Реферат по предмету "Финансовые науки"


Политика улучшения кредитоспособности в организации

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1 Теоретические основы оценки кредитоспособностипредприятия. 5
1.1 Сущность понятия «кредитоспособность». 5
1.2 Показатели кредитоспособности и методика их анализа. 7
2 Анализ показателей кредитоспособности предприятия ООО«Партнерснабкомплект»  22
2.1 Краткая характеристика объекта исследования. 22
2.2 Анализ показателей кредитоспособности. 25
3 Разработка предложений по повышению кредитоспосбностипредприятия. 39
3.1 Основные направления совершенствования. 39
3.2 Экономическая эффективность внесенных предложений. 43
Заключение. 49
Список использованной литературы… 51
Приложения. 53

Введение
В современных условиях в связи сполной самостоятельностью деятельности организаций возникает вопрос об ихфинансовой стабильности, что вызывает необходимость анализа хозяйственнойдеятельности.
Для оценки финансовой устойчивостипредприятия необходим анализ финансового состояния. Анализ финансовогосостояния – один из важнейших разделов этого направления, основная целькоторого – оценка будущего потенциала организации, выявления недостатков работыдля получения максимальной прибыли.
Поэтому разработанная тема являетсяактуальной на данный момент. Имея в наличии компьютерную технику, организациинамного чаще смогут производить анализ финансового состояния, используя даннуюметодику, что дает возможность выявления недостатков работы и их оперативногоустранения.
Актуальность темы курсовой работыобоснована объективной необходимостью разработки и использования современныхметодов финансового анализа и необходимостью определения инструментов, спомощью которых возможно проведение анализа финансового состояния в реальнойпрактике российских предприятий.
Целью работы явилась оценкафинансового состояния предприятия и разработка направлений его улучшения.
В соответствии с данной целью вработе были поставлены следующие основные задачи:
1. определить теоретические иметодологические основы оценки, финансовой деятельности предприятия;
2. провести анализ финансовогосостояния исследуемого предприятия;
3. выявить основные направления поулучшению финансового состояния предприятия и проанализировать экономическуюэффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования явилось ООО «Партнерснабкомплект».
Предметом анализа явились финансовыепроцессы предприятия и конечные производственно — хозяйственные результаты егодеятельности.
Структурно курсовая работа состоит извведения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе работы раскрывается экономическаясущность кредитоспособности предприятия, определена методика финансовогоанализа.
Во второй главе работы проведенанализ финансового состояния и финансовых показателей ООО«Партнерснабкомплект», определены проблемы и перспективы его дальнейшегоразвития.
Третья глава посвящена разработкенаправлений повышения эффективности финансовой деятельности предприятия иоценке экономической эффективности предложенных направлений.
Теоретической базой исследованияявились труды отечественных и зарубежных специалистов в области финансов: Г.В.Савицкой, А.З. Шеремета, И.Т. Балабанова и других, а также нормативно –правовые акты, регулирующие деятельность государственного предприятия.
В качестве конкретных методовпроведения исследования использованы приемы и методы финансового анализа ифинансового менеджмента. В исследовании применялись основные методы финансовогоанализа — горизонтальный, вертикальный, сравнительный, факторный. Всовокупности, использованные в работе методы позволили обеспечить достоверностьэкономического анализа.
Основой экспериментальных расчетовявляется финансовая отчетность ООО «Партнерснабкомплект».

1 Теоретические основы оценки кредитоспособностипредприятия
 
1.1 Сущность понятия «кредитоспособность»
Под кредитоспособностью прежде всегоследует понимать такое финансово-хозяйственное состояние организации, котороедает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности иготовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.Изучение разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашениекредита или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляютсодержание анализа кредитоспособности организации.
При анализе кредитоспособности должнырешаться два основных вопроса: способен ли заемщик выполнить свои обязательствав срок и готов ли он их исполнить?
На первый вопрос дает ответ анализфинансово-хозяйственной деятельности заемщика. Второй вопрос имеет юридическийхарактер, а также связан с личными качествами руководителей организации.
Анализ финансово-хозяйственногосостояния организации-заемщика должен отразить эффективность размещения ииспользования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность иготовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенныесроки. Способность организации своевременно возвращать кредит оценивается путеманализа ликвидности баланса, эффективности использования кредита и оборотныхсредств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучениядееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качествруководителей.
В связи с тем что организациизначительно различаются по характеру своей производственной и финансовойдеятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методическиеуказания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателейне представляется возможным. В современной международной практике такжеотсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленныеспецифические особенности клиентов практически невозможно.
Основная цель анализакредитоспособности заключается в оценке возможности и готовности заемщикавернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора.Кредитор должен в каждом случае определить степень риска, который он готоввзять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данныхобстоятельствах.
При рассмотрении кредитной заявкиучитывается множество факторов, изучается информация, характеризующаяфинансовое состояние фирмы, возможности появления непредвиденных обстоятельстви положение со страхованием. Источниками информации о кредитоспособностизаемщика могут служить переговоры с заявителями, инспекция на месте, анализфинансовых отчетов, внешние источники.
Главным источником информации дляоценки кредитоспособности служат баланс организации и пояснительная записка кнему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагаеторганизация и какой размер кредита эти средства обеспечивают. Однако дляобоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентовбалансовых сведений недостаточно. Анализ баланса дает лишь общее суждение окредитоспособности, в то время как для вывода о степени кредитоспособностинеобходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективыразвития организации, ее жизнеспособность. Поэтому для получения сведений прирасчете показателей кредитоспособности следует также использовать: данные оперативногоучета, техпромфинплан, сведения, накапливаемые в банках, сведениястатистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков,результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведенияспециализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций[1].
 
