Реферат по предмету "Педагогика"


Рабочая тетрадь по "Мировой художественной культуре" как средство развития мыслительной активности школьников

Рабочаятетрадь
по «Мировойхудожественной культуре» как средство развития
мыслительнойактивности школьников
 
Выпускнаяквалификационная работа

Содержание
Введение
Глава 1. Рабочая тетрадь – составная часть современногоучебно-методического комплекса
1.1 Исторический аспект возникновения и развития рабочих тетрадей
1.2 Роль дидактических материалов при изучении «Мировойхудожественной культуры»
1.3 Рабочая тетрадь как средство дифференциации ииндивидуализации процесса обучения
Глава 2. Условия практического использования рабочих тетрадейпо мировой художественной культуре
2.1 Технология создания рабочей тетради
2.2 Методика применения рабочей тетради в 9 классе приизучении раздела «Древнерусское искусство»
Заключение
Библиография
Приложение

Введение
Постоянное развитиеобщественных потребностей и реформа образования побуждают авторов учебниковискать новые пути для реализации личностно-ориентированного и деятельностногоподходов в образовании. Новых способов построения и форм подачи материала требуети ориентация на интеграцию гуманитарного знания и создание интегрированныхкурсов. Не следует забывать также о необходимости снижения нагрузки научащихся. Все это побуждает постоянно обращаться к обновлению, кактеоретического содержания учебной литературы, так и практики ее издания. Весьмаактуальными стали требования доступности, увлекательности и компактности учебника.Важной задачей для теоретиков и практиков стал поиск интегративной моделиучебного предмета и ее реализация в различных составных частяхучебно-методического комплекса (УМК) /Миницкий, 2005, 54/.
При стремительномувеличении объема информации, в том числе и учебно значимой, наиболееактуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельногодобывания и активного усвоения знания. Меняются и цели образования. На переднийплан выдвигается формирование и развитие у школьников навыков учебнойдеятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальныхумений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, влюбых отраслях науки, по любому предмету.
Изменение целейучебно-воспитательного процесса влечет за собой преобразование содержанияобразования, средств и методов обучения, требует пересмотра всегоучебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочихтетрадей для школьников. /Интернет/
В связи с переходом кновой образовательной стратегии – стратегии вариативного образования – одной изнаиболее актуальных проблем стала подготовка и обеспечение общеобразовательныхучреждений качественными, отвечающими современным требованиям дидактическимиматериалами. В условиях вариативности программ и учебников, их авторскогохарактера, учебно-методический комплекс уже не может быть единственным и универсальным,механически включая в себя весь фонд средств обучения /2, с.205 – 211/.
В связи с этим становитсяактуальным изучение возможности применения в самостоятельной учебнойдеятельности школьников наряду с дисциплинами естественно-научного игуманитарного циклов рабочих тетрадей по мировой художественной культуре (МХК).
Цель выпускнойквалификационной работы – рассмотреть возможности комплексных рабочих тетрадей вразвитии мыслительной активности школьников на уроках мировой художественнойкультуры.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализпедагогической, психологической, методической, культурологической литературы сцелью анализа теоретического и прикладного уровней разработки вопросов созданияи применения комплексных рабочих тетрадей на уроках МХК.
2. Анализ отношениясовременных учителей МХК к использованию рабочих тетрадей в своейпедагогической деятельности.
3. Разработкарабочей тетради по мировой художественной культуре и обоснование технологий ееприменения.
Объект исследования –комплексные рабочие тетради по мировой художественной культуре.
Предмет исследования –потенциал возможностей использования рабочих тетрадей на уроках МХК.
Для выполнения данной дипломнойработы были использованы следующие методы: анализ литературы, обобщениепедагогического опыта, письменный опрос, педагогический эксперимент.
Выпускнаяквалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,библиографии, приложений. Библиографический список насчитывает 23 источника.Приложение включает копию рабочей тетради по мировой художественной культуре
тетрадьрабочий дидактический культура мировой

1. Рабочая тетрадь –составная часть современного учебно-педагогического комплекса
 
