икультурных потребностей человека
3. Укажите правильное определениепонятия «развития»
Развитие – это:
а) количественноеизменение объекта;
б) всякое движение;
в) прогрессивноеизменение;
г) движение по кругу;
д) движение от менеесовершенного к более совершенному;
е) необратимыекачественные изменения системы;
ж) повторяющиесяколичественные и качественные изменения в явлениях;
з) тождественное всякомуизменению
Развитие –это необратимые качественные изменения системы (вариант е)
Развитие – этонеобратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, ихуниверсальное свойство; в результате развития возникает новое качественноесостояние объекта – его состава или структуры. Развитие – всеобщий принципобъяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий.
Различают две формыразвития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную,связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), иреволюционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта(революция). Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) ирегрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс – направленное развитие, длякоторого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к болеесовершенному.
Развитие, как быповторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе,так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное,катастрофическое, революционное превращение количества в качество.
Основной особенностью,отличающей развитие от других динамических процессов, например, от процессароста, является качественное изменение во времени переменных, характеризующихсостояние развивающейся системы (для процесса роста обычно говорят лишь околичественном изменении этих переменных). Причем качественное изменение носитскачкообразный характер. Постепенное монотонное изменение некоторого параметрав течение заметного времени сопровождается соответствующим постепенным изменениемсостояния системы, но в определенный момент происходит разрыв постепенности:состояние системы меняется скачком, система переходит на новый качественныйуровень, количество переходит в качество. Затем повторяется все заново, но ужена новом качественном уровне.

Литература
1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. –М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
2. Борисенко Е.Н. Социальная ответственностьмалого предпринимательства.- М. «Клистар», 2002. – 93с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория:Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 544 с.
4. Гайнутдинов Р.И. Социальнаяответственность российского бизнеса // Правоведение. -2006. — № 4.
5.КапелюшниковР. Философия рынка Ф. Хайека // Мировая экономика и международные отношения.1989. № 12.
6. Лукашевич В.В. Пронина Е.И.Философия экономики: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУП, 1998. – 68с.
7. Осипов Ю.М. Философия хозяйства:учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 320с.
8. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко.– СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 295 с.
9. Помпеев Ю.А. История и философия отечественногопредпринимательства.- СПб. Изд-во СПбГУ, 2007 – 272с.
10. Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА – М, 2002. — 520с.
11. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курсрыночной экономики /Под ред. Г.И. Рузавина — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.-319с
12. Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебноепособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 271с.
13. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова.– М.: Юристъ, 2001. – 376 с.
14. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
15.Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.