Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогика личности

--PAGE_BREAK--
2. Принятие (себя, других, природы). Личностные качества могут быть поняты исходя из единого фундаментального отношения к миру — наличия или отсутствия чувства вины, стыда и тревоги. Тревожные люди в каждом своем проявлении одержимы этими чувствами. Самоактуализирующиеся люди принимают себя и свою природу без жалоб и смущения, понимая ее недостатки, ее расхождения с идеалом, но не испытывая реального беспокойства. Они принимают работу природы такой, какая она есть и не требуют от нее ей неприсущего. Они не приемлют: защитные реакции, маски, позы, искусственность, хитрость, лицемерие, задние мысли, стремление произвести впечатление. Они, вместе с тем, чувствуют вину (стыд, тревогу, сожаление) за непоправимые недостатки (лень, бездумие, бездеятельность); за боль, причиненную другим; за болезненные пережитки (предрассудки, ревность, зависть); за привычки и недостатки культуры.

3. Спонтанность, простота, естественность. У самоактуализирующихся людей отсуствуют искусственность и желание произвести эффект. Они безыскусны, спонтанны, естественны в своих импульсах, чувствах, мыслях. Проходят через ритуалы условностей с добрым юмором и максимальным изяществом. Имеют собственный, относительно автономный и отличающийся от принятого, этический код. Отчуждены от обычных условностей, лицемерия, лжи. Мотивация обычного человека — стремление к отсутствующему удовлетворению базовых потребностей. Мотивация самоактуализирующегося человека — рост, развитие, созревание и выражение характера.

4. Центрированность на задаче (проблемная центрация). Проблемно-центрированы, а не эго-центрированы. Не представляют проблемы для себя и не слишком озабочены собой. Имеют жизненную миссию, задачу, требующую исполнения, внешнюю по отношению к себе цель. Цель как ответственность, долг, обязанность. Живут в мире широких, универсальных и долговременных ценностей. Умение смотреть поверх мелочей.

5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении. Стремление к одиночеству, невовлеченность в то, что захватывает и поглощает других. Сохраняют достоинство даже в недостойных ситуациях. Основываются на собственной интерпретации событий, а не на том, что что думают или чувствуют в них другие люди. Рассеянность, забывчивость, игнорирование непосредственного окружения. “Нормальными” людьми устраненность (сторонняя позиция) интерпретируется как холодность, снобизм, бесчувственность, недружелюбность, враждебность. Но их отношения с другими — это искренние отношения взаимной поддержки, тепла и требовательности. Способны к самостоятельным решениям, к самоуправлению, быть сильным, активным, ответственным субъектом своего действия, а не куклой в руках других. Сами создают содержание своего сознания, в то время как многие люди предоставляют делать это другим — рекламодателям, родителям, партийным агитаторам, телевидению и газетам

6. Автономия, независимость от культуры и среды. Людям, движимым мотивацией роста, другие люди (как и их любовь, уважение, культура) ничем помочь не могут. Независимость от окружения (социо-культурного) означает для них стабильность перед лицом лишений, крушения надежд, ударов судьбы. Им свойственна самодостаточность.

7. Постоянная свежесть оценки. Умение получать удовольствие от простых радостей жизни. Черпают силу из основных жизненных переживаний. Обычные же люди узнают истинную ценность обыденному окружению (природы, близких, работы) только после того, как лишаются их.

8. Мистичность и опыт высших состояний. Имеются в виду не теологические и сверхъестественные переживания, а сексуальные, в частности — оргазм, сопровождающийся чувствами безграничности открывающихся горизонтов, всемогущества и крайней беспомощности, восторга и трепетного ужаса, потери ощущения своего места в пространстве и времени, уверенности в том, что происходит крайне важное и ценное, что изменяет человека и придает ему силы даже в обыденной жизни.

9. Чувства сопричастности, единения с другими. По отношению к другим людям, самоактуализирующиеся личности испытывают глубокие чувства идентификации, симпатии, любви, подлинное желание помочь. Но, даже помогая, они остаются чужаками для других; мало кто понимает их, но любят многие. Тем не менее, они чувствуют и переживают глубокое родство с остальным человечеством, понимая, что истина, столь ясная для них, спрятана и темна для большинства. По А.Адлеру это — “отношение старшего брата”.

