Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения

М о с к о в с к и й Г о с у д а р с т в е н н ы й  У ни в е р с и т е т      
    им. М. В.Ломоносова
КУРСОВАЯРАБОТА
ЭрикБерн. Транзактный Анализ (ТА)
«Игрывзрослых: социально — психологические аспекты изучения»
                    
                                                                                                    
   
             Исполнитель: студентка3 курса, спецотделения
                                                                                                 психологическогоф-та,                                    
                                                                                                ГоловановаК.В.
                                                                      
                                       
Москва 2005
                   
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.          Эрик Берн. Возникновение транзактной теории
II.       Транзактный анализ: основная идея исодержание
III.    Отчет о психологических Центрах по ТА
IV.  Система общества как игра
Заключение
I.Эрик Берн. Возникновение транзактнойтеории.
      Эрик Берн был сорокашестилетнимврачом-психиатром, когда отказался от дальнейшего обучения психоанализу послепятнадцати лет работы в этом русле.
     Он отказался от дальнейших усилий в этомнаправлении, после того как в 1956 году Институт психоанализа Сан-Францискоотказал ему в членстве в качестве психоаналитика. Этот болезненный отказподтолкнул его к осуществлению давнего желания внести свой вклад в теориюпсихоанализа. Он считал, что терапевт должен играть более активную роль впроцессе терапии, чем это позволялось психоаналитической концепцией.
       В течение десяти лет он исследовалпроявления интуиции. Берн обнаружил, что может довольно точно угадать профессиюпришедшего к нему человека, особенно если он механик или фермер.
       Это открытие привело к написанию Берномряда статей об интуиции, которые, в свою очередь, привели к развитию теориитранзактного анализа. Он решил отказаться от той «ерунды», которой его учили, и«начать слушать, что говорят ему пациенты».
       Со временем Эрик Берн стал видеть вкаждом клиенте образ эго, связанный с детством человека. Берн понял, что образыэго есть у каждого человека, и назвал их состояниями эго. Он увидел, что«детское» состояние отличается от «взрослого», которое является своеобразной«вывеской» и потому наиболее заметно.
      Позже Берн стал различать два взрослыхсостояния человека, одно — рациональное, которое он называл Взрослым, и другое– не обязательно рациональное, которое он называл Родителем, потому что оно,как правило, было скопировано с его родителей.
    
       Берн продолжал наблюдать за пациентами,стремясь забыть, то чему его учили. Так он открыл значимость поглаживаний иструктурирования времени. Он увидел транзакции, игры, времяпрепровождения и,наконец, сценарии.
       К концу 60-х годов его работа «Игры, в которые играют люди» (1964)была развита почти полностью. В первые годы своей работы Берн считал, чтотранзактный анализ хорош для формирования «социального контроля», позже он сталсчитать, что ТА выполняет основную терапевтическую работу.
     С 1965 по 1970 год Эрик Берн был увлеченидеей развития сценарного анализа на основе понятия о сценарной матрице исценарных запретах, и в этот период он написал свою книгу «Люди, которые играют в игры» (1972).
                                       
                                II. Содержание и идея ТА
      В раскрытии содержания ТА будутиспользованы ряд работ последователей идей Берна. В частности это работыпрофессора РМАПО В.В. Макарова, Клода Штайнера, ученика Эрика Берна и работыТомаса Харрис.
     В работе профессора В.В. Макарова «Психотерапия каждого дня и всейжизни» разделены составляющие классического транзактного анализа. Это пять больших разделов:
1.Анализ фиксированныхэкзистенциональных позиций
— я неблагополучный — вы благополучные  (самообесценивание)
— я неблагополучный — вы неблагополучные (безнадежное отчаяние)
— я благополучный — вы неблагополучные (надменное превосходство)
— я благополучный — вы благополучны (полноценная личность)
      На кафедреВ.В. Макарова были разработаны терапевтические опросники, позволяющие измеритьуровень фиксированной эмоциональной установки человека (Удачник, Середняк,Неудачник). Авторы отмечают, что опросники являются терапевтическими  и не предназначены для диагностическойработы. Они представляют собой стимульный материал для психотерапии исамоанализа.
       Такжепредлагается каждому человеку собирать свои поглаживания – создать свой банкпоглаживаний, для повышения самооценки, уверенности в себе. Человек учитсяотдавать и принимать поглаживания. У большинства людей не сформировалисьвнутренние резервы хорошего отношения к себе. Самоуважение, любовь к себеформируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов,заслуг.
       Бернговорил, что человеку нужны поглаживания, чтобы «его позвоночник не высох».
     