1.1 Историческийаспект возникновения и развития рабочих тетрадей
Современноереформирование образования, затронув все сферы образовательного процесса,коснулось и средств обучения. Средства обучения, используемые как компонентыдеятельности преподавателя и учащихся, претерпевают в последнее время всебольшие изменения.
В дидактике средствамиобучения принято считать «материальные предпосылки, которые обеспечиваютучителю и учащемуся успешную учебную работу, вспомогательные материальныесредства школы с их специфическими дидактическими функциями» //. (источник?)
Понятие о средствеобучения используется в дидактике для обозначения одного из компонентовдеятельности учителя и учащихся наряду с другими компонентами (образ конечногопродукта, предмет преобразования, средства и технология деятельности). Средстваобучения существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а впроцессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве спознавательными действиями и операциями. Средства обучения уподобляютсяусваиваемому знанию; в них кристаллизован опыт общественной практики, способыприменения научной и технической информации //. /Пидкасистый, 2000, 272/
Дидактическая роль ифункции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования иизготовления.
Просмотрев определенноеколичество педагогической литературы, мы пришли к выводу, что единого мнения офункциях средств обучения в педагогике не существует. Разные авторы выделяютразличные функции.
«Дидактическим материаламприсущи все общие функции средств обучения (С.Г. Шаповаленко).
Главная функция –способствовать оптимальному усвоению представлений, понятий, законов, теорий,умений и навыков учащимися в соответствии с учебной программой, познакомитьучащихся с научными методами исследования и способами применения знаний напрактике, а также вносить вклад в воспитание.
Типичные функции:
· передача научныхзнаний учащимся и формирование у них умений и навыков в соответствии с учебнойпрограммой;
· стимулирование иформирование видов познавательной деятельности, приемов познания и способовусвоения, а также знакомство учащихся с научными методами;
· всестороннееразвитие учащихся: развитие познавательного интереса, умения наблюдать,мыслить, формирование культуры труда, эстетического вкуса;
· использованиепередовых методов и форм обучения.
Ч. Куписевич выделяетпознавательную, формирующую, дидактическую функции средств обучения //.
Т.С. Назарова и Е.С.Полат выделяют следующие функции: компенсаторности, адаптивную,информативности, интегративную, инструментальную, интерактивности, мотивации //.
Все функции средствобучения взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательныйпроцесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление учебно-познавательнойдеятельностью учащихся //. (Бурылова, 2004, 11)
«Основные общиедидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательногопроцесса заключаются в следующем:
* повышение степенинаглядности, доступности для учащихся учебного материала, который безприменения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
* удовлетворение ив максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся,интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебногоматериала;
* источникинформации, освобождающий преподавателя от большего объёма чисто техническойработы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;
* средствоуправления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя.
Подбор и применениесредств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основныххарактеристик и компонентов учебного процесса» //. (Интернет)
В результате анализалитературы мы выделяем следующие дидактические функции рабочих тетрадей по МХК:
· Компенсаторная – то есть облегчение процессаобучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;
· Информативная – передача необходимой для обученияинформации;
· Интегративная – рассмотрение изучаемого объектаили явления по частям и в целом;
· Познавательная- развитиепознавательного интереса, умения наблюдать, мыслить, эстетического вкуса;
· Формирующая — формирование видов познавательнойдеятельности, приемов познания и способов усвоения.
Объекты, выполняющиефункцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по ихсвойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитиеразличных способностей, их эффективности в учебном процессе.
По субъекту деятельностисредства обучения делятся на средства преподавания и средства учения. Ксредствам преподавания, как правило, относят средства, используемые учителемдля объяснения и закрепления учебного материала. К средствам учения – все, чтоиспользуется учащимися на пути к самостоятельному освоению знаний.
В последнее десятилетие вроссийской школе особое значение приобретают средства обучения, являющиесяодновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Это –всевозможные интерактивные обучающие программы, нетрадиционные учебники,учебники-хрестоматии, учебники-вопросники, рабочие тетради.
В российской школеобучение с помощью рабочей тетради известно достаточно давно. В двадцатые годы XX-го века в стране предпринималисьдаже попытки массового внедрения рабочей тетради в систему народного образования.К этому периоду относится, например, создание рабочей тетради по краеведениюПензенской губернии «Хозяйство пензенского края» для 5-го класса обучения(составлена секцией преподавателей г. Пенза, под редакцией П.Иллюстрова, 1927).Тетрадь содержала задания для самостоятельной работы учащихся и была разбита натематические разделы //. (Диссертация из Интернета)
Однако, в 20-30-е годы ХХвека рабочая тетрадь как средство увеличения самостоятельности и активностиучащихся не получила широкого распространения. Мы считаем, что причинами этогобыли недостаточная материальная база, низкий уровень профессиональной компетентностиучителей.
Следующий этап вразработке рабочих тетрадей приходится на 60-70-е годы. К этому периодуотносится создание рабочей тетради по истории для 7 класса (С. Ийспуу, Таллин,1966); тетради для самостоятельных работ по истории Древнего мира (автор-составительМ.И. Тетенбаум, консультант – Ф.П. Коровкин, Москва, 1968). Эти тетрадисочетали задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с непосредственнойопорой на материал учебника. Некоторые из них имели текстовые вставки –дополнения к содержанию учебников. Широкого распространения данные рабочиететради в системе образования того времени также не получили.
Общиесоциально-экономические преобразования, начатые в стране в конце 80-х – начале90-х годов, затронули народное образование и повлекли за собой в частностиактивную разработку новых рабочих тетрадей по многим школьным дисциплинам. Этирабочие тетради, являясь одной из форм содействия овладению учащимися способамисамостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний, получили,как уже отмечалось широкое распространение в современном образовании. Вотнекоторые из них:
Латышина, Д.И. Рабочаятетрадь по родной истории: Живая Русь / Д.И. Латышина, И.А.Кондратьева. – М.,1999.
Катханова, Ю.Ф. Изобразительноеискусство. 1 класс: рабочая тетрадь / Ю.Ф.Катханова, А.И.Васильев. – М., 2000.
Критская, Е.Д. Рабочаятетрадь к учебнику «Музыка». 2 класс / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.–М., 2002.
Особый ряд составляюттетради, изданные в последние годы в русле систем развивающего обучения. Восновном – это рабочие тетради, созданные в рамках развивающих систем обученияД.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Задания в них характеризуютсяопорой на наглядно-образное развитие ребенка, и в то же время направлены наактивное продвижение учащихся и в словесно-логическом мышлении.
Данные тетрадиориентированы также на эмоциональное восприятие школьниками той деятельности,которой они занимаются. Поэтому они содержат задания для обучения тому илииному предмету, дополнительные сведения, расширяющие кругозор учащихся, иуделяют особое внимание разнообразным приемам, призванным заинтересовать иувлечь детей //. (Диссертация из Интернета)
Жанр рабочих тетрадей впоследние годы приобрел большую популярность – во многом благодаря обширнойсерии «Шаг за шагом» издательства «Открытый мир». Тетради этой сериипредставляют собой самостоятельные учебные пособия, практически не связанные сдействующими учебниками. Но чаще всего тетради построенны именно как дополнениек учебникам.
Во время поискаинформации в печатных изданиях методического характера мы обнаружили в журнале«Искусство в школе» №3, 4 за 2004 год раздел под названием «Список литературыпо МХК». В нем наряду со списком учебников по мировой художественной культуре,изданных до 2004 года, приведен список рабочих тетрадей по МХК. Вот какиететради рекомендуются авторами журнала.
Ванюшкина, Л.М. МХК. ВекПросвещения: Рабочая тетрадь для 9 кл. / Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылов. – СПб.:СМИО-Пресс, 1999.
Вачьянц, А.М. Вариациипрекрасного: Рабочая тетрадь по МХК / А.М. Вачьянц. – М.: Аз, 1997.
Рябцев, Ю.С. Рабочаятетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и бытXI – XVII веков» / Ю.С. Рябцев. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Троицкий, Ю. История.Древний Восток: Рабочая тетрадь из серии «Шаг за шагом» / Ю. Троицкий, К.Умбрашко. – М.: Открытый мир, 1995.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Современное реформированиеобразования, затронув все сферы образовательного процесса, коснулось и средствобучения. Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которыевовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации иинструмента деятельности педагога и учащихся //. (Хуторской, 2001, 402)
Одним из таких средствобучения являются рабочие тетради на печатной основе. Рабочие тетради помировой художественной культуре выполняют компенсаторную, информативную,интегративную, познавательную, формирующую функции.
Попытки массовоговнедрения рабочих тетрадей в систему народного образования предпринималисьпервоначально в 20-е, а затем в 60-70 годы XX века. Но широкого распространения этот вид дидактическихматериалов не получил, ввиду недостаточного финансирования школ и низкой профессиональнойкомпетенции учителей. Массовое развитие рабочие тетради получили в конце 90-хгодов XX века в связи с реформой и переходомк стратегии вариативного образования.
1.2 Роль дидактическихматериалов при изучении «Мировой художественной культуры»
В условиях переходасовременной школы на профильную систему обучения актуальным становится вопрос ороли и месте дисциплин, составляющих образовательную область «Искусство»: изобразительноеискусство, музыка, мировая художественная культура. Школьный курс «Мироваяхудожественная культура» (МХК) стал самостоятельной дисциплиной сравнительнонедавно, в начале девяностых годов XX века, благодаря деятельности ведущего научного сотрудника приМинистерстве культуры СССР, кандидата педагогических наук Лии МихайловныПредтеченской, которая ввела этот предмет в учебный план школы и разработалапервую программу. Преподавание МХК в силу специфики объекта этого учебногокурса (искусство) и предмета обучения (ребенок, взаимодействующий с искусством)является «живой» неравновесной системой и характеризуется не столько определенностьютекста самой программы, сколько неопределенностью образовательных ситуаций(смысловой многозначностью материала изучения, индивидуальными и групповымихарактеристиками обучаемых, импровизационными способностями педагога) //./Ванюшкина/
