Реферат по предмету "Философия"


О периодизации формирования марксизма и его становление

Державний комітет статистики України
Державна академія статистики, обліку,аудиту
Контрольна робота
з дисципліни: «Філософія»
виконала:
студенткагр. ЗОА-11/06
ЛапайОксана
Володимирівна
перевірив
Черкаси 2007

План
Введение
1. О периодизации формированиемарксизма и его становление
2. Противники учение Маркса
3. Революционный переворот
4. Ленинский этап
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Карл Макс – философ, материалист, социалист, он былсоздателем гуманистической концепции, в центре какой стоит человек как высшийуровень бытия.
К. Маркс мыслитель, какой завершает классическую немецкуюфилософию. Но Маркс намного больше известный в мире как создатель самогораспространенного (в ХХ веке) философски – социалистического учения –марксизму. И, конечно, позиция Маркса – представителя классической философии иМаркса – создателя «революционного учения пролетариата» очень связанымежду собой, но философский вклад Маркса в классическую немецкую философию ифилософия марксизма это разные философские позиции.
Мы предлагаем раскрыть там философию марксизма. Раскрывая этутему мы ставили себе за цель рассмотреть все периоды формирования марксизма, атакже его становление.

1. О периодизации формирование марксизма и его становление
Возникновение марксизма — диалектически противоречивыйпроцесс. Ясны основные линии восхождения мысли Маркса: от идеализма кматериализму, от революционного демократизма к коммунизму. Но ясно также, чтоэто были линии не прямые и не плавные, а сложные, с резкими поворотами икрутыми подъемами. Линии восхождения к новому мировоззрению образуютспецифические проблемные «узлы», связывающие воедино различные, дотолеобособленные области мысли и деятельности, в силу чего сам процесс формированиявзглядов Маркса обретает от этапа к этапу все большую цельность.
Между тем на каждом отрезке своего идейного развития Маркс,мыслитель и политический деятель, выступал как исключительно цельная личность.Каждому этапу формирования его взглядов присуща своеобразная целостное.
Стержень этой работы, вокруг которого и возникали связующие«узлы», составляло исследование, фундаментальных проблем, сама природа которыхтребовала комплексного их рассмотрения, таких, как проблема соотношения общих ичастных интересов людей, проблема отчуждения и др.
Изучение истории возникновения и развития марксизма — замечательная школа творческого подхода к насущным проблемам теории, важнейшаяпредпосылка той атмосферы творчества, которую партия ныне утверждает во всехобластях жизни. Обращение к истокам марксизма позволяет конкретнее представитьизначально критический характер научного мировоззрения, его теснейшие связи среволюционной практикой, выяснить стержневые вопросы, решение которых требовалои обеспечивало целостность марксизма и его составных частей.
В соответствии с периодизацией исторического процессаформирования марксизма, правомерно выделить следующие три основных этапа:
— первоначальные поиски научно-философского мировоззрения,становление революционного демократизма (1837—1842 гг.);
— начало перехода от идеализма и революционного демократизмак материализму и коммунизму (1842— 1843 гг.);
— формирование исходных положений целостногонаучно-философского и коммунистического мировоззрения (1843—1844 гг.).
Его отличительная особенность —просветительски-гуманистическая направленность, перерастающая в революционныйдемократизм.
Вначале Маркс мастерски применил логику как инструментанализа политики, разоблачая мнимый либерализм правительства. Последующееизучение дебатов рейнского ландтага о свободе печати побудило его вполнеопределенно встать на защиту политических интересов трудящихся, противкорыстных интересов крупных собственников. В мае 1842 г. он уже отчетливопонимает необходимость революционного изменения существующего строя и призываетбороться за свободу «не только копьями, но и топорами». К этому времени Марксуже сформировался как революционный демократ.
Эта революционно-демократическая ориентация выявила новыеграни интеллектуальной одаренности Маркса. Отныне революционнаяцелеустремленность стала стержнем помыслов и поступков многогранной личностиМаркса, позволивших осуществить выпавшую на его долю титаническую работу.
