Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговое право Республики Узбекистан: понятие, функции. Налоговые правоотношения

Реферат
по дисциплинеФинансовое право
ТЕМА: Налоговоеправо Республики Узбекистан: понятие, функции. Налоговые правоотношения
Ташкент 2011

ПЛАН
 
Введение
1. Понятие налогов и другихобязательных платежей
2. Функции налогов и других обязательныхплатежей
3. Налоговые правоотношения
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Вусловиях развития рыночных отношений главным регулятором в осуществленииэкономической политики государства становятся налоги, которые призваны обеспечиватьформирование доходной части государственного бюджета в размерах необходимых длярешения важнейших общегосударственных народнохозяйственных задач.
Налогивозникли вместе с товарным производством и появлением государства, которомутребовались денежные средства на содержание основных атрибутов публичнойвласти: армии, судов, чиновников, а также на другие государственные нужды.
Сэкономической точки зрения налоги представляют собой систему денежных отношений, которымиопосредствуются взаимоотношения юридических и физических лиц, с одной стороны,и государством, с другой, по поводу формирования государственных финансов. Засчет налогов формируется основная часть финансовых ресурсов государства,которые поступают в его бюджет и используются на нужды общества. В связи с этимпри определении экономической природы налогов важнейшим критерием является ихсущностная принадлежность к финансово-бюджетной системе государства.
Вместе стем налог как важнейшая стоимостная экономическая категория не может обеспечитьреальное поступление финансовых ресурсов в бюджет государства безсоответствующего правового обеспечения. В этой связи особую значимостьприобретает вопрос о юридической сущности налога.
 

1.Понятие налогов и других обязательных платежей
налогправоотношение государственный денежный
Наиболееважными характерными чертами налогов, составляющими их юридическую сущность, являютсябезвозмездность налоговых платежей, принудительность их выплат, порядок ихустановления и введения, определение конкретного размера налога и точного срокаего внесения плательщики, а также элементы, необходимые для исчисления и уплатыэтого налога или другого обязательного платежа. Такими элементами являются:
1. Объектналогообложения;
2. Налогооблагаемаябаза;
3. Ставка;порядок исчисления;
4. Налоговыйпериод;
5. Порядокпредставления налоговой отчетности;
6. Порядокуплаты.
Вслучаях, предусмотренных Налоговым кодексом, при установлении налога и другогообязательного платежа в налоговом законодательстве могут предусматриватьсяльготы по ним, а также основания для их применения налогоплательщиком.
Объектомналогообложенияявляются имущество, действия, результат действия, с наличием которых уналогоплательщика возникает обязательство по исчислению и (или) уплате налогаили другого обязательного платежа.
Налогооблагаемаябаза представляетсобой стоимостную, количественную, физическую или иную характеристику объектаналогообложения в показателях, применительно к которым установлена ставканалога или другого обязательного платежа.
Ставка – это величина начислений на единицуизмерения налогооблагаемой базы в процентах или в абсолютной сумме.
Порядокисчисления налога и другого обязательного платежа определяет правила расчета суммыналога и другого обязательного платежа за налоговый период исходя изналогооблагаемой базы, ставки, а также льгот при их наличии.
Налоговыйпериод представляетсобой период времени, по окончании которого определяется налогооблагаемая базаи исчисляется сумма налога или другого обязательного платежа. Налоговый периодможет быть разделен на несколько отчетных периодов, по итогам которых возникаетобязательство по представлению расчетов и уплате причитающихся сумм налогов идругих обязательных платежей.
Льготамипо налогам и другим обязательным платежам признаются предоставляемые отдельнымкатегориям налогоплательщиков предусмотренные Налоговым кодексом, инымизаконами и решениями Президента Республики Узбекистан преимущества по сравнениюс другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог и (или)другой обязательный платеж либо уплачивать их в меньшем размере.
2.Функции налогов и других обязательных платежей
 
