Реферат по предмету "Педагогика"


Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах

Министерствообразования и науки РФ
ГОУ ВПО Тульскийгосударственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
 
 
 
 
 
 
Курсоваяработа
«Использованиекомпьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах»
Выполнил:студент ФЕНКиТ
Проверила:Зайцева Л.А.
Тула – 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Компьютерные технологии в физической культуре
1. Психолого-педагогические условия применениякомпьютерных технологий в старших классах на уроках физической культуры
2. Возможности использования компьютерных технологийна уроках физической культуры в старших классах
Глава 2. Компьютерные технологии обучения на урокахфизической культуры в старших классах
1. Применение компьютерных технологий в различныхметодах обучения физической культуре в старших классах
2. Опыт использования компьютерных технологий науроках физической культуры в старших классах
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Люди каждогонового поколения должны готовиться (развиваться) так, чтобы они моглиэффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой,которая уже создана предшествующими поколениями, но и той, которая появится вбудущем. Они должны быть подготовлены к дальнейшему развитию науки и техники.Иначе говоря, сейчас как никогда прежде обучение и воспитание подрастающегопоколения должны быть ориентированы на будущее. Конечно, принциппреемственности обучения и воспитания (их ориентировки на жизнь в обществебудущего) — это общий принцип для всех времен. Но современные темпынаучно-технического прогресса ни в какое сравнение не идут с теми, которые былипрежде и, надо полагать, будут увеличиваться и далее.
В историичеловечества выделяют три глобальные социотехнологические революции — аграрную,индустриальную и информационную. Последняя из них происходит в настоящее времяи реализуется как процесс информатизации общественной жизни, внедрениясовременных информационных технологий. Конечным результатом информационнойреволюции должно стать создание новой постиндустриальной, информационнойцивилизации. Информатизация общества представляет собой целенаправленныйпроцесс изменения социальной информационной среды. Цель информатизации обществасостоит в повышении эффективности эксплуатации ресурсов общества путемсистемной компьютеризации всех этапов жизненного цикла информации — еесоздания, накопления, хранения, обработки и использования. Под информационнымиресурсами понимается совокупность информации как продукт деятельности населения.
В условияхрадикального усложнения жизни общества, его технической и социальнойинфраструктуры решающим становится отношение людей к информации. Информациястановится таким же стратегическим ресурсом современного общества, каковымибыли продукты питания в «аграрном» обществе или энергетическиересурсы — в «индустриальном». Различие в уровне информационногообеспечения сегодня становится одной из причин дисбаланса экономическогоразвития передовых и слаборазвитых стран, порождает нестабильность в отношенияхмежду странами. Современная стратегия прогресса передовых стран мира базируетсяна концепции всестороннего культурного, интеллектуального, профессионального ифизического развития потенциала личности. При этом в реализации ее целейосновное место отводится системе образования. Сегодня посредством повышенияуровня образованности населения развитые страны мира получают почти половинувалового национального продукта. Поэтому информатизация образования в мире вцелом, и в России в частности, приобретает огромное значение. Успехи нашейстраны, ее возможность выбирать и реализовывать оптимальную историческуютраекторию в полной мере зависят от наличия современной образовательной иинформационной сферы общества. Состояние информационной сферы в решающей мере зависитот степени образования в стране.
Одним изглавных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являютсясовременные компьютерные (информационные) технологии. Они позволяют изменитьсистемные свойства важнейших компонент нашего бытия. Разработка стратегиииспользования информационных технологий в сфере образования — одна из ключевыхпроблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальномуровне.
Быть успешнымчеловеком можно только хорошо владея информационными технологиями. Ведьдеятельность людей все в большей степени зависит от их информированности,способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации винформационных потоках современный специалист любого профиля должен уметьполучать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров,телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Потребностьобщества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств иметодов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики.Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информационнойкомпоненты в систему подготовки будущего специалиста. Это полностью относится ик специалистам по физической культуре и спорту. Ведь не секрет, что на сегодняшнийдень большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации какпрофессионально, так и психологически.
Однако донастоящего времени не разработана педагогическая концепция подготовки указанныхспециалистов в условиях использования современных информационных технологий,требующих внесения значительных коррективов в физкультурное образование, с темчтобы специалист в этой области имел четкое представление о том, где и с какойцелью использовать возможности персонального компьютера, какие программныепродукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизацииобщества. В связи с этим логично заключить, что данные требования должны найтисвое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованияхгосударственных образовательных стандартов нового поколения.
В связи сэтим целью нашей работы является обоснование возможностей использованиякомпьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.
Объект –компьютерные технологии на уроках физической культуры.
Предмет –возможности успешного использования компьютерных технологий на урокахфизической культуры в старших классах
Задачиисследования:
— изучение психолого-педагогическойлитературы по теме исследования;
— датьопределение понятию «компьютерные технологии»;
— обосноватьнеобходимость и возможность использования компьютерных технологий на урокахфизической культуры в старших классах;
— выявитьпсихолого-педагогические условия использования компьютерных технологий науроках физической культуры в старших классах;
— проанализировать эффективность использования компьютерных технологий на урокахв старших классах (их опыта работы).
Глава 1. Компьютерныетехнологии в физической культуре
Несмотря наопределенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими,научно-методическими аспектами разработки и внедрения современныхинформационных технологий в физкультурное образование, они вызываютопределенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания испорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость переходаот традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накоплениеопределенных знаний, умений и навыков, к использованию современныхкомпьютерных, а точнее информационно-коммуникационных, технологий, позволяющихзначительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации,вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменитьсодержание, методы и организационные формы обучения.1. Психолого-педагогическиеусловия применения компьютерных технологий в старших классах на урокахфизической культуры
В оценкахстаршего школьного возраста иногда допускается известный схематизм икатегоричность. Указывается на завершенность развития старшеклассников как вфизическом, так и в духовном отношении, отмечается приближенность их квзрослому состоянию; стираются те противоречия, которые свойственныподростковому возрасту, подчеркивается некоторая гармония «телесного» и «духовного»,установление ровного отношения с окружающими, взаимопонимание с родителями иучителями. Переход от подростничества к юности рисуется как плавное движение квзрослости, где получение аттестата официально закрепляет эту взрослость,подтверждает гражданский статус растущего человека. Между тем анализособенностей старшеклассников позволяет выявить психологическое своеобразиедетей этого возраста, представляющего важнейший фактор для определениятехнологий обучения школьному предмету.