Важнейшее содержание этого этапа составляет переход кматериализму и коммунизму, а конкретный механизм этого перехода заключался во взаимодействиифилософских, политических, исторических и правовых воззрений Маркса.
Весной и летом 1843 г. Маркс предпринял попытку применитьпринципы материализма к критике взглядов Гегеля, изложенных им в «Философии права».В результате появилась рукопись «К критике гегелевской философии права», гдемногопланово запечатлен сознательный переход Маркса на позиции материализма:это и радикальное преодоление идеализма Гегеля, и сознательное усвоениематериалистических идей, воспринятых прежде всего под влиянием философииФейербаха, и преодоление антропологической ограниченности его материализма,соединение материализма с диалектикой в процессе анализа широкого спектрапроблем общественной жизни: исторических, социальных, политических, правовых. Диалектическийи исторический материализм возникал как единое целое.
Как начинался этот процесс? Какой круг проблем обеспечивализначальную целостность новой философии? Эти вопросы имеют особую актуальностьв настоящее время, когда диалектический и исторический материализм оказалиськак бы разделенными.
Первыезарницы нового мировоззрения уже высвечивали будущее, способствовали переходуМаркса на позиции научного коммунизма. Анализ основных типов соотношения междугражданским обществом и государством, выражавших поступательный ход истории изавершившихся в новое время взаимным отчуждением государства и гражданскогообщества, позволил Марксу сформулировать прогностический вывод: «Историческойзадачей стало затем — вернуть политическое государство в реальный мир...», чтотребует упразднения господства частных интересов, подчинения частногообщественному, демократизации, принципом которой должен стать«социализированный человек», или «действительный носитель государственногостроя — народ».
Осуществился сознательный переход Маркса к материализму инаучному коммунизму. Это был не просто переход к уже существовавшим воззрениям,а и начало создания принципиально нового, диалектико-материалистического икоммунистического мировоззрения.В начале 1844 г. деятельность Марксаприобретает еще более разносторонний и интенсивный характер: он активноучаствует в политических собраниях рабочих, изучает историю Конвента,обращается к анализу экономической литературы, создает знаменитые«Экономическо-философские рукописи 1844 года».)
В ходе работы над «Экономическо-философскими рукописями»происходил процесс дальнейшего взаимного проникновения философских,экономических, исторических и политических взглядов Маркса и их переработки вкачественно повое мировоззрение. Главное место в этом процессе в данный периодзанимали проблема исторических этапов возникновения, развития и ликвидацииотчужденного трудаи проблема коммунизма как упразднения всех формотчуждения.
Фрагмент «Отчужденный труд» — центральный раздел«Экономическо-философских рукописей» — ключевой этап развертывания общего ихсодержания. Это первая попытка общетеоретического, философского осмыслениядостигнутыхк тому времени результатов экономических занятий Маркса, и в особенностирезультатов параллельного, сопоставительного анализа трех источников дохода.Здесь дан всесторонний анализ отчуждения труда как сущности частнойсобственностивообще, буржуазной собственности в особенности, а такжеанализ снятия отчужденного труда и упразднения всех видов частнойсобственности. Этот анализ проведен с позиций пролетарского гуманизмаипронизан социалистическим идеалом, приобретающим здесь значительнобольшую глубину. Разрабатываемая Марксом новая философско-экономическаяконцепция получает здесь определенное историческое обоснование, являясьв этом смысле развитием его философско-исторических занятий в 1843 г.
Диалектико-материалистическую концепцию отчуждения Марксприменяет при анализе основных экономических, исторических и политическихпроблем. Он переходит из одной области знаний в другую и смело превращает,казалось бы, частные проблемы и категории в узловые пункты, связывающиетеоретические представления о различных социальных явлениях в единое целое.Последнее оказывается качественно новым образованием не только потому, чтопредставляет собой синтез прежде обособленных областей знания, но и потому, чтозаключает в себе принципиально новые идеи, рожденные на стыках этих областей ипреобразующие каждую из них на новой, диалектико-материалистической основе.Анализ рукописей показывает, что в них содержится своеобразная логика генерацииновых идей на стыках формирующихся составных частей марксизма.
