Федеральное агентство по образованию
Филиал Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета г. Твери
Кафедра общих профессиональных дисциплин
Курсовая работа по дисциплине:
«Экскурсионная деятельность в туризме»
На тему: «Памятники минувших веков. Город Евпатория»
Выполниластудентка
IV курса 417-ОЗ группы
Андреева Н.В.
Проверилпреподаватель:
Клюева Е.А.
Тверь 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава I.История города. 5
Глава II.Экскурсия. 23
Список литературы… 30
Введение
Общеизвестно, что Крым имеетуникальную культуру. Сложный мир его культурно-исторических памятников всегдаобладал особенной притягательностью как для соотечественников, так и длязарубежных гостей. Неповторимый силуэт древних городов, многовековая история,обилие религиозной архитектуры, экзотика и ландшафтное богатство Южнобережья –все это традиционно привлекает людей, интересующихся культурно-историческимпотенциалом Крыма.
История не всегдаблагоприятствовала сохранению многогранного творческого наследия полуострова. Жестокиевойны, пренебрежение судьбою творений великих и безымянных зодчих приводили кневосполнимой утрате памятников. Однако трудом многих людей – деятелейкультуры, работников музеев, реставраторов – огромная часть историческогонаследия Крыма сохранена и возвращена к жизни, составляя весомую часть туристическихи экскурсионных маршрутов по крымским просторам.
Данная курсовая работапредполагает составление пешеходной экскурсии по историческим местам городаЕвпатории. В качестве объектов показа и рассказа взяты произведенияархитектуры, здания и сооружения средневековья в соответствии с выбранной темойкурсовой работы.
Актуальность данной темыочевидна. Людям необходимо культурное развитие, поэтому как для соотечественников,так и для зарубежных гостей становятся популярными экскурсии с посещением «музеев»древности. На них экскурсанты узнают о быте и роде занятий людей, населявшихэти земли несколько веков назад, об архитектурных ансамблях тех или иныхнародов на данной территории и многом другом. Немало интересного можно увидетьв Евпатории, городе двадцати пяти веков, где сохранились уникальные памятникиистории и культуры.
В ходе написания курсовойработы были использованы такие источники литературы как: сериянаучно-популярных книг «Археологические памятники Крыма», сборник «Историяи археология древнего Крыма», печатные публикации Института археологии АНСССР (КСИА), справочники-путеводители, учебная литература и другие источники. Историко-хронологическиерамки достаточно широки – от цитат из «Книги путешествий» ЭвлииЧелеби (известного турецкого путешественника), побывавшего в Гёзлёве в 1660-хгодах до источников современной литературы.
Курсовая работа состоит извведения, основной части из двух глав, первая содержит теоретические аспекты,вторая – практические, заключения и приложений.
Цель курсовой работы:
— составить пешеходнуюэкскурсию по историческим местам Евпатории для знакомства с историко-культурнымнаследием города.
Задачи, необходимые длядостижения цели:
— выбрать объекты показа;
— составить маршрут экскурсии;
— подготовить контрольныйтекст экскурсии;
— укомплектовать «портфельэкскурсовода».
Глава I. История города
Евпатория – всесоюзнаядетская здравница – широко известна и своими уникальными памятниками,многовековой, богатой событиями историей. Новостройки изменяют облик Евпатории,и всем приезжим она кажется совсем молодой, ультрасовременной. Но это только спервого взгляда. Стоит ближе ознакомиться с городом, и вы увидите егоотдаленное прошлое – кривые узкие улочки, где уютные дворы окружены высокимичисто выбеленными стенами, где все проникнуто тихой древностью. История городауходит своими корнями глубоко, и по возрасту он мог бы поспорить со многими европейскимистолицами.
Около 2500 лет назад возникна берегу моря этот удивительный город. И почти каждый из этапов развитияЕвпатории отразился в ее архитектурном и культурно-историческом облике, оставивряд памятников, в той или иной мере сохранившихся, органически врастающих встроительный ансамбль города-курорта.
Время и природа неумолимы: значительнаячасть построек старой Евпатории разрушается, многие уже потеряли свойпервоначальный вид. Однако даже развалины говорят прежде всего о поразительноммастерстве древних строителей.
Мечеть Джума-Джами.
Каждый, кто хоть раз побывалв Евпатории, сохранил в своей памяти здание, видное далеко с моря иопределившее собой архитектурный силуэт города, — мечеть Джума-Джами. Названиеэто переводится как «пятничная мечеть» — в честь пророка Магомета, попреданию родившегося в пятницу. Ее называют также «Хан-Джами» — «Ханскаямечеть», потому что в ней происходил религиозный церемониал посвящениехана в его сан (своего рода коронование).
Создал величавый гёзлёвскийхрам (предыдущее название Евпатории) турецкий архитектор Ходжа Синан (1489 –1599), автор многих выдающихся построек в Стамбуле, Андриаполе и других городахмусульманского Востока.
Необыкновенная красотамечети, поражавшая воображение современников, породила множество легенд о нейкак о чем-то неземном, сверхъестественном.
Творческая деятельность ХоджиСинана совпала с периодом развитого (так называемого Высокого) ренессанса вИталии и других странах европейского Запада. Как и многие люди науки и культурыэпохи Возрождения, Ходжа Синан был очень образованным человеком – одновременноархитектором, военным инженером и астрономом. За долгую жизнь им было создано вразличных городах Турции и за ее пределами свыше трехсот построек, среди них –131 мечеть. Лучшие образцы его творчества – мечети: Шах-заде (1543 – 1548),Сулеймание (1550 – 1557) и Селимие (1569 – 1575), каждая из которых являетсяразвитием и усовершенствованием предыдущей.
В списках сооружений Х. Синанамечеть Джума-Джами числится под 77 номером. В конструктивном отношении онасвязана с тремя названными выше. Сочетая архитектурные формы Византии иВостока, используя местные строительные материалы, зодчий создал в Крымуархитектурное сооружение, исключительное по изяществу и простоте, погармоничности и рациональности. Джума-Джами была одной из самых больших и прекрасныхна всем Крымском полуострове.