В старшемшкольном возрасте устанавливается довольно прочная связь междупрофессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересыопределяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное:учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника.
Устаршеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Этосвязано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущееместо занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой ксамостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятсядейственными. Старшеклассникам свойственно стремление стать полноценным членомобщества, приносить пользу людям, Родине, особенно в информационном обществе,где каждый «работает» с электронной информацией.
Также устаршеклассников наблюдается интерес к содержанию и процессу учения. Наряду синтересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшегошкольника проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научногоисследования, к самостоятельной поисковой деятельности по решению сложныхзадач. Это во многом и определяет применение компьютерных технологий дляорганизации проблемно-поисковой деятельности как на уроке, так и во внеурочноевремя.
Старшие школьникилучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться, Всвязи с высоким уровнем самокритичности старшие школьники, анализируя условия,мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных чертхарактера, как лень, безволие, неусидчивость, неумение организовать свое времяи самоконтроль, настроение. То есть свое отношение к учению учащиеся связываютс присущими им индивидуальными психическими особенностями.
Говоря опознавательной деятельности старшеклассника, Л.И. Божович отмечает, что «нет ниодной интеллектуальной операции в познавательной деятельности старшегошкольника, которой не было бы у подростка». В самом деле, старший школьникмыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает,логически запоминает и т. д., хотя и в этом отношении есть сдвиги. Остановимсяна некоторых наиболее существенных из них:
1. Если вподростковом возрасте еще заметен разрыв в определениях конкретных иабстрактных понятий (подростки легче справляются с определением конкретныхпонятий), то в старшем школьном возрасте этот разрыв сглаживается. Приопределении конкретных понятий подростки только в 53% случаев указывают каквидовые, так и родовые признаки, в то время как старшие школьники (выпускникишкол) справляются с этим в 92% случаев. При определении абстрактных понятийтолько 16% подростков указали на видовые и родовые признаки, в то время каксреди старших школьников таких учащихся было 83%.
2.Аналогичная картина наблюдается и в развитии таких мыслительных операций, каксравнение, обобщение. Так, если подросток находит сходство и различие присравнении конкретных понятий в 69% случаев, то старшие школьники — в 100%случаев, а при сравнении абстрактных понятий подросток соответственно в 22%случаев, а старшие школьники в 92% случаев. Важный показатель умственнойдеятельности — способность выделять существенное. Подростки, производягруппировку предметов, делали это по существенным признакам в 44% случаев, астаршие школьники (выпускники) в 70% случаев.
3. Показателемумственного развития является также умение пользоваться рациональными приемамизапоминания. Так, если подросток пользуется такими приемами, как многократноечтение и чтение и воспроизведение, то старшие школьники наряду с этими приемамииспользовали и такие приемы, как конспектирование и подчеркивание (27%),выделение главной мысли и сравнение с другим изученным материалом (10%),составление плана (8%).
Однако всеэто — количественные изменения. В чем же заключается качественное своеобразиепознавательной деятельности старшего школьника? Л. И. Божович указывает наизменение содержательной (о чем мыслят, что воспринимают и т. д.) имотивационной стороны познавательной деятельности. О мотивационной стороне мыуже говорили. Как же изменяется содержательная сторона?
Еслиподросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшиешкольники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос исоставить собственное мнение. Старшие школьники всегда хотят установить истину.Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». Дать старшеклассникутакие задачи—вот вопрос, который должен волновать учителя.
Старшихшкольников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чемконкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет ихвыбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иныхутверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорнозащищают свою позицию. Вот что пишет старшеклассница Т. Н.:
«Да, все-такиглавное, что пришло ко мне с возрастом, — желание спорить. Но это не желчная,злобная сварливость, это иное, хорошее, если хотите знать, звонкое ижизнерадостное чувство—спорить. Ведь я познаю мир. Это какая-то дотошность,желание до всего докопаться самой. Мне хочется спорить не только с людьми, но ис книгами, с природой. Долой примирение, долой равнодушие! Спор лучше!
Ну как же непоспорить с учебником, утверждающим, что любовь у Павла Петровича Кирсанова«унизительна, лжива и бесплодна». Неправда! Это настоящая любовь. Я спорила сучебником, спорила с учительницей, спорила с классом, и, в конце концов, всесогласились со мной. Надо понимать и таких однолюбов, как П. П. Это тоженастоящее».
В дискуссияхстарших школьников с легкостью возникают далекие сопоставления, смелыеобобщения, рождаются оригинальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствиемготовых штампов, новизной такого рода умственной работы.
Активностьмысли в эти годы и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновенияновых ходов мысли) характерным образом обнаруживаются в неожиданных, поройфантастических предположениях и «теориях».
Наиболеечастое излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — этоэтические, нравственные проблемы. Старшие школьники не просто влюбляются илидружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?».
Старшеклассникиготовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в двоих, можно лисчитать принципиальным человека, который не высказывает своего мнения во времяспора, может ли быть дружба между юношей и девушкой. Характерно их стремлениенайти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Они относятся кжитейским этическим понятиям так же, как к понятиям естественнонаучным:
ожидаютточных, однозначных ответов и не склонны мириться с расхождениями инеясностями. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства и воли, ихмышление носит страстный характер. В этом, видимо, и заключается своеобразиеинтеллектуальной деятельности старшего школьника.
Старшийшкольный возраст — это пора поисков и открытий. Старшеклассники любятисследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Онис большим интересом занимаются в различных научных обществах, в школах «юныхматематиков» и других юношеских объединениях.
Большинствостаршеклассников высказываются в пользу активных форм деятельности: дискуссий,лабораторно-практических работ, изучения первоисточников и, конечно же, все этодолжно сопровождаться использованием современных компьютерных технологий.
Компьютерныетехнологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличныйстиль учебной деятельности, который оказывается более психологическиприемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальныйпотенциал учащегося.
Применительнок практическому использованию компьютерных технологий в образовательномпроцессе это означает:
тщательноотработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки),но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;
оценкупо конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчествав процессе обучения;
индивидуальныйподход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.
Технологиякомпьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечныхрезультатов деятельности учащегося, причем ему придается характер устойчивого,целенаправленного и эффективного процесса познания.
