Содержание
Введение
Патристика– основа христианского богословия ифилософии
Периодизацияи классификация
АвгустинБлаженный и его взгляды
Патристика как историко-философский феномен
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
«Мировоззрение средних веков, — писал Ф.Энгельс, — было по преимуществу теологическим… церковная догма являласьисходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание,философия — все содержание этих наук приводилось в соответствие с учениемцеркви».
Церковь, по словам Энгельса, выступила в «качественаиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодальногостроя». Она захватила в свои руки монопольное право на обучение. Вследствиеэтого все образование приобрело богословский характер. Человека с детстваприучали к мысли, что в окружающем мире следует видеть только всемогуществобога. Подавляющее большинство средневековых ученых являлись представителямидуховенства. Любая научная проблема преломлялась через официальную богословскуюдоктрину. Философия стала служанкой богословия. Ценность теоретическихисследований всецело определялась их соответствием догматическому учениюцеркви.
В данной работе рассматривается Патристика– которая является основой христианскогобогословия и философии.
Патристика– основа христианского богословия и философии
/>Патристика — (по-англ. patristics;от латинского patres – отцы), термин, обозначающий совокупность теологических,философских и политико-социологических доктрин, изложенных в произведенияхраннехристианских мыслителей (II–VIII вв.) – так называемых отцов церкви.Патристика составляет основу христианского богословия и философии. Периоды:II–III вв. – полемически фрагментарное философствование так называемыхапологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); IV–V вв. –систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий,Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе – Августин); VI в. – началостабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (ЛеонтийВизантийский, Боэций), получившее завершение в трудах Иоанна Дамаскина, вкоторых заложены основы схоластики.
Отцы церкви — традиционное названиедеятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию.Главные отцы церкви в католицизме — Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним,Григорий I Великий, в православии — Афанасий Александрийский, Василий Великий, ГригорийНазианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.
В широком смысле патристика – этодоктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтезрелигиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философскогонаследия. Диаметрально противоположные взгляды на содержание культурнойконвергенции («эллинизация» христианства – Гарнак, «христианизация» эллинизма –Жильсон, Квестен) сходятся в одном: религиозный элемент в патристике заметнопревалирует над рационально-рефлексивным. Особенностью патристики какисторико-философского феномена, во многом разделяемой со схоластикой, являетсядекларативный отказ от свободного философского поиска. В отличие от античнойфилософии патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не вразыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании и являетсякорпоративным достоянием всего христианского сообщества. Христианская традициясчитает патристику единым учением, раскрытым различными авторами с различнойглубиной: монотеистическая религия как тотальное духовное явление требует отфилософствующих адептов почти абсолютного теоретического конформизма.Авторитет, основополагающая константа патристики, иерархически структурируется,в порядке убывания: Откровение, абсолютный авторитет – господствующая церковнаянорма, корпоративный авторитет – личный авторитет отдельного «отца». В историиевропейской мысли патристика является первым внутренне цельным и историческидлительным типом рефлексии, в большинстве отношений соответствующимгипотетическому понятию религиозной философии, которая по основным интуициям ипосылкам тождественна религии, по объекту рефлексии – теологии, а порациональным методам – «чистой» философии. На протяжении более десяти вековхристианская теология была в Европе единственно признанным и историческивозможным стилем философствования, основной характеристикой которого являлось,подчеркнуто подчиненное положение разума по отношению к авторитету.