О дате строительства этоймечети среди ее исследователей нет единого мнения. Одни из них считают началомстроительства 1522г. [8; 210], другие – 1552 [10; 50].
Основной материал,использованный при строительстве мечети, – камень-ракушечник. Несущие частиздания сложены из известняка, большие квадраты которого плотно пригнаны друг кдругу.
Мечеть – центрально-купольноесооружение, приближающееся в плане к квадрату. Центральный зал (высотой около22м) перекрыт мощным сферическим куполом. С запада и востока расположеныдвухэтажные галереи, увенчанные приплюснутыми куполами, по три с каждой стороны.В северной части к основному объему здания примыкает притвор с пятью куполами. Первоначальновсе купола были покрыты свинцом; нынешнее, временное их покрытие сделано изоцинкованного железа.
Архитектурная композициимечети отличается постепенным наращиванием высоты и соответствующим усложнениемгеометрических объемов; на высоте 20м покоится на парусах и арках 11-метровыйцентральный купол, прорезанный в основании своем 16 окнами с полукруглымперекрытием. От этого купол зрительно как бы приподнимается и нижние края еготочно распластываются в воздухе; он кажется невесомо парящим в лучах света, льющегосясквозь широкие окна. Всей массой центральный купол опирается непосредственно насферические паруса и килевидные подпружные арки. Их распор передается на четыремощных столба.
Взяв за основу конструктивныеособенности и формы собора св. Софии в Константинополе, Ходжа Синан внес в этосооружение черты, типичные для мусульманского Востока (например, стрельчатыеоконные проемы), учитывая при этом и особенности местной архитектуры. Так, врешениях основного здания угадываются архитектурные формы монастыря дервишей, построенного,очевидно, несколько раньше Джума-Джами.
Квадратное в основаниицентральное помещение мечети вверху переходит в восьмиугольник. Это достигаетсяпутем двухъярусного среза углов квадрата, а срезы, в свою очередь, как бысвязывают центральный купол с малыми куполами в единое целое, устремленноекверху. Подобное решение стало впоследствии типичным для османской архитектуры.
В северной стене мечетивосемь окон, разных как по форме, так и по размерам, но в целом композиционноотвечающих форме стрельчатой подпружной арки, заполнением которой является этастена. В ее нижней части расположено три больших стрельчатых окна, нескольковыше – два меньшего размера. Между стрельчатыми окнами три круглых. Западная ивосточная стены имеют по пять окон (тоже стрельчатой и круглой формы). Прекраснаясимметрическая композиция мечети, ажурные стены с множеством окон – все говорито конструктивной смелости и зрелом мастерстве зодчего. Окна придают зданиюлегкость, наполняют его мягким рассеянным светом.
К центральному помещению с западаи востока примыкают двухэтажные галереи, перекрытые плоскими куполами, которыепокоятся на низких восьмигранных барабанах. Оба этажа галерей освещаются 12окнами, разными по форме в каждом из этажей: на первом они прямоугольные, навтором – килевидные. Окна первого этажа по восточному обычаю забраны простогорисунка железными решетками, второго этажа – деревянными иного рисунка.
Южная часть мечети перекрытабольшим полукуполом, передающим нагрузку на стену, причем его низкийвосьмигранный барабан составляет единое целое с южной стеной.
В южной стене шесть окон,расположенных в три яруса. Форма их такая же, как и в боковых галереях. Вверхней части стены расположены два круглых окна. Боковые галереи с южнойстороны имеют соответственно по одному окну на каждом этаже. Распор большогополукупола здания погашается мощными пилястрами этой стены, поддерживающими игалереи.
Из западной и восточнойгалерей нижнего этажа можно попасть внутрь мечети через боковые входы спорталами в виде высоких килевидных арок. К входу на восточной сторонепримыкает наружная крытая лестница, ведущая на висячий балкон, а оттуда черезнебольшую дверь на хоры – верхний этаж восточной галереи, юго-восточный уголкоторой был отделен деревянной перегородкой. Видимо, это помещение с отдельнымвходом служило ханской ложей.
Особо примечателен вДжума-Джами главный (северный) вход, который, судя по рисунку архитектораГесте, выглядел весьма гармонично и торжественно. Позднее, между 1827 – 1836 гг.,он был частично заложен. По бокам входа – две ниши, украшенные тонкой резьбой. «Сталактитовые»полукупола и обрамления этих ниш могли быть позаимствованы из построек турок-сельджуков.
Главный вход Джума-Джамиимеет две двери: внешняя – наборная, из разных сортов дерева; внутренняяостеклена. Сначала к внутренней двери вел открытый средний проем арки, но,вероятно, в 1896г. – заложили, и архитектор Гек разработал проект нынешнеговхода [9].
Дверь из галереи внутрьмечети представляла собой точную копию входной двери. К сожалению, она несохранилась. О ней напоминают лишь две мраморные колонны, вделанные в стену покраям центрального входа, и лежащие перед входом их основания (базы). Деревяннаяузорчатая дверь притвора украшена мраморной доской с резной арабской надписью.
Истинное украшение мечетей –стройные минареты, тонкие, как обелиски, сплошь каменные и очень высокие. Вверху– так называемое шерфе (балкон), откуда созывали верующих на молитву. Надбалконом возвышается более тонкая башенка, обычно круглая в сечении, крытаяконической кровелькой со шпилем, на конце которого – религиозная эмблема «алеем»(полумесяц). Такой же эмблемой украшалась и вершина главного купола.
Техника кладки такихминаретов очень сложна. Каждый камень обтесывался по шаблону и весьма точноукладывался на заранее рассчитанное место. Для одного этого требовались мастеравысшей квалификации, не говоря уже об изящной и сложной резьбе, украшавшейбалконы каждого минарета.
В мечети Джума-Джами свосточной и западной сторон сохранились только основания двух минаретов (до крышимечети); верхние их части были разрушены. Как предполагают, обрушились минаретыв результате страшных бурь: восточный во время землетрясения в XVIIвеке, западный – в 1836 году.
