ГОУ ВПО«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ (г.Саратов) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
КАФЕДРАГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ПРАВОВОЙ РЕЖИМИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Курсовая работа
Рожко Светлана Александровна
студентка 5 курса
САРАТОВ 2010 г.
ПЛАН РАБОТЫ
Введение
1. Сущностьиностранных инвестиций в мировой экономике
1.1 Понятиеиностранных инвестиций
1.2 Значение иностранных инвестиций
2. Условия осуществления иностранногоинвестирования
3. Основные формы иностранных инвестицийв современном мировом хозяйстве
4. Роль и специфика иностранныхинвестиций в развитии мировой экономики и в частности России
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
В научной литературесуществует немало определений инвестиций. В научной литературе общепризнаноследующее определение: инвестиции – это вложения в любые экономические объектыи процессы: средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы,ценные бумаги (целевые банковские вклады, паи, акции), денежные средства,движимое и недвижимое имущество, имущественные права, опыт, вытекающие изавторского права «ноу-хау», право пользования землей и другими природнымиресурсами, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и натоварные знаки, кредиты, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объектыпредпринимательской и других видов деятельности, «человеческий капитал».
Большинство авторов,определяя иностранные инвестиции сходятся на том, что они являютсясобственностью иностранных инвесторов, выступающей в различных формах и видах,вывезенной из одного государства и вложенной в какое-либо дело на территориидругого государства, причем инвестиции рассматриваются в самом широком смысле.Это не только средства, вложенные в капитальное строительство, в ценные бумагипредприятий и правительств, но и кредиты в различных формах и дажебезвозмездные перечисления средств, имеющие целью достижение положительного социальногоэффекта.
Субъектами иностранныхинвестиций могут выступать: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователиобъектов инвестиционной деятельности, поставщики, иностранные государства,международные организации, иностранные юридические (банковские, страховые ипосреднические организации, инвестиционные биржи) и физические лица; гражданепринимающих инвестиций государств, имеющие постоянное место жительства заграницей.
В качестве объектовиностранных инвестиций Инвестиционный Кодекс в статье 4 называет: недвижимоеимущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги;интеллектуальная собственность.
Законодательными актамигосударства обычно определяются объекты, находящиеся только в государственнойсобственности, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этихобъектов: акции, облигации, банковские вклады, страховые полисы и другие ценныебумаги; предприятия и организации принимающей страны; здания, сооружения,имущество местных юридических и физических лиц; научно-техническая продукция;права на интеллектуальные ценности; права на использование земли, природныхресурсов и сама земля; иное имущество, а также имущественные и неимущественныеправа.
Инвестиция (отлатинского investire — область) — все виды имущественных и интеллектуальныхценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности,в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальныйэффект.
Вопросы иностранныхинвестиций в экономической литературе подаются неоднозначно. Так в большинствесоветской экономической литературы иностранные инвестиции представлялись каквывоз капитала монополией одной страны в другие страны с целью наиболеевыгодного его приложения. Сейчас такие представления существенно изменились,так как всякая предпринимательская деятельность связана с получениемопределенной прибыли.
Проблема инвестиций внашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблемаактуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромноесостояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливаетинвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранныхинвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранныеинвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусокроссийского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этоминостранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климатРоссии, который определяется независимыми экспертами и служит для указания наэффективность вложений в той или иной стране и который у нашей страны весьманеблагоприятен. Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяютправительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипомотношения к власти у россиян — “правительство работает только на себя”. Однакогосударственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобыобеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российскомрынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации вроссийской экономике в лучшую сторону.
Поэтому перед нашимгосударством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в странуиностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять егомерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Актуальностьисследуемого вопроса, следует из того, что современная мировая экономика неможет успешно развиваться без иностранных инвестиций. Многие страны мираактивно инвестируют свои средства в экономику других стран, получаяопределенный доход и развивая отдельные отрасли народного хозяйства этих стран.Весьма важна роль иностранных инвестиций для многих стран: они предназначены дляподнятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологическогоуровня, также создаются благоприятные условия, на базе полученных кредитов,обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повышать эффективностьпроизводства и выпускать конкурентоспособные товары. И это ещё далеко не всё.
Цель моей курсовойработы состоит в определении значимости иностранных инвестиций и в раскрытии ихправового режима.
Задачами данной работыявляются: 1. Раскрытие сущности иностранных инвестиций, а именно: ● датьпонятие иностранных инвестиций; и
● определить ихзначение в мировой экономике.
2. Выявить условияосуществления иностранного инвестирования.
3. Дать характеристикуосновным формам иностранных инвестиций.
4. Утвердить рольиностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и экономикиРоссии.
Практическая значимостьработы заключается в возможности её использования в учебном процессе приизучении данной темы.
Методы исследованиякурсовой работы. В процессе выполнения работы мною применялись системный,логический и догматический методы.
1. Сущность иностранныхинвестиций в мировой экономике
1.1 Понятие иностранныхинвестиций
Внешнеэкономическиесвязи включают импорт и экспорт не только товаров, но и капитала. Вывозкапитала – это целенаправленное перемещение денежных средств из одной страны вдругую для вложения их в выгодное дело. Заграничное инвестирование в основномосуществляют крупнейшие, в первую очередь транснациональные компании. Вывозосуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала. Вывозпредпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежныеинвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия.
Иностранные инвестициислужат источником денежных, а иногда имущественных вложений в развитие илиосвоение нового производства товаров и услуг, совершенствование технологии,добычу полезных ископаемых, использование природных ресурсов.
Иностранные инвестиции- это долгосрочные вложения капитала иностранными инвесторами (- субъектыинвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных илипривлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование),а также зарубежными собственниками в объекты предпринимательской и других видовдеятельности (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отраслиэкономики). Экспорт предпринимательского капитала осуществляется в основномпутем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в томчисле в форме совместных предприятий с участием национального капитала. То естьиностранные инвестиции — это вывоз отечественного капитала в другие страны.
Самая известнаяклассификация выделяет две основных формы иностранных частных инвестиций: прямыеи портфельные. Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и внациональной валюте), представляют собой:
— вложения в уставныйкапитал хозяйственного субъекта с целью извлечения дохода и получения прав научастие в управлении данным хозяйствующим субъектом.
