Формированиефизической культуры личности курсантов высших учебных заведений МВД России сиспользованием компьютерных технологий
Проблема взаимообусловленностипроцесса профессионально-прикладной физической подготовки и формированияфизической культуры личности в системе профессионального образования рассматриваласьв трудах многих отечественных специалистов. Например, созданная подруководством М.Я Виленского[1] и П.А. Виноградоваконцепция определяет вектор процесса физического самовоспитания, самосовершенствованияи саморазвития личности, ее общекультурного уровня. В концепции интегральнойцелью физического воспитания для ступеней системы образования выступаетфизическая культура личности как органическое единство знаний и убеждений,ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физическогосовершенствования и практической деятельности. Однако, несмотря на четкуюформулировку задач в директивных документах, структура и содержание физическойподготовки обучаемых, в частности, в плане соотношения общей и профессионально-прикладнойподготовки с точки зрения влияния ее на формирование физической культурыличности в целом, на наш взгляд, раскрыты недостаточно.
Смена эпох, переживаемаяв нашей стране и миром, прежде всего, затрагивает характеристики личностного развитиячеловека. Это предполагает переориентацию целей, смысла и содержанияфизического воспитания курсантов учебного заведения с упором на роль этогопредмета не только в их профессиональной деятельности, но и общей гуманитарнойподготовке, культурном и гуманистическом потенциале человека.
В любых видахдеятельности профессиональный рост специалиста включает в себя в качествеосновополагающего компонента физическую культуру. Физическая культура являетсяпервой жизненной и производственной потребностью, так как являетсясовокупностью физических и духовных сил, которыми располагает организм человека(В.К. Бальсевич[2], М.Я. Виленский, В.Н.Курысь, Л.И. Лубышева[3], Н.Х. Хакунов и др.).
Исходя изкультурологического подхода, личная физическая культура является универсальнойхарактеристикой деятельности индивида, определяя его социально-гуманистическоесодержание, поэтому главной целью физического воспитания курсанта являетсяформирование физической культуры личности, под которой понимается активноевоздействие не только на физические способности человека, но и, прежде всего, начувства и сознание, психику и интеллект (В.К. Бальсевич). Все это обеспечиваетформирование устойчивых социально-психологических проявлений положительноймотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности,физической культуры (М.Я. Виленский).
Важную роль в формированииличной физической культуры курсанта играет освоение им определенной суммы знанийдля практической деятельности. Но в объеме знаний курсанта менее всегообеспечен комплекс знаний, который призван обеспечивать обретение культурыличности, ценностно-мотивирующее основание, с помощью которого человек решаетсмысложизненные вопросы своего бытия. Возникло существенное расхождение междупрофессионально-функциональным знанием и знанием, которое «обслуживает»повседневное бытие человека, где приобретается личный опыт жизни. Для курсантови выпускников вузов наступает такой период жизни, когда необходимо использоватьзапас знаний в области физической культуры. Однако большинство курсантов их неимеют, а потому не умеют грамотно и целенаправленно организовывать самостоятельнуюдеятельность в области физической культуры. Более того, знания оказываютсямертвым грузом для курсантов, которые не подкрепляют их интеллектуальным воспитанием.
По мнению Е.В. Бондаревской[4],чтобы человек развился как личность, индивидууму нужно выстроить собственныймир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научныхи жизненных проблем.
По мнению В.А. Пономарчука,О.А. Аяшева[5], образование в областифизической культуры можно рассматривать как триединство компонентов: образовательного(обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе и т.д.); аксиологического(введение учащегося в мир ценностей и помощь в выборе значимой системыценностных ориентаций); потребностного. Педагогический эффект таких занятийбудет заключаться не только в приобретении занимающимися новых знаний в областифизической культуры, двигательных умений и навыков, развития положительногомотивационного отношения к физической культуре, но и выражаться в повороте их ксаморазвитию, самовоспитанию, к формированию широкого круга потребностей, а вконечном счете и в приобретении культуры (В.И. Столяров).