Основные теоретические достиженияпатристики стали достоянием средневековой западной и византийской теологии; приэтом нужно учитывать, что в силу ряда причин восточная патристика более плавноэволюционировала к своим византийским формам, чем западная – к схоластике.Значительная часть энергии патристики была затрачена на полемическую разработкутеологической догматики и оформление традиции, которую последующая эпохаполучила в относительно «готовом» виде. Поэтому схоластика (в первую очередьзападная) могла уделять гораздо большее внимание чисто философской стороне предмета:эта «вторичная рефлексия» вкупе с решительной сменой методологическихориентиров позволяла ей постепенно освобождаться от ограниченийконфессионального философствования. Вместе с тем некоторые теологическиепроблемы обрели вторую жизнь в эпоху Реформации: учение о предопределенииАвгустина во многом определило исходные установки протестантизма и рамкиконфессиональной полемики 16–17 вв. На Востоке же традиционная догматическаяпроблематика патристики продолжала разрабатываться в иконоборческой (8–9 вв.) ипаламитской (14 в.) полемике. Современными наследниками патристики являютсякатолическая мысль (томизм и августинианство), определяющая себя как«религиозное пользование разумом» (Жильсон), и связанное с восточной традициейправославное богословие.Периодизацияи классификация
Основная задача христианскогофилософствования — перевод глубинных интуиции религиозного мироощущения на языкпонятий. Античная философская традиция предоставляла богатый наборгерменевтических средств для решения этой задачи. Такова, прежде всего«техническая герменевтика» в узком смысле слова. Аллегорический методтолкования мифов, использованный еще Платоном, был усовершенствованперипатетическими и стоическими мифографами и применен Филоном Александрийскимк тексту Ветхого Завета. Аллегорическая экзегеза позволяла рассматривать тексткак систему знаков, шифрующих истину, и рассматривать ее при помощи физических,этических, исторических аллегорий.
В связи с историческим развитиемпатристики от истоков к универсальным теологическим системам зрелого периоданужно говорить о смене философских парадигм. Первоначально влиятельный стоицизм(порой выделяют даже особый «стоический» период патристики уступает с Оригеномна Востоке, Амвросием и Августином на Западе свое место платонизму. Важнейшиеидеи античной философии были суммированы на основе платонизма в наиболее мощнойи синтетической системе античности — неоплатонизме. Вот почему самые зрелые иразвитые теолого-философские учения патристики больше всего напоминаютнеоплатоническую систему и охотнее всего обращаются именно к ней как кисточнику философских парадигм.
Два наиболее общих метода обращения сэтими парадигмами таковы. В христианской теологии Бог столь же непостижим длячеловеческого ума, как в неоплатонической теологии — запредельное единое.Поэтому в конечных своих основаниях и христианское, и неоплатоническоефилософствование имеет отчетливо выраженный апофатический (отрицательный)характер: выясняя прежде всего, чем Бог, не может являться, такоефилософствование всегда есть попытка описать неописуемое и выразитьневыразимое. Конечное основание бытия принципиально недоступно разуму: к Богуприближает только вера. Здесь коренятся важнейшие проблемы христианскогосознания и прежде всего — соотношение разума и веры, разума и авторитета. Здесьже заключен источник тех трудностей, с которыми сталкивается всякая попыткавыразить содержание религиозного сознания я любую теологическую проблематикухристианства языком философии.
Однако принципиальная непостижимость Богане исключает возможности делать предположения о тех проявлениях Его Существа,которые (по идее) могут быть доступны разуму и чувству человека. Таковооснование положительной теологии, в русле которой решаются вопросы христологии,происхождения и познаваемости мира, назначения человека, всего, что составляетсодержание космологии, антропологии и этики. Оба этих метода нельзя совершеннообособить друг от друга; на протяжении всей истории патристики они всегдаиспользовались параллельно (хотя тот или другой мог предпочитаться сообразноуровню и направленности учения). Общее правило звучит приблизительно так: чемвыше, отвлеченнее и изощреннее (в философском плане) учение того или иного отцацеркви, тем сильнее тяготеет оно к апофатической теологии.
Перечисленные общие особенности объединяютпатристику со схоластикой, которая в большинстве отношений может считатьсяпродолжением патристики. Недаром такой известный знаток средневековойфилософии, как Э. Жильсон, начинает свое изложение с патристики.
