Реферат по предмету "Экология"


Экологическая политика Украины

Содержание
1 Содержание экологической политики Украины
2 Правовое регулирование управленияприродоохранной деятельностью
3 Структура системы государственногоэкологического мониторинга
4 Направления и формы международногосотрудничества по вопросам охраны окружающей среды

1 Содержаниеэкологической политики Украины
ВерховнаяРада Украины (ВР) приняла во втором чтении и целом законопроект «Обосновных принципах (стратегию) государственной экологической политики до2020г.»[8]
Засоответствующее решение проголосовали 249 из 378 народных депутатов,зарегистрированных в сессионном зале.
Согласнозакону, целью государственной экологической политики является сохранение ивосстановление экосистемы на всей территории Украины, которая необходима для гармоничногосуществования живой и неживой природы, достижение равновесия использованияприродных ресурсов, их восстановления и развития общества, а такжегарантирование безопасного среды для жизни и здоровья населения [2].
Определено,что основными принципами национальной экологической политики являются:
· обеспечениесбалансированности экологических, экономических и социальных интересовобщественного развития государства;
· интеграцияэкологических целей в отраслевую политику на том же уровне, что экономические исоциальные цели, обеспечение экологической безопасности и поддержаниеэкологического равновесия на территории Украины, преодоления последствийЧернобыльской катастрофы;
· содействиеосознанию обществом необходимости сохранения окружающей среды для будущихпоколений; участие общественности в формировании и реализации экологическойполитики;
· неотвратимостьответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природнойсреды;
· приоритетностьтребований «загрязнитель окружающей среды и пользователь природныхресурсов платят полную цену », распределение благ для населения отиспользования природных ресурсов и обеспечения доступа к ним на справедливойоснове;
· достоверностьэкологической информации.
Задачамиулучшения экологической ситуации и повышения уровня экологической безопасности,в частности, являются:
· созданиесистем экологического управления и подготовки государственных целевых программохраны окружающей среды для отдельных отраслей национальной экономики,предусматривающих техническое переоснащение производственного комплекса врезультате реализации инновационных проектов, внедрения энергоэффективных иресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологическибезопасных технологических процессов;
· оптимизацияструктуры энергетического сектора национальной экономики в результатеувеличения объема использования энергетических источников с низким уровнемвыбросов двуокиси углерода к 2015 г. на 10 процентов и к 2020 г. на 20процентов;
· увеличениеобъема использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии к 2015г. на 5 процентов и к 2020 г. на 10 процентов базового уровня;
· уменьшениеобъема выбросов общераспространенных загрязняющих веществ стационарнымиисточниками в 2015 г. на 10 процентов и к 2020 г. на 25 процентов базовогоуровня, а также передвижными источниками в результате установления нормативовсодержания загрязняющих веществ в отработанных газах до 2015 г. согласностандартам Евро-4, к 2020 г. — Евро-5;
· приведениек 2015 г. методологии инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ иих объемов в соответствии с рекомендациями Европейской совместной программынаблюдений и оценки распространения загрязнителей воздуха на большиерасстояния;
· определениеосновных принципов государственной политики по предотвращению измененияклимата, разработка и поэтапное выполнение национального плана мероприятий посмягчению последствий изменения климата на период до 2020 г.;
· реализациямеханизма Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, вчастности проектов совместного осуществления, проектов целевых экологических(зеленых) инвестиций;
· созданиек 2015 г. экологически и экономически обоснованной системы платежей заспециальное использование и сбора за загрязнение водных ресурсов с учетоммеханизма стимулирования субъектов хозяйствования к рациональномуводопользованию, установление к 2020 году экологически и экономическиобоснованных тарифов на услуги по водоснабжению;
· снижениек 2020 г. на 15 процентов уровня загрязнения вод загрязняющими веществами(прежде пятидневная биологическая потребность кислорода, химическая потребностькислорода, соединения азота и фосфора) в результате реконструкции существующихи строительства новых городских очистных сооружений;
· внедрениек 2020 г. управления водными ресурсами по бассейновому принципу;
· усовершенствованиеи внедрение к 2015 г. технологических процессов подготовки питьевой воды иочистки сточных вод, а также обеспечение контроля за состоянием системцентрализованного водоснабжения и водоотведения для уменьшения потерь воды иулучшение ее качества и др.
