МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра финансы и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)»
на тему:
Источники финансирования хозяйственнойдеятельности предприятия
КАЛУГА 2009
Оглавление
Введение
Глава1. Теоретические основы источников финансирования
1.1 Сущностьи классификация источников финансирования предприятия
1.2 Содержаниесобственных источников финансирования
1.3Заемные источники финансирования предприятия
Глава2. Управление источниками финансирования предприятия
2.1Управление собственными и заёмными средствами
2.2Управление эмиссией акций
2.3Управление привлечением банковского кредита
Глава3. Проблемы источников финансирование предприятий в России
3.1 Современныеинструменты финансирования деятельности предприятий
3.2 Проблемыпривлечения долгосрочных источников финансирования деятельности российскихпредприятий в условиях финансового кризиса
Расчётнаячасть
Заключение
Списокиспользованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях формированиярыночной экономики положение хозяйствующих субъектов принципиально меняется посравнению с тем, которое они занимали ранее в командно-административнойсистеме. Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, ипоявление разнообразных форм собственности определили многообразиехозяйственного поведения экономических субъектов.
Но конечный результат их деятельности всегда сводится кполучению прибыли и повышению рентабельности, что во многом зависит от объемафинансовых средств и от источников финансирования.
Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, ихэффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положениепредприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этойсвязи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличениясобственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целяхповышения эффективности работы предприятия в целом.
Каждое предприятие в процессе своего формирования и развитиядолжно определить, какой объем собственного капитала должен быть вложен воборот. Целесообразность привлечения того или иного финансового источниканеобходимо сравнивать с показателями рентабельности вложений данного вида истоимости данного источника. Потребность предприятия в собственных ипривлеченных средствах является объектом планирования, соответственно принятиерешения данного вопроса оказывает непосредственное влияние на финансовоесостояние и возможность выживания предприятия.
Выбор способов и источников финансирования предприятиязависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущегофинансового состояния и тенденций развития, доступности тех или иных источниковфинансирования.
Однако необходимо отметить главное: предприятие может найтикапитал только на тех условиях, на которых в данное время реальноосуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только изтех источников, которые заинтересованы в инвестициях на соответствующем рынке(в стране, отрасли, регионе).
Целью работы изучение источников финансированияхозяйственной деятельности предприятия и проблем из привлечения.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решениеследующихзадач:
— рассмотреть теоретические основы источников финансирования;
— изучить методики управления источниками;
-исследовать проблемы источников финансирования деятельностироссийских предприятий.
Предмет исследования – источники финансированияхозяйственной деятельности предприятия
Методология исследования. Теоретической иметодологической основой исследования послужили диалектический метод познания исистемный подход. При выполнении работы были использованы общенаучные испециальные методы исследования.
Источники информации. В качестве источниковинформации использованы труды отечественных учёных, посвящённых основамуправления капиталом и изучению дивидендной политики организаций, периодическиеиздания.
Объём и структура курсовой работы. Курсовая работанаписанана 53 листах машинописного текста и содержит 1 рисунок.
Во введении отражены актуальность темы, её изученность, целии задачи курсовой работы, предмет исследования, а также методы исследования,используемая литература, структура и содержание курсовой работы.
В первой главе «Теоретические основы источниковфинансирования» рассмотрена классификация источников финансирования и составсобственных и заёмных средств.
Во второй главе «Управление источниками финансирования»приведены основные механизмы управления источниками хозяйственной деятельностипредприятий.
В третьей главе «Проблемы источников финансированияпредприятий в России» изучены современные инструменты финансированияпредприятий и исследована проблема привлечения долгосрочного источникафинансирования деятельности предприятий в России.
Заключение содержит основные выводы и приложения курсовойработы.
Список литературы состоит из 27 источников.
1. Теоретические основы источников финансирования
1.1 Сущностьи классификация источников финансирования предприятия
Финансирование хозяйственной деятельности предприятия – этосовокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспеченияпростого и расширенного воспроизводства.[1]
Под финансированием понимается процесс образования денежныхсредств или в более широком плане процесс образования капитала предприятия вовсех его формах.
При выборе источников финансирования деятельности предприятиянеобходимо решить пять основных задач:
— определить потребности в кратко- и долгосрочном капитале;
— выявить возможные изменения в составе активов и капитала вцелях определения их оптимального состава и структуры;
— обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно,финансовую устойчивость;
— с максимальной прибылью использовать собственные и заёмныесредства;
— снизить расходы на финансирование хозяйственнойдеятельности.
Классификация источников финансирования разнообразна и можетпроизводиться по следующим признакам:
Ø Поотношениям собственности выделяют собственные и заемные источникифинансирования.
Ø Повидам собственности выделяют государственные ресурсы, средства юридических ифизических лиц и зарубежные источники.
Ø Повременным характеристикамисточники финансирования можно разделить накраткосрочные и долгосрочные.
Организационные формы финансирования:
Ø Самофинансирование(нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал,добавочный капитал и др.).
Ø Акционерноеили долевое финансирование (участие в уставном капитале, покупка акций и т.д.).
Ø Заемноефинансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и пр.).
Ø Бюджетноефинансирование (кредиты на возвратной основе из федерального, региональных иместных бюджетов, ассигнования из бюджетов всех уровней на безвозмезднойоснове, целевые федеральные инвестиционные программы, государственноезаимствование и т.д.).
Ø Особыеформы финансирования (проектное финансирование, венчурное финансирование,финансирование путем привлечения иностранного капитала).
Первоначальным источником финансирования любого предприятияявляется уставный (складочный) капитал (фонд), который образуетсяиз вкладов учредителей. Конкретные способы образования уставного капиталазависит от организационно-правовой формы предприятия. Минимальная величина уставногокапитала на день регистрации общества составляет:
Ø вобществе с ограниченной ответственностью (ООО) – 100 минимальных размеров оплатытруда (МРОТ);
Ø взакрытом акционерном обществе (ЗАО) – 100 МРОТ;
Ø воткрытом акционерном обществе (ОАО) -не менее 1000 МРОТ.[2]
Учредители акционерного или иного общества обязаны полностьювнести уставный капитал в течение первого года деятельности.
Решение об уменьшении уставного капитала принимается 2/3 голосоввладельцев голосующих акций и реализуется одним из двух способов:
Уменьшением номинальной стоимости акций;
Приобретением и погашением части акций (если этопредусмотрено уставом организации).
Решение об увеличении уставного капитала принимает общее собраниеакционеров. Это происходит либо путем увеличения номинальной стоимости акций,либо размещением дополнительной объявленной эмиссии акций. Однако для развитиябизнеса недостаточно обладания первоначальным капиталом, внесенным учредителями(акционерами). Предприятию в процессе своей деятельности необходимоаккумулировать другие доступные источники финансирования (рис.1).
/>
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Рис. 1. Источники финансирования предприятия
1.2 Содержаниесобственных источников финансирования предприятия
Нераспределенная прибыль является реинвестированным источником собственныхсредств для замены оборудования и новых вложений.
Прибыль предприятия зависит от соотношения доходов, полученных по итогам деятельности,с расходами, обеспечившими этидоходы. Выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, операционную прибыль,прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерского учета), налогооблагаемуюприбыль (по данным налогового учета), нераспределенную (чистую) прибыльотчетного периода, реинвестированную (капитализируемую нераспределенную)прибыль.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации — этомногоцелевой источник финансирования ее потребностей. Однако основныминаправлениями распределения прибыли являются накопление и потребление,пропорции между которыми определяют перспективы развития предприятия.
Формирование фондов накопления и потребления, а также другихденежных фондов может предусматриваться учредительными документами и принятойучетной политикой предприятия, тогда их создание обязательно, либо решение нанаправление прибыли в эти фонды принимается собранием акционеров попредставлению совета директоров (участниками).
Наличие нераспределенной прибыли зависит от прибыльностиакционерного общества и коэффициента дивидендных выплат. Коэффициент выплатыдивидендов характеризует принятую организацией дивидендную политику, содержаниекоторой будет рассмотрено позже.[3]
Прибыль выступает также основным источником формированиярезервного капитала (фонда).
Резервный капитал – часть собственногокапитала, выделяемого из прибыли для покрытия возможных убытков. Источникомформирования резервного капитала является чистая прибыль, то есть прибыль,оставшаяся в распоряжении организации.