10. Более глубокие межличностные отношения. Более глубокие межличностные отношения, основанные на большей самоотдаче, любви, более полному выходу за границы своего “Я”. Круг друзей невелик. Не прощают предательства, лицемерия, самовлюбленности. Но своих оценок не предъявляют.

11. Демократическая структура характера. Не замечают классовых, социальных, профессиональных, расовых и т.п. различий. Считают возможным учиться у любого, лишь бы ему было чему учить. Понимают, как мало знают по сравнению с другими людьми. Вместе с тем, они — действительно элита, но это элита характера, способностей, таланта, а не элита расы, семьи, возраста или власти. Умеют высказывать минимальное количество уважения любому, просто потому, что он человек.

12. Различение средств и цели, добра и зла. Сильные моральные стандарты. Но их представления о добре и зле часто не совпадают с обычными. Внутренняя, непоказная религиозность: вера в Бога не как в персонифицированную фигуру, а как в метафизическую сущность. Концентрируются на целях, умея подчинять им средства, а не наоборот, как принято у большинства. Но любая деятельность рассматривается как цель, превращаемая в увлекательную игру, развлечение.

13. Философское, невраждебное чувство юмора. Не приемлют смех над причинением вреда другому, смех превосходства, протеста против власти. Обладают реалистическим юмором, близким к философии: мягкое высмеивание реальных человеческих недостатков (насмешка над собой без мазохизма и клоунады). Юмор рассматривается как форма воспитания, родственная басням и притчам. Отношение к анекдотам, шуткам, розыгрышам более прохладное, чем к осмысленному философскому юмору, который вызывает смех, а не злобу, внутренне присущ ситуации, а не привнесен в нее извне, спонтанен и не может быть повторен в другой ситуации.

14. Самоактуализирующееся творчество. Универсальная характеристика, присущая всем самоактуализирующимся личностям. Отлична от специального таланта. Их творчество похоже на всеобъемлющее творчество ребенка (потенциал, данный от рождения каждому), “вторая наивность” (Дж.Сантаяна). Внешние ограничения (образование, культура, идеологии), загоняющие способность к такому творчеству вовнутрь, на них не распространяются. Творчество, как выражение здоровья личности, проецируется на весь мир и окрашивает любую деятельность. Все делается с определенным отношением к делу, с настроением. Человек может даже видеть творчески, как видит ребенок. В этом смысле есть творческие сапожники, клерки, каменщики.

15. Сопротивление аккультурации (усредненному “окультуриванию”, приобщению к массовой культуре). Самоактуализирующиеся люди мало приспособлены к социо-культурной среде обитания. Они сосуществуют с культурой, но сопротивляются “окультуриванию”, поддерживают внутреннюю отстраненность от культуры, в которую они погружены. Но они вписываются в рамки условностей вещевой культуры, хотя большого значения она для них не имеет: облегчая жизнь, вещи не стоят того, чтобы поднимать из-за них шум. Спокойно принимается все, что не имеет существенного значения. Но эти условности, если соблюдение их кажется излишним, могут быть сброшены, как надоевшая одежда.

Они не преступники и не бунтовщики. Считаются с постепенностью прогресса культуры, признавая его бесспорную необходимость. Но это не прекращение борьбы, ради ведения которой они, вместе с тем, не пойдут на радикальные меры и бесполезные жертвы. Прекрасно понимают, что оптимизм по поводу быстрых изменений — беспочвен, необходимы спокойные, совершаемые с добродушным юмором ежедневные усилия по улучшению культуры изнутри, не отвергая ее и не выходя за ее пределы. Активно культурны своим критическим отношением, одобрением или неодобрением в отличие от пассивной приверженности культурным стандартам (агрессивная этнокультурная центрация). Автономны, т.е управляемы законами собственного характера, а не законами общества (являются не столько гражданами страны, сколько членами человеческого сообщества)

Кульминацией размышлений А. Маслоу о самоактуализации, которые не всегда укладываются в рамки общепринятого научно-логического мышления, являются восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

1. Самоактуализация — это полное, живое, концентрированное переживание происходящего с человеком и вне его. Моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Жизнь — это процесс выборов. Самоактуализация предполагает в каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать безопасное — оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном: “Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни”.

