Реферат по предмету "Философия"


Человек и общество. Научная деятельность А.Д. Сахарова

МОУ«Гимназия»
им. С. В.Ковалевской
Человек.Природа. Общество
Выполнил
Сергеенков Никита
Ученик 9 «А»
Проверила
Барбосова Татьяна Владимировна
2009г

Глоссарий
ОБЩЕСТВО, в широкомсмысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельностилюдей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы,определенная форма социальных отношений.
ЛИЧНОСТЬ (философ.) — внутреннее определение единичного существа в егосамостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером,при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (в возможности) формыбесконечного содержания (ибо мы можем все полнее и полнее понимать истину истремиться к осуществлению все более и более совершенного блага), то Л.человеческая имеет, в принципе, безусловное достоинство, на чем основаны еенеотъемлемые права, все более и более за ней признаваемые по мере историческогопрогресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в Л., действительноосуществляется в обществе, которое есть расширенная, или восполненная, Л. также как Л. есть сосредоточенное или сжатое общество. Развитие лично-общественнойжизни проходит исторически три главные ступени: родовую,национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняетнизшую, а только видоизменяет ее; так, с установлением государственного порядкавместо родового быта кровная родственная связь лиц не теряет своего значения, атолько перестает быть принципом самостоятельных и обособленных групп (родов),ограничиваясь лишь частным или домашним союзом семейным, не имеющим уже нивнутренней юрисдикции, ни права кровавой мести. Началом прогресса от низшихформ общественности к высшим является Л., в силу присущего ей неограниченногостремления к большему и лучшему. Л. в истории есть начало движения(динамический элемент), тогда как данная общественная среда представляетконсервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда Л. чувствуетданное общественное состояние в его консерватизме как внешнее ограничение своихположительных стремлений, тогда она становится носительницей высшегообщественного сознания, которое рано или поздно упраздняет данные ограничения ивоплощается в новых формах жизни, более ему соответствующих. Разумеется невсякое столкновение Л. с обществом имеет такое значение; есть существенноеразличие между преступником, восстающим против общественного порядка в силусвоих злых страстей, и историческим героем как Петр Великий, сознающим исоздающим в замен старого новый порядок жизни, хотя между такими крайнимипроявлениями личной силы есть точки соприкосновения и промежуточные звенья,вследствие чего коренное различие не всегда ясно представляется обеим сторонами возникают трагические положения в истории.
Вродовом быту за Л. признается действительное достоинство и права лишь в силупринадлежности ее к данному роду. Те лица, которые впервые замечаютнесоответствие этого положения внутреннему значению Л., становятся носителямисверхродового сознания, которое сейчас же стремится к воплощению в новыхобщественных формах: эти лица собирают вольные дружины, основывают города ицелые государства. В пределах государственного порядка, при которомчеловеческая жизнь разделяется на частную или домашнюю и всенародную илипубличную, Л. имеет более свободы в первой и более широкое поприще во второй(сравнительно с родовым бытом, где эти две сферы находятся в слитном состоянии). Тем не менее и государство, как союзнационально-политический, не может представлять собой окончательноеосуществление и удовлетворение Л. в ее безусловном значении. Совершеннымвосполнением Л. может быть только общество неограниченное или универсальное.Впервые носительницей универсального сознания Л. человеческая выступает вбуддизме — первой религии, возвысившейся над национально-политическимиразделениями и обращавшейся ко всем людям; вместо национальных богов абсолютноезначение приписывается святому мудрецу, собственным личным подвигомосвободившемуся от всех условий действительного бытия и проповедующему такоеосвобождение всем тварям. Здесь, таким образом, безусловное значение Л.понимается отрицательно, как полное упразднение всякой объективной среды(Нирвана). Развитие гуманитарной культуры в классическом мире (особенногреческая философия) создает для Л. новую, чисто идеальную среду; высшийпредставитель человечества — философ — сознает свое безусловное значение,поскольку он живет в истинно сущем умопостигаемом мире идей (платонизм) иливсеобъемлющей разумности (стоицизм), презирая кажущийся мир преходящих явлений.Но это ограничение истинной жизни одной идеальной сферой требует практическитакого же самоотрицания действительного живого человека, какое проповедуется буддизмом.Положительное утверждение своего безусловного значения Л. находит вхристианстве, как откровении совершенного Лица — богочеловека Христа — иобетовании совершенного общества — Царства Божия. Задачу христианской историисоставляло и составляет воспитание человечества для перерождения его всовершенное общество, в котором каждая Л. находит свое положительноевосполнение или действительное осуществление своего безусловного значения, а невнешнюю границу для своих стремлений. Изначала с возникновением универсальногосознания Л. мы находим в истории стремление к созданию сверхнародныхорганизаций, ей соответствующих (всемирные монархии древности, затемсредневековая католическая теократия, наконец, различные международные братстваи союзы в новые времена). Но это лишь попытки более или менее далекие от идеалаистинного лично-общественного универсализма, т. е. безусловной внутренней ивнешней солидарности каждого со всеми и всех с каждым; осуществление этого идеала,очевидно, может совпасть только с концом истории, которая есть не что иное, каквзаимное трение между Л. и обществом.