В обязательном порядке резервный фонд создают толькоакционерные общества. Минимальный размер резервного фонда составляет 5%уставного капитала. При этом размер ежегодных обязательных отчислений врезервный фонд не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера,установленного уставом общества.
Средства резервного фонда общества используются:
Ø дляпокрытия убытков общества;
Ø погашенияоблигаций;
Ø выкупаакций акционерного общества в случае отсутствия других денежных средств.
Ø Резервныйкапитал не может быть использован для других целей.
В добровольном порядке резервные фонды могут создавать всепредприятия. Размер и порядок формирования фондов устанавливаются вучредительных документах.
Амортизационные отчисления. Амортизация – способвозмещения капитала, затраченного на создание и приобретение амортизируемыхактивов путем постепенного перенесения стоимости основных средств и нематериальныхактивов на производимую продукцию.
Функции амортизацииразделены на экономическую и налоговую.
Налоговая амортизация определяется согласноНалоговому кодексу РФ и ее роль заключается в уменьшении налогооблагаемойприбыли.
Бухгалтерская амортизация может быть большеналоговой амортизации в зависимости от принятого способа ее определениясогласно действующим стандартам бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления основных средстввключаются в состав себестоимости продукции по установленным нормам кбалансовой стоимости основных средств. Основные средства группируются взависимости от срока их полезного использования, а нормы амортизационныхотчислений применяются к стоимости каждой группы.
Для целей бухгалтерского учета существует четыре способа начисленияамортизации основных средств:
1. линейный;
2. уменьшаемогоостатка;
3. списаниястоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4. списаниястоимости пропорционально объему продукции.
Выбранный способ начисления амортизации фиксируется в учетнойполитике организации и применяется в течение всего срока эксплуатации объектаосновных средств.
Для целей налогового учета начисление амортизациина объекты основных средств осуществляется с применением линейного илинелинейного (ускоренного) методов в зависимости от срока полезногоиспользования объекта — принадлежности к определенной амортизационной группе.[4]
Посредством амортизации также погашается стоимостьнематериальных активов.
Для целей бухгалтерского учета амортизация нематериальныхактивов начисляется одним из следующих способов:
1. линейным;
2. уменьшаемогоостатка;
3. пропорциональнообъему продукции.
Дополнительная эмиссия акций ведет к уменьшениюсобственности уже существующих акционеров, и поэтому может совершаться только сих согласия на общем собрании. Если при учреждении общества допускается оплатаакций в размере 50% к моменту регистрации, а в остальной сумме – в течениегода, то при выпуске дополнительных акций оплачивается не менее 25% номинала ихприобретения, а в остальной сумме – не позднее года с момента их размещения. Всоответствии с законодательством РФ номинальная
стоимость размещенных привилегированных акций не должнапревышать 25% от уставного капитала общества.
Размещениеценных бумаг (акций, облигаций) на первичном рынке ценных бумаг осуществляетсяв двух формах:
Ø черезпосредника,
Ø путемпрямого обращения к инвесторам, т.е. непосредственная продажа ценных бумагпредприятия инвестиционным фондам (фирмам) и частным лицам.
Вмировой практике и России наиболее распространен андеррайтинг — способразмещения ценных бумагна рынке капитала через посредника. Сутьего в том, что весь объем выпущенных ценных бумаг продается посреднику, вкачестве которого выступает инвестиционный банк (андеррайтер) по оговоренноймежду банком и предприятием цене. Банк полностью или частично принимает на себяриски и реализует акции (облигации) на рынке ценных бумаг по более высокойцене. За операцию андеррайтинга банк получает компенсацию в виде разницы междуценой приобретения банком ценных бумаг у предприятия и ценой их реализации нафондовом рынке.
Помимооплаты банку за операцию андеррайтинга, эмиссия новых акций влечет за собой ииные административные издержки: оплата регистрационного сбора за эмиссионныйпроспект, затраты на печать, уплата налога на операции с ценными бумагами (0,8%от номинала вновь выпускаемых акций) и другие расходы.
Большинство западных компаний из них крайненеохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составнойчасти финансовой политики.
Недостатки акционерного финансирования:
Ø дополнительнаяэмиссия акций — весьма дорогостоящий и протяженный по времени процесс;
Ø эмиссияможет сопровождаться спадом рыночной цены акций компании – эмитента;
Ø отсутствуетналоговый щит.
Величина рыночной стоимости акций определяет капитализациюпредприятия. Капитализация – рыночная стоимость предприятия, акциикоторого имеют хождение на бирже, т.е. рыночная цена акций, умноженная на числоакций (чаще всего привилегированные акции не учитываются при расчете этогопоказателя).
Эмиссия депозитарных расписок. Депозитарные расписка – это свободно обращающаясяна фондовом рынке производная (вторичная) ценная бумага на акции иностраннойкомпании, депонированные в крупном депозитарном банке, который выпустилрасписки в форме сертификатов или в бездокументарной форме. ADR –рыночные ценные бумаги, обращающиеся на биржевом и внебиржевом рынках США,представляющие определенное количество лежащих в их основе акций (т.е.отдельные ценные бумаги они представляют очень редко). Глобальные депозитарныерасписки (GDR) могут продаваться за пределами США в других странах.[5]
Существует ряд ограничений на выпуск американскихдепозитарных расписок.
Цели размещения российскими компаниямидепозитарных расписок:
1) привлечениедополнительных денежных средств и повышение капитализации на международномрынке;
2) обеспечениепродаваемых ценных бумаг листингом на ведущих биржах всего мира;
3) косвенноепривлечение внимание всего мира к продукции или услугам, предлагаемымкомпанией-эмитентом;
4) ростцены своих ценных бумаг на российском фондовом рынке, повышение их ликвидности.
Для того чтобы продать собственные депозитарныерасписки, российская компания должна:
Ø найтизарубежный банк-партнер, способный найти покупателей и помочь документальнооформить продажу расписок;
Ø иметьхорошую отчетность;
Ø бытьсовершенно прозрачной компанией;
Ø отразитьданные (в соответствии с международными стандартами) о владельцах компании, еефинансовом состоянии за последние несколько лет, структуре активов и долговыхобязательств. Причем под любые долговые обязательства и риски компании должныформировать отдельные резервы.
Добавочный капитал является специфическим собственным источникомфинансирования предприятия организации. В отличие от уставного капитала, он неделится на доли (акции) и показывает общую собственность всех участников(акционеров).
Формирование и увеличение добавочного капитала могутпроизводиться в следующих случаях:
1. При полученииэмиссионного дохода.
2. При переоценке объектовосновных средств.
3. При возникновениикурсовых разниц в результате формирования уставного капитала, выраженного виностранной валюте.
4. При получении целевыхинвестиционных средств из бюджета на финансирование капитальных вложений (длянекоммерческих организаций).
Из рис. 1. видно, что к источникам финансовых ресурсов,приравненным к собственным, относятся денежные средства, поступающие в порядкеперераспределения: страховые возмещения по наступившим случаям, средствавнебюджетных фондов (на оплату больничных листов, путевок в санатории и др.) ипрочие поступления.
1.3 Заемныеисточники финансирования предприятия
Российские банковские кредиты. Кредит может быть предоставлен в денежной или товарной форме наусловиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.
Основная сумма долга по полученному займу или кредиту учитываетсяорганизацией-заемщиком в соответствии с условиями договора займа (иликредитного договора) в сумме фактически поступивших денежных средств или встоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором.
Рассматривая вариант привлечения средств с помощью долгосрочногокредита, предприятие выбирает банк, предлагающий меньшую процентную ставку припрочих равных условиях. Условия кредитного договора являются оптимальными длядвух сторон, если в основу сделки заложен рыночный уровень процентной ставки,который позволяет уравнять рыночную стоимость капитала, полученных в обмен назадолженность, и нынешнюю стоимость платежей по ней, предстоящих в будущем.
Процент по кредиту определяется путем начисления надбавки кбазовой ставке. Базовая ставка устанавливается каждым банком индивидуально,исходя из учетной ставки Центрального Банка России. Надбавка зависит от срокассуды, качества обеспечения и степени кредитного риска, связанного с еепредоставлением.
