Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Сущность обучения в целостном педагогическом процессе

Автор:bizdrya
1. Сущность обучения в целостном педагогическомпроцессе
Однимиз двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, являетсяпроцесс обучения.
Обучение- процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которогоучитель передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируетсянаучное мировоззрение, развиваются творческие силы учащегося.
Формулупроцесса обучения можно сформулировать так:
Знания
Умения
Навыки
Знания- опыт, накопленный человечеством.
Умения- деятельность ума по применению знаний на практике.
Навыки- умения, доведенные до автоматизма.
Этапоследовательность обязательна, и для правильной организации процесса обученияни один из компонентов не должен пропускаться, иначе теряется сама сущностьпроцесса обучения.
Процессобучения является сложным и многосторонним, но вместе с тем целостным и единым.Чтобы понять его особенности, нужно, прежде всего, выяснить, какое местозанимает обучение в познавательной деятельности учащихся.
Всеформы познавательной деятельности людей носят активный характер. Люди не толькоотражают и перерабатывают в своем сознании разнообразные влияния внешнего мира,но и, в соответствии с познанными закономерностями, активно влияют на этот мир,применяют приобретенные знания, умения и навыки в жизни. Активный характерносит и сама познавательная деятельность. Знания приобретаются лишь вдеятельности, которая в системе обучения носит организованный ицеленаправленный характер.
Процессобучения, как и всякий другой вид познания, имеет две стороны: объективную и субъективную.Под объективной стороной обучения понимается содержание обучения, а подсубъективной — познавательная деятельность учащихся. Этот процесс протекает подруководством учителя, который организует, направляет и руководит им, исходя иззадач и содержания обучения, с одной стороны, и закономерностей усвоенияучащимися изучаемого материала — с другой.
Важнейшейчастью учебного процесса является его содержание, включающее в себя научныезнания, умения, навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся,приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей итворческих сил учащихся .
Процессобучения — это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействиепреподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитанияи общего развития. Процесс обучения — это целенаправленное, последовательноизменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаютсязадачи образования, воспитания и общего развития.
Всестороннее,гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанностии общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются вузком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений инавыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферыличности.
Процессобучения призван выполнять три функции — образовательную, воспитательную иразвивающую.
Современнаядидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь кформированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность,несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной дляэтого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитиемв их узком смысле относительны и некоторые аспекты их взаимно пересекаются.Например, в понятие “образование” часто включают усвоение не только фактическихи теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебныхумений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие вобщеучебные, часто относят к развитию личности. Термины «образование», «воспитание»и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широкомсмысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле).Само образование в широком смысле предполагает уже не только формированиеличностных качеств, мировоззрения, нравственности личности.
Условноевыделение образовательной, воспитательной и развивающей функции полезно дляпрактической деятельности преподавателей при планировании задач обучения назанятиях.
Всетри функции обучения нельзя представлять себе как три параллельноосуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса.Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, являетсяее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно и условиемактивации первопричины. Две из них — образовательная и воспитательная — являютсяв единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицируетпредыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитываядиалектический характер их единства, в свою очередь, интенсифицируетпредыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитываядиалектический характер их единства.
2. Связь процесса обучения и процесса познания
Учебнаядеятельность в школе направлена не только на приобретение учащимися научныхзнаний, но и на воспитание у них научного мировоззрения, этических иэстетических взглядов и поведения. Другими словами, обучение должно бытьвоспитывающим. Изучение истории не может ограничиваться знанием историческихфактов и событий, а биологии — знанием явлений растительного и животного мира.Оно включает в себя осмысливание закономерностей развития природы иобщественной жизни, формирования научного мировоззрения, целеустремленногоотношения к общественной жизни и использованию сил природы. Воспитаниесоставляет внутреннюю сущность обучения. Подлинная наука обладает огромнойвоспитательной силой.
Процесспознания может начинаться с сознания. Понятно, что, придерживаясь уместной и вданном случае указанной в предыдущем вопросе последовательности:обучение-понимание-сознание, мы получим дополнительные особенности процессапознания. И, прежде всего то, что подсказывает сама классическая схема обучения,запущенная в обратном порядке. Уже сознание выбирает, что познавать всложившейся к данному моменту сфере понимания. Мы познаем то, что опосредованно,представимо через наше понимание .
Познавательнаядеятельность учащихся не ограничивается приобретением знаний, умений и навыков,содержащихся в учебных программах и учебниках, она включает в себя такжепознание явлений природы и общественной жизни, с которыми учащиеся сталкиваютсяповседневно помимо учебного процесса. Складывающиеся у учащихся таким путемпредставления и понятия принято называть познавательным опытом. Жизненныйпознавательный опыт учащихся вступает в связь с организованным обучением вразличных формах. Обучение опирается на положительные жизненные представления ипонятия учащихся, а в ряде случаев и отталкивается от них при научномобъяснении тех или иных явлений и понятий. В процессе обучения пересматриваютсяошибочные представления и понятия учащихся и вскрываются причины ихвозникновения. Научные методы изучения учебного материала вооружают учащихсясамостоятельным анализом, обобщением и оценкой встречающихся в жизненнойпрактике различных явлений, взглядов и суждений людей.
Развитиепознавательных способностей и творческих сил учащихся в обучении можнорассматривать в двух аспектах: как условие учебного процесса и как предмет ихформирования в процессе обучения. Нам более важен второй подход.
Втеории и практике обучения сравнительно широко рассматриваются вопросы учетапознавательных способностей учащихся в обучении и совершенно недостаточнораскрываются эти способности как предмет развития в учебном процессе. Между темсодержание образования было бы односторонним, если бы оно не способствовалоразвитию у учащихся наблюдательности, пытливости, способности анализировать иобобщать жизненные явления и изучаемый материал, не расширяло бы их творческуюдеятельность.
Вобучении одинаково важны как успешное овладение учащимися научными знаниями, таки развитие их познавательных способностей и творческих сил. Это тем более важноподчеркнуть в наше время, когда перед школой поставлена задача подготовкимолодежи к непрерывному образованию, к самостоятельному приобретению знаний и кразнообразной творческой деятельности .
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта spb-tei.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Освоение целины в 1954-1964 годах
Реферат Оруженосцы нации вермахт и части особого назначения СС 1934-1939 гг
Реферат Разработка конструкции антенного модуля СВЧ
Реферат Пензиас Вильсон. Космическое микроволновое реликтовое радиоизлучение. Информация о Большом
Реферат Проблемы становления социального государства в России
Реферат Еволюція теоретичних основ школи "Анналів"
Реферат Кинетическая модель механизма компенсированного распада углеводородов на платине
Реферат Staatsorgane des Bundes
Реферат Политика Британской Колумбии
Реферат Missionairies In Africa Essay Research Paper European
Реферат Культура Возрождения и барокко
Реферат Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 2 июня 2009 год
Реферат Прогнозирование как важнейший этап управления социально-экономической системой страны
Реферат Особенности замены радиодеталей в схемах (как правильно подобрать для замены резисторы, конденсаторы, диоды и др.)
Реферат Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов коммерческими банками на примере ОАО Уралсиб