Реферат по предмету "Философия"


Развитие общечеловеческих ценностей

В.Середа

 
           Развитиеобщечеловеческих ценностей.
 
 
 
                                                                                                                   
                                                   ВВЕДЕНИЕ.
 
Во многихобщественно-политических организациях уже традиционно все беды экономики сводятк «непомерному прессу нало­гов на производителя „и обещают, в случаесвоего прихода к власти, прежде всего, снизить налоги. Но можно ли налогирассматривать в отрыве от общей государственной политики? Не являются ли налогивсего лишь одним из рычагов власти? Для чего необходимы налоги? Очевидно, чтона средства, полученные в виде налогов, содержится государственный аппарат,армия, органы внутренних дел, вся так назы­ваемая бюджетная сфера,финансируется множество государственных программой. И снижение налогов приведётк резкому сокращению средств, имеющихся в распоряжении государства, чтозначительно уменьшит его возможности. Поэтому прежде чем начинать разговор оналогах и возможности их сокращения необходимо проанализировать бюджет страны,выяснить объёмы  финансирования каждой государственной программы. Всестороннеобсудить каждую программу,  необходимые объёмы её исполнения, разобраться скомпетентностью её исполнителей. Необходимо ответить на следующие вопросы:Зачем правительству необходима каждая программа: — Правильно ли определеныобъёмы финансирования каждой из программ? — Насколько эффективно правительстворасходует средства при исполнении программы? — Достаточно ли квалифицированыисполнители, которым доверены сто­ль огромные средства? — Какова системаконтроля за исполнением программ?  -Каким образом осуществляется подбор кадрови оценивается эффективность их де­ятельности? Разумеется, перечень вопросовэтим далеко не исчерпывается, но уже очевидно, что из области экономикипроблема перешла в область по­литики. И касается уже построения политическойсистемы государства и самого представления о проводимой в стране политике. Всущности, государственный аппарат управляет сбором и распределением общест­венныхсредств, в этом заключается одна из важнейших сторон деятельности властейлюбого уровня. В тоталитарном государстве власть делает это абсолютно бесконтрольно,реализуя собственные замыслы, а в демократическом государстве—на конкурснойоснове, путём выбо­ров, право распоряжаться общественными средствами избирателипредо­ставляют той политической партии, которая наиболее убедительно до­кажетему, что используя минимум средств/налогов с того же избира­теля/они построятсамую эффективную общественную инфраструктуру. Понятно, что политическаяпартия, которая проиграет выборы как раз и будет осуществлять самый пристальныйконтроль за расходованием государственных средств своими более счастливымиполитическими конкурентами, оберегая деньги налогоплательщика от расхищения.
         Такимобразом, в политическую жизнь страны внедряются, своего рода рыночныеотношения—выигрывает та политическая сила, которая наиболее  эффективноиспользует средства на благо общества. А что можно сказать об эффективностирасходования государствен­ного бюджета у нас в стране? Собственно состояниеэкономики гово­рит само о себе. О государственном бюджете практически ни кто,ни чего не знает, а о том, как осуществляется контроль за его исполнением и отом, кем этот контроль осуществляется, можно только догадываться, если дажевысшие должностные лица в правительстве признают наличие в государственномаппарате существенной коррупции!
Конечно, сводитьроль государственной власти только к управлению средствами нельзя,правительство должно обеспечить в стране поря­док и торжество справедливости.Ведь и налоги должны взиматься по справедливости и расходоваться наобщественные нужды, обусловлен­ные потребностями общества. Но чем обусловленыпотребности общества? Исходя, из каких принципов определяется само понятиесправедливости. Это, уже следующий уровень общественных ценностей:—начав сэкономики, с налогов, выяснили, что, не решив политических проблем невозможностабилизировать экономику, что для этого необходимо со­здать в странеэффективную политическую систему, которая в свою очередь должна иметь в своейоснове чёткое представление о спра­ведливости и порядке—категориях ужеморально-нравственных! А это уже духовная жизнь человека—его мировоззрение! Егопредставление о добре и зле!