В качестве обеспечения кредитапринимаются:
Ø залог имущества,
Ø поручительство,
Ø банковская гарантия,
Ø государственная имуниципальные гарантии,
Ø переуступка в пользубанка требований и счетов заемщика третьему лицу.[6]
Несмотря на ряд недостатков для предприятия (с одной стороны- ухудшение структуры пассивов организации, необходимость временных ифинансовых затрат на подготовку квалифицированного бизнес-плана, на проработкукредитной заявки в коммерческом банке), банковское долгосрочное кредитованиепо-прежнему является одним из наиболее эффективных путей финансирования. Дляпредприятия наличие в составе источников ее имущества долгосрочных заемныхсредств является положительным моментом, поскольку это позволяет располагатьпривлеченными средствами длительное время. Долгосрочные кредиты российскими предприятиямимогут быть получены как в российских банках, так и зарубежных.
Российские предприятия остро нуждаются именно в долгосрочныхвливаниях, направленных на восстановление и модернизацию основных фондов, чтопредполагает расширение долгосрочного кредитования реального сектора экономикии введение более «благоприятных» ставок по подобным кредитам. Однако по даннымстатистики, наибольший удельный объем в кредитных портфелях российских коммерческихбанках составляют кредиты предприятиям со сроком погашения от 6 месяцев до 1года. Такая ситуация обусловлена нежеланием банков принимать на себянепрогнозируемые кредитные риски системного характера, которые связаны снепредсказуемостью макроэкономической ситуации в России.
Зарубежные банковские кредиты (еврокредиты). Стоимость еврокредитоввключает в себя комиссионные (управляющему банку за управление, членамбанковского синдиката), банковскую маржу и процентные ставки по кредитам.Процентные ставки пересматриваются каждые 6 месяцев в соответствие сдействующими или базовыми ставками. Обычно за основу берется ставка LIBOR.Могут использоваться и другие учетные ставки: ставка prime rate США – самаянизкая ставка, устанавливаемая для наиболее надежных заемщиков, PIBOR (ParisInterbank offered rate,) и др.
В России практически отсутствуют финансовые институты,способные выдавать кредиты в сотни миллионов долларов на сроки болееодного-двух лет. Поэтому для проектного и торгового финансирования крупныеотечественные компании привлекают средства в зарубежных банках.
Стало возможным получение кредитов от нерезидентов безсоответствующего получения разрешения Центрального Банка РФ на осуществлениеопераций, связанных с движением капитала. Поэтому крупные российские компаниичасто делают выбор в пользу кредитования за рубежом, даже несмотря на сложностьдокументального оформления кредита западного банка или внешнего займа.
Имеются определенные достоинства и недостатки получениязарубежных банковских кредитов.
Облигации, эмитированные в РФ. Корпоративная облигация — это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем(кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнеговыступают акционерные общества, предприятия и организации другихорганизационно-правовых форм собственности.
Корпоративные облигации классифицируют:
1. По срокам погашения.
Облигации с фиксированной датой срока погашения:краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Облигации без фиксированного срокапогашения: отзывные облигации, облигации с правом погашения, продлеваемыеоблигации.
2. По порядку владения: именные и на предъявителя.
3. По целям облигационного займа: обычные и целевые.
4. По форме выплаты купонного дохода: купонные,дисконтные (бескупонные), облигации с оплатой по выбору.
5. В зависимости от обеспечения: обеспеченные залогом,необеспеченные залогом.
6. По характеру обращения: конвертируемые.неконвертируемые.
Балансовая стоимость облигационного займа, как правило, несовпадает с его рыночной стоимостью. Оценка рыночной стоимости облигацийстроится на основе ряда данных, указываемых на ней самой: официальная датавыпуска, номинальная стоимость, срок погашения, объявленная ставка процента,дата выплаты процентов. Предприятия, выпускающие займы, стремятся максимальноприблизить объявленную ставку процента по облигации к рыночной ставке,действующей на момент размещения займа. Изменения рыночной ставки процента ирыночной стоимости займа компании-эмитента находятся в обратной зависимости. Еслирыночная ставка процента превышает объявленную величину, то размещаемыеоблигации продаются со скидкой (дисконтом), а в противоположной ситуации– к их стоимости добавляется премия. Выпускать облигации разрешено акционернымобществам и обществам с ограниченной ответственностью. По российскомузаконодательству существует ряд ограничений на выпуск облигаций. В зависимостиот объема выпуска и подготовленности предприятия к осуществлению эмиссиивозможно применение различных методик размещения облигаций. [7]
Корпоративные еврооблигации. Различают следующие видыеврооблигаций:
Ø еврооблигациис фиксированной ставкой:
а) обычные облигации с фиксированной ставкой (“straightbonds”),
б) облигации, конвертируемые в акции (“equity-linked”),
в) облигации с варрантом или сертификатом на подписку,
г) многовалютные облигации;
Ø еврооблигациис плавающей ставкой:
а) облигации «мини-макс»,
б) облигации FLIP-FLOP,
в) облигации с регулируемыми ставками (“mismatch”),
г) облигации с фиксированным верхним пределом (“cappedissues”),
д) облигации с валютным опционом;
Ø другиевиды облигаций, существующие на международных рынках.
Еврооблигационный заем осуществляется в долларах или евро.Ставка еврозайма (может быть фиксированной или плавающей) рассчитывается поформуле: ставка LIBOR (или процентная ставка Центрального банка любой страны ЕСлибо Федеральной Резервной Системы США) плюс несколько процентных пунктов.Однако имеются некоторые особенности установления купонных ставок поеврооблигациям российских нефтяных компаний.
Лизинг – это расширенное соглашение об аренде.Собственник оборудования (арендодатель) предоставляет пользователю (арендатору)возможность эксплуатировать оборудование в обмен на регулярные арендныеплатежи. Лизинговые отношения выступают, по существу, как кредитные сделки,поскольку арендатор получает во временное пользование стоимость, воплощенную вмашинах и оборудовании, на условиях возвратности и платности.
Бюджетные кредиты. В качестве долгосрочногозаемного источника финансирования предприятия могут быть привлечены бюджетныекредиты. Конкурентоспособные предприятия, осуществляющие обновление основныхфондов, могут получить предоставленные государством кредиты или правительственныегарантии для привлечения финансовых ресурсов прочих кредитных организаций, атакже путем предоставления инвестиционных налоговых льгот.
Поощрение инвестиционной деятельности со стороны государствацелесообразно лишь для ограниченного круга объектов и сфер деятельности, чтовполне соответствует мировой практике.
Ипотечное кредитование. Под ипотекой понимаетсязалог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, нежилых помещений,квартир и иного недвижимого имущества. Не допускается ипотека участков недр,особо охраняемых природных территорий, иного имущества, изъятого из оборота,имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может бытьобращено взыскание, многоквартирных и индивидуальных жилых домов и квартир,находящихся в государственной или муниципальной собственности, а такжеимущества, в отношении которого в установленном федеральном законе порядкеприватизация запрещена.
Существует множество схем ипотечного кредитования, которыеотличаются в основном по условиям получения кредитов, схемам процентныхплатежей и амортизации основной суммы долга. Наиболее распространеннымиявляются: кредит с шаровым платежом, самоамортизирующийся кредит, кредит с переменнойставкой процента, канадский ролловер.
Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу смомента его государственной регистрации.
В мировой практике четыремодели организацииипотечного кредитования:
1. Модельсберегательного банка.
2. Контрактно-сберегательная(немецкая) модель.
3. Модельипотечного банка (одноуровневая модель).
4. Двухуровневаямодель (американская).
В России институт ипотеки еще только начинает формироваться,поэтому у нас отсутствует та сложная и разветвленная инфраструктура ипотечногорынка, которая есть в развитых, а также — четкая система правового обеспеченияи процедурооформления. Практически не развит вторичный рынок закладных. Посути, за исключением так называемых квазиипотечных схем, предложение на российскомрынке ипотек создают лишь банки.
В настоящее время на российском рынке действует несколькосхем.
1) Засчет иностранных инвесторов.
2) Засчет бюджетных средств.
3) Засчет секьюритизации.
Глава 2. Управление источниками финансированияпредприятия
2.1 Управлениесобственными и заёмными средствами
Под собственным капиталом понимается общаясумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемыхим для формирования активов. Стоимость активов, сформированных за счет инвестированногов них собственного капитала, представляет собой «чистые активы предприятия».[8]
Общая сумма собственного капитала предприятия отражаетсяитогом первого раздела «Пассива» отчетного баланса. Структура статей этогораздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную егочасть (т.е. сумму средств, вложенных собственниками предприятия в процессе егосоздания) и накопленную его часть в процессе осуществления эффективнойхозяйственной деятельности.