В рамках такого подхода всодержании физического воспитания выделяется три основных компонента: социально-психологический,интеллектуальный и двигательный (физический) (И.М. Быховская, Л.И. Лубышева,В.И. Столяров).
Получение знаний в областифизической культуры, формирование ценностных ориентаций, методических умений,потребностей в самостоятельных занятиях физической культурой с целью поддержаниясвоего здоровья должно стать отправной точкой деятельности учащейся молодежи вобласти физической культуры в высших учебных заведениях (М.Я. Виленский, В.П.Лукьяненко, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Н.И Пономарев).
Современная профессиональнаядеятельность требует от курсантов вуза МВД России не только специальнойпсихофизической подготовленности, но и глубоких теоретических знаний, поэтому напрактике модель выпускника данного вуза должна включать: достаточную профессиональнуюработоспособность, наличие необходимых резервных физических и функциональныхвозможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиямоперативно-служебной деятельности и внешней среды, объему и интенсивности труда;способности к полному восстановлению в заданном лимите времени и присутствиемотивации в достижении цели, базирующихся на физических, психических и духовныхвозможностях человека и, прежде всего, на знаниях.
Профессиональнаяготовность сотрудников органов внутренних дел обеспечивается многими факторами,значительное место среди которых занимает физическая подготовка. Она представленав образовательных учреждениях МВД России как самостоятельная учебная дисциплинаи является обязательным разделом гуманитарного компонента образования. Даннаядисциплина направлена на формирование духовных и физических сил курсантов,формирует у них такие общечеловеческие ценности, как здоровье, физическое ипсихическое благополучие, физическое совершенство. Вместе с тем физическаяподготовка является разделом служебно-боевой подготовки и призвана формироватьфизическую и психическую готовность курсантов к эффективным действиям в экстремальныхситуациях, связанных с применением мер насильственного воздействия.
Физическая подготовкаявляется сложным, психолого-педагогическим процессом, имеющим целью формированиефизической культуры личности курсанта. Она включает в себя способы и формыдеятельности, направленные на укрепление здоровья, совершенствованияпсихофизических способностей организма, овладение специальными знаниями, прикладныминавыками, повышение интеллектуальной и физической работоспособности курсанта,то есть формирование системы взглядов, убеждений, жизненных установок, реализующихпотенциальные природные возможности человека.
Физическая подготовка,имея по своей сути прикладную направленность, представляет собой значительную ижизненно необходимую часть общей физической культуры личности сотрудника МВД.Прикладная направленность физической подготовки выражена в перечне необходимыхупражнений, предназначенных для изучения, а также в дифференцированном подходек требованиям по уровню развития физических качеств и двигательных навыков курсантов.Конечной целью физического воспитания курсантов является формированиефизической культуры личности и способности направленного использования разнообразныхсредств физического воспитания для сохранения и укрепления здоровья.
Двигательная активностькурсантов высшего образовательного учреждения МВД России в форме процессапрофессионально-прикладной физической подготовки является неотъемлемымкомпонентом их профессионального обучения. Однако данный процесс в рамках регламентированныхучебных занятий не в полной мере обеспечивает достаточный уровень физическойподготовленности курсантов. Приходится констатировать, что только умение заниматьсясамостоятельно может решить проблему оптимизации их физического состояния.Возникает вопрос, как сделать так, чтобы повседневные самостоятельные занятияфизическими упражнениями стали необходимостью и потребностью для данного контингента.Единственным выходом из сложившейся ситуации нам видится формирование у курсантовмотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, т.е. формированиепотребности и умения заниматься самостоятельно.
Переориентацияпотребностно-мотивационной сферы на самостоятельные занятия курсантов впроцессе обучения и последующее возрастание периодичности занятий возможнытолько в случае повышения их образованности в области физической культуры. Этонедвусмысленно означает, что существует необходимость в расширении и углубленииметодических знаний и умений. При этом необходимо учитывать, что обладаниетолько вербальными знаниями и умениями автоматически не создает установку наповседневную оздоровительную активность и активность в области физическойкультуры. Для этого необходимо поочередно решить ряд задач.