Первоначально учебнаядисциплина «Мировая художественная культура» относился к школьному курсуистории. Затем его стали преподавать как факультативный курс. Некоторое времяМХК входила в группу дисциплин по выбору. Сейчас в общеобразовательной школепреподавание МХК ведется на основании государственного образовательногостандарта базового уровня и профильного обучения.
Например, в нашем городеМОУ СОШ № 8 реализует обучение по художественному профилю (литература,искусство).
Изучение мировойхудожественной культуры в школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие чувств,эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческихспособностей;
· воспитаниехудожественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировойкультуры;
· освоение знаний остилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерныхособенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной изарубежной культуре;
· овладение умениеманализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности,высказывать о них собственное суждение;
· использованиеприобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанногоформирования собственной культурной среды.
И.Л. Гольдман, аспирантСанкт-Петербургского университета профсоюзов, выделяет три важнейших цели, радидостижения которых необходимо изучать в образовательном учреждении предметыобразовательной области «Искусство»: «Во-первых, развитие у учащегося навыковбыть читателем, зрителем и слушателем. В процессе внимательного разглядывания(чтения, прослушивания) произведений искусства учащийся приучается самостоятельносчитывать заложенную в визуальном, вербальном, музыкальном тексте информацию,интерпретировать, анализировать ее, формировать собственную точку зрения.
Вторая цель – эторазвитие креативности ученика. Побуждая его не только смотреть, слушать,читать, но и самому выступать в роли творца, мы формируем в нем умениедействовать в ситуациях, не имеющих аналога в его прошлой жизни; невоспроизводить шаблоны, а в самом себе обнаруживать богатые творческие резервыдля созидательной деятельности любого рода. Наконец, третья цель, к достижениюкоторой необходимо стремиться педагогу – искусствоведу, это формирование всознании ученика целостной, а не разрозненной картины мира /Гольдман/».
Существует несколькотеоретических подходов в преподавании мировой художественной культуры. Историческийподход предполагает описание жизни людей в историческом развитии, в ихвременной или территориальной локализации. Этот подход характеризуетсясубъективным отношением учителя к отбору материала. Теоретическое обоснование,объяснение причин, особенностей при данном подходе чаще всего нерассматривается. При эклектическом подходе история культуры выступаеткак сумма историй достижений в той или иной совокупности сфер (истории, науки,техники). Возможно теоретическое обоснование, но оно зависит от вкусов автора. Художественныйподход включает в себя серию рассказов о выдающихся творцах и их творениях. Философскийподход рассматривает развитие человека в его отношениях к природе и обществу.Человек является субъектом культуры. Логика развития культуры вытекает из еесущности. Главной проблемой применения данного подхода является поискматериала, через который идет развитие культуры //. (Уч.по к/л)
Во время педагогическойпрактики ………(где) мы применяли эклектический подход, так какименно он позволяет наиболее полно познакомить учащихся с достижениями культурыза малый объем времени, который отведен по учебному плану на изучение МХК вшколе. И именно при этом подходе можно наиболее эффективно использовать рабочуютетрадь.
Одним из важнейшихусловий успешного обучения и развития мыслительной активности учащихся являетсяхорошо продуманная организация их самостоятельной работы.
Как отмечает в своей статье«Какой учебник нужен курсу МХК?» Ванюшкина Л., «общение с произведениемискусства – индивидуальный, глубоко личный процесс. Групповые методы работы вклассе должны рассматриваться всего лишь как прелюдия момента, когда ребенокостается один на один с картиной, музыкой, книгой» //./Ванюшкина/ И здесьважная роль принадлежит дидактическим материалам, которые рассматриваются какнезависимый канал получения информации, дополняющий, обогащающий, индивидуализирующийи систематизирующий знания ученика.
Учителями МХК учебникииспользуются главным образом в качестве источника предметной информации, наоснове которой разрабатываются собственные сценарии учебного процесса. Чтобы спомощью такого учебника все учителя, независимо от их опыта и квалификации,могли эффективно организовать учебный процесс, необходимо методическоесопровождение в виде методических пособий для учителя, хрестоматий,практикумов, книг для чтения, рабочих тетрадей, которые составляют учебно-методическийкомплекс.
Поэтому «первичные компоненты»учебно-методических комплексов (учебники, книги для учителя, рабочие тетради) подвергаютсяболее строгому, чем прежде, отбору. Следует заметить, что в современныхучебниках значительно увеличен объем фактического материала, приводится большоеколичество дат и имен. Это освобождает учителя от необходимости рассказывать оходе событий, что было неизбежно при чрезмерной краткости ранее действовавшихучебников, но требует перехода к принципиально новой методике. Основой урокастановится теперь работа с текстом и его обсуждение. При этом первоначальноезнакомство с материалом учебной книги может частично осуществлятьсянепосредственно в классе, а частично – в ходе выполнения домашних заданий.
При написании дипломной работымы попытались выяснить отношение учителей мировой художественной культурыгорода Шадринска к использованию рабочих тетрадей в своей педагогическойдеятельности. Для этого мы использовали один из эмпирических методовисследования – письменный опрос. Нами было опрошено пять учителей МХК школ №1,№2, №7, №8, №9 разного возраста и с различным стажем работы в школьной системеобразования, из которых четыре человека работают в системе образования болеедесяти лет, а один – первый год. (Приложение 1)
Цель опроса – выяснитьотношение учителей МХК к рабочим тетрадям.
Задачи анкетирования:
1. выяснить,сталкивались ли учителя МХК школ г. Шадринска в своей педагогическойдеятельности с рабочими тетрадями по МХК и используют ли их на своих уроках;
2. если неиспользуют, то выявить причины этого;
3. в чем они видятмотивы использования рабочих тетрадей в самостоятельной учебной деятельностиучащихся.
На вопросы анкеты – «сталкивалисьли вы в своей педагогической деятельности с рабочими тетрадями по МХК» и«используете ли их на своих уроках», все учителя МХК дали отрицательный ответ.Как отметили сами респонденты, они не видели рабочие тетради по данномушкольному предмету, но слышали о них.
Из предложенных анкетойкритериев использования рабочих тетрадей на уроках МХК респонденты выбралиследующие:
· рабочие тетрадиоблегчают учителю планирование урока (40%);
· позволяютсочетать на уроке устную и письменную работу (60%);
· избавляютучащихся от большого объема механической работы (20%);
· помогают учащимсявыделять в тексте наиболее важную и существенную информацию (80%);
· способствуютпривлечению всего класса к активной познавательной деятельности (100%).
Учителями были определеныи причины, по которым рабочие тетради по мировой художественной культуре неиспользуются в школах города Шадринска. Трое респондентов из пяти видят причинув недостаточном финансировании школ. Два других ответили, что не используютрабочие тетради, так как до сих пор нет единой, универсальной, достаточно полноразработанной программы по МХК и учебно-методического комплекса, которым можнобыло бы пользоваться на протяжении нескольких лет.
Здесь мы приведем мнениеИ. Мирошниковой, автора нескольких статей, опубликованных в журнале «Искусствов школе». Она пишет: «В существующих программах довольно разнообразны подходы кпредметности МХК: в одних – предметом обсуждения является галерея великихдостижений художественного гения человека; в других – разные виды художественноготворчества в их связях и взаимовлияниях; в-третьих – формы взаимодействия вмире искусства различных эпох и регионов и т.д.» /Мирошникова/.
Как говорят сами учителяМХК, они ведут свои уроки чаще всего в форме лекций, пытаясь тем самым передатьобучающимся максимум информации по изучаемой теме. При подготовке к уроку МХКучитель нацеливает учеников на использование различных энциклопедий поискусству (например, «Энциклопедия для детей», «Народы и религии мира», «Мифынародов мира»), учебных пособий по смежным предметам (истории, литературе, музыке),электронных справочников («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»). Элементырабочей тетради по МХК есть в рабочих тетрадях по истории России для среднегошкольного звена авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. /4/. Но в учебниках поистории тема искусства освещается поверхностно, что не способствуетформированию у школьника целостной картины мира культуры.
Из всего выше сказанного можносделать следующие выводы:
Школьный курс «Мироваяхудожественная культура» стал самостоятельной дисциплиной в начале девяностыхгодов XX века и в силу специфики объектаэтого учебного курса (искусство) и предмета обучения (ребенок,взаимодействующий с искусством) является «живой» неравновесной системой ихарактеризуется не столько определенностью текста самой программы, скольконеопределенностью образовательных ситуаций.
Изучение мировойхудожественной культуры в школе направлено на развитие чувств, эмоций,образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностейучащихся; воспитание художественно-эстетического вкуса; освоение знаний остилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерныхособенностях; на овладение учащимися умением анализировать произведенияискусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о нихсобственное суждение; использование приобретенных знаний и умений длярасширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Одним из важнейшихусловий успешного обучения и развития мыслительной активности учащихся являетсяхорошо продуманная организация их самостоятельной работы. И здесь важная рольпринадлежит дидактическим материалам, которые рассматриваются как независимыйканал получения информации, дополняющий, обогащающий, индивидуализирующий исистематизирующий знания ученика.
Как показал анкетныйопрос, проводимый нами в школах города Шадринска, учителя мировойхудожественной культуры не используют на своих уроках комплексные рабочиететради по МХК из-за недостаточного финансирования школ, а также ввидуотсутствия универсальной, достаточно полно разработанной, но при этомучитывающей индивидуальные особенности учащихся программы по данному школьномукурсу.
Все преподаватели мировойхудожественной культуры отмечают следующие возможности использования рабочихтетрадей на уроках: рабочие тетради способствуют привлечению всего класса кактивной познавательной деятельности; помогают учащимся выделять и запоминатьнаиболее важную информацию; значительно облегчают учителю планирование урока,позволяя сочетать на уроке устную и письменную работу.
2.3 Рабочая тетрадькак средство дифференциации и индивидуализации процесса обучения
 