С момента завершениястроительства и по сей день Джума-Джами подвергалась всевозможным переделкам иреставрациям. По имеющимся сведениям, мечеть капитально реставрировалась трираза – в 1834, 1896 и 1962 гг. Однако некоторые исторические источники даютоснование предполагать, что перечень этот не полон.
Наиболее значительной былареставрация 1896г., так как мечеть к этому времени пришла в плачевное состояние.В.Х. Кондараки, например, отмечает, что постройка наверняка вскоре погибнет отгрубого нерадения ее владетелей, которые даже не прикрывают входы в нее отблуждающей скотины [4; 28].
Казалось, все было сделано,чтобы утратила очарование Джума-Джами, памятник во многих отношенияхсовершенный, а в Крыму – лучший образец средневекового зодчества Востока. Однакотворение великого Синана оказалось бессмертным. И сейчас остается непреодолимозахватывающим впечатление, какое производит созерцание больших и малых, тогармонично сочетающихся, то смело контрастирующих архитектурных масс,многогранных объемов, многоплановых перспектив здания. В чистом виде дарит онозрителю восприятие того, что называется, выражаясь языком современных архитекторов,организацией пространства. А это и составляет суть, самую душу высокогоискусства архитектуры.
Ныне завершается очереднаяреконструкция мечети. По бокам ее вновь взметнулись на 35-метровую высотустройные минареты. Восстанавливаются и другие недостающие детали, вместе с теммечеть освобождается от различных появившихся позднее пристроек и различныхнаслоений. Джума-Джами приобретает свой первоначальный вид.
В 1990 году в мечетивозобновились молебны.
Турецкая баня средневековья.
О турецкой бане знают нетолько евпаторийцы, но и все, кто туда приезжает. Она – уникальнаядостопримечательность города, интересная прежде всего тем, что существовала идействовала со времен средневековья.
Побывать в старой турецкойбане считал своим долгом каждый приезжий, иначе представление о городе было быне полным. Правда, посетители приходили сюда в надежде увидеть все впервозданном состоянии, но тут их ждало некоторое разочарование. Годы сделалисвое дело, и многого уже не доставало в этой средневековой бане, многое былозаменено современными атрибутами санитарии и гигиены. Но разве не главное –увидеть подлинные стены, фонтан, все еще живой и говорливый, ощутитьприкосновение древнего мрамора, выглаженного тысячами рук и босых ног,отполированного голыми телами многих мывшихся тут поколений! Воображение вашедорисует картину того, что было здесь несколькими столетиями раньше.
Бани (хамамы) в жизни народовВостока играли важную роль. Они представляли собой, как в свое время античные ивизантийские термы, сооружения общественные, особенно любимые женщинами,которые проводили здесь свободное время, показывая одна другой свои наряды,распевая песни, угощаясь сластями и прохладительными напитками. Баня являлась длявосточной женщины, пожалуй, единственным местом, где она чувствовала себясвободной от мужского деспотизма; это был как бы совершенно другой мир.
Строителю бань приходилосьучитывать все. В первую очередь, приятно устроенные помещения должны удовлетворятьвсем утилитарным требованиям (устройство отопления, водопроводы с горячей ихолодной водой). Кроме того, необходимо предохранить кладку от разрушительногодействия горячей воды. Строительство бань требовало большого искусства и былодоступно лишь зодчему самой высокой квалификации. Такова, например, роскошнаябаня султана Сулеймана в Кефе (Феодосия), возведенная по византийским образцам.В Гёзлёве это заведение располагалось вблизи (чуть севернее) мечети Джума-Джами.В основу положена схема, типичная для всех турецких бань: предбанник (он жераздевалка), некоторое промежуточное помещение и собственно баня [3; 89].
Комната между предбанником имоечными помещениями в плане приближается к квадрату. Она довольно обширна(сторона квадрата 7,9 метра) и перекрыта высоким куполом, опирающимся намассивные стены. В центре промежуточной комнаты – аподитория – находилсянавевавший прохладу фонтан. Это была, собственно говоря, комната для отдыхапосле ванн: здесь курили кальян, пили кофе, проводили время в беседах.
Помещение для мытьясоответствует по размерам раздевалке. Девять отсеков моечного зала перекрытыкуполами. Полы, стены и раковины в свое время были выложены мраморными плитами.Мрамор здесь повсюду. Вдоль стен расположены низкие мраморные скамьи, а в одномиз отсеков находился низкий мраморный стол, вероятно, для массажа. В женскомотделении есть аналогичная комната, где стояла мраморная ванна.
Освещалась баня через круглыеокна в куполах. А чтобы не проникала дождевая вода, оконные стекла вставлялисьпри помощи водонепроницаемой эластичной замазки; изготовляли ее из смесинегашеной извести и проваренного льняного масла с измельченной и размоченнойхлопчатой бумагой.
Топка, место которой обычнопод резервуаром для горячей воды, сейчас отсутствует. В крымских турецких баняхона имела круглую форму и перекрывалась сводом (например, Биюк-Хамам вКарасубазаре – Белогорске). Горячий дым из топки проходил по каналам под дномбассейна и под полом зала для мытья.
В западной части банипривлекает внимание полуразрушенный зал, прямоугольный в плане и оченьвытянутый, со сводчатым завершением. Очевидно, здесь стоял резервуар с горячейводой, под которым была устроена топка. Подобное помещение примыкает и ксеверной стороне здания. Можно предполагать, что в нем располагался бассейн спрохладной водой.
Стены постройки – оченьтолстые – возведены из бута и местного солитового известняка на гидравлическомстроительном растворе, известном под названием «хорасан». Растворэтот (разновидность крепкой водонепроницаемой штукатурки) необычайно прочен; ведьнедаром здание, находящееся в постоянной сырости, простояло около 400 лет. Штукатуркасоставлялась на известковом растворе с добавлением до 50% толченого и просеянногокирпича. Такую же мы встретим в римских и византийских подземных цистернах, вдревних водопроводах, например, в Херсонесе или на Боспоре.
