Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Идейно–художественный анализ комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Слово защиты рефератапо литературе
Уважаемая комиссия!Уважаемый председатель!
Моя тема: Идейно–художественныйанализ комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Комедия “Горе от ума”,написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшнейРоссии. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки,поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая этопроизведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
Александр СергеевичГрибоедов — создатель гениальной комедии «Горе от ума», разлетевшейся на сотни«крылатых» фраз и выражений, ставшей как бы сборником афоризмов. Авторпервоначально назвал комедию «Горе уму», обозначив главную причинунеблагополучия человека в современном ему обществе. Чацкий — умный человек,пылкая и страстная натура, ища настоящего дела, но не находящая себеприменения; ум что хочет служить «делу, а не лицам»...
Но в обществе, где онвынужден жить, ценится обратное — гордость, а вернее — спесь, почитание лицтолько богатых, и неважно, как достигалось благополучие.
Здесь все завидуют неуму, а удаче, чинам; не заслугам перед отечеством — главное: надо быть «укормушки», «самому быть с ключом и сыну ключ доставить».
Какое-то «оченьизощренное» чувство собственного достоинства, если его оценивают деньгами. Этопродажное общество, все здесь покупается и продается, всему определена цена,только прикрывается этот торг красивыми и высокими фразами, а суть одна. Когдаже находится человек, называющий все своими именами, желающий быть искренним ибескорыстным, ценящим науку, дружбу, любовь, то его вмиг окрестят сумасшедшим.
Комедия АлександраСергеевича Грибоедова — это сложный синтез трех литературных методов,соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой — целостная панорамарусской жизни начала XIX века.
Оттого и пьеса А.С.Грибоедова «Горе от ума» остается актуальной и в наше время.
Чтобы глубже понятьидейно-художественное содержание «Горя от ума», социально-политическуюпроблематику комедии, давайте вспомним характерные особенности историческойэпохи, отраженной в пьесе.
С датировкой «Горя отума» существуют определенные сложности, связанные, прежде всего, с тем, чтоавтор не оставил точных указаний о начале работы над пьесой.
Исследователи называют и1816, и 1818, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа былазакончена:1824 год.
Грибоедову приснился«вещий сон», во сне произошел следующий диалог:
« Что же вам угодно? –Сами знаете. – Когда ж должно быть готово? — Через год непременно». Это событиеявилось толчком к активной работе над комедией.
Грибоедов был личнознаком с великим князем Николаем Павловичем, с генерал–губернатором ПетербургаМилорадовичем, с министром Ланским, с другими видными сановниками. Однако нинапечатать комедию, ни поставить ее на сцене у драматурга не удалось.
Не было культурнойдворянской семьи, которая не имела бы списка или копии комедии «Горе от ума».Эта содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки,разлетевшиеся по стране, также сохранилась и получила название «Жандровскаярукопись».
Неожиданно удача все-такиулыбнулась Грибоедову: дружески настроенный к нему Булгарин собрался издаватьтеатральный альманах «Русская талия на 1825 год». В конце 1824 года альманахвышел в свет и в нем комедия «Горе от ума» (в неполном виде).
Следы правки сохранилисьв рукописи, которую Грибоедов, уезжая в 1828 году в Персию, подарил Булгарину.На ней есть надпись:  «Горе мое поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов. 5июня 1828 года»
При жизни Грибоедовапьеса была хорошо известна, но знали ее только в рукописных списках, так какопубликована полностью и поставлена в театре она не была. Текст комедии,который известен современному читателю и зрителю, составлен ученым –литературоведом Н.К. Пиксановым на основе глубокого изучения многочисленныхавторских рукописей.
В комедии А.С. Грибоедова«Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно,свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй,самой первой, говоря о комедии, её тематике и образной системе.