Педагогический опытпоказывает, что при самостоятельном чтении учебника школьники часто скользят потексту, не замечая многих важных положений. В то же время, видя, что в учебникесодержатся все основные сведения, ребята зачастую не ведут записей по ходуурока. Следует учитывать текстовую и логическую сложность учебников, а такжеуровни восприятия и понимания смысла текста учащимися. Учитель же, привыкшийбольшую часть урока использовать для передачи информации, нередко испытываеттрудности в организации работы ребят. Помочь в преодолении этих затруднений,почти неизбежно возникающих при переходе к новой учебной литературе, призванырабочие тетради на печатной основе.
Современный процессобучения должен быть ориентирован на личность, а значит должен учитывать природныеособенности (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), индивидуальныеособенности восприятия, а также склонности, интересы, способности учащегося. Методологическимиосновами индивидуализации процесса обучения являются теории о межполушарной асимметрииголовного мозга, учения о деятельности ведущей репрезентативной системы.
Согласно теории омежполушарной асимметрии головного мозга индивидуальность личности во многомопределяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые этиотношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего века профессоромпсихологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия) //.(Кучегашева)
Функциональнаяасимметрия полушарий мозга − это распределение психических функций и их частныхособенностей между полушариями головного мозга (латерализация).
Предпосылки асимметриизакладываются при формировании мозга у плода и продолжают складываться вплотьдо подросткового возраста и далее. Пучки нервных волокон, идущих от мозга ктелу, перекрещиваются (икслатеральный путь). Левое полушарие управляет правымианализаторами тела, правое — левыми.
Каждое полушарие являетсяведущим в функциях по обеспечению определенных психических процессов. Каждоеполушарие способно справляться с различными видами задач, но часто одноотличается от другого как по подходу к их решению, так и по эффективности.
Выделяютнесколько видов функциональных асимметрий:
1. Моторнаяасимметрия –неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела,управляемая каждым полушарием мозга.
2. Сенсорнаяасимметрия –неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева исправа от средней плоскости тела.
3. Психическаяасимметрия –специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.
Морфологически полушария принципиально не отличаются. Правоелишь на пять грамм больше левого, но в левом полушарии больше серого вещества.
Сознание человека базируется на совместной деятельности двухполушарий, хотя одно из них является доминантным.
Индивидуальность зависит от типа функциональной асимметрииполушарий, а также от уровня их интегрального взаимодействия (рис.1).
Правое полушарие – узнавание предметов, цвет, форма, различение голосов.Правое полушарие перерабатывает информацию одновременно и целостно, нерассматривая при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета илиявления. Интровертированность. Развита кратковременная, непроизвольная память.Правое полушарие следит за всеми изменениями окружающей среды, за изменениемнастроения, а левоеанализирует эти изменения, оно ответственноза выбор цели, которую мы ставим перед собой на будущее. В правом полушарииобъединяется вся информация, приходящая из соматосенсорной зоны, сообщающаяотносительное положение тела в пространстве. Она соединяется с информацией,поступающей из зрительных и слуховых зон коры, благодаря чему мы имеем точноепредставление о собственном теле во время его передвижения в пространстве.
Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательноеабстрактное мышление. Экстравертированность. Развита долговременная, логическаяпамять. Левое полушарие принимает переработанную информацию, аналитическую ипоследовательную с привлечением фактов, логики. В левом полушарии информация,приходящая из соматосенсорной зоны соединяется с памятью, что позволяетосмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения(сообщение от рецепторов кожи, мышц, суставов) и вырабатывать определеннуюлинию поведения //. (П.П. Кучегашева)

