Реферат по предмету "Философия"


Современный рационализм

Реферат
«Современный рационализм»
Проблема рациональности
Среди проблем, находящихся вфокусе внимания современных философов, важное место занимает проблемарациональности.
Под рациональностью понимаетсяразумность человеческой деятельности, т.е. способность человека мыслить идействовать на основе разумных норм и правил.
Рациональность связана сосознанием и пониманием цели и средств ее достижения. Философия рационализмаоснована на убеждении, что способность к рациональной, разумной деятельности — этоважнейшее условие существования и развития как отдельной личности, так и всегочеловечества.
Но люди не всегда поступаютрационально. И бывает, что именно это необъяснимым образом приводит к удаче. Дляиллюстрации здесь чаще всего ссылаются на процесс творчества: по признаниямсамих творцов — поэтов, художников, ученых, изобретателей — успех приходит кним неожиданно, «сам собою», как бы без участия их разума, и они самине могут объяснить, каким образом достигают его. Конечно, можно говорить, чтодело тут в «везении», в счастливой случайности.
Но можно полагать, чтосуществуют какие-то таинственные, недоступные разуму, иррациональные средства ипути, которые позволяют человеку прийти к результатам, недостижимымрациональными средствами. Отсюда и рождается философия иррационализма. Иррационализмне отрицает рациональность, но утверждает превосходство иррационального надрациональным.
До XX в.проблема рациональности рассматривалась главным образом как проблемагносеологическая, т.е. относящаяся к познавательной деятельности человека. Всовременной философии она приобрела более широкий характер: речь идет орациональности всякой человеческой деятельности вообще.
В этой связи встают вопросы отом, каковы критерии, позволяющие отличить рациональную деятельность отиррациональной, каким должен быть идеал рациональности, является ли онединственным или же возможны разные идеалы, является ли научная рациональностьобразцом и основой для организации жизни человеческого общества, и др.
Дискуссии по подобным вопросамсделали конфронтацию «рационализм-иррационализм» одним наиболееважных и интересных явлений не только в философии, но и в общественномсознании, в культуре.
 Поиски «новой рациональности»
К настоящему времени идейнаяборьба между рационализмом и иррационализмом привела к определенным сдвигам вих содержании. Стало ясно, что в позициях, которые в прошлом категорически отстаивалитот и другой, имеются бреши.
Рационализм-2 унаследовал отрационализма-1 убеждение в том, что разумное мышление — это мышление строгологическое, подчиненное раз навсегда данным и неизменным принципам, мышление«холодное», ни в коем случае не поддающееся влиянию каких-либовнелогических (эмоциональных, ценностных, интуитивных) факторов.
На этом убеждении зиждилсяклассический идеал рациональности, которому должно соответствовать научноемышление. Однако научная рациональность в исследовательской практике ученыхфактически отклоняется от этого идеала: интуиция, эмоции, ценностные установкив действительности существенным образом воздействуют на ходнаучно-исследовательской мысли.
В XX в. философско-методологическаярефлексия над реальными процессами научного мышления привела к пересмотруклассического идеала рациональности. Рациональность ныне уже не сводится клогичности, она включает в себя и внелогические мыслительные действия.
Интуитивные, эмоциональные,ценностные факторы понимаются современным рационализмом как важные составляющиеразумной деятельности.
В частности, интуиция при этомуже не противопоставляется разуму, а выступает в качестве одной из формразумного мышления.
Вместе с тем в иррационализменачали искать «рациональное зерно». Вера в иррациональные способыпознания стала оцениваться не просто как мистическая чушь, а как попыткауловить какие-то неявные, неосознаваемые, скрытые в глубинах бессознательного,еще неизвестные науке источники знания.
У сторонников иррационализманыне можно встретить признание, что иррациональное не есть нечто принципиальнонедоступное разуму, что оно подлежит рациональному анализу и научномуисследованию.
Все сказанное привело к поискам новойрациональности как в науке, так и в практической деятельности. Более илименее отчетливо вырисовываются, по крайней мере, три принципа, очерчивающие еехарактер.