Завершение перехода Маркса к диалектико-материалистическому икоммунистическому мировоззрению, получившему первое экономическое обоснование,одновременно есть и начало марксизма. Но отнюдь не завершение егоформирования как цельного научного мировоззрения: разработка основных положенийдиалектического и исторического материализма, научного коммунизма продолжаласьвплоть до 1848 г., а марксистской политической экономии — до конца 50-х гг.
Становление марксизма
Научно-философское, диалектико-материалистическое мировоззрение, научныйкоммунизм, научная в полном смысле этого слова политическая экономия — таковыважнейшие итоги исторического процесса формирования марксизма. В начале своейинтеллектуальной биографии Маркс еще не был ни материалистом, ни коммунистом. Впредисловии к своей докторской диссертации Маркс утверждает, что «идеализм—не фантазия, а истина». Лишь в 1842 г. в его статьях, публиковавшихся в«Рейнской газете», намечается переход мыслителя от идеализма и революционногодемократизма к материализму и коммунизму. В 1844 г. в работах, опубликованныхМарксом в «Немецко-французском ежегоднике», этот переход осуществляется. Впоследующие три года обосновывает отправные положения своего учения.
Особенно большое значение для понимания процесса становлениямарксизма имеют «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Маркса —незаконченная работа, впервые опубликованная частично на русском языке в 1927г. и полностью на языке оригинала в 1932 г.
Почему, именно рукописи1844 г. оказались в центре дискуссии? Очевидно, потому, что в них излагаютсяматериалистические и коммунистические воззрения Маркса, по формулируются этивоззрения еще непоследовательно, неадекватным образом. Так, Маркс заявляет, чтоего философская теория «отличается как от идеализма, так и от материализма,являясь вместе с тем объединяющей их обоих истиной». Однако в этой же рукописион отмечает «подвиг Фейербаха», заключающийся «в основании истинногоматериализма...». Серьезный исследователь не может не заметить этогопротиворечия. Свою философскую теорию Маркс называет завершенным натурализмом,противопоставляя ее, с одной стороны, идеализму, а с другоймеханистическому материализму и солидаризируясь с материалистическойантропологией Фейербаха, несмотря на то что его, Маркса, теория, по существу,преодолевает антропологическую ограниченность фейербаховской философии. Нобуржуазные критики марксизма рассматривают приведенную выше цитату буквальнокак счастливую находку. Маркс, делается вывод, отвергает и материализм, иидеализм. Этот несостоятельный тезис распространяется и на произведения Марксапоследующего периода, на все его учение в целом. Английский антикоммунист Дж.Лихтгейм, доводя до абсурда эту тенденцию, приходит к такому сногсшибательномузаключению: «Не существует никакой логической связи между концепцией К. Марксаи «диалектическим материализмом» Ф. Энгельса и Плеханова, так же как нет Iникакой необходимой связи междупрагматической точкой зрения Маркса, рассматривающего сознательную духовнуюдеятельность в качестве аспекта практики, и теоретико-познавательным реализмомВ. И. Ленина». Таким образом, Маркс противопоставляется философии марксизма,диалектическому материализму.
В другом месте «Экономическо-философских рукописей 1844 года»Маркс, высоко оценивая тогдашний, утопический, коммунизм, критикует его запримитивное понимание путей и средств социального переустройства. Свою позициюон называет не коммунизмом, а «реальным гуманизмом». Иными словами, он несчитает себя последователем Г. Бабёфа, Э. Кабе, Т. Дезами и других утопическихкоммунистов. Он и действительно не является таковым, ибо в рукописях 1844 г.формулируются исходные положения научного коммунизма. Но буржуазные критикимарксизма, ссылаясь па «реальный гуманизм» Маркса, утверждают, что он былпротивником коммунизма.
 
2. Противники учения Маркса
Одну из основных тенденций немарксистского освоения марксизмасформулировал известный французский идеалист Э. Мунье: «Задача ближайших лет,несомненно, состоит в том, чтобы примирить Маркса и Кьеркегора». ПримиритьМаркса с мистиком, религиозным иррационалистом Кьеркегором — задача заведомоутопическая, по сама постановка такой задачи впечатляюще раскрывает партийнуюпозицию, идеологическую стратегию буржуазных интерпретаторов учения Маркса.Противопоставить Маркса марксизму — такова их задача, которой подчиненорассмотрение ранних работ основоположника марксизма.