Турецкая баня в Евпаториипредставляет собой многокупольное сооружение. Оригинальное в утилитарномотношении, оно отличается и элегантной простотой архитектурных форм,прочностью, надежностью в эксплуатации.
За четыре столетия баня,разумеется, не раз подвергалась ремонтам. К сожалению, о ранних мы ничего незнаем. Известны лишь некоторые перестройки конца XIX – начала ХХвеков. Предбанники с фонтанами, некогда перекрытые высокими куполами, имеютсейчас плоские перекрытия. Мраморные полы обветшали и заменены во многих местахсовременной метлахской плиткой или бетоном. Однако кое-где уцелела стариннаякерамическая плитка с глазурью – замечательным растительным орнаментомкрасного, голубого и зеленого цветов. В современном времени к бане пристроенакотельная, а древний водопровод заменен железными трубами.
Как уже говорилось, поархитектурным формам и техническим приемам гёзлёвская баня очень близка к банеСулеймана в Кефе, построенной в XVI веке архитектором ХоджойСинаном. Иными словами, перед нами еще один яркий образец османской архитектурына крымской почве.
В старой евпаторийской банечувствуется ее своеобразие и неповторимость. От нас всецело зависит, останетсяли и впредь как часть нашего сегодня или вскоре исчезнет навсегда этот кусочексредневекового Востока. Пусть он сохранится подольше, давая пищу нашемувоображению, эстетически окрашивая и поэтизируя такое обычное и дажетривиальное занятие, как банное мытье…
Немного сведений осталось стех времен о строителях зданий, искусных мастерах и их произведениях. Да исамих зданий становится все меньше. Стоят они, «последние из могикан»,спокойные в своей старости, иногда покосившиеся, полуразрушенные. Безжалостныегоды не щадят даже самых прекрасных творений, но внимательному взгляду многоемогут сказать и руины, и мельчайшие обломки.
Вот кусок штукатурки состатками изящной росписи, и на память приходит иранец Омер, полулегендарныйживописец, работавший в Крыму. Может быть, и тут его рука оставила свойнемеркнущий след?.. Искусство Омера было настолько превосходно, что емупоручались росписи в ханских дворцах, самых больших мечетях. Им расписаны,например, бахчисарайская мечеть Ешиль-Джами (в настоящее время не существует,известна лишь по архитектурным обмерам и акварельным копиям ее росписи),беседка Селямет-Гирея в Бахчисарайском дворце. Этот мастер мог работать и вГёзлёве, расписывая стены бань, украшая мечеть Синана и жилища местной знати.
Караимские кенасы.
Крымские караимы (караи) –один из уникальных народов на планете. И самый малочисленный. Численность ихпродолжает уменьшаться. По переписи 1989 года в бывшем Союзе значилось 2809человек. Причины такого сокращения: потери в войнах, голод и, конечно,результат национальной политики советского государства и партии: были закрытывсе храмы (последний – в 1959 году), национальные школы, ликвидированынациональные общины, нарушено компактное проживание крымских караимов. Все этопривело к ассимиляции их с окружающим населением и русификации.
Вероисповедание – караизм, воснове которого лежит Ветхий Завет в его изначальной чистоте. Духовный глава –гахан, священники – газзаны [11; 119].
Время появления караимов вКрыму неизвестно. По данным археолога А.С. Фирковича, крупного караимскогоученого, самый ранний памятник на караимском кладбище в Евпатории датирован1593 годом. Возможно, что караимы появились в городе намного раньше.
После присоединения Крыма кРоссии Евпатория становится местопребыванием гахама. Здесь же в 1807г. былпостроен их соборный кафедральный храм (соборная), где шли службы вторжественные и праздничные дни, а в 1815г. – храм для службы в будние дни(малая кенаса). Спроектированы и построены кенасы архитекторами братьямиБабовичами.
Соборный храм и его дворикипоистине замечательный архитектурно-художественный памятник караимскогоискусства. В чем особое своеобразие этого архитектурного комплекса? Преждевсего, несомненно, в удачной планировке, искусном расположении храмов и трехдвориков, каждый из которых является продолжением другого. Первый начинается отвходных ворот и продолжается до квадратной площадки, обрамленной трехарочнымиаркадами на каменных колоннах. Он носит название «дворик-коридор» иведет к зданиям кенас. Слева от входных ворот в этом дворике находитсямраморный фонтан для омовения рук перед молитвой. Этот дворик, вымощенный каменнымиплитами и обнесенный с двух сторон аркадой, покрыт высоким трельяжем и обсаженс левой стороны виноградными лозами. В арочные ниши этого и еще одного,третьего по счету, дворика со второй четверти и до конца XIXвека монтировались белые мраморные плиты.
В первом дворике 23 такихплиты, в третьем – 18; высеченные на них надписи сообщают имена караимов,сделавших пожертвования на строительство кенасы и других сооружений, наоткрытие караимских школ, помощь нуждающимся или оказавших какую-либо другуюуслугу караимской общине. К примеру, одна из плит (первая слева от входа) поставленав память Вениамина Бабакаевича Тонгура, умершего в 1894 году. Завещанные им 43тысячи рублей пошли на создание сельскохозяйственной школы в селении Кара-Тобе,близ Евпатории, для бесплатного обучения детей всех национальностей. Внастоящее время это одно из зданий Прибрежненского сельскохозяйственноготехникума.
Мы во втором дворике,расположенном между зданиями кенас. Вместо мраморных плит с надписями здесь сдвух сторон проходит открытая аркада, а далее колоннада портика бывшей Соборнойкенасы. Пол в этом дворике выстлан белым мрамором, что послужило поводом дляназвания – мраморный дворик, или дворик-колоннада.
Перед нами два здания. Слева– большая кафедральная, справа – малая кенаса. На их наружных стенах междуокнами вмонтированы с каждой стороны пять мраморных плит, на которых высеченыстихи религиозного содержания.
