ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Новосибирский Гуманитарный Институт
кафедра государственно-правовых дисциплин
РЕФЕРАТ
Идеология в гражданском обществе.
Выполнил:
Студент ЮД-42
Шувараков А.С.
Преподаватель:
Юдина Т.Ф.
Новосибирск, 2007
Проблема места и роли гражданскогообщества в процессах развития человечества, а также взаимоотношений государстваи гражданского общества волновала людей с глубокой древности.
Идеи Аристотеля, ставшие исходным пунктом и основойконцепции гражданского общества, раскрыли взаимосвязь прав и обязанностей,определяют разницу между человеком и гражданином, между правами человека иправами гражданина.
Римский философ Цицерон, развивая идеи Аристотеля, видел свою задачу втом, чтобы на примере огромного государства коснуться причин всякогообщественного блага и общественного зла. Связующим звеном гражданского обществаон считает закон, а право, установленное законом, должно быть одинаково длявсех.
НиколоМакиавелли, нередко называемый первым политологом, в своих работах подчеркивает,что государю нужно быть в дружбе снародом, иначе в трудное время он будет свергнут. Поэтому мудрому государюнадлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствахимели потребность в государе и государстве – только тогда он может положитьсяна их верность.
Новоевремя принесло с собой и новое понимание идеи гражданского общества. Так, ТомасГоббс, в отличие от своих предшественников, видел стержень гражданскогообщества в индивидуализме.
Развитие политических, правовых, идеологических икультурных течений в западноевропейском обществе привело к формированию тойобщественной системы, которую сегодня мы называем гражданским обществом.
Гражданское общество – свободное демократическое правовое общество,ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения кправовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающимсвободу деятельности, создающее возможность достижения благополучия иреализации прав человека и гражданина.
В основелюбого гражданского общества лежит ряд наиболее общих идей и принципов,независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
. экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные
отношения;
. безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и
гражданина;
. легитимность и демократический характер власти;
. равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая
защищённость личности;
. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия
властей;
. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
. свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные
обязанности и ответственность;
. классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни
людей.
Ни одна из теорий построениягосударства не обходит стороной вопрос о роли гражданского общества встановлении и развитии государства. В условиях глобализации, размыванияэкономических, политических и иных границ между государствами, с перспективойутраты многими из государств национальной самоидентификации, роль гражданскогообщества неизмеримо возрастает. Для России с ее ослабленным статусом и деградирующейсоциально-экономической базой — эта проблема актуальна вдвойне.
Продолжает угасать значимостьтрадиционно важных институтов гражданского общества — профсоюзов, общественныхобъединений, других институтов, уменьшается влияние СМИ, политические партииутрачивают свой престиж в народе.
Актуальной и нерешенной остаетсяпроблема взаимоотношений государства и церкви, как одного из институтовгражданского общества. Так и не выработана современная государственная позицияпо вопросу роли и места церкви в жизнедеятельности страны. Нельзя не учитыватьтот факт, что Русская православная церковь на протяжении более чем тысячи лет всамые различные периоды существования Российского государства служила сплочениюнации, способствовала духовному и нравственному сохранению устоев общества, а вотдельные исторические периоды была оплотом борьбы с иноземными захватчиками.Есть все основания утверждать, что именно Русская православная церковь остаетсядейственным идеологическим фактором русского народа.
Кроме того, нельзя не учитывать тотфакт, что на сегодняшний день религиозный фактор, является самостоятельнойреальностью, так как за ним стоят геополитические, экономические и социальныеинтересы. Повсеместный подъем религиозного самосознания населения все более способствуетразжиганию национальной вражды, конфликтов, социальных и национальных взрывов.
Русская православная церковь, как известно, не выполняет каких-либогосударственных функций. Церковь не вмешивается в дела государства, азанимается лишь вопросами, связаннымис удовлетворением религиозных потребностей граждан. Однако это не означает фактической изоляции церквиот государства. Имеет место партнерствосвоего рода. Церковь формирует общественное мнение и влияет на законодательство. Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов верующих. Церковь выполняети функцию социального нравственного контроля, таккак ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.
Нельзя отбрасывать тот факт, что напротяжении многих столетий именно православная церковь являлась одним изэлементов стабилизирующих и гражданское общество и государство.
Сегодня, без выработки основпостроения российской модели гражданского общества невозможно говорить овозрождении России, как мировой геополитической державы. Во всем миредостаточно сил, заинтересованных в расшатывании гражданской стабильности вРоссии, в разрушении основ национального самосознания и социальногоблагосостояния граждан.
Сегодня, несмотря на значительноеприращение знания, достигнутого за период с начала 90-х годов XX века, Россия не имеет ни целостной идеологии, ниразвернутой конкретной программы развития институтов гражданского общества вовсех его аспектах. Остаются малоизученными современные вопросысовершенствования взаимоотношений гражданского общества и государства ивключения его институтов в процесс выработки и принятия управленческих решений,а также осуществления контроля за их реализацией.