1.2 Показатели кредитоспособности иметодика их анализа
В настоящее время в науке финансовогоанализа используются следующие методы, позволяющие оценить тенденции измененияпоказателей, сформированных в финансовой отчетности предприятия (организации):горизонтальный анализ; вертикальный анализ, трендовый анализ; метод финансовых коэффициентов;сравнительный анализ; факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализпредставляет собой сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ –это определение структурного состава показателей бухгалтерской (финансовой)отчетности и выявление влияния каждой из позиций на результат в целом[2].
Рентабельность является темстоимостным качественным показателем, характеризующим эффективностьдеятельности предприятия, который позволяет дать характеристику уровня отдачизатрат и используемых для осуществления коммерческой деятельности и реализациипродукции материальных и нематериальных ресурсов[3].
Рентабельность деятельностипредприятия характеризует эффективность осуществляемой коммерческойдеятельности предприятия, таким образом отражая все сферы деятельности.
Рентабельность — это относительныйпоказатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Полученные предприятиемпоказатели рентабельности являются той характеристикой его работы, котораяотражает эффективность и доходность всех направлений деятельности фирмы. Ониболее полно, чем прибыль, идентифицируют эффективность осуществляемойдеятельности, так как отражают не количественную оценку прибыли, а соотношение полученногоэффекта с потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценкидеятельности предприятия и они являются тем инструментом, который служит опоройдля определения ценовой и инвестиционной политики предприятия[4].
Показатели рентабельности отражаютразличные аспекты деятельности предприятия, в связи с чем их разделяют напоказатели, характеризующие:
1) окупаемость затрат;
2) прибыльность продаж;
3) доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путемотношения прибыли от реализации (П) до выплаты процентов и налогов к суммезатрат по реализованной продукции (Зрп).
Является свидетельством того, какуюприбыль имеет предприятие от каждого рубля, затраченного им на осуществлениехозяйственной деятельности и реализацию продукции. Данный показательрассчитывается по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. Приопределении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не толькореализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основнойдеятельности.
Аналогичным образом определяетсядоходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли отинвестиционной деятельности (П) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ).
Рентабельность продаж (оборота) определяется как частное от деления прибыли,полученной от реализации продукции до выплаты процентов, налогов и сборов насумму полученной выручки (В).Характеризует эффективность хозяйственной деятельности и деятельности,связанной с реализацией продукции, отражая ту долю прибыли, которую имеетпредприятие с каждого рубля, полученного от реализации продукции. Данныйпоказатель может быть рассчитан как по предприятию в целом, так и по каждомуотдельному виду реализуемой продукции.
Рентабельность совокупногокапитала определяется как частноеот отношения брутто-прибыли до выплатыпроцентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (KL).
Рентабельность (доходность)операционного капитала исчисляетсяотношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов(Пад) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК.). Она характеризуетдоходность капитала, задействованного в операционном процессе.
Анализ показателей рентабельностизаключается в исследовании и изучении динамики вышеперечисленных показателейрентабельности и сравнении их с конкурентами[5].
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), определенный попредприятию в целом, зависит от структуры продукции, реализуемой предприятием,ее себестоимости и уровня цен, по которым осуществляется реализация.
Показатели рентабельности могут бытьвыражены как в коэффициентном виде, так и в виде процентов, отражая долюприбыли, полученной с каждой осуществленной денежной единицы затрат. Показателирентабельности являются теми показателями, которые отражают результатыхозяйственной деятельности более полно, чем показатели прибыли, так какявляются качественными и отражают соотношение между доходами и обусловленнымиими расходами.
Отражая эффективность работыпредприятия в целом, а также и уровень доходности каждого отдельногонаправления деятельности предприятия, показатели рентабельности являютсяосновой для оценки эффективности деятельности предприятия[6].
Рентабельность — один из основных стоимостныхкачественных показателей эффективности деятельности предприятия,характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств впроцессе производства и продажи продукции (работ, услуг)[7].
Уровень рентабельности, равно как и прибыли, зависитот производственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, т.е. этипоказатели характеризуют все стороны хозяйствования предпринимательскойдеятельности.
Показатели рентабельности выражаются в коэффициентахили процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Ониболее полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результатыхозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными илииспользованными ресурсами.
Показатели рентабельности характеризуют эффективностьработы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности(производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат ит.д. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент винвестиционной политике и ценообразовании.
Иногда показатель рентабельности вычисляется в видеотношения прибыли (или нераспределенной прибыли) к собственному или общемукапиталу предприятия. Для стабильно работающего предприятия существуетустойчивая взаимосвязь между всеми этими соотношениями, и в качестве критерияможно выбирать любой из них. Используя принцип денежных потоков, будемопределять коэффициент рентабельности деятельности предприятия в виде отношениячистой (нераспределенной) прибыли к совокупности полученных доходов.
/>
где:
Р — рентабельность деятельности предприятия по чистойприбыли;
ЧП — чистая (нераспределенная) прибыль предприятия,определяемая по строке 470 пассива баланса с названием «Нераспределеннаяприбыль отчетного года» и являющаяся в течение года накапливаемой суммойна счете 99 «Прибыли и убытки» (+ -), а в конце года на счете 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
Сумма Д — суммарный доход в виде выручки от реализациипродукции (работ, услуг), определяемой по обороту на субсчете 90-1«Выручка», плюс доходы от внереализационных операций, выявляемые насубсчете 91-1 «Прочие доходы».
По оценкам зарубежных специалистов, этот коэффициентсчитается приемлемым, если он находится в пределах 8-15%[8].
2) Коэффициент абсолютной ликвидности, определяющийспособность предприятия быстро выполнить свои краткосрочные обязательства.
/>
где:
Кал — коэффициент абсолютной ликвидности;
ДС — денежные средства;
КФВ — краткосрочные финансовые вложения;
КО — краткосрочные обязательства.
Денежные средства в формуле, приведенной выше,отражают сумму по строке 260 «Денежные средства» актива баланса,которая обобщает цифры на счетах: 50 «Касса», 51 «Расчетныесчета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета вбанках», 57 «Переводы в пути»[9].
Краткосрочные финансовые вложения включает суммысредств на счетах: 58 «Краткосрочные финансовые вложения» и 81«Собственные акции (доли)» за вычетом сумм на счете 59 «Резервыпод обесценение ценных бумаг», обобщенные в строке 250 «Краткосрочныефинансовые вложения» актива баланса.
Краткосрочные обязательства включают в себя суммы вразделе V «Краткосрочные обязательства» пассива баланса по строкам610 «Займы и кредиты» (счет 66 «Расчеты по краткосрочнымкредитам и займам»), 620 «Кредиторская задолженность» и 660«Прочие краткосрочные обязательства». Строки 610 и 660 включают суммыпо следующим счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» (расчеты по полученнымавансам). А также по счетам: 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчетыс персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетнымилицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»[10].
Нормативное значение коэффициента абсолютнойликвидности 0,2-0,5.
3) Коэффициент промежуточного покрытия, показывающий,сможет ли предприятие в заданные сроки рассчитаться по своим краткосрочнымобязательствам.

/>
где:
Кпп — коэффициент промежуточного покрытия;
ДЗК — краткосрочная дебиторская задолженность, т.е.задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетнойдаты.
Краткосрочная дебиторская задолженность отражает суммустроки 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются втечение 12 месяцев после отчетной даты)» актива баланса. В этой строкесодержатся сведения о следующих счетах: 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» (расчеты по выданным авансам), 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками». А также по счетам: 68 «Расчеты поналогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71«Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочимоперациям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Приэтом суммы на счетах 62 и 76 уменьшаются на суммы соответствующих резервов,если они создаются для уменьшения эффекта предпринимательского риска и числятсяна счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Нормативное значение коэффициента промежуточногопокрытия 0,7-0,8.
4) Коэффициент покрытия, определяющий достаточностьликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств.
/>
где:
Кп — коэффициент покрытия;
ДЗд — долгосрочная дебиторская задолженность, т.е.задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев послеотчетной даты;
ЗЗ — запасы и затраты.
Долгосрочная дебиторская задолженность отражает суммустроки 230 «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются болеечем через 12 месяцев после отчетной даты» актива баланса. Она включает всебя такие же счета, что и краткосрочная дебиторская задолженность[11].
Запасы и затраты включают в себя суммы строк 210«Запасы» и 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретеннымценностям» актива баланса. В строке 210 содержатся сведения о следующихсчетах: 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании иоткорме», 15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».А также о счетах: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикатысобственного производства», 23 «Вспомогательные производства»,29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 41 «Товары»,43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45«Товары отгруженные», 46 «Выполненные этапы по незавершеннымработам», 97 «Расходы будущих периодов». При этом суммыматериальных запасов, кроме тех, которые числятся на счетах 45, 97,используются за вычетом сумм резервов, представленных на счете 14 «Резервыпод снижение стоимости материальных ценностей». А стоимость товаров,принимаемая в расчет, в балансе отражается по покупным ценам (т.е. без учетаторговых наценок, надбавок и т.п., зафиксированных на счете 42 «Торговаянаценка»)[12].
В строке 220 содержится сумма на счете 19 «Налогна добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Нормативное значение коэффициента покрытия 2-2,5.
5) Коэффициент финансовой независимости,характеризующий обеспеченность предприятия собственными средствами.