Во-первых, идеалы и критериирациональности зависят от развития культуры общества, от имеющихся в культуреценностных установок и регулятивов деятельности, а потому историческиизменяются вместе с культурой.
Во-вторых, в разных областяхдеятельности идеалы и критерии рациональности могут различаться.
В-третьих, рациональностьчеловеческой деятельности — как познавательной, так и практической — не должнапониматься как полное исключение из нее всяких иррациональных моментов.
Очевидно, что содержание «новойрациональности», отвечающей этим принципам, может варьироваться, ирациональное с одной точки зрения представляется нерациональным с другой. Такуюрациональность нельзя определить однозначно. Ее называют открытойрациональностью: она открыта для расширения ее содержания.
В свете нового подхода ктолкованию рациональности возникают возможности для сближения позицийрационализма и иррационализма, поскольку допускается, что рациональное ииррациональное могут сочетаться и даже становится элементами друг друга.
Но вместе с тем поиски повойрациональности у некоторых философов XX в. (М. Хайдеггераи др.) переходят в нападки на рационализм, в попытки вытеснить его из пауки ивообще из культуры, что способствует росту антисайентистских ииррационально-мистических умонастроений в современном обществе.
 Позиции рационализма и иррационализма
Что же представляют собоюрационализм в его современном понимании и в чем состоят принципиальные различиямежду ним и иррационализмом?
Не вдаваясь в анализ различныхрационалистических и иррационалистических учений современности, ограничимсяобщей сравнительной характеристикой рационализма и иррационализма какфилософско-мировоззренческих позиций.
Можно отметить следующиеосновные особенности, отличающие позицию современного рационализма.
Рационалист считает, чточеловеческое познание основывается на опыте и разуме. Он стремится решатьпроблемы, обращаясь к фактам и логике, а не к страстям, эмоциям, инстинкту и т.п.
Рационалист придает большуюценность научному знанию. Он допускает, что мир (Вселенная, жизнь, общество,человеческая психика) исчерпывающего рационального объяснения не получит,наверное, никогда. Но тем не менее изучать и изменять его в целях улучшенияжизни людей следует, руководствуясь методами науки (а не призывами ипророчествами, лишенными научного обоснования).
Рационалист отказывается считатьбез всякой проверки истинными сведения, полученные неизвестными или необъяснимымипутями. Он полагает, что способы получения и обоснования любых знаний должныбыть доступны разумному логическому объяснению.
Рационалист считает возможнымкритическое обсуждение любого вопроса, расположен выслушивать критику и подвлиянием ее готов пересматривать свои представления. Он признает, что всякийчеловек как разумное существо, способное выдвигать одни идеи и подвергатьсомнению другие, имеет право быть выслушанным. Это предполагает не толькотерпимость, но и существование общего «языка разума», с помощьюкоторого все люди могут сотрудничать. Обращение к единому для всех «языкуразума» способствует созданию единства человечества.
Иррационалисту в отличие отрационалиста свойственны следующие установки.
Иррационалист убежден, что вмире действуют недоступные человеческому разумению, непонятные, помогущественные силы, определяющие судьбы людей и вообще все происходящее. Приобщениек ним если и возможно, то только немногим избранным, которые наделены особыми,быть может, даже сверхчеловеческими качествами.
Иррационалист полагает, чторазум не является высшей познавательной способностью человека. Он утверждает,что у людей есть более мощные познавательные способности, с помощью которыхоткрывается то, до чего разум не в силах добраться. Шедевры человеческоготворчества обязаны своим рождением не столько разуму творца, сколькозагадочному, необъяснимому дару (инстинкту, мистическому озарению,взаимодействию с высшими силами или «космическими полями» и т.п.).
Иррационалист скептически, аподчас даже с пренебрежением относится к науке, ее достижениям и возможностям. Егоинтерес в гораздо большей мере привлекают мифологические элементы культуры. Оннедоволен тем, что наука либо неспособна исследовать, либо игнорирует «тайны»,слухи о которых имеют хождение в массовом сознании («снежный человек»,«летающие тарелочки»), а также разного рода оккультные явления (магия,колдовство, парапсихологические феномены и т.д.).