ЧЕЛОВЕК,общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле входе длительного и неравномерного эволюционного процесса — антропогенеза,многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назадафриканские обезьяны разделились на две ветви: одна привела к человекообразнымобезьянам (шимпанзе), другая — к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшимдвуногой походкой).
САМООЦЕНКА,оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др.людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.
ПОТРЕБНОСТИ,нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности иразвития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом;внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические,свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят историческийхарактер, зависят от уровня экономики и культуры. Осознанные обществом,социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как ихинтересы. В психологии потребности — особое состояние психики индивида,ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», — отражениенесоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями егодеятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах. Потребности динамичны,изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с включением личностив различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют как быиерархию, в основе которой витальные (в пище и т. п.), а последующие ее уровни— социальные потребности, высшее проявление которых — потребности всамореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержаниекоторой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условиесуществования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результати сам процесс.
МЫШЛЕНИЕ,высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о такихобъектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут бытьнепосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законымышления изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией инейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачамимоделирования некоторых мыслительных функций.
ПРОИЗВОДСТВОматериальное, процесс создания материальных благ, услуг.
МОРАЛЬ(от лат. moralis — нравственный),
1)нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественныхотношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действийчеловека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традициинравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла,должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требованийморали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки,одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включаетисторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальнойфилософской дисциплиной — этикой.
2)Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.).
ВОСПРИЯТИЕ,сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражениеобъективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственногоотражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различениеотдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания,адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
ХАРАКТЕР(от греч. charakter — отличительная черта, признак),
1)своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности).
2) Впсихологии — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся вособенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.
ИСТИНА,соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирическогоопыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась каксоответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютноесвойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышленияощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с егоаприорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии наукиклассическая трактовка истины как соответствия знания действительностидополняется понятием правдоподобности — степени истинности и соответственноложности гипотез и теорий.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ,неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека;противоположность общего, типичного, в социальной психологии — коллективного(группового). Как философское понятие разрабатывалось в учениях об атоме(индивиде), монаде.
ВОЛЯ — На всякое живое существо известныепредметы действуют привлекательным, другие отталкивающим образом: первых онохочет и стремится к ним, вторых не хочет и удаляется. Но для того, чтобы хотетьили не хотеть именно этого предмета, хотящее существо, очевидно, должноразличать его от других, так или иначе воспринимать его. Всякое волевоеотношение непременно связано с некоторым познавательным. Ignoti nulla cupido.Поэтому спор о первенстве воли над умом или наоборот, разделявший некогдатомистов и скотистов, а ныне возобновленный Шопенгауером, лишен реальногооснования. Хотение или воля в широком смысле имеет различные степенисоответственно степеням развития познавательной сферы. Существа, для которыхпознание останавливается на смутных ощущениях, — которые воспринимают лишьналичность окружающих чувственных явлений (как это бывает у низших животных, атакже, вероятно, и у растений), — имеют и волю лишь в виде непосредственногобезотчетного влечения или стремления, возбуждаемого данной реальностью. Там,где познание, кроме ощутительных впечатлений от наличной феноменальнойдействительности содержит в себе воспоминание прошедших, пережитых, состояний ипредставления предметов отсутствующих, там и волевое отношение возвышается надпростым чувственным влечением или стремлением и переходит в более идеальноесостояние, называемое желанием. Ближайший, непосредственный предмет желания,как такового, есть не реальное, а идеальное явление, нечувственно-воспринимаемое, а умопредставляемое. Желается то, чего нет вдействительности, что мыслится. У птиц и других высших животных самцы и самкитоскуют в разлуке друг с другом; собака тоскует по умершем, или уехавшемхозяине: она его желает, и это желание, относясь к отсутствующему, предполагаету животного определенное умственное представление, которое собственно и естьпрямой объект желания и вытекающих из него действий (собака ищет невидимого ею,но умопредставляемого хозяина, отправляется на его могилу и т.п.). Наконец, у человека,мыслящего не только в индивидуальных представлениях, но и в универсальныхпонятиях, и волевое отношение может определяться этими понятиями, как общими ипостоянными правилами и принципами действия. Если уже в мире животном мотивычувственного влечения подчиняются высшим мотивам желания (так тоскующая собакаотказывается от пищи; сюда же относятся более обыкновенные случаи, когда то илидругое чувственное влечение побеждается страхом умопредставляемого наказаниямотив высший, если не в этическом, то в психологическом смысле), — то человекможет подчинять не только чувственные влечения, но и все свои желания высшейнравственной идее, может из многих предстоящих действий выбирать то, котороесоответствует принятому или решенному принципу деятельности. Способность ктакому выбору и принципиальному решению есть бесспорный психологический факт,но с этим фактом связан самый трудный и сложный метафизический вопрос о свободеволи. Спрашивается: в каждом данном случае зависит ли выбор одного мотива волипредпочтительно перед другими от того, что именно этот мотив оказывается приданных условиях наиболее сильным или действительным для данного субъекта с егоданным, унаследованным и воспитанным характером, или же выбор может зависетьокончательно от особого, простого и внезапного ничем с необходимостью необусловленного решения самого субъекта? Такова простейшая постановка этоговопроса.