/>
где:
Кфн — коэффициент финансовой независимости;
СС — собственные средства;
ИБ — итог (валюта) баланса.
Собственные средства отражают итоговую сумму разделаIII «Капитал и резервы» пассива баланса. Она обобщает суммы посчетам: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83«Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытыйубыток)» (с учетом знаков), 86 «Целевое финансирование».
Нормативное значение коэффициента финансовойнезависимости 50-60%.
Указанные нормативные значения коэффициентов могутслужить ориентирами для оценки работы предприятия.
Для оценки устойчивости финансового состоянияпредприятия используется система показателей. Они характеризуют изменения:
— в структуре капитала предприятия по его размещению иисточникам образования;
— в эффективности и интенсивности использованиякапитала;
— в платежеспособности и кредитоспособностипредприятия;
— в запасе финансовой устойчивости предприятия[13].
Предварительная оценка финансового состоянияпредприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный периодпредназначена для общей характеристики финансовых показателей предприятия,определения их динамики и отклонений за отчетный период.
Финансовое состояние предприятия с позициикраткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности иплатежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оносвоевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочнымобязательствам перед контрагентами.
Под ликвидностью какого-либо актива понимаютспособность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидностиопределяется продолжительностью временного периода, в течение которого этатрансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидностьданного вида актива[14].
Платежеспособность означает наличие у предприятияденежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторскойзадолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основнымипризнаками платежеспособности являются:
а) наличие в достаточном объеме средств на расчетномсчете;
б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности[15].
Очевидно, что ликвидность и платежеспособность нетождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидности могут характеризоватьфинансовое положение как удовлетворительное, однако, по существу, эта оценкаможет быть ошибочной, если в оборотных активах значительный удельный весприходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность. Неликвиды,т.е. активы, которые нельзя реализовать на рынке вообще или без существеннойфинансовой потери, а иногда и неоправданная дебиторская задолженность невыделяются в балансе, т.е. качественная характеристика оборотных средствнедоступна внешнему аналитику, поэтому с формальных позиций даже такие активы,фактическая ценность которых сомнительна, используются для оценки ликвидности[16].
Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться спомощью ряда абсолютных и относительных показателей.
 Из абсолютных основным является показатель,характеризующий величину собственных оборотных средств (WC). Показатель WCхарактеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая являетсяисточником покрытия текущих активов предприятия (т.е. активов, имеющихоборачиваемость менее одного года).
Он рассчитывается следующим образом:
WC=CA-CL, (1.7)
где СА- оборотные активы;
CL- краткосрочные пассивы (обязательства)
Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи снеобходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть егоспособности своевременно и полностью рассчитываться по всем своимобязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытияобязательств организации её активами, срок превращения которых в деньгисоответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следуетотличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратнаявремени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время,которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше ихликвидность.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнениисредств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных впорядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными посрокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
В качестве критериев для оценки неудовлетворительнойструктуры баланса неплатежеспособных предприятий используются следующиепоказатели:
- общий коэффициент ликвидности;
- коэффициент обеспеченностипредприятия собственными оборотными средствами;
- коэффициент восстановления(утраты) платежеспособности.
Основанием для признания структуры балансанеудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одногоиз условий[17].
1. Если общий коэффициент ликвидности на конецотчетного периода имеет значение ниже нормативного (1,5)
2. Если коэффициент обеспеченности собственнымиоборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение ниженормативного (0,1).
Общий коэффициент ликвидности (Клик)рассчитывается по формуле:
/>
Коэффициент обеспеченности собственными оборотнымисредствами (Ко. с.) определяется по формуле:
/>
Если общий коэффициент ликвидности и коэффициентобеспеченности собственными оборотными средствами ниже норматива, но имеетсятенденция роста этих показателей, рассчитывается коэффициент восстановленияплатежеспособности (Кв. н.) за определенный период[18]:

/>
где Клик 1 и Клик 0соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и началеотчетного периода; Клик. (норм) — нормативное значение общегокоэффициента ликвидности; П- период восстановления платежеспособности, мес.; Т-отчетный период, мес.
Если Кв.п. > 1, то у предприятия естьреальная возможность восстановить свою платежеспособность, и, наоборот, если Кв.п.
Если предприятие признается неплатежеспособным, аструктура его баланса неудовлетворительной, то выбирается один из двухвариантов решений:
— проведения реорганизационных мероприятий длявосстановления его платежеспособности;
— проведения ликвидационных мероприятий в соответствиис действующим законодательством.
В процессе последующего анализа должны быть детальноизучены пути улучшения структуры баланса предприятия и его платежеспособности иприняты конкретные меры.
В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельностьпредприятия и его развитие осуществляется за счёт самофинансирования, а принедостаточности собственных финансовых ресурсов — за счёт заёмных средств,важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивостьпредприятия[19].
Финансовая устойчивость — это определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его постояннуюплатежеспособность. На практике применяют разные методики анализа финансовойустойчивости. Проанализируем финансовую устойчивость предприятия с помощьюабсолютных показателей.
Обобщающим показателем финансовой устойчивостиявляется излишек или недостаток источников средств для формирования запасов изатрат, который определяется в виде разницы величины источников средств ивеличины запасов и затрат[20].
ФС=СОС-ЗЗ, (1.11)
где: ФС- финансовая устойчивость предприятия;
СОС- собственный оборотный капитал;
ЗЗ- общая величина запасов и затрат.
Для характеристики источников формирования запасов изатрат используется несколько показателей, которые отражают различные видыисточников:
1. Наличие собственных оборотныхсредств;
2. Наличие собственных и долгосрочныхзаёмных источников (ФТ) формирования запасов и затрат или функционирующийкапитал;
Излишек (+) или недостаток (-) ФТ=КФ-ЗЗ; (1.12)
3. Общая величина основных источниковформирования запасов и затрат:
/>
Излишек (+) или недостаток (-) ФО=ВИ-ЗЗ

С помощью этих показателей определяетсятрёхкомпонентный показатель типа финансовой ситуации
/> (1.14)
Возможно выделение 4х типов финансовых ситуаций[21]:
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Этоттип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний типфинансовой устойчивости и отвечает следующим условиям: Фс ³О; Фт ³О; Фо ³0; т.е. S= {1,1,1};
2.Нормальная устойчивость финансового состояния,которая гарантирует платежеспособность: Фс
3.Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное снарушением платежеспособности, но при котором всё же сохраняется возможность восстановленияравновесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращениядебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов: Фс
4. Кризисное финансовое состояние, при которомпредприятие на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежныесредства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрываютдаже его кредиторской задолженности: Фс

2 Анализ показателей кредитоспособностипредприятия ООО «Партнерснабкомплект»
 