Основные проблемы связаны схронологическими и регионально-языковыми особенностями формирования патристики.Хотя римский мир на закате своего существования столь же мало соответствовалабстрактной норме «античности», сколь и будущего «средневековья», патристику неследует квалифицировать как «переходное звено» между античной и средневековойфилософией, поскольку религиозное ядро с самого начала обеспечило ей высокуюстепень внутренней цельности, а христианская парадигматика, рожденная в первыевека патристики, без существенных изменений более тысячелетия доминировала вфилософском сознании Европы. Поэтому по большинству параметров патристикагенетически связана со схоластикой, которая может рассматриваться какнепосредственное продолжение патристики и внутренне стоит к ней неизмеримоближе, чем к античной философии.
Схоластика (от греч. scholastikos —школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединениемтеолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом кформально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европев средние века. Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влияниемавгустиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре обуниверсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм(Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (12-13 вв.) —христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (СигерБрабантский и др.), ее главный центр Парижский университет, основной жанр —«сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (13-14вв.) — Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманистыВозрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно вИспании (вторая схоластика, 16-17 вв. — Ф. Суарес, М. Молина). Решительнойкритике подвергла схоластику философия Просвещения.
В то же время патристика стилистически и внекоторых отношениях содержательно отличается от схоластики. В начальный периоди даже в эпоху расцвета патристика зависала от античных культурных стереотипов,которые, не затрагивая непосредственно сферу христианской парадигматики,оказывали заметное влияние на каждого представителя патристики пропорциональноего образованности. Хотя ориентированность на античную культуру во многомносила внешний характер, план риторического выражения, техника использованияфилософских теорий и терминов, она определила интеллектуальную стилистику патристики,поскольку отцы Церкви непосредственно из античного наследия получали то, чтосредневековым авторам доставалось через христианскую традицию. Поэтомуметодологически целесообразно рассматривать патристику как «христианскуюантичность» в отличие от схоластики как «христианского средневековья» (Трельч),учитывая стилистическую завершенность определенного периода рефлексии,определяющую две линии преемства: внешне-генетического между античностью ипатристикой, и внутренне-генетического – между патристикой и схоластикой. Наоснове этого критерия к началу 20 в. было принято концом патристики считать наЗападе деятельность папы Григория Великого (6 в.), а на Востоке – ИоаннаДамаскина (8 в.).
Формальная классификация патристики поязыковому принципу обретает реальное содержание, когда дело касаетсяпроблематики регионально-культурного сознания. Поскольку лишь греческий илатинский языки выражают значимые в масштабах всей патристики различияменталитета, деление ее на греческую и латинскую в основном совпадает с делениемна восточную (включая периферийные ветви – сирийскую, армянскую, коптскую) изападную. Восточной патристике свойственно внимание к высокой теологическойпроблематике и традиционная ориентация на платоническую метафизику: большаячасть богословских новаций принадлежит Востоку, где интенсивностьдогматико-церковной жизни была гораздо выше, чем на Западе. Латинский Запад,объединенный римской культурной традицией, проявлял больший интерес к проблемаминдивида и социума, к антропологии, этике и праву. Эти общие тенденции неисключают, разумеется, того, что внимание к этико-антропологическойпроблематике проявлялось и на Востоке (Немесий, каппадокийцы), а вкус кметафизике – и на Западе (Марий Викторин, Иларий, Августин); но показательно,что тринитарные споры о сущностном триединстве Бога мало затронули Запад, в товремя как пелагианская полемика (о соотношении свободы воли и благодати) неимела почти никакого резонанса на Востоке. Периодизация патристики должнасочетать регионально-языковые факторы и доктринальный критерий, в которомприсутствуют два плана – теолого-философский и догматико-церковный. Первыйотражает объективную эволюцию парадигматики, второй – ее соответствие наличномудогматическому канону; с этой точки зрения Вселенские соборы являются важнымивехами традиции, догматическая сторона которой неотделима от философской илитературной.
