Федеральное агентство по образованию
Владивостокский государственныйуниверситет экономики и сервиса
Институт права
Кафедра теории и истории государстваи права
Курсовая работа по дисциплине
«Теория государства и права»
Развитие прав граждан России на современном этапе
Выполнил: студент
группы ЮП-06-03__________________________________ А.Б.Кондратюк
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры ТИГП_________________________ В.Г.Балковая
Зав. кафедрой ТИГП
к.и.н., профессор____________________________________ А.А.Тимофеева
Владивосток—2007г.
Содержание
Введение………………………………………………………………..................2
Глава 1. Теоретико-историческиеосновы учения о правах человека………..5
1.1. Понятиеправового статуса личности……………………………………5
1.2. Историяформирования концепции прав человека……………………..10
1.3. Глобальныетенденции в развитии правового статуса личности на
современномэтапе………………………………………………………..16
Глава 2. Правовой статус личности вРоссии на современном этапе………..19
2.1. Система прав и свобод человека и их законодательное закрепление в
России…………………………………………………………………….19
2.2. Проблемы, связанные с развитием прав человека в России…………..26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..31
Введение
Всвязи с развитием демократических ценностей в обществе,становлением правового государства, во всём мире огромное значение приобретаетпроблема прав и свобод человека и гражданина. Этой проблеме посвящено большоеколичество международных правовых актов, таких как Международный пакт огражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав иосновных свобод человека 1969 г., Всеобщая декларация прав человека 1948г. Этому вопросупосвящён и ряд работ отечественных и зарубежных авторов[1].
Несомненно, эта тема представляет большой интерес дляисследования. Для нашей страны проблема развития правового статуса личностиимеет огромное значение, т.к. Россия делает фактически первые шаги кформированию правового государства, а правовое государство не можетсуществовать без реализации на практике прав и свобод человека и гражданина.
Важным шагом к реализации концепции прав человека сталопринятие Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. В главе второй Конституциизаконодательно закреплены права и свободы граждан РФ. В современных условиях,когда Россия переходит к рыночным отношениям, расширяется, в частности, иэкономические свободы, что неизбежно влечёт за собой и расширение «правового поля»,изменение правового статуса личности. Уже действует ряд законов, призванныхопосредовать указанные процессы. Таким образом, реализуется важнейший принцип«что законом не запрещено, то разрешено».
Исследователи выделяют три значения понятия «правовой статус»[2]:
1. Общий правовой статус гражданина –статус лица как гражданина государства;
2. Специальный статус – особенностиположения отдельных групп населения;
3. Индивидуальный статус – правовойстатус отдельного лица
Эти значения тесно взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязибудет раскрыт ниже. Следует отметить, что правовой статус личности – этособирательная категория, она включает в себя[3]:
1. Права и обязанности личности;
2. Законные интересы;
3. Правосубъектность;
4. Гражданство;
5. Юридическая ответственность;
6. Правовые принципы.
При этом в соответствии со статьёй 64 Конституции РФ, права иобязанности личности образуют основу правового статуса[4].
Итак, в настоящей работе будет рассмотрен правовой статусличности в Российской Федерации, формирование концепции прав граждан, а такжеглобальные тенденции в развитии прав и свобод человека.
Предмет работы – правовой статус как сложный социальныйинститут, в основе эволюции которого лежит процесс непрерывного взаимодействияобщества, государства и права.
Целью исследования является системный анализ правовогостатуса личности, выявление закономерностей и особенностей его развития.
Задачи работы лежат в изучении правового статуса личности вРФ (основных прав, свобод граждан), раскрытии проблем, связанных с развитиемконцепции прав человека и её реализацией в России.
Права человека игражданина находятся под пристальным вниманием отечественных и зарубежныхисследователей. Эта проблема весьма хорошо изучена, однако, на мой взгляд, вработах учёных недостаточно исследованы проблемы, связанные с реализацией правчеловека и с их защитой.
В заключение работы сделана попытка обобщить изложенныйматериал и дать оценку, насколько полно реализуются права и свободы человека игражданина в Российской Федерации.
ммв граждан России на м прав граждан России на современном этапе
Глава 1. Теоретико-исторические основы учения о правахчеловека
1.1. Понятиеправового статуса личности
Многообразныесвязи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятиеправового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытияиндивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая иобщественно-политическая деятельность, социальные притязания и ихудовлетворение. Это сложная комплексная категория.