Основу первой части собственного капитала предприятиясоставляет его уставной капитал.
Вторую часть собственного капитала представляют дополнительновложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторыедругие его виды.
Формирование собственного капитала предприятия подчинено двумосновным целям:
1. Формированию за счет собственного капиталанеобходимого объема внеоборотных активов. Сумма собственного капитала предприятия,авансированная в разнообразные виды его внеоборотных активов (основныесредства; нематериальные активы; незавершенные строительство; долгосрочныефинансовые инвестиции и др.), характеризуется термином собственный основнойкапитал.
Сумму собственного основного капитала предприятиярассчитывают по следующей формуле:
СКОС = ВА-ДЗКВ
где СКОС — сумма собственного основного капитала,сформированного предприятием;
ВА — общая сумма внеоборотных активов предприятия;
ДЗКВ — сумма долгосрочного заемного капитала,используемого для финансирования внеоборотных активов предприятия.[9]
2. Формированию за счет собственного капиталаопределенного объема оборотных активов. Сумма собственного капитала, авансированная вразнообразные виды его оборотных активов (запасы сырья, материалов иполуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции;текущую дебиторскую задолженность; денежные активы и др.), характеризуетсятермином собственный оборотный капитал.
Сумму собственного оборотного капитала предприятиярассчитывают по следующей формуле:
СКОб = ОА-ДКЗО – КЗК
где СКОб — сумма собственного оборотногокапитала, сформированного предприятием;
ОА — общая сумма оборотных активов предприятия;
ДЗКо — сумма долгосрочного заемного капитала,используемого для финансирования оборотных, активов предприятия;
КЗК — сумма краткосрочного заемного капитала, привлеченногопредприятием.
Управление собственным капиталом связано не только собеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с
формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающихпредстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием
собственных финансовых ресурсов они классифицируются поисточникам этого формирования.
В составе внутренних источников формирования собственныхфинансовых ресурсов. Основное место принадлежит прибыли, остающейся враспоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть егособственных финансовых ресурсов.
Определенную роль в составе внутренних источников играюттакже амортизационные отчисления; хотя сумму собственного капитала предприятияони не увеличивают.
Прочие внутренние источники не играют заметной роли вформировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
В составе внешних источников формирования собственныхфинансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятиемдополнительного паевого или акционерного капитала. Для отдельных предприятийодним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов можетявляться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такаяпомощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).
В число прочих внешних источников формирования собственныхфинансовых ресурсов входят бесплатно передаваемые предприятию материальные инематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
Приумножение собственного капитала предприятия связано впервую очередь с управлением формированием его собственных финансовых ресурсов.Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого уровнясамофинансирования развития хозяйственной деятельности предприятия впредстоящем периоде.
1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсовпредприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа являетсявыявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и егосоответствия темпам развития предприятия.
§ Напервой стадии анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовыхресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам приростаактивов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного весасобственных ресурсов в общем, объеме формирования финансовых ресурсов впредплановом периоде.
§ Навторой стадии анализа рассматриваются внутренние и внешние источникиформирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучаетсясоотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовыхресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала из различныхисточников.
§ Натретьей стадии анализа оценивается достаточность собственных финансовыхресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде. Критерием такойоценки выступает показатель «суммы прироста чистых активов предприятия». Егодинамика отражает тенденцию уровня обеспеченности развития предприятиясобственными финансовыми ресурсами.
2. Определение общей потребности в собственныхфинансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:
ПОФР = /> - СКН — ПР
где ПОФР — общая потребность в собственных финансовыхресурсах предприятия в планируемом периоде;
ПК — общая потребность в капитале на конецпланового периода;
УСК — планируемый удельный вес собственногокапитала в общей его сумме;
СКН — сумма собственного капитала на началопланируемого периода;
ПР — сумма прибыли, направляемой на потребление вплановом периоде.
3. Оценка стоимости привлечения собственногокапитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основныхэлементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешнихисточников.
4. Обеспечение максимального объема привлечениясобственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. При изыскании резервовроста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следуетисходить из необходимости максимизации совокупной их суммы.
ЧП + АО®СФРМАКС
где ЧП — планируемая сумма чистой прибыли предприятия;
АО — планируемая сумма амортизационных отчислений;
СФРМАКС — максимальная сумма собственныхфинансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников.[10]
5. Обеспечение необходимого объема привлечениясобственных финансовых ресурсов из внешних источников.
Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов засчет внешних источников рассчитывается по следующей формуле:
/>СФРВНЕШ = ПСФР — />СФРВНУТ
Где />СФРВНЕШ — потребность впривлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;
ПСФР — общая потребность в собственных финансовыхресурсах предприятия в планируемом периоде;
/>СФРВНУТ — суммасобственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению за счет внутреннихисточников.
6. Оптимизация соотношения внутренних и внешнихисточников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизацииосновывается на следующих критериях:
а) обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечениясобственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственныхфинансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышаетпланируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формированиясобственных ресурсов следует отказаться;
б) обеспечении сохранения управления предприятиемпервоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерногокапитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такойуправляемости.
Эффективность разработанной политики формирования собственныхфинансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансированияразвития предприятия в предстоящем периоде.
Коэффициент самофинансирования развития предприятиярассчитывается по следующей формуле:
КСФ = />
где Ксф — коэффициент самофинансированияпредстоящего развития предприятия;
СФР — планируемый объем формирования собственных финансовыхресурсов;
/>А — планируемый прирост активовпредприятия;
Псфр — планируемый объем расходования собственныхфинансовых ресурсов предприятия на цели потребления.
Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможнабез постоянного привлечения заемных средств. Использование заемногокапитала позволяет существенно расширить объем хозяйственнойдеятельности предприятия, обеспечить более эффективное использованиесобственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовыхфондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, напредприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средствзначительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управлениепривлечением и эффективным использованием заемных средств является одной изважнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечениедостижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупностиобъем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовыеобязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующимобразом:
1. Долгосрочныефинансовые обязательства (заемный капитал со сроком его использования более 1года).
2. Краткосрочные финансовые обязательства (все формы привлеченногозаемного капитала со сроком его использования до 1 года).
В процессе развития предприятия по мере погашения егофинансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемныхсредств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьмамногообразны. Заемные средства классифицируются по целям, источникам, формам ипериоду привлечения, а также по форме обеспечения.
С учетом классификации заемных средств дифференцируютсяметоды управления их привлечением.[11]
Управление привлечением заемных средств представляет собойцеленаправленный процесс их формирования из различных источников и в разныхформах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале наразличных этапах его развития.
Процесс управления привлечением заемных средств предприятиемстроится по следующим основным этапам.
1. Анализ привлечения и использования заемных средств впредшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, составаи форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективностиих использования.
2. Определение целей привлечения заемных средств впредстоящем периоде.
3. Определение предельного объема привлечения заемныхсредств.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала изразличных источников. 5. Определение соотношения объема заемных средств,привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.
6. Определение форм привлечения заемных средств.
7. Определение состава основных кредиторов.
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов.
9.Обеспечение эффективного использования кредитов.
10.Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
2.2 Управлениеэмиссией акций
Процесс управления эмиссией акций строится по следующимосновным этапам.
1. Исследование возможностей эффективного размещенияпредполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (припреобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (еслипредприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается вдополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишьна основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка иоценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.
2. Определение целей эмиссии. Основными из таких целей,которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формированиясобственного капитала, являются:
а) реальное инвестирование;
б) необходимость существенного улучшения структурыиспользуемого капитала;
в) намечаемое поглощение других предприятий с целью полученияэффекта;
г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительногообъема собственного капитала.
3. Определение объема эмиссии.
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемыхакций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих ихпокупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретениеинституциональными инвесторами, а наименьшие — на приобретение населением). Впроцессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливаетсяцелесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным,то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этомследует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доляпривилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. Всоответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типадивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии(приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемогокапитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала исредним уровнем ставки процента на рынке капитала.
Лишь после этого принимается окончательное решение обосуществлении эмиссии акций.
2.3 Управление привлечением банковского кредита
В составе финансового кредита, привлекаемого предприятиямидля расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежитбанковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность ипривлекается в самых разнообразных видах.