Переходот политики к морально-нравственным принципам чрезвычайно важен—для каждого,очевидно, что в повседневной жизни любой человек, прежде всего, руководствуетсязаконами морали и нравственности, и часто здесь уже больше действуетфизиология, которая заставляет человека краснеть от неловкого слова, испытыватьрадость и удовлетворение от похвалы. Очень важно уяснить, чтоморально--нравственные принципы определены целью жизни человека, понимает он,что или нет. Именно,  исходя из самых важных своих ценностей, определяет оноценку каждого своего поступка. По этому на этом этапе главнейшую роль начинают играть общечеловеческие ценности — именно они отвечают за морально-нравственныепринципы, исповедуемые человеком и защищаемые обществом. Таким образом,прослеживается существенная взаимосвязь в основе, которой находятсяобщечеловеческие ценности, определяющие смысл и цель человеческой жизни и этимоказывающие формирующие воздействие на морально-нравственные принципы, которыеявляются средством для достижения цели, А морально-нравственные принципыопределяют представление человека и общества о порядке и справедливости, чторешающим образом определяет политическую систему государства. А ужеполитическая система определяет условия для развития эко­номики в стране.Следует признать, что как бы хороша не была экономическая программа, она небудет реализована в случае деморализо­ванного общества—в условиях разгулапреступности и процветающей коррупции чиновников. Всё это говорит об особойроли общечеловечес­ких ценностей для каждого человека и для всего общества,поэтому всякое исследование общественных отношений необходимо начинать спредставления об общечеловеческих ценностях господствующих в этом обществе.Именно представление о культивируемых  в данном обществе общечеловеческихценностях даёт возможность определить перспекти­вы этого общества и егопотенциал.
ОСНОВЫРАЗВИТИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.
Развитиечеловека продолжается уже не одну тысячу лет, и нет никаких оснований считатьсовременного человека более интеллектуальным,  чем были его далекие предки. Тоесть физиологически  мозг человека за последние несколько тысяч лет сложнее нестал. И в то же время несомненен успех человеческой цивилизации в общественнойорганизации, что привело к созданию общественных структур обще планетарногомасштаба.
Объединениелюдей в коллектив, процесс достаточно сложный, каждый из нас знает, что уже вмасштабах самого маленького сообщества, объединенного  близкими родственнымиотношениями, имеют место различные недоразумения. Любая семья—это арена, накоторой происходит непрерывный процесс согласования различных интересов, поисккомпромиссов, а часто дело   доходит до конфликтов и насилия.  С ростом числа участников эти явления обостряются, и конфликты приобретают более ожесточеннуюформу, — войны становятся главным элементом отношений. Расходы на оборонупоглощают огромные ресурсы, но это не дает ни каких гарантий безопасности.Поэтому становится понятна  огромная роль морально-нравственных принципов,позволяющих мирно уживаться и сотрудничать большому числу людей. Уже  вотношениях внутри одной семьи их роль огромна, и следует признать, что развитиевсей цивилизации, ее перспективы, всецело определяются степенью развитияотношений между людьми, их способностью согласовывать свои действия и интересы.Именно эти функции, по обеспечению добрососедских отношений между людьми,исполняют так называемые общечеловеческие ценности—свод морально-нравственныхпринципов, позволяющий различным людям мирно уживаться в коллективе.
Неследует думать, что общечеловеческие ценности это нечто неизменное, данное рази на всегда. Развивая общество, они  изменяются и сами. Изучение историиразвития человеческого общества позволяет выделить, по крайней мере, три этапав развитии  общечеловеческих ценностей. В прочем это разбиение  условно,определено всего лишь  удобством  для исследования.
Вданной работе исследуется только воздействие развития общечеловече-      
ских ценностейна формирование общества и при этом используется  модель, построенная на основевульгарного материализма, как самая доступная  для понимания, со всеминедостатками присущими этому мировоззрению.
Особенностьюисследования развития общечеловеческих ценностей следует признать то, чтокаждый из людей способен  проверить все излагаемые принципы на примере развитиясобственной личности. Как в период внутриутробного развития младенец, как быповторяет всю эволюцию вида, так и после рождения  человек, развиваясь,осваивая обычаи и традиции своего народа и своей семьи, ускоренно проходит всюисторию своего народа.
Самомураннему этапу развития человечества соответствует первобытнообщинный строй,когда главенствовали так называемые запреты-табу. В раннем детстве  ребенка также мало интересуют причины запретов, для него достаточно уже самого требованиявзрослых. Так и действие запретов-табу, — причиной возникновения табу можетоказаться что угодно, на  взгляд современного человека, причина может бытьсамой нелепой. Но исполняются эти запреты-табу неукоснительно, и дажеслучайное  их нарушение приводит нарушителя к смерти, причем описаны случаи,когда нарушители умирали от самой мысли о совершенном проступке.