Всамом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридическизакрепленное положение лица в обществе. В основе правового статуса лежит егофактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в даннойсистеме правоотношений. Право лишь закрепляет этот статус, вводит его взаконодательные рамки. Таким образом, социальный и правовой статус соотносятсякак содержание и форма.
Юридическоеоформление фактического положения индивида осуществляется различными способами,с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человекасубъектом действующего в обществе права и наделения его праводееспособностью,после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нестиответственность за свой поступки.
Понятия«правовой статус» и «правовое положение» личности не всегда равнозначны, но законодательство,международные правовые акты, юридическая практика не проводят между нимикакого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле[5], вповседневном обиходе используются оба значения. Всё же, некоторые авторывысказывают предложения о разграничении этих понятий[6].
Основуправового статуса личности составляют её права, свободы и обязанности,закреплённые в Конституции и законах. Это главным образом и определяет правовойстатус личности в обществе, её возможности в участии в делах государства.
Правовойстатус отражает достоинства и недостатки реально действующейполитико-юридической системы, принципов демократии, государственногоустройства. Поэтому его нельзя раскрыть, не обращаясь к сущности тогосоциального уклада, в котором живёт личность.
Вразличные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков[7].Достаточно сравнить феодализм и буржуазное общество. Существенно он зависит иот типа политического режима в пределах одной и той же формации. Таким образом,причинная обусловленность его сложна и многогранна.
Длясовременного юридического статуса личности в России характерна его крайняянеустойчивость и не защищённость, отсутствие надёжных гарантирующих механизмов,неспособность государственных структур эффективно обеспечить интересы, права исвободы человека.
Такаяситуация сложилась в итоге глубокого кризиса, который переживает сегоднястрана. Стабильность правового статуса подорвана процессами суверенизации,межнациональными и национальными конфликтами. В ряде бывших советских республикприняты дискриминационные законы, нарушающие права и свободы человека;проводятся этнические чистки[8].
Направовое состояние личности оказывают влияние и нравственно-психологическиефакторы – потеря личностью социальных ориентиров, опоры, нравственныхавторитетов. Правовой статус – понятие комплексное, интеграционное, отражающеевзаимоотношения личности с обществом, государством[9].Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял себе свое положение, место втой или иной структуре.
Ещёболее вредно, чем незнание своих прав и обязанностей – наделение должностныхлиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение егофункций, что нарушает их официальный статус, кроме того, статус может бытьнечётким, аморфным, размытым, что ведёт к неразберихе, нарушениям законности,прав личности.
Различаютследующие виды правового статуса[10]:
1. общий, или конституционный, статус;
2. специальный статус отдельных группнаселения;
3. индивидуальный статус;
4. статус физических и юридических лиц;
5. статус иностранцев, лиц безгражданства и лиц с двойным гражданством;
6. статус российских граждан,находящихся за рубежом;
7. отраслевые статусы:гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;
8. профессиональные и должностныестатусы (депутата, министра, прокурора и т.д.)
9. статус лиц, работающих вэкстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего севера, ДальнегоВостока, оборонных объектов и др.).
Каквидно, набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане большее значениеимеют первые три вида.
Общийправовой статус – это статус личности как члена общества, гражданинагосударства. Он определяется Конституцией РФ и не зависит от текущихобстоятельств. Он является одинаковым для всех, характеризуется относительнойстатичностью, обобщённостью. Содержание такого статуса составляют те права,которые входят в состав Конституции и гарантированы ей.
Общийправовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, ихособенностей, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективныеправа и обязанности, которые постоянно возникают у субъектов правоотношений взависимости в ходе их трудовой деятельности, характера правоотношений, вкоторые они вступают.
Общийправовой статус является базовым, исходным для граждан[11].
Специальныйстатус выражает особенности положения отдельных категорий граждан (пенсионеров,студентов, государственных служащих, военнослужащих и т.д.). Указанные слои,группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь своюспецифику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущимзаконодательством. Одной из важнейших задач юридической науки являетсясовершенствование этих статусов.
Индивидуальныйстатус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение ит.д.). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав иобязанностей гражданина. Твёрдое знание каждым своего личного статуса, прав иобязанностей – признак правовой культуры, юридической грамотности.Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с темиизменениями, которые происходят в жизни человека.
