Реферат по предмету "Разное"


1. специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика 6 § «Определения» философии 6

Министерство образования Российской Федерации Томский государственный педагогический университетФилософия Историческое развитие философии Основные направления и школыТомск 2003 ББК 15Философия. В 2 ч. Ч. I. Историческое развитие философии. Основные направления и школы // Под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. – Томск: Изд. ТГПУ, 2003. – с.Рецензент: док. филос. наук, профессор Г. И. ПетроваПервая часть учебника по философии представляет главные направления и школы философии, давая их интерпретацию с позиции современной мировоззренческой парадигмы. В учебнике излагается историческое развитие философии и анализируются школы, продолжающие существовать и в современной философии, такие как психоанализ, феноменология, экзистенциализм и др., включая постмодернизм.Рекомендуется для студентов, аспирантов и всех интересующихся проблемами философии в ее историческом развитии, проанализированным с современных позиций.Авторский коллектив: Гл. 1, 2 – док. филос. н., профессор А. А. Степанов; гл. 3 – канд. филос. н., доцент Н. А. Девяшин; гл. 4 - канд. филос. н., профессор С. И. Ануфриев; гл. 5 – док. филос. н., профессор Н. А. Люрья; гл. 6, 7, 10 – канд. филос. н., доцент О. А. Жукова; гл. 8 – С. Б. Куликов; гл. 9. – док. филос. н., профессор Л. С. Сысоева; гл. 11, 12 – О. Б. Гужавина; гл. 13, 14 – канд. филос. н. О. А. Краевская; гл. 15 – канд. филос. н., доцент Е. А. Жукова; гл. 16 – канд. филос. н. О. В. СолодовниковаОглавление Тема 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА 6 § 1. «Определения» философии 6 § 2. Функции философии 10 § 3. Философская проблематика 11 § 4. Предмет философского исследования 13 § 5. Методы философии 15Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 18 § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии 18 § 2. Философия Древней Индии 20 § 3. Древнекитайская философия 30Тема 3. Античная философия 34 Введение 34 § 1. Причины генезиса и истоки античной философии 34 §2. Досократовская философия 37 § 3. Античная философия классического периода 42 § 4. Эллинистический период античной философии 52Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 57 Введение 57 §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика 58 §2. Схоластическая философия 64 Заключение 71 Дополнительная литература 73Тема 5. Философия эпохи Возрождения 73 § 1. Характеристика эпохи 73 § 2. Гуманизм эпохи Возрождения 75 § 3. Философия эпохи Реформации 78 § 4. Неоплатонизм и натурфилософия 79 § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм 82Тема 6. Философия Нового времени 86 § 1. Социокультурные основания философии Нового времени 86 § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания Ф. Бэкона 88 § 3. Рационалистическая философия Р. Декарта 92 § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени 93 § 5. Учения о социальной организации 95Тема 7. Философия эпохи Просвещения 97 § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения 97 § 2. Проблемы теории познания и культуры 100 § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения 102 § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения 104Тема 8. Немецкая классическая философия 111 § 1. Значение философских исследований И.  Канта 112 § 2. Значение проекта наукоучения И.Г. Фихте 116 § 3. Значение системы трансцендентального идеализма Ф.В. Шеллинга 118 § 4. Значение системы абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля 119 § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики Л. Фейербахом 123Тема 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ 126 § 1. Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма 126 § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма 133 § 3. Анализ и критика русского марксизма 139Тема 10. Русская философия 147 § 1. Человек и мир в русской философии 151 § 2. Судьба России 159Тема 11. Философия жизни 169 § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра 169 § 2. Фридрих Ницше - мученик познания 172 § 3. Анри Бергсон и философия длительности 174Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм 178 Введение 178 § 1. Философское значение творчества З. Фрейда 179 § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг 186Тема 13. Феноменология 197 Введение 197 § 1. Эдмунд Гуссерль 199 § 2. Макс Шелер 203 § 3. Мартин Хайдеггер 205 § 4. Морис Мерло-Понти 212Тема14. Экзистенциализм 215 Введение 215 § 1. Сёрен Кьеркегор 217 § 2. Мартин Хайдеггер 220 § 3. Карл Ясперс 222 § 4. Жан-Поль Сартр 224 § 5. Альбер Камю 229Тема 15. Современная западная религиозная философия 233 § 1. Особенности современной религиозной мысли 233 § 2. Неотомизм 234 § 3. Жак Маритен (1882-1973) 236 § 4. Пауль Тиллих (1886–1965) 242Тема 16. ПОСТМОДЕРНИЗМ 251 § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма 251 § 2. Культура модерна и культура постмодерна 252 § 3. Философия основных представителей постмодернизма 258 ^ Тема 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА § 1. «Определения» философии Вводная тема посвящена следующим вопросам: что такое философия; что она изучает, для чего она нужна, какое место занимает философия в структуре человеческих знаний и т. д.