1. Ранняя патристика (кон. 1–3 в.):протодогматический период делится на два этапа. К первому (кон. 1 в. – 2-я пол.2 в.) принадлежат апостольские отцы и апологеты. В сочинениях апостольскихотцов, тесно связанных с кругом представлений Нового Завета, лишьприблизительно намечены основные пункты будущего теоретизирования. Апологетика,находившаяся под влиянием стоического логоцентризма, сделала первые шаги к построениюхристианской теории. К этому же этапу относятся влиятельные гностические учения2 в. Составляющая второй этап философская теология (кон. 2– 3 в., КлиментАлександрийский, Тертуллиан, Ориген) начинает освобождаться от влияниягностицизма и переходит от «чистой» апологетики к построению универсальныхтеологических систем. Параллельно начинается смена философских парадигм: сОригеном на Востоке стоицизм уступает место платонизму; аллегорический методтолкования Писания получает статус герменевтической нормы. Вместе с тем рядпредставителей западной патристики (Киприан, Арнобий, Лактанций) еще остаетсяпод влиянием апологетической традиции. Патристика институционально оформляетсяв первых теологических школах – Александрийской и Антиохийской.
2. Зрелая патристика (4–5 вв.): классикатеоретизирования и оформление догматики. В 1-й пол. 4 в. христианствостановится государственной религией. Вселенские соборы, начиная с Никейского(325), придают теологии догматическое измерение. География патристики расширяетсяза счет сирийской и армянской. Теоретизирование в ходе тринитарной ихристологической полемики достигает наивысшего расцвета; возникают классическиетеологические системы на основе неоплатонизма (каппадокийцы, Псевдо-ДионисийАреопагит), который утверждается и в западной традиции (Марий Викторин,Августин). Этот период отличается наибольшим разнообразием жанров.
3. Поздняя патристика (6–8 вв.):кристаллизация догматики. Теоретико-догматическая сторона патристикиокончательно принимает форму непреложного канона. Крупные теоретические новацииотсутствуют, зато интенсивно ведутся комментаторство и систематизация (ЛеонтийВизантийский) в то же время растут мистические тенденции (Максим Исповедник) ипринципиальное внимание к аристотелизму (Иоанн Дамаскин), что предвещаетсхоластику. На Западе теоретизирование постепенно также начинает приобретатьпереходные к схоластике формы (Боэций, Кассиодор). Развитие философскойпроблематики. Понятийная структура эллинской философии оказалась единственнымсредством, способным оформить религиозный опыт христианства и придать емуобщезначимость в пределах тогдашней культурной ойкумены. Так, из «ограничения»веры при помощи понятийного аппарата возникли христианские теология, космологияи антропология. Вместе с тем ни одно понятие греческой философии не былоспособно с полной адекватностью выразить реалии христианского религиозногосознания. Поскольку Писание выступало как источник истины и конечнаяобъяснительная инстанция, христианское теоретизирование формировалось как экзегезасвященного текста, как религиозная герменевтика, заимствовавшая античнуюаллегорическую методику через Филона Александрийского. Наиболее высокий,метафизический вид экзегезы требовал осмысления важнейших парадигм греческойфилософии, в ходе которого кристаллизовались два основных типа богословия –«отрицательный» (апофатическая теология) и «положительный» (катафатическаятеология). Платоновское запредельное первоначало, стоящее выше бытия икатегориальных различий, было идеальной объяснительной моделью для христианскихпредставлений о непостижимости Бога.АвгустинБлаженный и его взгляды
Наиболее значительными представителямипатристики являются Григорий Богослов, Василий Кессарийский, Григорий Нисский иАвгустин Блаженный.
Августин Блаженный (354 — 430 гг.).Основные произведения Августина Блаженного – «Исповедь», «О Граде Божьем».
Он создал религиозно-философскую систему,в которой главное внимание сосредоточено на отношении Бога и мира, вера иразума, истины и знания, добра и зла, свободы воля и исторического прогресса.Находился под влиянием идей Платона.
Августин Блаженный категорически отрицалналичие материала для сотворения мира, это ограничивает всемогущество Бога.
