УВАУ ГА (институт)
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И ГРАЖДАНСКАЯАВИАЦИЯ
Семенова Е.В.,
Яковлева Е.С.
Визбранной нами теме сталкиваются два понятия, которые редко ставятся в связь другс другом: понятия «техника» и «философия». В своем выступлении мы постараемся доказать,что философия техники является полноценной философской дисциплиной.
Философиятехники — одно из значимых проблемных полей современной западнойфилософии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феноменав историко-цивилизационном /> Философский характерразмышлениям по философии техники придают такие интенции мышления, которые обусловливаютуяснение идеи и сущности техники, понимание места техники в культуре и социальномуниверсуме, исторический подход к исследованиям техники.
Философиятехники ориентирована на две основные задачи:
— первая задача (осмысление техники, уяснение ее природы и сущности) была вызванакризисом не столько техники, сколько всей современной, «техногенной цивилизации».Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, антропологический(деградация человека и духовности), кризис культуры и другие – взаимосвязаны, причемтехника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторовэтого глобального неблагополучия.
— вторая задача имеет скорее методологическую природу: это поиск путей разрешениякризиса техники, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов.«Отказаться от технологии или остановить ее дальнейшее развитие, – считает МартинХайдеггер, – значит обречь мир на невиданные лишения. Поэтомунеобходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой”/> Другие же философы,подобно Сколимовски, уверены, что любая попытка гуманизировать современную техногеннуюцивилизацию, внедряя в нее в большей степени, чем прежде, человеческие ценности,обречены на провал, поскольку система способна проявить по отношению к таким «косметическим»операциям исключительную стойкость./> Характерно, чтообе полемизирующие стороны выдвигают в поддержку своих взглядов достаточно убедительныеаргументы.
Такимобразом, если философия техники решает указанные здесь две центральные задачи, тоее статус – это скорее не философия, а частная методология, а также междисциплинарныеисследования и разработки. Впрочем, ряд современных философов, утверждает, что помимотрадиционных проблем и задач современная неклассическая философия занимается решениемименно методологических и прикладных задач, весьма напоминающих те, которые обсуждаютсяв философии техники. В этом последнем случае, действительно, философия техники являетсяполноценной неклассической философской дисциплиной.
Придерживаясьточки зрения современных философов, рассмотрим гражданскую авиацию как составляющуюдисциплины «философия техники» и выясним, решением каких проблем и задач она занимается.
Гражданскаяавиация представляет собой систему «человек-машина», в которой человек осуществляеттрудовую деятельность, связанную с производством материальных ценностей, управлением,обработкой информации и т. д., а элементы этой системы по-своему влияютна функционирование этой отрасли.
Постепенноеусложнение систем и их функций, увеличение скоростей, усложнение условий эксплуатации,повышение требований к их надежности, резкое подорожание, как самих систем, таки ошибок функционирования привели к необходимости перестройки и самих систем, иих компонентов. Ошибочность исключения «человеческого фактора» становилась все болееочевидной. Именно на этом этапе начинается исследование влияния «человеческого фактора»на интенсивность работы системы. Развитие техники привело к созданию настолько совершенныхмашин, что значительная часть сбоев в работе систем стала происходить «по вине»человека, поскольку все возрастающая эффективность технических средств ставила передоператором сложнейшие задачи, часто превышающие его возможности. Человек стал снижатьэффективность работы системы.
Смомента первого полета братьев Райт, 17 декабря 1903 года, по сегодняшний день небожестко сопротивляется вторгшейся в ее пространство авиации. Человечество приносилои приносит в жертву тысячи и тысячи жизней ради покорения и приручения пятого океана.Так каким же должен быть человек-небожитель, если в 80% случаев он делает ошибки,приводящие к катастрофам? И только ли он виновен в битве за безопасность полетов?/> философияавиация технический психофизиологический
Авиационныйэкипаж — это очень сложное социально-психологическое образование. В зависимостиот его сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия во многом определяется егобезаварийная летная работа. Ошибочные действия экипажа связаны сограничениями психофизиологических возможностей человека и нарушениями во взаимодействиичеловека и техники. Помимо этого, надежность человека в полетенапрямую связана с летно-техническими характеристиками летательного аппарата и эргономическимиусловиями для специалиста летного труда: до 35% ошибок летного состава провоцируютсяэргономическими недостатками средств информации и органов управления, состояниемпультов и обзора из кабины, расположением приборов и конечным предоставлением имипоказаний, методами обучения./>
«Состояниебезопасности полетов в Российской Федерации можно охарактеризовать как нестабильное»,- призналруководитель Росавиации Г.К. Курзенков на расширенномзаседании коллегии Росавиации 5 марта 2009 г. по итогам работы за 2008 год. «Анализрасследований авиационных происшествий за 2008 год позволяет сделать вывод о том,что большинство из них произошло вследствие ошибок и нарушений в летной работе экипажей. При этом большая часть происшествийсвязана с личной безответственностью членовэкипажей, невыполнением ими технологии работы и требований правил полетов,переоценкой своих профессиональных возможностей, недостаточным уровнем теоретическойи практической подготовки, а также ошибками летного экипажа в технике пилотированияпри попадании в сложные условия полета», — отметил руководитель Росавиации.Но следует отметить, что человеческий фактор одинаково сильно влияет как на гибельсамолета, так и на его спасение, например, случай в Ленинграде в августе 1963 года:у Ту-124 отказали двигатели над городом, спланировав над тремя мостами, командирэкипажа Виктор Мостовой смог посадить самолет прямо на Неву, недалеко от Финляндскогожелезнодорожного моста, ни один пассажир не пострадал./>
Такимобразом, на наш взгляд, центральной задачей и проблемой гражданской авиации, рассматриваемойкак составляющую дисциплины «философия техники», является обеспечение безопасностиполетов. Успешное методологическое решение этого вопроса, а также профессионализми ответственность авиационных специалистов может спасти сотни тысяч человеческих/>жизней.
Ссылки:1. Грицанов А., МожейкоМ. Постмодернизм. Энциклопедия. М. С. 469.2. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 221.3. Новая технократическаяволна на Западе. М., 1986. с. 246.4. Рецензия на книгуПономаренко В.А. Безопасность полетов — боль авиации. – М.:МПСИ, 2007.5. Пономаренко В.А. Авиация:белое и черное/ В.А. Пономаренко.- М.,1991.С. 48.6. kapital-rus.ru/articles/article/1125
Литература:
1. www.kudr-phil.narod.ru/aspirant/4fortexn.html;
2. www.philosophy.ru/iphras/library/filtech.html;
3. dic.academic.ru/dic.nsf/bse/132738;
4. www.hpvestnik.ru/index.php?razdel=state_12;
5. ПономаренкоВ.А. Авиация: белое и черное/ В.А. Пономаренко.- М., 1991.