Первое – формировать впервую очередь все те же вербальные знания, когда должны усваиваться конкретныефакты, суждения и умозаключения из сферы физической культуры. Но эти знания, какправило, абстрактны, и не связаны с конкретной практической деятельностью ивследствие их неприменения в процессе собственных занятий физическими упражнениямиони быстро исчезают.
Второе – осознаниежизненной важности того, относительно чего получены эти знания, то есть превращениевнешних идей в фактор мотивации поведения.
Третье – только когдапроисходит трансформация убеждений в достояние личности как потребности наоснове знаний и собственного практического опыта, лишь тогда можно говорить орешении задачи по формированию потребности в чем-либо (в частности, потребностик самостоятельным занятиям физическими упражнениями).
Исходя из вышесказанного,можно определить условия формирования физической культуры личности курсантоввуза МВД.
Одним из первых такихусловий следует считать единство теоретического и практического компонентовфизического воспитания, включая проблемы формирования знаний в сфере самостоятельныхзанятий. Очень важно, на наш взгляд, акцентировать внимание занимающихся самостоятельнофизической культурой на реальной пользе и прогрессе в собственном физическомсостоянии. С учетом избранной направленности педагогического процесса должнысоответственно подбираться средства. Большее внимание должно уделяться тем изних, которые можно было бы использовать в последующие возрастные периоды, тоесть вне регламентированных занятий.
Анализ рабочей программыпо физическому воспитанию курсантов для высшего учебного заведения, а такжерезультаты собственных исследований еще раз убеждают нас в том, что программно-методическоеобеспечение учебного процесса не позволяет решать задачи по формированиюфизической культуры личности данного контингента, поэтому необходимо включать вучебный процесс не просто новые технические средства, а новые образовательныетехнологии, направленные на решение собственно образовательных задач, а значит,глубоко осмысленные с позиций педагогической науки, теории обучения, теории иметодики физического воспитания (Ю.Д. Железняк, В.В. Зайцева, А.Н. Петров, П.К.Петров, И.В. Роберт, О.А. Федоров и др.)[6]. Несмотря на значительныепотенциальные возможности современных информационных технологий в процессефизического воспитания в вузе, они еще не нашли должного применения.
Информатизация педагогикифизической культуры предусматривает массовое использование компьютерныхтехнологий, создание информационных систем, программ обучения, контроля икоррекции, позволяющих, в конечном счете, эффективно осуществлять управлениепедагогическими процессами (В.Н. Богданов, С.Б. Бурьян, В.В. Иванов, С.П.Кишнев, Е.Ю. Розин, Л.А. Хасин и др.).
Компьютерные технологиипозволяют совмещать функции накопления, длительного хранения, анализа, систематизацииогромных и полезных массивов информации, индивидуализации, оценкиподготовленности обучаемого по каждому из известных двигательных качеств.Вполне возможен индивидуальный «компьютерный» подход и, в частности, персонализациярекомендаций по коррекции, например, выявленных отставаний в физическойподготовленности путем их вывода на печатающее устройство по запросу пользователя.Все отмеченное лежит в основе управления процессами развивающего воздействия вобласти физической культуры. К настоящему времени накоплен незначительный опыткомпьютерного обеспечения управлением педагогическим процессом в областифизической культуры.
Информатизация в области«Физической культуры» должна быть направлена на повышение уровня грамотности вобласти физической культуры и физической подготовленности курсантов посредствомсовершенствования технологии обучения на основе использования информационных икоммуникационных технологий (А.Н. Петров, Т.Н.Леонтьев).
Компьютер может использоватьсяна всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении,повторении, контроле. При этом для учащегося он выполняет различные функции:учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива,досуговой (игровой) среды. Компьютерные средства обучения обладают способностьювступать в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерногообучения.