Проблема времени рассматривается черезтворение. Бог пребывает вне времени (в вечности, в постоянном настоящем).Деление времени на прошлое, настоящее и будущее — свойственно человеку.Августин Блаженный обратил внимание на субъективное время.
Соотношение добра и зла Августин Блаженныйрассматривал как градацию добра — зло не существует само по себе, зло — этоотсутствие добра, также как тишина — это отсутствие звука. Абсолютность добра иотносительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует вмире. Теодицея — оправдание Бога. Теодицея Августина Блаженного — этохристианский оптимизм. В своей моральной доктрине Августин Блаженный исходил изпризнания зла, которым наполнен мир. В наличии зла повинен человек, он не смограспорядиться свободной волей, дарованной ему Богом. Высшая цель человека — жизнь по Богу.
Учение Августина Блаженного о душе.Августин Блаженный определяет человеческую душу как созданную Богом, разумную ибесконечную. Главные свойства души — мысль, память и воля. Она хранит в себевсе предшествующие события и управляет телом. Главные действия душиопределяются не разумом, а волей. Поэтому поиск истины возможен только приналичии твердой воли, основанной на вере – «верь, чтобы понимать».
Социально — исторические взгляды АвгустинаБлаженного. Имущественное неравенство людей — это необходимое явление, котороеявилось следствием первородного греха. Бедность одних и богатство других — проявление божественной воли, а не личных качеств человека. Но в силу того, чтород человека произошел от одного прародителя — перед Богом все равны.Историческое развитие по Августину — движение от «Града человеческого» к «ГрадуБожьему». Данными понятиями символически названы 2 сообщества людей, которыеживут по разным моральным принципам. «Град земной» — это себялюбие, презрение кБогу, желание жить во плоти. «Град Божий» живет «по духу», следуя Божественнымзаповедям.
В целом исторический процесс выражает волюБога как заранее предусмотренного плана — провиденциализм. Человеческая историязавершается вторым пришествием Христа и Страшным судом. Взгляды АвгустинаБлаженного на историю носит эсхатологический характер, эсхатология — наука оКонце света.Патристика как историко-философский феномен
Как историко-философский феноменпатристика — это прежде всего синтез религиозных ценностей христианства иэллинского философского наследия. Но такое определение имеет слишком общийхарактер, а потому нуждается в ряде уточнений. В свое время известный знатокпатристики А. Гарнак, выражавший взгляды протестантских кругов, определилкультурный синтез как прогрессирующую эллинизацию первоначального христианства.В III в., указывал он, христианство ни идейно, ни тем более организационно непоходило на самое себя при Христе. Но такова была неизбежная цена победы: затриумф пришлось заплатить «философизацией» учения и созданием всеподавляющейцерковной иерархии. Все, что создано после Евангелий, было плодом эллинскогодуха и приспособлением религии к понятийному миру эллинской философии. ВозражаяГарнаку, многие авторы (преимущественно католики) впали в противоположнуюкрайность, утверждая, что патристика гораздо меньше зависела от греческойфилософии, чем может показаться, и что вернее говорить о «христианизацииэллинизма, но вряд ли об эллинизации христианства». Если бы, по словам Э. Жильсона,христианство «выродилось» в философию уже во II в., оно перестало бысуществовать как религия, а тем самым лишилось бы смысла самое понятие«христианская философия»: «На самом деле вовсе не философия поддерживала жизньхристианства на протяжении четырех веков; скорее, как раз христианство спаслофилософию от гибели». Полярная противоположность оценок лучше всего говорит опротиворечивом характере межкультурного синтеза и о том, как трудно оценить всесущественные факторы этого процесса, не абсолютизируя одну из его сторон.