Под банковским кредитом понимаются денежныесредства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования наустановленный срок под определенный процент.[12]
Банковский кредит предоставляется предприятиям на современномэтапе в следующих основных видах:
1. Бланковый (необеспеченный) кредит подосуществление отдельных хозяйственных операций. Как правило, он предоставляетсякоммерческим банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия.Хотя формально он носит необеспеченный характер, но фактически обеспечиваетсяразмером дебиторской задолженности предприятия и его средствами на расчетном идругих счетах в этом же банке. Этот вид кредита предоставляется, как правило,только на краткосрочный период.
2. Контокоррентный кредит («овердрафт»). Припредоставлении этого кредита банк открывает предприятию контокоррентный счет,на котором учитываются как кредитные, так и расчетные его операции.Контокоррентный счет используется в качестве источника кредита в объеме, непревышающем установленное в кредитном договоре максимальное отрицательноесальдо (контокоррентный лимит). По отрицательному остатку контокоррентногосчета предприятие уплачивает банку установленный кредитный процент; при этомдоговором может быть определено, что по положительному остатку этого счета банкначисляет предприятию депозитный процент. Сальдирование поступлений и выплат поконтокоррентному счету предприятия происходит через установленные договоромпромежутки времени с рассчетами кредитных платежей.
3. Сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга.Этот вид кредита предоставляется обычно на формирование переменной частиоборотных активов на период их возрастания в связи с сезонными потребностямипредприятия. Его особенность заключается в том, что наряду с ежемесячнымобслуживанием этого кредита (ежемесячной выплатой процента по нему) кредитнымдоговором предусматривается и ежемесячная амортизация (погашение) основнойсуммы долга. График такой амортизации долга по размерам увязан с объемомснижения сезонной потребности предприятия в денежных средствах.
4. Открытие кредитной линии. В договореобусловливаются сроки, условия и предельная сумма предоставления банковскогокредита, когда в нем возникает реальная потребность. Для предприятияпреимущество данного вида кредита заключается в том, что оно использует заемныесредства в строгом соответствии со своими реальными потребностями в них. Обычнокредитная линия открывается на срок до одного года. Особенностью этого видабанковского кредита является то, что он не носит характер безусловногоконтрактного обязательства и может быть анулирован банком при ухудшениифинансового состояния предприятия — клиента.[13]
5. Револьверный (автоматически возобновляемый) кредит.Он характеризует один из видов банковского кредита, предоставляемого наопределенный период, в течение которого разрешается как поэтапная «выборка»кредитных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательствпо нему. Преимуществом этого вида кредита в сравнении с открытием кредитнойлинии являются минимальные ограничения, накладываемые банком, хотя уровеньпроцентной ставки по нему обычно выше.
6. Онкольный кредит. Особенностью этого видакредита является то, что он предоставляется заемщику без указания срока егоиспользования (в рамках краткосрочного кредитования) с обязательствомпоследнего погасить его по первому требованию кредитора. При погашении этогокредита обычно предоставляется льготный период (по действующей практике — дотрех дней).
7. Ломбардный кредит. Такой кредит может бытьполучен предприятием под заклад высоколиквидных активов (векселей,государственных краткосрочных облигаций и т.п.), которые на период кредитованияпередаются банку. Размер кредита в этом случае соответствует определенной (ноне всей) части стоимости переданных в заклад активов. Как правило, этот видкредита носит краткосрочный характер.
8. Ипотечный кредит. Такой кредит может бытьполучен от банков, специализирующихся на выдаче долгосрочных займов под залогосновных средств или имущественного комплекса предприятий в целом («ипотечныхбанков»). Предприятие, передающее в залог свое имущество, обязано застраховатьего в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имуществопродолжает использоваться предприятием.
9. Ролловерный кредит. Он представляет собойодин из видов долгосрочного кредита с периодически пересматриваемой процентнойставкой.
10. Консорциумный (консорциальный) кредит.Банк, обслуживающий предприятие, может привлечь к кредитованию своего клиентадругие банки (союз банков для осуществления таких кредитных операций носитназвание «консорциум»). После заключения с предприятием-клиентом кредитногодоговора банк аккумулирует средства других банков и передает их заемщику, соответственнораспределяя сумму процентов при обслуживании долга.[14]
Многообразие видов и условий привлечения банковского кредитаопределяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятияхс высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. Такоеуправление осуществляется по следующим основным этапам.
1. Определение целей использования привлекаемого банковскогокредита.
2. Оценка собственной кредитоспособности.
В современной банковской практике оценка уровнякредитоспособности заемщиков при дифференциации условий их кредитования исходитиз двух основных критериев: 1) уровня финансового состояния предприятия;
2) характера погашения предприятием ранее полученных имкредитов — как процентов по ним, так и основного долга.
3. Выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита.
В соответствии с установленным перечнем видов привлекаемогокредита предприятие проводит изучение и оценку коммерческих банков, которыемогут предоставить ему эти виды кредитов.
4. Изучение и оценка условий осуществления банковскогокредитования в разрезе видов кредитов. Этот этап формирования политикипривлечения банковских кредитов является наиболее трудоемким и ответственным всилу многообразия оцениваемых условий и осуществления многочисленных расчетов.
5. «Выравнивание» кредитных условий в процессе заключениякредитного договора. Термин «выравнивание» характеризует процесс приведенияусловий конкретного кредитного договора в соответствие со средними условиямипокупки-продажи кредитных инструментов на финансовом рынке. В качествеосновного критерия при проведении процесса «выравнивания» кредитных условийиспользуются показатель «грант-элемент» и эффективная ставка процента накредитном рынке.
6. Обеспечение условий эффективного использования банковскогокредита. Критерием такой эффективности выступают следующие условия.
7. Организация контроля за текущим обслуживанием банковского кредита.Текущее обслуживание банковского кредита заключается в своевременной уплатепроцентов по нему в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров.Эти платежи включаются в разрабатываемый предприятием платежный календарь иконтролируются в процессе мониторинга его текущей финансовой деятельности.
8. Обеспечение своевременной и полной амортизации суммыосновного долга по банковским кредитам.
Глава 3. Проблемы источников финансированиепредприятий в России
3.1 Современныеинструменты финансирования деятельности предприятий
В условиях перехода к рынку начинают применяться инетрадиционные инструменты финансирования деятельности российских предприятий.К ним можно отнести коммерческий кредит, опционы, залоговые операции,факторинговые операции, лизинг и др.
Опционы
В условиях рыночной среды важным инструментом, способствующимразмещению эмитированных корпоративных ценных бумаг, является опцион.
Суть опциона состоит в том, что он предоставляет одной изсторон сделки право выбора: исполнить контракт или отказаться от егоисполнения. В сделке участвуют два лица. Одно лицо покупает опцион, т.е. правовыбора, а другое — продает (выписывает опцион), т.е. предоставляет правовыбора. За полученное право выбора покупатель опциона уплачивает продавцу вознаграждение,называемое премией. Покупатель имеет право исполнить опцион, т.е. купить илипродать финансовый актив только по той цене, которая зафиксирована в контракте.Данная цена называется ценой исполнения.[15]
Опцион позволяет инвесторам формировать различные стратегии.Простейшими из них являются сочетания дополнительной эмиссии акций и опционов.Для эмитента акций выпуск так называемого опциона на льготную покупку акций дляуже имеющихся акционеров позволяет избежать возможной потери контроля надпредприятием и снижения доли доходов на одну акцию. В таком опционе указываетсячисло акций, которое можно будет купить, и фиксируется цена исполнения, равнаяцене подписки.
Опционы являются ценными бумагами и могут обращаться на рынкесамостоятельно, при этом их рыночная цена может значительно отличаться отноминальной. Это связано в первую очередь с ожиданиями инвесторов относительноакций конкретной компании.
В странах с рыночной экономикой опционы являются достаточнораспространенным инструментом финансовой политики компаний. Что же касаетсяРоссии, то этот опыт, вероятно, может быть использован в современных условияхэкономического кризиса, чтобы стимулировать успешное размещение акцийроссийских предприятий. Это связано с тем, что форма опциона позволяетпродавать акции с учетом их возможного будущего удорожания.
Крупными зарубежными компаниями вместе с облигационнымизаймами выпускаются также варранты. Варрант выпускается на достаточнодлительный срок или может быть даже бессрочным. Кроме того, цена исполнения вварранте обычно выше курсовой на 10—20%, что имеет целью повысить еепривлекательность, а также создать возможность для увеличения уставногокапитала в случае исполнения варранта.