Использованиекомпьютерных технологий (КТ) в обучении — разновидность процесса управленияпознавательной деятельностью.
Приразработке уроков с применением КТ нельзя становиться на упрощенную точкузрения, полагая, что техническое средство само управляет сложнымипсихологическими процессами, один из которых — обучение человека. КТ — толькосредство и посредник между учителем и учеником, а управление познавательнойдеятельностью происходит только в пределах модели, избранной преподавателем дляпроведения занятий по физической культуре.
Компьютерныетехнологии как технические средства обучения развиваются в рамках существующегоучебного процесса, поэтому должны в большей или меньшей степени бытьсовместимыми с этим процессом, но в то же время создаваемые или созданные КТмогут активно влиять на изменения не только методики преподавания, но и целикомна всю технологию учебного процесса. Реализация новых видов управляющихвоздействий в условиях применения КТ в значительной степени упрощаетсяблагодаря индивидуализации обучения и возможностям быстрого контроля знаний какнового материала, так и любого пройденного.
В условияхсуществующей организации учебного процесса, принятой за основу для егопоследовательного совершенствования и повышения качества усвоения новогоматериала на уроках физической культуры, нужно выделить критерии необходимости,возможности и целесообразности использования КТ.
Необходимостьв КТ на уроках физической культуры в старших классах возникает в том случае,когда используемые методы, способы, приемы не обеспечивают достиженияпоставленной педагогической цели за минимально возможное время.
Возможностьприменения КТ появляется в том случае, когда выполняемые учителем истаршеклассником задачи могут быть в достаточной степени формализованы иадекватно воспроизведены с помощью технических средств, при условии выполнениятребований по качеству достигаемого результата.
Принципиальноеотличие КТ от любой другой системы обучения состоит в том, что необходимабезусловная и достаточная активность управляемого субъекта. Учащийся, получаяинформацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов,вопросов и просьб о помощи.
Управлениеобучением включает в себя два взаимосвязанных процесса: организациюдеятельности учащегося и контроль за этой деятельностью. Эти процессынепрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющихвоздействий, т.е. на дальнейшую организацию деятельности. В свою очередь,организация определенной деятельности требует и определенной формы контроля, иконкретного способа регистрации этой деятельности. Возможны сочетания этих процессови переходы от одного к другому.2. Возможностииспользования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старшихклассах
Компьютерныетехнологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современнойшколы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использованиякомпьютерных технологий в физическом воспитании носят, как правило, частныйхарактер: создание баз данных школьников, мониторинг их физического развития ифизической подготовленности, проектный метод, – и не имеют широкогораспространения в школьной практике. Анализ психолого-педагогической литературыпозволяет сделать вывод о том, что основными направлениями использованиякомпьютерных технологий в физической культуре общеобразовательного учрежденияявляются: статистический анализ и графическое изображение цифрового материала;текстовое редактирование методической и деловой документации; обучение иконтроль теоретических знаний учащихся; контроль физического развития и подготовленностизанимающихся; подготовка и обработка результатов соревнований по различнымвидам спорта; контроль и оптимизация техники спортивных движений; контрольфизической работоспособности испытуемых; создание компьютеризированныхтренажерных комплексов на базе персональных компьютеров.
Функциональныевозможности современных компьютерных средств значительно опережают ихприменение в учебном процессе, в частности по физической культуре. Разрабатываятехнологию применения компьютера на уроке физкультуры, авторы руководствуютсяодним принципом: компьютер в обучении используется лишь тогда, когда онобеспечивает получение знаний и умений, которые невозможно или достаточносложно сформировать при использовании традиционных технологий.
В настоящеевремя разработаны и внедрены в учебный процесс образовательных учрежденийобучающие системы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии,биомеханике, восточным единоборствам, программы, позволяющие проводитьимитационное моделирование срочных и долговременных адаптационных процессов,протекающих в организме учащихся.
Конечно,компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации.Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средстввидеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности(например, поставить ученика в положение участника соревнований).
Мыслительнаядеятельность учащихся на занятиях физической культурой с использованиемкомпьютера способствует быстрому усвоению теоретического материала, а получениезнаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее.
По-другомустроится и планирование урока: учитель специально продумывает отдельныеэлементы занятия, в которых используется компьютер, предусматривает интеграциютрадиционных и интерактивных средств обучения, разрабатывает способы управленияпознавательной деятельностью учащихся в ходе занятия.
Особоевнимание обращается на:
— представление в удобной форме различных спортивных процессов, протекающих вреальности с большой скоростью (бег, прыжки и другие двигательные действия) итрудных для наглядной демонстрации на обычных уроках;
— компенсациюс помощью техники недостатка наглядных пособий на уроке физической культуры;
— использование компьютера для формирования у школьника правильного представленияо технике двигательного действия.
В ходе всегокурса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этаповосвоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.
I этап –визуальный (5–7-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техникидвигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостногодвигательного действия из элементов. Эти упражнения способствуют развитиюабстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлятьцелостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переноситьтеоретические знания по выполнению упражнений на практику.
II этап –технический (8–9-й классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер,фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затемего изучение и обработку в программе «Покадровое движение». У школьниковразвиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление,ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.
На III этапе– аналитическом (10–11-й классы) – старшеклассники учатся принимать решения наоснове анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости отусловий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у нихформируется адекватная самооценка.
В основнойшколе закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросокбаскетбольного мяча, нападающий удар, блокирование и подача мяча в волейболе,низкий старт в легкой атлетике и др.), которые будут востребованы в течениевсего процесса обучения. Важно, что для освоения двигательных действийнеобходимо с самого начала создать правильное представление о технике движений.Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно, и впоследствии нетребуются усилия для какого-либо переучивания.
Применениекомпьютера возможно на всех этапах урока. При изучении нового материалакоординируется, направляется и организуется учебный процесс, а сам материал«объясняет» компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста учащийся получаетпредставление об изучаемом двигательном действии, учится моделироватьпоследовательность движений, что делает урок более содержательным иувлекательным.
На стадиизакрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока –индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных уменийи навыков в каждом конкретном случае.
На этапеповторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемныеситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены всеученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируетсяучителем.
Компьютерныйконтроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которыесостоят в следующем:
— используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнениязаданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;
— повышаетсяобъективность оценивания;
— фиксируетсядетальная картина успехов и ошибок учеников.
Формамиконтроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применениеполученных знаний на практике.