Западногерманский теолог Е. Тир патетически восклицал:«Молодой Маркс есть открытие нашего времени», то, естественно, возникаетвопрос: что за открытие имелось в виду? Открытие марксизма? Но основные трудыего основоположников опубликованы свыше столетия тому назад. Суть дела в том,что учению Маркса приписываются враждебные ему идеи. Е. Тир и ему подобныерассуждают по следующей схеме: все, что написал Маркс, в том числе и егоранние, написанные с идеалистических позиций работы, должно быть включено всостав его учения. Факт формирования, становления марксизма попростуигнорируется. Научное разграничение между ранними произведениями Маркса ипроизведениями зрелого марксизма, обоснованное В. И. Лениным, отвергается какформальное и чуть ли не бюрократическое.
Другой комментатор рукописей 1844 г. Г. де Ман, выступившийуже в 1932 г., утверждал, что Маркс не материалист, так как он будто быподчиняет материальное «более всеобъемлющей действительности жизни в еепассивно-активной, бессознательно-сознательной целостности». Экономическиеотношения имеют определяющее значение лишь при капитализме, писал Г. де Ман,приписывая это воззрение Марксу и утверждая, что в послекапиталистическую эпохуне материальное производство, а чувственные потребности, и прежде всего «любовьчеловека к человеку», будут определять развитие общества. И это сентиментальноесуесловие приписывается революционеру Марксу!
Примечательно в этом смысле заявление Г. Маркузе, который в1932 г. объявлял рукописи 1844 г. основой для пересмотра марксизма, а 30 летспустя должен был признать именно то, что он ранее отрицал: «Ранние работыМаркса представляют собой во всех отношениях предварительные ступени к егозрелой теории, ступени, значение которых не должно быть переоценено».
Американский антимарксист Д. Н. Грей утверждает, что Маркс«никогда не покидал философской антропологии, изложенной им в«Экономическо-философских рукописях». Смысл этого утверждения очевиден,поскольку для философской антропологии характерно игнорирование классовыхразличий и противоположностей, рассмотрение человека безотносительно к историиобщества, абстрактный гуманизм. Английский марксолог Д. Мак-Леллан такжестремится свести научный коммунизм, теоретически обобщивший исторический опытразвития капитализма и освободительной борьбы пролетариата, к содержанию техранних работ молодого Маркса, когда он еще не выделял пролетариат из всей массыугнетенных и эксплуатируемых и не был еще, следовательно, коммунистом.Соответственно этому он приходит к совершенно необоснованному выводу, чтоименно «ранние труды Маркса… должны быть рассмотрены как вдохновляющиепоследующее развитие его мысли».
Перестроившиеся на новый лад буржуазные марксологи,рассуждающие о сущностном тождестве между произведениями зрелого марксизма иранними работами Маркса, по-прежнему выдвигают на первый план именно эти ранниеработы, в которых Маркс еще не вполне размежевался с Гегелем, Фейербахом,мелкобуржуазным социализмом. Смысл этой редукции сложившегося учения Маркса квоззрениям, которые ему предшествовали, откровенно формулирует американскиймарксолог Р. Такер, утверждающий, что «первая система Маркса» (рукописи 1844г.) предопределила содержание «Капитала». Маркс, писал Р. Такер, представляетсяуже «не социологом-аналитиком, каким он хотел быть, а прежде всего моралистом иличем-то вроде религиозного мыслителя.
Критики марксизма утверждают, что учение Маркса связано не срабочим движением, а с умозрительными идеями Гегеля и Фейербаха, что главныеположения этого учения представляют собой развитие темы, которую разрабатывалиуказанные мыслители. Эта тема — отчуждение. Как известно, у Гегеляпонятие отчуждения служило обоснованию идеалистического понимания единства миракак единства «абсолютной идеи» и ее внешнего, материального существования,которое трактовалось как отчужденное бытие.