— кредиты, полученныеот зарубежных совладельцев предприятий.
– приобретениедлительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии- резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями).
— представляют такжеспособ повышения производительности и технического уровня российскихпредприятий.
К прямым чаще всегоотносят инвестиции такого объёма, при котором иностранный инвестор контролируетне менее 20-25% капитала компании, в которую он вложил средства. Эта величинаразлична в разных странах.
Под портфельнымиинвестициями понимается:
— формирование портфеляпутем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель — совокупностьсобранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом длядостижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входитьценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции,облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства,страховые полисы и др.).[1]
— капиталовложения вакции зарубежных предприятий, в облигации и другие ценные бумаги иностранногогосударства и международных валютно-финансовых организаций, осуществляемые врасчёте на получение высокой прибыли и не дающие права контроля над объектоминвестирования, то есть при котором инвестор не имеет целью (в отличие отпрямого инвестора)- непосредственное участие в управлении предприятием иливоздействие на экономику страны (в большинстве случаев такие инвестициипроизводятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг).
Надо отметить, чтопортфельные инвестиции осуществляются, как правило, в денежной форме, тогда какпрямые осуществляются также в форме поставки товаров, сырья, оборудования,технологий, в виде управленческого опыта и т.п.
Существуют и реальныеинвестиции. Это — капитальные вложения в землю, недвижимость, машины иоборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя изатраты оборотного капитала.[2]
К прочим инвестициямотносятся вклады в банки, товарные кредиты, кредиты правительств иностранныхгосударств и т.п. Их исключение из анализа вызвано, прежде всего разнородностьюгруппы, а также сложностью получения достоверной статистической информации омногих из них. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не вуставной капитал).
Граница между первымидвумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложенияна уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятияявляются прямыми, менее 10-20 процентов — портфельными), однако, так как цели,преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются, такоеделение представляется вполне целесообразным.[3]
В мировой практикевыделяют три основные формы инвестирования:
1. Прямые,или реальные инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферууслуг — непосредственно в предприятия).
2. Портфельные,или финансовые инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иныеценные бумаги).
3. Среднесрочныеи долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным иторговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.
Инвестициимеждународных организаций и иностранных правительств осуществляются обычно ввиде займов и кредитов (как связанных, так и не связанных).
Немецкий профессорВайнрих классифицирует инвестиции относительно объекта приложения и характераиспользования.
Относительно объектаприложения:
1) Инвестиции вимущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимаютинвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе (например,инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов).
2) Финансовыеинвестиции — вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие вделах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценныхбумаг).
3) Нематериальныеинвестиции — инвестиции в нематериальные ценности (н-р, инвестиции в подготовкукадров, исследования и разработки, рекламу и др.).
По характеруиспользования:
• первичные инвестиции,или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;
• инвестиции нарасширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширениепроизводственного потенциала;
• реинвестиции, т. е.использование свободных доходов, полученных в результате реализацииинвестиционного проекта, путём направления их на приобретение или заготовлениеновых средств производства с целью поддержания состава основных фондовпредприятия;
• инвестиции на замену,в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;
• инвестиции нарационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования илитехнологических процессов;
• инвестиции на изменениепрограммы выпуска продукции;
• инвестиции надиверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новыхвидов продукции и организацией новых рынков сбыта;
• инвестиции наобеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР,подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;
• брутто-инвестиции,состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций.
Инвестиции в имуществои нематериальные инвестиции целесообразно объединить в одну группу, так как ите, и другие — вложения в производство, или так называемые прямые инвестиции.
В рамках предложеннойавтором классификации не оправдано выделение экстенсивных инвестиций иреинвестиций. Цели они преследуют одинаковые, но источники возникновениякапитала различны. Следовательно, и основания классификации здесь используютсяразличные.
Один из представителейфранцузской экономической школы — Анри Кульман — рассматривает проблемуклассификации инвестиций совершенно в другом аспекте. Он рассматриваеткосвенное инвестирование (с использованием денежных средств) и прямое (безиспользования денежных средств).
Привлекая иностранныеинвестиции любое государство должно стараться гармонично включить их в общийинвестиционный процесс так, чтобы они эффективно работали вместе с внутреннимиинвестициями, внутренним производственным потенциалом страны. Этой цели служитинвестиционная политика государства. Она базируется на оптимизации производствадля удовлетворения человеческих потребностей и на минимизации использованияприродных ресурсов и имеет как внутренние, так и внешние источники.
1.2Значениеиностранных инвестиций
Результатыфундаментальных исследований зарубежных ученых однозначно свидетельствуют отом, что процессы экономического обновления и роста определяются размерами иструктурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того,исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующихматериальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов непроисходит.
Без инвестицийневозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособноститоваропроизводителей на внешних и внутренних рынках. Процессы структурного икачественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктурыпроисходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оноосуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, темактивнее происходят эффективные рыночные преобразования.
В настоящее время, какникогда, многие страны мира поставлены перед объективной необходимостьюактивизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособныххозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур,обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированныхструктурных преобразований.
Иностранные инвестициистановятся одним из решающих факторов всей экономической политики многихгосударств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы ивыходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социальногоэффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровнястимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности,выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивныхсдвигов.
В стратегии инвестиционнойдеятельности важную роль играет обоснованный выбор направлений инвестирования — насколько оно будет отвечать будущим национальным интересам определенногогосударства. Реализация долгосрочных инвестиционных проектов, как известно,формирует перспективную макроэкономическую структуру страны, изменения вовнутреннем (региональном и отраслевом) и внешнем разделении труда, определениесоответствующей ниши страны в мировой рыночной структуре. Будущее экономическоеразвитие стран мира следует рассматривать в контексте и тенденции развитиямировой экономики. Эпоха вступления народов в новый век характеризуетсятектоническими сдвигами в социально-экономической и технологической структуре ссоответствующей трансформацией институциональных основ всей современной экономики.Локальные экономики отдельных стран постепенно теряют потенции саморазвития,интегрируясь в общепланетарный экономический организм с универсальной системойрегулирования. Уже теперь решающую роль в мировом развитии играюттранснациональные корпорации (ТНК) и другие мощные хозяйственные структуры. Посвидетельству зарубежных исследователей, совокупность 37 тысяч ТНК с 200тысячами их филиалов охватила почти всю планету.[4]
Это своеобразнаяэкономически стабильная и динамическая хозяйственная система планетарного типа,которая сосредотачивает в себе треть всех производственных фондов планеты,производит около 40% общепланетарного продукта, осуществляет более половины внешнеторговогооборота, свыше 80% торговли новейшими технологиями и контролирует более 90%вывоза капитала.