Средимножества теле- и радио-передач очень малая часть посвящена пропагандездорового образа жизни, физическому воспитанию, физической культуре. Почему быне предложить, учащимся самостоятельно, под руководством учителя восполнитьэтот пробел. Компьютер дает богатейшие возможности для реализации принципанаглядности обучения. Мультимедиа — синтез компьютерных технологий для объединения звука,информации, изображений, обеспечивает хранение больших объемов информации,произвольный интерактивный доступ к ее элементам и воспроизведение сюжетов созвуковым сопровождением.
Вдобавок,наглядность можно использовать не только в качестве иллюстраций, но и каксамостоятельный источник знаний, нужно только организовать эффективнуюпоисковую, исследовательскую работу учащихся. Например, под руководствомучителя физической культуры подобрать комплекс специальных, общеукрепляющихлибо адаптивных упражнений индивидуально для каждого учащегося, а затемреализовать разработанные комплексы в виде медиапродукта: обработатьиллюстрации, подобрать музыку, создать текстовое сопровождение. Продукт,созданный руками учащихся будет самым лучшим наглядным пособием.
На протяженииработы по проекту у учащихся развиваются навыки работы с цифровой аппаратурой иопыт свободного использования информационных технологий, формируетсяаналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить ианализировать технику двигательного действия.
На протяжениивсего проекта учащиеся постоянно пользуются собственными индивидуальнымикомплексами упражнений, продолжая мониторинг собственного физического развития,фиксируя результаты изменений показателей физического развития и физическойподготовленности.
На уроке учащиесяучатся анализировать результаты собственной деятельности, принимать решения наоснове анализа данных, у них формируется адекватная самооценка. Совместнаяработа учителя физической культуры и ученика предполагает дальнейшее развитие ирасширение представленного проекта с использованием информационных технологий всвете формирования здорового образа жизни.
Для удобствазаполнения базы данных и самоконтроля учащихся я используются рабочие тетради,в которых имеется печатный материал, содержащий справочный материал, таблицыдля самоконтроля, заготовки для формирования конспекта индивидуальногокомплекса упражнений.
Такимобразом, применение информационных технологий обучения в преподаваниифизической культуры позволяет реализовать требования теоретического иметодического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеурочнойучебной работы учащихся, сохраняя тем самым учебные часы для занятийнепосредственно физическими упражнениями.
Разработка ивнедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровняучебной работы учащихся.
Информационныетехнологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью посравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этомвысокий уровень интереса обучающихся, обусловленный сначала технологическойстороной использования электронных средств, способствует в дальнейшем ростуинтереса к содержанию теоретических и методических аспектов физическойкультуры.
Для повышенияэффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательнойдеятельностью, исключительно важное значение в электронных средствах поддержкиобучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие текстыс графическими иллюстрациями, и аудио-материалами.
Технология,используемая в работе по проекту, проста и доступна практически для любогочеловека, владеющего компьютером на уровне пользователя, и позволяет создаватьэлектронные средства поддержки обучения высокого дидактического качества всфере физической культуры.
Глава 2. Компьютерныетехнологии обучения на уроках физической культуры в старших классах
компьютерный физический спортивный урок
Компьютерныетехнологии позволяют модифицировать учебный процесс и гарантируют большуюэффективность в достижении результатов обучения. Использование компьютерныхтехнологий существенно обогащает педагогические методы обучения школьников. Возможностикомпьютерных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сетиИнтернет) по хранению, поиску и передаче информации позволяют решить такиезадачи как: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьныхучебников, дополнить и углубить их содержание.
Рассмотрим подробнееприменение компьютерных технологий в различных методах обучения физическойкультуре в старших классах.1. Применениекомпьютерных технологий в различных методах обучения физической культуре встарших классах
Демонстрационныематериалы, которые повышают наглядность, и эффективность словесных методов визобилии встречаются в предметных цифровых образовательных ресурсах: плакатыили слайды, плакаты-иллюстрации, плакаты-схемы, интерактивные плакаты,комплексные интерактивные таблицы. Включение таких материалов в структуру урокане только повысит интерес учащихся, поскольку практически все материалыресурсов выполнены на высоком уровне, но и сэкономит время учителя наподготовку к данному уроку. В случае, если педагог не нашел уже готовыхинтересующих его материалов, он может самостоятельно их создать. Для созданиясобственных иллюстративных материалов, таких как рисунки, схемы (например, приобъяснении выполнения упражнений) можно воспользоваться графическимиредакторами, текстовым процессором.
Изложениеновой темы урока, как правило, сочетается с применением средств наглядности: вдидактике выделяют методы показа и методы демонстрации.
Метод показавключает в себя показ плакатов, схем, и пр., которые можно создавать самим спомощью компьютерных технологий, так и использовать уже существующий наборомтаких иллюстраций в цифровых образовательных ресурсах и сети Интернет.
Методдемонстрации включает в себя демонстрацию фильмов, видео-образцов. Видеоролики,анимации иллюстрирующие пути решения изучаемых вопросов не только не займутмного времени (по продолжительности они не более 7 минут), но и могут бытьостановлены в любое удобное для рассказчика время. В случае, когда словесныеметоды направлены на изучение существенных свойств изучаемого объекта, следует,чтобы ученики имели данный объект или его модель перед глазами, что облегчитвосприятие материала. Объект или его модель удобно проецировать на экран.Четкую и отвечающую всем требованиям преподавателя иллюстрацию просто создать влюбом из графических редакторов (Paint, Photoshop, CorelDraw). Ключевые и важныемоменты в объяснении целесообразно также выделить и оформить в виде отдельногоизображения, слайда с привлечением таких программных продуктов как MS Word, MSPublisher, которые являются общедоступными в образовательных учреждениях.
Припроведении практических педагог предлагает решать конкретные прикладные задачи.Для более наглядного проведения практических занятий необходимо использоватьразличные фотографии, рисунки, слайды, видеоролики, которые характеризуютпоставленную практическую задачу.
В случаеорганизации индивидуального или фронтального опроса можно использовать моделиобъектов, созданные на компьютере, что позволит разнообразить виды вопросов.При фронтальном опросе возможно проецирование списка вопросов для обдумываниялаконичного ответа при условии, что ответ на вопрос предполагает некоторыерассуждения.