     По мнению Т. Харрис, первая позиция у всех людей одинаковая — «Я неблагополучный – Вы благополучные», и образуется она из-за постояннойбеспомощности младенца и ожидания поглаживаний. Дальше на базе этой установкимогут формироваться 2 или 3 позиции. А позиция «Вы благополучны – Я благополучен»может сформироваться только на основании осознанного и словесно оформленногорешения. В основе четвертой лежат мысль, вера и стремление к действию. Взрослый— это то, что заключает в себе действие, надежду и возможность перемен.
2. Структурный анализ
— Родитель
— Взрослый
— Ребенок
      Также В.В.Макаров предлагает разработанный Опросник «Шкала личностных черт (Р-Д-В)».Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых,для подростков, для детей. Опросник применяется при психологическомконсультировании и терапии в традициях транзактного анализа. Используется дляоценки состояния личности и оценки изменений в процессе терапии. Измеряетсяпреобладание компонентов личности.
Измеряемые компоненты личности:
      Способствующийразвитию Родитель – адаптивный компонент Родитель, включающийхарактеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважениючеловека. Для него характерна: гуманистическая философия жизни. Гуманизм ввоспитании детей, проявляющийся в таких чертах как уважение, правдивость,понимание, близость.
     Консервативный Родитель– подавляющий, косный, самообесценивающий Родитель, высококритичный, карающий, консервативный, неадаптивный.
     
       У негоавторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно яркопроявляющаяся в воспитании.
        Узнать,обладает ли личность Родителем, можно, если выяснить, присутствуют ли в нейчувства стыда, смущения и вины – это значит, что Родитель пресекает Дитя. (Т.Харрис).
       РациональныйВзрослый – адаптивный, схорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию иобрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение,ориентированное на разрешение проблем.
       Иррациональный Взрослый – сискаженным чувством реальности и способностью получать и обрабатыватьинформацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможностиадаптированного поведения.
      Т. Харрис в своей книге: «Я — ОК, Вы — ОК» описывает какформируется  Сильный Взрослый:
1. Научитесь распознавать свое Дитя,все его уязвимые места, страхи, основные способы выражения чувств.
2. Научитесь распознавать своегоРодителя, его наставления, предписания и фиксированные установки, а такжеосновные формы проявления этих наставлений, предписаний и установок.
3. Общаясь с другими людьми, будьтевнимательны к их Дитя, обращайтесь к нему, поощряйте и оберегайте его, спониманием относитесь к его потребности в самовыражении, а также к отягощающемуего неблагополучию.
4. Иногда, если это необходимо, лучшепро себя сосчитать до десяти, чтобы дать Взрослому время на обработкупоступающих данных, на различение требований реальности и реакций Родителя иДитя.
5. Если сомневаешься, воздержись.Никто не осудит вас за то, чего вы не говорили.
6. Разработайте собственную систему ценностей. Безэтической опоры невозможно принимать решения.
  