Если прибавить к этомунациональные формы большого бизнеса каждой экономически развитой страны, тостановится вполне понятным, на чем держится и что движет быстрыми темпамисовременную мировую экономику. Это — не малый и даже не средний бизнес, которыезанимают свои рыночные ниши, но не являются ни весомыми инвесторами, ниобразователями крупного капитала.
Следует также отметить,что теперь активно формируются глобальные мировые рынки замкнутого типа,охватывающие группы стран огромных регионов мира. Среди них — единый рынок ЕС,рынки стран Американского континента во главе с США и стран Тихоокеанскогобассейна во главе с Японией и Китаем.
При этом определяющимфактором прогресса является технологическое лидерство. По данному оценочномукритерию страны разделились на группы:
а) быстропрогрессирующие, производительность труда в которых самая высокая;
б) страны со среднимуровнем технологического развития и производительности труда;
в) странытехнологически отсталые с низким научно-техническим развитием ипроизводительностью труда;
Они в большинствеслучаев и выступают сырьевыми придатками экономически развитых стран, выпадаяиз перспектив лидерства, а иногда и из региональных мировых рынков конечныхпродуктов потребления вследствие неконкурентоспособности.
Таким образом, капиталыпреимущественно концентрируются в экономически развитых странах с высокой производительностьютруда. Именно сюда поступает и значительная часть финансового капиталаэкономически отсталых стран, их природных ресурсов и талантов.
иностранный инвестиция экономика
2.Условияосуществления иностранного инвестирования
Иностранное инвестированиепроисходит при наличии двух главных факторов: побудительных мотивов ирегулирования. Каждый процесс вложения средств осуществляется и развивается вспецифических и во многом неповторимых внутренних и внешнихсоциально-экономических и политических условиях. Его импульсы и стимуляторыдетерминированы гаммой факторов, которые в зависимости от комбинации определяютметоды приложения капитала.
Комплексность действияважнейших мотивов современного иностранного инвестирования требует применениямногофакторного подхода к его исследованию. Это обусловлено тем, что,во-первых, на динамику поступления внешних средств одновременно влияютнесколько основных факторов: политический, экономический (валютный,инфляционный, стоимостной, конъюнктурный), социальный, технологический и т.д.Во-вторых, эффект разных факторов проявляется не изолированно, а вовзаимодействии.
Практическаянеограниченность и значительная вариантность круга их действия объективнообуславливают использование селективного подхода к выявлению важнейших из нихпри анализе побудительных мотивов осуществления иностранного инвестирования.Квалифицированность последнего и наличие четкой взаимозависимости с базиснымиэкономическими параметрами (политическая и макроэкономическая стабильность,экономический рост, научно-технический прогресс, портфельное инвестирование,структура экономики, занятость, экспорт, платежный баланс, валютный курс,процентные ставки, инфляция и др.) требуют их учета при реализациивнешнеэкономической политики.[5]
Иностранноеинвестирование сопровождается нарастанием открытости экономики стран длязарубежных инвесторов. На современном этапе интернационализации хозяйственныхпроцессов повсеместно происходит либерализация регулирования иностранногоинвестирования: в 1991 г. 35 стран ввели изменения либерального плана в свои инвестиционныережимы, в 1992 — уже 43, в 1993 — 57, в 1994 — 49 и в 1995 — 64 страны.Количество изменений, касающихся либерализации иностранного инвестирования, вэти годы соответственно: 80, 79, 101, 108, 106. В их структуре за 1995 г. 32%изменений было связано с предоставлением стимулов, 30% — условиями для производительногофункционирования, 15% — условиями участия в собственности, 9% — увеличениемгарантий и 4% — ослаблением контроля.
Закономерным факторомосуществления внешнего инвестирования является экономическая стабильность.Существует четкая взаимосвязь между экономическим ростом и темпами поступленияпрямых иностранных инвестиций; некоторые исследователи считают рост в экономикепринимающих стран решающим фактором для положительной динамики их потоков. Вчастности, увеличение валового национального продукта развивающихся стран всреднем на 1% стимулирует подъем потоков ПИИ приблизительно на 10 млрд.долларов.
Эволюция иностранногоинвестирования привела к созданию международного производства. При немсуществует тенденция к концентрации национальных предприятий в пределахтерриторий своих регионов, т.е. к группированию иностранных инвестиций вокругстраны базирования. В частности, США проводят инвестирование в Центральной иЮжной Америке, европейские фирмы — в других европейских странах, включаяВосточную Европу, японские инвесторы дислоцируются в ряде азиатских стран.Помимо уменьшения расходов на транспортировку, это детерминировано иопределенными преимуществами, такими как языковые и культурные связи, сходствоменталитетов, а также возможность более тесных контактов за счет экономиивремени на поездки.
При инвестировании,особенно в высокотехнологические отрасли, одним из важнейших факторов являетсяиспользование интернализации. Последняя, прежде всего, практикует в условияхвнутрифирменного международного производства транснациональных корпораций и внекоторой мере может служить обновлением их создания и принципом организации ироста любой фирмы. В ее рамках происходит проведение внешнеэкономическихопераций на внутренней основе — без изменения собственника на передаваемыересурсы. Интернализация представляет лучший вариант в условиях быстройизменяемости технологии. Преимущества в последней и сбыте определяют круготраслей и фирм, которые будут проводить инвестиционную деятельность.
Фактически ни однафирма не могла бы нести дополнительные расходы в операциях при отсутствиисвязанных с правом собственности преимуществ над своими конкурентами.Увеличение объема ПИИ в данном аспекте определяется существованием ряданематериальных преимуществ, которые с незначительными издержками можно перевестиза границу; это позволяет обеспечить прибыльность таких инвестиций. Благодаряподобным нематериальным активам некоторые фирмы наращивают объемы своейдеятельности и создают концентрированные промышленные структуры.