В настоящеевремя созданы программы, облегчающие учителю проведение письменного контроля:проверочные тематические работы, наборы тестов, которые проверяются мгновенно,и в которых предусмотрена возможность просмотра учеником уже проверенныхсобственных ответов. Варианты контрольных, самостоятельных работ так же удобнопроецировать на экран.2. Опытиспользования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах
Анализлитературных источников показал, что часто используемые компьютерные технологиипредставляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамическиеиллюстративные материалы. Применяя компьютерные технологии, учитель делает акцентна возможность их комплексного использования, т.е. на составление, нахождениеили создание тематических комплексов по определенной тематике.
Компьютерныеили информационные тематические комплексы по физической культуре могут включатьметодические разработки, целенаправленно созданные для конкретной задачи, илиметодические разработки комплексного назначения.
Рассмотрим примерынекоторых информационных тематических комплексов, разработанных по физическойкультуре для старшей школы.
ü  Комплекс «Гибкость».
Информационныйтематический комплекс (ИТК) содержит информационные материалы, помогающиеизучению теоретических аспектов и практическому освоению технологии развитиягибкости. Комплекс предназначен для использования в учебном и вне учебномпроцессах. В него входят:
1. Печатноеучебное пособие «Технология развития гибкости».
2. Учебныйвидеофильм «Технология развития гибкости».
/>
Рис. 1.Принципиальная схема перманентного совершенствования учебного процесса спомощью ЭВМ
Печатноеучебное пособие «Технология развития гибкости» позволяет изучать теоретическиематериалы по терминологии, строению и особенностям функционирования суставов,проведению контроля и самоконтроля за уровнем развития гибкости, регулированиюфизической нагрузки. В нем представлен также иллюстрированный комплексупражнений по развитию гибкости. Непосредственным продолжением этого пособияслужит учебный видеофильм. В фильме показывается и рассказывается опоследовательности подбора упражнений для развития гибкости, особое вниманиеобращено на достаточно сложные в методическом плане упражнения, в зависимостиот вида упражнения подобрано число исполнителей (от одного до четырех).
ü  Комплекс «Атлетическая подготовка».
ИТК содержитследующие разработки по использованию атлетической подготовки в учебном и вне учебномпроцессах:
1. Печатныеметодические рекомендации: «Организация и методика проведения занятийфизическими упражнениями с использованием тренажерных средств», «Методиказанятий атлетизмом».
2. Учебныйвидеофильм «Тренировка в тренажерном зале».
3. Обучающая компьютернаяпрограмма (КП) «Атлет».
В печатныхматериалах рассматриваются проблемы организации занятий с применениемтренажеров; приведены общие положения методики развития силы с описаниемнаиболее распространенных методов тренировки и регламентацией подходов,повторений, отдыха и темпа выполнения; описана методика контроля и самоконтроляна занятиях по атлетической подготовке.
Основной исвязующей разработкой в данном тематическом комплексе является обучающая КП «Атлет».Она, по сути, служит компьютерным самоучителем по атлетической подготовке учащихся,в нее вошли и теоретические разделы, и методические указания по выполнению, какотдельных упражнений, так и учебного процесса в целом от одного занятия донескольких лет подготовки.
Дополнениемвсего тематического комплекса служит учебный видеофильм «Тренировка втренажерном зале». В нем показаны особенности работы на типичных тренажерах,практически развивающих все группы мышц, по ходу фильма рассказывается ометодических особенностях проведения учебных занятий.
ü  Комплекс «Аэробика, шейпинг»
Приреализации принципов гуманизации и гуманитаризации в педагогическом процессе пофизическому воспитанию учащихся особое внимание обращено на естественныйинтерес старшеклассниц ко всему, что касается их фигуры, особенностейтелосложения, осанки и этот раздел дисциплины «физическая культура» (для многихиз них — один из важнейших). На этом интересе, точнее на его обеспечении,возможно предложить ИТК «Аэробика, шейпинг», куда следует включить четыреразработки:
1. Печатноеучебное пособие «Учись моделировать свою фигуру».
2. КП «Мини-шейпинг».
3. КП «Грация».
4. КП «Грация– соревнование».
Печатноеучебное пособие «Учись моделировать свою фигуру» должно содержать основутеоретических знаний, необходимых для организации занятий со старшеклассниками шейпингомв рамках учебных, внеучебных и самостоятельных занятий. Пособие может включатьразделы по компьютерному моделированию, питанию, контролю, комплексыупражнений.
Специальнодля использования в учебном процессе создается КП «Мини-шейпинг», позволяющаярешать четыре основные задачи:
1- образовательноеначало, стимулирует занимающихся к дальнейшему самостоятельному знакомству сразличными методическими материалами по данному вопросу.
2- определениеиндивидуального диапазона норм по проводимым измерениям (вес, окружности,диаметры, показатели состава тела, физической подготовленности и др.).
3- приобретениезнаний и умений проводить измерительные процедуры и соотносить полученныеданные с модельными значениями.
4- определение длякаждого занимающегося реальных задач по коррекции фигуры и физическойподготовленности на ближайшие 3-4 месяца.
Одна изглавных методических задач использования КТ в старших классах — предоставление учащемусямаксимальных возможностей в освоении учебного материала с учетом егоиндивидуальных особенностей и наклонностей.
Так,обучающая компьютерная программа «Атлет» разработана по принципу сетевогопредставления материала (система гипертекста).
Программа неимеет модели данных, которая бы служила каркасом для хранения информации, т.е.отсутствует жесткий алгоритм прокручивания текста. Ученик или учитель, работаяс этой программой, устанавливает те связи, ту последовательность, которуюсчитает необходимой, что позволяет максимально использовать индивидуальныйподход в обучении. Программа разработана по 4 уровням, что облегчает ориентациюпри работе с нею, но в то же время позволяет обучаемому выбрать желаемый личнодля него уровень получения знаний.
Программа включаеткак плоскостную мультипликацию (рис. 2), так и экраны с роликамивидеомультипликации.
/>
Рис. 2. ЭкранКП «Атлет», раздел – мышцы.
Оценкаусвоения теоретического материала позволяет занимающемуся или преподавателювыявить степень усвоения полученных знаний по курсу «Атлетическая подготовка» впроцентах (за 100% взято отсутствие ошибок при ответах на контрольные вопросы).
В разделе «Рекомендуемаялитература» учащийся, выбрав интересующее его издание, может прочитатьаннотацию и познакомиться с оглавлением выбранной книги.