/>
Рис.1 Функциональнаяасимметрия левого и правого полушария мозга.
Использование рабочихтетрадей по мировой художественной культуре положительно влияет на деятельностьправого полушария (на процесс узнавания предметов, цвета, общую обработкуинформации; развивает образное и художественное мышление, кратковременную,непроизвольную память) и на деятельность левого полушария (активизируетлогическое и абстрактное мышление, развитие речи, письменных навыков, развитиедолговременной, логической памяти). Они развивают межполушарное взаимодействие,что является одним из требований здоровьесберегающей технологии. Применениерабочих тетрадей способствует выполнению таких требований здоровьесберегающейтехнологии, как учет особенностей аудитории, создание благоприятногопсихологического фона на уроке, использование приемов, способствующих появлениюи сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыраженияучащихся, использование разных видов деятельности //. (Севрук, 203)
На активность ирезультативность восприятия преподносимого учебного материала влияет ведущаярепрезентативная система личности. По данным исследований, проводимых доцентомкафедры социальной педагогики и социальной работы ШГПИ И.М. Леготиной, средисовременных школьников очень малое количество (в среднем за пять летисследований их процент не превышал 20 %) аудиалов, т.е. тех, кто лучшевоспринимает информацию на слух. У большинства молодых людей ведущей являетсявизуальная система восприятия (зрительная) и частично – кинестетическая (черезощущения). Из этого следует, что словесно-иллюстративный метод изложенияматериала является малоэффективным. А ведь именно он преобладает в школьной практике.
Рабочие тетради помогаютактивизировать визуальную и кинестетическую систему восприятия при условииэстетически и дидактически грамотного их оформления.
Вот как аргументируетиспользование рабочих тетрадей на уроках истории Леонид Кацва, один из авторовучебников и рабочих тетрадей по истории России: «Их содержание – это вопросы изадания, ответы на которые могут быть даны на основе внимательной работы сучебными книгами. Тетради значительно расширяют методический аппарат,содержащийся в учебниках. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы помочьшкольникам выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте… Наряду свопросами в тетрадях содержатся разнообразные задания. Ученикам предлагается закончитьфразу, выбрать вариант ответа и обосновать свой выбор; сформулировать свойвариант ответа, если ни один из приведенных не воспринимается как правильный иполный; подобрать нужные даты; расположить события в хронологическом порядке» /Кацва/.
Благодаря этому детиучатся находить фактический материал (например, даты, имена), выписывать его;письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответысамостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет.
По словам Г.В.Пичугиной,автора статьи «Образовательная область «Технология»: каким быть учебнику»,напечатанной в журнале «Педагогика», «обязательным средством обучения выступаетрабочая тетрадь проекта, представляющая систему познавательно – трудовыхзаданий различного типа, объема и сложности, выполнение которых способствуетформированию целостного представления о конкретном процессе, приобретениюнеобходимых знаний и умений. Именно рабочая тетрадь служит стержневым компонентомУМК, ведущим способом представления учебного материала» /11/.
Непременным условиемиспользования рабочих тетрадей является анализ языка произведения искусства исамостоятельная интерпретация учениками многочисленных и разнообразных смыслов,заложенных в каждом произведении. Уже в ходе работы с конкретными явлениямихудожественной культуры учащиеся получают рассуждения о них, понимания их, покрайней мере, с двух точек зрения: человека современного и древнего.
Использование тетрадейизбавляет учащихся от большого объема механической работы, поскольку заданиярассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильныеответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесенынеобходимые уточнения и исправления, в последствии может стать отличнымконспектом для повторения пройденного материала – тем более полезным, что он взначительной степени готовится самим учеником.
«Использование тетрадиоблегчает учителю планирование урока, позволяет сочетать устную и письменнуюработу, выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальныхразмышлений. При этом учителю не надо придумывать вопросы и задания. Инымисловами, тетради облегчают решение одной из самых сложных проблем в организацииурока истории – привлечь весь класс к активной познавательной деятельности. Вто же время рабочая тетрадь может явиться эффективным средством контроля усвоениязнаний» /Киселев/.
Однако, как отмечает СтепанищевА.Т., автор учебного пособия для студентов высших учебных заведений «Методикапреподавания и изучения истории», «работая с тетрадями, учащиеся нередкоиспытывают ряд трудностей.
· Учащимся бываетнеоткуда получить информацию для ответа на некоторые вопросы;
· Вопросы и заданияв тетрадях стандартны для всех учащихся – класса, школы, района, области,региона, страны, что не способствует ни индивидуализации, ни дифференциацииобучения.
· Часть заданий, напервый взгляд достаточно простых, трудна даже для сильных учащихся»/Степанищев, с.109 – 110/.
Таким образом, современнаярабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный длясамостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на еестраницах. Рабочая тетрадь способствует дифференциации и индивидуализациипроцесса обучения, так как в ее основе лежат теории о межполушарной асимметрииголовного мозга, учения о деятельности ведущей репрезентативной системы.
Использование рабочейтетради облегчает учителю планирование урока, позволяет сочетать устную иписьменную работу, выделить вопросы для коллективного обсуждения и дляиндивидуальных размышлений. Непременным условием использования рабочих тетрадейявляется анализ языка произведения искусства и самостоятельная интерпретацияучениками многочисленных и разнообразных смыслов, заложенных в каждомпроизведении. Уже в ходе работы с конкретными явлениями художественной культурыучащиеся получают рассуждения о них, понимания их, по крайней мере, с двух точекзрения: человека современного и древнего.
Целиком заполненнаярабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения иисправления, в последствии может стать отличным конспектом для повторенияпройденного материала – тем более полезным, что он в значительной степени готовитсясамим учеником.
Использование рабочихтетрадей по МХК как обязательных учебных пособий всеми учащимися страны будетспособствовать выравниванию качества подготовки школьников независимо от ихместа жительства.