2.1 Краткая характеристика объектаисследования
Предприятие «Партнерснабкомплект» — общество с ограниченной ответственностью.
Общество является юридическим лицом.Права и обязанности юридического лица общество приобретает с моментарегистрации. Предприятие осуществляет свою деятельность на основе Гражданскогокодекса РФ и Устава. Уставный капитал предприятия по состоянию на 31.12.08г.составляет 10 тыс. руб.
Общество вправе открывать банковскиесчета в рублях и иностранной валюте на территории российской Федерации и за еепределами, а так же совершать все действия, предусмотренные законами и другиминормативными актами РФ.
Целевое направление деятельностипредприятия является удовлетворение потребностей населения и извлеченияприбыли.
ООО «Партнерснабкомплект» являетсякоммерческой организацией занимающейся производством и сбытом:
-  межкомнатных дверей;
-  художественного стекла;
-  погонажных изделий.
Предприятие производит более 1000дверей в месяц, более 50000 м погонажных изделий, более 500 кв.мхудожественного стекла.
Сырьем для производства служат плитыМДФ, меламиновая пленка, клеи, ультрафиолетовый клей, герметики силиконовые иакриловые, стекло марки Ml, песок карбонат натрия, стекольные лаки,микрошпильки, упаковочные материалы и различные вспомогательные материалы.
Потребителями производимой продукцииявляются, как физические лица при индивидуальных заказах, так и различныеорганизации, в том числе и строительные.
В основном предприятие работает подзаказ и заказчики самостоятельно транспортируют готовую продукцию с территориипредприятия или прямо из цеха, поэтому хранения продукции почти нет. Дляслучаев задержки транспортировки имеется небольшой склад.
Производственно-хозяйственнаядеятельность предприятия направлена на достижение наибольших результатов принаименьших затратах. Совокупность показателей для измерения результатов изатрат образует систему, характеризующую экономическую эффективностьпроизводства (таблица 2.1). В общем, виде система показателей включаетпоказатели по производству, труду, себестоимости и рентабельности.
Таблица 2.1
Основные технико-экономическиепоказатели ООО «Партнерснабкомплект» за2007 — 2008 гг.Показатели 2007 г. 2008 г. Изменение Асб. % 1 2 3 4=3-2 5=3/2*100 Товарная продукция, тыс. руб. (без НДС) 10820,31 17144,25 6323,94 158,45 Объем реализации продукции, тыс. руб., в том числе: 9896,00 14429,34 4533,34 145,81 — межкомнатные двери 5554,62 8288,21 2733,59 149,21 — художественное стекло 1236,01 1454,48 218,47 117,68 — погонажные изделия 3105,36 4686,65 1581,28 150,92 Себестоимость продукции, тыс. руб., в том числе: 8213,68 13738,17 5524,49 167,26 — межкомнатные двери 4364,75 7837,63 3472,88 179,57 — художественное стекло 1077,63 1397,17 319,54 129,65 — погонажные изделия 2771,30 4503,37 1732,08 162,50 Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. 0,83 0,95 0,12 114,71 Прибыль от реализации, тыс.руб., в том числе: 1682,32 691,17 -991,15 41,08 — межкомнатные двери 1189,88 450,58 -739,29 37,87 — художественное стекло 158,38 57,31 -101,07 36,18 — погонажные изделия 334,07 183,28 -150,79 54,86 Рентабельность производства продукции, %: 20,48 5,03 -15,45 24,56 — межкомнатные двери 27,26 5,75 -21,51 21,09 — художественное стекло 14,70 4,10 -10,60 27,91 — погонажные изделия 12,05 4,07 -7,98 33,76 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. 78,00 80,00 2,00 102,56 Фондоотдача, руб. / руб. 126,87 180,37 53,49 142,16 Среднесписочная численность, чел. 49,00 56,00 7,00 114,29 Среднегодовая выработка на одного работающего, тыс. руб./чел. 220,82 306,15 85,32 138,64 Среднегодовая зарплата одного работающего ППП, тыс. руб. 86,30 139,17 52,87 161,26 Среднегодовая зарплата одного рабочего ППП, тыс. руб. 120,82 194,83 74,01 161,26
В 2008 году увеличились объемытоварной продукции в стоимостном выражении на 58,41%, а объем реализованнойпродукции увеличился на 45,81%, что было вызвано снижением спроса на продукцию.
Несмотря на финансовый кризис,начавшийся в 2008 году, наблюдается рост объемов реализованной продукции на4533,34 тыс.руб. или на 45,81%. Однако рост объемов реализации наблюдался восновном в первом полугодии 2008года, во втором наблюдалось снижение объемовреализации по сравнению с аналогичными периодами предыдущих годов. Рост объемовреализации произошел за счет роста реализации всех видов продукции предприятия:межкомнатных дверей на 2733,59 тыс.руб., художественного стекла на 218,47тыс.руб., погонажных изделий на 1581,28 тыс.руб.
Рост объемов реализации привел к ростусебестоимости на 5524,49 тыс.руб. или на 67,26%, росту затрат на 1 рубльреализованной продукции на 0,12 руб., что показывает неэффективность затрат. Этовызвало снижение прибыли от реализации в 2008 году на 991,15 тыс.руб. или на58,92%, в том числе прибыли от реализации межкомнатных дверей на 739,29тыс.руб., художественного стекла на 101,07 тыс.руб., погонажных изделий на150,79 тыс.руб.
Снижение прибыли в свою очередьпривело к снижению рентабельности деятельности на 15,45%, межкомнатных дверейна 21,51%, художественного стекла на 10,6%, погонажных изделий на 7,98%. Всвязи с высоким уровнем затрат на 1 руб. продукции – 0,83 руб. и 0,95 руб. в2007 и 2008 годах соответственно, уровень рентабельности продукции предприятиянизкий.
Несмотря на рост численности,наблюдается рост среднегодовой выработки одного работающего на 85,32тыс.руб./чел., что показывает эффективность использования трудовых ресурсов. Однакотемп роста среднегодовой зарплаты одного работающего – 61,25% превышает темпыроста среднегодовой выработки – 38,64%, что показывает перерасход средств пофонду заработной платы, что приводит к росту себестоимости.
В 2008 году наблюдается увеличениефондоотдачи на 53,49 руб. или на 42,16%, т.е. с каждого вложенного рубля восновные фонды в 2008 году предприятие получает больше продукции, чтопоказывает эффективность использования основных фондов.
Таким образом, анализ основныхтехнико-экономических показателей позволяет сделать вывод о сниженииэффективности деятельности предприятия, несмотря на рост выручки от реализациивсех видов продукции, эффективное использование трудовых ресурсов и основныхфондов. Данный вывод обосновывается тем, что в 2008 году наблюдается снижениеприбыли от реализации всех видов продукции предприятия, рентабельности, что вызванонеэффективностью затрат. Основными резервами роста эффективности деятельностипредприятия являются снижение затрат, рациональное использование средств назаработную плату, рост объемов реализации.
2.2 Анализпоказателей кредитоспособности
Анализ результатов работы предприятияза период произведем на основании оценки финансового состояния предприятия.Финансовое состояние предприятие характеризуется системой показателей,отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способностьсубъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный моментвремени.
Финансовое состояние предприятия, егоустойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала(соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структурыактивов предприятия.
Для оценки финансовой устойчивостииспользуются абсолютные и относительные показатели.
Обобщающим абсолютным показателемявляется обеспеченность запасов источниками средств:
О=ИС-Зн (2.1)
где О- обеспеченность запасовисточниками средств;
ИС- источники средств;
Зн- величина запасов с НДС.
Для расчета обеспеченности запасов изатрат берутся источники средств по видам. При этом не учитывается кредиторскаязадолженность, поскольку использование ее в деятельности предприятия неявляется нормальным явлением.
Величина запасов и затратрассчитывается по данным второго раздела актива баланса как сумма остатковсырья, материалов, животных на выращивании, малоценных и быстро изнашивающихсяпредметов, затрат в незавершенном производстве, готовой продукции, товаровотгруженных, расходов будущих периодов и прочих запасов и затрат. В балансепредприятия данная сумма отражается по статье «запасы» во втором разделеактива.
Для характеристики источниковформирования запасов и затрат используется несколько показателей, отражающихохват различных видов источников:
1. Наличие собственных оборотныхсредств, равное разнице величине капитала и резервов (собственными источниками)и величины внеоборотных активов.
Нс.р. =КР-ВА (2.2)
где КР- сумма источников собственныхсредств (итог 4 раздела пассива баланса);
ВА- сумма внеоборотных активов (итог1 раздела актива баланса).
2. Наличие собственных оборотных идолгосрочных источников формирования запасов и затрат, получаемое изпредыдущего показателя увеличением на сумму долгосрочных кредитов и заемныхсредств:
Нсос =КР-ВА+ДКЗ (2.3)
где: ДКЗ- сумма долгосрочных кредитови заемных средств (итог 5 раздела пассива баланса).
3. Величина основных источниковформирования запасов и затрат, равная сумме предыдущего показателя и величиныкраткосрочных кредитов и заемных средств:
Но = КР-ВА+ДКЗ+ККЗ (2.4)
где ККЗ- сумма краткосрочных кредитови заемных средств (сумма по строке «заемные средства» из 6 раздела пассива)
Трем показателям наличия источниковформирования запасов и затрат соответствует три показателя обеспеченностизапасов и затрат источниками их формирования (таблица 2.2):

1) обеспеченность запасов и затратсобственными оборотными средствами:
Оср =Нср-ЗЗ (2.5)
2) обеспеченность запасов и затрат собственнымиоборотными и долгосрочными источниками заемных средств:
Осд=Нсд-З (2.6)
3) обеспеченность запасов и затратосновными источниками их формирования:
Оо=Но-З (2.7)
Таблица 2.2
Обеспеченность запасов источникамисредств, тыс. руб.Показатели 2007 2008
Изменения
 (+, -) 1. Капитал и резервы (итог раздела III пассива) 959 1017 58 2. Доходы будущих периодов (стр. 640) 3. Резерв предстоящих расходов (стр. 650) 4. Внеоборотные активы (ВА) (итог раздела I актива) 78 80 2 5. Долгосрочная дебиторская задолженность (ДЗд) (стр. 230) 6. Наличие собственных оборотных средств (НСО) (пок.1 + пок. 2 + пок.3 – пок. 4 – пок. 5) 881 937 56 7. Долгосрочные обязательства (ДО) (итог раздела IV ) 8. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников (НСД) (пок. 6 + пок. 7) 881 937 56 9. Краткосрочные кредиты и заемные средства (ККЗ) (стр.610) 10. Наличие основных источников формирования запасов (НО) (пок. 8 .+ пок. 9) 881 937 56 11. Величина запасов (сумма по стр. 210 “Запасы”) 1541 1648 107 12. Налог на добавленную стоимость (стр. 220) 13. Величина запасов с НДС (пок.11 +пок.12) 1541 1648 107 14. Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (ОСО) (пок.6 – пок. 13) -660 -711 -51 15. Обеспеченность запасов собственными оборотными и долгосрочными заемными источниками (ОСД) (пок.8 — 13) -660 -711 -51 16. Обеспеченность запасов основными источниками (ОО) (пок.10 – пок. 13) -660 -711 -51 17. Тип финансовой устойчивости -,-,- -,-,- -,-,-
 