ü  Компьютерная программа «Техникаметания гранаты»
КП «Техникаметания гранаты» направлена на детальное изучение особенностей метания гранатыс колена и позволяет с любой скоростью просматривать с трех различных сторонвыполнение данного спортивного движения (рис. 3).

/>
Рис. 3. ЭкранКП «Техника метания гранаты»
Такой типдемонстрации техники движения выгодно отличается от видеосъемки тем, чтоустранены все второстепенные объекты и при выполнении движения вниманиесосредоточено на главных элементах.
КП позволяетбыстро и качественно проводить соревнования. Организация и проведениемини-соревнований, безусловно, хороший стимул для регулярного посещениязанятий, проведения самостоятельных занятий, оптимизации режима питания, трудаи отдыха. Применение компьютерных технологий на уроках физической культуры неисчерпывается возможностью создания информационных тематических комплексов,содержащих элементы использования различных информационных технологий. Наиболеераспространённым для средней школы является создание уроков – презентаций попредмету.
Урок-презентацияпредставляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки извукового ряда, которые организованы в единую среду. Отличительной особенностьюурока-презентации является его интерактивность, то есть создаваемая дляучащегося современными компьютерными средствами возможность взаимодействия сизображением.
Заключение
Современнаясистема образования направлена на формирование высокообразованной,интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, спониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.Новый этап развития компьютерной техники и её применение в учебном процессехарактеризуется широчайшим использованием современных компьютерных технологийпри создании обучающих программ. Появилось множество программных продуктов налазерных дисках, созданных на базе мультимедийных, офисных иинтернет-технологий. Также широко используются технологии создания графическихизображений, анимация и системы программирования.
Новое времятребует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе икомпьютерных. Действительно, использование компьютерных технологий на урокахфизической культуры дает возможность воздействовать на три канала восприятиячеловека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствуетэффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счетэкономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированногоподхода в обучении, осуществляются меж предметные связи. Но, пожалуй, самоеглавное преимущество их использования на уроках – повышение мотивации обучения,создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельностиучащихся.
Безусловно,компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использованиев комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, чтоиспользование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно.Умелое использование компьютерных технологий на уроках физической культуры нетолько повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышениюпознавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланироватьсвои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки былонаиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
Анализучебно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследованияпозволяет сделать вывод о том, что на уроках физической культуры в старшихклассах предоставляются большие возможности использования компьютерныхтехнологий. В зависимости от цели урока компьютер можно использовать на всехэтапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении,контроле знаний, умений, навыков. При этом для школьника он выполняет различныефункции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой средой.
Методическиоправданное использование компьютерных технологий в сочетании с традиционнымиформами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательныенавыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся,сформировать у школьников умение работать с информацией, развиватькоммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат науроках.
Познакомившисьсо статьями, разработками, можно сделать вывод о том, что возможностьэффективного использования компьютерных технологий на уроках физическойкультуры в старших классах объясняется следующими факторами:
- старшие школьникиполучают доступ к наиболее актуальной информации, которая, как правило, несодержится в традиционных бумажных изданиях, включая новейшие учебники, учебныепособия, рекомендации и дополнительные материалы к проведению практическихзанятий;
- старшеклассникиучатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательноедействие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности,активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка;
- автоматизируетсябольшой объем рутинной работы преподавателя по формированию индивидуальныхзаданий;
- компьютерныетехнологии позволяют выстроить более качественную диагностику уровня усвоенияучебного материала, так как различные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализироватьпроцесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке;
- применениекомпьютерных технологий в преподавании физической культуры в старшихклассах стимулирует познавательный интерес к этому предмету.
Список использованнойлитературы
1. БарчуковИ.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология,теория, практика / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров. — М.: Academia,2009.- 528 с.
2. ВасильковА.А. Теория и методика спорта / А.А.Васильков.– М.: Феникс, 2008. – 379 с.
3. Волков В.Ю.Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре/Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.
4. Волков В.Ю., Волкова Л.М. Компьютерныйдистанционный курс по дисциплине «Физическая культура»/Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.
5. ГорбуновГ. Д., Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г. Д.Горбунов, Е. Н. Гогунов.– М.: Academia, 2009.- 256 с.
6. Жбанков О.В.,Соловьев Е.В. Информационно-методическаясистема как средство индивидуализации процесса физического воспитания в вузе// Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 6.
7. ЗахароваИ.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. — 4-е изд., стер.- М.: Academia,2008. — 192 с.
8. Информатизацияобщего среднего образования: Науч.-метод. пособие /под ред. Д. Ш. Матроса. –М.: Педагогическое общество России, 2004.
9.  КайноваЭ. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта/  Э. Б.Кайнова. — Изд-ва: Форум, Инфра-М,2007. – 208 с.
10. НеверковичС.Д., Аронова Т.В.,Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д.Неверкович,Т.В.Аронова, А.Р.Баймурзин. – М.: Academia, 2010.- 336 с.
11. ПоповГ.И. Информационные технологии в образовании в отрасли физической культуры испорта / Г.И. Попов // Вестник учебных заведений физической культуры. — 2004. — N 1(2). — С. 22-23.
12. СамсоноваА.В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте /Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. // Теория и практика физ. культуры.- 1999. — N 9. — С. 22-26.
13. СеливановаТ.Г. Информационные технологии в образовании / Селиванова Т.Г. // Современныйолимпийский спорт и спорт для всех: 7 Междунар. науч. конгр.: Материалыконф., 24-27 мая 2003 г. — М., 2003. — Т. 3. — С. 332-333.
14. ФураевА.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений /Фураев А.Н. // Теория и практика физ. культуры. — 1996. — N 11. — С. 50-52.
Приложение Урок-презентация«Волейбол»
 
План:
1. История игры
2. Закреплениеправил игры
3. Совершенствованиетехники приема мяча
4. Просмотрурока-презентации
5. Контрольный опрос
I. Вводнаячасть (5 мин.)
1. Сообщениезадач урока. (2мин.)
Волейбол — одна из распространенных спортивных игр. Массовый, подлинно народный характерволейбола объясняется эмоциональностью, увлекательностью, доступностью,основанной как на простоте правил игры и несложности оборудования, так и,особенно, на соответствии получаемой нагрузки со степенью подготовленностиигроков. Поэтому волейболом занимаются люди самых различных профессий ивозрастов. Играют везде на воде, на песке, в зале, везде.
