Реферат по предмету "Финансы"


Финансовый контроль РФ

--PAGE_BREAK--2. Формы финансового контроля.
Существуют и используются различные формы контроля, кото­рые принято классифицировать по определенным признакам, приве­денным в табл. 1.
Таблица   1

Классификация форм финансового контроля



Обязательный контроль осуществляется государственными орга­нами финансового контроля в соответствии с действующим законо­дательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчет­ности отдельных организаций, обществ и т. д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органа­ми хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотре­ния и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хо­зяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных орга­низаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить воз­можное нарушение действующего законодательства, нормативных ак­тов, выявить дополнительные резервы и источники возможных дохо­дов, предотвратить нерациональное использование финансовых ре­сурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная фор­ма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных опера­ций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйст­вующих  субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении    отчетного    периода    и    финансового    года    в    целом.

Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, вы­полнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и  последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполни­тельными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интере­сов государства и общества в целом при реализации финансовой по­литики   государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соот­ветствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода, исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке пра­вильности и достоверности данных финансовой отчетности предпри­ятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подраз­делениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосред­ственно устанавливаются самими  министерствами  и  ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и эко­номическими подразделениями предприятий и организации. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления   хозяйствующих   субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодатель­ством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских   проверок.
3.   Методы финансового контроля.
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ фи­нансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой дея­тельности на основе отчетной документации и расходных докумен­тов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины наме­чаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функ­ционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финан­совых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за со­бой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за исполь­зованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредито­ра с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невы­полнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъ­емлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контро­ля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают пол­ные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финан­сово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частич­ная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов фи­нансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тема­тическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная реви­зия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов со­хранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, свое­временности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в про­цессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в про­верке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выбо­рочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждает­ся программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкрет­ные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ре­визии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению ви­новных лиц к ответственности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--4. Государственный финансовый контроль РФ.
Государственный финансовый контрольпредусматривает право­вое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации.

Государственный финансовый контрольосуществляется феде­ральными органами законодательной власти, федеральными орга­нами исполнительной власти, в том числе специально созданны­ми. Законодательство предусматривает проведение не реже одно­го раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступ­ления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организа­циях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля:

1)     исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

2)     организация денежного обращения;

3)     использование кредитных ресурсов;

4)     состояние государственного внутреннего и внешнего долга, го­сударственных резервов;

5)     предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграни­чением функций и полномочий субъектами государственного фи­нансового контроля являются:

1)     Счетная палата РФ;

2)     Центральный банк РФ (ЦБ РФ);

3)     Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Фе­деральная служба финансово-бюджетного надзора, Федераль­ная налоговая служба);

4)     Государственный таможенный комитет РФ;

5)     Федеральная служба России по валютному и экспертному кон­тролю;

6)     контрольно-ревизионные органы федеральных органов испол­нительной власти;

7)     иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы пред­ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъек­тов РФ.

Далее подробнее рассмотрим задачи и функции основных органов государственного финансового контроля РФ.
4.1. Счетная палата РФ.
Счетная палата РФ— постоянно действующий орган государ­ственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Она создана для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением до­ходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.95 ставит перед этим государственным органом следую­щие основные задачи:

а)     организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, струк­туре и целевому назначению;

б)    определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собствен­ности;

в)     оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета;

г)     финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государствен­ной власти;

д)    анализ выявленных отклонений от установленных показа­телей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

е)     контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных фи­нансово-кредитных учреждениях;

ж)   регулярное представление палатам Федерального Собрания РФ информации о ходе исполнения бюджета и результатах про­водимых контрольных мероприятий.

Виды деятельности Счетной палаты РФ:

а)     контрольно-ревизионная (организация и проведение оператив­ного контроля за исполнением федерального бюджета в отчет­ном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; подго­товка и представление в Совет Федерации и Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году);

б)    экспертно-аналитическая (экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюд­жета и финансов РФ, подготовка заключений и ответов на за­просы органов государственной власти РФ);

в)     информационная и др.

Счетная палата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требую­щих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администра­ции проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При неоднократном неисполнении или ненадлежа­щем исполнении предписаний Счетная палата РФ вправе по со­гласованию с Государственной Думой принять решение о приос­тановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных опе­раций по банковским счетам проверяемых организаций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--4.2. Министерство финансов РФ.
Министерство финансов РФ— федеральный орган исполнитель­ной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и коорди­нирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства создана Феде­ральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с законодательством ревизии и проверки финан­сово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствую­щих субъектов. В связи с передачей Министерству функций Фе­деральной службы по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства как субъекта государственного фи­нансового контроля существенно расширилась.

Министерство финансов РФ в процессе финансового контро­ля осуществляет следующие основные функции:

а)     проводит в пределах своей компетенции комплексные ре­визии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

б)    контролирует в установленном порядке рациональное и це­левое использование средств государственных внебюджетных фон­дов и других федеральных средств;

в)     проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохра­нительных органов;

г)     организует ревизии и финансовые проверки в организаци­ях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В связи с выполнением перечисленных контрольных функций Министерство финансов РФ наделено следующими правами:

а)     ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финанси­рование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установлен­ные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

б)    взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законода­тельством РФ.

Оперативный контроль использования государственных средствосуществляют действующие в рамках Минфина департаменты государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Основными задачами департамента являются обеспечение государственного финансового контроля и методического руководства аудитом в РФ. Основная функции департамента  государственного финансового контроля заключаются в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство включает:

а)     Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;

б)    территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
4.3. Центральный банк РФ.
Банковский контрольслужит важным звеном в организации го­сударственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Существует несколько главных способов банковского контро­ля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществ­ляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведе­ние платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяй­ственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспе­чение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценно­стей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского уче­та, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Выпол­няя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж дол­жен осуществляться за поставленный товар, произведенные рабо­ты — в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. При этом объектом контроля яв­ляется оборачиваемость платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщи­ком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ пла­тельщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в против­ном случае причитающиеся средства списываются со счета заказ­чика.

Важнейшим звеном в банковской системе является Централь­ный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочия­ми. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и дру­гими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.

Он может назначать и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обя­зательные для исполнения предписания об устранении обнаружен­ных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъя­вить банкам-нарушителям требования по проведению мероприя­тий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концептуальні основи делегування повноважень в органах внутрішніх справ
Реферат Основні етапи розвитку індуїзму (передмова до початків індуїстської релігії)
Реферат Экологические проблемы атомных электростанций
Реферат Доктор Булгаков в цикле рассказов "Записки юного врача"
Реферат Практическое гомеопатическое лекарствоведение
Реферат Save Energy Essay Research Paper Energy is
Реферат Алюміній самий розповсюджений в земній корі метал. На його долю приходиться 5,5-6,6 мол доли або 8 мас. %. Гголовна маса його сконцентрована в алюмосилікатах
Реферат Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских
Реферат Российское государство: прошлое, настоящее, будущее
Реферат Жертвы темного царства в пьесе Гроза
Реферат Институт реабилитации
Реферат Проблемы теории права
Реферат Таможенное право 2
Реферат Методика проведения игр как эффективного способа проведения праздничных мероприятий
Реферат Meursault As The Stranger Essay Research Paper