Глава 2. Условия практического использованиярабочих тетрадей по мировой художественной культуре
 
2.1 Технологиясоздания рабочей тетради
Раздел «Русская культура11-13 вв.» изучается в девятом классе согласно требованиям федеральногобазисного учебного плана. В школе № 2, базе нашей практики, на этот разделотведено пять часов.
Такое пристальноевнимание к данному периоду русской культуры объясняется тем, что именно в этотпериод русской культуре был дан мощный толчок к развитию. Этому способствовалавсеобщая христианизация Руси, которая внесла значительные изменения не только вкультуру Древнерусского государства, но и изменила мировоззрение людей, ихвосприятие всей жизни.
Открытость исинтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки инародное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточногославянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело ктому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры //. (Сахаров,Буганов)
Но дальнейшее развитиекультуры Руси на два столетия было прервано татаро-монгольским нашествием.
Цель раздела –сформировать у школьников представления об основных формах и закономерностяхпроцесса становления и развития художественной культуры Древней Руси в 11-13веках.
Задачи:
· Раскрыть сущностьхудожественной культуры Руси 11-13 в.в. и закономерности ее развития;
· Дать основыанализа художественных произведений;
· Воспитыватьхудожественно – эстетический вкус учащихся.
Раздел «Русская культура11-13 в.в.» содержит следующие темы:
1.  Особенности русской культуры 11-13веков. Города – центры культуры.
2.  Литература и поэзия 11-13 веков.
3.  Древнерусское зодчество иархитектура.
4.  Иконопись и живопись Древней Руси.
5.  Быт русского народа 11-13 веков.
При изучении этогораздела мы пользовались следующими источниками:
История России сдревнейших времен до конца XVIII века:Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / Под ред. А.Н.Сахарова. –6-е изд. – М.: Просвещение. – 2000. – 303с.
Энциклопедия для детей.Том 7. Искусство. Ч. 1.[Текст] / Гл. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта Плюс,1997. – 688с.
Шедевры русской живописи[электронное издание]. – 33 интерактивных урока. – М.: Кирилл и Мефодий, 2002.
Православная икона [электронноеиздание]. – М.: Директ Медиа Паблишинг, 2000.
Во время педагогическойпрактики на уроках по данному разделу нами были использованы следующие методы:
· Словесно-иллюстративные:беседа, рассказ, лекция;
· эвристическогообучения: метод смыслового видения, метод конструирования понятий, методсимволического видения, метод сравнения;
· проблемногообучения: обсуждение проблемных вопросов.
При проведении уроковиспользовались такие средства обучения, как репродукции икон, памятниковархитектуры, зодчества, живописи; раздаточный материал (карточки с заданиями);технические средства обучения (DVD –проигрыватель).
Но для активного усвоенияматериала и эффективной организации самостоятельной работы учащихся этихсредств явно не достаточно. К тому же, в школе отсутствуют учебники по мировойхудожественной культуре. Поэтому мы посчитали необходимым разработать ипредложить рабочую тетрадь. Наша тетрадь является дидактическим дополнением клекциям учителя.
Цель рабочей тетради –способствовать повышению эффективности обучения школьников и уровня ихтворческого развития. Рабочая тетрадь по мировой художественной культуре должнаотвечать определенным требованиям: отражать все темы школьного курса по МХК;быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержатьдифференцированные задания, рассчитанные и на тех, кто с большим трудомвоспринимает и усваивает материал; стать «настольной книгой» школьника поданной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборникупражнений, тетрадь для классной или домашней работы, регулярно проверяемойучителем.
На основе анализапедагогической и методической литературы, разработок других авторов по темамшкольного курса МХК, мы определили следующую структуру и содержание рабочейтетради.
1) информационныйкомплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения;
2) упражнения длясамостоятельной работы учащихся: репродуктивные, развивающие и творческие;
3) обобщение изаключение по каждой теме: примечания, рекомендации по углубленному изучениюданной темы, список литературы.
Рабочая тетрадь должнасовершенствовать методику обучения, технологию учебного процесса в школе.Рабочая тетрадь разрабатывается в полном соответствии с современными школьнымипрограммами по МХК.
 