Хотениеи познание, воля и ум, отвлеченно противополагаемые друг другу; вдействительности неразрывно между собой связаны. Если, как было сказано, воляневозможна без познания, то и это последнее невозможно без воли. Чтобы познатьили понять какой-нибудь предмет или отношение, необходимо прежде всего на немостановить свою мысль, выделить его умственно изо всей совокупности предметов иотношений. Такая остановка и выделение есть волевой акт, называемыйпроизвольным вниманием. Но необходимость волевого элемента в происхождении(генезисе) познания нисколько не сообщает субъективно произвольного характерарезультатам познавательного процесса. Участие воли в создании истинной наукисостоит не в том, что мы познаем только то, чего нам хочется, а в том, что мыхотим познавать те или другие существенные стороны действительных предметов.
КУЛЬТУРА(лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственныхобъектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий иотношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающийструктурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими испециальными). Понятие культура употребляется также для обозначения уровнясовершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности. Культураизучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией,философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией,психологией, историей.
РЕЧЬ,один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средствязыка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимаюткак процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевыепроизведения, фиксируемые памятью или письмом).
ГЕНИАЛЬНОСТЬ,наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданиемкачественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путейтворчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общимпониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность какна род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатонизм идр.).
ГОСУДАРСТВО,политическая организация общества с определенной формой правления (монархия,республика). По форме государственного устройства государство может бытьунитарным или федерацией.
ТАЛАНТ,выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.
НОРМА(от лат. norma — руководящее начало, правило, образец),
1)узаконенное установление, признанный обязательным порядок.
2)Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки).
3) Вполиграфии — совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенноеназвание издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-йполосы печатного листа.
ЦЕННОСТЬ,положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира длячеловека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствамисамими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности,интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этойзначимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках,целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности;положительные и отрицательные ценности.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ,умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов,во многом совпадающих с правилами и законами логики.
ИНДИВИДУУМ(индивид) (от лат. individuum — неделимое; особь). Отдельный человек; личность.
ИГРА,вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах,а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией,культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другимитренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важноезначение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологическойподготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.
ГУМАНИТАРНОЕПРАВО международное, новая, формирующаяся отрасль международного права,объединяющая принципы, институты и нормы, призванные обеспечивать уважение правчеловека, наций, народов. Важной его подотраслью является право вооруженныхконфликтов (ранее именовалось законы и обычаи войны).
ГУМАННОСТЬ,любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношениеко всему живому.
БРАК,семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности поотношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств законтребует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальныхгосударственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовоезначение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.
КОНСТИТУЦИЯ(от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, определяющийего общественное и государственное устройство, порядок и принципы образованияпредставительных органов власти, избирательную систему, основные права иобязанности граждан. Конституция — основа всего текущего законодательства.Первой в Советском государстве была Конституция РСФСР 1918. ДействуетКонституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993.
ДЕКЛАРАЦИЯ(от лат. declaratio — объявление, провозглашение),
1)официальное заявление; обычно в форме декларации провозглашаются основныепринципы внешней или внутренней политики государства, программные положенияполитических партий, основные положения деятельности международных организацийв конкретной области международных отношений.
2)Название некоторых документов (напр., декларация о доходах, таможеннаядекларация).
ПАКТ(от лат. pactum — договор, соглашение), одно из наименований международногодоговора.
БИЛЛЬ(англ. bill, от ср.-век. лат. bulla — печать, документ с печатью), в США,Великобритании и ряде других стран законопроект, внесенный на рассмотрениепарламента, а также название отдельных законов (напр., «Билль о правах»).