Рольналогов в любом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют.Под функцией налога понимается проявление его сущности в действии, способвыражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуетсяобщественное назначение данной экономической категории как инструментастоимостного распределения и перераспределения доходов. Налогам присущифискальная, регулирующая, распределительная и контрольная функции.
Фискальнаяфункция налогов определяется самой их природой, которые в обязательном порядкеи безвозмездно поступают в доход государства.
Допринятия Налогового кодекса 2008 года действующее налоговое законодательствонашей республики не содержало нормативного определения категории «налоги», хотяэто имело большое практическое значение для правильного и единообразногоприменения норм указанного законодательства. Кроме того, понятие налоговявляется одной из отправных точек при подготовке законодательных актов,регулирующих порядок установления и взимания налогов.
В статье12 нового Налогового кодекса Республики Узбекистан под налогами понимаютсяустановленные данным Кодексом обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемыев определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездныйхарактер. В этом определении в основном нашли отражение те черты налогов,которые как отмечалось, составляют их юридическую сущность.
Следуетзаметить, что новый Налоговый кодекс содержит перечень не только налогов всобственном значении этого слова, но других обязательных платежей, подлежащихвнесению в бюджетную систему государства.
Согласноабзацу 2 ст. 12 Налогового кодекса под другими обязательными платежамипонимаются установленные Кодексом обязательные денежные платежи вгосударственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы,государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения вотношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицамиюридически значимых действий, включая предоставление определенных прав иливыдачу лицензий и иных разрешительных документов.
Указанныеплатежи и налоги в узком буквальном смысле обладают как общими, так исущественными специфическими чертами. К числу специфических других обязательныхплатежей относится то, что они в отличие от налогов носят частично возмездныйхарактер, взимаются за оказание законно установленных услуг или предоставлениеопределенного права (например, сбор за право розничной торговли отдельнымивидами товаров и оказание отдельных видов услуг). Такие платежи носят, какправило, разовый характер, обязательность их уплаты наступает в результатесвободного выбора плательщика осуществлять или воздержаться от действий, закоторые они предусмотрены (например, таможенная пошлина). Налогам же, в отличиеот них, присуща регулярность их уплаты в установленные законодательством срокипри наличии объекта налогообложения.
Юридическаяконструкция налогов и других обязательных платежей включает совокупность внутреннихфункциональных единиц, которые именуются элементами закона о налоге.
Регулирующаяфункция налогов состоитв том, что они служат важным инструментом экономического воздействия наобщественное производство, его структуру и динамику, ускорениенаучно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот,ограничивать деловую активность. С помощью налогов можно проводитьпротекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарномурынку.
Наличиераспределительной функции налогов определяется тем, что налоговая системаосуществляет перераспределение части валового национального продукта и такимобразом непосредственно участвует в структурных преобразованиях экономики, вобеспечении социальных гарантий населению. При помощи налогов государствоперераспределяет часть прибыли (дохода) юридических и физических лиц, направляяих на развитие экономики и социальной сферы. Установление прогрессивной шкалыобложения на более высокие доходы, полное или частичное освобождение от налоговграждан, нуждающихся в социальной защите, позволяет придать рыночнымпреобразованиям в экономике чётко выраженную социальную направленность. Черезналогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменениясоотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживаниянеравенства между ними.
Контрольнаяфункция налогов проявляется в том, что через систему налогообложенияпроверяется эффективность налоговых механизмов, состав и налоговая способностьплательщиков, уровень их исполнительности.
3.Налоговые правоотношения
 