Выше было довольно частоиспользовано слово «ум». Но поначалу не совсем ясно, что же вкладывается в этопонятие автором и его героями, необходимо конкретизировать его в рамкахдействия комедии. И действительно, говоря о том, что Чацкий умён, мы вспоминаемглупого, с его точки зрения, Максима Петровича, дядю Фамусова, и словаплемянника: «А? как, по-вашему? По-нашему – смышлён.» В связи с этим, опираясьна другие образы произведения (Молчалина, Софьи и других), можно сделать вывод,что Грибоедов рассмотрел два типа ума: «интеллектуальность» и«приспособляемость», также именуемую «бытовым» умом, который часто сродниглупости.
Итак, «Горе от ума», привсей сложности проблемы, даёт нам надежду на «просвещение в конце тоннеля»,если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, какЧацкий. И фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим всвоих попытках противостоять этому.
Идейный смысл комедиизаключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов,мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного; вразоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени.Борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” — это борьба Чацкого, передовогочеловека своего времени, и отсталого фамусовского общества. Представителимосковского дворянства лишены каких-либо гражданских мыслей и интересов. Смыслжизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники. Онистоят у власти, занимают высокое общественное положение.
Сатирически обличаяпоместную и бюрократическую знать, всю феодально-крепостническую систему, А.С.Грибоедов ясно видел и положительные общественные силы своей эпохи, зарождениеи рост новых, прогрессивных стремлений и идей.
В комедии конфликтзаканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драмазавершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. В конце пьесыЧацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденностиот общества, к которому он некогда принадлежал. Развязка любовной драмы влияетна основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными все противоречия ипокидает Москву. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпитпоражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимаетнеобходимость борьбы с “веком минувшим”, его нормами, идеалами, жизненнойпозицией.
Изображая в комедии “Гореот ума” социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей,общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановкувсей страны. “Горе от ума” — это зеркало феодально-крепостнической России с еесоциальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванногопобедить.
Комедия «Горе от ума»находится на пересечении различных художественных эстетик. Классицистическиетенденции объединяются в ней с элементами романтизма и реализма. Подобныйсинтез художественных моделей обнаруживается и в западноевропейскойдраматургии. Самобытность художественного опыта Грибоедова заключается уже вспецифике конфликта произведения, в разработке образов, в семантике названия.
Сама партитура поведенияперсонажа иллюстрировала идеи декабристов, которые считали, что необходимовысказывать передовые взгляды везде: и на балу, и в дворянском собрании.Общественный характер, публичность монологов героя, ниспровергательный пафосего социальной позиции вычитывались из образа несогласия, заключенного вфамилию: Чацкий – чадящий, выражающий крамольные идеи.
Тезис-тема, вынесенный вназвание, распространим на всех персонажей, и иллюстрируется бытийными формамиих самореализации. Категория ума, столь популярная в литературе XVIII века,переосмысливается Грибоедовым в контексте изменившихся этико-эстетическихприоритетов и актуальной для начала XIX века проблематики. В комедиипротивопоставляются два типа «разумного» поведения: первый носит сугубоохранительный характер; второй предполагает разрушение архаических догм.
Формально автор решаетконфликтную ситуацию в пользу фамусовского общества, но философская правотаидеологической позиции принадлежит Чацкому. Подобная развязка демонстрируетторжество персонифицированной идеи над миром, подчиненным диктату устаревшейморали.
Реалистический характеркомедии заключается в создании особого художественного мира, в котором каждыйгерой переживает свое «горе от ума». Фамусов изображен знатным барином, ккоторому съезжается вся Москва, но в финале пьесы он боится стать всеобщимпосмешищем и второе значение его фамилии (от латинского fama – «молва»)раскрывается в реплике персонажа: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиняМарья Алексеевна!». Характер Софьи задан в соответствии с образамиположительных героинь предшествующей литературы, но в комедии ее мудростьраспространяется на идеализацию неродовитого возлюбленного и стремлениесоответствовать тем романтическим идеалам, которые она постигла из французскихкниг.
Сюжет комедии отображаетжизнь в доме Фамусова. Каждый гость представляет определенный тип поведения,возводимого автором на уровень социокультурного обобщения. Репетилов воплощаетидею профанации высоких идеалов.
