1.Принципы и последовательность разработки инвестиционной стратегии
Воснове разработки инвестиционной стратегии предприятия лежат принципы новойуправленческой парадигмы – системы стратегического управления. К числу основныхиз этих принципов, обеспечивающих подготовку и принятие стратегических инвестиционныхрешений в процессе разработки инвестиционной стратегии предприятия, относятся:
1.Рассмотрение предприятия как открытой социально-экономической системы,способной к самоорганизации. Этот принцип стратегического управления состоит втом, что при разработке инвестиционной стратегии предприятие рассматриваетсякак определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия сфакторами внешней инвестиционной среды.
2.Учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия. Являясь частьюобщей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первуюочередь развитие операционной деятельности, инвестиционная стратегия носит поотношению к ней подчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована состратегическими целями и направлениями операционной деятельности предприятия.
Всемногообразие стратегий операционной деятельности, реализацию которых призванаобеспечивать инвестиционная деятельность предприятия, может быть сведено кследующим базовым их видам:
Ограниченныйрост. Этот тип операционной стратегии используется предприятиями со стабильнымассортиментом продукции и производственными технологиями, слабо подверженнымивлиянию технологического прогресса.
Ускоренныйрост. Такой тип операционной стратегии избирают, как правило, предприятия,находящиеся в ранних стадиях своего жизненного цикла, а также в динамичноразвивающихся отраслях под воздействием технологического прогресса.
Сокращение(или сжатие). Эта операционная стратегия наиболее часто избирается предприятиями,находящимися на последних стадиях своего жизненного цикла, а также в стадиифинансового кризиса.
Сочетание(или комбинирование). Такая операционная стратегия предприятия интегрирует всебе рассмотренные различные типы частных стратегий стратегических зонхозяйствования или стратегических хозяйственных центров.
3.Преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегическогоуправления инвестиционной деятельностью. Инвестиционное поведение предприятия встратегической перспективе характеризуется приростным или предпринимательскимстилем.
Основуприростного стиля инвестиционного поведения составляет постановкастратегических целей от достигнутого уровня инвестиционной деятельности сминимизацией альтернативности принимаемых стратегических инвестиционныхрешений.
4.Обеспечение сочетания перспективного, текущего и оперативного управленияинвестиционной деятельностью. Концепция стратегического управленияпредусматривает, что разработанная инвестиционная стратегия предприятияполучает свою дальнейшую конкретизацию в процессе текущего управленияинвестиционной деятельностью путем формирования инвестиционной программы(инвестиционного портфеля) предприятия.
5.Обеспечение адаптивности инвестиционной стратегии к изменениям факторов внешнейинвестиционной среды. Эта адаптивность реализуется в системе общегоситуационного подхода к предстоящей деятельности предприятия, определяемогопарадигмой стратегического управления. Суть этого основополагающего подходасостоит в том, что все предстоящие стратегические изменения в инвестиционнойдеятельности предприятия являются прогнозируемой или оперативной его реакциейна соответствующие изменения различных факторов внешней инвестиционной среды.
6.Обеспечение альтернативности стратегического инвестиционного выбора. В основестратегических инвестиционных решений должен лежать активный поиск альтернативныхвариантов направлений, форм и методов осуществления инвестиционнойдеятельности, выбор наилучших из них, построение на этой основе общейинвестиционной стратегии и формирование механизмов эффективной ее реализации.
7.Обеспечение постоянного использования результатов технологического прогресса винвестиционной деятельности. Формируя инвестиционную стратегию, следует иметь ввиду, что инвестиционная деятельность является главным механизмом внедрениятехнологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции предприятияна рынке.
8.Учет уровня инвестиционного риска в процессе принятия стратегическихинвестиционных решений. Практически все основные инвестиционные решения,принимаемые в процессе формирования инвестиционной стратегии, в той или инойстепени изменяют уровень инвестиционного риска.
9.Ориентация на профессиональный аппарат инвестиционных менеджеров в процессереализации инвестиционной стратегии. Какие бы специалисты не привлекались кразработке отдельных параметров инвестиционной стратегии предприятия, еереализацию должны обеспечивать подготовленные специалисты – инвестиционныеменеджеры. Эти менеджеры должны быть ознакомлены с основными принципамистратегического управления, механизмом управления реальными инвестиционнымипроектами и портфелем финансовых инвестиций, владеть методами стратегическогоинвестиционного контроллинга.
10.Обеспечение разработанной инвестиционной стратегии предприятия соответствующимиорганизационными структурами управления инвестиционной деятельностью ипринципами инвестиционной культуры. Важнейшим условием эффективной реализацииинвестиционной стратегии являются соответствующие ей изменения организационнойструктуры управления и инвестиционной культуры.