Анализируя финансовую устойчивостьпредприятия по типу финансовых ситуаций, видно, что за анализируемый периодсущественных изменений не произошло. По существующей классификации, как наначало, так и на конец года финансовую ситуацию можно отнести к 4 типуфинансовых состояний.
Кризисное финансовое состояние — этотакое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства,поскольку в данной ситуации денежные средства, ценные бумаги и дебиторскаязадолженность предприятия не покрывают даже его кредиторской задолженности:
ОС
ОСД
ОО
т.е. (-, -, -).
Причины ухудшения финансовогосостояния предприятия кроются в неоптимальном сочетании отдельных видовбаланса, в частности основного и оборотного капитала, а также политикапривлечения необходимых средств за счет увеличения кредиторской задолженности,что является хотя и достаточно простым, но недальновидным решением.
Для повышения финансовой устойчивостипредприятию следует порекомендовать:
-  не использовать кредиторскую задолженность в качествеисточника средств, и сделать необходимые действия для ее снижения;
-  привлекать заемный капитал, т.к. во- первых процентыпо обслуживанию долга включаются в расходы и не облагаются налогами, а такжерасходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, полученной от использованиязаемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышаетсярентабельность собственного капитала.
-  принять меры к сокращению дебиторской задолженности,за счет прекращения отгрузки продукции неплательщикам.
Для полной оценки финансовойустойчивости предприятия рассчитывается ряд относительных показателей (таблица2.3):
Коэффициент финансовой активности(плечо финансового рычага) (К1) рассчитывается по формуле:
К1 =КЗ/КС (2.8)
где КЗ — величина заемного капитала(сумма итогов разделов IV и V баланса минус сумма стр. 640, 650 баланса).
Величина коэффициента показываетразмер заемных средств, привлеченных предприятием на один рубль собственногокапитала.
Таблица 2.3
Относительные показатели работыпредприятияПоказатели На начало года На конец года Отклонение (+,-) 1.Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) 1,13 1,14 0,01 2.Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами 0,57 0,57 0,00 3.Коэффициент маневренности собственных средств 0,92 0,92 0,00 4.Коэффициент финансовой устойчивости (доля долгосрочных источников в валюте баланса) 0,47 0,47 0,00 5.Коэффициент финансовой независимости 0,47 0,47 0,00 6.Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками 0,57 0,57 0,00
Коэффициент обеспеченности оборотныхактивов собственными оборотными средствами (К2), показывает какаячасть оборотных активов финансируется за счет собственных оборотных средств ирассчитывается по формуле:
К2=КС/ОА (2.9)
где ОА — величина оборотных активов(итог раздела II баланса).
Для данного показателя установленкритерий. Коэффициент обеспеченности оборотных активов должен быть больше, илиравен величине 0,1, а так как на конец периода коэффициент обеспеченностиоборотных активов собственными оборотными средствами имеет значение болеевеличины 0,1, то структура баланса предприятия считается удовлетворительной, асамо предприятие платежеспособным.
Коэффициент маневренностисобственного капитала (К3) применяется для оценки мобильности(гибкости), использования собственного капитала предприятия, показывает долюсобственного оборотного капитала в общей сумме собственного капитала. В данном случаеК3
Коэффициент исчисляется по формуле:
К3=Нсо/КС (2.10)
Коэффициент финансовой устойчивости(К4) характеризует долю собственного капитала и долгосрочныхобязательств в общей сумме источников, показывает какая часть активовфинансируется за счет устойчивых источников, определяется по формуле:
К4 =(КС+ДО)/ИС (2.11)

где ИС- сумма источников средств(итог пассива баланса стр.700).
Оптимальным считается значение дляК4, если он находится в диапазоне 0,8 – 0,9.
Коэффициент финансовой независимости(коэффициент автономии) (К5) отражает долю собственного капитала в общей суммеисточников средств. Оптимальным считается вариант, если значение коэффициентаавтономии больше или равно 0.5. Он рассчитывается по формуле:
К5=КС/ИС (2.12)
Коэффициент обеспеченности запасов собственнымиоборотными средствами (К6) показывает какая доля запасов сформирована за счетсобственных оборотных средств, рассчитывается по формуле:
К6=КС/З (2.13)
где /> — величина запасов (строка 210баланса).
Показатель К5 являетсячастным показателем К6.
Одним из показателей, характеризующихфинансовое положение предприятия является его платежеспособность, т.е.возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежныеобязательства.
Анализ платежеспособности необходимне только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовойдеятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит,банк должен удостоверится в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать ипредприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Имважно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос опредоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.
Оценка платежеспособности внешнимиинвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущихактивов, которая определяется временем, необходимым для превращения их вденежные средства. Чем меньше времени требуется для инкассации данного актива,тем выше его ликвидность.
Понятие платежеспособности иликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности балансазависит платежеспособность. В тоже время ликвидность характеризует как текущеесостояние расчетов, так и на перспективу. Предприятие может бытьплатежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности вбудущем.
Анализ платежеспособности необходимне только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовойдеятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит,банк должен удостоверится в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать ипредприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Имважно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос опредоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.
Оценка платежеспособности внешнимиинвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущихактивов, которая определяется временем, необходимым для превращения их вденежные средства. Чем меньше времени требуется для инкассации данного актива,тем выше его ликвидность.
Понятие платежеспособности иликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности балансазависит платежеспособность. В тоже время ликвидность характеризует как текущеесостояние расчетов, так и на перспективу. Предприятие может бытьплатежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности вбудущем.
Показатели ликвидности представлены втаблице 2.4.

Таблица 2.4
Показатели ликвидности, характеризующиеплатежеспособность предприятияПоказатели На начало периода На конец периода Отклонение (+,-) Критерий
1. Коэффициент абсолютной ликвидности (К8) 0,00 >=0,2
2. Промежуточный коэффициент покрытия (К9) 0,39 0,39 0,00 0,7-0,8
3. Общий коэффициент покрытия (К10) 1,82 1,81 -0,01 2
Наиболее мобильной частью оборотныхсредств являются денежные средства и краткосрочные ценные бумаги. Оборотныесредства в деньгах готовы к платежу и расчетам немедленно и отношение этойчасти оборотных активов к краткосрочным обязательствам предприятия называетсякоэффициентом абсолютной ликвидности (К8):
К8=(ДС+КФВ)/КрО (2.14)
где ДС- денежные средства в кассе, нарасчетном счете (величина по строке «денежные средства» из раздела 2актива баланса);
КФВ- краткосрочные финансовыевложения (величина по строке «краткосрочные финансовые вложения» из 2 раздела активабаланса)
КРО- краткосрочные обязательствапредприятия (итог 6 раздела пассива баланса).
/>на начало периода = 0,02
/> на конец периода = 0,10
Значение коэффициента признаетсятеоретически достаточным, если величина > =0.2. В данном случае меньше. Этоговорит о том, что на отчетную дату предприятие не может погасить немедленнократкосрочные обязательства. Что отрицательно характеризует уровеньплатежеспособности предприятия.
Материальные оборотные средстванеоднородны. Ликвидность готовой продукции, МБП, сырья материалов,незавершенного производство различаются по времени. Ликвидность средств вдебиторской задолженности зависит от скорости документооборота в банках.Своевременности оформления банковских документов, сроков предоставлениякредитов отдельным покупателям, платежеспособность покупателя и множестводругих причин. Для оценки возможности предприятия мобилизовать средства врасчетах с дебиторами для покрытия кредиторских обязательств в практике анализафинансового состояния предприятия применяется промежуточный коэффициентпокрытия.
Кпп =(ОА-З-НДС-ДЗ)/КрО (2.15)
где ДЗ- дебиторская задолженность(величина по строке «дебиторская задолженность» из раздела 2 актива баланса).
/> на начало года
/> на конец года
Данные коэффициенты также не попадаютв нормативные, т.е. опять недостаточный уровень платежеспособности.
Наиболее обобщающим показателемплатежеспособности выступает общий коэффициент покрытия.
К10 =(ОА-НДС-ДЗ)/КрО (2.16)
/> на начало года
/> на конец года
Величина этого показателя меньше 2.На самом деле под влиянием форм расчетов, оборачиваемости оборотных средств идругих факторов вполне удовлетворительные результаты могут быть и призначительно меньше, (но превышающем 1) значении общего коэффициента покрытия. Внашем случае меньше и 1. В этом случае даже мобилизовав все оборотные средствапредприятие, может погасить текущие обязательства, и тем более направитьоставшуюся часть оборотных средств на погашение долгосрочных долгов или надругие цели.
Так как ни один из показателей непопадает под данный критерий следует сделать вывод что, на отчетную датупредприятие не в силах погасить свои долги так как не имеет высоколиквидныхактивов.
Финансовое состояние напрямую зависитот того, насколько быстро средства, вложенные в оборотные активы, превращаютсяв реальные деньги.
Различные виды текущих активовпредприятия имеют различную скорость оборота. В целях разработки конкретныхмероприятий по ускорению оборачиваемости текущих активов, они рассматриваютсяпо их составным частям: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства,прочие оборотные активы.
Анализ оборачиваемости оборотныхактивов проводится по показателям:
1) количество оборотов текущихактивов (Ко) рассчитывается по формуле:
Ко=ВР/ТА (2.17)
где ВР- выручка от реализации изформы №2 «отчет о прибылях и убытках»;
ТА- средняя величина остатков текущихактивов за анализируемый период.
ТА =(ТАнп+ТАкп)/2 (2.18)