Сзарождением запретов-табу знаком каждый из нас—часто мы сами придумываем себеразличные приметы и суеверия, пытаясь таким образом предугадать события илиподбодрить себя доброй приметой. Это  итог усложнения разума человека, особойего чувствительности, своего рода попытка выработать условный рефлекс, когдаразум пытается установить взаимосвязь между самыми случайными событиями.
Напланете за многие тысячи лет истории человечества жило множество различныхплемен, в которых закреплялись самые  разнообразные запреты-табу. Однимплеменам эти табу помогали в их каждодневной деятельности, что вело к усилениюи росту этого племени, а другие гибли. Начался своеобразный естественный отборзапретов-табу, — одни получали преимущество и завоевывали господство, а другиегибли,  не выдержав конкуренции.
Особенностьюэтого периода развития общечеловеческих ценностей является практическиотсутствие  у людей того, что мы сейчас понимаем под личностью, сознания в тойформе, что присуща в настоящее время взрослому нормальному человеку. Этопрекрасно заметно у детей раннего возраста и связано с отсутствиемпредставления о своей роли в происходящих событиях.  Человек выполняеттребования запретов-табу, не задумываясь ни о причинах, ни о последствиях. Унего отсутствует представление о причинно- следственных  связях, нет, поэтомусвязного представления об окружающем мире.
Процесснакопления запретов-табу шел самым случайным образом и поэтому был весьмадолгим — десятки тысяч лет. Но возникла  проблема сохранения накопленныхзапретов-табу и их толкования, что привело к появлению в племени людейспециально этим занимающихся — колдунов, шаманов, кудесников. Только ониполучили или присвоили себе право толковать и хранить запреты-табу, что ужетребовало выбора, требовалось  определять в какой ситуации применим тот или иной запрет и почему. Кроме того, само количество запретов-табу становилось всебольше и больше, и возникла необходимость в их систематизации. Да и самизапреты-табу утратили форму чисто запрета, превратившись в своего родаинструкцию, предписывая определенный обряд, порядок исполнения  действий всамых различных сферах деятельности—от рождения ребенка до погребенияпокойников и обращения к различным духам. К этому моменту уже возникло ипредставление о духах, сначала как о чем-то, что недавно существовало в реальноммире, но, исчезнув из реального мира, продолжает каким-то образом на неговоздействовать.
Несомненно,что вся эта информация имела уже достаточно большой объем, и это создавалоусловия для ее систематизации—поиску взаимосвязей между всеми этими знаниями обокружающем мире и человеке. Возникла необходимость в некой системе очевидной всвоей простоте, но позволяющей описывать достаточно сложные процессы вовзаимосвязи между ними.  И такую систему нашли, использовав систему родственныхотношений внутри племени. Прямое родство, сложная иерархия взаимоотношений,различные степени дальнего родства, все это создавало прекрасную возможностьобъяснять явления внешнего мира, используя в качестве модели родственныеотношения, существующие внутри племени.
Такзарождается сложный языческий пантеон богов, божков, героев, полубогов, спомощью отношений,  между которыми описываются процессы окружающего мира, —описываются и объясняются. Возникает четкое представление о причине иследствии. Это уже второй этап развития общечеловеческих ценностей, на этомэтапе человек начинает строить  модель окружающего мира, и у него возникаетнеобходимость определить собственное место в окружающем мире, выделить свойинтерес, свои потребности. Возникает представление о собственной личности и ееинтересах. Человек начинает моделировать мир, исходя из представления о  своихприоритетах, — начинает творить своих КУМИРОВ! Выстраивая все остальные событияв зависимости от этих кумиров. Эти системы глубоко субъективны, именно ониопределяют способности человека, его интеллект. Современным примером  подобноготворчества является попытка навязать обществу мысль о том, что “ХЛЕБ—ВСЕМУГОЛОВА!”. Создается главный кумир—хлеб, но сразу же возникает необходимостьопределиться с остальными  стихиями — Солнцем, водой, воздухом… Найтивзаимосвязь между ними и определить приоритеты.
