Е.Антипова, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физическойкультуры
Олимпийскаякультура школьника формируется на основе специальных знаний по олимпизму имотивации на активное освоение спортивной практики. На основе олимпийскойкультуры формируется и олимпийская ментальность современного социума (Л.И.Лубышева, 1999). В последние годы сформировались две новые научные дисциплины:«олимпийская педагогика» и «олимпийская культура», объектомисследования которых является изучение сферы социальной жизни общества,связанной с олимпийским движением (В.И. Столяров, 1999). Отечественными изарубежными учеными ведется поиск эффективных форм и средств направленногоформирования олимпийской культуры школьников через систему олимпийскогообразования. Разработаны и успешно внедрены в учебный процесс базовые ивариативные учебные программы и методические пособия, способные обеспечитьучащимся необходимый уровень олимпийских знаний. Вместе с тем не учитываетсяодин очень важный фактор: параллельное, условно стихийное, формирование у детейи подростков интереса и ценностных ориентаций на социально опасные виды спортаи спортивные зрелища.
Ценности,как известно, образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной)культуры любого общества. Как отмечает Фридрих Ницше в работе «Воля квласти» (1994), любое явление, оцениваемое как хорошее или плохое, — ценность. В одном и том же обществе могут существовать плюралистические точкизрения на одно и то же явление. Ценности — это часть мировоззрения социальныхобщностей, способ реакции групп на различные социальные ситуации. В частности,по теории Р. Вильямса (1979) аффективные ценности связаны с удовлетворением,наслаждени ем, получением удовольствия. Если говорить о зрелищности спорта, тодля зрителя спорт в этом случае — аффективная ценность. Ценность любого видаспорта может рассматриваться в двух аспектах: как его положительная илиотрицательная оценка и как критерий, с помощью которого данный вид спортаоценивается. Критериями оценки положительного влияния спорта на развитиечеловека и общества служат гуманистические идеалы и ценности, высший из которых- здоровье человека. В этой связи спорт рассматривается в двух аспектах:педагогическом — с точки зрения меры допустимости нагрузок для занимающихся иморальном — с позиций содержания ценностного потенциала спортивной деятельностии видов спорта.
Еслиговорить о профессиональном спорте и спортивном шоу-бизнесе, то именно здесьвозникает больше всего антигуманистических проявлений. Именно виды спортагруппы риска, называемые экстремальными, приобретают популярность средиподрастающего поколения. Опасность влияния ряда видов неоспорта заключается втом, что антигуманистические ценности могут быть приняты индивидом, социальнойгруппой или обществом в целом. Например, спортсмен, занимаясь видом спорта, вкотором налицо все проявления жестокости, насилия, грубости, рискует развить всебе отрицательные черты личности. Зрители, которые регулярно смотрятсоревнования по видам спорта, пропагандирующим зло и насилие, способнысоставить социальную группу (возможно, маргинальную), где ценности, признаваемыеобществом отрицательными, могут быть данной группой приняты и возведены в рангимперативов (требований). Вероятно, аффективные ценности неоспорта во многомопределяют поведенческий выбор подростков и принимаемую ими структуру ценностейи отрицательно сказываются на процессе формирования олимпийской культурыличности и олимпийской ментальности общества.
Предпринятоеисследование проводилось с целью определения отношения старших школьников крестлингу как к спортивному шоу в условиях процесса направленного формированияолимпийской культуры. Рестлинг был выбран из группы экстремальных видов спортане случайно. Во-первых, он в настоящее время сверхпопулярен в Северной Америке,а во-вторых, при всей своей зрелищности этот вид неоспорта наиболее социальноопасен для общества, поскольку открыто пропагандирует жестокость, насилие,властолюбие, беспощадность. Тем не менее по 11-му каналу ТНТ и 6-мутелевизионному каналу Петербурга мы регулярно можем наблюдать репортажи счемпионатов мира по рестлингу, который пришел и в Россию.
Основнымметодом настоящего исследования являлся анонимный социологический опрос,который проводился в старших классах общеобразовательной школыСанкт-Петербурга. Анкета включала 14 вопросов закрытого характера. В опросеприняли участие 48 человек, в том числе 60,4% юношей. Корреспонденты в возрасте16-18 лет, посещающие занятия спецкурса «История и теория олимпизма»,составили 81,2%, в возрасте 14-15 лет — соответственно 18,8 %. На момент опросаразличными олимпийскими видами спорта занимались 96,6% юношей и 84,2% девушек.Опрос показал, что 93,7% респондентов смотрели рестлинг по телевидению, в томчисле 58,3% — нерегулярно, время от времени; 27,1% — только однажды; 8,3% — каждую неделю. Большинство учащихся (97,9%) считают, что рестлинг относится кспортивному шоу-бизнесу. Отвратительной бойней данное шоу признали 8,3%респондентов, в жутком восторге от рестлинга 16,7% старших школьников, т.е.почти пятая часть подростков, в то время как его противников оказалось в двараза меньше. О том, что в числе респондентов, не определивших своего отношенияк рестлингу, есть его сторонники, говорят следующие факты: только 41,7%респондентов не хотели бы заниматься рестлингом; 25,0 % никогда об этом недумали, однако 27,1% опрошенных школьников предпочитают быть зрителями, а 6,2 %очень хотели бы заняться рестлингом.