Несомненно, христианство нуждалось всредствах, способных выявить в Откровении всеобщее и вечное содержание, сделатьего понятным для эллинского мироощущения. Разумеется, сама понятийная структурагреческой философии конституировала в христианском Откровении те смыслы,которые нельзя было извлечь из него и сделать доступными иным путем. Этозначит, что рефлексивный, понятийный элемент не просто «оформляет» религиозноесознание, но оказывает известное воздействие на его содержание. Однако столь жеочевидно, что содержательное ядро христианства как религии никоим образом неможет быть выведено из рационального эллинского философствования. Более того,«невыразимое» ядро христианства создавало вокруг себя «агрессивную» среду, и ниодно существенное понятие греческой философии, когда-либо попавшее в эту среду,не сохранялось в неизменном виде, не обладало полной свободой в отношениирелигиозной среды и не было способно с абсолютной адекватностью выразить реалиирелигиозного сознания.
Поэтому великий синтез в принципе не могбыть полным и законченным. Христианское учение, в которое вживлялись понятияэллинского мышления, приобрело парадоксальную биполярность в стремлениисоединить несоединимые до конца элементы — сокровенный «Иерусалим» и сокровенные«Афины». Между этими полюсами бьются сердце и мысль христианских отцов. Наодном полюсе — всепоглощающая вера, великая покорность Высшим решениям; она нежелает разумного определения своих оснований, не считает его возможным, но неспособна совершенно обойтись без него. На другом — потребность познать Творца вЕго творении, представить сущее как гармоническую ясность, увидеть отблескВысшей Мудрости, света и покоя на всем мироздании, не сомневаться всправедливости Высших решений и, наконец, выразить любовь к Богу и Ближнему вчетком моральном законе.
На первом полюсе концентрируется то, чтоделает религию религией и схематически может быть представлено как «материя»христианского философствования; второй полюс — средоточиерефлексивно-доктринальных элементов, или «форма» (которую и склонен былабсолютизировать Гарнак). Дабы религиозное переживание и религиозный опыт моглибыть выражены и приобрели универсальную значимость, их основания должны бытьпрояснены разумом и ограничены», при помощи понятий приведены к известнымпределам, в которых они обладают статусом всеобщности и необходимости. Лишь такможно получить ответы на вопросы: во что я верю, на что надеюсь, что есть мир,каковы место и задачи человека в нем. Таким образом, из «ограничения» веры припомощи понятийного аппарата рождаются христианские теология, космология иэтика.
Но при этом мы никогда не должны забывать,что идеи и понятийный язык греческой философии служат хотя и необходимым, новспомогательным и в значительной мере внешним средством для построенияхристианской догматики.
Заключение
Итак, делая вывод из выше изложенного,патристика — с точки зрения самих отцов, это не «набор» и даже не«совокупность» отдельных учений, но единое учение, раскрываемое и излагаемоеразличными отцами церкви с различной полнотой и глубиной. Если, однако, мыстанем рассматривать патристику «извне», отвлекаясь от ее собственныхкритериев и правил, то мы сможем на фоне внутреннего единства этого явленияувидеть все богатство и разнообразие его составляющих, оценить уникальностькаждого представителя патристики и его неповторимый вклад в целокупностьучения. Патристика может предстать и как разнообразие личных позиций, и какмногоплановый духовный феномен. Отсюда следует, что само понятие «патристика»имеет как минимум два значения: прежде всего, это особая форма построенияхристианской культуры и одновременно ее саморефлексия; во-вторых, этоспециальная научная дисциплина (патрологией), которая изучает патристику впервом ее значении.
Как историко-философский феноменпатристика — это, прежде всего синтез религиозных ценностей христианства иэллинского философского наследия.
Списокиспользуемой литературы
1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви/ В.В. Болотов.– СПб., 1907–1917; М., 1994.
2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинскаяпатристика/ Г.Г. Майоров. – М., 1979. – 524с.
3. Столяров А.А. Патристика. Понятиео патристике и ее основные особенности: История философии. Запад-Россия-Восток.Книга первая. Философия древности и средневековья/ А.А. Столяров — М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — 452 с.
4. http://culture.niv.ru/doc/philosophy/philosophy-history/400.htm;