где ТАнп, ТАкп — текущие активысоответственно на начало периода и на конец периода (из формы №1 итог 2 разделаактива).
2) продолжительность одного оборота(Д) рассчитывается по формуле:
Д=Т/Ко (2.19)
где Т- продолжительностьанализируемого периода.
Показатели оборачиваемости текущихактивов рассчитываются по общей сумме и по их составным частям: запасам изатратам, дебиторской задолженности и денежным средствам.
По всем текущим активамрассчитывается сумма высвобождения (вовлечения) средств в результате ускорения(замедления) их оборачиваемости (СС) по формуле:
СС= (До-Дб)*Ооб (2.20)
где До, Дб — продолжительность одногооборота текущих активов соответственно в отчётном и базисном периодах;
Ооб- однодневный оборот по базису,рассчитывается по формуле:
Ооб=ВРб/Т (2.21)
где ВРб — выручка от реализациибазисного периода, тыс. руб. В качестве базисного периода берётся период,предшествующий отчётному.
Для расчета показателей и их анализаиспользуется таблица 2.5.
Из таблицы видно, что в 2008 годунаблюдается рост количества оборотов всех текущих активов предприятия и снижениепродолжительности оборотов в днях. В результате из оборота было высвобождено831,33 тыс.руб.

Таблица 2.5
Динамика показателей оборачиваемостиоборотных активовПоказатели Периоды Отклонение (+,-) Базисный Отчетный 1. Выручка от реализации без НДС, тыс. руб. 9896,00 14429,34 4533,34 2.Средние величины:, тыс.руб.        - текущих активов 1961 2028 67  - запасов и затрат 1541 1595 54  - дебиторской задолженности 420 433 13  - денежных средств 3. Количество оборотов:        - текущих активов 5,05 7,12 2,07  - запасов и затрат 6,42 9,05 2,62  - дебиторской задолженности 23,56 33,32 9,76  - денежных средств - - - 4. Продолжительность одного оборота в днях:        - текущих активов 71,34 50,60 -20,74  - запасов и затрат 56,06 39,79 -16,27  - дебиторской задолженности 15,28 10,80 -4,48  - денежных средств - - - 5. Высвобождение (вовлечение) средств в результате ускорения (замедления) оборачиваемости текущих активов, тыс. руб.   -831,33  
Выводы по главе
Анализ финансового состояния показал,что предприятие находится в кризисном состоянии, наблюдается снижениеплатежеспособности предприятия.
На создавшуюся ситуацию повлияли внешниефакторы: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства,инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменениеконъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, снижениеплатежеспособного спроса со стороны населения. Одной из причиннесостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальнаяполитика государства. Высокий уровень налогообложения иногда непосиленпредприятию.
К внутренним факторам следуетотнести: снижение эффективностииспользования производственных ресурсов предприятия, его производственноймощности и как следствие высокий уровень себестоимости.
Конкретные пути выхода предприятия изкризисной финансовой ситуации:
-  оптимизация затрат;
-  привлечение кредитов под прибыльные проекты, способныепринести предприятию высокий доход;
-  формирование оптимального ассортимента и структурыпроизводства продукции.

3 Разработка предложений по повышениюкредитоспосбности предприятия
 
3.1 Основные направления совершенствования
Основным мероприятиям, снижающимсебестоимость продукции, является увеличение выпуска продукции за счет болееполного использования производственной мощности предприятия, так как принаращивании объемов производства увеличивается только условно-переменная частьсебестоимости, а условно-постоянная остается без изменения. Более того, внастоящее время существует значительный спрос на погонажные изделия ООО«Партнерснабкомплект», значительно превышающий объемы продаж данной категориипродукции в 2008 году.
В ходе проведения анализа быловыявлено, что основным резервом роста объема производства погонажных изделий(как и других видов продукции) в 2008 году является рост производительноститруда. В свою очередь на производительность труда оказывает влияниепродолжительность смены и количество отработанных дней. Следовательно,руководству ООО «Партнерснабкомплект» необходимо разработать меры по снижениюдополнительных отпусков, неявок по разрешению администрации, нарушений трудовойдисциплины, которые вызвали неиспользованные резервы фонда рабочего времени.ООО «Партнерснабкомплект» необходимо прежде всего укрепить трудовую дисциплину,снизить заболеваемость и травматизм на предприятии (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Меры по снижению целосменных ивнутрисменных потерьГруппа мер Наименование мер Укрепление трудовой дисциплины
1. Усиление моральной и материальной ответственности за прогулы
2. Усиление контроля за внутрисменными простоями рабочих из-за недисциплинированности, ужесточение ответственности каждого
3. Уменьшение времени отпусков по разрешению администрации и времени отвлечения на выполнение общественных обязанностей в рабочее время Снижение травматизма и заболеваемости
1. Совершенствование мероприятий по обеспечению соблюдения норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии
2. Совершенствование профилактики заболеваний
Составим также фотографию рабочеговремени менеджера по продажам ООО «Партнерснабкомплект».
На менеджера по продажам ООО«Партнерснабкомплект» возложены следующие функции:
— поиск клиентов;
— ведение переговоров с клиентами;
— разъяснение технической информациипо тому или иному продукту;
— заключение договоров на поставкупродукции;
— контроль дебиторской задолженности;
— изучение деятельности конкурентов.
Заполним наблюдательный листфотографии рабочего времени менеджера по продажам ООО «Партнерснабкомплект».
Таблица 3.2
Наблюдательный лист для проведенияиндивидуальной фотографии рабочего времени№ п/п Что наблюдалось Текущее время, ч, мин Величина затрат рабочего времени, мин Индекс Примечание ч. мин 1 Пришла на рабочее место 8 02 2 ПНД 2 Подготовка рабочего места 8 02 6 Тобс 3 Составление списка потенциальных клиентов 8 08 15 Тпз 4 Звонки потенциальным клиентам 8 23 47 ОП 5 Персональный контакт с клиентом, демонстрация технической документации 9 10 28 ОП 6 Прием звонков и обработка заявок 9 38 64 ОП 7 Передача заявок оператору по набору накладных 10 42 12 ОП 8 Перерыв на личные надобности 10 54 6 Тлн 9 Разговоры по телефону по личным вопросам 11 00 4 ПНД 10 Прием звонков и обработка заявок 11 04 49 ОП 11 Согласование с руководством скидок для оптового клиента 11 53 24 ОП 12 Подготовка договора и протокола согласования цен с эксклюзивной скидкой на компьютере 12 17 43 ОП 13 Обед 13 Тотд 14 Совещание с начальником отдела 14 00 25 ОП 15 Прием звонков и обработка заявок 14 25 48 ОП 16 Незапланированный перерыв 15 13 22 ПНД 17 Поиск в Интернете информации по товарам-аналогам клемм WAGO 15 35 44 ОП 18 Незапланированный перерыв 16 19 16 ПНД 19 Отправка факсов клиентам 16 35 14 ОП 20 Уборка рабочего места 16 49 11 Тпз 21 Уход с работы 17 00 Итого 480 Дата
 