За зданием малой кенасыоткрывается третий дворик, представляющий собой неправильной формычетырехугольник. С трех сторон он отделан аркадой, в арки которой (как и впервом дворике) вмонтированы мраморные плиты. Две из них с горельефамидвуглавых орлов обращают особое внимание. Первая поставлена в 1842г. вознаменование присоединения Крыма к России (1783), указа Екатерины II(1795) о гражданских правах караимов. Вторая плита увековечивает памятьумершего в 1855г. Симы Соломоновича Бабовича, ученого и общественного деятеля,известного больше под именем Хаджи-ага. Он был первым гахамом послеприсоединения Крыма к России.
Дворик, в котором мынаходимся, носил название «дворика ожидания». В нем, сидя на скамьяхпод сенью виноградных лоз, караимы ожидали начала молитвы и решали общинныевопросы. К дворику примыкает небольшой садик, севернее кафедральной кенасы. Вцентре садика – шестигранная беседка с шатровым перекрытием, вымощеннаякаменными плитами. Она живо напоминает тюркскую юрту. Этой беседкой караимыотдавали дань памяти далекой истории своего народа – времен хазар-кочевников. Здесьежегодно осенью проводился праздник урожая, продолжавшийся целую неделю. Железныйостов беседки обтягивался плотной ковровой материей, пол застилался коврами, ана шатровое перекрытие подвешивались различные фрукты. После очередной молитвыпроисходило освящение плодов нового урожая, после чего их раздавали детям игородской бедноте, независимо от национальной принадлежности.
Дворики поражают обилиемзелени, создающей прохладу и своеобразный эмоциональный настрой. Прежде чемверующие вступали в храм, им предстояло пройти через все три дворика – этодолжно было поднять их молитвенное настроение.
Храм представляет собойнебольшое по размерам, несложное по конструкции прямоугольное в плане здание,перекрытое четырехскатной черепичной крышей. Окна расположены в два этажа(ранее были забраны железными узорчатыми решетками). Здание сложено из белогоинкерманского камня.
Во времена Крымского ханствакенаса находилась под землей на этом же месте. Затем караимский храм былнеподалеку от мечети Джума-Джами, но с возведением новой кенасы караимы егоразобрали.
Внутреннее убранство и самапланировка кенас в результате неоднократных переделок изменили свой первоначальныйвид. Однако историческая литература донесла до наших дней описание их прежнегосостояния.
Вход в большую кенасуочаровывает великолепным портиком, который называется «азара». Четырнадцатьбеломраморных колон обрамляют северную и часть восточной стороны храма. Первоначальнопортик был открытым. Вход в него имеется с восточной и северной стороны храма(из садика). Особого внимания заслуживает потолок. Он был разделен на шестьравных прямоугольников и отделан великолепной раскрашенной резьбой по дубу. Согласнопреданию, эту резьбу выполнял известный мастер Камбурчук-Беньямин-ака. Позже,чтобы предохранить потолок от порчи вследствие сырости, портик застеклили.
Вход в кенасу с востокавыполнен в виде килевидной арки, украшенной резьбой по камню. Аналогичный вход– с северной стороны храма.
В прошлом храм представлялсобой большой зал, разделенный на три части. Подобно мусульманским мечетям, наюжной стене находился алтарь (гехал), где в специальной нише хранились свиткиТоры (Пятикнижие Моисея), написанные на рулонах бумаги, а древние – напергаменте. Эта ниша закрывалась парахетом – богато вышитой занавесью. Переднишей – помост, в центре которого возвышался аналой (духан) с семисвечником. Внизу,по бокам алтаря, стояли еще два аналоя, а возле них кресла для газанов (священников),которые не правят службы.
Центральная, самая большаячасть зала (шулхан), была предназначена для нестарых мужчин, а примерно треть –для стариков, где стояли скамьи. От центральной эта часть зала отделяласьаркадой на тонких деревянных колоннах, которые в свою очередь поддерживалидвухъярусный балкон. На балконе, зарешеченном густой решеткой, находилисьженщины – им полагалось молиться отдельно [2; 90].
Отличительная черта этой ивсех других кенас – богатство внутреннего убранства. Алтарная часть былаоформлена занавесами и покрывалами из дорогих тканей, вышитых шелком, сереброми золотом, изобиловала богатой утварью из серебра чеканной работы. Полы былиусланы прекрасными персидскими коврами и ковровыми дорожками; стены и потолкирасписаны растительным и геометрическим орнаментом в сочетании с резнымидубовыми вставками.
К потолку были подвешеныдесять великолепных люстр, в том числе большая венецианская гнутого стекла,необычайно красивая. Кроме того, зал освещался многочисленными свечами вподсвечниках, лампадами и парными настенными бра с фарфоровыми и стекляннымиплафонами. Поэтому в праздничные вечера зал, по свидетельству старожилов,буквально утопал в море света.
Малая кенаса отличается отбольшой лишь меньшими размерами и количеством ярусов балкона для женщин (одинярус), а также меньшей изысканностью интерьеров.
В 1926 году кенасы былизакрыты; храм стал антирелигиозным музеем (позднее – историческим). Время нещадило этот памятник. В результате многочисленных переделок (в 1856-м,1938-1969 гг) он потерял цельность планировки и в нынешнем своем виде даетвесьма слабое представление об изначальной постройке.
Ныне комплекс реставрируетсяевпаторийской общиной при поддержке всех караев Крыма, а Евпатория стала сноваместом пребывания гахама.
Текие – обитель дервишей.
Мало кто даже из нынешнихевпаторийцев знает текие дервишей – комплекс построек средневековогомусульманского монастыря, а между тем в Крыму это единственный памятникподобного рода.
У мусульман существовалидервишские ордена, или братства, аналогичные христианским. Одним из рассадниковтаких братств была Турция. Только в одном Константинополе их насчитывалосьоколо 200. Во главе дервишского ордена стоял шейх – старейшина.
Понятие «дервиши» впереводе с персидского означает – «бедные», «нищие». Дервиши– являлись членами мусульманских суфийских братств – последователейрелигиозно-философского направления, характерными чертами которого являлисьотсутствие духовенства, проповедь аскетизма, презрение всего земного [11; 123].