Иррационалист считает, что вседействительно важное и значительное в человеческой жизни — выше разума. По егомнению, красота, совесть, любовь, смерть в принципе не поддаются логическомуанализу и разумному пониманию и объяснению. Он думает, что человеческая природатакова, что эмоции и таинственные импульсы в ней берут верх над разумом, апотому поведение людей в значительной части иррационально, алогично,непредсказуемо.
 Проблема выбора между рационализмом и иррационализмом
Человек, специально незадумывавшийся над своими философскими убеждениями, может в чем-то соглашатьсяс рационалистами, а в чем-то — с иррационалистами. Но это — философскаянепоследовательность. Тот, кто стремится ее преодолеть, сталкивается снеобходимостью сделать выбор между рационалистическим и иррационалистическимобразом мышления.
Какая позиция предпочтительнее — рационализм или иррационализм? Если человек хочет сделать выбор междурационализмом и иррационализмом, может ли он этот выбор рационально обосновать?Ответ на этот вопрос: нет.
В самом деле, рациональнообосновать выбор рационализма невозможно. Ведь рациональные аргументы могутбыть приняты во внимание только тем, кто готов к ним прислушаться, т.е. ужезаранее принял рационалистическую установку мышления.
На иррационалиста никакиерациональные доводы впечатления не произведут. Следовательно, выбираярационализм, человек делает этот выбор не на рациональных основаниях, т.е. иррационально.Любой рационалист сознательно или бессознательно опирается на иррациональнуюверу в разум. Это значит, что рационализм необходимо предполагаетиррациональность.
Он не может избавить человека отиррациональности, а, наоборот, нуждается в ней и опирается на нее. Крайнийрационализм, не допускающий никаких иррациональных решений, несостоятелен. Ибоон требует, чтобы признание получали только такие суждения, которые опираютсяна доказательства, а предложения, не имеющие под собой разумных оснований,отвергались.
Но такое требование не можетбыть доказано, а потому само себя отвергает. Крайний рационализм убивает себятем принципом, на котором хотел бы жить.
Выбор иррационализма, очевидно,тоже не может быть рационально обоснован. Но иррационалисту такоеобоснование и не требуется — он просто не считает нужным рациональнообосновывать свои убеждения. Поэтому иррационализм в отличие от рационализмаявляется, так сказать, «самодостаточным»: он с самого начала строитсяна своих собственных основаниях.
Правда, подобно тому, какрационалисту приходится допустить наличие иррациональности в своем собственноммышлении, так и иррационалист не может напрочь отказаться от рациональности: тот,кто отвергает всякую рациональность вообще, просто лишает себя разума,перестает быть Homo sapiens.
Итак, рациональность ииррациональность оказываются неотъемлемыми и неустранимыми элементамичеловеческого интеллекта, и ни рационализм, ни иррационализм нельзя обосновать(так же как и опровергнуть) с помощью логических рассуждений. Этим, вчастности, объясняется сохранение обеих установок мышления на протяжении всейистории человеческой культуры.
Но можно подойти к проблемевыбора наиболее предпочтительной из них с другой стороны: рассмотреть последствия,с которыми связано принятие рационализма или иррационализма, и, приняв вовнимание эти последствия, оценить приемлемость того и другого с точки зрениянравственных, социальных, культурных ориентации личности и общественных идеалов.
 Преимущества рационализма
Если рационализм предполагаетдуховное единство человечества, то иррационализм склонен подчеркивать различиямежду людьми. На это нацеливает его не только стремление выделитьизбранников, обладающих особым мистическим даром.
В поисках иррациональныхфакторов, под влиянием которых люди находятся, иррационалисты отодвигают навторой план единство их разума, а на первый у них выходит разделение людей по«крови», «почве», «национальному характеру», приобщениюк «мистическим тайнам».
Рационалист берет в расчетпрежде всего идеи и доказательства, а не личность того, кто их высказывает идоказывает. Иррационалисту же трудно это сделать. Беспристрастность ему, вобщем, мало свойственна. Его отношение к идеям подчиняется не столько логике иразумному решению, сколько чувствам, симпатии или антипатии к их сторонникам,харизмой и авторитетностью личности автора и т.п.