КОНВЕНЦИЯдоговор, соглашение по какому то вопросу, имеющие обязательную силу для техгосударств, которые к нему присоединились.
ТРУД,целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение,видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своихпотребностей, на производство товаров и услуг. Труд как процесс адаптациичеловека к внешней среде характеризовался развитием и совершенствованиемразделения труда, его орудий и средств. Выделяют следующие прикладныедисциплины, изучающие труд: физиологию труда, психологию труда, организациютруда, охрану труда и пр.
ПРАВОВОЕГОСУДАРСТВО, в политико-юридической теории — государство, важнейшими признакамикоторого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни;связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан ивзаимная ответственность государства и личности. Правовое государство —неотъемлемый элемент демократии. Идея правового государства выдвигалась еще вдревности античными мыслителями. Философская основа теории правовогогосударства была сформулирована И. Кантом.

САХАРОВАндрей Дмитриевич (1921-89), российский физик и общественный деятель, академикАН СССР (1953). Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. Труды помагнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу,элементарным частицам, астрофизике, гравитации. Предложил (совместно с И. Е.Таммом) идею магнитного удержания высокотемпературной плазмы. С кон. 50-х гг.активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 60-х нач.70-х гг. один из лидеров правозащитного движения (см. Диссиденты). В работе«Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»(1968) Сахаров рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью,противостоянием социалистических и капиталистических систем: ядерная война,голод, экологические и демографические катастрофы, дегуманизация общества,расизм, национализм, диктаторские террористические режимы. В демократизации идемилитаризации общества, утверждении интеллектуальной свободы, социальном инаучно-техническом прогрессе, ведущих к сближению двух систем, Сахаров виделальтернативу гибели человечества. Публикация этой работы на Западе послужилаповодом для отстранения Сахарова от секретных работ; после протеста противввода войск в Афганистан Сахаров в январе 1980 был лишен всех государственныхнаград (Герой Социалистического Труда (1954, 1956, 1962), Ленинская премия(1956), Государственная премия СССР (1953)) и сослан в г. Горький, где продолжалправозащитную деятельность. Возвращен из ссылки в 1986. В 1989 избран народнымдепутатом СССР; предложил проект новой Конституции страны. «Воспоминания»(1990). В 1988 Европейским парламентом учреждена Международная премия им.Андрея Сахарова за гуманитарную деятельность в области прав человека.Нобелевская премия мира (1975).
САХАРОВАндрей Дмитриевич (21 мая 1921, Москва — 14 декабря 1989, там же), российскийфизик и общественный деятель, академик АН СССР (1953), лауреат Нобелевскойпремии мира (1975), один из авторов первых работ по осуществлению термоядернойреакции (водородная бомба) и проблеме управляемого термоядерного синтеза.
Семья.Школьные годы
Сахаровпроисходил из интеллигентной семьи, по его собственным словам, довольновысокого достатка. Отец, Дмитрий Иванович Сахаров (1889-1961), сын известногоадвоката, был музыкально одаренным человеком, получил музыкальное ифизико-математическое образование. Преподавал физику в московских вузах.Профессор Московского педагогического института им. В. И. Ленина, авторпопулярных книг и задачника по физике. Мать, Екатерина Алексеевна, урожденнаяСофиано (1893-1963), дворянского происхождения, была дочерью военного. От нееАндрей Дмитриевич унаследовал не только внешний облик, но и некоторые чертыхарактера, например, упорство, неконтактность.
ДетствоСахарова прошло в большой, многолюдной московской квартире, «пропитаннойтрадиционным семейным духом». Первые пять лет он учился дома. Этоспособствовало формированию самостоятельности и умению работать, но привело кнеобщительности, от которой Сахаров страдал почти всю жизнь. Глубокое влияниена него оказал учившийся вместе с ним Олег Кудрявцев, внесший гуманитарноеначало в миропонимание Сахарова и открывший для него целые отрасли знаний иискусства. В последующие пять лет учебы в школе Андрей под руководством отцауглубленно изучал физику, проделал много физических опытов.
Университет.Эвакуация. Первое изобретение
В1938 Сахаров поступил на физический факультет Московского государственногоуниверситета. Первая попытка самостоятельной научной работы на втором курсеокончилась безуспешно, но разочарования в своих силах Сахаров не испытывал.После начала войны он вместе с университетом был эвакуирован в Ашхабад;серьезно занимался изучением квантовой механики и теории относительности. Поокончании в 1942 с отличием МГУ, где считался лучшим студентом, когда-либообучавшимся на физическом факультете, отказался от предложения профессора А. А.Власова остаться в аспирантуре. Получив специальность «оборонное металловедение»,был направлен на военный завод сначала в г. Ковров Владимирской области, азатем в Ульяновск. Условия работы и быта были очень тяжелыми. Однако здесьпоявилось первое изобретение Сахарова — прибор для контроля закалки бронебойныхсердечников.
