Реферат по предмету "Социология"


Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе

Государственный университет – Высшаяшкола экономики
Эссе
по социальной психологии
Тема: «Социальные стереотипы и ихпроявление в современном обществе»
Москва 2010

Содержание
Введение
Социальныестереотипы и их проявление в современном обществе
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Актуальность исследованиясоциального стереотипа обусловливается, прежде всего, потребностью в объясненииособенностей развития и функционирования механизмов регуляции социальногоповедения и таких общественных процессов, как, например: межличностная,массовая и межэтническая коммуникация, манипулирование общественным ииндивидуальным сознанием, распространение различных форм нетерпимости вобществе. Все эти вопросы нельзя решить без знания и понимания природы,сущности, свойств и назначения стереотипов в обществе.
С практической точкизрения необходимость всестороннего изучения социальных стереотипов объясняетсяпотребностью в нейтрализации негативных последствий стереотипизации (процессаобразования стереотипов) и острых стереотипных проявлений негативизма,нетерпимости во взаимоотношениях и поведении людей, а также противодействииманипулятивному использованию стереотипов в общественной практике.
Социальные стереотипы иих проявление в современном обществе
Социальный стереотип являетсяуниверсальным инструментом распознавания и передачи общественно значимойинформации в процессах взаимодействия людей с окружающим миром и друг с другом.
Только на основесоциально-философского анализа стереотипов можно объяснить существованиеустойчивой связи между восприятием объектов под определённым углом зрения исоответствующим повторяющимся поведением, омассовление сознания и поведениялюдей, особенности манипулирования ими, истоки нетерпимости в межличностных имежгрупповых отношениях людей, взаимосвязь процессов идентификации личности ссостояниями её жизнедеятельности и др.
Существуют две взаимодополняющие стратегиифилософского исследования социальных стереотипов, которые необходимосинтезировать для достижения наиболее полной исследовательской картины [6].
1.        У всякогостереотипа есть конкретные носители — люди. Следовательно, чтобы понять истокии механизм образования стереотипов мышления и поведения людей, нужноисследовать самих людей и их психику, сознание.
2.        Посколькупсихика, сознание людей формируется в обществе и через общественнуюдеятельность, то, чтобы понять природу стереотипов, нужно исследоватьпорождающее их общество, различные связи и отношения людей.
На современном этапевстречаются две разновидности определения стереотипа: динамическийстереотип — относительно устойчивая система условно- рефлекторных реакцийвысших животных и человека на привычные раздражители, исоциальный стереотип — схематический, стандартизированный общезначимыйобраз или эмоционально окрашенное и устойчивое представление об определённомявлении или объекте, в котором выражается привычное отношение людей к ним,сложившееся под влиянием условий их бытия и предшествующего опыта.Следовательно, такое определение на самом деле недостаточно для пониманиясущности этого феномена, так как данное определение не даёт ответа на вопрос,что есть образ или «представление» в вышеуказанном контексте, с чем связаныэмоциональная окрашенность и устойчивость социального стереотипа. [4]
В этой связи социальный стереотипрассматривается в эссе как комплексное образование,в котором имеет место неразрывное единство трёх его компонентов:
1.   когнитивного(информационного) — выражающегося в осознании объектов — т.е., получаемаячеловеком информация, сведения о рационально осознаваемых, объективныхфеноменах;
2.   аффективного(оценочного) — выражающего переживания относительно реального илисимволического объекта;
3.   социального(поведенческого) — представляющего программу действий касательно объектовокружающего мира.
Социальные стереотипы какшаблоны мышления и поведения людей, являющихся членами тех или иных групп,усваиваются ими очень рано и используются задолго до возникновения ясныхпредставлений о тех группах, к которым они относятся.
Как правило, исследователи обращаютвнимание на наличие двух функциональных уровней социальных стереотипов — группового и индивидуального. По их мнению, на индивидуальном, равно как и нагрупповом уровнях стереотипы выполняют следующие задачи: селекцию социальнойинформации, её схематизацию, генерализацию и упрощение (когнитивная функция),создание и поддержание образа «Я» личности или образа «Мы» группы (ценностнаяфункция). В научной литературе отмечается, что любой стереотип выполняет такжезадачу обеспечения определённого поведения (собственно социальная функция) взависимости от традиций и этнического своеобразия культуры, в которую погруженыконкретный индивид или социальная группа. [7]