Религиозные отправлениядервишей заключались в молитвах, посте и всяческих воздержаниях, а также в «священных»плясках и других церемониях, обыкновенно один – два раза в неделю и помусульманским праздникам.
Пользуясь суевериями народа,дервиши, как и христианские монахи, «лечили» молитвами и заклинаниямиот разных болезней, продавали за большие деньги «чудодейственные»амулеты и реликвии, толковали сны, предсказывали будущее. Влияние их на темныхи суеверных простолюдинов было столь высоко, что военачальники старались иметьфанатиков-дервишей при своих отрядах, чтобы те воодушевляли воинов перед битвой.Благодаря вкладам и приношениям набожных мусульман текие дервишей обладалибольшими средствами. Эти религиозные учреждения существовали и в Крыму, однакопостройки, связанные с их деятельностью (не считая евпаторийской), несохранились.
К сожалению, о евпаторийскомтекие нет никаких письменных сведений; ничего не знаем мы ни об истории здания,ни об его авторе, ни о дате постройки. Одно лишь можно сказать с полнойуверенностью: разного рода достройки к нему продолжались вплоть до XVIIIвека. Исторические сведения об архитектурных памятниках Евпатории этого периодавообще очень скудны, к тому же монастырь вскоре после присоединения Крыма к Россииутратил свое значение, пришел в упадок, а потом и вовсе закрылся. Однако времядонесло до нас в целости оригинальнейшее архитектурное сооружение – основноездание текие. Нет сомнения, его построил зодчий, впитавший в себя достижения ивосточной, и византийской архитектуры. В евпаторийском текие много общего сдругими сооружениями средневековой Евпатории – Гёзлёва и, в частности, сДжума-Джами.
Текие тожецентрально-купольное сооружение (высотой около 20м), в плане представляющееквадрат, вокруг которого располагаются многочисленные комнаты-кельи. Квадратноецентральное помещение переходит в восьмигранник, возвышающийся на 2,3м надкровлей, – получается своего рода барабан, на котором покоится купол с шатровымперекрытием. Такой переход от квадрата к восьмиугольнику путем среза угловквадрата, очень распространенный в восточном зодчестве, часто применялся и вКрыму.
Интерьер здания текиепоражает, прежде всего, широтой пространства, блестяще перекрытого куполом(диаметр его всего 9,5м). распор купола передается с помощью сферическихпарусов и четырех подпружных арок на мощные (толщиной более одного метра) стеныздания. В каждой из четырех стен основного, квадратного в плане, помещения подва окна со стрельчатыми завершениями. Оконные перемычки, как и в мечетиДжума-Джами, имеют небольшие углубления. Окон явно не достаточно, и это делаетвсе помещение мрачноватым, что, однако, характерно для зданий подобного назначения.
Мощные стены сложены изплотного камня и внутри оштукатурены. Никакой росписи стен не сохранилось. Михраб(алтарь), который обычно устраивался в южной стене главного зала мечети, здесьотсутствует. Срезы углов, как и шатровое перекрытие купола, крыты желобчатойчерепицей; карнизы довольно узкие, с малым выносом, но своеобразным профилем.
Кельи дервишей располагаютсявокруг здания одна возле другой. Они представляют собой небольшие прямоугольныев плане помещения (S = 4,3м2, Н = 1,6м). в каждой келье – окошко в виденебольшой щели, расширяющейся внутрь. В настоящее время окна, как, впрочем, ивходы в кельи, заложены в целях охраны памятника. Дверные проемы имелистрельчатые завершения. Угловые комнаты как бы наискось срезаны, что оченьхарактерно для татарских построек, расположенных в кривых улочках. Выход из каждойкельи ведет непосредственно в центральный зал, где совершались общая молитва иритуальные пляски. Вход в угловые кельи был лишь из смежных проходных помещений[3; 84].
Главный вход в текие – черезсреднее помещение – находился на западной стороне здания. Обращает на себявнимание небольших размеров стрельчатый входной проем, двустворчатая дверь –деревянная, с геометрическим резным орнаментом. Орнамент этот, пожалуй, один изнемногих сохранившихся, позволяет судить о декоративной резьбе по дереву техвремен.
Левее главного входа есть ещеодин – в крайнюю келью, единственный (кроме главного) вход извне. Возможно, вкелье этой проживал шейх дервишей. Всего же помещений в текие 19, не считаяугловых и одного проходного (главный вход).
В своде каждой кельи –небольшое круглое отверстие. Каждое такое отверстие проходит насквозь через всютолщу сводчатого перекрытия, однако черепица, полностью его закрывает. Появиласьона, по всей вероятности, позднее, а первоначально отверстия были источникомсвета и вентиляции. Несомненно, здание претерпело множество ремонтов ипеределок. Пол в кельях земляной, несколько ниже современного уровня тротуара. Вцентральном помещении, как и в мечетях, его устилали некогда каменные плиты,которые покрывались коврами; в недавнее время пол сделан цементный.
Композиция монастыря строитсяна постепенном нарастании объемов кверху, как и у мечети Джума-Джами. Своеобразнымиконтрфорсами служат в текие кельи, окружившие здание со всех четырех сторон. Посвоей структурной сущности монастырь дервишей – это Джума-Джами в миниатюре.
Нельзя не отметитьпреобладающего влияния архитектурных форм Востока. Они – в срезах углов, вкилевидных перемычках, в простоте и суровой строгости украшающих деталей. Повсем статьям монастырь следует датировать XIV-XV вв.Однако блестяще исполненный уплощенный купол на сферических парусах, особаягармоничность пропорций да и общая планировка здания говорят о византийскихзаимствованиях. Поэтому правильнее отнести текие дервишей к османскому периоду– не позднее конца XV – начала XVIв., когда такие заимствованиястали не только возможными, но и неизбежными.
Вполне возможно, что текиедервишей – одно из первых на территории Крыма культовых сооружений османов. Изнаменитый Ходжа Синан при строительстве своей великолепной мечети могпочерпнуть в местном зодчестве немало готовых, уже разработанных применительнок условиям и материалам Крыма конструктивных элементов и оригинальныхархитектурных мотивов.