Процессразработки инвестиционной стратегии предприятия осуществляется по следующимэтапам.
1.Определение общего периода формирования инвестиционной стратегии. Этот периодзависит от ряда условий.
Главнымусловием его определения является продолжительность периода, принятого дляформирования общей стратегии развития предприятия, так как инвестиционнаястратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходитьза пределы этого периода (более короткий период формирования инвестиционнойстратегии допустим).
2.Исследование факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционногорынка. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условийинвестиционной деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящемпериоде. Кроме того, на этом этапе разработки инвестиционной стратегиианализируется конъюнктура инвестиционного рынка и факторы ее определяющие, атакже разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этогорынка, связанных с предстоящей инвестиционной деятельностью предприятия.
3. Оценкасильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности егоинвестиционной деятельности. В процессе такой оценки необходимо определить обладаетли предприятие достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывшимисяинвестиционными возможностями, а также какие внутренние его характеристикиослабляют результативность инвестиционной деятельности.
4.Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия.Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственниковпредприятия и максимизация его рыночной
стоимости.
5.Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегических направлений и форминвестиционной деятельности. Этот этап разработки инвестиционной стратегии являетсяодним из основных. Он включает поиск альтернатив решения поставленныхстратегических инвестиционных целей, их соответствующую оценку с позиций внешнихвозможностей и опасностей, а также реального внутреннего инвестиционногопотенциала и отбор наиболее приемлемых их них.
6.Определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов. Впроцессе этого этапа разработки инвестиционной стратегии прогнозируется общийобъем необходимых инвестиционных ресурсов, обеспечивающих реализациюстратегических направлений и форм реального и финансового инвестирования;дифференцируется потребность в инвестиционных ресурсах по отдельным этапамстратегического периода; оптимизируется структура источников их формирования,обеспечивающая финансовое равновесие предприятия в процессе его развития.
7.Формирование инвестиционной политики по основным аспектам инвестиционнойдеятельности. Этот этап формирования инвестиционной стратегии позволяетобеспечить интеграцию целей и направлений инвестиционной деятельности сосновными механизмами их реализации в рассматриваемой перспективе.
8.Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечениюреализации инвестиционной стратегии. В системе этих мероприятийпредусматривается формирование на предприятии новых организационных структуруправления инвестиционной деятельностью; создание «центров инвестиций» разныхтипов; внедрение новых принципов инвестиционной культуры; создание эффективнойсистемы стратегического инвестиционного контроллинга и т.п.
9.Оценка результативности разработанной инвестиционной стратегии. Этот этапзавершает процесс разработки инвестиционной стратегии. Такая оценка проводитсяпо системе специальных экономических и внеэкономических критериев,устанавливаемых предприятием.
2.Классификация акций, облигаций и их оценка
Ценными бумагами, закрепляющими права их владельцев(акционеров) на получение части прибыли акционерного общества в видедивидендов, на участие в управлении обществом и на часть имущества, остающегосяпосле его ликвидации, являются акции. Это определенная часть капитала,вкладываемая акционером (учредителем) в предприятие (общество, компанию,фирму). Они обеспечивают их владельцу (инвестору) долю во владении предприятием.Денежная сумма, обозначенная на акциях, называется ее номинальной стоимостью, ацена, по которой она продается на рынке, – ее курсом.
По характеру распоряжения и видам прав собственности акциимогут быть именными, выпускаемыми, как правило, в крупных купюрах с указаниемих владельца, и предъявительскими, собственником которых является их держатель(предъявитель), они часто имеют меньшую обозначенную стоимость (цену), а также– винкулярными, которые могут быть переданы в третьи руки лишь с разрешенияакционерного общества, выпустившего их. Если именные акции обычнораспространяются среди всех граждан, то на предъявителя – только среди членовсвоего коллектива. Винкулярные акции выпускаются с целью защиты противнежелательной перемены собственника.
По объему прав, предоставляемых их владельцу, акции могутбыть: обыкновенными, предоставляющими их владельцам право участвовать в общемсобрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а такжеправо на получение дивидендов, размер которых не может быть заранее определен вуставе общества; и привилегированными, не предоставляющими их владельцу праваголоса на общем собрании акционеров, но дающие им определенные преимущества(привилегии) по сравнению с обладателями простых (обыкновенных) акций, напримерв получении дивидендов, остатков имущества в случае ликвидации общества и иныхотношениях.
Акции могут быть конвертируемыми, обмениваемыми на привилегированныеили обычные акции по фиксированной цене в определенный срок. Особым видомявляется золотая акция. Она предоставляет ее владельцу право налагать вето нарешения собрания акционеров о внесении изменений в устав общества, о егореорганизации или ликвидации, участии в других предприятиях или ихобъединениях, о передаче в залог или аренду, продаже или отчуждении инымиспособами имущества, остающегося в собственности государства.