Развитие компьютерныхтехнологий, их интеллектуализация может оказать прогрессивное влияние на методыобучения, так как они позволяют сформировать наиболее эффективную средуобучения, все, более подчиняя ее конкретизации развиваемых в процессевоздействия физических качеств и навыков. Результатом творческого подхода крешению этих задач становится разработка алгоритма контроля и управленияпроцессом физического воспитания.
Назрела необходимостьперехода традиционных форм подготовки, направленных, в первую очередь, на накоплениезнаний, умений и навыков, к использованию современных информационных и коммуникационныхтехнологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработкуинформации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественноизменить содержание, методы и организационные формы обучения в областифизической культуры и спорта (Ю.Д. Железняк, В.В. Зайцева, А.Н. Петров, Е.Ю.Розин, А.Н. Тихонов, А.И. Федоров и др.).
Все отмеченное являетсяпрекрасной предпосылкой и очевидной основой для разработки, экспериментальнойпроверки и активных внедрений информационных технологий в процесс формированияфизической культуры личности курсантов высшего учебного заведения МВД.
Одна из главныхметодических задач использования компьютерных технологий — предоставлениемаксимальных возможностей в освоении учебного материала с учетом егоиндивидуальных особенностей и наклонностей. На сегодняшний день имеетсямножество программ для ЭВМ используемых в физическом воспитании.
Компьютерная программа«Атлет» — обучающая и разработана по принципу сетевого представленияматериала (система гипертекста).
Программа«Атлет» не имеет модели данных, которая бы служила каркасом дляхранения информации, т. е. отсутствует жесткий алгоритм прокручивания текста.Курсант или преподаватель, работая с этой программой, устанавливает те связи,ту последовательность, которую считает необходимой, что позволяет максимальноиспользовать индивидуальный подход в обучении. Программа разработана по 4уровням, что облегчает ориентацию при работе с нею, но в то же время позволяетобучаемому выбрать желаемый лично для него уровень получения знаний.
Программа«Атлет» включает как плоскостную мультипликацию, так и экраны сроликами видеомультипликации.
Оценка усвоениятеоретического материала позволяет занимающемуся или преподавателю выявитьстепень усвоения полученных знаний по курсу «Атлетическая подготовка»в процентах (за 100% взято отсутствие ошибок при ответах на контрольныевопросы).
В разделе«Рекомендуемая литература» обучаемый, выбрав интересующее егоиздание, может прочитать аннотацию и познакомиться с оглавлением выбраннойкниги.
Компьютерная программа«Техника метания гранаты» подготовлена для детального изученияособенностей метания гранаты с колена и позволяет с любой скоростьюпросматривать с трех различных сторон выполнение данного спортивного движения.
Такой тип демонстрациитехники движения выгодно отличается от видеосъемки тем, что устранены всевторостепенные объекты и при выполнении движения внимание сосредоточено наглавных элементах.
Компьютерная программа«Фитнес». В настоящее время все более актуальным становится принципоздоровительной направленности занятий физической культурой. Здоровье человекаотносится к числу глобальных проблем современности, в которой налицо наибольшееобострение противоречий: издержки цивилизации не могли негативно не отразитьсяна состоянии здоровья современного человека.
Одно из наиболееперспективных направлений, позволяющих существенно повысить эффективностьфизкультурно-оздоровительной деятельности, — личная заинтересованность каждогокурсанта в укреплении своего здоровья. И задача специалистов, работающих вобласти оздоровительной физической культуры, — разбудить заинтересованность вформировании здорового образа жизни. В решении этой задачи большую помощь можетоказать и оказывает электронно-вычислительная техника.
Преподаватели, спортивныеврачи при оценке физической кондиции курсантов сталкиваются с рядом проблем:неоднородностью единиц измерения результатов тестирования, большимразнообразием тестовых программ, низким уровнем мотивации, как у студентов, таки у преподавателей, недостаточной подготовкой преподавателя к проведениютестирования и др.