Соответствующийзаконопроект зарегистрирован под № 7053 [8].
2 Правовоерегулирование управления природоохранной деятельностью
Правовое регулирование взаимоотношений природы и общества состоитв установлении научно обоснованных правил поведения человека по отношению кприроде и закрепления их государством в законодательном порядке какобщеобязательными нормами права, обеспеченных государственным принуждением наслучай их невыполнения.
Экологическое право — это система правовых норм, которымирегулируются общественные отношения по охране окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов [9].
Основу правовой охраны окружающей природной среды представляютследующие правовые документы:
— Конституция;— законы и кодексы в области охраны природы(нормы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства пронедра, про природно-заповедный фонд и про животный мир.
— Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии иприродопользования, правительственные природоохранные акты;
— нормативные акты министерств и ведомств;
— нормативные решения органов местного самоуправления.
Конституционные основы охраны окружающей природной средызакреплены в Конституции Украины. Конституция провозглашает право граждан наземлю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека наблагоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причинённого егоздоровью. В Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на безопасную дляжизни и здоровья окружающую среду, и на возмещение причинённого нарушениемэтого права ущерба. Каждому гарантируется право свободного доступа к информациио состоянии окружающей среды, про качество пищевых продуктов и предметов быта,а также право на её распространение» (ст. 50). Конституция также определяеторганизационные и контрольные функции высших и местных органов власти порациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливаетобязанности граждан по отношению к природе [3].Закон Украины « Об охранеокружающей природной среды».Охрана окружающей природной среды — составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, втом числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаютсяпреимущественно все компоненты природной среды [1].
Современными главными нормативно-правовыми актами, регулирующимиосновы организации охраны окружающей природной среды, являются Законы Украины:«Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г., «Об охранеатмосферного воздуха» от 16 октября 1991 г., «О природно-заповедном фондеУкраины» от 16 июня 1992 г., «Про животный мир» от 3 марта 1993 г., «Прокарантин растений» от 30 июня 1993 г. Также некоторые отношения в сфереиспользования и охраны окружающей природной среды регулируются кодексами,например, Земельный кодекс от 13 марта 1992 г. и др.
Экологические нормативы представляют собой систему и включают:
а)      нормативы экологической безопасности — предельнодопустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в окружающей природнойсреде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного,радиационного и другого вредного воздействия на окружающую природную среду,предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания;
б)      предельно допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы в окружающуюприродную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного воздействияфизических и биологических факторов.
3 Структурасистемы государственного экологического мониторинга
экологическаяполитика мониторинг охрана природа
Экологический мониторинг окружающей среды осуществляется подолгосрочной Государственной программе, которая определяет общие, согласованныепо целям, заданиям, территориям и объектам, срокам (периодичности) и средствамвыполнения действия ведомственных органов исполнительной власти, предприятий,организаций и учреждений независимо от форм собственности. Данные офункционировании Государственной системы мониторинга окружающей среды и ееобщая схема (рис. 3.1), действующая в настоящее время в Украине, приведена насайте Минприроды [9].
/>/>/>/>
/>
Рис. 3.1.Общая схема Государственной системы мониторинга ОПС
Создание и функционирование Государственной системы экологическогомониторинга окружающей среды должно способствовать проведению государственнойэкологической политики и призвано решать следующие задачи:
экологически рациональное использование природного исоциально-экономического потенциала государства, сохранения благоприятной средыжизнедеятельности общества
социально-экологическое и экономически рациональное решениепроблем, возникающих в результате загрязнения окружающей среды, опасныхприродных явлений, техногенных аварий и катастроф;
развитие международного сотрудничества по сохранениюбиологического многообразия природы, охране озонового слоя атмосферы,предотвращению антропогенного изменения климата, защиты лесов илесовосстановления, трансграничного загрязнению окружающей среды, возобновлениюприродного состояния Днепра, Дуная, Черного и Азовского морей.