Тема №1. Особенностирусской культуры 11-13 веков. Города – центры культуры
Дидактические единицы: Социально– экономические и исторические условия формирования древнерусского государства.Развитие городов, торговли, ремесел, науки как условия формированиядревнерусской культуры. Социокультурные последствия принятия христианстваКиевской Русью. Пути и формы влияния Византийской культуры на культуру КиевскойРуси. Возникновение письменности.
Цель темы – датьпредставления о развитии древнерусской культуры в 11-13 веках.
Задачи:
— изучить особенностиразвития культуры Древней Руси в 11-13 веках;
-развить логическое иобразно-ассоциативное мышление, художественно-эстетический вкус;
— воспитать уважение крусской культуре.
Упражнение 1.
Жизнь стремительноменяется, и вместе с ней меняются взгляды людей, убранство их домов, одежда и,конечно же, блюда. Представьте себе, что вы сели в машину времени и отправилисьв далекое прошлое. Вы попали на царский званый пир. Вам предложили меню сперечнем предлагаемых блюд. Но во время вашего путешествия машина времени даланебольшой сбой и некоторые названия блюд в меню даны неверно. Отметьте знаком«+» те блюда, которые вы могли бы попробовать, если бы вам посчастливилосьпобывать в гостях у наших предков.Блюда Напитки Головы щучьи заливные Чай Бифштекс с перцем Кофе Почки с чесноком Медовуха Заяц в красном вине Квас Бутерброды с сыром Кумыс Гречневая каша Минеральная вода Студень Сбитень Фаршированный поросенок Варенец Мармелад Майонез

Тема №2. Литература ипоэзия 11-13 веков
Дидактические единицы: Возникновениелетописания. «Повесть временных лет». Древнерусская литература. Литературныепамятники: «Слова», «Жития святых», «Поучение детям». «Слово о полку Игореве»как величайший литературный памятник.
Цель темы: познакомить сосновными произведениями древнерусской литературы.
Задачи:
— сформировать представлениеучащихся о художественных особенностях произведений древнерусской литературы(«Слово» и «Моление» Даниила Заточника, «Поучение детям» Владимира Мономаха,«Слово о полку Игореве»);
— развить представления онравственных и моральных нормах древнерусского общества, кругозор учащихся;
— сформировать моральныекачества: чувство долга, патриотизма, человеколюбия, коллективизма.
Упражнение 1.
Напишите термины,определения которых даны ниже.
1) Масштабныеисторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории — …
2) Материал, накотором писали книги в Древней Руси – …
3) Инструмент дляписьма на бересте – …
Упражнение 2.
Прочитайте отрывок из«Поучения детям» Владимира Мономаха. К чему призывал Владимир Мономах своихпотомков? Какие призывы актуальны в наше время?
«Старых чтите, как отца,а молодых, как братьев…
На войну выйдя, неленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ниспанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон,около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях,не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.
Лжи остерегайтесь, ипьянства, и блуда, от них ведь душа погибает и тело.
Куда бы вы ни держалипуть по своим землям, не давайте причинять вред ни своим, ни чужим, селам, нипосевам, чтобы не стали проклинать вас.
Куда же пойдете и гдеостановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бык вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтитьего подарком, — то пищей питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всемземлям, или добрым, или злым.
Больного навестите,покойника проводите, ибо все мы смертны.
Не пропустите человека,не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Жену свою любите, но недавайте ей власти над собой.
А вот вам и основа всему:страх Божий имейте превыше всего…»
 
Тема №3. Древнерусскоезодчество и архитектура
Дидактические единицы: Архитектурадревнерусских городов. Монументальный стиль зодчества. Сочетание каменного идеревянного строительства. Специфика Новгородской и Владимиро-Суздальскойархитектуры. Памятники древнерусской архитектуры.
Цель – познакомить сосвоеобразием русской архитектуры, оценить ее эстетическую и практическую значимость.
Задачи:
— дать определениепонятию «архитектура», познакомить со спецификой и основными памятникамиНовгородской и Владимиро – Суздальской архитектуры;
— развить логическоемышление, кругозор;
— воспитать эстетическийвкус.
Упражнение 1.
Вставьте пропущенныеслова.
1. До принятияхристианства на Руси строили языческие крепости, молельни, терема из ….
2. По приказу князяЯрослава Мудрого в Киеве в 11 веке в честь победы русских войск над печенегамибыл сооружен ….
3. Поэмой из камня быланазвана церковь ….
4. При Всеволоде БольшоеГнездо был возведен во Владимире великолепный дворцовый храм ….
Упражнение 2.
Соотнесите архитектурныепамятники с местом их расположения. (Например: 6 – М).
1) Дмитриевский собор А)Новгород
2) Золотые ворота Б)Боголюбово
3) Церковь Покрова В) р.Нерль
4) Успенский собор Г)Владимир
5) Дворцовый ансамбль
 
Тема №4. Иконопись иживопись Древней Руси
Дидактические единицы: Древнерусскаяикона как самобытное явление художественной культуры. Техника создания икон.Иконографические типы.
Цель темы: дать общиепредставления о развитии иконописи и живописи Руси 11-13 веков.
Задачи:
— познакомить с техникой созданияикон, с основными иконографическими типами, с произведениями древнерусскойиконописи и живописи («Спас Нерукотворный», «Ангел златые власы», «Успение»,«Дмитрий Солунский» и др.);
— развить логическоемышление, догадку, кругозор, речь;
— воспитать любовь иуважение к искусству Древней Руси.
Упражнение 1.
Как вы думаете, чтосимволизировали цвета иконы:
Белый –
Голубой –
Зеленый –
Красный –
Золотой –
Черный –
Упражнение 2.
 