3. Акутализироваться — значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Реальность — это не только среда, но в первую очередь — самость, сердцевина, уникальная природа индивидуума (темперамент, вкусы, ценности). Самоактуализация — это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой: решить для себя, нравиться ли тебе самому определенная пища, фильм, книга, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Искать ответы внутри себя, соприкасаясь со своей совестью, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5. Верить своим суждениям и инстинктам.

6. Самоактуализация — постоянный процесс развития своих потенциальностей. Большой талант или разумность — это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть со средним талантом, сделали невероятно много. Самоактуализация — это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это — способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7. “Пик-переживания” — переходные моменты самоактуализации. Это особенно радостные и волнующие моменты в жизни, они вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. По Маслоу “пик-переживания” вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями, в которых человек глубоко чувствует и осознает свою вовлеченность, сопричастность, связь с ними.

8. Обнаружение своих “защит” и работа отказа от них

В основе личности, считал А. Маслоу, заложена мотивационная сфера, т.е. то, что движет человеком, то, что делает его личностью. Эту сферу образует ряд взаимоподчиненных потребностей: физиологические потребности в безопасности, любви, уважении. Но высшее место занимает потребность в самоактуализации: человек стремится максимально реализовать весь свой потенциал способностей, чтобы «быть тем, кем он может стать». Стремление к самоактуализации, по своей сути, есть стремление к самоутверждению за счет проявления, специфического включения целого набора личностных функций: рефлексии, коллизийности, мотивации, опосредования, смыслотворчества, создания собственной картины мира и т.д.

Самоактуализация как способность может существовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди — самоактуализирующиеся личности, — являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность.

Но самоактуализированных людей очень мало, менее 1%, а учителей, стремящихся к самоактуализации, по оценке Психологического института Российской академии образования, всего от 12% до 18%. Многие люди не видят своего потенциала, а процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Такое состояние часто увеличивает страх и тревогу, тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты.

Жизнь самоактуализированного человека А. Маслоу определял как «усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу”. Автор предполагал, что актуализация человеческого потенциала возможна „в способствующем обществе“, которого практически не было еще в человеческой истории.
Вряд ли уместно утверждать, что “рафинированная” самоактуализация должна непременно стать целью и смыслом образования. Однако, если иметь в виду, что потребность в реализации физических и психических сил наиболее актуальна в подростковом и юношеском возрасте, для которого характерны рост самосознания, переход от внешней детерминации деятельности поведения к самодетерминации, то весьма важной для старших школьников становится помощь взрослых в определении направления и способов самореализации. А это уже связано с вполне реальной организацией педагогической поддержки процессов самопознания, самопонимания, адекватного отношения к себе. Единство потребности в деятельности и потребности в самореализации показывает, что основой существования подросткового и юношеского возраста является потребность в деятельностной самореализации или потребность самоактуализации в деятельности.

А. Маслоу рассматривал человека, исходя из позиций его природы. Вероятно, именно эти позиции имеет смысл учитывать педагогу, рискнувшему создать условия для самоактуализации своих воспитанников.

Человек в корне свободен и ответственен за свои решения, какой образ жизни выбрать и как стремиться актуализировать свой потенциал; чем старше человек, чем выше он поднялся в иерархии потребностей, тем он свободней.

Поведение человека регулируется рациональными силами, принятием рациональных решений и стремлением рационально актуализировать свой потенциал.

Человек рассматривается как единое целое. “Именно Джон Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита”, поэтому человек является целостным существом, стремится к самоактуализации.

Умеренный конституционализм, выраженный в концепции мета-потребностей с использованием таких терминов, как “врожденное стремление”, “инстинктивный”, “присущий человеку”, означает, что стремление актуализировать свой потенциал есть врожденное, а не приобретенное качество.

Постоянное стремление к личностному росту, когда люди обладают способностью решать, какими они хотят стать, приводит к тому, что личность непременно меняется.

Каждый человек уникален в выражении этих потребностей, т. е., человек стремится актуализировать уникального себя в соответствии со свой собственной оценкой.

Несмотря на то, что потребности являются врожденными, значительная роль ситуационных переменных, т. е. влияние мотивации (врожденных потребностей) и социального и физического окружения, оказывающих влияние на поведение человека.

Автор склоняется к положению гетеростаза, ведущего к вершинам личностного роста, однако человек не все время стремится к росту — часть его жизни включает переживание разрядки напряжения.