Надо отметить, что задать подобные вопросы гораздо легче, чем на них ответить. В чем сложность ответов на эти, казалось бы, элементарные вопросы? По видимому, надо спросить специалистов, т.е. философов и они нам ответят. Но как писал В. Виндельбанд: «Если мы обратимся к истории с вопросом о том, что, собственно, есть философия, и справимся у людей, которых называли и теперь еще называют философами, об их воззрениях на предмет их занятий, то мы получим самые разнообразные и бесконечно далеко отстоящие друг от друга ответы; так что попытка выразить это пестрое многообразие в одной простой формуле и подвести всю эту неопределенную массу явлений под единое понятие была бы делом совершенно безнадежным». Совершенно справедливо можно заметить, что у В. Виндельбанда речь идет об истории и философах давно ушедших, но, дело в том, что и у нынешних философов по данным вопросам нет единодушия. Действительно, может быть правы те, кто считает, что философия - это собрание текстов об абстрактных, непонятных сущностях, не имеющих никакого отношения к реалиям земной жизни.Итак, почему же сложно добиться простых и однозначных ответов на эти вопросы? Первая сложность, с нашей точки зрения, аналогична той, с которой можно столкнуться, если попытаетесь объяснить человеку, не умеющему считать и не знающему что такое число, что есть математика и что она изучает. Это в общем то общая трудность для всех научных дисциплин при объяснении своего предмета. Человеку вначале надо знать некоторые азы той или иной науки, прежде чем ему удастся объяснить, что же она из себя представляет.Следующие две трудности более специфичны. Специфичны в том смысле, что характерны только для философии, хотя они существуют и в других науках, но не так проявлены. Первая специфическая трудность состоит в том, что в разные исторические эпохи философия объективно играла разные роли и ее предмет и методы были созвучны историческому времени.Вторая специфическая трудность заключается в том, что даже в одно и то же историческое время существовали различные философские школы и направления, которые по-разному отвечали на эти вопросы.Исходя из выше названных трудностей определения философии, мы опишем наиболее широко распространенные в настоящее время дефиниции. Но вначале необходимо сказать несколько слов о процедуре определения. Определение (дефиниция) – это логическая операция над понятием, посредством которой устанавливаются его существенные свойства и отличия от других понятий. Наиболее точные и поэтому наиболее часто встречающиеся в науке определения – это определения через род и видовые отличия. Их сущность заключается в том, что определяемое понятие подводится под общее, родовое понятие (стол - мебель, яблоко - фрукт и т. д.), а затем задается перечисление видовых признаков, отличающих определяемый предмет от других предметов, входящих в тот же класс или множество, описанное родовым понятием (т. е. необходимо описать признаки, отличающие стол от стульев, буфетов, диванов, шкафов и т. д.). В качестве родовых понятий философии в истории да и современной литературе можно встретить достаточно широкий набор: «наука», «мировоззрение», «искусство», «форма общественного сознания» и т. д.Наиболее часто философию пытаются подвести под понятия либо науки, либо мировоззрения. Отнесение философии к определенному виду науки основывается на том «эмпирическом» факте, что любая философская система может быть представлена как система знаний. Причем такая система знаний, которая с самого начало может быть противопоставлена мнению (doxa) как наука, знание (episteme). Видовые отличия философии от других научных дисциплин при таком подходе сводятся к всеобщности, целостности, универсальности философских знаний. Понимание философии как науки основано на традиции. Очень долгое время понятия «философия» и «наука» выступали синонимами. В этом отношении достаточно вспомнить, что основной труд по физике И. Ньютона носит название «Математические начала натуральной философии». Но уже во времена Ньютона начинается процесс дифференциации, «размежевания» естественнонаучных дисциплин и философии, который в конце XIX в. приобрел окончательные формы. Очень многие проблемы и вопросы, которые раньше считались философскими, в это время переходят под «юрисдикцию» научных дисциплин. Однако даже философские направления и школы, которые признавали и признают философию как вид науки, по-разному трактовали и трактуют ее специфику, задачи и видовые отличия.