Современнаянаука в этом отношении ушла не далеко, и представляет из себя типичнуюязыческую систему — весьма и весьма развитую. Главным признаком любойязыческой системы является ее цель — прежде всего удовлетворение материальныхпотребностей. А именно этой цели и служит наука, и в тоже время в своих высшихпроявлениях наука начинает соприкасаться с духовной жизнью человека,предоставляя возможность  перехода, при определенных условиях,  к третьемууровню развития общечеловеческих ценностей.
Кромевоздействия на самого человека язычество оказало качественное воздействие и наобщественное устройство — зародилось государство. В этой работе не ставитсязадача исследования всех последствий  язычества, в данном случае исследуютсятолько те аспекты язычества, которые способствовали зарождению следующегоуровня развития общечеловеческих ценностей. Одним из таких факторов явиласьвозможность моделировать окружающий мир на различную глубину, нагляднымпримером  чего является современное представление о строении материи. Таксовременная наука  при изучении  материи в различных случаях используетнесколько уровней представления о материи, — в самом грубом случае это некиематериальные объекты, для более тонких исследований материя представляется ввиде молекул, обладающих определенными свойствами, для еще более тонкихисследований используется атомарная модель строения  вещества, следующийуровень – элементарные частицы, еще глубже кварки… И нет ни каких основанийсчитать, что кварками завершается процесс моделирования строения материи. Ноуже из этой модели,  очевидно, что при определенных условиях возможны недоразумения в первую очередь обусловленные различием в уровнях используемыхмоделей. Конечно,  маловероятно, чтобы два физика поспорили о строениивещества, когда бы один утверждал в качестве основы вещества атомы, а другойприводил неопровержимые доводы в пользу молекул. Если подобный спор междуфизиками выглядит абсурдным, то споры между последователями различныхфилософских учений, которые,  безусловно,  связаны между собой таким жеобразом, уже абсурдом не кажутся и  до недавнего времени,  назывался такой спор“войной мировоззрений” и чуть не завершился настоящей войной. Таким образом,возникают основные поводы для недоразумений, — во-первых, при использованииодной и той же модели, исследуются разные ее уровни,--спорит сторонник молекулыс  приверженцем элементарных частиц как основы материи. Вторым поводомявляется  использование собеседниками разных моделей одного и того же явления.
Предоставляячеловеку,  возможность для создания различных моделей на различную глубинупостижения окружающего мира, язычество привело к возникновению проблемыкритериев – оценки создаваемых моделей. Возникла насущная потребность оцениватьэффективность используемых в повседневной жизни моделей. В качестве самогопримитивного критерия  легко напрашивается эмоциональная оценка — ощущениеудовольствия от удовлетворенной потребности воспринимается каждым человеком элементом  естественной  природы, –– создается впечатление непредвзятой оценки.Согласно этому критерию, все, что приносит удовольствие – хорошо, все, чтоспособствует неприятным ощущениям – плохо. Не следует полагать, что язычество  быстропришло к подобному заключению, над реальным язычеством еще долго тяготелизапреты-табу, естественно вошедшие в языческие системы в качестве составного элемента.
Язычествопредоставило человеку  большие возможности, сделав процесс осмысления мира  болеесознательным, в результате язычество в истории человечества занимает меньшийпромежуток времени.
Язычествосоответствует большей части жизни отдельного человека, если вспомнить, чтокаждый человек в собственном развитии повторяет историю своего народа. Язычествопривело и к зарождению философии, которую можно определять с помощью различныхформулировок, включая и  привычную — “ наука о наиболее общих законах...”, но,на мой взгляд, более естественно было бы   определить философию черезстремление человека взять от жизни максимум того, что возможно. Человек вдругосознал, что у него появился некий шанс — его собственная жизнь! И возникложелание использовать этот шанс самым эффективным способом. Но как этосделать?                                                                                                   Чтоже необходимо считать в жизни самым главным? Что бы, ориентируюсь на этуценность, прожить жизнь так, что бы в конце жизни быть однозначно уверенным,  — жизнь прожита самым счастливым образом, ни один миг столь драгоценной жизни непотрачен впустую!