Актуальным остаетсявопрос о вооружении врача и педагога инструментами, знаниями, позволяющимииспользовать средства и методы физической культуры для реабилитации иоздоровления людей различного возраста.
Компьютерная программа «Фитнес»,позволяющая на базе знаний специалистов-экспертов получать объективные данныепо состоянию здоровья, физическому развитию, подготовленности ифункционированию основных систем жизнеобеспечения за короткий промежутоквремени с выдачей формализованного заключения и научно обоснованныхрекомендаций. Программой предлагается к выполнению большое количество тестов,но обязательны только ряд показателей физического развития, а в физической и функциональнойподготовленности — по одному любому тесту.
Исходя из исследованийразличных компьютерных программ используемых для формирования и развитияфизической культуры можно выделить требования к компьютерной программе. Компьютернаяпрограмма должна включать следующие компоненты:
– справочную информацию окурсантах: фамилию, инициалы, пол, год поступления в учебное заведение;
– информацию о физическомразвитии курсантов, наименование показателей физического развития, их результатыв конкретном семестре обучения;
– оценочные таблицы, вкоторых представлены модельные параметры отдельных тестов, характеризующихсостояние физической подготовленности курсантов;
– графические модели управленияразвитием физических качеств, состоящих из вертикальных и горизонтальных ветвей– уровней, где указывается результат испытания и рекомендуемые тренировочныевоздействия;
– программ-комплексов упражнений,включающих содержание, дозировку, темп выполнения, интервал отдыха,методические указания.
– и др.
Для направленного развития«отстающих» физических качеств и поддержания среднего и высокого уровня подбираетсякомплекс соответствующих упражнений с указанием их дозировки и методических указаний.Упражнения выбираются, исходя из направленности и действия на определенные двигательныекачества. Включаются различные варианты направленных упражнений, как попринципу взаимозаменяемости, так и для преимущественного воздействия на различныестороны конкретного двигательного качества.
На практике использованиекомпьютерных технологий с целью повышения качества физической самоподготовкикурсантов должно состоять из четырех этапов.
Первый этап — это сборинформации о физической подготовленности курсантов преподавателем, то естьтестирование физических качеств. Обследование по всем двигательным качествам —два раза в году, а по «отстающим» — пять раз. Для того чтобы произошлипозитивные сдвиги в уровне развития физических качеств, курсантам должны даваться2-3 месяца на индивидуальную подготовку.
Второй этап – внесениеинформации в компьютер.
Третий этап выполняеткомпьютерная программа, производя обработку внесенной информации и выдавая напечатающее устройство информацию об «отстающих» двигательных качествах исоответствующие программы-комплексы для их развития.
Таким образом компьютерспособствует эффективности интеллектуальной деятельности в процессе учебного ивнеучебного процессов. По аналогии со спортом, где качественный спортивныйинвентарь позволяет показывать лучшие результаты, компьютер усиливает,разнообразит умственную деятельность.
Компьютерные программы,компьютерные технологии как технические средства обучения развиваются в рамкахсуществующего процесса обучения, поэтому должны в большей или меньшей степенибыть совместимыми с этим процессом с точки зрения управляющих воздействий. В тоже время эти программы могут активно влиять и влияют на изменения не толькоотдельных методик преподавания, но и целиком на весь учебный процесс.
Списокиспользованной литературы
1. Виленский М.Я. Горшков А.Г.Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие для вузов/Гардарики – 2007
2. Бальсевич, В.К. Научное обоснованиеинновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В.К.Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С. 10-16.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическаякультура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с.2 — 7.
4. Бондаревская, Е.В. Воспитание каквозрождение человека культуры / Е.В.Бондаревская // Основные положенияконцепции воспитания в изменяющихся условиях. — Ростов н/Д.: РГПИ, 1993. – 32с.
5. Пономарчук В. А. Физическая культура,спорт, личность: Стеногр. лекции /«Знание» РСФСР 1988
6. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основынаучно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебноепособие / Академия – 2008