2. Историяигры. (3мин.)
Приоритет всоздании волейбола принадлежит Уильяму Моргану, преподавателю физкультуры колледжав американском городе Холеоке. Однажды Морган предложил своим питомцампобросать через рыболовную сеть надутую резиновую камеру. Вскоре он судивлением обнаружил, что те с явным азартом обмениваются пасами. Тогда учительсам занял место на площадке и сразу же после урока разработал первые правилаигры.
Родоначальникволейбола назвал свое детище “минтонет”. Это было в 1895 году, а год спустяигра демонстрировалась в городе Спрингфилде на конференции руководителейфизического воспитания колледжей.
Крестнымотцом нового вида спорта стал профессор Спрингфилдского колледжа АльфредХалстед. Он назвал новую игру волейболом, что в переводе с английского означает“летающий мяч”. Действительно, это единственная спортивная игра, где главнаязадача – не дать мячу коснуться земли. Основные волейбольные правиласформировались в 1917-1925 г., постепенно их приняли во всех странах, и играполучила неофициальное международное признание.
II.Основная часть(25мин.)
1. Правилаигры (5 мин.)
— волейбол — коллективная игра; играют 6*6;
— цель игры –ударами рук направить мяч на сторону соперников и там приземлить;
— размерплощадки 9*18 м, разделенной пополам сеткой (на высоте 2,43 м.- для мужских и 2,24 м – для женских команд);
— матчсостоит из пяти партий, а они — из эпизодов, в любом из них разыгрывается одноочко. Эпизод начинается с подачи через сетку (подающий находится за линиейсвоей площадки), после чего игроки неприятельской команды, передавая мяч другдругу не более двух раз, третьим ударом отправляют через сетку. Командаполучает очко и право на следующую подачу, если соперник не сумеет отбить мяч (и он коснется земли либо пола) или не перекинет мяч обратно через сетку за трикасания. Выигрывает партию команда, набравшая 25 очков. При счете 24:24 играпродолжается до тех пор, пока разница не достигнет двух очков. В матчепобеждает команда, которая одолела соперников в трех партиях из пяти. Правда, впятой партии требуется набрать не 25, а 15 очков.
— игрокикоманд располагаются на площадках в определенном порядке, зоны обозначаютсяномерами 1, 2, 3, 4, 5, 6 ( против часовой стрелки); три под сеткой (передняялиния) и три сзади (задняя линия). В соответствии с зонами распределяются иигроки команды. В игру мяч вводится игроком зоны 1, для чего он выходит изплощадки за лицевую линию, в зону подачи.
-если командавыигрывает очко при чужой подаче, то перед своей игроки, двигаясь по часовойстрелке, переходят в другие зоны.
2. Техникаигры. (13 мин.)
Техника игрывключает в себя основные приемы: стойки, передвижения, передачи, подачи,нападающие удары, отвлекающие действия, блокировка, страховка. Каждый приемимеет несколько способов выполнения.
Стойка:
Различиестоек зависит от степени согнутости ног – средняя, высокая и низкая. Ноги,согнутые в коленях, расставлены на ширину плеч, левая нога несколько выставленавперед, туловище слегка наклонено вперед, кисти рук перед грудью, свободноопустив локти, пальцы рук обращены кверху, большими пальцами к себе. Нельзясгибать руки в лучезапястном суставе и опускать кисти вперед вниз.
Нижниеподачи:
Нижние подачи- положительным качеством нижних подач является простота их выполнения.
Нижняя прямаяподача – игрок стоит в высокой стойке, лицом к сетке, центр тяжести смещен ксзади стоящей ноге, которая должна быть обязательно одноименной с ударяющейрукой; рука, проводящая удар, отведена назад в положение замаха; другая рука,согнутая в локтевом суставе, держит мяч перед собой на уровне или несколькониже. Подбросив мяч на высоту 30 см. вверх, игрок маховым движением ударяющейруки производит удар основанием ладони (не пальцами) по мячу. Вместе сдвижением ударяющей руки разгибается сзади стоящая нога и центр тяжести телапереносится на впереди стоящую ногу.
Нижняябоковая передача – игрок в высокой стойке стоит боком к сетке; ступни нограсставлены на ширину плеч параллельно лицевой линии площадки; ударяющая рукадля замаха свободно отводится вниз – в сторону; ладонь обращена вперед-вверх;рука с мячом держит его на уровне пояса; туловище несколько наклонено вперед.Подбросив мяч на 50-70 см., игрок с началом опускания мяча посылает ударяющуюруку вперед-вверх, перенося одновременно центр тяжести на ногу, стоящую впередипо движению, и ударяет ладонью по мячу, рука после удара свободно продолжаетдвижение.
Верхниеподачи.
Верхняяпрямая подача – игрок стоит в высокой стойке лицом к сетке, рука держит мяч науровне груди; ударяющая рука опущена вниз-вперед. При подбрасывании мяча вверхтуловище отклоняется назад, центр тяжести переносится на сзади стоящую ногу,ударяющая рука вскидывается вверх, локоть отводится в сторону-назад, а плечоназад, кисть поднимается над головой. С одновременным разгибанием сзади стоящейноги, движением туловища вперед и руки кистью вперед-вверх производится удар помячу Ценность этой подачи — сочетание высокой точности и самые широкиевозможности для придания различной скорости полету мяча).
Верхняябоковая подача – игрок в высокой стойке стоит боком к сетке, ступни параллельнолицевой линии, ноги полусогнуты в коленях; рука держит мяч на уровне или чутьниже пояса. При подбрасывании мяча туловище отклоняется назад и в сторонуударяющей руки, одноименная с нею нога сгибается, рука свободно опускается вположение замаха вниз-в сторону. Удар по мячу производится за счет разгибанияноги, движения туловища и руки в одной плоскости. Ценность этой подачи — вбольшой скорости полета мяча, даже порой в ущерб точности.
Передача мяча– прием игры, с помощью которого создают условия для взаимодействия команды.
Способыпередач:
Двумя рукамив опоре,
Двумя рукамив прыжке,
Одной рукой впрыжке.
Приемы мяча:
Двумя рукамиснизу,
Двумя рукамисверху,
Одной рукой.
Прием мячадвумя руками снизу.
При приемеигрок принимает положение: ноги согнуты, одна впереди, руки прямые, развернутынемного наружу, кисти сомкнуты и опущены вниз.