Монастырь не действующий,находится в заброшенном состоянии, однако привлекает внимание как единственноев Крыму подобное сооружение, архитектурный памятник. Глава II. Экскурсия
Карточки объектов Джума-Джами.
Наименование объекта:
Мечеть Джума-Джами, илиХан-Джами – в переводе «пятничная мечеть»
Краткая история:
Сооружена в 1552 году,архитектор – Ходжа Синан. Мечеть была предназначена для проведения религиозногоцеремониала посвящения хана в его сан (своего рода коронование) и проведенияпраздничных молебнов. Мечеть капитально реставрировалась четыре раза – в 1834, 1896,1962 и с 90-х гг. прошлого века до настоящего времени.
Местонахождение объекта:
Крым, г. Евпатория, ул. Революции,36.
Описание памятника:
Сочетание архитектурных формВизантии и Востока. Центрально-купольное сооружение, приближающееся в плане к квадрату.Высота центрального зала – 22м. Основной материал – камень-ракушечник, несущиечасти здания сложены из известняка, большие квадраты которого плотно пригнаныдруг к другу. С восточной и западной сторон – 35-ти метровые минареты,диаметром – 1,9м; строительный материал – камень.
Сохранность:
В настоящее времяреконструируется до приобретения первоначального вида.
Охрана объекта:
Взят под охрану государствакак памятник архитектуры.
Легенды:
Необыкновенная красотамечети, поражавшая воображение современников, породила множество легенд о нейкак о чем-то неземном, сверхъестественном. Одна из них рассказывает о том, какмастер по имени Сеид-Балли-эфенди взялся за одну ночь построить великолепное сооружениеи к утру оно было готово. По другой легенде, мечеть строил придворный художники шут хана Менгли-Гирея – некий Мен-Арслан.
Литература:
П.Я. Чепурина. Евпаторийскаяханская мечеть Джума-Джами. Евпатория, 1927г.
А. Стевен. Дела архиваТаврической губернии. Дело № 47, 1827 года.
В.С. Драчук. Керкинитида –Гёзлёв – Евпатория. Серия «Археологические памятники Крыма». –Симферополь: «Таврия», 1977г.
П.Е. Гармаш. В Евпаторию – заздоровьем. Путеводитель-справочник. – Симферополь: «Бизнес-Информ»,1999г.
Экскурсии:
Архитектурные, исторические,паломнические.
Дата: 23.06. 2007. Составитель:Андреева Н.
Хамами – турецкая баня
1. наименование объекта:
Хамами – средневековаятурецкая баня
2. краткая история:
Точная дата постройкитурецкой бани не известна, предположительно конец XV – начало XVIвека. Имена строителей гёзлёвской бани не известны. Заведения былипредназначены для общественного пользования, а также являлись местом отдыха: вкомнате для отдыха мужчины после принятых ванн курили кальян, за чашкой кофевели беседы. Для восточных женщин это было единственное место, где они вместемогли проводить свободное время. Баня не действующая.
3. местонахождение объекта:
Крым, г. Евпатория, ул. Красноармейская,20.
4. описание памятника:
Архитектура бани отличаетсяпростотой форм и изяществом. Построена по типичной схеме: предбанник и в тожевремя раздевалка, промежуточное помещение, довольно просторное, квадратнойформы со стороной до 8 метров, чаще с фонтаном – место для отдыха и –собственно баня. Первоначально над предбанником возвышался высокий купол, впоследствии – плоские перекрытия. Известны лишь некоторые перестройки XIX-ХХвв. К нашему времени топки были заменены пристроенной котельной, а древний водопровод– железными трубами. Стены постройки – очень толстые – возведены из бута иместного солитового известняка на гидравлическом строительном растворе.
5. сохранность:
Здание бани находится взаброшенном полуразрушенном состоянии.
6. охрана объекта:
Взят под охрану государствакак памятник архитектуры.
7. легенды: — -----------
8. литература:
В.С. Драчук. Керкинитида –Гёзлёв – Евпатория. Серия «Археологические памятники Крыма». –Симферополь: «Таврия», 1977г.
П.Е. Гармаш. В Евпаторию – заздоровьем. Путеводитель-справочник. – Симферополь: «Бизнес-Информ»,1999г.
9. экскурсии:
Архитектурные, исторические.
10. Дата: 23.06. 2007. Составитель:Андреева Н.
Караимские кенасы
1. наименование объекта:
Караимские кенасы
2. краткая история:
Соборная сооружена в 1804 –1807 годах, а в 1807 – 1815 годах – малая кенаса, архитекторы – братья Бабовичи.Представляют собой караимский храмовый комплекс – шедевр национальнойархитектуры крымских караимов. В 1926г. кенасы были закрыты; храм сталантирелигиозным музеем (позднее – историческим), само здание подверглось значительнойпеределке. Ныне комплекс реставрируется евпаторийской общиной при поддержкевсех караев Крыма. Вероисповедание караимов – караизм.
3. местонахождение объекта:
Крым, г. Евпатория, ул. Караимская,68.
4. описание памятника:
Небольшое по размерам,несложное по конструкции прямоугольное в плане здание, перекрытоечетырехскатной черепичной крышей. Окна расположены в два этажа. Здание сложеноиз белого инкерманского камня. Характерная особенность планировки – полнаяизолированность здания: все скрыто за высокими заборами и стенами, чтобыувидеть сооружение надо пройти три дворика.
5. сохранность:
С момента постройкиподверглось значительной переделке. Ныне комплекс реставрируется евпаторийскойобщиной при поддержке всех караев Крыма.
6. охрана объекта:
Взят под охрану государствакак памятник архитектуры; охраняется караимской общиной Крыма.
7. легенды: — -----------
8. литература:
Л. Лыкова. История Крыма вхудожественно-исторических образах. ОАО «Евпаторийская городскаятипография», 1998г.
П.Е. Гармаш. В Евпаторию – заздоровьем. Путеводитель-справочник. – Симферополь: «Бизнес-Информ»,1999г.