Людей нельзя изучать традиционными методами, именно поэтому они непознаваемы, традиционное изучение человека по частям необходимо заменять таким подходом, который позволяет людям демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере (как иерархию целостностей).

Самоактуализируясь, человек стремится максимально реализовать весь свой потенциал способностей, чтобы „быть тем, кем он может стать“. Стремление к самоактуализации, по своей сути, есть стремление к самоутверждению за счет проявления, специфического включения целого набора личностных структур сознания: рефлексии, коллизийности, мотивации, опосредования, смыслотворчества, создания собственной картины мира и т.д.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. — М.-Ростов н/Д, 1999. С.199-212.

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М., 1982.

Маслоу А. Мотивация и личность. В кн.: Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. — Самара: Изд.Дом “БАХРАХ”. 1996. С.422-449.

Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников. Дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2000.
2.3. Обобщенная концепция генетической нравственности.
По мнению философов-гуманистов, достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаково значимой для всех. Философская достоверность — это убеждение человека в чем-либо, в достижении чего убедительность оснований, логика их построений дополняются значениями и смыслами, возникающими у каждого, кто пытается познать какую-либо истину. В связи с этим образование получает новые ориентиры.

Для гуманистической философии образования предметом исследования являются не столько связи между явлениями, сколько смысл, возникающий при познании действия этих связей. Смысл не может быть привнесен извне, поэтому значимым определяется познание смыслового содержания тех связей, причин, ценностей, мирового сознания, в которых “человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир, и самого себя” (Н.Гартман).

В широком смысле гуманистическую философию образования можно отнести к философии жизни, т.е. к любой философской школе, которая так или иначе ставит вопросы о смысле, цели, ценности жизни, о совести, сознании, стыде. Она дает на них ответы, но эти ответы — не абсолютная истина, а один из наиболее продуманных, субъективных вариантов ее понимания, ориентир для дополнения миллионами других пониманий. Как научная школа философия жизни стоит на стороне чувства, неподдельной полноты непосредственного переживания, которое неотделимо от смысловой нагрузки явлений.

В начале ХХ века философия жизни находит неожиданное подтверждение своих предположений в естественных науках. Такие глобальные открытия, как теория относительности А. Эйнштейна, кибернетическая теория Н. Винера, принцип дополнительности Н. Бора поставили под сомнение действенность заимствованной Марксом у Гегеля идеи о единственной возможности снятия противоположностей посредством “качественного сдвига”, т.е. насильственно организованного революционного скачка.

Образовательный смысл этих открытий наиболее концентрированно представлен в квантовой теории принципом комплементарности ( от лат. complementum — дополнение): противоположности уходят не посредством снятия, а за счет сочетания, взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей. Для философского обеспечения гуманистического образования это открытие имело методологическое значение. На смену необходимости ломать и подгонять развивающегося человека средствами воспитания к некоей совершенной модели личности приходит необходимость плавного и осторожного развития “человеческого измерения”; не человек создается в соответствии с требованиями общества и государства, а эти структуры переходят на службу человеку, его потребностям; не общество оценивает личность, а личность определяет ценность общества для нее с правом свободного выбора наиболее подходящего общества; воспитание пронизывает не идея диктатуры “объективных” требований, а идея поиска компромисса, сочетающего противоположности общества и личности.

Новые ценности гуманистического характера, обеспечиваются новым гуманистическим содержанием философского обоснования методологии воспитания. Его специфика состоит во множественности философских позиций, объединенных общей гуманистической идеей — приоритета интересов личности, добровольности и самодеятельности ее решений над задаваемыми извне интересами.

Принцип комплементарности имеет и философско-педагогическую трактовку. Английский философ Герберт Спенсер (1820-1903) помещает в основу нравственности не борьбу, а стремление к счастью, которое является моментом всеобщей эволюции. В ходе эволюции нравственность выступает средством смягчения, свойственной обществу и природе, борьбы между эгоизмом и альтруизмом. Именно здесь расположено основное место приложения сил учителя, как лица, ненасильственно управляющего нравственным становлением ученика. Главной целью воспитания философии Спенсера является устранение всяческих противоречий между личностью и обществом, установление их равновесия.