Женитьба
В1943 Сахаров женился на Клавдии Алексеевне Вихиревой (1919-1969), уроженкеУльяновска, лаборантке-химике того же завода. У них было трое детей — дведочери и сын. Из-за войны, а затем рождения детей Клавдия Алексеевна незавершила высшего образования и после переезда семьи в Москву и позднее на«объект» была удручена тем, что ей трудно найти подходящую работу. В какой-томере эта неустроенность, а возможно, также склад их характеров стали причинойнекоторой обособленности Сахаровых от семей коллег.
Аспирантура,фундаментальная физика
Вернувшисьв Москву после войны, Сахаров в 1945 поступил в аспирантуру Физическогоинститута им. П. Н. Лебедева к известному физику-теоретику И. Е. Тамму, чтобызаниматься фундаментальными проблемами. В своей кандидатской диссертации обезызлучательных ядерных переходах, представленной в 1947, он предложил новоеправило отбора по зарядной четности и способ учета взаимодействия электрона ипозитрона при рождении пар. В это же время он пришел к мысли (не опубликовавсвоих исследований по этой проблеме), что небольшая разница энергий двухуровней атома водорода вызвана различием взаимодействия электрона с собственнымполем в связанном и свободном состояниях. Подобная принципиальная идея и расчетбыли опубликованы Х. Бете и удостоены в 1967 Нобелевской премии. Предложеннаяже Сахаровым идея и расчет мю-мезонного катализа ядерной реакции в дейтерииувидели свет и были опубликованы лишь в виде секретного отчета.
Работанад водородной бомбой
По-видимому,этот отчет (а в какой-то степени и необходимость улучшения жилищных условий)были основанием для включения Сахарова в 1948 в специальную группу Тамма попроверке конкретного проекта водородной бомбы, над которым работала группа Я.Б. Зельдовича. Вскоре Сахаров предложил собственный проект бомбы в виде слоевдейтерия и природного урана вокруг обычного атомного заряда. При взрывеатомного заряда ионизированный уран существенно повышает плотность дейтерия,увеличивает скорость термоядерной реакции и делится под действием быстрыхнейтронов. Эта «первая идея» — ионизационное обжатие дейтерия была существеннодополнена В. Л. Гинзбургом «второй идеей», состоящей в использовании дейтеридалития-6. Под действием медленных нейтронов из лития-6 образуется тритий — оченьактивное термоядерное топливо. С этими идеями весной 1950 группа Тамма почти вполном составе была направлена на «объект» — сверхсекретное атомное предприятиес центром в г. Сарове, где она заметно увеличилась за счет притока молодыхтеоретиков. Интенсивная работа группы и всего предприятия завершилась успешнымиспытанием первой советской водородной бомбы 12 августа 1953. За месяц доиспытания Сахаров защитил докторскую диссертацию, в том же году он был избранакадемиком, награжден медалью Героя Социалистического Труда и Сталинской (Государственной)премией.
Вдальнейшем руководимая Сахаровым группа работала над реализацией коллективной«третьей идеи» — обжатием термоядерного топлива излучением от взрыва атомногозаряда. Успешное испытание такой усовершенствованной водородной бомбы в ноябре1955 было омрачено гибелью девочки и солдата, а также серьезными травмамимногих людей, находившихся вдали от полигона.
Осознаниеопасности ядерных испытаний
Этообстоятельство, а также массовое отселение жителей от полигона в 1953 заставилиСахарова всерьез задуматься о трагических последствиях атомных взрывов, овозможном выходе этой страшной силы из-под контроля. Ощутимым толчком к такиммыслям стал эпизод на банкете, когда в ответ на свой тост — «чтобы бомбывзрывались лишь над полигонами и никогда над городами» — он услышал словавидного военачальника маршала М. И. Неделина, смысл которых заключался в том,что задача ученых — «укреплять» оружие, а «направить» его они (военные) и самисумеют. Это был хлесткий удар по самолюбию Сахарова, а заодно и по его скрытомупацифизму. Успех в 1955 принес Сахарову вторую медаль Героя СоциалистическогоТруда и Ленинскую премию.
Управляемыйтермоядерный синтез
Параллельнос работой над бомбами Сахаров вместе с Таммом выдвинул идею магнитногоудержания плазмы (1950) и провел основополагающие расчеты установок поуправляемому термоядерному синтезу. Ему принадлежат также идея и расчеты посозданию сверхсильных магнитных полей обжатием магнитного потока проводящейцилиндрической оболочкой (1952). В 1961 Сахаров предложил использовать лазерноеобжатие для получения управляемой термоядерной реакции. Эти идеи положилиначало масштабным исследованиям термоядерной энергетики.