Стереотипы регулируютпроцессы идентификации и формирования социальной идентичности личности.Социальные стереотипы усваиваются человеком с того момента, как только онначинает идентифицировать себя с конкретным обществом, культурой, определённойсоциальной группой и осознавать себя их членом.
Поведении личности иотмечается, что зависимость в её различных формах делает человека поверхностнымв его оценках и суждениях об окружающем, что способствует активномуиспользованию им стереотипов, позволяющих ему видеть лишь то, что обслуживаетего зависимость.
Стереотипы негативногоотношения или поведения сопровождаются отрицательными эмоциями (гневом,отвращением, презрением), трансформирующимися в общую антипатию и нетерпимостьпо отношению к тому или иному объекту, вызвавшему эмоции. Их сущностьзаключается в открытом, явном вербальном и действенном выражении неприязни,отталкивания, вражды. [1; 2]
В стереотипах в значительной мереакцентирован ценностный и антиценностный компонент, и потому нетерпимостьрассматривается как следствие и воплощение социального стереотипа в действии.Будучи причиной образования социальных стереотипов и результатом ихобразования, сама нетерпимость впоследствии может возводиться в ранг стереотипа- отношение негативизма и нетерпимости к кому-либо или чему-либо закрепляется вобщественном сознании как стереотип. [3]
Ситуация вокруг инвалидности всовременном обществе — один из наиболее ярких наглядных примеровстереотипизации и стигматизации сознания людей. Инвалидность представляет собойсоциальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, поэтому каждоегосударство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностямформирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Вдиссертации проводится анализ инвалидности как медицинской и социальнойпроблемы, и показываются принципы её решения. Автор считает, что для решенияпроблемы необходимо переосмыслить понимание инвалидности и устранить социальныестереотипы, являющиеся источником изоляции инвалидов[5]:
— люди с нарушениями должнырассматриваться как субъект построения их собственной жизни;
— внимание должно быть направлено наобщество, которое нуждается в переменах внутри себя для изменения отношения кинвалидам;
— «нормализация» необходима не людям синвалидностью, а условиям жизни, которые должны нормализоваться до такойстепени, чтобы люди с особыми потребностями могли участвовать в жизни.
Заключение
На основании вышеизложенногоможно сделать вывод о том, что дети разделяют стереотипы в отношении старости истарения, которые существуют в обществе, и усваивают через макросоциальноеокружение доминирующий в обществе образ старости. Однако, отрицательныестереотипы в отношении пожилых людей не относятся к родственникам, то есть кбабушкам и дедушкам детей, с которыми они общаются с раннего детства. Отсюдаможно предположить, что частые контакты между поколениями в семье стимулируютположительное отношение к пожилым людям. Как следствие, чем раньше дети будутвзаимодействовать с пожилыми людьми не родственниками, тем более позитивныбудут взаимоотношения между ними.
Для эффективноговзаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативныепредставления о старости и пожилых людях в лучшую сторону. Изменениюстереотипов способствует:
1) знание о специфическихособенностях людей пожилого возраста;
2) личный контакт спредставителями людей третьего возраста;
3) создание позитивногообраза старости средствами массовой информации;
4) выделение общихпризнаков, характерных для обеих групп (дети — пожилые люди).
Список использованнойлитературы
1. Липпман У. Общественное мнение/пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко.М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
2. Судаков К.В. Динамическиестереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002.
3. Ослон А. Уолтер Липпман остереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность,2006, № 4, C. 125-141.
4. Текст автореферата СуходольскойН.П. «Социальный стереотип в жизнедеятельности людей». МГУ, 2009.
5. Жукова С.А. «Возрастные социальныестереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения».
6. Социальный стереотип в жизнедеятельностилюдей // Философия и общество. №3, 2007. (стр. 152-160).
7. Социальная нетерпимость какпричина и следствие формирования стереотипов в обществе // Сборник материаловВсероссийской конференции «Бренное и вечное: социально-мифологические и политософскиеизмерения идеологии в „массовых обществах“, НовГУ имени ЯрославаМудрого. 2007. (стр. 315-317).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.