Действия индивида, направленные на удовлетворение своих потребностей, одновременно способствуют удовлетворению потребностей всего общества. Противоположности устраняются не посредством противоборства, а за счет их сочетания в соответствии с концепцией дополнительности, синергетическими основоположениями тринитарной методологии, теориями конвергенции и стратификации, принципом комплементарности (Н.Бор, Дж.Гэлбрейт, И.Пригожин, П.Сорокин, Я.Тинберген, А.Эйнштейн). В соответствии с этими идеями педагогическое воздействие уступает место взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся личности, диалогу.

В отечественной философии такие ориентиры привносит этика творчества Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Классовой борьбе противопоставляется внутреннее духовное освобождение личности посредством творчества, при котором каждый свободный его акт обеспечивает прорыв духовно-божественного, космического разума в сферу земного, их взаимодополняемость и подъем на новый уровень развития. Бог, по Бердяеву, не управляет порабощенным миром, а открывается ему, благодаря чему этика творчества позволяет человеку ответить на зов Бога. Не только человек нуждается в Боге, но и Бог нуждается в человеке. В связи с этим цель воспитания рассматривается как создание условий, позволяющих ненасильственно раскрыть творческий потенциал человека на путях нравственного самопознания.

Развитие этой темы дает Даниил Леонидович Андреев (1906-1959), чье философское истолкование педагогики, как синтеза науки и искусства, является не просто производным гуманистической философии, но определяется как средство прорыва человечества к новым, еще слабо осознаваемым вершинам метазнания. Оно объединяет все человечество в космическом информационно-энергетическом потоке, данном людям в качестве предзнания, с которым человек рождается, но утрачивает его под воздействием существующих систем образования.

Одной из особенностей современной философии становится то, что не только она задает ориентиры для образования, но во многом сама определяется научными открытиями. Открытия современных “точных” наук подтверждают предвидение Д.Л. Андреева. Они определяют одним из новых философских приоритетов методологии образования ориентир на интуитивное, внелогическое и неимперическое познание. “Знание (истина) скрыто от людей. Оно дается только тому, кто не мудрствует, не насилует истину. Тому оно просто — дается. В “Фаусте” Гете намекает на интуитивное, внелогическое и неимперическое познание. Но Фауст — логик. Одной логики для постижения истины недостаточно. Распространенные представления о материализме весьма прямолинейны. Есть еще и дуалисты, признающие одинаково первичными и материю, и дух. Этого взгляда чаще всего придерживаются именно ученые естественно-научного профиля. Чем глуже погружаешься в физические проблемы, тем больше убеждаешься, что одной физикой там не обходится, чего-то существенного не хватает” (Б. Раушенбах).

По мнению академика А. Сахарова в мире существует нечто вне материи и ее законов, нечто, что отепляет мир. Это чувство можно считать религиозным, если понимать под религиозностью чувство осмысленности мироздания, что оно — не случайное собрание молекул, а нечто, имеющее смысл, цель.

Для науки наступает эра интуитивизма, вневербальных и внелогических связей. Религиозное чувство — ощущение своей сопричастности грандиозным космическим процессам — было очень важно в далекой древности. Человек, который не просто знает, как это знает ученый, что есть галактики, а который чувствует, не понимая этого, может быть, даже не умея писать, но чувствует, что Вселенная как-то в нем отражается, — такой человек может подсознательно реагировать на процессы, идущие в окружающем его близком или далеком космосе. И в результате знает как бы больше, чем это дает логика.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные определения финансового права
Реферат А. А. Яковлева Школьная библиотека Библ библиогр урок
Реферат Миопия 2
Реферат Стресс сельскохозяйственных животных, как ответная реакция на неблагоприятные условия окружающей среды
Реферат Изменчивость живых организмов
Реферат Основные этапы в истории мировой экономической мысли 2
Реферат Individualism Essay Research Paper IndividualismIndividualism is a
Реферат Panama Canal Essay Research Paper The history
Реферат Тараторкин Георгий Георгиевич
Реферат 3 – 17 розділ перший ліберальна філософсько-правова парадигма гарантій прав І свобод людини та громадянина
Реферат Головкин, Михаил Гаврилович
Реферат Уровни адаптации новаций мировой науки в советском научно-географическом сообществе
Реферат Тема войны и революции в романе Тихий Дон М А Шолохова
Реферат Право: понятие, признаки, сущность
Реферат Развитие сельского хозяйства и промышленности России на рубеже 19-20 веков