В1958 появились две статьи Сахарова о вредном действии радиоактивности ядерныхвзрывов на наследственность и, как следствие, снижении среднейпродолжительности жизни. По оценке ученого, каждый мегатонный взрыв приводит вбудущем к 10 тысячам жертв онкологических заболеваний. В том же году Сахаровбезуспешно пытался повлиять на продление объявленного СССР моратория на атомныевзрывы. Следующий мораторий был прерван в 1961 испытанием сверхмощной50-мегатонной водородной бомбы скорее политического, чем военного назначения,за создание которой Сахаров был награжден третьей медалью ГерояСоциалистического Труда. Эта противоречивая деятельность по разработке оружия изапрещению его испытаний, приведшая в 1962 к острым конфликтам с коллегами игосударственными властями, имела в 1963 и положительный результат — московскийДоговор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.
Началооткрытых общественных выступлений
ИнтересыСахарова уже тогда не ограничивались ядерной физикой. В 1958 он выступил противпланов Н. С. Хрущева по сокращению среднего образования, а спустя несколько летему вместе с другими учеными удалось избавить советскую генетику от влияния Т.Д. Лысенко. В 1964 Сахаров успешно выступил в Академии наук против избраниябиолога Н. И. Нуждина академиком, считая его, как и Лысенко, ответственным за«позорные, тяжелые страницы в развитии советской науки». В 1966 он подписалписьмо «25 знаменитостей» к 23 съезду КПСС против реабилитации Сталина. Вписьме отмечалось, что любые попытки возродить сталинскую политику нетерпимостик инакомыслию «были бы величайшим бедствием» для советского народа. Знакомствов том же году с Р. А. Медведевым и его книгой о Сталине заметно повлияло наэволюцию взглядов Андрея Дмитриевича. В феврале 1967 Сахаров направил первоеписьмо Л. И. Брежневу в защиту четверых инакомыслящих. Ответом властей былолишение его одной из двух должностей, занимаемых на «объекте».
Виюне 1968 в иностранной печати появилась большая статья — манифест Сахарова«Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» —об опасностях термоядерного уничтожения, экологического самоотравления,дегуманизации человечества, необходимости сближения социалистической икапиталистической систем, преступлениях Сталина и отсутствии демократии в СССР.В своем манифесте Сахаров выступил за отмену цензуры, политических судов,против содержания диссидентов в психиатрических больницах. Реакция властей незаставила себя ждать: Сахаров был полностью отстранен от работы на «объекте» иуволен со всех постов, связанных с военными секретами. 26 августа 1968произошла его встреча с А. И. Солженицыным, выявившая разность их взглядов нанеобходимые общественные преобразования.
Смертьжены. Возвращение в ФИАН. Барионная асимметрия мира
Вмарте 1969 скончалась жена Андрея Дмитриевича, оставив его в состоянииотчаяния, сменившемся затем длительным душевным опустошением. После письма И.Е. Тамма (в то время заведующего Теоретическим отделом ФИАН) президенту АН М.В. Келдышу и, по-видимому, в результате санкций свыше Сахаров был зачислен 30июня 1969 в отдел института, где начиналась его научная работа, на должностьстаршего научного сотрудника — самую низкую, которую мог занимать советскийакадемик. С 1967 по 1980 он опубликовал более 15 научных работ: о барионнойасимметрии Вселенной с предсказанием распада протона (по мнению Сахарова, этоего лучшая теоретическая работа, повлиявшая на формирование научного мнения впоследующее десятилетие), о космологических моделях Вселенной, о связитяготения с квантовыми флуктуациями вакуума, о массовых формулах для мезонов ибарионов и др.
Активизацияобщественной деятельности
В этиже годы усилилась общественная деятельность Сахарова, которая все большерасходилась с политикой официальных кругов. Он инициировал обращения заосвобождение из психиатрических больниц правозащитников П. Г. Григоренко и Ж.А. Медведева. Вместе с физиком В. Турчиным и Р. А. Медведевым написал«Меморандум о демократизации и интеллектуальной свободе». Ездил в Калугу дляучастия в пикетировании зала суда, где проходил процесс над диссидентами Р.Пименовым и Б. Вайлем. В ноябре 1970 вместе с физиками В. Чалидзе и А.Твердохлебовым организовал Комитет прав человека, который должен был воплотитьпринципы Всеобщей декларации прав человека. В 1971 вместе с академиком М. А.Леонтовичем активно выступил против использования психиатрии в политическихцелях и тогда же — за право на возвращение крымских татар, свободу религии,свободу выбора страны проживания и, в особенности, за еврейскую и немецкуюэмиграции.