Новаторство Грибоедовазаключается и в создании нового для русской литературы жанра. «Горе от ума»можно отнести к типу любовно-бытовой комедии, но драматический пафос,пронизывающий конфликт, не позволяет ограничить жанровую природу произведенияуказанием на переживания главного героя и непонимание его окружающим обществом.Наличие двух интриг разрушает привычную классицистическую структуру, известнуюпо комедиям Мольера, вводит в произведение Грибоедова параллельные сюжетныелинии. Композиционные элементы драматического конфликта – любовно-бытового исоциально-политического – совпадают в завязке и развязке. Кульминациейобщественно-политической интриги становится монолог Чацкого, в котором геройобрушивается с инвективами в адрес подобострастного отношения фамусовскогообщества ко всему иноземному.
В чем же идейное истилевое своеобразие комедии? Обратимся, прежде всего, к конфликту. На фонетрадиционных классических драм, водевилей, колких комедий Шаховского конфликткомедии Грибоедова отличается психологической и философской новизной иглубиной.
Своеобразие конфликтадиктует и своеобразие жанра. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира — всехэтих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. Прижелании в комедии можно найти фарсовые элементы, которые, в общем-то, неявлялись в те времена новшеством. Например, реплики Скалозуба, княгини, явлениеРепетилова. В пьесе Грибоедова все это своеобразно сочетается с романтическойвозвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романтическая драма для чтения.
Недоверие к жизни мститза себя, и развитие и личной, и общественной интриг приводит умнейшего Чацкогок катастрофе и разочарованию в жизни.
Таким образом, мы можемназвать произведение Грибоедова философской драмой, главным конфликтом которойявляется конфликт между живой жизнью и нашими отвлеченными понятиями о ней.
Рассматривая жанровоесвоеобразие пьесы, нельзя не обратиться к ее стилевым особенностям. Вноваторской пьесе Грибоедова сочетаются черты классицизма и реализма. Создаваяпьесу, Грибоедов вырабатывал особую, новую поэтику. “Я как живу, так и пишу,свободно и свободно”, — говорит Грибоедов в письме к Катенину.
Возьмем, например,совершенно новые речевые характеристики героев. Язык, на котором общаются героикомедии, способствует их индивидуализации и в то же время типизации. “Смесьфранцузского с нижегородским”, насыщенность разговорными элементами языка, накотором общается фамусовское общество, ярко показывает нам, с кем мы имеемдело.
Почти звукоподражательноеизображение речи светских барышень (например: “тюрлюрлю атласный” НатальиДмитриевны), четкая сухая речь Скалозуба, меткие, хлесткие слова Хлестовой,афористическое высказывание Чацкого — все это позволяет нам согласиться сословами Пушкина: “… о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы”.Вспомним лишь некоторые из них: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете»,«умный человек не может быть не плутом», «нынче любят бессловесных»,«счастливые часов не наблюдают», «злые языки страшнее пистолета» и многие –многие другие.
Полторы сотни летистолковывается критикой «бессмертная комедия» Александра СергеевичаГрибоедова. Казалось бы, еще в XIXвеке о «Горе о ума» было сказано все. Образы героев рассмотрены со всех сторон,мысль и пафос трактованы на любой вкус. О «Горе от ума» высказался весь цветрусской литературы и критики всех направлений – от Белинского до АполлонаГригорьева, от Пушкина до Достоевского. Диапазон оценок был столь широк, чтоЧацкий представал то патологическим умником, то патологическим глупцом, точистым западником, то славянофилом.
Блок назвал «Горе от ума»произведением «непревзойденным, единственным в мировой литературе,неразгаданным до конца, символическим в истинном смысле этого слова…» Такаяоценка  художника, чей масштаб и чье влияние на русскую культуру XX века огромны и чьи ссылки на комедиюв собственном творчестве столь откровенны, дает право  и обязывает еще и ещераз внимательно вчитаться в знакомый текст «Горя от ума» — этот ключ кистолкованию смысла многих последующих литературных  произведений – и искать вэтом тексте новые ответы на больные вопросы русской истории.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.