Залоговые операции
В странах с развитой рыночной экономикой залоговые операцииполучили широкое распространение, в частности в отношениях банков с фирмами,имеющими определенные трудности с уровнем платежеспособности, так как длякредитных учреждений важно иметь гарантию возврата выданного кредита.Обеспечением в данном случае может служить залог, являющийся способомобеспечения обязательств, при котором кредитор-залогодержатель приобретаетправо в случае неисполнения должником обязательств получить удовлетворение засчет заложенного имущества.
Субъектами залоговых операций выступают залогодатель икредитор (залогодержатель). Залогодателем является лицо, которому предметзалога принадлежит либо на правах собственности, либо полного хозяйственноговедения.
Договор залога может предусматривать и передачу заложенногоимущества во владение залогодержателю. Такой договор признается закладом. Призакладе залогодержатель имеет право пользоваться предметом заклада, аполучаемые при этом доходы или иные выгоды идут в счет погашения процентов покредиту или самого кредита, обеспеченного закладом.
Залог предприятия, строения, здания, непосредственносвязанных с землей, вместе с земельным участком или правом пользования имназывается ипотекой. Особенностью ипотеки является ее распространение на всеимущество предприятия, включая его уставный капитал, финансовые активы,имущественные права и т.д.[16]
Ипотечная ссуда получила широкое развитие в странах сразвитой рыночной экономикой, так как она является одним из источниковдолгосрочного финансирования. Сумма ссуды обычно ниже оценочной стоимостизакладываемого имущества, причем этот уровень регулируется законодательствомгосударств. Так, например, в США, за некоторым исключением, запрещается выдачассуд, превышающих 80% оценочной стоимости имущества. Как правило, объектамизалога являются жилые дома (в США на них приходится 3/4 общей суммы закладных),земля, фермы и др.
Ипотечные ссуды могут выдаваться коммерческими банками,специальными ипотечными банками, различными ссудно-сберегательнымиассоциациями.
Ипотечные ссуды могут представляться на различных условиях.Если выдается стандартная, или типовая ипотечная ссуда, то это означает, чтозаемщик получает от кредитора некоторую сумму, а затем погашает задолженностьравными, как правило ежемесячными, взносами. Срок ипотеки бывает достаточнопродолжительным (например, в США — до 30 лет).
Известны и нетрадиционные схемы ипотеки. Большинство из нихнацелены на снижение уровня выплат Заемщика на начальных этапах операции иперенос основной нагрузки по погашению долга на более поздний период. Так,существуют ссуды с пропорциональным ростом платежей, ипотека с периодическимувеличением суммы взносов (каждые 3—5 лет) и т.д.
Поскольку ипотечные ссуды выдаются на длительные сроки, онисвязаны с определенным риском, в частности, изменением уровня процентной ставкина денежном рынке. Чтобы смягчить риск возможных потерь, используются условияссуды с периодическим пересмотром процентной ставки. В этом случае стороныкаждые 3—5 лет возобновляют кредит на основе пересмотренного уровня процентнойставки на денежном рынке. По сути происходит среднесрочное финансирование придолгосрочном погашении задолженности.
Учитывает колебания на денежном рынке и ипотека с переменнойпроцентной ставкой. Уровень этой ставки фиксируется в договоре в видеконкретной величины, который “привязывается” к какому-либо финансовомупоказателю или индексу. Пересматривается ставка один раз в полугодие. При этомдля смягчения колебаний ставки может предусматриваться предельная нормакорректировки (например, не более 2%), может оговариваться и минимальная величинакорректировки.
Факторинговые операции
Как правило, факторинговая компания заключает трехстороннийдоговор на определенный срок с поставщиком и покупателем, в соответствии сусловиями которого гарантирует поставщику оплату счетов, выставленных на соответствующегоплательщика через счет факторинга. Такие договоры могут быть долгосрочными, атакже могут заключаться для осуществления разовой операции. При этомпоставщики, заключившие договор факторинга, в течение срока действия договоравыставляют платежные требования на плательщика от имени фактор-компании насумму, уменьшенную на размер платы за совершение операции.
На практике факторинговые операции применяются для ускорениярасчетов, экономии оборотных средств предприятия. За оказание услуг факторинговаякомпания получает комиссионные и ссудный процент с ежедневного остатка,представляющего собой разность между выплаченным клиенту авансом инеинкассированными счетами. Процент взимается со дня выдачи аванса до дняпогашения задолженности. Комиссионные устанавливаются в процентах от общейсуммы купленных счетов и зависят от объема оборота и степени риска.
Лизинг
Лизинг представляет собой долгосрочную аренду движимогои недвижимого имущества и является косвенной формой финансирования деятельностипредприятия.[17]
С коммерческой точки зрения при лизинге происходит то жесамое, что и при купле-продаже оборудования на условиях рассрочки платежа:лизингополучатель вносит в течение согласованного срока ежемесячные(квартальные, полугодовые) платежи в лизинговое учреждение, которое сохраняетза собой на период сделки право собственности на финансируемый объект.
Лизинг имеет определенные черты банковского кредита, так какон дает возможность лизингополучателю осуществлять платежи в течениеоговоренного срока за арендуемое оборудование за счет реализации произведеннойна лизинговом оборудовании продукции.
Платежи лизингополучателя относятся на себестоимостьвыпускаемой им продукции и тем самым снижают налогооблагаемую прибыль. Однакоповышение удельного веса таких платежей приводит к увеличению издержек и можетповлечь за собой рост цен и, как результат, утрату конкурентоспособности. Вотпочему, принимая решение о лизинге, следует осуществить подробные расчеты суммыплатежей за получаемое по лизингу имущество, сопоставить их с финансовымирасчетами, связанными с приобретением аналогичного оборудования за собственныесредства или в счет долгосрочного банковского кредита.
Наиболее типичными преимуществами лизинга по сравнению спокупкой инвестиционных ценностей за счет собственных средств покупателяявляются следующие:
• лизингополучатель получает во временное пользованиедорогостоящее оборудование без крупных единовременных финансовых затрат;
• лизингополучатель страхует себя от возможного быстрогоморального износа объекта сделки. Это преимущество является особенно важным длямелких и средних предприятий, не обладающих высокой ликвидностью;
• лизингодатель обеспечивает лизингополучателя полным наборомуслуг по организации финансирования сделки, консультированию, техническомуобслуживанию объекта сделки;
• отделение права владения объектом сделки от правапользования лизинговым оборудованием экономически обязывает лизингополучателяиспользовать его только в период максимальной рентабельности;
• лизинг позволяет лизингополучателю разместитьвысвобождающиеся денежные средства в другие активы.
Можно сформулировать и преимущества лизинга по сравнению спривлечением банковской ссуды:
• объект лизинговой сделки не отражается на баланселизингополучателя как его долговое обязательство. Это позволяетпредприятию-лизингополучателю поддерживать оптимальную ликвидность баланса(соотношение собственных и заемных средств) и не ограничивать привлечениеденежных ресурсов финансово-кредитных учреждении;
• в первые годы эксплуатации оборудования лизинговые платежи,как правило, меньше, чем суммы, выплачиваемые по кредиту;
• финансовый лизинг привлекателен по сравнению сприобретением оборудования за счет кредита, так как при этом достигается100%-ное финансирование объекта сделки, в то время как кредит покрывает лишь70—80% стоимости приобретаемого оборудования;
• в течение срока лизингового договора применяютсяфиксированные платежи, выплачиваемые чаще, чем платежи в погашение кредита. Этоуменьшает размер одного платежа и способствует стабильности финансовлизингополучателя;
• сроки лизингового договора могут быть от 3 до 20 и болеелет.
Форфейтинг.
Форфейтинг – это покупка обязательств, погашениекоторых происходит на определенный период в будущем без права регресса(оборота) на любого предыдущего должника.[18]
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию порефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредитупутем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка(форфейтинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения.Банк-форфейтор берет на себя обязательство по финансированию экспортнойоперации путем выплаты по учтенному векселю (простому или переводному), которыйгарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфейтированиязадолженность покупателя по коммерческому кредиту трансформируется взадолженность финансовую (в пользу банка). Покупка векселей оформляетсястандартным договором, где содержатся точное описание сделки, сроки, издержки,гарантии и пр.
Форфейтингсоединяет элементы учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка) ифакторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокогокредитного риска).
Учетные ставки по форфейтинговым операциям выше, чем подругим формам кредитования.