Второйбрак. Дальнейшая общественная деятельность
В1972 Сахаров женился на Е. Г. Боннэр (р. 1923), с которой познакомился в 1970на процессе в Калуге. Став верным другом и соратником мужа, она сосредоточиладеятельность Сахарова на защите прав конкретных людей. Программные документытеперь рассматривались им как предмет для дискуссии. Тем не менее, в 1977 онподписал коллективное письмо в Президиум Верховного совета СССР об амнистии иотмене смертной казни, в 1973 дал интервью корреспонденту шведского радио У.Стенхольму о природе советского строя и, несмотря на предупреждение заместителягенерального прокурора, провел пресс-конференцию для 11 западных журналистов,во время которой осудил не только угрозу преследования, но и то, что назвал«разрядкой без демократизации». Реакцией на эти заявления стало опубликованноев газете «Правда» письмо 40 академиков, вызвавшее злобную кампанию с осуждениемобщественной деятельности Сахарова, а также выступления на его сторонеправозащитников, западных политиков и ученых. А. И. Солженицын выступил спредложением присудить Сахарову Нобелевскую премию мира.
Усиливаяборьбу за право на эмиграцию, в сентябре 1973 Сахаров направил в Конгресс СШАписьмо в поддержку поправки Джексона. В 1974, во время пребывания президента Р.Никсона в Москве, провел свою первую голодовку и дал телеинтервью, чтобыпривлечь внимание мировой общественности к судьбе политзаключенных. На базеполученной Сахаровым французской гуманитарной премии Е. Г. Боннэр организовалафонд помощи детям политзаключенных. В 1975 Сахаров встретился с немецкимписателем Г. Беллем, вместе с ним написал обращение в защиту политзаключенных,в том же году опубликовал на Западе книгу «О стране и мире», в которой развилидеи конвергенции (см. теория конвергенции), разоружения, демократизации,стратегического равновесия, политических и экономических реформ.
Нобелевскаяпремия мира
Воктябре 1975 Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира, которую получилаего жена, лечившаяся за границей. Боннэр огласила собравшимся речь Сахарова, вкоторой содержался призыв к «истинной разрядке и подлинному разоружению», к«всеобщей политической амнистии в мире» и «освобождению всех узников совестиповсеместно». На следующий день Боннэр прочитала Нобелевскую лекцию мужа «Мир,прогресс, права человека», в которой Сахаров доказывал, что эти три цели«неразрывно связаны одна с другой», требовал «свободы совести, существованияинформированного общественного мнения, плюрализма в системе образования,свободы печати и доступа к источникам информации», а также выдвинул предложенияпо достижению разрядки и разоружения.
Вапреле и августе 1976, декабре 1977 и начале 1979 Сахаров с женой ездил в Омск,Якутию, Мордовию и Ташкент с целью поддержки правозащитников. В 1977 и 1978дети и внуки Боннэр, которых Андрей Дмитриевич считал заложниками своейправозащитной деятельности, эмигрировали в США. В 1979 Сахаров направил письмоЛ. Брежневу в защиту крымских татар и снятия секретности с дела о взрыве вмосковском метро. За 9 лет до депортации в Горький он получил сотни писем спросьбой о помощи, принял более сотни посетителей. В составлении ответов ему помогалаадвокат С. В. Калистратова.
Ссылкав Горький
Несмотряна открытую оппозицию советскому режиму, Сахарову не было предъявленоофициальных обвинений вплоть до 1980, когда он резко осудил советское вторжениев Афганистан. 4 января 1980 он дал интервью корреспонденту «Нью-Йорк таймс» оположении в Афганистане и его исправлении, а 14 января — телеинтервью компанииЭй-Би-Си. Сахаров был лишен всех правительственных наград, включая звание ГерояСоциалистического Труда, и 22 января без всякого суда выслан в г. Горький (нынеНижний Новгород), закрытый для иностранцев, где помещен под домашний арест. Вконце 1981 состоялась голодовка Сахарова и Боннэр за право выезда Е. Алексеевойв США к жениху, сыну Боннэр. Выезд был разрешен Брежневым после беседы спрезидентом Академии наук А. П. Александровым. Однако даже близкие АндреяДмитриевича считали, что «личное счастье не может быть куплено ценой страданийвеликого человека». В июне 1983 Сахаров опубликовал в американском журнале«Форин афферс» письмо известному физику С. Дреллу об опасности термоядернойвойны. Реакцией на письмо стала статья четырех академиков в газете «Известия»,изобразившая Сахарова сторонником термоядерной войны и гонки вооружений ивызвавшая шумную газетную кампанию против него и его жены. Летом 1984 Сахаровпровел безрезультатную голодовку за право жены на поездку в США для встречи сродными и лечения. Голодовка сопровождалась насильственной госпитализацией имучительным кормлением. Мотивы и подробности этой голодовки Сахаров сообщилосенью в письме А. П. Александрову, в котором просил оказать содействие вполучении разрешения на поездку жены, а также заявлял о выходе из Академии наукв случае отказа.