Функционирование Государственной системы экомониторинга окружающейсреды должно руководствоваться следующими принципами:
объективность и достоверность первичной, аналитической ипрогнозной информации, согласованность нормативного, организационного иметодического обеспечения экологического мониторинга окружающей среды,повышение уровня адекватности действительному экологическому состояниюокружающей среды его информационной модели, формируемой на основе данныхсистематических наблюдений, проводимого соответствующими службами министерств иведомств Украины, других центральных органов исполнительной власти;
систематичность наблюдений за состоянием окружающей природнойсреды и техногенными объектами, влияющими на нее;
повышение оперативности получения и достоверности первичных данныхза счет использования совершенных методик, современных контрольно-измерительныхприборов и средств компьютеризации процессов сбора, накопления и обработкиэкоинформации на всех уровнях государственного управления и местногосамоуправления;
своевременность получения и обработки данных наблюдений наведомственных и обобщающих (локальном, региональном и государственном) уровнях;
комплексность использования экоинформации, поступающей в системуот ведомственных служб экомониторинга и других поставщиков;
совместимость технического, информационного и программногообеспечения ее составных частей повышение уровня и качества информационногообслуживания потребителей экоинформации на всех уровнях функционированиясистемы на основе сетевого доступа к распределенным ведомственным и интегрированнымбанкам данных, комплексной обработки и использования информации для принятиясоответствующих решений;
оперативность доведения экоинформации до органов исполнительнойвласти других заинтересованных органов, предприятии, организаций и учреждений;
доступность экологической информации населению Украины и мировомусообществу [9].
4Направления и формы международного сотрудничества по вопросам охраны окружающейсреды
 
В наше время повсеместно в мире происходит процесс«огосударствления» как самой сферы природопользования и управления ею, так имеждународного сотрудничества по проблемам окружающей среды.
Эти процессы связаны с тем, что все больше усиливаетсяполитический аспект проблемы окружающей среды, его тесная взаимосвязь свнутренней и внешней политикой государства. Как следствие этого – перемещениецентра тяжести в международном сотрудничестве относительно окружающей среды на межправительственныеорганизации.
Это и определяет основные формы международного сотрудничества всфере охраны окружающей среды:
Парламентское сотрудничество, ориентированное на координацию законодательнойдеятельности (разработка модельных (рекомендательных) законов в сфере охраныокружающей природной среды);
Взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированноена координацию разработки и реализации экологических программ;
Сотрудничество конвенционного типа, которое предусматривает единыйподход к решению конкретных экологических проблем отдельных территорий;
Научно-техническое сотрудничество, совместное исполнение природоохранныхразработок, реализация научных проектов [7].
Большинство международных программ сотрудничества реализуется врамках международных организаций – или широкого профиля, или специализированныхна какой-то узкой и частичной проблеме.
Их основные функции заключаются в разработке международныхсоглашений и конвенций, подготовке и проведении различных международныхконгрессов, съездов и конференций, заседаний рабочих органов, где обсуждаютсявопросы, связанные с достижением целей сотрудничества. Одной из важнейших задачбольшинства международных организаций являются планирование и контроль завыполнением проектов международных научных исследований, создание надлежащейорганизационной базы таких исследований. В своей деятельности международные организациибольшое внимание уделяют вопросам информационного обслуживания своих членов.Наконец, важной функцией международных организаций является контроль завыполнением их членами согласованных решений.
Некоторые из разработанных программ международного сотрудничества,в том числе между странами с различными общественными системами, должны какможно скорее войти в оперативную стадию, начать превращаться в конкретныепрактические дела [4, с. 414–415]. В этих условиях важное значение приобретаютмероприятия по реализации основных направлений международного сотрудничества,что еще более выкристаллизовывает модель планетарного регулирования охраныокружающей среды
Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды наближайшую и долгосрочную перспективу должно охватывать все больший и большийспектр рычагов и инструментов, чтобы в прямой или опосредованной формезаставлять отдельные страны и регионы мира рационально использовать и эффективновоссоздавать природные блага. Только при таких условиях возможно приближение к состоянию,когда будет обеспечено переход национальных экономик на ресурсосберегающуюмодель развития, которая позволит исключить глобальные риски техногенного иантропогенного характера.
Таким образом, глобальные экологические проблемы тесно связаны сдругими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга,возникновение одних приводит к возникновению или обострению других [5].