3.2 Проблемыпривлечения долгосрочных источников финансирования деятельности российскихпредприятий в условиях финансового кризиса
В настоящее время финансирование предприятий находится внеудовлетворительном состоянии из-за недостатка собственных средств длясамофинансирования, отсутствия достаточной государственной финансовойподдержки, высокой стоимости и рискованности инноваций, долгосрочного характераокупаемости инновационных проектов и доминирования консервативных инвестороввместо агрессивных. Для дальнейшего успешного развития российским компаниямнеобходимо решить две задачи: первая – оптимизировать источники финансированиядля развития новых проектов; вторая – научиться отбирать такие инновационныепроекты, которые принесут даже в условиях кризиса реальную отдачу. [19]
Ассоциацией менеджеров России совместно с международнойконсалтинговой компанией Pricewaterhouse Coopers было проведено исследованиемнения руководства отечественных компаний о возможных вариантах финансированиябизнеса в условиях мирового финансового кризиса. Результаты опроса показали,что в тройку самых больших сложностей вошли проблемы рынка капитала (54%),увеличение стоимости заемных средств (48%) и падение фондовых рынков (39%).Ухудшение ситуации на финансовых рынках по всему миру, ужесточение требований кзаемщикам, повышение процентных ставок вызывает вполне обоснованную тревогуреспондентов по поводу возможностей привлечения капитала.
Один из альтернативных финансовых инструментов предприятия врыночных условиях – механизм IPO (Initial Public Offer), который позволяетрешить проблемы финансирования интенсивного роста, увеличить стоимость бизнеса,благосостояние акционеров, а также приобрести собственников, ориентированных надолгосрочную перспективу. IPO открывает путь к более дешевым источникамкапитала за счет повышения уровня публичности компании. Многие отечественныепредприятия с иностранным капиталом выходят на IPO по требованию иностранныхакционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль идиверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
Основываясь на анализе отечественной практики банковскогокредитования, можно сделать вывод, что долгосрочные кредиты, связанные сдвижением основного капитала, практически не влияют на общую динамикукапитальных вложений и не играют активной роли в инвестиционном процессе. Вотечественной экономике на долю банковских кредитов в общем объеме источниковфинансирования инвестиций приходится 8-9%. Для сравнения: в развитых странах сиспользованием банковских ссуд финансируется свыше 50% инвестиционных проектов.Несмотря на позитивную динамику удельного веса средне- и долгосрочных кредитовв общих кредитных вложениях коммерческих банков, их доля в ВВП поканедостаточно высокая. Так, на конец 2008 года отношение долгосрочных кредитовэкономике к ВВП составило всего 19%.
Такое положение обусловлено отсутствием благоприятнойинвестиционной среды на всем рыночном пространстве России, дороговизнойбанковских кредитов, выражающейся в разрыве процентных ставок по кредитам иуровня рентабельности большинства предприятий, ориентированных наудовлетворение внутреннего спроса. Так, реальный сектор может платить подолгосрочным кредитам на инвестиционные цели порядка 10-15% годовых, посколькусредняя рентабельность промышленных предприятий составляет 13%. Банки же дляподдержания нормальной доходности ориентируются на величину действующей ставкирефинансирования, которая является для них базовой ставкой, а также учитываютпремию за риск. Степень риска увеличивается при предоставлении долгосрочныхкредитов. Отсюда банки вправе рассчитывать на более высокую процентную ставкупо долгосрочным кредитам, чем по краткосрочным, что не согласуется свозможностями реального сектора экономики.[20]
Одним из способов организации финансирования инвестиционныхпроектов, направленных на модернизацию оборудования и создание новыхпроизводств, является проектное финансирование. Проектное финансирование в его«чистом» виде в России встретишь не часто. Вместо него в стране активноразвивается «грязное» проектное финансирование (как правило, с регрессом надействующий бизнес и принятием в залог существующих активов, но с ориентациейна потоки, генерируемые проектом, как единственный или как минимум основной источниквозврата вложенных средств). Это специфика, отражающая объективные реалииэкономики и существующие страновые, корпоративные и инвестиционные риски. Присуществующих законодательных ограничениях, отсутствии опыта и пониманиятехнологий и опасностей реализации сложных и крупных проектов у бизнесакоммерческие банки просто не могут рисковать, практикуя «чистое» проектноефинансирование. Но благодаря повышенному спросу на «длинные» ресурсы, можноожидать увеличения объема «грязного» проектного финансирования, которое можетстать одним из локомотивов обновления и развития производственных предприятийпо всей России.
В опубликованном МЭР РФ Прогнозе социально-экономическогоразвития РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. предлагаютсяразличные варианты экономического развития. Одним из основных условийреализации умеренно-оптимистического варианта является повышение доступностикредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. В 2010 годупрогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения неменее чем на 13 %, в 2011 году – на 15-17 %, в 2012 году – на 25-27%.
Консервативный вариант характеризуется нарастанием дисбалансамежду банковским и реальным секторами экономики. Рост банковского кредита в2010 году в этом варианте оценивается на уровне 9-10 %, что в реальномвыражении (с учетом инфляции) является продолжением кредитного сжатия (илистагнацией). В 2011 — 2012 годах кредитование нефинансовых организацийувеличится на 13-14 %.
Безусловно, расширение активности банковского сектора иснижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановленияинвестиционной активности. Российское правительство активно проводит политикупо снижению ставки рефинансирования (на данный момент она составляет 10%),однако, в нашей стране ставка рефинансирования не является для российскихбанков индикатором для снижения ставок по предоставляемым кредитным ресурсам.Для расширения возможностей банков по предоставлению долгосрочных кредитов необходимоне только расширение ресурсной базы банков, но также снижение рисков банков засчет предоставления государственных гарантий. Основными препятствиями дляпредприятий по привлечению долгосрочных источников финансирования являются нетолько высокие процентные ставки, которые возрастают при увеличении сроковзаимствования, но и требования со стороны банков по предоставлениювысоколиквидных залогов. Еще одной причиной является нехватка квалифицированныхфинансовых менеджеров, способных разработать полноценный инвестиционный проект,который сможет заинтересовать потенциальных кредиторов.[21]
Расчётная часть
Задание 1
Предприятие инвестировало в строительство мотеля 40 млн. руб.Ежегодные планируемые поступления от эксплуатации мотеля в течение 4 летсоставят 35, 60, 80 и 100 млн. руб. Ставка дисконтирования планируется науровне 10%. Определить период окупаемости инвестиций.
Решение:
Размер инвестиции – 40 000 000 руб.
Доходы от инвестиций
в первом году: 35 000 000 руб;
во втором году: 60 000 000 руб;
в третьем году: 80 000 000 руб;
в четвертом году: 100 000 000 руб.
§ Рассчитаемдисконтированные денежные поступления по годам реализации:
1-йгод: 35 000 000 /(1 + 0,1) = 31 818 181
2-йгод: 60 000 000/(1 + 0,1)2 = 49 586 776
3-йгод: 80 000 000/(1 + 0,1)3 = 60 105 184
4-йгод: 100 000 000/(1 + 0,1)4 = 68 301 345
ИТОГО: 52 452 867 руб.
§ Рассчитаемдисконтный период окупаемости:
DPP = />
IC = 40 000 000 руб.
/> = (31 818 181+ 49 586 776+60 105 184+68301 345)/4 = 52 452 867 руб.
DPP = /> @ 0,8 года @ 9 мес.
Ответ: инвестиции окупятся приблизительно за 9 месяцев
Задание 2
По данным бухгалтерской отчётности проанализировать пассивбаланса предприятия.