Налоговымправом опосредствуется определенная часть общественных отношений, составляющихпредмет финансового нрава, и поэтому налоговые правоотношения обладают всемиобщими признаками характерными для финансовых правоотношений в целом. Они, каки любые финансовые правоотношения, носят властно-имущественный характер,обязательным субъектом этих отношений является государственный орган, аобъектом денежные отношения.
Отличительнойособенность налоговых правоотношений является то, что они не связаны со всейсовокупностью элементов финансовой деятельности государства, к числу которых,как отмечалось, относятся образование, распределение и использованиецентрализованных и децентрализованных денежных фондов государства. Нормыналогового права имеют своим предметом общественные отношения по образованиюуказанных денежных фондов государства и, причем, только в той части, котораясвязана с установлением и взиманием налоговых платежей, контролем засоблюдением всеми субъектами налоговых отношений требований законодательства.Отношения же, связанные с определением объемов поступлений по конкретным видамналогов и распределением их по уровням бюджетной системы государства,регулируются нормами бюджетного права.
Такимобразом, налоговые правоотношения – это общественные финансовые отношения,возникающие в процессе установления и взимания налогов и сборов, контроля засоблюдением налогового законодательства, урегулированные нормами итоговогоправа.
Дляприменения норм права особо важно не только констатировать юридический характеробщественного явления, но и определить, кто является носителем прав иобязанностей, каков конкретный объект данного субъективного права, определитьместо и время возникновения и исполнения прав и обязанностей для конкретныхлиц. В силу этого и сложилось понятие конкретного правоотношения какиндивидуально-определенной связи уполномоченного лица с обязанным лицом,выражающейся в конкретных корреспондирующих друг другу правах и обязанностях.
С учетомотмеченных обстоятельств можно сказать, что основным содержанием налоговыхправоотношений являются права и обязанности участников этих отношений.Носителями юридических прав и обязанностей в данных правоотношениях, т. е.субъектами налогового права являются налогоплательщики и органы государственнойналоговой службы. Обобщенный перечень прав и обязанностей налогоплательщиковприведен в Налоговом кодексе. Что же касается прав и обязанностей налоговыхорганов, то они урегулированы специальным нормативным актом, а именно в ЗаконеРеспублики Узбекистан «О государственной налоговой службе»:
· получать отсрочкуи (или) рассрочку по уплате налогов и других обязательных платежей в порядке ина условиях, установленных настоящим Кодексом и иными нормативно-правовыми актами;
· самостоятельноисправлять ошибки, допущенные ими при учете объекта налогообложения, исчислениии уплате налогов и других обязательных платежей;
· знакомиться сматериалами и получать акты налоговых проверок;
· представлятьорганам государственной налоговой службы, осуществляющим налоговую проверку,пояснения по вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства;
· обжаловать вустановленном порядке решения органов государственной налоговой службы и иныхуполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц и др.
Налогоплательщикимогут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Неисполнениеналогоплательщиками своих обязанностей влечет за собой применение мергосударственного принуждения в виде административной и уголовнойответственности. Особым видом государственного принуждения, меройответственности за налоговое правонарушение, являются финансовые санкции,которые применятся в основном в форме штрафов, а в отдельных случаях и в формевзыскания пени.
Штрафыустановлены, например, за уклонение от постановки на учет в органегосударственной налоговой службы, хранение неоприходованных товаров либосокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг), нарушениепорядка представления налоговой отчетности, занятие деятельностью без лицензиии иных разрешительных документов и некоторые другие правонарушения.
Взысканиепени предусмотрено только за нарушение сроков уплаты налогов и другихобязательных платежей. Такое правонарушение влечет начисление пени в размере 0,05процента за каждый день просрочки, начиная со следующего дня послеустановленного срока уплаты по день уплаты включительно. При этом на суммузадолженности, равной излишне уплаченным суммам по другим налогам и инымобязательным платежам, пеня не начисляется. Размер пени не может превышатьсуммы задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от исполнения налоговыхобязательств.
Финансовыесанкции к налогоплательщикам – юридическим лицам и индивидуальнымпредпринимателям применяются в судебном порядке, за исключением случаевначисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, атакже признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении идобровольной уплаты штрафа.
Всоответствии со ст. 32 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны:
· своевременно и вполном объеме выполнять свои налоговые обязательства;
· вестибухгалтерский учет, составлять финансовую и налоговую отчетность в соответствиис законодательством;
· представлятьорганам государственной налоговой службы и иным уполномоченным органамдокументы, подтверждающие право на льготы;