3. Революционный переворот
Возникновение философии марксизма было подготовлено всемходом социально-исторического и духовного развития человечества. Однако оно небыло только результатом обобщения того теоретического наследия, которое уженакопилось в области философии. Это был качественный скачок в историифилософии, революционный переворот в научном познании мира в целом.
Качественные отличия философии, созданной К. Марксом, от всейпредшествующей философии состоят в следующем:
✔ философия сталанаукой. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», поскольку базируетсяна знании объективных всеобщих законов развития мира;
✔ измениласьсоциальная роль философии. Все предшествующие философии были широковозрениемодиночек или небольших групп людей. Идеи марксисткой философии впервыевыразившей коренные интересы всех трудящихся, сплотили миллионы людей во всеммире;
✔ материализмперестал быть механическим, он стал диалектическим, Возник диалектическийматериализм. Однако это не простое соединение материализма Фейербаха идиалектики Гегеля, как пытаются утверждать буржуазные идеологи, а органическоеединство нового материализма и новой диалектики, созданных Марксом и Энгельсом.Материализм марксистской философии возник не в результате простого изъятияметафизичности из старого материализма, а коренной переработки его,заключавшейся в научном обосновании материального единства мира, новомпредставлении о материи как субстанции мира, а также ее свойств и всеобщихсвязей;
✔ возникисторический материализм. Старый материализм был непоследовательным иограниченным, он был материализмом «внизу», только в объяснении природы, иоставался идеализмом «вверху», в истолковании общественной жизни. МатериализмМаркса стал законченным, ибо он впервые материалистически объяснил жизньи природы, и общества. Идеализм был окончательно изгнан из всех сферчеловеческой жизни;
✔ диалектика изнаивно-материалистической, какой она была у древних материалистов, илиидеалистической, какой она была в философии Гегеля, превратилась в диалектикунаучно-материалистического исследования мира. По выражению Маркса, диалектикаГегеля, представляющая собой наиболее развитую ее форму, стояла на голове, еене просто надо было освободить от идеализма, мистической оболочки и поставитьна ноги, ее надо было наполнить новым содержанием, где диалектически будутразвиваться не логические категории, а сама реальная, конкретная жизнь. «Мойдиалектический метод,— писал К. Маркс,— по своей основе не только отличен отгегелевского, но является его прямой противоположностью». Диалектика Гегеляразвитие мира видела лишь в прошлом, как отражение развития «абсолютной идеи»,которое остановилось, достигнув абсолютного знания в гегелевской философии иабсолютного совершенства в прусской монархии. Диалектика Маркса стала могучиминструментом предвидения будущего на основе научного объяснения прошлого инастоящего. Диалектика стала последовательно материалистической, научной,превратилась во всеобщий метод познания мира;
 
4. Ленинский этап
 
Новый этап в развитии марксизма связан с именем ВладимираИльича Ленина (1870—1924), который был величайшим ученым в революции иреволюционером в науке. Время его политической и теоретической деятельностибыло целой революционной эпохой в жизни человечества, оно поставило переднаукой, философией огромное количество новых проблем, и величайшая заслугаЛенина состояла в том, что он дал ответы на эти вопросы. В Программе КПССговорится: «Гениальный продолжатель дела Маркса Владимир Ильич Ленин в новыхисторических условиях всесторонне развил их учение, дал ответы на конкретныевопросы современности, вооружил рабочее движение теорией социалистическойреволюции и социалистического строительства, научной системой взглядов напроблемы войны и мира».
Вклад В. И. Ленина в развитие научной идеологии рабочегокласса настолько велик в теоретическом и революционно-практическом значении,что учение Маркса по праву стало называться марксистско-ленинским, а егофилософия — марксистско-ленинской.
Ленин развивал марксизм в новых исторических условиях, когдакапитализм перерос в свою высшую и последнюю стадию — империализм, когда, пословам Ленина, социализм смотрит на нас через все окна современногокапитализма.