Общая сумма выпускаемых акций, условия и порядок их продажи,размер дохода, выплачиваемого держателям, минимальная сумма, на которую онимогут быть приобретены одним работником, определяются на общем собранииакционерного общества. Акция неделима, содержит, как правило, следующиереквизиты: наименование акционерного общества и его местонахождение,наименование ценной бумаги («акция»), ее порядковый номер, дату выпуска, видакции, номинальную стоимость, имя держателя, размер уставного фондаакционерного общества на дату выпуска акции, а также их количество, сроквыплаты дивидендов, подпись представителя правления и некоторые другие.
На цену акций оказывают влияние многие факторы, такие как,например, имидж фирмы, перспективы ее развития, уровень процентных ставок имногие другие, но наиболее существенное влияние оказывает ожидаемый размердивиденда. Поэтому при определении ее цены исходят из двух предположений:во-первых, с некоторой степенью вероятности предполагают ожидаемый его размер втекущем году и ряде последующих лет, и, во-вторых, что акции будут находиться уих владельцев или их наследников неограниченное время.
В этом случае расчетную цену акции Ц определяют каксумму ежегодно приносимых ей дивидендов при заданной доходности откапитализации по ставке Е, т.е.
/>,
где Дt— дивиденд,выплачиваемый в году t.
Если предположить что дивиденды по акциям постоянны, а ихцена прямо пропорциональна дивиденду и является обратной величиной ставкепроцента и будут проданы через п лет, то
/>
где Др — цена реализации акции.
Поскольку дивиденды по акциям и уровень ссудного процентатрудно предсказуемые величины, то и оценка акций по приведенной выше формулевесьма условна.
Облигация – это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средстви подтверждающая обязательство заемщика возместить ему ее номинальную стоимостьв заранее предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента, если иное непредусмотрено условиями выпуска. Основные ее реквизиты: фирменное наименованиеимитента и его местонахождение, наименование ценной бумаги «облигация», еепорядковый номер, дата выпуска, вид (закладная, без обеспечения,конвертируемая), общая сумма выпуска, процентная ставка, условия и порядоквыплаты процентов и погашения.
Распространяются облигации на добровольной основе ивыпускаются следующих видов: государственные (внутренних и местных займов), частные(выпускаемые коммерческими банками, акционерными и другими обществами), именныеи на предъявителя, процентные и беспроцентные, свободно обращающиеся и сограничениями (облигации государственного валютного займа, некоторые частные идр.).
Именные (зарегистрированные) облигации подлежат регистрации, на имя их владельцавыдается сертификат, свидетельствующий о его праве на обладание указанными внем долговыми обязательствами. Облигации на предъявителя являются неименными(не подлежат регистрации) и в отличие от именной имеют купон, являющийсясвидетельством права их держателя на получение процентов по наступленииопределенных сроков.
По процентным облигациям выплачивается ежегодный доход вформе фиксированного процента в зависимости от условий займа на основеотрезного талона, либо в виде выигрыша в тираже. По беспроцентным облигациямдоход не выплачивается, но их владелец имеет право на приобретениесоответствующих товаров или услуг, под которые выпущены займы.
Облигации продаются и покупаются на бирже по курсу,зависящему от приносимого ими дохода, уровня ссудного капитала, спроса ипредложения. Заемщики отвечают по облигациям своим имуществом.
Облигации могут выпускаться и как преимущественногосударственные ценные бумаги. Так, облигации государственных займов (ОГЗ)представляют собой ценные бумаги, удостоверяющие права их держателей наполучение от государства, выпустившего облигации, их номинальной стоимости вустановленный срок (или имущественного эквивалента). Выступают они средствомпривлечения денег на длительный срок, выпускаются центральными органамиуправления государством и являются элементом рынка ценных бумаг.
Государственные краткосрочные облигации (ГКО) являются дисконтными, могутбыть в документарной и бездокументарной формах, купонными и безкупонными. Ихпогашение производится в безналичной форме путем перечисления их номинальнойстоимости на счет владельца, доход которого образуется как разница между ценойпогашения и покупки. ГКО относятся к высоколиквидным ценным бумагам.
Выделяют и другие типы облигаций, например конверсионные, гарантирующиеих держателю право при наступлении определенных условий обменять на акции предприятия,которое их выпустило, а также доходные, проценты по которым выплачиваютсятолько при наличии у фирмы прибыли (дохода).
