Реферат по предмету "Педагогика"


Деловое общение как особый вид общения

Деловое общение как особый вид общения Контрольная работа Выполнила: Студентка 6 курса Филологического факультета Заочного отделения Горбачик А.И. Самарский государственный университет Самара 2007 Понятие делового общения Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических

отношений. Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих,

референтов, руководителей всех уровней. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения. Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить. Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых

странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики. I. Признаки делового общения Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле:

науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть профессионального облика. Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках.

Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия. Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются типом делового общения, его формой,

степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения. Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений времен ной рамки общения. Важная особенность делового общения — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа.

В жизни мы постоянно исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной

обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность. К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование

собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела. Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов. Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным

является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.). II. Виды делового общения Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста, его профессиональный имидж. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30

тысяч слов или более 3 тысяч слов в час. Речевое сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст. Деловое общение представляет собой процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной и т д. Выделяют несколько основных видов делового общения: познавательное общение подразумевает освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие;

а) этот вид общения стоит использовать, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга; б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение; в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия: отчет о деятельности; сообщение о результатах деятельности; информация о принципах понимания или путях решения проблемы; общение по результатам изученных первоисточников

информации; информационно-аналитическое выступление; г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия: концентрация внимания на предмете информирования; рационализация изложения материала; логически безупречная аргументация; доказательность всех выдвигаемых положений; подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей. Убеждающее общение используется для привлечения партнера на свою позицию, переориентацию целей; а)

этот вид общения стоит использовать, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки; б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру; в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия: торжественная речь; поздравление; напутствие; комплимент; г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного

действия: опора на эмоциональный настрой партнера; учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому; эмоциональное отношение к предмету общения. Экспрессивное общение ставит своей целью изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечения в конкретные акции и действия; а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить

партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового); б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения; в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия: рассказ о собственных переживаниях и

чувствах, связанных с предметом общения; мотивированный призыв; анализ возможных последствий; г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия: краткость изложения; ситуативная обусловленность; яркость жестикулирования; демонстративный характер поз; интонирование голосом; аффектация и акцентуация; фасциации при помощи художественного подкрепления. Суггестивное общение необходимо при оказании внушающего воздействия для изменения мотиваций, ценностных

ориентаций, поведения и отношения; а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности; б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего; в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия: внушение через мотивационную сферу сознания; внушение через идентификацию;

внушение через ссылки на авторитет; внушение через персонификацию; внушение через предупреждение; г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия: опора на суггестивные потенциалы партнера по общению; постоянное разъяснение внушаемых установок; формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении; интонационная стимуляция внушаемой информации; дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще.

Символом такого типа общения стала концепция общения развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общению и в области пропаганды. Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и

взаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако, человек, выбравший в * качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Ритуальное общение приводит к формированию чувства патриотизма и национальной гордости, сохранению традиций и закрепление новых ритуалов. а) используйте ее, если вы

хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах; б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно); в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия: ритуальные акты;

церемонии; обряды; обрядовые комплексы; г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия: опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения; предварительное заключение конвенции о порядке ритуала; концентрация внимания на самоценности ритуальных действий; театрализация коммуникативного поведения. III. Формы делового общения Деловая беседа - система целесообразно подобранных мыслей и слов, посредством

которых один или несколько собеседников хотят оказать определенное влияние на другого собеседника или на группу собеседников в целях изменения существующей деловой ситуации, то есть с целью создания новой деловой ситуации или нового делового отношения. Беседа является благоприятной и часто единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился ней. Основным фазам деловой беседы соответствуют пять принципов ее проведения:

1. Привлечь внимание собеседника (начало беседы). 2. Пробудить в собеседнике заинтересованность (передача информации). 3. Детально обосновать свои доводы (аргументация). 4. Устранить сомнения собеседника. 5. Преобразовать интересы собеседника в решения (принятие решения). Презентация (от лат. Praesentatio) - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося,

созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации. Поскольку существует много видов презентаций, их цели могут быть самыми разными. Основной целью является создание необходимого мнения у аудитории о фирме, марке товара, проекте и т.п. От того, как подготовлена презентация, может зависеть успех коммерческого проекта, возможные контракты и в конечном итоге, прибыль. Шаги по подготовке презентации следующие:

Анализ состава, цели, характера и состояния аудитории. Планирование и развитие вступления, основной части и заключения для длинной формальной презентации. Выбор, разработка вариантов использования демонстрационно-наглядных материалов. Деловое совещание - элемент управленческой деятельности руководителя; наиболее распространенная форма управления, позволяющая: - использовать коллективный разум, знания и опыт специалистов для решения сложных

проблем; - организовать обмен информацией между отдельными работниками и структурными подразделениями; - оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей. Деловые совещания различаются: - по масштабам привлечения участников: федеральные, республиканские, отраслевые, региональные, городские, районные, внутренние; - по месту проведения: местные, выездные; - по периодичности проведения: регулярные, постоянно действующие; - по количеству участников: в узком

составе (до 5 человек), в расширенном составе (25-30 человек); - по стабильности состава участников. Переговоры – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Ведение переговоров сопровождает любую совместную деятельность. Целью переговоров обычно является достижение договоренности об участии сторон в деятельности, результаты которой будут использованы для обоюдной выгоды. Деловые переговоры ведутся в рамках сферы ведения бизнеса

участников и имеют более узкую задачу – достичь договоренности о взаимовыгодном обмене ресурсов, совместном инвестировании ресурсов, распределении прибыли, полученной от совместной деятельности. В деловых переговорах часто стороны имеют прямо противоположные цели, в этом случае задачей каждого из собеседников является завершение переговоров договоренностью, служащей его интересам. Проявлять твердость в главном, будучи гибким, обсуждая второстепенные вопросы – пожалуй, основная задача

переговоров. Уступить в малозначимом и настоять на основном, пойти на компромисс в одном вопросе в обмен на уступку в другом: очень похоже на игру в шахматы, да ведь переговоры и есть игра, в которой побеждает наиболее подготовленный и искусный. Искусство ведения деловых переговоров состоит в том, чтобы показать своему визави путь к решению его задачи через совершение действий, выгодных Вам. Это требует глубоких знаний в области коммуникации, компетентности в применении техник делового

общения, умения управлять своим эмоциональным состоянием. Список литературы Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: М 1988. Вудкок М Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М 1991. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие.

Ярославль, 1992. Ниренберг Д Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М 1988. Леонтьев А. А. Психология общения М 1997. Психология и этика делового общения/Под ред. В. Н. Лавриненко. М 1997. Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию. К 1994. http://www.arsenal-hr.ru http://www.glossary.ru/

http://www.hr-portal.ru http://social.psypublica.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.