Дефиниция, характерная для марксистской философии: «^ Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека», - лишь одно из возможных определений философии как науки. Например, неопозитивизм (одно из философских течений XX в.) полагал, что основная задача философии – анализ языка науки, разработка идеалов и методологии научного познания. Все остальные проблемы и задачи философии, неопозитивистами рассматривались как ненаучные, метафизические, а следовательно, и не имеющие ни какого отношения к философии как науке.Как науку философию понимали Э. Гуссерль, У. Куайн и многие другие знаменитые философы, но видовая специфика в определениях философии у каждого из них своя.Действительно, между философией и наукой много общего: стремление к обоснованности и доказательности положений, системная организация знаний, методологическая рефлексия над способами деятельности и т. д. Но есть и много характеристик, которые позволяют говорить о том, что это разные сферы духовной деятельности. Например, если для науки характерно стремление к объективности и однозначности, то философия всегда субъективна, личностна и не исключает существования широкого разброса мнений по одним и тем же вопросам. Если наука всегда стремится к безоценочному знанию, то философия дает оценки и производит духовные ценности. Реально существующее различие между наукой и философией давало и дает основание многим философам утверждать, что философия не является наукой (например: Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Н. Бердяев и др.). В попытке дать философии родовидовое определение, в настоящее время доминирует подход, который связывает философию с понятием «мировоззрение». Данного подхода придерживаются, например, авторы двухтомного учебника «Введение в философию: Учебник для вузов. - М.: Политиздат, 1990». В нем говорится, что «Философия – теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. ... В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни». Под мировоззрением обычно понимают совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.Мировоззрение имеет сложную структуру. В мировоззрении выделяют как минимум три компонента: миропонимание или познавательный компонент, ценностно-нормативный компонент или «мирооценку», мироощущение или эмоционально-волевой компонент. Близким к определению философии через мировоззрение является ее определение как формы общественного сознания (См.: Общественное сознание и его формы. М., 1986.). Так в философской энциклопедии философию определяют как «форму общественного сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру. Философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом. Выполнение этих функций предполагает систему идей, которые выражают определенное отношение человека к миру и мира к человеку и определяют совокупность исходных ориентиров, обусловливающих программу социального поведения человека».Наука участвует, главным образом, в формировании миропонимания посредством конструирования «научной картины мира». Философия принимает участие в разработке всех компонентов мировоззрения. Это основное отличие определения философии как мировоззрения от ее определения в качестве вида науки. Однако отказ от претензий на научность в рассматриваемом подходе все же оставляет главенствующее место в философии Разума и почти полностью исключает философскую интуицию, веру, в конце концов, личность и свободу философа за «скобками» философии. В истории мышления реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. Как писал Мартин Хайдеггер: «А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на некоторое время сплачивающее горстку приверженцев, которые вскоре сами построят свои системы? Не обстоит ли тогда дело с философией, словно на какой-то большой ярмарке?». Поэтому, хотя определения философии через понятие «мировоззрение» более точно, чем посредством понятия «наука», оно не может в полной мере охватить реально существовавшие и существующие философские учения.Как отмечено выше, существуют и другие попытки дать философии явное определение. Например, А. Шопенгауэр подчеркивал, что «Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Однако, существует мнение, что философии вообще невозможно дать не только определение через род и видовые отличия, но и вообще никакое явное определение. Философии, с точки зрения этой позиции, можно давать лишь контекстуальные определения, т. е. через контекст. Так, М. К. Мамардашвили писал, что «… философию нельзя определить и ввести в обиход просто определением или суммой сведений о какой-то области, этим определением выделенной. Ибо она принадлежит к таким предметам, природу которых мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в философии. Попытка же их определить чаще всего их только затемняет, рассеивая нашу первоначальную интуитивную ясность».