Проведем группировку затрат рабочеговремени менеджера по продажам в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Группировка затрат рабочего времениИндекс Содержание затрат рабочего времени Повторяемость за смену Продолжительность Тпз Подготовительно-заключительное время 2 26 Топ Время основной работы 11 398 Тобс Время по обслуживанию места 1 6 Тлнд Перерыв на личные надобности 1 6 Тпнд Время перерыва, связанный с нарушением дисциплины 4 44 Итого 480

Составим фактический баланс рабочеговремени менеджера по продажам
Таблица 3.4
Фактический баланс рабочего времениЗатраты рабочего времени Индекс Мин Процент Подготовительно-заключительное время Тпз 26 5,4 Время основной работы Топ 398 82,9 Время по обслуживанию места Тобс 6 1,3 Перерыв на личные надобности Тлнд 6 1,3 Время перерыва, связанный с нарушением дисциплины Тпнд 44 9,1 Итого 480 100
Составим баланс затрат рабочеговремени менеджера по продажам.
Таблица 3.5
Баланс затрат рабочего времени№ Индекс факт норматив Лишние затраты мин % мин % мин % 1 Тпз 26 5,4 20 4,2 6 12 2 Топ 398 82,9 420 - - - 3 Тобс 6 1,3 23 6 - - 4 Тлнд 6 1,3 18 5 - - 5 Тпнд 44 9,1 - - 44 78 Итого 480 100 480 100 50 100
 
1.  Коэффициент полезного использования рабочего времени:
К1 = (26 + 398 + 6) / 480 = 0,90
2.  Коэффициент полезного использования оборудования:
К2 = 398 / 480 = 0,83

3. Коэффициент потерь рабочеговремени
К3 = (6 + 44) / 480 = 0,10
4.  Возможное повышение производительности труда:
∆П = (420 – 398) / 398 *100=7,7%
Таким образом, полезное рабочее времясоставляет 90% от всего рабочего времени менеджера по продажам. Потери рабочеговремени составляют 10%. Сократив потери рабочего времени, можно повыситьпроизводительность труда на 7,7%. Хотя данные показатели использования рабочеговремени довольно неплохие, т.е. менеджер по продажам ООО «Партнерснабкомплект»практически все рабочее время тратит на работу, редко отклоняясь от своихнепосредственных обязанностей.
Для достижения необходимого уровнятрудовой дисциплины предлагается ввести систему премирования и депремирования(таблица 3.6).
Данные таблицы 3.6 показывают, чтонаибольший размер премии за работу в строгом соответствии с рабочим регламентомсоставит 25%. Данная премия будет выплачиваться сотруднику один раз в год.
Таблица 3.6
Предлагаемые системы премирования идепремирования сотрудников ООО «Партнерснабкомплект»Наименование системы Содержание системы Премирование
— в случае если работник в течение года не был на больничном — выплата премии в размере 5% от оклада в конце отчетного года;
— в случае если работник в течение года не брал дополнительные отпуска и работал в строгом соответствии с установленным плановым регламентом рабочего времени – выплата премии в размере 10% от оклада в конце отчетного года;
— за качественное и своевременное выполнение функциональных обязанностей в течение года – выплата премии в размере 10% от оклада в конце отчетного года. Депремирование
— в случае опоздания на работу более чем на пять минут – штраф 15% от размера всей заработной платы в отчетный месяц;
— совершение прогула (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин) – штраф в размере 70% от размера премии в отчетный месяц;
— совершение нескольких прогулов (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин) – штраф в размере 100% от размера премии в отчетный месяц
3.2 Экономическаяэффективность внесенных предложений
Внедрение данных мероприятий пооценкам сотрудников предприятия позволит увеличить продолжительность рабочейсмены и количество рабочих дней до уровня плановой величины – на 0,6 час. и 4дня соответственно.
Изменение уровня среднечасовойвыработки за счет определенного фактора можно рассчитать по следующей формуле:
DЧВ =DФРВ/(100-DФРВ)*100 (3.1)
где DФРВ – процентотносительного изменения фонда рабочего времени за счет проведенияопределенного мероприятия
DФРВ = (218*0,78)/(214*0,76)*100-100 =4,55%
Следовательно, изменение уровнясреднечасовой выработки составит:
4,55/(100-4,55)*100 =4,77%
Исходные данные для расчетапредставлены в таблице 3.7.

Таблица 3.7
Исходные данные для расчетаэффективности мер по укреплению трудовой дисциплины в ООО «Партнерснабкомплект»Показатель Значение показателя 1. Выручка от реализации погонажных изделий, тыс.руб. 4686,65 2. Количество сотрудников, занятых на производстве погонажных изделий, чел. 19,00 3.Отработано дней одним сотрудником за год, дни 214,00 4.Средняя продолжительность рабочего дня, ч 7,60 5.Среднечасовая выработка одного сотрудника, занятого на производстве погонажных изделий, тыс.руб. (пок.1/пок.2/пок.3/пок.4) 0,15
После снижения целодневных ивнутрисменных простоев изменение уровня среднечасовой выработки составит:
0,15 тыс.руб./чел.*4,77%/100% =0,08тыс.руб./чел.
Плановый уровень среднечасовой выработкисоставит:
0,08 +0,15 =0,23 тыс.руб./чел.
Тогда объем производства по планусоставит:
0,23*7,8*218*19 =7430,75 тыс.руб.
За счет снижения целодневных ивнутрисменных простоев предприятие сможет увеличить объем производства на2744,1 тыс.руб.:
7430,75-4686,65 =2744,1 тыс.руб.
Рассмотрим эффект от разработки ивнедрения системы премирования. Эффект – это превышение результатов мероприятийнад затратами на его проведение. Затратами будут являться дополнительныерасходы на выплату установленных премий, результатами – дополнительный объемпроизводства погонажных изделий.
Расчет эффекта проводился исходя изпредположения, что все работающие, занятые на производстве погонажных изделий втечение года работали в строгом соответствии с установленным плановымрегламентом рабочего времени и качественно и своевременно выполняли свои прямыеобязанности. Необходимо рассчитать увеличение заработной платы, исходя изоплаты по тарифным ставкам и окладам (таблица 3.8).
Таблица 3.8
Расчет увеличения затрат на выплатузаработной платы от внедрения системы премированияПоказатель Рабочие Служащие Специалисты Руководители Итого 1. Среднемесячная оплата труда одного сотрудника по тарифам и окладам, руб. 9120 8640 11100 17250 - 2. Увеличение оплаты труда одного сотрудника за счет системы премирования –25%, руб. (пок.1*0,25) 2280 2160 2775 4312,5 - 3. Количество сотрудников, занятых на производстве погонажных изделий, чел. 13,00 2,00 1,00 3,00 19,00 4. Общее увеличение фонда оплаты труда, тыс.руб. (пок.2*пок.3/1000) 29,64 4,32 2,78 12,94 49,67
Таким образом, за счет увеличенияпремий, фонд оплаты труда увеличится на 49,67 тыс.руб., следовательно, на этуже сумму увеличится себестоимость производства погонажных изделий.
Кроме того, в связи с увеличениемобъема производства погонажных изделий произойдет увеличение переменныхрасходов в составе себестоимости, так как их уровень зависит от объемапроизводства. Так как в 2008 году переменные расходы на производство погонажныхизделий составляли 2476,86 тыс.руб., то после увеличения объема производствапеременные расходы составят:
2476,86 * 7430,75/4686,65 =3927,1тыс.руб.
Общая себестоимость составит:
3927,1+(4503,37-2476,86) +49,67=6003,28 тыс.руб.
Сравнительный анализ показателей до ипосле внедрения системы премирования и депремирования представлен в таблице 3.9.
Таблица 3.9
Анализ затрат и результатов до ипосле внедрения системы премирования и депремирования ООО «Партнерснабкомплект»Показатель Значение показателя, тыс.руб. Отклонение до внедрения системы премирования после внедрения системы премирования 1.Выручка от реализации погонажных изделий, тыс.руб. 4686,65 7430,75 2744,10 2. Себестоимость реализованных погонажных изделий, тыс.руб. 4503,37 6003,28 1499,91 3.Прибыль от реализации погонажных изделий, тыс.руб.(стр.1-стр.2) 183,28 1427,47 1244,19 4. Рентабельность производства погонажных изделий, % 4,07 23,78 19,71 5. Рентабельность реализации погонажных изделий, % 3,91 19,21 15,30 6. Среднегодовая выработка одного сотрудника, занятого производством погонажных изделий, тыс.руб./чел. 246,67 391,09 144,43 7. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб. 0,96 0,81 -0,15