Стремлениек счастью одно из  основных свойств человеческой натуры, и присуще каждому. Новот реализуется оно по-разному, что выражено в пословице “благими намерениямивымощена дорога в пекло”. Поиск наиболее важных жизненных ценностей привёл ккритическому осмыслению эмоциональной оценки. Возникло представление о самомчеловеке,  как о комплексе взаимоотношений между душой и плотью, сознанием иподсознанием в современной интерпретации.
 Самойгрубой моделью взаимоотношений  между сознанием и подсознанием является примерс голодом, – подсознание ощущением голода воздействует на сознание, котороеактивирует память, вырабатывает план удовлетворения желания и реализует его.Подсознание,  в случае успешного удовлетворения своего приказа сознанием,награждает последнее ощущение удовольствия — сытости и снимает  ощущениеголода. В случае не исполнения приказа следует наказание, арсенал которых уподсознания значительный – злость, досада, неудовлетворённость, отчаяние,ощущение безысходности и т. д.
Важнейшимследствием этого процесса является формирование в глубинах подсознанияинтегральной оценки – представления человека о самом себе, о собственныхспособностях, возможностях и перспективах, самоутверждённость человека. Процессэтот подобен строительству здания, когда  оценка за каждый поступок, подобномаленькому кирпичику укладывается в глубинах подсознания в постройку личности,её представления о себе и своих возможностях. Процесс этот чрезвычайно важендля каждого человека, определяя его личность. Это подсознательный процесс, ноименно возможность целенаправленного воздействия на него характеризует третийуровень  развития общечеловеческих ценностей.
Язычествоопределило подсознание хозяином,  а сознание слугой, услуги которогооплачиваются с помощью своеобразной валюты—чувства удовольствия. Для человекана этом, языческом,  уровне освоения общечеловеческих ценностей  представлениео свободе сводится к возможности беспрепятственно удовлетворять все прихоти подсознания,то есть к произволу. Погоня за удовольствием  превращает самых близких людей вконкурентов в борьбе за кусок пирога  удовольствий, сея вражду, зависть излобу. Исходя из этих ценностей,  определяется и мышление человека, когдачеловек и поступки окружающих рассматривает исходя из собственных ценностей,подозревая окружающих в самых неблаговидных желаниях. Это приводит и кспецифическому представлению о правах человека, прежде всего как о праве наудовлетворение потребностей для поддержания жизнедеятельности человека,главными из которых признаются материальные. Что хорошо выражено в древнемлозунге—“Хлеба и зрелищ”.
Вобщественных отношениях язычество однозначно приводит к абсолютизму – такназываемой тоталитарной системе, логически это обусловлено стремлением кидеальной свободе – полному исполнению желаний и прихотей. Но так ведёт себяасоциальный человек, и если общество будет состоять из людей, главной цельюкоторых будет стремление к произволу, то обществу придётся содержатьрепрессивный аппарат для обеспечения порядка, пресечения избыточного стремлениянаиболее ретивых граждан к “полной свободе”. Но руководство этого аппарата  подего воздействие уже не попадает и получает возможность реализовывать любые своиприхоти. Очевидно, что два человека не смогут одновременно обладать всейполнотой власти в одной структуре, между ними сразу же начнётся соперничество.На этом уровне освоения общечеловеческих ценностей в общественных отношенияхцарит  насилие и соперничество, и войны являются главным аргументом вмеждународных отношениях. И история полна тому примеров, поэтому необходимоучитывать этот фактор, так как большинство людей находится именно на этомуровне освоения общечеловеческих ценностей, --  это в природе человека.
Третийэтап развития общечеловеческих ценностей  определяется желанием человекаобрести свободу – выйти из  зависимости от подсознания, из слуги подсознаниястать его хозяином. Во многом это определено существенными противоречиями,возникшими между сознанием и подсознанием, так  для подсознания важнейшимявляется исполнение задач стоящих перед человеком как  биологическим видом, вто время как для сознания  большую роль играет индивидуальная судьба личности.Подсознание больше «работает» на весь вид, на всю экологическую систему, в товремя как сознание больше заинтересовано собственной судьбой.
 Третий уровень развития общечеловеческих ценностей характеризуется  стремлениемсознания выделить собственные интересы, которые как оказалось не только  несовпадали с интересами подсознания, но часто им и противоречили.
Преждевсего, подсознания, имея в своей основе инстинкт самосохранения, несло смерть,как главный  элемент совершенства жизни, то есть, после исполнения главнойбиологической  функции  по размножению включался механизм самоликвидацииособи,  – наступала старость и смерть. Сознание с неизбежностью смертисмириться не могло с самого начала своего зарождения.