Таблица 1 Анализ состава и структуры источников средств АО«Прогресс»Источники средств На начало периода На конец периода Изменение (+, -) тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
1. Источники средств – всего
из них:
1.1 Собственный капитал – всего
в том числе: 315 569 68,8 311 131 78,6 -4438 +9,8 Уставный капитал 202,5 0,04 202,5 0,05 - +0,01 Добавочный капитал 256 806 56,0 235 465 59,4 -21 341 +3,4 Резервный капитал 50,5 0,01 50,5 0,01 - - Фонд социальной сферы 48 728 10,6 56 977 14,4 +8249 +3,8 Целевые финансирования 3782 0,8 8279 2,1 +4497 +1,3 Нераспределённая прибыль 6000 1,35 10157 206 +4157 +1,25
1.2 Заёмный капитал – всего
в том числе: 142 942 31,2 84 825 21,4 -58 117 -9,8 Долгосрочные обязательства 1000 0,2 1200 0,3 +200 +0,1
Краткосрочные обязательства
в том числе: 141 942 31,0 83 625 21,1 -58 317 -9,9 Займы и кредиты 2000 0,4 - - -2000 -0,4 Кредиторская задолженность 134 095 29,2 80 525 20,3 -53 570 -809 Задолженность учредителям по выплате доходов 5847 1,3 3100 0,8 -2747 -0,5
Валюта баланса 458 511 100 395 956 100 -62 555
В конце отчетного года по сравнению с его началом произошлисущественные изменения в структуре пассива баланса АО «Прогресс» (табл. 1)
Собственный капитал в валюте баланса:
— на начало года 68,8 %
— на конец года 78,6 %
Заёмный капитал в валюте баланса:
— на начало года 31,2 %
— на конец года 21,4 %
Так, собственный капитал к концу года уменьшился на 4438 тыс.руб., а заёмный капитал сократился на 58 117 тыс. руб. Собственный капитал наначало и конец года составлял соответственно 315 569 тыс.руб. и 311 131 тыс.руб., а заёмный – 142 942 тыс.руб. и 84 825 тыс.руб. В процентном отношении: еслидоля собственного капитала на конец года в формировании активов составляла78,6%, то доля заёмного капитала – всего лишь 21,4%. Заёмный капитал уменьшилсяпо двум составляющим: за счёт сокращения кредиторской задолженности – на 53 570тыс. руб. и задолженности участникам по выплате доходов – на 2747 тыс. руб. Вобщей сумме заёмного капитала кредиторская задолженность на начало годасоставляла 93,8% (134 095:14 942*100), а на конец года она увеличилась до 95.0%(80 525:84 825*100).
Очевидно, АО «Прогресс», стараясь поправить свое финансовоеположение, не обращаясь в банк за кредитами и займами, интенсивно использовалокредиторскую задолженность для финансирования своей деятельности за «дешевыеденьги», «беспроцентные ссуды», что в конечном итоге может обернуться снижениемдоверия к организации со стороны партнёров, клиентов, покупателей либо кбанкротству.
Задание 3
Рассчитать объём реализованной продукции и прибыль от продажипродукции
Таблица 2 Данные к расчёту объёма реализованной продукцииПоказатель Всего за год В IV квартале 1. производственная себестоимость товарной продукции 168000 42000 2. полная себестоимость товарной продукции 176500 44125 3. товарная продукция в отпускных ценах 215300 53825
4. фактические остатки нереализованной продукции
а) в отпускных ценах
б) по производственной себестоимости
16800
13700
4200
3425 5. норма запаса нереализованной продукции 8
Решение:
Находим планируемые остатки нереализованной продукции наконец года
Ок. = ОВ х N,
где ОВ – однодневный выпуск товарной продукции; N – нормазапаса в днях.
ОВ = ТП4 кв/90 дней
§ вотпускных ценах
ОВ = 53825/90 = 598 р.
Ок. = 598 х 8 = 4784 р.
§ попроизводственной себестоимости
ОВ = 42000/90 = 467 р.
Ок… = 467 х 8 = 3736 р.
Находим показатель объема продаж продукции в планируемомпериоде
V = Оф + ТП — Ок
§ вотпускных ценах
V = 168000 + 215300 — 4784 = 378516 р.
§ попроизводственной себестоимости
V =13700 + 176500 — 3736 = 186464 р.
Прибыль от продажи товарной продукции
378516 – 186464 = 192052 р.
Ответ: объём реализованной продукции в отпускных ценах- 378516р, а по производственной себестоимости – 186464р.; прибыль от продажипродукции – 192052р.
Заключение
Под финансированием понимается процесс образования денежныхсредств или в более широком плане процесс образования капитала предприятия вовсех его формах.
Классификация источников финансирования разнообразна и можетпроизводиться по следующим признакам:
Ø Поотношениям собственности выделяют собственные и заемные источникифинансирования.
Ø Повидам собственности выделяют государственные ресурсы, средства юридических ифизических лиц и зарубежные источники.
Ø Повременным характеристикамисточники финансирования можно разделить накраткосрочные и долгосрочные.
В составе внутренних источников формирования собственныхфинансовых ресурсов. Основное место принадлежит прибыли, остающейся враспоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть егособственных финансовых ресурсов.
Определенную роль в составе внутренних источников играюттакже амортизационные отчисления; хотя сумму собственного капитала предприятияони не увеличивают.
Прочие внутренние источники не играют заметной роли вформировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
В составе внешних источников формирования собственныхфинансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятиемдополнительного паевого или акционерного капитала. Для отдельных предприятийодним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов можетявляться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такаяпомощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).
В условиях перехода к рынку начинают применяться инетрадиционные инструменты финансирования деятельности российских предприятий.К ним можно отнести коммерческий кредит, опционы, залоговые операции,факторинговые операции, лизинг и др.
В настоящее время финансирование предприятий находится внеудовлетворительном состоянии из-за недостатка собственных средств длясамофинансирования, отсутствия достаточной государственной финансовойподдержки, высокой стоимости и рискованности инноваций, долгосрочного характераокупаемости инновационных проектов и доминирования консервативных инвестороввместо агрессивных. Для дальнейшего успешного развития российским компаниямнеобходимо решить две задачи: первая – оптимизировать источники финансированиядля развития новых проектов; вторая – научиться отбирать такие инновационныепроекты, которые принесут даже в условиях кризиса реальную отдачу.
Список использованных источников и литературы
1. Гражданскийкодекс Российской федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 (с изм. от 18.07.2009)№51-ФЗ [Текст]// Российскаягазета — 20.07.2009.
2. Федеральныйзакон от 26 декабря 1995 г. (ред. от 19.07.2009) N 208-ФЗ «Об акционерныхобществах» [Текст]//Собрание законодательства РФ, 1996. -№1. — Ст.1.
3. Федеральныйзакон от 24.06.2008 N 91-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»//Собраниезаконодательства РФ-30.06.2008.-N26.-Ст. 3010.
4.Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В.Г. Бело-липецкий.– М.: КНОРУС, 2008. – 448с.
5.Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. Курс. – 2-ое изд., перераб. и доп. –К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 656с.
6.Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
7.Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А. Н. Гаврилова, Е.Ф.Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.А.Рыжова. – 4-ое изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 432с.
8.Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий:учебное пособие / С.В. Галицкая. – М.: Эксмо, 2008.- 652с.
9. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю.Планирование на предприятии. — М.: Филинъ, 2006 г.
10.Карпова Е.Н. «Проблемы привлечения долгосрочных источников средств дляфинансирования деятельности российских предприятий в условиях финансовогокризиса» — I МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ
11.Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник – 4-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 522 с.
12.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент – 1: учебное пособие /Ковалев В.В. – М.:Издательский дом БИНФА, 2008. – 232с.
13.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.– М.: Финансы и статистика, 2007.– 768 с.
14.Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учеб. Пособие для студентов вузов / Б.Т.Кузнецов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 415с.
15.Лаврухина Н.В. Финансы предприятий. – М.: МЭСИ, 2003
16.Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий):Учебник. – М.: ИНВРА – М, 2007. – 575с.
17Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политикапредприятия: Учеб. пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник,2008. — 288 с.
18.Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений:Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 400 с.
19. Миляков Н.В.Финансы: Учебник.- 2-е изд.- М.: ИНФРА-М,2004. — 543 с.
21.Теплова Т.В. Финансовый решения: стратегия и тактика: Учеб. пособие. – М.: ИЧП«Издательство Магистр», 2006.
22.Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учеб. пособие /В.И. Бережной, Е.В. Бережная, О.Б. Бигдай и др. – М.: Финансы и статистика;ИНФРА – М, 2008. – 336с.
23.Финансовый менеджмент. Учебный курс. Бланк И.А. 2-е изд., перераб. и доп. — К.:Эльга, Ника-Центр, 2004. — 656 с.
24.Финансовый менеджмент: учебное пособие/ Под ред. Е.И.Шохина. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2008. – 408 с.
25.Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие. – М.Финансы 2006. – 479 с.
26.Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности/Под ред. М.В.Мельник.– М.: Экономисть, 2006. – 320 с.
27.Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономическогопрофиля Н.И.Берзон, Е.А.Буянова, М.А.Кожевников, А.В.Чаленко Москва:Вита-Пресс, 2008