Данные таблицы 3.9 показывают, чтопосле укрепления трудовой дисциплины предприятие сможет увеличить выручку отреализации на 2744,1 тыс.руб., что вызовет рост себестоимости производствапогонажных изделий на 1499,91 тыс.руб. Однако затраты на 1 рубль реализованнойпродукции снизятся на 0,15 руб., что приведет к существенному росту прибыли на1244,19 тыс.руб.
В свою очередь рост прибыли приведетк росту рентабельности производства погонажных изделий на 19,71% и ростурентабельности продаж погонажных изделий на 15,3%.
Также более эффективно будутиспользованы трудовые ресурсы, так как среднегодовая выработка одногосотрудника увеличится на 391,09 тыс.руб.
Динамика показателей представлена нарисунке 3.1.
/>
Рисунок 3.1 – Динамика основныхфинансовых показателей ООО «Партнерснабкомплект» до и после внедрения системыпремирования и депремирования

Далее необходимо рассчитать эффект отвнедрения системы депремирования на предприятии. В расчете рассмотрен эффект,приходящегося на одного рабочего (таблица 3.10).
Таблица 3.10
Расчет эффекта от разработки системыдепремированияПоказатели До разработки мероприятий После разработки мероприятий 1. Оплата труда рабочего по тарифам, руб. 9120 9120 2. Ежемесячная премия установленная предприятием -20% от оклада 1824 1824 3. Штраф в размере 70% от премии, руб.:  - 1276,8 4. Заработная плата рабочего (стр.1+стр.2-стр.3), руб. 10944 9667,2
5. Эффект для ООО «Партнерснабкомплект»
, руб.  - 1276,8
Эффект для предприятия определяется вразмере штрафа, удержанного с работника. Если в настоящее время предприятие,несмотря на прогулы и недополучение выручки вследствие их, выплачиваетработникам их фиксированную заработную плату, то предлагаемая системадепремирования позволяет предприятию не нести издержки, связанные с выплатой зарплатыпрогулявшему работнику.
Таким образом, с целью оптимизациизатрат на производство погонажных изделий было предложено наращивать объемы ихпроизводства и реализации, так как в настоящее время существует значительныйплатежеспособный спрос на данный вид продукции ООО «Партнерснабкомплект».Наращивать объемы производства предприятию предложено за счет ростапроизводительности труда путем сокращения потерь рабочего времени. Дляреализации данного мероприятия предложено внедрить систему премирования и депремированиясотрудников за исполнение трудовой дисциплины. В настоящее время работники ООО«Партнерснабкомплект» получают фиксированную заработную плату, состоящую изоклада и премии, независимо от рабочего времени, которое они проработали, инезависимо от качества и своевременности выполненных ими работ. Предлагаемые системыпремирования и депремирования работников позволят предприятию повыситьзаинтересованность работников в качестве и своевременности выполнениядолжностных обязанностей, повысить трудовую дисциплину, увеличить фонд рабочеговремени работников. Система премирования выгодна как для работниковпредприятия, потому что увеличивается фонд оплаты труда на 49,67 тыс.руб., таки для самого предприятия, так как уровень прибыли увеличивается на 1244,19тыс.руб. за счет роста выручки от реализации на 2744,1 тыс.руб. и сниженияуровня затрат на рубль выручки на 0,15 руб.

Заключение
В работе была проведена диагностикапоказателей кредитоспособности предприятия ООО «Партнерснабкомплект».
Анализ основных технико-экономическихпоказателей позволяет сделать вывод о снижении эффективности деятельностипредприятия, несмотря на рост выручки от реализации всех видов продукции,эффективное использование трудовых ресурсов и основных фондов. Данный выводобосновывается тем, что в 2008 году наблюдается снижение прибыли от реализациивсех видов продукции предприятия, рентабельности, что вызвано неэффективностьюзатрат. Основными резервами роста эффективности деятельности предприятияявляются снижение затрат, рациональное использование средств на заработнуюплату, рост объемов реализации
Анализ финансового состояния показал,что предприятие находится в кризисном состоянии, наблюдается снижениеплатежеспособности предприятия.
На создавшуюся ситуацию повлияли внешниефакторы: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства,инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменениеконъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, снижениеплатежеспособного спроса со стороны населения. Одной из причиннесостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальнаяполитика государства. Высокий уровень налогообложения иногда непосиленпредприятию.
К внутренним факторам следуетотнести: снижение эффективностииспользования производственных ресурсов предприятия, его производственноймощности и как следствие высокий уровень себестоимости.
Конкретные пути выхода предприятия изкризисной финансовой ситуации:
- оптимизация затрат;
- привлечение кредитов подприбыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход;
- формирование оптимальногоассортимента и структуры производства продукции.
С целью оптимизации затрат напроизводство погонажных изделий было предложено наращивать объемы их производстваи реализации, так как в настоящее время существует значительныйплатежеспособный спрос на данный вид продукции ООО «Партнерснабкомплект».Наращивать объемы производства предприятию предложено за счет ростапроизводительности труда путем сокращения потерь рабочего времени. Дляреализации данного мероприятия предложено внедрить систему премирования идепремирования сотрудников за исполнение трудовой дисциплины. В настоящее времяработники ООО «Партнерснабкомплект» получают фиксированную заработную плату,состоящую из оклада и премии, независимо от рабочего времени, которое онипроработали, и независимо от качества и своевременности выполненных ими работ.Предлагаемые системы премирования и депремирования работников позволятпредприятию повысить заинтересованность работников в качестве и своевременностивыполнения должностных обязанностей, повысить трудовую дисциплину, увеличитьфонд рабочего времени работников. Система премирования выгодна как дляработников предприятия, потому что увеличивается фонд оплаты труда на 49,67тыс.руб., так и для самого предприятия, так как уровень прибыли увеличивается на1244,19 тыс.руб. за счет роста выручки от реализации на 2744,1 тыс.руб. иснижения уровня затрат на рубль выручки на 0,15 руб.

Список использованной литературы
1. Барногльц С.Б. Экономическийанализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы истатистика, 2006 – 427 с.
2. Бурцев В.В. Управление прибыльюпредприятия // Финансовый менеджмент, № 4. – 2006. – с. 12-18.
3. Волков А.А., Боткин И.О. Рыночнаямодель методики расчета экономической эффективности инвестиционных проектов. //Проблемы региональной экономики. — 2006. — № 1/2. — С. 213-230.
4. Гиляровская Л.Т. Экономическийанализ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-615с.
5. Грачев А.В. Анализ и управлениефинансовой устойчивостью предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.ИНФРА-М, 2002. — 208 с.
6. Евсеева А.Ю. Оценкакредитоспособности организации-заемщика // Налоговое планирование, 2005, №3.
7. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г.,Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.–Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2007. – 576 с.
8. Ефимова О.В. Годовая отчетность дляцелей финансового анализа // Бухгалтерский учет.- 2006.- № 2 .- С.66-72.
9. Жуков В.Н. Формирование финансовыхрезультатов для целей анализа// Бухгалтерский учет. — 2006.- № 12. — С.4-11.
10.  Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.:Финансы и статистика, 2005. — 768 с.
11.  Маклаков Г.В. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности:Учебное пособие. — Н-ск: СибУПК, 2007.- 112 с.
12.  Методика экономического анализа деятельностипромышленного предприятия / Под. ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета – М.:Финансы и статистика, 2006 – 457 с.
13.  Павлова Л.Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы,«ЮНИТИ», 2006. – 437 с.
14.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия. — 5-е изд. доп. и перераб. — Минск: ООО «Новое знание»,2006. — 687 с.
15.  Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
16.  Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. –М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 408 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.