     ПозитивноеДитя – преобладает интерес кжизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый,адаптирующийся ребенок.
    Трудное Дитя – преобладают импульсивные, эгоцентрические,оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерна зависимость,пугливость и боязливость, дезадаптация. Так как  дети  рождаются,  не имея  внутреннего  цензора, их  первые болезненные  укоры совести  являются  результатом трансакций  Родитель Ребенок.
     Как пишет Т. Харрис: Человек, чье неблагополучноеДитя постоянно активно, неспособен на транзакции, связующие его среальностью, поскольку он все время озабочен незавершенными делами в прошлом.Он не может с благодарностью принять комплимент, ибо считает его незаслуженными содержащим скрытую насмешку. Он постоянно стремится ранить внеприкосновенности ту установку, которая возникла в детстве. Человек,позволяющий реагировать своему Дитя, на самом деле как бы говорит: «Посмотрите на меня, я не впорядке».
     Тот, кто позволяет Родителю вступить в диалог, на самом деле говорит: «Посмотрите на себя, вы не в порядке(и я от этого чувствую себя лучше). Оба маневра представляют собой выражение неблагополучия, и оба ониспособствуют утверждению в безысходности.
     Каждоесостояние по-своему относится ко времени. Детское состояние время не ценит.Родительское состояние живет в прошлом. Взрослое состояние умеет ценить время.
      Выделяютсядва варианта структурирования времени: часовое и целевое.
      При часовом структурировании человек живетпо расписанию, исходя из затрат времени. Наиболее дисциплинированные людиежедневно по часам расписывают свой день.
      При целевом структурировании времени людидействуют в соответствии с поставленными целями, не обращая внимания навременные затраты. Такие люди достигают основных своих целей. Часто онипризнают себя важными персонами и ломают временные графики других людей.
      Жизненнаяэнергия, движущая прогресс внутри личности и между поколениями людей, получиланазвание фасис.
      Катексис– принятое понятие, обозначающее переход психической энергии, фасиса, из однойчасти личности в другую. Только фасис в результате отрицательных эмоций быстрорасходуется и требует нового наполнения. А значит, и новых отрицательныхэмоций. Такие люди ищут возможности разгневаться или обидеться.      
     Патологияэго-состояния Взрослый может быть результатомнехватки адекватной информации. Обычно вся проблема в контаминации. Этот термин используется, чтобы объяснитьпроникновение одного эго-состояния в другое. Человек принимает Родителя илиРебенка за Взрослого.
Патология в ТА подробно рассмотрена Т. Харрис в книге«Я-Ок, Ты-Ок».
 
3.          Анализ действий
      Всякоевзаимодействие имеет социальный и психологический уровни. В явномвзаимодействии эти уровни совпадают, в скрытом – не совпадают.
      Всевзаимодействия с самим собой, между двумя, а также большим количеством людейможно описать шестью вариантами илитипами взаимодействий.
-   уход в себя
— процедура(серия простых, дополнительных Взрослых взаимодействий, направленных наполучение предполагаемого или предсказуемого результата)
— операция (серияпростых, дополнительных коммуникаций с заранее известными целями, гдезадействованы не только Взрослые состояния)
-   ритуалы (стереотипная серия простых,дополнительных, заданных внешними обстоятельствами и контролируемыхРодительскими состояниями взаимодействий, знак взаимного признания)
— развлечение,или времяпрепровождение (серия простых дополнительных взаимодействий,сгруппированных вокруг одной темы с целью структурирования определенногоинтервала времени. Человек, начинающий то или иное развлечение, рассчитывает наподдержку интересных для него собеседников. Когда же кто-то один в группеначинает противоречить устраивающему других развлечению, то его обязательно непримут в другие формы взаимодействия)
— близость(это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающийизвлечение выгоды)
     
     Все трисостояния «Я» настороженно относятся к близости. Родительское состояние боитсябыть скомпрометированным близостью, считает, будто близость расцениваетсяокружающими как проявление слабости. Оно допускает близость только в частнойжизни. Взрослый понимает, что близость – это такое состояние, в котором человекособенно незащищен и которым легко злоупотребить злоумышленнику. Детскоесостояние боится расплаты за близость.
      Близостинелегко дать определение, однако можно указать ряд условий, благоприятствующихее возникновению: исключение игр, раскрепощение Взрослого, следование установке«Я — о'кей, вы — о'кей». (Т. Харрис).    
    Может быть,поэтому в нашей жизни так мало близости. А для того, чтобы избежатьопасности близости и невыносимой скуки, люди и заполняют играми наиболееинтересные часы жизни.
4.       Анализ неосознаваемых планов жизни,или жизненных сценариев
      Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.
                                     Формула закладки сценария:
      Сценарийравен сценарным запретам плюссценарным предписаниям и решениям,которые принимает по их поводу ребенок. Предписания сообщают ребенку, что ондолжен делать, запреты – от чего он должен воздержаться. Выполнение предписанийвознаграждается, нарушение запретов карается. Эта «семейная программа модификации поведения» помогает родителямконтролировать действия своих детей.
    Запреты  +   Предписания  →     Решение       =            Сценарий
    (что не делать)      (что делать)                (ребенок принимает одну            (один из 6-ти по Берну)
                                                                              из 4-х позиций «+» «-»)     
    Соответственно, исходя из сценария, человек выбирает игры, в которые будет играть.
    