Рассмотренныевыше три вида статуса соотносятся как общее, особенное и единичное[12]. Онитесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практикене разделимы. Каждый индивид выступает во всех указанных качествах – гражданинасвоего государства, принадлежит к определённой социальной группе, и он жепредставляет собой неповторимую личность, имеет свой индивидуальный статус.Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, аиндивидуальных статусов столько, сколько граждан.
Необходимоотметить, что ни специальные статусы, ни личные не могут противоречить общему.Они должны ему соответствовать как базовому, лежащему в их основе.
Какбыло отмечено выше, правовой статус – понятие сложное. В его структуру входятследующие элементы:
1. основные права и обязанности;
2. законные интересы;
3. Правосубъектность;
4. гражданство;
5. юридическая ответственность;
6. правовые принципы;
7. правовые нормы, устанавливающиеданный статус;
8. правоотношения общего типа.
Приэтом, в соответствии со ст. 64 Конституции РФ права и обязанности образуют основуправового статуса[13].
Следуетотметить, что категория правового статуса достаточно новая в нашей науке.Раньше эта категория отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась вкачестве самостоятельной. Лишь в 70-е – 80-е гг. категория правового статусаполучила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одноиз ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве[14]. Внастоящее время вопросы правового статуса составляют важнейшее самостоятельноенаучное направление в теории права, а также в отраслевых юридическихдисциплинах.
Такимобразом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что понятие «правовойстатус» весьма многогранно и сложно; оно тесно связано с понятием «социальныйстатус» и играет ведущую роль в современной юридической науке.
1.2. История формирования концепцииправ человека
Институт прав и свобод являетсяцентральным в праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произволагосударственной власти. Это – сердцевина государственного и общественногоустройства.
Философской основой этогоинститута является учение о свободе как о естественном состоянии человека ивысшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заресоздания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобысложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении сгосударством.
В XVIII в. происходитдокументальное закрепление естественно-правового понимания свободы.
В Декларациинезависимости США 1776 г[15].говорится: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотвореныравными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, кчислу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Дляобеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие своюсправедливую власть из согласия управляемых».
В Декларации правчеловека и гражданина 1789 г[16].(Франция) сказано: «1. Люди рождаются и остаются свободными и равными вправах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечениеестественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность,безопасность и сопротивление угнетению».
Эти великие документы,действующие в своих странах и поныне, заложили фундамент современнойцивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В техстранах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы(гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики,культуры, науки и техники, социальной защиты населения.
Учение о свободе, составляющеефундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развиваетсяфилософами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс междусвободой и социальной справедливостью, свободой и государственнымрегулированием. При всей своей многогранности и сложной детерминированностисовременное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выраженов следующих основных положениях[17]:
1. Все люди свободны отрождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охранаэтих прав — главное назначение государства.
2. Свобода состоит ввозможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека,следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состояниемдругих людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы.
3. Границы свободы могут быть определены только законом,который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закондемократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.
4. Часть дозволенного определяетсячерез права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочьчеловеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпываетсодержания свободы.
5. Ограничение праввозможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию вдемократическом обществе.
В каком бы государствени находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания(по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся подзащитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого онявляется, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы недаруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу егорождения.
Состояние свободыреализуется через субъективные права, которые указывают направления и формыиспользования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, апотому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда,когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоитгосударство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы.Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда онистановятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление,охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизньсоставляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладетконституция.
Почти все историческиеконституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают,что перечень не является исчерпывающим[18], т.е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы.Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционныхправоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) игосударством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные идругие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина) Он вправе непросить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными инеотъемлемыми.
Понимание отношенийчеловека и государства как правоотношений не означает полнойзарегламентированности[19]. Длячеловека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (принеобходимости), а для государства — в обязанности оказать эту защиту. В пределахсвоих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человекостается свободным.
Попытаемся разграничить конституционные права и правачеловека и гражданина. Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно.Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — изпозитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер[20].Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождениянезависимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, илинет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицомтолько в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом,каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав,относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина,признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданскиеправа и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.