Особенности массовой психологии очень мешают российскому обществуопределить вектор развития. Главным препятствием является то, что мы до концатак и не преодолели психологию рабства, а оно порождает страх, эгоизм иместничество. Сознание россиян разорвано стычками западников и славянофилов,“левых” и “правых”, революциями, перестройками и реформами. Наша страна сталазаложником постоянных перемен. России предстоит реформировать не простоэкономику или политику, а, прежде всего власть. Речьидет о смене власти как мировоззрения, как культуры, как психологии, каксистемы норм поведения.
Одна из особенностей современного российского гражданскогообщества в том, что у его членов не сложились более или менее ясныепредставления о своей роли в нем, не сформировались достаточно четкиеценностные ориентации. В результате проявились отчужденность людей от обществаи государства, социальная апатия, упал интерес к политике, возросли недоверие квластям и разочарование в обещанных переменах.
Одна из причин подобного положения состоит в том, чтопродекларированная в России многопартийность пока не состоялась, если несчитать формальной регистрации довольно многочисленных партий. Не состояласьона, прежде всего, в том смысле, что партии не являются до сего временисубъектами политической борьбы. В ныне сложившемся массовом сознанииполитическая партия — это группа сторонников тех или иных политическихлидеров.
Рассматривая перспективы становления в России гражданского общества,нельзя не учитывать социально-психологический фактор. Ниодна общественная организация не может быть реальной политической силой, неимея своей идейной основы.
Идеология — это стратегия определённых политических сил,совокупность главных идей. Какова же идея гражданского общества? И есть ли она?Гражданское общество — это лишь часть населения, народа, та, которая проводит идеологию,которую она считает высшей для населения. Значит, всё население не может бытьгражданским обществом, это всего лишь передовой отряд населения.
Государство может жить без идеологии, но общество житьбез неё не может.
Сегодня следует заявить, что четыре институтанравственности влияют на нашу жизнь:
1. Церковно-религиозный институт нравственности.
2. Судебно-правовой институт нравственности.
3. Институт нравственности всех остальных ветвей власти.
4. Общественная, личная и корпоративная мораль как институт нравственности.
Сейчас любая общественнаяорганизация существует в хвосте этого перечня после нравственности, которую намнасаждают ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная,экономическая, информационная и корпоративная.
В сознании людей прочно закрепилосьпредставление о тождественности понятий: государство, общество, народ. Междутем это не просто не схожие понятия, а в некотором смысле противоположные.Особенно это касается понятий общества и государства. Государственная власть,госаппарат, бюрократическая структура — в современном развитом государстведолжны контролироваться гражданским обществом. А для этого необходим сильныйправовой базис. Там, где отсутствует действующие правовые механизмы,национальные идеологии создаются правящей верхушкой для политическогоманипулирования народом. В таком государстве “государственные интересы” (а этообычно интересы конкретных лиц, находящихся у власти), начинают именоваться“национальными” и превалируют над общественными. Нередко национальнымиинтересами оправдывается развязывание вооруженных конфликтов. Потребность внациональной идее и национальной идеологии возникает в обществе, где несоблюдаются права человека. Конституция уже содержит все необходимыеобщечеловеческие базовые ценности, фиксирует политические и социальные права:равенство перед законом, свободу слова и вероисповедания, материальноеблагополучие личности как высшую социальную ценность. Никакие идеологиигражданину, живущему в государстве, соблюдающем законы конституции, навязаныбыть не могут. В конституции прямо говорится, что “никакая идеология не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной”.
Не стоит ли вместо разглагольствованийпо поводу национальной идеи, задаться целью построения гражданского общества?Не сделать ли национальной идеей реализацию прав человека? Ведь политическоеравенство и экономическое благополучие – базовые понятия развитого гражданскогообщества, граждане которого все равны перед законом, какой бы национальностиони не были, какую бы веру не исповедовали, какое бы социальное положение незанимали. Считаю что главным духовнымнаправлением развития должны быть идеи образования, науки и культуры,разнообразие путей формирования этих идей, накопление и развитие духовных ценностей.
Русскаяправославная церковь поддерживает выдвижение первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева в президенты России. Какзаявил агентству РИА Новостиглава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский,«это одна из кандидатур, которая устроила бы РПЦ».
По словам Вигилянского, у РПЦс Медведевым «сложились очень хорошие отношения, партнерские идоброжелательные», РПЦ видит в словах и действиях первого вице-премьера«понимание церковных проблем, желание дальнейших совместных работ, которыесоответствуют общим целям и задачам и Церкви, и государства».
Вигилянский также сообщил,что патриарх Московский и всея Руси в ближайшее время выскажется по поводувыдвижения кандидатуры Медведева на пост президента РФ.
Медведев был выдвинутпартиями «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрной и«Гражданской силой» в понедельник. Владимир Путин уже заявил, чтоподдерживает его кандидатуру.
Источники :
Баяхчева С.Л.,Илларионов С.И. «Идеология гражданского общества»
Алексеев С.С. «Теориягосударства и права», учебник