    Самореализуемые пророчества – это один из вариантов конструированиябудущего. Их закреплением  и контролемреализации может служить дневник будущего, когда клиент записывает в дневникете события, которые должны произойти.
      Автономныерешение представляют собой самостоятельные решения, принятие Взрослымсостоянием по результатам анализа информации, имеющейся во всех трех состоянияхличности человека. Чем больше автономных решений, тем более человек свободен отсвоего сценария.
     Обычноеповедение в обыденной жизни может определяться здравым смыслом или автономнымрешением. А принятие ответственных решений или поведение в стрессовой ситуацииопределяется сценариями. И многие люди проживают жизнь, обманывая мир и самихсебя.
        Сценарииосновываются на запретах и предписаниях.
Предписания
     В книге Яна Стюарта и Вэн Джойнс «Жизненный сценарий»,  рассматриваются директивы, которые психологТейби Кейлер обнаружил, наблюдая поведенческие реакций, неизменнодемонстрируемые людьми сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарноеповедение.
      Кейлер и его коллеги составили список из пяти таких посекунднорасписанных поведенческих последовательностей, которые они назвали директивными («драйверами»,«тем, что ведет»).
      Пять директив оказались также особым образом связаны с шестью схемамиразвития сценария. Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, можно суверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.
Известны пять директив:
Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись   
    В жизни они могут состоять из указаний о том, что нужно делать или неделать, а также суждений о людях и мире в целом. Вот несколько типичныхпредписаний:
«Веди себя прилично!»
«Не капризничай!»
«Будь хорошей девочкой!»
«Много работай!»
«Ты должен быть лучшим в классе!»
«Врать плохо»
«Не выноси сор из избы»
     Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела ивыражения лица.  Я. Стюарт и                    В. Джойнс подробноописывают как, и по каким конкретно действиям, можно научиться распознавать эти директивы.
   Таким образом, умея распознавать пять форм директивного поведения, закороткое время можно много узнать о человеке. От каждой директивы имеетсяпротивоядие, которое называется дозволением.Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них.Если нет, то можно дать их себе сами.
PRIVATEДиректива
Дозволение
Будь Совершенным/Совершенной     
Будь собой, ты и так неплох
Нравься Другим
Нравься себе
Будь Сильным/Сильной
Будь открыт и выражай свои желания
Упорно Пытайся
Сделай
Торопись
Не торопись
    
    
      Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивноеповедение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаетесоответствующее дозволение.
      Следуя директиве, человек считает, что «Я ОК до тех пор, пока я…совершенен, нравлюсь другим и т.д.». До тех пор, пока я слушаюсьзаключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужнослушаться запрета. Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласнодирективе. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере,которая бы удовлетворила моего Родителя.А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета.
     В результате человек начинает испытывать отрицательные чувства, так каксоприкасается с ранним решением, принятым в связи с данным запретом. Проделываяэти шаги, он каждый раз воспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым,подкрепляя его.
   Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием.
1.     ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств
2.     СТОПОР (Я-Т+) Типичныеформы вымогательства:
Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности
3.     ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичныеформы вымогательства:
Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности,ярости
4.     ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичныеформы вымогательства:
Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, «никтоменя не любит», «все тщетно»
    
    Выполняя директиву человек не испытывает никаких эмоций.Его Приспосабливающийся ребенок считает, что пока он руководствуетсядирективой, он ОК.
   Если человек не удовлетворяет условиям ОКейности, которые выдвигает еговнутренний Родитель, — внутренне он судит себя: «Мне не удалось бытьсовершенным. Значит я не-ОК». В терминах минисценария этот запрет, который онслышит, переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. При переходе издирективы в стопор человек меняет жизненную позицию. Он переходит отдирективного  «Я ОК, если…»  к   «Яне-ОК, ты ОК».
    Допустим, в детстве человек решил, что за не-ОКейные происшествияудобнее винить других, а не себя. В этом случае человек может быстро перейти втретью позицию минисценария, позицию обвинения.
    