Наряду с объективнымифакторами на развитие иностранных инвестиций существенное влияние оказывают ифакторы субъективного порядка, включающие деятельность людей, общественныхгрупп, политических сил, звеньев государственного аппарата. К ним такжеотносятся действующее законодательство в сфере предпринимательскойдеятельности, государственные средства регулирования экономики и общаяполитическая стабильность. Уровень последней прямо детерминирует усиление илиуменьшение объемов иностранного инвестирования. Прежде всего, это касаетсяразвивающихся стран и стран с переходной экономикой. Считается возможнымконстатировать наличие долгосрочной зависимости между политическойстабильностью принимающей страны и темпами притока (оттока) иностранныхинвестиций. Реальным примером в данном контексте может быть Южно-АфриканскаяРеспублика, которая в свое время достигла значительных успехов в привлеченииПИИ, однако из-за долгосрочного практикования апартеида и, как следствие,социальной нестабильности лишилась иностранного капитала, отток которогопродолжался до 1994 года.[6]
Выбор местаинвестирования в принимаемой стране определяется на основе учета такихпараметров, как размер рынка, обеспеченность факторами производства, расходы,степень развитости инфраструктуры, торговая политика, конкуренция, режим въездаи выезда, собственность, занятость и т.д. Инвестор выбирает место осуществлениякапиталовложений также с учетом характера соответствующей технологии, стратегиифирмы и своих представителей о степени риска и возможных прибылях.
Попытки национальныхфирм перенести деятельность за пределы национальных границ могут быть объясненыагрессивными или защитными причинами: увеличением или защитой прибылей,удержанием рынка или проникновением на него.
Одной из главныхдвижущих сил иностранного инвестирования является стоимостной фактор. Егоумелое использование обуславливает значительную выгодность вложения денежныхсредств для страны приложения капитала.
Следует отметить, чтодля выбора места приложения иностранных инвестиций важное значение имеетналичие дешевой неквалифицированной рабочей силы и возможности уменьшенияуплачиваемых налогов.
В основе осуществленияинвестирования лежат прежде всего, прагматические мотивы. Поэтому такжеучитывается, что доходы от инвестирования в развивающихся странах на данномэтапе значительно выше (в целом на 10 – 12%), чем в развитых.
Другая особенностьсовременного периода состоит в том, что одной из движущих сил, детерминирующихуровни и пропорции зарубежного инвестирования, стал валютный фактор. Егозначение на каждом товарном рынке чисто индивидуальное. Однако эмпирическиенаблюдения свидетельствуют, что влиянию валютного фактора особенно подвергаютсярынки, характеризующиеся относительно однородной и стойкой номенклатурой.
Таким образом, можносформулировать условие, согласно которому укрепление национальной валюты страныбазирования обуславливает нарастание ее зарубежного инвестирования. Инвесторыстран с завышенным курсом валюты стремятся направлять свои денежные средства встраны с заниженным курсом.
Немалое значение приосуществлении зарубежного инвестирования имеет наличие стабильной денежной ифинансовой системы в стране-импортере капитала.
Динамика иностранногоинвестирования в значительной мере зависит от связей страны-реципиента снегосударственными международными организациями. Исследование мировой практикипозволяет вывести неформальную зависимость, согласно которой инвестиции в тоили иное государство начинают поступать после подписания соглашения сМеждународным валютным фондом и осуществления страхования. Важную роль в данномконтексте играет и наличие внешней задолженности: значительная ее величинаобуславливает более низкий уровень поступления внешних средств.
Можно также выделитьфакторы, при которых иностранное инвестирование не осуществляется. Отсталостьинфраструктуры, неразвитость сырьевой базы, внешняя задолженность, невысокийрейтинг кредитоспособности, обесценивание национальной валюты, низкие доходыпотребителей, проблемы при репатриации прибылей, политическая нестабильность ит.д. уменьшают активность иностранных инвесторов. В то же время этоопределяется и спецификой экономической политики страны.
Важное значение дляосуществления иностранного инвестирования, а также системной трансформации идвижения к рыночной экономике представляет проведение приватизации. Онапроводится на фоне одновременного признания необходимости дальнейшейдерегуляции экономической активности и либерализации деятельности частногосектора.
Вложение ПИИ через покупкуили приватизацию происходит чаще, чем создание новых предприятий, и относится кчислу наиболее распространенных и действенных форм иностранного инвестирования.Преимущественное большинство национальных фирм после абсорбирования ПИИстановится более конкурентоспособным; продажа активов иностранцам обуславливаетнемедленное поступление средств и, в конечном счете, ведет к дальнейшиминвестициям, реинвестированию прибылей и т.д.[7]
В современных условияхприватизационные процессы осуществляются, главным образом, в странах спереходной экономикой и развивающихся странах.
Можно отметить еще одинмомент, согласно которому нарастание объемов приватизации (и, соответственно,открытости экономики) сопровождается расширением участия и повышением удельноговеса зарубежных прямых и портфельных инвесторов в ней.
В последнее время впроцессе иностранного инвестирования следует выделить возникновениеобстоятельства субъективного плана — международного нарастаниякоррумпированности. Данный момент был особо подчеркнут во время работы секциименеджмента глобальных инвестиционных рисков на Всемирном экономическомконгрессе в США в сентябре 1996 года. Подкуп иностранных должностных лиц,решающих судьбу кредитов, международных тендеров и программ помощи, имееттенденцию к распространению в международных экономических отношениях.
Существует рядотрицательных обстоятельств, существенно сдерживающих иностранных инвесторовпри вложении капиталов. К ним относятся слабая конвертируемость национальнойденежной единицы; низкая платежеспособность предприятий и практикование имибартера, во многих случаях не нужного зарубежному партнеру; медленные темпыприватизации, а также наличие значительного количества запрещенных кприватизации объектов; неразвитость фондового рынка; рост коррупции ипреступности в экономике; низкая покупательная способность населения; политиканациональных предпринимателей, пытающихся из-за боязни потери своих денежныхсредств размещать их в иностранных банках; отсутствие отечественного реальногопроизводственного инвестирования (что является важным индикатором дляиностранных инвесторов); отток национального капитала за границу; отсутствие правачастной собственности на землю и невозможность покупки последней.