Для рационалиста все люди — партнерыпо разуму, все в равной мере имеют право высказываться и критиковать. Его верав разум есть вера не только в свой разум, но и в разум других представителейчеловеческого рода.
Поэтому ему близки идеисуверенности личности и равенства людей. Иррационалист же не обязательно долженбыть приверженцем этих идей. Поскольку он больше доверяет таинственнымимпульсам и спонтанным эмоциям, чем разуму, постольку во имя классовой,национальной или религиозной солидарности, во имя любви или дружбы он легкоможет поступиться принципами социальной справедливости и равенства правличности, чтобы обеспечить привилегии «избранным», «наделеннымблагодатью», или попросту «нашим».
Иррационалистическоепринижение разума создает почву для усиления конфликтности поведения людей. Еслирациональный подход ориентируется на разрешение споров путем обсужденияразногласий и поиска способов взаимовыгодного согласования интересов, тоиррационализм подталкивает к тому, чтобы решать конфликты не разумнымсоглашением, а принуждением и насилием.
Известно, что войны, бунты,революции обычно несут в себе иррациональное начало. А мир, как правило,устанавливается тогда, когда в дело вступает разум (последний пример тому — чеченскаявойна).
К размышлению. "Тот,кто учит, что править должен не разум, а любовь, открывает дорогу тому, ктобудет убежден, что править должна ненависть".
Иногда говорят, что рационализмлишен воображения, сух и схоластичен, тогда как иррационализм, движимыйстрастями, таинственными побуждениями, интересом к мистике, чудесам и загадкамбытия, требует фантазии и живости ума.
Но скорее наоборот: иррационализмсопрягается с догматизмом, ибо его сторонники не опирают свои убеждения налогические аргументы и не склонны подчиняться им, а потому для них не остаетсяничего иного, как просто настаивать на своем и либо полностью принимать, либоотвергать с порога какие-либо взгляды.
Рационализм же связан скритическим размышлением, поиском и изобретением аргументов и доказательств, адля этого нужны гибкость мышления и фантазия.
Выбор между рационализмом ииррационализмом — это выбор между верой в существование мистических сил,правящих судьбами людей, и верой в разум и единство человечества, котороедолжно самостоятельно справляться со всеми проблемами своего развития. Вцелом рационализм теснее связан с понятиями гуманизма, творчества, равенства,демократии, чем иррационализм.
Это, однако, не означает, чтоиррационалисту чужды названные духовные ценности. Иррационализм по своейприроде не связан ни с какими требованиями логической последовательности, апотому может быть соединен с какими угодно убеждениями.
Таким образом, оценкарационализма и иррационализма по социокультурным ориентациям и идеалам, ккоторым они тяготеют, приводит к выводу о преимуществах рационализма передиррационализмом.
«Я в этом споре всецело настороне рационализма, настолько, что даже когда чувствую, что рационализм вчем-то заходит слишком далеко, я все-таки отношусь к нему с симпатией, полагая,что крайности этого направления… являются безобидными в сравнении скрайностями иррационализма», — решительно заявляет один из крупнейшихфилософов XX в. Карл Поппер. Сделанный выше выводслужит основанием этой четко обозначенной позиции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Реферат Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Реферат США - провідна постіндустріальна держава
Реферат Використання енергії хвиль системою осцилюючих поверхневих розподілів тиску
Реферат Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО Электром г. Чебок
Реферат Казахская диаспора в Китайской Народной Республике
Реферат Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста
Реферат Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова
Реферат Богатые и бедные взгляды сибирского крестьянства 1920-х гг на социальные различия
Реферат Студенчество и его социальная роль в жизни общества
Реферат Алиментные обязательства родителей и детей в российском и международном праве
Реферат Облік доходів від реалізації продукції товарів робіт послуг
Реферат What Is Alzheimer
Реферат Процес управління. Сутність планування (прогнозування) як функції управління
Реферат Экология и энергетика: друзья или враги?