Оценка эффективности проекта для эмитента определяетсястандартным образом с учетом всех элементов потока платежей. При этом чистаятекущая стоимость ЧТ.Сдля эмитента определяется извыражения:
/>,
где Nt– число облигаций,размещенных в момент t?
Сt – цена продажиоблигаций в тот же момент;
Р0 – организационныезатраты, приведенные к моменту начала размещения;
Кs,t – купонныевыплаты в момент S по однойоблигации, размещенной в момент t;
С0 – номинальнаяцена облигации, равная цене погашения (реализуемая в момент t);
Е– базовая кредитнаяставка.
Определенную сложность представляет и оценка доходностиоблигаций для инвестора. Эмитент предлагает инвесторам, как правило, расчетнуюсхему оценки доходности.
/>,
где Сt— текущаяцена продажи (в % к номиналу);
Т-t– время до погашения вднях (иногда годовой период задается в 365 дней).
Задача5.9
Нафондовом рынке предлагается к продаже облигация одного из предприятий. Она былавыпущена сроком на 3 года, до погашения осталось 2 года. Необходимо определитьтекущую рыночную стоимость облигации и ожидаемую текущую доходность.
Ценаоблигации ЦП = 84 тыс.руб.;
Номиналоблигации Но = 80 тыс.руб.;
Ставкапроцента к номиналу в год ПС = 30 %;
Норматекущей доходности облигации в год НД = 15%.
Решение.
Показательтекущей рыночной стоимости рассчитывается по формуле:
/>,
гдеn – число лет (или иных периодов),остающихся до погашения облигации;
СОТ – текущая рыночная стоимостьоблигации;
П0 – ежегодная сумма процента пооблигации, представляющая собой
произведениеее номинала на объявленную ставку процента;
НД – норма текущей доходности,используемая как дисконтная ставка в расчетах настоящей стоимости, в десятичнойдроби.
/> тыс.руб.
Сопоставивтекущую рыночную стоимость облигации и цену ее продажи, можно увидеть, чтокроме текущей нормы дохода по ней может быть получен дополнительный доход всумме 9,7 тыс.руб. (93,7-84) в связи с заниженной рыночной стоимостью.
Модельрасчета ожидаемой текущей доходности по облигациям с периодической выплатойпроцентов имеет следующий вид:
/>
гдеДОПП – ожидаемая текущая доходность по облигации с
периодическойвыплатой процентов, в десятичной дроби;
Но – номинал облигации, к которомуначисляется сумма процента;
ПС – ставка, по которой начисляетсясумма процента по облигации, в десятичной дроби;
ЦПо – цена, по которой облигацияреализуется на рынке.
/> (или 28,5 %).
Вывод:сопоставив ожидаемую (28,5%) и нормативную текущую доходность (35%) пооблигации, видно, что нормативная – на 6,5 % выше, что говорит о немногоменьшей доходности по сравнению со среднерыночной.
Задача6.10
Облигацияпредприятия реализуется на фондовом рынке. Погашение облигации и разоваявыплата суммы процента по ней по определенной ставке предусмотрены через 2года. Необходимо определить ожидаемую текущую доходность и текущую рыночнуюстоимость данной облигации.
Номиналоблигации Но = 600 тыс.руб.;
Ценаоблигации ЦПо = 500 тыс.руб.;
Ставкапроцента ПСк = 20 %;
Норматекущей доходности облигации = 30%.
Решение.
Модельрасчета ожидаемой текущей доходности по облигациям с выплатой всей суммыпроцентов при погашении имеет следующий вид:
/>,
гдеДОПК – ожидаемая текущая доходность по облигации с выплатой
всейсуммы при погашении, в десятичной дроби;
ЦПо – цена, по которой облигацииреализуется на рынке;
Но – номинал облигации, к которомуначисляется сумма процента;
ПСк – ставка, по которой начисляетсясумма процента по облигации при ее погашении, в десятичной дроби.
Модельрасчета текущей рыночной стоимости облигации с выплатой всей суммы процентовпри погашении имеет вид:
/>
гдеСОПК – текущая рыночная стоимость облигации с выплатой всей суммыпроцентов при погашении;
Но – номинал облигации, подлежащейпогашению в конце периода ее обращения;
НД – норма текущей доходности,используемая как дисконтная ставка в расчетах настоящей стоимости, в десятичнойдроби;
n–число лет (или иных периодов), остающихся до погашения облигации.
/> или 0,32 или32%;
/> тыс.руб.
Вывод:сравнивая норму текущей доходности по облигации (30%) и ожидаемую текущуюдоходность (32%), а также сопоставляя цену продажи облигации (500 тыс.руб.) итекущую рыночную стоимость данной облигации (367 тыс.руб.), приходим к выводу оее выгодности для инвестора.