Прием мячапроизводится на нижнюю часть предплечий, руки в локтевых суставах прямые (несгибать!), нет большого встречного движения, мяч не отбивать, руки чуть-чутьприближаются к мячу, совершается некоторое разгибание ног. нижняя передачадвумя руками – кисти рук накладываются скрестно одна на другую в удобноеположение, ладонями вверх. Накладывание кистей рук друг на друга необходимо дляпредупреждения двойного удара. Нижняя передача двумя руками выполняетсяпрямолинейным движением рук навстречу мячу или подставлением рук под него.Направления полета мяча после передачи зависит от положения рук и от высоты, накоторой происходит удар по мячу.
Прием мячадвумя руками сверху.
Большиепальцы принимают основную нагрузку, указательные пальцы являются основнойударной частью, средние пальцы в меньшей степени, безымянные и мизинцы восновном удерживают мяч в боковом направлении.
Верхняяпередача двумя руками – кисти рук сближаются и располагаются на поверхностимяча в виде своеобразного ковша. Наружный край этого ковша образует ребраладоней и мизинцы, а дно ковша – указательные и большие пальцы, причем большиепальцы направлены концами один к другому и к лицу игрока. Направление большихпальцев вперед – неправильное. Для выполнения верхней передачи игрок выходит кмячу с таким расчетом, чтобы встретить его руками у лица, что способствуетнаибольшей точности полета мяча при его сопровождении руками и зрительногоконтроля за движением. Встречая мяч, руки разгибаются в локтях, при этомдвижении кисти рук находятся в положении тыльного сгибания и в последующемсопровождают мяч до полного выпрямления рук. Сопровождение мяча из положениясредней и высокой стойки может быть дополнено движением туловища и ног в нужномнаправлении.
Атака.
Атакующийудар – наиболее эффективный способ завершающих действий команды.
Атакующийудар состоит из 4-х фаз:
Разбег
Прыжок
Удар по мячу
Приземление
Разбег.
В началеразбега с целью определения характера полета мяча игрок выполняет один-дваступающих шага в медленном темпе, затем, определив направление и скоростьполета мяча, увеличивает скорость.
Прыжок.
Выполняетсябеговой шаг, правой ногой на стопу с пятки, руки отвести назад, ноги сгибаютсяв коленях, руки делают взмах вперед-вверх, ноги разгибаются и отрываются отопоры. Одновременно со взлетом делается замах правой рукой вверх-назад, леваярука задерживает движение на уровне плеча, ноги незначительно сгибаются вколенях.
Удар.
Правая рукавыпрямляется в локтевом суставе, вытягивается вверх-вперед, далее выполняетсярезкий удар, при этом кисть накладывается на мяч сзади-сверху и выполняетсядвижение кисти вниз.
Приземление.
Игрокприземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат оттравм и позволяет сразу перейти к последующим игровым действиям.
Блокирование.
Блокирование– прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударамсоперника. Блокирующие находятся близко от сетки в высокой стойке, руки науровне плеч, стопы параллельны. Перед прыжком игрок приседает и с помощьювзмаха согнутыми руками выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях, поднимаетнад сеткой, кисти напряжены, пальцы расставлены, кисти над сеткой. В моментудара кисти приближаются к мячу, амортизируют удар. Кисти направляют мячвперед-вниз на площадку соперника.
3. Просмотрурока-презентации (7 мин.) (приложение 2)
III.Заключительная часть (10мин.)
Контрольныйопрос (презентация, сл.42)
I. Вариант
Назовитеразмеры волейбольной площадки.
Какова высотасетки?
Какиепередачи вы знаете?
Каквыполняется нижняя прямая подача?
Что такоеблокирование?
II. Вариант
Каквыполняется переход команды на площадке?
Что означаетслово “волейбол”.
Как выполняетсяатакующий удар?
Назовите весмяча и его размеры.
Прием мячаснизу опишите, как выполняется.
III. Вариант
Каквыполняется прием мяча сверху?
Гдевыполняется подача мяча?
Каквыполняется верхняя прямая подача?
Назовитеспособы передач.
Кто являетсяродоначальником игры в волейбол?
Ответы навопрос (не для учеников)
I. Вариант
18м-9м
2.24-2.43м
Двумя рукамив опоре, двумя руками в прыжке, одной рукой.
Игрок стоитлицом к сетке, туловище наклонено вперед, ноги согнуты, левая нога впереди. Мячна левой руке, рука чуть согнута и на уровне пояса. Мяч подбрасывается на 20-30 см. При замахе рука отводится строго назад, удар по мячу наносится снизу-вперед-вверх на уровнепояса.
Прием игры,который применяется для противодействия атакующим ударам соперника.
II. Вариант
Есливыигрывается очко при чужой подаче, то игроки, двигаясь по часовой стрелке,переходят в другие зоны.
Летающий мяч.
Выполняетсяширокий беговой шаг правой ногой на стопу с пятки, руки отведены назад, ногисгибаются в коленях. Затем руки делают взмах вперед-вверх, ноги разгибаются всуставах, отрываются от опоры. Одновременно со взлетом выполняется замах правойруки вверх-назад. Совершается резкий удар, кисть накладывается на мячсзади-сверху.
Вес 260-280г,окружность 65-67 см.
Ноги согнуты,одна впереди. Руки прямые, развернуты немного наружу, кисти сомкнуты и опущенывниз. Прием мяча производится на нижнюю часть предплечий, руки в локтевыхсуставах прямые (не сгибать!). Нет большого встречного движения, руки чуть-чутьприближаются к мячу. Передача мяча осуществляется за счет небольшого разгибанияног и направляющего движения руками.
III. Вариант
Ноги согнуты,одна нога впереди. Руки выполняют встречное движение к мячу. Прием и передача мяча(большие пальцы принимают основную нагрузку, указательные являются основнойударной частью, безымянные и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении).Руки сопровождают полет мяча до полного выпрямления.
За лицевойлинией.
Исходноеположение – высокая стойка лицом к сетке. Мяч удерживается на уровне груди,левая нога впереди. После подбрасывания мяча над головой (несколько впередисебя) игрок выполняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющейруки назад-вверх. Удар осуществляется чуть согнутой рукой несколько впередисебя.
Двумя рукамив опоре, двумя руками в прыжке, одной рукой.
Уильям Дж.Морган


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.