Именнов обеспечении бессмертия видело сознание свой главный интерес, и именно этацель объявляется главным итогом всей человеческой жизни во всехмонотеистических религиях – Царство Небесное, Нирвана, единение с Богом, всёэто синонимы  бессмертия, которое обещается верным последователям учения. Вэтом сущность высших религий, и если философия только ищет самые главные жизненныеценности, позволяющие человеку прожить  жизнь самым интересным образом, торелигия – высшая стадия философии, она уже точно указывает те правила, следуякоторым, человек обретёт вечное блаженство. Тысячи лет миллионы последователей в самых  страшных исторических испытаниях проверяли на практике правильностьпредлагаемых религией истин, и то место в человеческой цивилизации, котороезаняли  последователи высших монотеистических религий, говорит само за себя. 
Используемаяв данной работе модель – вульгарный материализм, слишком груба и примитивна чтобы отобразить всю сложность проблем решаемых на третьем уровне развитияобщечеловеческих ценностей. Но даже грубый и несовершенный аппарат вульгарногоматериализма  позволяет представить модель достижения бессмертия,  –предположим, что некий человек, отказавшись от язычества, принял высшуюхристианскую истину: “Возлюби Бога и творенья  Его”. И через любовь к Богу и кокружающему миру пришёл к принципиально иному способу понимания мира, познаваяего уже не через удовлетворение собственных потребностей, а через стремлениепостичь замысел Творца. Здесь следует понять, что новая цель открывает ипринципиально новые возможности, когда человек в своём стремлении с каждымгодом раскрывает взаимосвязи реального мира, обогащая и усиливая собственныечувства. Теперь, как говорят математики, исследуем экстремум постижения — представим себе абсолютное постижение. Предположим, что в какой-то момент дособственной физической смерти, человек достиг абсолютного постижения,  он понял, ощутил все процессы во  Вселенной, все силы в ней действовавшие икоторые ещё только будут действовать в будущем. Он увидел своё рождение и своюсмерть, он получил возможность, через своё знание, вмешиваться в любой процессв любой момент времени в любой точке Вселенной. Не есть ли это вечная жизнь?Нирвана? Единение с Богом?
Разумеется,эта модель выглядит наивной, но это всего лишь издержки используемой  моделивульгарного материализма. Различные религии дают  и различное представление овечной жизни в зависимости от  применяемой модели, её сложности.
Общечеловеческиеценности третьего уровня включают в себя оба первых уровня развития и позволяютв одной семье вполне благополучно уживаться  людям, освоившим различные уровниобщечеловеческих ценностей: детям—живущим по законом-табу, подросткам,освоивших языческие ценности,  да и многие взрослые так и остаются на уровнеосвоения язычества.
Третийуровень освоения общечеловеческих ценностей приводит и общество к иному уровнюотношений. Так человеку, исповедующему высшие ценности необходимы правабеспрепятственно исполнять, прежде всего, свой долг по развитию собственнойличности, христианская религия понимает это под термином – спасение души. А дляспасения души человеку, прежде всего, необходимо неукоснительно соблюдать законлюбви и милосердия, понятно, что это предельно социальный человек, ненуждающийся в постороннем надзоре. Само понятие абсолютной свободы для такогочеловека заключается в возможности беспрепятственно соблюдать божественный закон.Общественные отношения приобретают подчинённую роль: функцией обществастановится обеспечение возможности каждому человеку исполнять свой долг передБогом. Что декларируется в преамбуле общественного договора—Конституции страны.
    Конституциявыступает в данном случае связующим элементом между морально-нравственнымизаконами и государственными законами. Конституция гарантирует, что власть незаставит людей нарушать морально-нравственные законы!
         Следствиемэтого является пристальный контроль за морально-нравственным обликом людей,стремящихся к управлению демократическим обществом. Очевидно, что на эту рольмогут претендовать только люди,  освоившие третий уровень развитияобщечеловеческих ценностей, свидетельством этого является строжайшее исполнениеими морально-нравственных законов.
         Проникновениев управление демократическим обществом язычника приведет общество ктоталитаризму, выше было сказано, почему язычеству присущ тоталитаризм ипроизвол.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.