Права гражданина — своеобразноеограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие встране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможностьучастия в государственных делах, в выборах высших и местных органовгосударственной власти, допуска в своей стране к государственной службе.Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве неимеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняетсяправомерным желанием каждого государства предоставить указанные права тольколицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущимконституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несутникаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги идр.).
Обязанность государствосуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека иосновным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в УставеОрганизации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западныхдержав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появилиськрупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщаядекларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г[21].(СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались).
Всеобщая декларация правчеловека состоит из преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия междуправами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащиевсем людям. Статья 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными всвоем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступатьв отношении друг друга в духе братства». Далее провозглашаются права нажизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, атакже экономические, социальные и культурные права, на которые человек вправепретендовать как «член общества» (право на труд, социальноеобеспечение, образование и др.). Нормы этого документа имеют декларативныйхарактер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. ОднакоДекларация сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека.
В 1966 г. ГенеральнаяАссамблея ООН приняла новые важные акты — Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских иполитических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актахдается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а, крометого, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитетапо правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворениюв жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. В 1984 г[22].аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурнымправам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека игражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принятьнеобходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав исвобод.
Важнейшиммеждународно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция озащите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. В Конвенции исвязанных с ней протоколах (их в настоящее время насчитывается одиннадцать)закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии,имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежденЕвропейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на вседела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенцииявляются члены Совета Европы (их сейчас вместе с Россией 39), который являетсямежправительственной организацией, Согласно ст. 3 Устава этой организациикаждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права ипринцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией,должны пользоваться правами человека и основными свободами. Членом СоветаЕвропы может стать также любое европейское государство, которое рассматриваетсякак способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком статусе,изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).
Существуют и другиемеждународно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция попредупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения илинаказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминациии др. Серьезные документы в этой области — конвенции и рекомендации — принятыспециализированной организацией ООН — Международной организацией труда (МОТ)[23].
Таким образом, проследивгенезис концепции прав и свобод человека, можно сделать вывод, что напротяжении всей истории развития общества большое внимание уделяется правовомустатусу личности, в частности в исторических Конституциях, междунарно-правовыхактах; необходимо особо отметить тенденцию к консолидации мирового сообществапо вопросу прав и свобод человека и гражданина[24].
1.3. Глобальные тенденции в развитии правового статуса личности насовременном этапе
Развитиемеждународного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свободчеловека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой ипринятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе– сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты правчеловека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспеченияи защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутригосударственном законодательстве прав и свобод человека и системы международныхорганов, наделенных функциями международного контроля за деятельностьюгосударств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшейфункцией МП[25].Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в областиправ человека на современном этапе является создание системы международного контроляза претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Егоучреждение и функционирование, как на функциональном, так и на региональномуровне является одним из одним из наиболее значительных достижении вмеждународном регулировании прав человека второй половины двадцатого века.Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защитыправ и свобод человека являются восновном государства и международные и межправительственные организации.Ведущая роль государств в таком сотрудничестве проявляется прежде всего в том,что они играют решающую роль в разработке и принятии международно-правовыхактов в области прав человека, а также в создании как специализированныхмеждународных межправительственных организаций, занимающихся вопросами защитыправ человека, так и универсальных международных организаций, одним изнаправлений деятельности которых является защита прав человека. Ни что непрепятствует государствам добровольно передавать на обсуждение международныхорганизаций вопросы, касающиеся нарушения прав человека. Обычно это делается наоснове международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первомФакультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политическихправах 1966г., Европейской конвенции о защите прав человека о основных свобод1950г., Американской конвенции прав человека 1969г[26].Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международныхорганизациях так называемых частных жалоб. Роль международных контрольныхорганов, созданных государствами в современных условиях постоянно возрастают.Все большее внимание уделяется их функциям и полномочиям в деятельности ООН ив различных универсальных и региональныхсоглашениях[27].Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, котораямогла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, внеобходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции занарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели созданиемеждународного контрольного механизма, возникшего в результате расширениямеждународного правотворчества, усложнения межгосударственных связей, появлениеглобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества[28].В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельныевопросы традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, нынерегулируются и нормами международного права
Процесс правовойинтернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективныхформах, превращая гражданина государства в гражданина планеты. Фактически ужесейчас в силу признания международного права внутренним правом страны ни одногосударство не должно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на томосновании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства[29].<