В.Х. Кондараки. Универсальноеописание Крыма, ч.14.
9. экскурсии:
Архитектурные, исторические,паломнические.
10. Дата: 23.06. 2007. Составитель:Андреева Н.
Текие дервишей
1. наименование объекта:
Монастырь дервишей — текие
2. краткая история:
По оценке ученых был построенв XV – XVI вв., разного рода достройки продолжались вплоть до XVIIIвека. Точные данные об истории здания, об архитекторе, а также о дате постройкине сохранились. Предназначалось для религиозных отправлений дервишей. Монастырьне действующий.
3. местонахождение объекта:
Крым, г. Евпатория, ул. Интернациональная,16.
4. описание памятника:
Центрально-купольноесооружение (высота 20м), в плане представляющее квадрат (сторона 12м), вокругкоторого располагаются многочисленные комнаты-кельи. Квадратное помещениепереходит в восьмигранник, на котором покоится купол с шатровым перекрытием –данная конструкция свидетельствует о том, что сооружение было построено спреобладающим влиянием архитектурных форм Востока. Стены сложены из плотногокамня, внутри оштукатурены.
5. сохранность:
Находится в заброшенномсостоянии, основное здание текие – сохранено в целости.
6. охрана объекта:
Взят под охрану государствакак памятник архитектуры.
7. легенды: — -----------
8. литература:
В.С. Драчук. Керкинитида –Гёзлёв – Евпатория. Серия «Археологические памятники Крыма». –Симферополь: «Таврия», 1977г.
П.Е. Гармаш. В Евпаторию – заздоровьем. Путеводитель-справочник. – Симферополь: «Бизнес-Информ»,1999г.
В.Х. Кондараки. Универсальноеописание Крыма, ч.14.
9. экскурсии:
Архитектурные, исторические.
10. Дата: 23.06. 2007. Составитель:Андреева Н.
Маршрут экскурсии
Карта-схема маршрутаэкскурсии
Объекты показа:
мечеть Джума-Джами
средневековая турецкая баня
караимские кенасы
монастырь дервишей
Заключение
Пешеходная экскурсия быларазработана по святым местам города Евпатории. В качестве объектов показа ирассказа были взяты произведения архитектуры, здания и сооружения культурно-исторического,древне-архитектурного характера в соответствии с выбранной темой курсовой работы.
Экскурсия составлена длякультурного развития и духовного роста людей.
Пешеходный маршрут рассчитанна старшеклассников общеобразовательных заведений, студентов ПТУ, техникумов,ВУЗов, а так же для людей среднего и старшего возраста, как нашихсоотечественников, так и зарубежных гостей.
Посетители данного видаэкскурсии узнают о быте и роде занятий людей, населявших эти земли нескольковеков назад, об архитектурных ансамблях тех или иных народов на даннойтерритории и многом другом.
Маршрут экскурсии – мечетьДжума-Джами (начало маршрута) – Турецкие бани – Караимские кенасы – Монастырь(конец маршрута). Продолжительность экскурсии – 3 академических часа,протяженность – 4 км.
Данная экскурсия или ееэлементы могут использоваться в исторических, архитектурно-градостроительныхэкскурсиях, а также в экскурсиях на религиозные темы и в обзорных экскурсиях.
Список литературы
1. Долженко И.П. экскурсионное дело: Учебное пособие.М. ИКЦ «МарТ»,2005.
2. Лыкова Л. История Крыма в художественно-исторических образах. Евпатория.ОАО «Евпаторийская городская типография», 1998.
3. Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида – Гёзлёв – Евпатория. Симферополь.Изд-во «Таврия», 1977.
4. Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Ч.14. СПб.,1875.
5. Лебедев Г.А. Архитектура Крыма. Киев, 1964.
6. Спасский Г. Евпатория. Из путевых заметок о Крыме. «Отечественныезаписки», т.73, VIII. СПб, 1850.
7. Чепурина П.Я. Евпаторийская ханская мечеть Джума-Джами. Евпатория, 1927.
8. Федоров Ф.А. Крым. СПб., 1885.
9. Лопушинская Е.И., Родюк И.А., Пономарева Л.К. историческая справка попамятнику архитектуры 1552г. – мечети Джума-Джами в г. Евпатории. Киев, 1969.
10. Стевен А. Дела архива Таврического губернского правления, относящиеся доразыскания, описания и сохранения памятников старины в пределах Таврическойгубернии. Дело № 47, 1827.
11. Гармаш П.Е. В Евпаторию – за здоровьем. Путеводитель-справочник. Симферополь:«Бизнес-Информ», 1999.
12. Челеби Эвлия. Книга путешествий. Походы с татарами и путешествия поКрыму (1641 – 1667).
13. Приложение
14. «Портфель экскурсовода»
15. Мечеть Джума-Джами
/>
Рис.1.1. Мечеть Джума-Джами. Центральныйвход.
/>
Рис.1.2. Мечеть Джума-Джами. Заднийдвор.
/>
Рис.1.3. Восточный минарет
Рис.1.4. Западный минарет
/>
/>
Рис.1.5. Джума-Джами. Ночь.
Рис.1.6. Джума-Джами. Ночь.
/>
Средневековая турецкая баня
/>
Рис.2.1. Бывший центральныйвход в хамами
/>
Рис.2.2. Один из моечныхзалов
Караимские кенасы
/>
Рис 3.1. Караимские кенасы. Центральныеворота.
Рис.3.2. Кенасы. Первыйдворик.
/>
/>
Рис.3.3. Кафедральная кенаса.
Рис.3.4. Малая кенаса.
/>
/>
Рис.3.5. Дворик отдыха
/>
Рис.3.6 Здание кафедральногособора.
Монастырь дервишей
/>
Рис.4.1. Чайный дом текие всовременной виде.
Рис.4.2. Боковой входмонастыря
/>
/>
Рис.4.3. Центральное зданиемонастыря с разрушенным минаретом.
/>
Рис.4.4. Внутренний двор монастыря.