При вывозегосударственных средств не всегда ставится задача получения высоких прибылей. Впервую очередь размещение государственного капитала за рубеж преследуетполитические цели – создание благоприятного климата для последующего экспортачастного капитала и своих товаров, формирование рынка сбыта. При вывозегосударственного капитала правительства, предоставляющие субсидии и кредиты,часто диктуют странам, в которые направляется вывозимый капитал, определённыеусловия: предоставление гарантий, что предприятия и другая собственность,принадлежащая компаниям страны, вывозящей капитал, не будут национализированы,создание предпочтений для фирм-инвесторов и т.д.
В свою очередьпринимающая сторона в качестве условий иностранного инвестирования выдвигаеттакие требования, как участие местных предпринимателей в деятельностипредприятий, обучение местных кадров, осуществление научных исследований иразработок, а также обеспечение экспорта производимой продукции силамиинвестирующей стороны.[8]
Для того чтобы поощритьинвестиции друг друга, дать им дополнительные льготы и гарантии, государствазаключают между собой соответствующие соглашения, оказывающих влияние наиностранное инвестирование:
ü торговыедоговора;
ü соглашенияо налогообложении;
ü договораи соглашения об иностранных инвестициях.
Торговые договораиграют сегодня главную роль в регулировании международной торговли, а также взначительной мере используются как форма регулирования отношений, связанных сэкспортом-импортом капитала. Договора имеют целью развивать и укреплятьдружественные отношения между народами, способствовать взаимовыгодной торговлеи инвестированию. Но из-за слабости источников инвестирования в развивающихсястранах принцип взаимности, взаимовыгодности соблюдается лишь в отношенияхмежду развитыми странами, а из договоров между развитыми и развивающимисястранами выгоды извлекают преимущественно развитые государства.
Торговые договораопределяют принципы и нормы регулирования вопросов в отношении инвестированиякапитала. Они устанавливают общий правовой режим, предоставляемый сторонамидруг другу при инвестировании, допуск иностранных физических и юридических лицв страну, дают им свободу передвижения по территории друг друга, взаимноепризнание иностранных юридических лиц, право иностранных юридических ифизических лиц на обращение в суд за защитой, режим и гарантии иностраннойчастной собственности на территории друг друга, вопросы налогообложения,перевода прибылей и капиталов за границу, приобретения движимого и недвижимогоимущества. Эти договора часто создают основу регулирования отношений, связанныхс иностранным инвестированием.
Споры междудоговаривающимися сторонами должны разрешаться по дипломатическим каналам, еслиже это не удается, то рассмотрение спора может быть передано в Международныйсуд ООН.
Соглашения оналогообложении заключаются между государствами в целях регулирования вопросовналогообложения при экспорте-импорте капитала между ними. Государства,подписавшие подобное соглашение принимают на себя обязательство полностью иличастично освободить предприятия, контролируемые иностранным капиталом отналогообложения.[9]
Многие развивающиесягосударства, заинтересованные в притоке иностранного капитала, предоставляютему льготы налогового характера в силу постановлений национальногозаконодательства об иностранных инвестициях, т.е. необходимости в заключениисоглашений о налогообложении вроде бы нет. Но, несмотря на это, такиесоглашения заключаются с целью избежания двойного налогообложения инвесторов.
Главная цельдвухсторонних договоров об инвестициях состоит в том, чтобы обеспечить вусловиях социально-экономического и политического кризиса относительнуюстабильность воспроизводства и свободу движения капитала, обеспечить притокиностранного частного капитала в страну, предоставив ему гарантии отполитических или некоммерческих рисков.
В понятие«гарантии от некоммерческих рисков» входит:
А. гарантии отнационализации и экспроприации предприятий с иностранным капиталом;
Б. от неконвертируемостивалют при переводе капиталов и прибылей;
В. от ущербаинвестициям в случае войн, революций, других социальных потрясений.
Что касается соглашенийоб инвестициях (их еще называют соглашения о содействии осуществлению ивзаимной защите инвестиций"), то они заключаются для развитияэкономического сотрудничества, создания благоприятных условий для увеличенияинвестирования на территориях договаривающихся государств.
Соглашения содержатопределения таких понятий как «инвестиции», инвестор, «территории»и др. Далее оговаривается, что каждая сторона создает благоприятные условия дляинвестиций другой стороны, предоставляет им защиту и гарантии.
В отношении инвестицийи доходов устанавливается режим не менее благоприятный, чем для национальныхинвестиций или инвестиций третьих сторон, т.е. режим наибольшегоблагоприятствования и национальный режим. Но из режима наибольшегоблагоприятствования могут предусматриваться исключения: он не обязательнораспространяет на инвестиции другой стороны преимущества, вытекающие из любыхмеждународных договоров и внутренних законов, таможенного союза и т.п. Далееопределяется общий порядок возмещения убытков иностранным инвесторам (в какихслучаях и каким образом). Иностранные инвестиции не подлежат национализации и экспроприациииначе как в интересах государства, связанных с чрезвычайной потребностью и приобеспечении своевременной и адекватной компенсации. Далее соглашение определяетпорядок репатриации инвестиций и доходов.[10]
3. Основные формымеждународных инвестиций в современном мировом хозяйстве
Перспективнымнаправлением интеграции стран в систему мирового хозяйства и развитиямеждународной инвестиционной активности является создание особых (специальных)экономических зон (ОЭЗ). Это одна из наиболее притягивающих форм заинтересованностииностранных инвесторов, которая дает возможность активизироватьпредпринимательство, наращивать экспортный потенциал, формировать рыночнуюинфраструктуру, ускорять развитие отдельных регионов и отраслей экономики.
Мотивы создания ОЭЗ вразных странах весьма различны. Они могут создаваться как в чистом виде зонысвободной торговли, или как особые зоны, где регулируются не все стороныэкономической активности. В странах, политика которых ориентирована навнутренний рынок, ОЭЗ жестко регулируются, обладают незначительной свободой винвестиционной сфере и развиваются с меньшей активностью; если же экономическаяполитика страны ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можноменьше вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия дляпритока зарубежных инвестиций.