· представлятьорганам государственной налоговой службы во время проведения налоговых проверокдокументы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и другихобязательных платежей;
· выполнятьзаконные требования органов государственной налоговой службы и иныхуполномоченных органов и их должностных лиц, а также не препятствовать законнойдеятельности указанных органов и их должностных лиц.
Налоговыеагенты, кроме обязанностей, предусмотренных в части первой настоящей статьи,обязаны:
· правильно исвоевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемыхналогоплательщикам, и перечислять в бюджет и государственные целевые фондыналоги и другие обязательные платежи;
· вести учетвыплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет игосударственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей, в томчисле персонально по каждому налогоплательщику.
Налогоплательщикимогут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Исполнениемналогового обязательства признается уплата в установленный срок причитающихсясумм налога и осуществляется непосредственно налогоплательщиком, если иное неустановлено актами налогового законодательства. Односторонний отказналогоплательщика или обязанного лица от исполнения налогового обязательствалибо одностороннее изменение порядка его исполнения налогоплательщиком илиобязанным лицом, не допускается.
Налогоплательщикинаделяются и соответствующими правами для обеспечения им возможности защитысвоих законных интересов. К числу таких прав ст. 31 Налогового кодекса относитправо налогоплательщиков:
· получать оторганов государственной налоговой службы и иных уполномоченных органовинформацию о действующих налогах, других обязательных платежах, об изменениях вналоговом законодательстве;
· получать данные,имеющиеся в органах государственной налоговой службы и иных уполномоченных органах,по исполнению своих налоговых обязательств;
· представлять своиинтересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя;
· использоватьльготы по налогам и другим обязательным платежам при наличии оснований и впорядке, установленных настоящим Кодексом, иными законами и решениямиПрезидента Республики Узбекистан;
Финансовыесанкции в отношении налогоплательщиков – физических лиц применяются только всудебном порядке, за исключением случаев начисления пени.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетомотмеченных обстоятельств можно сказать, что основным содержанием налоговыхправоотношений являются права и обязанности участников этих отношений.
Правовоерегулирование налоговых отношений с самого начала предполагает конкретные праваи обязанности участников данных отношений, объем и характер которых, а такжевозможность их приобретения, зависят от соответствующих юридических фактов, ипоэтому налоговые правоотношения являются примером конкретных правоотношений. Вэтом качестве налоговые правоотношения являются специфической формой реализациинорм налогового права, полностью соответствующая его особым возможностямвоздействия не вообще на общественные финансовые отношения, а именно наконкретные отношения (по установлению и взиманию налогов), не вообще наповедение, а на действия конкретных лиц (налогоплательщиков, государственныхналоговых органов).
Рольналогов в любом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют.Под функцией налога понимается проявление его сущности в действии, способвыражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуетсяобщественное назначение данной экономической категории как инструментастоимостного распределения и перераспределения доходов. Налогам присущифискальная, регулирующая, распределительная и контрольная функции.
Впериод реализации государственных общенациональных программ могут создаватьсясоответствующие фонды, в которые устанавливаются обязательные платежи впорядке, предусмотренном законодательством.
Крометого, в Налоговом кодексе предусмотрены особенности налогообложения отдельныхкатегорий налогоплательщиков, на которых не в полной мере распространяетсяобщеустановленные налоги и налоги, уплачиваемые при упрощенном порядкеналогообложения.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
· КонституцияРеспублики Узбекистан. Т., 2008. Информационно-правовая системазаконодательства Республики Узбекистан «Norma» (11.02.2011). Ст.ст. 51, 78, 100, 123
· Налоговый КодексРеспублики Узбекистанот 01.01.2008 (с изменениями от 04.01.2011).Информационно-правовая система законодательства Республики Узбекистан «Norma» (11.02.2011)
· Закон «Огосударственной налоговой службе» 29.08.1997 (с изменениями от 15.09.2010). Информационно-правоваясистема законодательства Республики Узбекистан «Norma» (11.02.2011)
· Крохина Ю.А.Финансовое право России: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2004. С. 359
· Ли А. Финансовоеправо: учебник. Т., 2008
· Налоги иналоговое право: Учебное пособие // Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1998. С.260-261
· Основы налоговогоправа // Под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 1995. С. 24
· Финансовое право:Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2003. С. 310-311
· Хвап Л.Б.Налоговое право. Т., 2001. С.18


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.