Основноймотив для занятий рестлингом — возможность заработать в спортивном шоу-бизнесемного денег (54,2%). Фактически каждый пятый респондент (22,9%) считает, что,занимаясь рестлингом, всегда можно защитить себя в жизни; 8,3% старшихшкольников полагают, что рестлинг дает возможность проявить свои физическиеспособности, а 4,2% респондентов — волевые качества. Такое же количествоопрошенных (4,2%) в качестве основного мотива назвали желание реализовать себятам, где можно бороться беспощадно и без правил. Рестлинг, по мнениюреспондентов, воспитывает такие волевые качества, как целеустремленность(22,9%), настойчивость и упорство (16,7%), выдержка и самообладание (14,6%),решительность и смелость, инициативность и самостоятельность (по 12,5%). Июноши, и девушки сошлись во мнении, что занятия рестлингом развивают такиеотрицательные качества (свойства) личности, как жестокость (34,5 и 31,6%соответственно). Юноши считают, что рестлинг развивает в человеке тупость(20,7%), эгоизм (10,3%), вспыльчивость (6,9%), а также злобность, властность итягу к насилию (по 3,4%). Самое опасное при занятиях рестлингом, по мнениюреспондентов, — перспектива получить инвалидность (35,4%). То, что рестлингнесет в себе социальную опасность в плане роста преступности в стране, принятияобществом антигуманистических ценностей, считают 27,1% старших школьников.Развитие в рестлинге отрицательных черт личности усматривает 8,3% респондентов,а 4,2% опрошенных считают, что рестлинг оказывает антигуманное влияние назрителей.
Мощнымсредством пропаганды спорта в широком его понимании, формирования общественногомнения по олимпизму и ценностных ориентаций на физическую культуру являетсятелевидение. Однако, как показало изучение телепрограмм 13 работающих вСанкт-Петербурге каналов, доля спортивных передач в недельном телеэфире крайненичтожна и составляет в среднем 1,6%. Приоритетное положение занимают футбол ихоккей (37,8 и 19,6% от объема времени всех спортивных передач). На третьемместе — рестлинг (17,6%), далее новая атлетика (6,8%) и таэквондо (3,2%). Из 29ч 21 мин недельного эфира, предоставленного для спортивных программ, только13,3% времени приходится на все остальные виды спорта, за исключением перечисленныхвыше. Причем программы «Пенальти» и «Спортклуб» выходят вэфир после полуночи, а рестлинг кроме ночного показа имеет вечерний эфир (в 19ч по 6-му каналу и в 20 ч 30 мин по 11-му каналу ТНТ).
Решениепроблемы, по-видимому, заключается не только в альтернативной пропагандеолимпийских ценностей и идеалов среди детей и молодежи, распростра ненииолимпийских знаний, но и в широкомасштабном развитии олимпийского спорта.Осуществляя направленное формирование олимпийской культуры школьников, следует учитыватькак комплексность педагогического процесса олимпийского образования, состоящегоиз проведения теоретических занятий по истории и теории олимпизма, освоенияучащимися двигательных умений и навыков, активного включения школьников взанятия физическими упражнениями и спортом. Необходимо выработать стратегиюпреимущественного и беспрепятственного продвижения олимпийских видов спорта нарынке физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых для детей и молодежи. Воснову такого предложения должна быть положена конкурентоспособность услуголимпийского спорта, выражающаяся в их доступности для детей и подростков изсемей с различным материальным и социальным положением, а также в большойпривлекательности для юного потребителя. Кроме того, политика формированияолимпийской ментальности современного социума должна заключаться в выработкеположительного общественного мнения по олимпизму и восприятии обществомсоциально опасных видов неоспорта в качестве маргинальных. В занятиях сучащимися следует делать акцент на преимуществах олимпийского спорта, егосоциальной значимости и убедительно разъяснять социальную опасность видовспорта и спортивных шоу, связанных с проявлением антигуманизма. Олимпийскоеобразование должно быть признано приоритетным направлением в процессеформирования олимпийской культуры детей и молодежи в стране и преподаваться вкачестве специальной дисциплины во всех учебных заведениях.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/