В данном подходе философия предстает как вполне самостоятельное явление человеческой культуры, не сводимое ни к каким иным сферам человеческого бытия. Именно исходя из этой сферы, можно определять и обосновывать и науку, и различные виды мировоззрений. Иногда, с точки зрения этого направления, говорят о философии как об особом настроении, в котором переживается весь мир в целом, и вся жизнь человека как индивида и как рода. Или, образно говоря словами Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Очень часто представители данного направления (экзистенциально-персоналистский подход - см., например: Радугин А. А. Философия: курс лекций. М., 1998. С. 26-27.) склонны вообще отрицать общезначимость философии. С их точки зрения философия рождается из чувства неудовлетворенности и беспокойства и является результатом усилий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая личность создает свою философскую систему. Сколько личностей, столько может быть и философских систем. На каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Попытка придать философии как мировоззрению всеобщность и значимость приводит, по мнению многих философов, не только к утрате индивидуальности в философии, но и к насилию над реальностью. Так современный философ А. Швейцер полагает, что именно выработка взглядов, определяющих общее понимание мира, приводила к насилию над действительностью в духе мировоззрения, причем в двояком смысле. Выработанные мышлением воззрения ставились выше фактов естествознания и одновременно провозглашались идеалы, призванные изменить существующие взгляды и условия жизни людей. Такого рода построения, когда факты не признавались, а идеалы провозглашались, были чужды реальности, насиловали действительность в духе мировоззрения (Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. – С. 46.).Как о неком настроении или отношении говорит и этимология слова «философия». В переводе с древнегреческого оно означает любовь к мудрости, любомудрие. В таком понимании явлено парадоксальное единство во многих моментах иррациональной любви и высшего проявления разума – мудрости; единство неповторимо личностного и общемирового, космического. ^ § 2. Функции философии Взаимосвязаны между собой понимание сущности философии и понимание ее значения для человека и общества в целом. Так, если мы понимаем философию как науку, то ее функции можно свести к следующим четырем, описанным О. Контом: «...единственное средство обнаружить логические законы человеческого ума, ... руководящая роль ее во всеобщем преобразовании нашей системы воспитания ... способствовать прогрессу отдельных положительных наук; ... положительную философию можно считать единственной прочной основой общественного преобразования, в котором так давно уже находятся наиболее цивилизованные народы».Исходя из понимания философии как мировоззрения, можно согласиться с авторами «Введения в философию», которые полагают, что «по отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем, они стараются не «выплеснуть вместе с водой и ребенка», стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим периодам истории».Если обратиться к третьему направлению понимания философии, то, прежде всего, основной функцией философии будет, как считал, например, В. Соловьев, производство свободы. Мы уже цитировали высказывание Новалиса, а теперь подумаем, что означают слова «повсюду быть дома»? Быть дома - это быть и чувствовать себя свободным. Не случайно, чтобы ободрить гостя говорят: «Будьте как дома». Поэтому философия есть расширение дома и увеличение свободы.Близка к функции производства свободы функция обретения смысла жизни. Так Карл Ясперс считает, что «философия содержит притязания обрести смысл жизни поверх всех целей в мире — явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем — служить посредством настоящего одновременно и будущему — никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства». И далее: «Постоянная задача философствования — такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия; или, что то же самое, стать самим собой...». На функцию производства человеческого в человеке указывал и отечественный философ М. К. Мамардашвили.