Для нас весьма актуаленопыт Китая, где введение рыночных элементов в экономике и открытость поотношению к зарубежным партнерам стали важнейшими целями правительства КНР. Кначалу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ – Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь, всередине 80-х экономически открытыми стали 14 приморских городов и островХаймынь. В дальнейшем в открытые экономические районы были преобразованыместности в долине Янцзы и Джудзян, полуостров Фудзям, открытыми экономическимиобластями стали, также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х былиприняты решения сделать остров Хаймынь провинцией и превратить его в крупнейшуюв Китае ОЭЗ, провинции Гуандун, Фудзянь, Дзянсу были объединены в одну изкрупнейших экспериментальных экономических зон, одновременно была зановосформулирована стратегия развития приморских районов с тем, чтобы и далеерасширять открытость экономики. Таким образом, была создана экспериментальнаяэкономическая область с населением более 100 млн.человек, которую в Китаеобразно называют “открытым окном”. Цель — использование иностранного капитала исовременной зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортногосектора экономики. По оценкам специалистов, опыт создания ОЭЗ в Китае можнорассматривать как весьма успешный, т.к. за 10 лет, прошедших с момента решенияоб их создании (1979 год), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд.долларов. Что соответствует ¼ всех иностранных инвестиций в Китае зауказанный период.
В последнее времязначительное распространение получила такая форма иностранного инвестирования,как создание и функционирование совместных предприятий (СП), особенно в странахСНГ. СП – форма сотрудничества партнеров из нескольких стран, объединяющих свойкапитал для осуществления совместной производственно-хозяйственнойдеятельности, управления и распределения прибыли пропорционально вложенномукапиталу. Создание СП направлено на производство товаров с целью пополненияпотребительского рынка, внедрения передовых достижений науки и техники,прогрессивной технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительныхматериальных и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественнойнауки и техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок. СегодняшниеСП созданы под будущие инвестиции. Чтобы последние состоялись и эффективнореализовались, необходимо углублять и активизировать экономическую реформу,вести тщательно обоснованную и последовательную государственную внутреннююполитику.
В мировой практикеизвестны и иные многообразные формы инвестирования: ♦ лизинг; ♦ лицензирование (продажа “ноу-хау”зарубежному партнеру); ♦ франчайзинг; ♦ совместное производство; ♦субподряд; ♦ строительство заводов, объектов “под ключ”.
Преимущества в размереприбыли иностранные партнеры имеют при использовании неакционерных форминвестирования по сравнению с созданием СП благодаря взиманию разнообразныхплатежей за предоставление услуг. Спектр этих услуг весьма широк: маркетинг,закупочная деятельность, перевозки, страхование, инструкции и пособия попользованию оборудованием, рекламная деятельность, техническое обслуживание ит.д.
4. Рольи специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частностиРоссии
Среди важных факторовразвития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечениеиностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна былаполностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Западамеждународная миграция капитала привела к углублению интернационализациихозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капиталамежду промышленно развитыми странами.
Инвестиции — относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованнойплановой системы использовалось понятие валовые капитальные вложения, подкоторыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включаязатраты на их ремонт.[11]Инвестиции — более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции,близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и«финансовые» (портфельные) инвестиции. Финансовые инвестиции могутстать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметомбиржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций — вложенияв акции предприятий различных отраслей материального производства — по своейприроде ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журналеЭкономист определены основные направления инвестиционной политики. Быливыделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формированиеблагоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активностинегосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранныхинвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержкаважнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективностикапитальных вложений.
Наша страна выступаетна мировой экономической сцене как экспортёр сырьевых ресурсов и продуктовпервого передела и как импортёр иностранной высокотехнологической продукции иуслуг, рассчитанных на потребительский спрос.[12]
Инвестиционнаяполитика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние наразвитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именноона формирует так называемый инвестиционный климат страны (совокупностьполитических, социально-экономических, финансовых, социокультурных,организационно-правовых и географических факторов, присущих той или инойстране, привлекающих или отталкивающих инвесторов), поэтому правительствоРоссии оказывает ей огромное внимание.
Инвестиционной политикив нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания,однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильнойинвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужномнаправлении.
Роствывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражаетуглубление международного разделения труда и интернационализацию производства.Современное производство под давлением научно-технической революции становитьсявсе более сложным.
Необходимостьвывоза инвестиционного капитала конкретной страной-донором связана соследующими факторами: относительным перенакоплением капитала, ростомпотребностей монополии в расширении общих масштабов накопления, усилениемотраслевой монополизации в национальной экономике, развитиеминтернационализации производства.
Рассмотримпричины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию. Такоерешение обуславливается широким спектром мотиваций, как например:
1.Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранныминвестициям.
2.Географические условия принимающей страны.
3.Стремление получить более высокую норму прибыли, благодаря, использованияразницы в национальных уровнях затрат производства.
4.Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежнымифилиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.
5.Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общегоосвоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.
6.Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации икооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению ивзаимодополнению отраслей.
7.Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговыммаркам, знакам и прочее.
8.Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путемразмещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом.
9.Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров.
10.Доступ к рынкам капитала многих государств, что позволяет при минимальныхсобственных затратах осуществлять капиталовложения за границей.
11.Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельныхотраслей и стран; в научно-технической политике правительств,торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве.
12.Учет социального климата в принимающих странах, стабильность их экономики иполитических режимов.[13]
Растетчисло видов и подвидов производств, и их развитие оказывается экономическинецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международнойспециализации и кооперации производств. Производство конечного продуктарасчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разныхстранах.
Следуяза развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капиталаиз одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своихруках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах.Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все болеетранснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупныхтранснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные вразных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации, таккак у одного собственника предприятия есть возможность более устойчиворазвивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала,образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим факторомуглубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.
ДляРоссии, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода коткрытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие впроцессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогдаона будет более активно вовлечена в интернационализацию производства. Россия жепо импорту капитала занимает весьма скромное место в мире.
Обращениек иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостьюрешения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономическойситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономическийкризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение кзарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежныхинвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами.Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последниедесятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военногоназначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупаетсяоборудование из-за рубежа на валюту.
Дляповышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значениеимеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основнойэкспортной отрасли — нефтедобыче и переработке нефти.
Привлечениеиностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенныхвидов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспортас помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и,если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этихзадач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики. А для ихпривлечения в России создаются «свободные экономические зоны» (СЭЗ)- этотерритории с особым юридическим и политическим статусом, создающимблагоприятные условия для данного привлечения при помощи ряда льгот. Например,крупнейшими свободными экономическими зонами являются: «Находка» (Приморскийкрай), «Янтарь» (Калининградская область), «Ева» (Еврейская автономнаяобласть).[14]Существуют и другие способы привлечения.
Правовойрежим и условия хозяйственной деятельности на территории СЭЗ должны бытьопределены законом о СЭЗ.[15]
Сотрудничество сзарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоениязарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Привлечение в широкихмасштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономикупреследует долговременные стратегические цели создания в Россиицивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегосявысоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика,предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных формсобственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капиталможет привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческийопыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала- необходимое условие построения в стране современного гражданского общества.Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее,чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнемурастрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Притокинвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижениясреднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономическогокризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. Приэтом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с однойстороны, и иностранных инвесторов — с другой, непосредственно не совпадают.Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственногопотенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогимитоварами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западнойуправленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы вновом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынкаРоссии, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,достижений отечественной науки и техники и… даже ее экологическойбеспечности.[16]
Привлекая иностранныйкапитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Неследует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговыельготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Какпоказал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активностьиностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественныхпроизводств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих нальготное налогообложение.[17]
Не мало важно отметить,что российское государство законодательно создало гарантии защиты иностранныхинвестиций. Иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной ибезусловной правовой защитой, которая обеспечивается Федеральным законом «Обиностранных инвестициях в Российской Федерации», указами Президента РФ идругими законодательными актами и международными договорами.
Правовой режим иностранныхинвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению неможет быть менее благоприятным, чем правовой режим инвестиционной деятельностиюридических лиц и граждан РФ, за исключениями, предусмотренными федеральнымизаконами.[18]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируявышеизложенное, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции играют важнуюроль в успешном развитии мировой экономики. ПИИ наиболее активно используются втаких перспективных секторах экономики, как энергетика, телекоммуникации,фармацевтика, финансовые услуги.
На развитиеиностранного инвестирования значительное влияние оказывают условия организационно-хозяйственнойдеятельности в принимающих странах. Весьма актуальным является анализразнообразных типов иностранных инвесторов, присутствующих сегодня наинвестиционном рынке, в соответствии с их экономическими и политическимиинтересами, формами и методами организации бизнеса.
Большое значение имеютиностранные инвестиции для развития народного хозяйства стран с переходнойэкономикой. Объем иностранных инвестиций, поступающих в эти страны, неудовлетворяет их потребности, и принимаются меры по привлечению дополнительныхсредств.
Большая частьиностранных инвестиций это частные инвестиции. Как правило, это прибыльныекомпании, для которых национальный рынок стал слишком тесен и они, стремясь красширению, внедряются в рынки других стан. Естественно отсутствие прибыли илиубытки отпугивают такие компании.
Значительная частьиностранных инвестиций поступает в виде различных кредитов, а также, черезсоздание особых и свободных экономических зон и совместных предприятий.
Иностранные инвесторыстремятся получить от своей деятельности как можно большую прибыль.
Крупнейшими зарубежнымиинвесторами являются США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, гдеэкономический результат от их деятельности наиболее высокий. Капиталистическаясистема не предусматривает безвозмездного вложения капитала. Основная цельинвестора – извлечение прибыли. Существует ряд причин, из-за которых вывозитькапитал значительно выгоднее, чем работать на внутреннем рынке. Это в основномналоговые льготы и внутренний рынок страны, в которую ввозится капитал. Еслистране требуются инвестиции, ей необходимо создать как можно большепривлекательных условий для вложения капитала.
В качестве главныхусловий привлечения иностранного капитала для России можно указать следующие:создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельностиинвесторов на территории России; реформирование налоговой системы; укреплениеинститутов собственности; формирование системы страхования и залоговых форм дляиностранных инвестиций; создание информационных и консультативных систем,обеспечивающих принятие инвестиционных решений; развитие инвестиционногосотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.
В настоящий моментРоссии необходимы инвестиции, причём было бы хорошо, если бы средствавкладывались в те отрасли, которые переживают наибольший кризис. На практикеинвесторов привлекает сырьевая база нашей страны и некоторые не оченьзначительные отрасли. Самое главное – извлечь как можно больше выгоды длястраны, и как можно меньше утратить экономической самостоятельности.
Иностранные инвестиции,поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановленияинвестиционного процесса. Без значительных отечественных инвестиций невозможноперейти к экономическому росту. Но иностранные инвестиции нужны российскойэкономике, так как они привносят новые технологии, опыт маркетинга именеджмента, создают необходимую конкурентную среду.
В начале XXIвека преобладающее число стран участвует в процессах международного инвестированияв качестве импортёров и экспортёров капитала, обмениваясь новейшей технологией,повышая производительность труда и уровень своего развития.
Возможность привлеченияиностранных инвестиций – вопрос, по которому высказывается множествопротиворечивых мнений: одни считают, что иностранные инвесторы боятся России,другие – «если позволить», все российские предприятия будут на корню скупленыиностранцами. Истина находится посередине.
Одна из главных причиннизкой активности иностранных инвесторов — не способствующая иностранныминвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшегоблагоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и даетвысокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательностьэкономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.
Одной особенностьюотпугивающей иностранных инвесторов от России является российский образмышления. Очень сложно переориентировать людей на непривычную для советскойРоссии (хоть и в прошлом) рыночную экономику.
Можно сказать, чтоосновной, на мой взгляд, проблемой, препятствующей активному привлечениюиностранных инвестиций в экономику России, является отсутствие на практикечеткой и эффективной государственной инвестиционной политики.