Ленинизм крепнул в борьбе с идеологией народников,экономистов, «легальных марксистов», оппортунистов и ревизионистов, сфилософским идеализмом и буржуазной философией во всех ее проявлениях. ДляЛенина была характерна непримиримость ко всем формам отступления отреволюционного учения Маркса.
В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин рассмотрелфилософские проблемы революции в естествознании конца XIX в. и начала XX в. Он вскрыл и философски обобщил революционный смысл фундаментальныхоткрытий, дал философское истолкование новых научных данных в период крутой«ломки принципов» в ведущих отраслях естествознания. Его определение материи иположение о ее неисчерпаемости стали обязательными принципамиестественно-научного познания.
Бесценные философские мысли содержат «Философские тетради»Ленина. Это обширное по охвату философских проблем произведение. Исследованиезаконов и категорий диалектики, логики, гносеологии, истории философиисопровождается огромным количеством новых выводов и положений, в значительнойстепени развивающих и обогащающих марксистскую философию.

Заключение
Сопоставляя основные положения исторического материализма ипонятие отчуждения в «Экономическо-философских рукописях», нельзя не прийти квыводу, что в период формирования марксизма это понятие помогало Марксунащупать научный подход к таким фундаментальным характеристикам буржуазногообщества, как частная собственность, господство капитала над трудом,эксплуатация, анархия производства, углубление противоположности между имущимии неимущими. Вначале все эти факты осознаются лишь как превращенные, лишенныесамостоятельного значения формы отчуждения. Однако и на этой ранней ступени,когда Маркс, если воспользоваться выражением Ленина, только становится Марксом,основоположником научного коммунизма, вырисовывается и более глубокое пониманиеспецифического содержания и значения основных экономических категорийкапиталистического способа производства. Так, констатируя, что капитал естькомандная власть над трудом и его продуктами, Маркс разъясняет: «Капиталистобладает этой властью не благодаря своим яичным или человеческим свойствам, алишь как собственниккапитала». В другом месте, указывая на отчуждениепродукта труда от производителя, он вскрывает классовую сущность этогофеномена: «Если продукт руда не принадлежит рабочему, если он противостоит емукак чуждая сила, то это возможно лишь в результате того, что продуктпринадлежит другому человеку, не рабочему. Если деятельность рабочегодля него самого является мукой, то кому-то другому она должна доставлять наслаждениеи жизнерадостность. Не боги и не привода, а только сам человек может быть этойчуждой силой властвующей над человеком.
Таким образом, «тайна» ранних произведении Маркса,фальсифицируемых буржуазными идеологами, раскрывается в свете произведенийзрелого марксизма. Дискуссия о молодом Марксе, начавшаяся более полвека назад,полна глубокого идеологического смысла, анализ которого призван служитьтворческому пониманию марксизма-ленинизма, его истории и значения длясовременности.
марксизм философия ленинский

Список использованной литературы
1. Марксистко-ленинская философия. – К:, 1988.- 438с.
2. Маркс. Философия. Современность. –М:, 1988.
3. Марксистская философия в ХІХ веке. – М:, 1979.
4. Марксистко-ленинская философия. Учебное пособие. – М:, 1969.- 511с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения
Реферат Print Media Essay Research Paper Phil Smith
Реферат Підприємництво: суть, суб’єкти, форми
Реферат Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке проблемы и перспективы развития
Реферат Цифрові аналізатори спектра випадкових сигналів
Реферат Экономические учения социалистов-утопистов А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн
Реферат Использование XML совместно с SQL
Реферат Державна Фінансова підтримка санації підприємств в Україні
Реферат Объединение Германии Политика Бисмарка и становление системы Бисмарка
Реферат Декоративно-прикладное и народное искусство
Реферат Расчет связного АМ суперитероидного приемника
Реферат Княжение Димитрия Иоанновича Донского
Реферат ООН в деле урегулирование афганского вопроса на современном этапе
Реферат Інтегрований курс "Основи здоров’я" передбачає формування мотивації щодо здорового способу життя учнівської молоді. Мета І завдання інтегрованого курсу "Основи здоров’я"
Реферат Характеристика технологического оборудования поточной линии производства сухого обезжиренного