--PAGE_BREAK--Основные цели, задачи и принципы развития внутреннего водного транспорта
Основной целью развития внутреннего водного транспорта является его превращение в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса страны. Необходимо обеспечивать полное удовлетворение требований к осуществлению государственных перевозок, а также решение оборонных, природоохранных и других задач.
Достижение поставленной цели требует от органов государственного управления и хозяйствующих субъектов отрасли взаимодействия в решении задач по двум направлениям:
— создание условий для эффективного функционирования внутреннего водного транспорта и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли;
— расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.
Задачами по улучшению условий функционирования и повышению конкурентоспособности отрасли являются:
1) улучшение условий судоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынка услуг внутреннего водного транспорта и повышения требований безопасности, в том числе:
— реконструкция внутренних водных путей и улучшение эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений для повышения их пропускной способности;
— увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой;
— создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам;
— модернизация технического флота и повышение интенсивности его использования для улучшения параметров водных путей;
— развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации;
— развитие инфраструктуры внутренних водных путей для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, а также для развития туристического бизнеса, водного спорта и отдыха;
— обеспечение развития внутренних водных путей и их инфраструктуры в соответствии с задачами и потребностями формирования транспортной инфраструктуры страны в целом;
2) развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка, в том числе:
— проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота на судоремонтных предприятиях отрасли;
— пополнение флота за счет закупки судов преимущественно российского производства;
— ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;
3) реконструкция портов и реформирование портовой деятельности, в том числе:
— улучшение технического состояния причальных сооружений в портах;
— модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;
— создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков;
— строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа;
— капитальный ремонт и развитие припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей;
— приоритетное развитие портов в полосе международных транспортных коридоров;
4) становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта;
5) совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте, в том числе:
— реструктуризация государственных учреждений и унитарных предприятий;
— совершенствование механизма управления объектами федеральной собственности;
6) расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса, прежде всего интермодальных перевозок;
7) обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность, путем:
— создания системы управления обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте;
— регламентации и координации контрольных и надзорных функций государственных органов для повышения их эффективности в условиях снижения степени их вмешательства в деятельность субъектов рынка;
— создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшее имущество;
— расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий;
8) развитие страхования на внутреннем водном транспорте, в том числе:
— страхования пассажиров и экипажей судов;
— страхования ответственности перед третьими лицами при перевозках опасных грузов и лоцманской проводке судов;
— страхования ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.
Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг являются:
1) развитие рынка внутренних перевозок, в том числе:
— увеличение объемов перевозок нерудных строительных материалов;
— освоение новых грузопотоков, образующихся в результате расширения внутреннего производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции, добычи и использования природных ресурсов страны и развития торгово-хозяйственных связей между регионами;
— увеличение объема грузовых перевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе в связи с прогнозируемым развитием экономики этих районов на основе освоения новых месторождений природных ископаемых;
— расширение географии перевозок за счет освоения районов со слабо развитой транспортной инфраструктурой, включая развитие грузовых перевозок по малым рекам Сибири и Дальнего Востока;
2) обеспечение интеграции внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций и увеличение грузооборота экспортно-импортных и транзитных перевозок, в том числе:
— освоение новых экспортно-импортных грузопотоков, образующихся в результате расширения внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов (прежде всего из внутренних речных портов);
— организация перевозок по международным транспортным коридорам;
— развитие прямого бесперевалочного сообщения между незамерзающими российскими и иностранными портами в зимний период;
— переключение существующих в международном сообщении грузопотоков из портов стран Балтии и Украины в российские речные и устьевые порты;
— развитие трансграничных перевозок на основе двусторонних договоров с сопредельными государствами;
— обеспечение доступа российских судов на внутренние водные пути других государств;
— регулирование на взаимной основе доступа на внутренние водные пути России судов под флагом иностранного государства;
3) развитие рынка пассажирских перевозок, в том числе:
— совершенствование механизма обеспечения социально значимых пассажирских перевозок;
— развитие туристического бизнеса, в первую очередь за счет организации новых круизных и туристических маршрутов, в том числе и на неиспользуемых в настоящее время для этих целей внутренних водных путях;
— повышение уровня обслуживания пассажиров и туристов, развитие береговой инфраструктуры.
Решение задач развития внутреннего водного транспорта
Решение задач развития внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить поэтапно.
На первом этапе (2003 – 2005 годы) основными целями реформирования будут являться преодоление негативных тенденций, кризисных явлений, возникших на внутреннем водной транспорте при его переходе к функционированию в рыночной системе хозяйствования, и создание объективных предпосылок для устойчивого функционирования и дальнейшего развития внутреннего водного транспорта.
На втором этапе (2006 – 2015 годы), наряду с закреплением достижений первого этапа, предполагается завершить процесс институционального реформирования отрасли и системы ее государственного управления, активно внедряться в систему мировых хозяйственных связей, в первую очередь за счет вхождения в европейскую и мировую транспортные системы и путем организации транзитных перевозок в рамках международных транспортных коридоров.
Решение задач развития и реформирования внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить путем координации и взаимодействия органов государственного управления и коммерческих структур.
Основной сферой деятельности государства в решении задач развития отрасли будут являться:
— сохранение и развитие сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
— надзор и контроль за обеспечением безопасности судоходства и экологической безопасности;
— создание и совершенствование единых правил предпринимательской деятельности на внутреннем водном транспорте, контроль за их соблюдением;
— защита экономических интересов российских судовладельцев на мировом рынке перевозок;
— кадровое обеспечение отрасли;
— решение оборонных и других специальных задач;
продолжение
--PAGE_BREAK--