Реферат по предмету "Философия"


Учение софистов

Софи́сты(от др.- греч. σοφιστής — «умелец,изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподавателикрасноречия, представители одноименного философского направления,распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека.
Периодизация и основныепредставители
В широком смыслепринято говорить о трех эпохах софистики:
· Классическаяили древняя софистика (V — 1-я половина IV веков до н. э.).
· Втораяили новая софистика (2 — нач. 3 в. н. э.). Основные представители — ЛукианСамосатский, Флавий Филострат и другие.
· Третьяили поздняя софистика (4 в. н. э.). Основные представители Либаний, ЮлианОтступник.
Вторая и третьясофистики назывались лишь по аналогии с классической софистикой и представлялисобой подражательные литературные течения, стремившиеся реставрировать идеи истиль классических софистов.
К наиболее известнымстаршим софистам (их акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э.) относятсяПротагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский,Антифонт, Критий Афинский.
К наиболее известныммладшим софистам (их акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э.) относятсяЛикофрон, Алкидамант, Фрасимах.
Источники и фрагменты
От большинства софистовне сохранилось полных сочинений, а только фрагменты или свидетельства. Вболее-менее полном виде сохранились лишь следующие тексты:
· Горгий.Сохранились две речи: «Похвала Елене» и «Защита Паламеда». В настоящее времясчитают эти речи подложными.
· Антифонт.Сохранилось несколько речей (так называемая «тетралогия») и фрагмент сочинения«Истина».
· Критий.Через Секста Эмпирика до нас дошёл фрагмент текста «Сизиф». По мнениюбольшинства современных исследователей, этот текст не принадлежит Критию.
· «Двоякиеречи» анонимного автора.
Основными древнимиисточниками о софистах являются Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, ФлавийФилострат и другие.
Все фрагменты исвидетельства о софистах собраны в труде Дильса — Кранца. На русский языкпереведены единственный раз Маковельским. Перевод осуществлялся зачастую снемецкого языка, в настоящий момент считается устаревшим и подвергаетсякритике.
Основные идеи
В целом с философскойточки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым единымисоциально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.
Широкую известностьполучила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.
К IV в. начался упадоксофизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции иоставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словамии понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.
Софисты и религия
Учение большинствасофистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая частьсофистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.
Протагор был агностикоми приобрел славу безбожника. В своем сочинении «О богах» он писал: «О богах яне могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многоепрепятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческойжизни»[1].
Некоторые софисты(Диагор Мелосский и Феодор Киренский, получивший даже прозвище «безбожник»)прямо отрицали существование богов. За голову Диагора была назначена награда —он разгласил таинство элевсинских мистерий.
Продик Кеосский виделистоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. — то есть всегополезного людям. В «Сизифе» Критий пишет, что религия — человеческая выдумка,служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы.
Учение софистов (V- IVвв. до н. э.)
Софисты, развиваяучение Демокрита. Один из основоположников этого учения Протагор (ок. 480 г. —410 г. до н. э.) делает отступление в сторону субъективизма. Он провозглашаетчеловека мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и несуществующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одниговорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже дляодного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом: «То ведь,что каждому городу представляется справедливым и прекрасным, то для него иесть, пока он так считает». А скептические ориентации софистов выражены втриедином тезисе Горгия: 1) ничего не существует, 2) если что-то и существует,то оно непознаваемо, 3) даже если оно и познаваемо, то такое познаниеневыразимо.
Софисты понимаютдобродетели не только как моральные свойства, а вообще как разнообразныедостоинства человека: профессиональное мастерство, дар слова, умственныеспособности и т. п. — все, что обеспечивает человеку уважение и успех. Вморальную оценку проникает утилитаристский мотив: все, что приносит пользу ивыгоду, является справедливым. Известно высказывание на этот счет софистаАнтифонта (V в. до н.э.): «Справедливость заключается в том, чтобы не нарушатьзакона государства, в котором ты состоишь гражданином. Так человек будетизвлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он вприсутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь женаедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписаниязаконов произвольны (искусственны), веления же природы необходимы. Однако нетолько релятивизм определяет этику софистов. Вслед за Демокритом софистыскептически относятся к существованию богов, и первые проблему «зла в мире»используют для отрицания божественного вмешательства в людские дела.
Еще более значительнымдостижением этики софистов явилась впервые провозглашенная в античности идеяравенства всех людей — знатных и простолюдинов, греков и варваров, свободных ирабов; «Тех, которые происходят от знатных родителей, мы уважаем и чтим, техже, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. В этом мыпоступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы во всехотношениях равны, притом одинаково и варвары, и эллины», — утверждал Антифонт.
Просветительскаядеятельность софистов, направленная против морального догматизма, имела ярковыраженный гуманистический смысл: в центре их внимания – человек (как самодостаточнаяценность), имеющий право на творчество морального закона. Справедливоподчеркивая изменчивость моральных представлений, роль относительного в морали,софисты выдвигают позицию морального релятивизма, утверждая, что у каждогочеловека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели.
Скепсис софистовпозволил им усомниться в том, что считалось несомненным – в общезначимостиоснования морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софистыгипертрофировали роль индивидуального творчества нравственных ценностей (т.е.пришли по существу к идее их плюрализма).
софистикапредставитель религия


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат England In The 19th Century Essay Research
Реферат Punk Music Essay Research Paper Introduction Often
Реферат Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации
Реферат Оценка эффективности деятельности Федеральной таможенной службы России в 2009 году
Реферат Влияние состава гибких сегментов на структуру и свойства полиуретанов
Реферат Шванебах, Христиан Фёдорович
Реферат Выкидыш случайность или закономерность
Реферат Математическое моделирование в медицине
Реферат Социально-трудовые права работников связанные с семейными обязательствами
Реферат Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к обучению в школе детей 6-7 лет
Реферат Разработка производственной программы лесозаготовительного предприятия
Реферат Belarus Essay Research Paper Belarus is a
Реферат Революция в Испании
Реферат 2009 Вопросы к междисциплинарному экзамену для студентов дневной формы обучения
Реферат Обычаи и нравы в ХVІІ веке Крестьянство повседневный быт и обычаи