Подвести итог и наглядно представить результаты рассмотрения двух первых вопросов темы можно при помощи таблицы: «Определения» философии Функции философии 1. Философия - это наука … Построение общей научной картины мира, методологическая (разработка общих подходов и методов научного познания) 2. Философия - это мировоззрение и форма общественного сознания … Мировоззренческая (оценка и критика существующих взглядов на мир и места в нем человека), образовательная (хранение, трансляция и передача опыта и ценностных ориентиров новым поколениям) 3. Философия – автономная сфера культуры и сущностное свойство человека … Формирование личностных смыслов жизни, свободы как новых направлений выбора; производство человеческого в человеке … ^ § 3. Философская проблематика Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место занимает в нем закономерность и случайность, устойчивость и изменение? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, справедливость, добро и зло, красота? Что такое личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни? Вот далеко не полный перечень вопросов, исследуемых в философии. Как их упорядочить и постараться ответить на них?Рассматривая первый вопрос, мы лишь слегка упомянули о том, что существуют попытки дать определение философии через ее генезис и историю. В изучении последующих историко-философских тем мы увидим, чем была философия, какие задачи она решала. Но сейчас, с целью упорядочения философских проблем, мы попытаемся рассмотреть философию не в фило-, а в онтогенезе, т. е. начало философии не во всеобще историческом масштабе, а начало философствования отдельного человека, отдельной личности.Каждый человек в определенные моменты жизни философствует. Например П. Л. Лавров писал: «Между тем, философия есть весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существованием, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо. Может быть, мои слова представляются вам, мм. гг., резким парадоксом. Вероятно ли, что существовала невыделимая от нас деятельность, которую мы не сознаем? Позвольте вам тогда напомнить подобное явление, приводимое Мольером в одной из своих популярных комедий. Журден всю жизнь говорил прозой и не знал этого. Правда, проза Журдена не была прозой Паскаля и Боссюэ, но тем не менее это была проза».И так, когда же мы начинаем философствовать? Из чего произрастает потребность индивида в философии? Прежде всего - из стремления понять смысл своего личного бытия, своей личной жизни. Из вопросов: зачем и почему Я есть; в чем ценность моей жизни и ее отношение к миру в целом? Как писал Альберт Камю: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно». Все мы, так или иначе, ответили на этот фундаментальный вопрос философии, о котором говорит А. Камю. Ответили уже тем, что живем. Наш ответ на этот вопрос и есть наша личная философия.Э. Гуссерль писал, что возникновению европейской философии послужила «постоянная направленность на норму, внутренне присущая интенциональной жизни отдельной личности ...». Но если существует признаваемая человеком общезначимая норма, норма, определяющая его личностный смысл, то человеку незачем сознательно обращаться к философии. Философия перед человеком во весь рост встает только тогда и только в те моменты, когда в его сознании рушатся старые нормы и ценности, предписывавшие его бытию определенный смысл.Эта ценностно-смысловая направленность человеческого сознания является исходным пунктом, мотивом и в то же время конечной целью любого философствования. Вопросы и различные на них ответы с ценностным осмыслением бытия, мира и человеческого существования выделяются в философии в особую группу проблем и знаний, названную аксиологией (греч. axia - ценность и logos - учение, слово). Эта первая проблемная область философии.Но, чтобы ответить на вопрос о том, в чем ценность бытия, необходимо знать, а что же бытие есть, что оно из себя представляет и как устроено. Этими вопросами открывается следующее проблемное поле философии, которое получило название - онтология (греч. ontos - сущее).Следующая группа вопросов логически связана с аксиологическими и онтологическими проблемами. Ее можно обрисовать вопросами: откуда мы знаем, что есть бытие и как мы его познаем; возможно ли познание мира и до какой степени и т. д. Эти и подобные им вопросы, связанные с познанием, исследуются в одной из сфер философии, которая называется гносеология (греч. gnosis - познание).Предположим, что мы ответили на вопросы гносеологии, онтологии и аксиологии. Что же дальше? - спросите Вы. А если мир и его ценности меня не устраивают? Меняться мне самому или менять мир? А как можно измениться, и можно ли изменить мир? На эти вполне законные вопросы можно ответить только то, что они определяют последнюю проблемную область философии - праксиологию (греч. praktikos – деятельный). Надо отметить, что далеко не все философы и философские направления признают праксиологию как отрасль философского знания. Кроме этого, праксиологией называют также область социологических исследований, направленных на изучение действий и установления их эффективности).