/>
Тема №5. Быт русскогонарода 11-13 веков
Дидактические единицы: Жилище.Одежда. Еда. Мифология. Древнерусские праздники.
Цель темы:
Задачи:
— познакомить с бытом,мифологией, праздниками русского народа 11-13 веков;
— развить кругозор,мышление, речь;
— воспитать эстетическийвкус.
Упражнение 1.
Ответьте на вопросы,поставив знак «+» напротив правильного ответа.
1. В какое времягода крестьянин рубил деревья для строительства дома?
¨ Зимой;
¨ Летом;
¨ Весной;
¨ Осенью.
2. Какой изпредметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «Божьей ладонью»?
¨ Печь;
¨ Лавку;
¨ Стол;
¨ Сундук.
3. Как наши предкиназывали духа дома, жившего за печкой?
¨ Леший;
¨ Кикимора;
¨ Домовой;
¨ Привидение.
4. Какое искусствоособенно сильно повлияло на развитие зодчества Киевской Руси?
¨ Итальянское;
¨ Византийское;
¨ Арабское;
¨ Татаро-монгольское.
5. Какой из этихпервых монастырей Руси был основан святым Феодосием?
¨ Киево-Печерский;
¨ Троице-Сергиев;
¨ Кирилло-Белозерский;
¨ Соловецкий.
6. В каком веке быласоздана «Повесть временных лет»?
¨ в IX;
¨ в X;
¨ в XII;
¨ в XV;
7. Как на Русиназывались мужские штаны?
¨ Порты;
¨ Онучи;
¨ Брюки;
8. Накануне какогопраздника по древнерусскому поверью зацветает папоротник?
¨ Масленица;
¨ Пасха;
¨ Ивана Купалы;
Упражнение 2.
Разгадайте кроссворд.
/>

Темы рефератов
 
1.  Письменность и книга в Древней Руси.
2.  Русская иконопись. Язык икон.
3.  Древнерусский костюм.
4.  Нравы и обычаи русского народа.
5.  Последствия монголо-татарскогонашествия для русской культуры.
Литература
Для углубленногоизучения темы мы рекомендуем
 
2.2 Методикаприменения рабочей тетради в 9 классе при изучении раздела «Древнерусскоеискусство»
 
Рабочая тетрадь является разновидностьюдидактических материалов, существует не отдельно, а как приложение к учебникуили к лекциям учителя. Применение рабочей тетради на уроках мировойхудожественной культуры способствует решению следующих задач:
— облегчает учителю планированиеурока,
— позволяет сочетать науроке устную и письменную работу,
— избавляет учащихся отбольшого объема механической работы,
— позволяет выделять втексте наиболее важную и существенную информацию,
— способствуетпривлечению всего класса к активной познавательной деятельности, учитывая приэтом темп работы и индивидуальные особенности каждого учащегося.
Существует несколькоразличных вариантов применения рабочих тетрадей на уроке. Для нашей рабочейтетради по МХК мы определили следующие методики использования.
Для выполнениядомашнего задания.
Цель методики – закреплениезнаний, полученных на уроке, развитие мышления.

Библиография
1. Ванюшкина, Л.Какой учебник нужен курсу МХК? /Л. Ванюшкина, Л. Копылов // Искусство в школе.– 2005. – №2. – С.11-14.
2. Вяземский, Е.Е.Учебно-методические комплексы / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова // Теория иметодика преподавания истории: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
3. Гольдман, И.Л.Роль искусствоведения в развитии образовательной области «Искусство» / И.Л.Гольдман //Инновации в образовании. – 2006. — №6. – С.10-14.
4. Кацва, Л. Рабочиететради на уроках отечественной истории /Л. Кацва // История. Прилож. к газ.«Первое сентября». – 1997. — №6. – С.13.
5. Киселев, А.Ф.Приветствие / А.Ф. Киселев // Преподавание истории в Российской Федерации:Материалы международной конференции. – СПб, 1999. – С.24.
6. Коурова, В.Проблема отбора и организации материала в курсе МХК / В. Коурова // Искусство вшколе. – 2000. — №4. – С.69-71.
7. Кучегашева, П.П.Использование в обучении психологических особенностей учащихся, обусловленныхфункциональной асимметрией мозга / П.П. Кучегашева // Образование в современнойшколе. – 2003. — №9. – С.41-47.
8. Ламыкина, Л. МХКкак предмет искусства / Л. Ламыкина // Искусство в школе. – 2007. — №1. –С.16-19.
9. Мижериков, В.А.Словарь – справочник по педагогике / В.А. Мижериков, П.И. Пидкасистый. – М.: ТЦСфера, 2004. – 448 с.
10. Мирошникова, И.Проблема понимания иного / И. Мирошникова // Искусство в школе. – 2001. — №1. –С.62-64.
11. Миницкий, Н.И. Ксозданию учебно-методических комплексов по истории / Н.И. Миницкий /Преподавание истории в школе. – 2005. — №5. – С.54-57.
12. Пидкасистый, П.И.Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый.– М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с.
13. Петросян, Э.А.Психолого-педагогические условия формирования эвристической направленностимышления школьников в образовательном процессе. – Автореферат дис. на соиск.учен. степ. канд. пед наук. – Екатеринбург, 2005. – 23 с.
14. Преображенская,Н.Г. Новое поколение рабочих тетрадей / Н.Г. Преображенская // Педагогика. –1996. — №1. – С.31-33.
15. Рапацевич, Е.С.Педагогика: Большая современная энциклопедия /Е.С. Рапацевич. – Мн.:Современное слово, 2005. – 720 с.
16. Рябцев, Ю.С. Рабочаятетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и бытXI-XVII веков» / Ю.С. Рябцев. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 1997. – 135 с.
17. Саранцев, Г.И.Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе / Г.И. Саранцев, М.А. Якунчев,Н.Д. Десяева // Педагогика. – 1996. — №3. – С. 39-42.
18. Сахаров А.Н.,История России с древнейших времен до конца XVIII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. – М.: Просвещение, 2000. – 303с.
19. Севрук, А.И.Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнина // Педагогическая техника. –С. 200-207.
20. Сластенин, В.А.Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
21. Учебный курс покультурологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1999. – 576с.
22. Хуторской, А.В.Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001.– 544 с.
23. Шишкина, Т.И.Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Историямировой культуры» / Т.И. Шишкина // Вопросы культурологи. – 2006. — №8. С.44-48.
24. Дидактическиеусловия конструирования рабочей тетради для младших школьников [Электронныйресурс]. – http: // www.mirrabot.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.