    Если жизненный опыт в раннем детстве привел человека к выводу, что«Я не-ОК, и ты тоже», в ходе минисценария я могу перейти в жизненнуюпозицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария –позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход,через позицию 3.
    Теория минисценария не предполагает какой-то определеннойпоследовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждыйчеловек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения.                                  
Запреты
      Психотерапевты Боб и МериГулдинг обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разныхлюдей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.
12 родительских запретов(с частичкой НЕ):
— не будь
— не делай
— не расти
— не будь ребенком
— не будь самим собой
— не будь значимым (невысовывайся)
— не принадлежи (не связывайся)
— не будь близким
— не достигай успеха
— не думай
— не чувствуй
— не будь здоровым
        Сценарийявляется результатом компульсивного повторения – люди стремятся снова и сновапережить несчастливые события своего детства.
                
           Типысценариев: Победители, Непобедители, Неудачники.
                                                     (Э. Берн)
Разновидности сценариев:
— сценарий «Никогда» (миф о Тантале)
— сценарий «Всегда» (миф об Арахне)
— сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф оЯзоне)
— сценарий «После» (миф о Дамокле)
— сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе)
— сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды)
       
    
       КлодШтайнер в своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна», выделяет три основных жизненных сценария иосвобождения от них:
— «Без любви» (депрессия) –  нужно уметь принимать и отдавать поглаживания
— «Без разума» (сумасшествие) — нужнопознавать мир избегать игнорированияи ложной информации.
— «Без радости» (пристрастие кнаркотическим веществам) — нужно найти потерянный контакт с собственным телом,научиться получать естественное удовольствие.
      Феноменигнорирования представляет собой искажение реальности: обесценивание илипреувеличение информации/ситуации, пассивное поведение.
    
    В.В. Макаровприводит много примеров игр и сценариев, установок присущих именно России. Подробное описание этих аспектовописано в его книге «Игры,  вкоторые играют… в России. Психологические игры новой России». Это такиеигры как: «Игры городских улиц», «Приходите завтра», «Я прекращаю в любоймомент», Игры «Нищих», «Игры маленьких детей».
5.          Анализ психологических игр
      ЙоханХейзинга в своей книге "HomoLudens" пишет: «одна старая мысльгласит, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самыхпределов нашего познания, она покажется не более чем игрой».
 В ТА игройназывается последовательность действий, часто заученных, на первый взглядочевидных, но со скрытой мотивацией. Два важнейших признака игры:
— скрытые мотивы
— наличие выигрыша
      Главное,что отличает игры от других видов человеческой деятельности, — это не лживостьэмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам.
     Хейзингапишет, что у каждой игры свои правила, стоит нарушить правила, и все зданиеигры тотчас же рушится. Свистокспортивного судьи. 
   В миревысокой серьезности шулерам, мошенникам и лицемерам всегда доставалось меньше,нежели тем, кто нарушал игру:вероотступникам, еретикам, неофитам, узникам совести.
     Антитезисы– внешнее освобождение от игры. Этим освобождением является избегание лжи.
      У Т.Харриса — все игры ведут происхождение от простой детской игры «Мое лучше, чем твое», «Уменя лучше»,  которую легконаблюдать в любой группе четырехлетних детей.
    Тогда, как итеперь, эта игра заводилась ради мимолетного мига высвобождения из-под гнетанеблагополучия.
                                         Формула игры:                                 
                                                                                                      Схема 1
     Слабость → Ловушка → Ответ → Удар → Расплата → Вознаграждение
                                                                                                                                                                                           
                                                                                                                                             
                                                                                                        Схема 2
                                     Преследователь («я-ок, вы-не ок»)
                                                           
   Жертва                                                        Спаситель («я-ок, вы-не ок»)
(«я-не ок, вы-ок»;
«я-не ок, вы-не ок»)
Или:    Крючок + Клев… = Реакция – Переключение +Смущение + Расплата
    