Апрель— сентябрь 1985 — последняя голодовка Сахарова с прежними целями; вновьпомещение в больницу и насильственное кормление. Разрешение на выезд Боннэрбыло выдано только в июле 1985 после письма Сахарова к М. С. Горбачеву собещанием сосредоточиться на научной работе и прекратить общественныевыступления, если поездка жены будет разрешена. В новом письме Горбачеву 22октября 1986 Сахаров просит прекратить его депортацию и ссылку жены, сноваобещая закончить свою общественную деятельность. 16 декабря 1986 М. С. Горбачевобъявил Сахарову по телефону об окончании ссылки: «возвращайтесь и приступайтек своей патриотической деятельности». Через неделю Сахаров вместе с Боннэрвернулся в Москву.
Последниегоды
Вфеврале 1987 Сахаров выступил на международном форуме «За безъядерный мир, завыживание человечества» с предложением рассматривать сокращение числа евроракетотдельно от проблем СОИ, о сокращении армии, о безопасности атомныхэлектростанций. В 1988 он избран почетным председателем общества «Мемориал», ав марте 1989 — народным депутатом Верховного совета СССР. Много размышляя ореформе политической структуры СССР, Сахаров в ноябре 1989 представил проектновой конституции, в основе которой — защита прав личности и права всех народовна государственность.
Сахаровсостоял иностранным членом Академий наук США, Франции, Италии, Нидерландов,Норвегии и почетным доктором многих университетов Европы, Америки и Азии. Онскончался 14 декабря 1989, после напряженного дня работы на Съезде народныхдепутатов. Его сердце, как показало вскрытие, было полностью изношено.Проститься с великим человеком пришли сотни тысяч людей. Сахаров похоронен наВостряковском кладбище в Москве.

Мои открытия. В миремудрых мыслей
Кто двигается вперед взнании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Аристотель
Человек в известнойстепени вырастает, когда он познает самого себя и, свою мощь. Внушите человекусознание того, что он есть, и он скоро научиться быть также тем, чем он долженбыть. 
Ф. Шеллине
Мы рождены, чтобы житьсовместно; наше общество – свод из камней, который обрушивался бы, если бы одинне поддерживая другого.
Сенека
Не быть подчиненномникакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законыдолжны нас защищать не только от других, но от себя.
Г. Гейне
Мывышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас.
РегульскийАнтоний
Вжизни нужно уметь рассчитывать на других.
БЛОНЬСКАВанда
Тот,кто понимает людей, не ищет у них понимания.
ВОЙНАРБогуслав
Общество— цивилизованная орда, состоящая из двух могущественных племен: надоедающих искучающих.
БАЙРОНДжордж Ноэл Гордон
Тот,кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, ктодумает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
ЛАРОШФУКОФрансуа де
Память— странное сито: на нем остается все хорошее о нас и все плохое о других.
БРУДЗИНЬСКИЙВеслав
Равенствонаходится на кладбище, и только там.
ЛЕВИСГастон де
Всилу многовекового угнетения массы не в состоянии распорядиться свободой.
РАЙХВильгельм
Человековладевает природой, еще не научившись владеть собой.
ШВЕЙЦЕРАльберт
Ты —большая капля росы под листом лотоса, а я — маленькая капелька на его верхнейстороне, — сказала Росинка Озеру.
ТАГОРРабиндранат
Мыхотим не только знать, как устроена природа (и как происходят природныеявления), но и по возможности достичь цели, может быть, утопической и дерзкойна вид, — узнать, почему природа является именно такой, а не другой. В этомученые находят наивысшее удовлетворение.
ШВЕЙЦЕРАльберт
Онисоздают пустыню и называют это миром.
ТАЦИТ
Мыобращаемся с действительностью, как с докучливым гостем, напрашивающимся нанаше знакомство; мы стараемся запереться от нее.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙНиколай Гаврилович
Развитие— процесс подсознательный, который сразу же прекращается, когда о нем начинаютдумать.
ШОУДжордж Бернард
Мывсе — рабы того лучшего, что внутри нас, и того худшего, что снаружи.
ШОУДжордж Бернард
Весьшум окружающего мира бессилен по отношению к слабому звуку, который можетзаставить сочувственно задрожать наше внутреннее существо.
ВИНДЕЛЬБАНДВильгельм
Человекесть ум.
АМВРОСИЙМЕДИОЛАНСКИЙ
Душачеловека — величайшее чудо мира.
ДАНТЕАлигьери


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.