Мероприятия по реализации основных направлений международногосотрудничества в области охраны природы:
Финансовое содействие и техническая помощь развитых странразвивающимся странам;
Структурная перестройка национальных экономик;
Экологизация общественных потребностей, технологические разработкипо проблемам ресурсосбережения;
Создание системы представительств в международных организациях ина форумах экологического направления;
Формирование механизмов международной ответственности в областиохраны окружающей среды;
Экологическое налогообложение (ресурсные платежи, экологическиесборы);
Разработка совместных стратегий и концепций;
Регламентация использования отдельных видов природных ресурсов.
Особенно актуализировалась проблема ослабления процессовглобального потепления, которые начали ярко проявляться в последние периоды.Глобальное потепление может привести к таким последствиям:
 потепление будет происходитьнеравномерно – в полярных областях сильнее, чем в экваториальных, поэтомупроизойдут смена направлений океанических течений, ветров и перераспределениеосадков;
 по некоторым расчетам,Гольфстрим может ослабеть и сместиться от берегов Европы, что приведет к переменемягкого европейского климата на резко континентальный с очень жарким летом ихолодной зимой;
 ожидаемое таяние большогоколичества льда приведет к подъему уровня воды в океане и затоплению значительныхтерриторий суши; в тундре растает вечная мерзлота, и она превратится вгигантские участки солоноватых болот;
 вследствие перераспределенияосадков сместятся к полюсам климатические зоны, а наиболее плодородные и важныедля сельского хозяйства регионы (степь Украины, Северного Казахстана, Южной Сибири,прерии США, пампасы Южной Америки), вероятно, превратятся в безводные пустыни;
 значительная часть излишкапоглощенной солнечной энергии к переходу в тепло израсходуется на усилениеатмосферной циркуляции, что вызовет увеличение количества и рост мощностиураганов, смерчей и других разрушительных природных явлений [6, с. 43].
Большинство стран мира должны включиться в сеть международногосотрудничества в сфере природопользования, чтобы совместными усилиями замедлитьисчерпания жизненно важных природных ресурсов и условий и тем самым создатьпотенциал для расширенного воспроизводства общественных производительных сил.Потуги отдельно взятых стран относительно стабилизации ресурсопотребления вряд лидостигнут успеха, поскольку естественные процессы имеют объективный характер играниц между странами для них не существует.

Списокиспользованных источников1. ЗаконУкраины « Об охране окружающей природной среды».
2. Закон Украины«Об основных принципах (стратегию) государственной экологической политикидо 2020г.»
3. Конституции Украины
4. Дубас Р. Г. Економікаприродокористування: навч. пос. / Р. Г. Дубас. – К.: МП «Леся», 2007. – 448с.
5. Природопользование иустойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России. – М.: Товарищество научныхизданий КМК, 2006. – 448 с.
6. Екосередовище ісучасність: монографія / С. І. Дорогунцов, М. А. Хвесик, Л. М. Горбач, П. П.Пастушенко. – Т. 8.
7. Хвесик ЮлияМихайловна, кандидат экономических наук, г. Киев. © Ю.М. Хвесик, 2010 (http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mre/2010_2/1_3.pdf)
8. РБК-Украина,21.12.2010, Киев, 13:41 (http://www.rbc.ua/rus/newsline/show/vr-prinyala-strategiyu-gosudarstvennoy-ekologicheskoy-politiki-21122010134100)
9. Романова В.Ю.,Костенко В.К., Колесникова В.В., Мартынова Е.А. Основы экологии / Учебноепособие для студентов заочного отделения Донецк 2005 (http://feht.donntu.edu.ua/strukt/pd/img/index.htm#_Toc123006220)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовый рынок, его сущность, структура и особенности формирования и развития в Украине
Реферат Возвышение Москвы и объединение вокруг нее северо восточной Руси
Реферат Семантически производные существительные в романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина
Реферат ГОСы по менеджменту
Реферат Делопроизводство, корреспонденция
Реферат Бутенко, Эдуард Валентинович
Реферат Георгий Жуков. Победоносец
Реферат Агрессивный ребенок агрессия, к
Реферат Витамины
Реферат Міжнародна (взаємна) правова допомога
Реферат Сравнительная характеристика коммуникативных и организаторских способностей подросткового и юношеского
Реферат Использование сетевых технологий при проектировании дистанционной информационной системы и компь
Реферат История становления демографии и первые переписи населения в Великобритании
Реферат Проблемы опорно-двигательного аппарата у щенков и стареющих совак
Реферат Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры Роль фондовой биржи в современной российской экономике