Интересно мнениеРассела Мида, который считает, что Россия не в состоянии контролировать своютерриторию. ''Каждый раз, возвращаясь из России, я всё больше укрепляюсь вубеждении: никакие миллиарды вложенные западом в экономику России не принесутей пользы. Это всё равно что плевать в костёр.'' Самая сокрушительная ибезнадёжная черта в России столь же очевидна во Владивостоке, как и в Тюмени ив Москве, состоит в отсутствии трудовой этики. ''Воруют здесь все. Воруютрабочие. Поэтому они не заинтересованы в эффективности производства и экономиисырья. Воруют официанты, поэтому они не заинтересованы в клиентах. Воруютармейские чиновники, поэтому они не заинтересованы в повышении воинскойдисциплины и налаживания порядка в армии. В рамках российской системы никакая свободнаяэкономика не заработает''.
Таким образом,восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход к экономическомуросту – сложная, многоплановая проблема, требующая объединения усилий всехучастников этого процесса во главе с государством.
Что касается другихстран, то мировой опыт показывает, что привлечение зарубежных инвестицийположительно влияет на их экономику. Рациональное использование зарубежныхкапиталовложений способствует развитию производства, передаче передовыхтехнологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда,повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталыхрегионов.
Кроме того, привлечениеиностранного капитала и создание совместных предприятий расширяютналогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источникомформирования доходной части государственного бюджета.
Следует такжеподметить, что иностранные инвестиции отнюдь не являются панацеей от всехнедугов мировой экономики. Использование иностранного капитала – неоднозначныйпо своим последствиям процесс для страны-реципиента, проявляющийся черезсложное взаимодействие комплекса положительных и отрицательных тенденций намакро-, мезо- и микроуровне.
Во введении рассмотреныактуальность темы исследования. Iглава выявляет понятие и определяет значение инвестиционной деятельности всовременном мировом хозяйстве. IIглава указывает на условия осуществления инвестиций, с примерами практики. IIIглава посвящена двум формам иностранных инвестиций в мировой экономике. И наконецIV главахарактеризует специфику и роль инвестиций в развитии мировой экономики. Взаключении сделаны выводы по проведённому исследованию.
В работе использованыосновные законодательные документы, Конституция РФ, а также другие источники,дающие развернутое рассмотрение данной темы. При написании работыиспользовалось действующее законодательство, литература по международному правуи специальные литературные источники.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовыеисточники
1. Федеральныйзакон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой вформе капитальных вложений» от 25 июля 1999 года №39-ФЗ.
2. Федеральныйзакон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации» (с изменениями и дополнениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.1999. №28.Ст.3493.
3. Федеральныйзакон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РоссийскойФедерации».
4. УказПрезидента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительныхмерах по повышению эффективности инвестиционной политики в РоссийскойФедерации».
5. УказПрезидента РФ от 25 января 1995 года «О дополнительных мерах по привлечениюиностранных инвестиций в отрасли материального производства РоссийскойФедерации».
6. УказПрезидента РФ от 4 июня 1992 г. N548 «О некоторых мерах по развитию свободныхэкономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации».
7. ПостановлениеПравительства РФ от 29 сентября 1997г. №1108 «Об активизации работы попривлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1994 №24. Ст.2637.
8. ПостановлениеПравительства РФ от 8 сентября 1994 г. №1033 «О некоторых мерах по развитиюсвободной экономической зоны «Находка». Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 1994. №20. Ст.2279
9. ПостановлениеСовета Федерации от 3 июля 1997 г. №259 – СФ «О свободных экономических зонах».
Литература.
1. АдриановВ.Д. Россия экономики и инвестиционный потенциал М., «Экономика» 2009. – 352с.
2. АлександровичГ. «Региональные законодатели заполняют проблемы федеральногозаконодательства», Иностранные инвестиции, 2007. — №3-4.
3. БалабановИ.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы истатистика. 2006
4. БогуславскийМ.М. Международное частное право: Учебник. – 3-е издание, переработанное идополненное – М.: Юристъ, 1999. – 186с.
5. ВоскресенскийГ. Российский рынок глазами иностранцев // Инвестиции в России. — 2008. — № 2.
6. ДоронинаН.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России иза Рубежом. М.: Финстатинформ. 2003. — 123-143с.
7. ДробышеваИ. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог. — 1998. — 24 февраля
8. ЗиминИ.А. Реальные инвестиции. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»:«Эксмос», 2000
9. КаминскийM. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. 2007. — №5.
10. КиреевА.П. «Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства»,М., Международные отношения, 2007
11. КорниенкоО.В. Экономика: учебное пособие для колледжей. – Москва: ИКЦ «МарТ»,Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 263с. (Серия «Среднеепрофессиональное образование»)
12. КостенкоК.Р. Россия на мировом рынке инвестиций// Экономист, 2008. — №5.
13. Макроэкономика.Теория и российская практика: учебник. – 2-е издание, переработанное, дополненное/ Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2005. – 402с.
14. Милюков А.Сначала туда, где есть деньги, идут товары. За ними — иностранный инвестор //Деловое Поволжье. — 2007. — №44.
15. МозаисП.М. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в свободной экономическойзоне. Дело и право. 2004. — №2,3.
16. НемитойА.С. Инвестиции: Учебник – 8-е изд., перераб. и исправленное М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009 — 349с.
17. НосоваС.С. Экономическая теория. Краткий курс: Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений. – М.: Гуманистический издательский центр ∙ ВААДОС,2003. – 274с.
18. ПисьменнаяЕ. «В ожидании иностранных инвестиций регионы уповают на поддержку центра»,Финансовые Известия 2007. — №86 (437).
19. ПичугинБ. Иностранные частные инвестиции в России // Мировая экономика и международныеотношения. 2004. — №11.
20. Правовоерегулирование иностранных инвестиций в России / Под редакцией А.Г. Светланова М.:ИГПАН. 2005
21. РайзбергБ.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. — 323-325с.(Серия «Высшее образование»)
22. ФишерС., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Перевод с английского со 2-го издания —М.: “Дело ЛТД”, 2005
23. ЦакуновС. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: новые ориентиры //Рынок ценных бумаг. 2005. — № 9.
24. ШумиловВ.М. Международное экономическое право. М.,: издательство «НИМП». 2001. — 224с.
25. ЯнтовскаяЕ.В. Инвестиционное законодательство и иностранные инвестиции. Мн.,: ПКФ”Экоунт”. 2004. — 79,91,98с.