     К. Штайнеррассматривает игру в «Спасение» — вэто игру играют почти все («Игры на всю жизнь). Это треугольник: Спаситель,Преследователь и Жертва. Ребенку с детства навязывают роль Жертвы, а ролиСпасителя и Преследователя он усваивает на примере родителей. Эти ролинеизбежно меняются, передвигаются.
       Большинство семей программируют мальчиков и девочек по-разному:мальчиков учат не знать себя и не уметь выразить чувство любви, а девочек – неуметь логически мыслить.
     Отказавшись от трех ролей, люди обнаруживают у себя новые способности, осуществовании которых они даже не подозревали.
       Особыйинтерес представляют игры человека ссамим собой. Человек заявляет окружающим или себе, будто он в любой моментпрекратит или начнет… на место многоточия можно поставить то, от чего человек,пусть неосознанно, не собирается отказываться или наоборот то, что он несобирается делать (бросить курить, пить, сесть на диету или начать учитьиностранный язык, заниматься спортом).
       Антитезисв этих ситуациях: — важно начать без промедления и откладывания. Нужностимулировать человека в попытке осуществления задуманного. И если такаяпопытка даже окажется неудачной, то человек все же осознает свою проблему. Аэто значит, что игра с самим собой будет осознана и разрушена.         
       По мнению Берна, когда в игреобщественная полезность перевешивает сложность ее мотивов, когда игра идет наблаго всем игрокам – такую игру можно назвать хорошей.
      Автономия – выход из сценария,достигается при раскрытии и восстановлении трех способностей: к осознанию, спонтанности и близости.Автономным считаются поведение, мышление или чувства, которые являются реакциейна реальность «здесь и теперь».Уход от игры:
– выравнивание тела
— обратная связь
— отказ от пренебрежения
III. Отчет о психологических Центрах по ТА
     Специалистов по ТА в Москве найти трудно. Их очень мало. Есть многопсихологических центров, где наряду с другими психологами, консультируюттранзактные аналитики, осуществляются тренинги по ТА для организаций, но это некомплексный подход, не целая серьезная терапия именно по Берну, с методами ТА.Существуют институты по Транзактному Анализу в Санкт-Петербурге и Украине(многие специалисты из С-П часто проводят семинары, тренинги в Москве).
     В Москве женаиболее ярко ТА отражен двумя представителями учения Берна.
     Первыйпредставитель — это профессор В.В.Макаров заведующий кафедрой психотерапии имедицинской психологии Российской медицинской академии последипломногообразования. Автор множества работ по ТА. 
    Второй представитель- это психотерапевт, позиционирующий себя как единственного в Москвеспециалиста по ТА, прошедшего полное обучение ТА в Англии. И являющегося сертифицированныммеждународным специалистом. В России всего 6 специалистов — поинформации с его сайта.  Имеет свой  Психологический кабинет ТА. 
    В качествеклиента я прошла несколько сессий, в том числе групповых.    
     Психологическийкабинет ТА — как протекает сессия:
Запись беседы ведется на диктофон,  плюс документально.
   Заключаютсядва договора между терапевтом и клиентом. Первый как гражданско-правовой,второй определяет цель, задачи, поставленные перед терапевтом клиентом,условия-критерии, по которым будет определяться выполнены ли они. Также, взависимости от цели, определяется количество сессий (посещений), котороепонадобится для решения проблемы.
    ВТранзактной Терапии есть также этический кодекс.
     Итак,заключается первый договор на оказание услуг – как обычныйгражданско-правовой договор. Где предусмотрены права и обязанности клиента стерапевтом, литература, которую должен читать клиент и регламент.
      Послеопределения цели-проблемы терапии, составляется контракт, в которомопределяется, сколько потребуется занятий для ее решения, и по каким критериямбудет определяться решена задача или нет. Документально эта цель может простобыть записана в первый гражданско-правовой договор. Все это может быть такжеоговорено и устно.
    В работахВ.В. Макарова, например, предлагается такая схема контракта:    
    
                                                                                               Диаграмма№ 1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.