Таким образом, все философские вопросы можно свести к четырем проблемным сферам: аксиологии, онтологии, гносеологии и праксиологии.Вы можете спросить: «Хорошо, какие вопросы решает философия мы поняли, но ответьте нам, а разрешила ли философия хотя бы одну из перечисленных проблем?»«И да, и нет», - отвечу я вам. Да, потому что для каждой культурно-исторической эпохи философия так или иначе формулирует определенный набор ответов на поставленные вопросы. Нет, потому что для других поколений эти ответы не подходят, и они вынуждены сами искать ответы.Неслучайно поэтому о философских проблемах говорят как о вечных.^ § 4. Предмет философского исследования Определение предмета и объекта исследования любой научной дисциплины является важнейшей ее характеристикой. По-видимому, даже яростные противники того, что философия является научной дисциплиной, согласятся с положением о том, что философия производит знание, и для нее характерно скорее познавательное, чем практически-деятельное отношение к миру.Прежде чем приступить к описанию предмета и объекта философии, давайте обозначим содержание понятий «объект» и «предмет». Самое короткое определение объекта звучит следующим образом: «Объект - это то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта». О предмете познания в философском словаре можно прочитать: «Предмет познания - вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые в данных исторических условиях подлежат познанию. Предмет познания не тождественен объекту. Последний есть фрагмент мира самого по себе, тогда как первый есть фрагмент мира для нас. Один и тот же объект может быть предметом познания различных дисциплин: например, человек изучается социологией, биологией, медициной, биохимией и т. д.»В общем-то, объектом любой дисциплины может быть весь мир, но под определенным углом зрения. Так медицина может изучать не только человека, но и даже периоды солнечной активности. Только солнечная активность интересует медицину с точки зрения влияния ее на человеческое здоровье.Итак, что же является предметом философии? Если мы внимательно посмотрим на те вопросы, которые исследует философия, то становится ясно, что они относятся к области отношений человека и мира. Внимание может быть акцентировано на ценностном, или на познавательном отношении человека к миру, но всегда мы имеем отношение Человек-Мир. Это отношение и является предметом философского исследования. В разных философских системах этот предмет может быть представлен различными понятиями и категориями: субъект - объект, бытие - сознание, мышление - бытие, «Я» - «не-Я» и т.д. В иных философских системах этот предмет исследования может быть не выражен явно, но, тем не менее, он всегда присутствует.Объект философии - знание. Философия напрямую, то есть эмпирически, не изучает ни мир, ни человека. П. Неторп в связи с этим писал: «Это для астронома звезды на небе. Для философа - звезды в книгах по астрономии». Философия исследует человеческие знания с точки зрения отношения человека к миру. Широта охвата философским исследованием знаний как своего объекта зависит от того или иного представления о философии, от философского самоопределения. Если философ считает, что философия есть наука, то, естественно, объектом его познания является, прежде всего, научное знание и научное мышление (мышление как способ получения знаний). Если философ полагает, что философия есть мировоззрение, то объектом его исследования может быть и обыденное познание, и искусство, и т. д., вплоть до культуры в целом. Исходя из третьего подхода в самоопределении философии, объектом исследования может стать индивидуальный человек как «микрокосмос», точнее, целостная универсальность человеческого переживания.Исходя из такого понимания объекта философии, правы те, кто утверждает, что философия есть саморефлексия: рефлексия науки над наукой, рефлексия сознания над сознанием, рефлексия мышления над мышлением, рефлексия культуры над культурой, рефлексия человека над человеком. Неслучайно, одним из символов философии был медведь, сосущий собственную лапу с девизом «Сам собой питаюсь».^ § 5. Методы философии В нашей теме рассмотрены проблемы роли философии по отношению к человеку и обществу. Сейчас мы попытаемся разобраться в философских методах, т. е. ответить на вопрос о том, как работает, что делает философия со знанием как объектом своего исследования. В базовом учебнике «Введение в философию» философские методы деятельности представлены как некоторые функции философии по отношению к своему объекту (знаниям): экспликация универсалий культуры, рационализация и систематизация. Мы попытаемся выяснить как и за счет чего эти функции могут реализовываться.Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, на которых базируется та или иная система научных знаний, та или иная конкретная культура, или общие свойства человеческого существования. Эти общие идеи и представления обычно называются категориями, или универсалиями культуры. Поэтому первую функцию философии авторы учебника назвали функцией экспликации универсалий. Эту функцию можно представить и как метод. Экспликация универсалий должна базироваться в идеале на методе индуктивного обобщения. Например, изучая знания различных наук (биологии, физики, математики и т.д.), философ обнаруживает, что все эти науки исследуют системы. Следующий шаг философа заключается в утверждении: «Весь мир системен». Но это в идеале, реальная же практика философской деятельности заключается в том, что каждый философ включен в определенную традицию, в определенную философскую школу, а каждая школа и традиция имеет сложившуюся теорию. Поэтому, экспликация универсалий культуры может осуществляться и путем дедуктивного вывода из имеющихся философских знаний, из философских теорий. Здесь исходная философская теория выступает своеобразным методом получения новых знаний. Зададим вопрос: «Почему, происходит несоответствие идеала и реальной практики философской деятельности?» По-видимому, потому, что не существуют идеальных условий. Не существует человека, который одинаково хорошо разбирался бы во всех науках сразу (и кроме того, еще во многих областях культуры). Не существует человека, который был бы полностью изолирован от прошлой познавательной традиции, ведь только в ней человек становится познающим человеком.Можно задать следующий вопрос: «Зачем иметь такие идеалы, которые не выполняются?» В данном случае философия заимствовала этот идеал из естественных наук. Помня о том, что все знание в научном идеале должно выводиться из эмпирической реальности, философ как бы «задним числом» ищет в научных знаниях и других областях культуры подтверждения своим положениям. Этот процесс задает большую обоснованность философским положениям, но, самое главное, позволяет интерпретировать и рационализировать выявленные категории и универсалии культуры.Что значит интерпретировать и рационализировать? Предположим, что мы выявили категорию «система». Но физика изучает совершенно иные системы, чем биология, социология, психология и т.д. Следовательно, философ должен подвести понятие «система» под такое определение, которое устраивало бы и физика, и биолога, и социолога, т.е. философу необходимо выявить общую сущность понятия «система». Этот процесс выявления сущности и смысла понятий мы и будем называть рационализацией.Рационализация и интерпретация в основном базируются на герменевтическом методе понимания. Мудрость, а тем более философия как «любовь к мудрости», означает не только познать, но и понять.Что же представляет из себя метод герменевтической интерпретации и понимания? П. В. Алексеев и А. В. Панин пишут: «Этот метод нацелен на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла. Через текст выявляются цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, чувства, отношение к окружающему миру, мир его жизни, культурный и исторический фон его деятельности. Для философов такой способ познания не ограничен литературными текстами, взятыми из истории философии, он охватывает все, во что вложены человеческие действия, мысли и чувства; жизненный опыт самого философа и других людей, осмысливаемый философом, тоже осваивается посредством герменевтики. Применительно к явлениям природы понимание связано с выявлением значения тех или иных явлений в общей системе природы для человека и человеческой цивилизации, их мировоззренческой значимости. За ними не стоит деятельность человека или какого-то иного духа, подлежащая расшифровке. В данном случае понимание есть истолкование, интерпретация».Содержание истолкования той или иной категории, той или иной универсалии культуры определяет взаимосвязь выявленной категории или универсалии с другими категориями или универсалиями. Систематизация универсалий есть, с точки зрения авторов «Введения в философию», третья функция философии. Систематизация, по-видимому, базируется на всем аппарате формальной логики. Систематизировать - это, собственно, означает задать те или иные структурные связи, а сделать это вне дедуктивного аппарата формальной логики представляется делом затруднительным.Здесь уместно задать вопрос: «Что является главным методом для философа, который полагает, что предметом его философии является целостн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.