Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Методика аудиторской проверки

Введение
1. Организация бухгалтерского учетарасчетов с дебиторами и кредиторами
1.1 Организация бухгалтерского учета
1.2 Нормативное регулирование
1.3 Документация, применяемая в учете расчетов с дебиторами икредиторами
2. Методика аудиторской проверкиучета расчетов с дебиторами и кредиторами
2.1 Обзор и анализ существующихподходов к разработке аудиторской проверки
2.2 Структура и содержаниеаудиторской проверки
2.3 Аудиторская выборка, аудиторскийриск
3. Аудиторская проверка учетарасчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Автотех»
3.1 Характеристика ООО «Автотех»
3.2 Аудиторские процедуры,выполняемые в ходе аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами икредиторами
3.3 Обобщение результатов аудиторскойпроверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Автотех»
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
В настоящее время вусловиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возрослоколичество контрагентов — дебиторов и кредиторов,
Для того чтобы правильновыстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролироватьтекущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне-и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован поотношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формамдоговорных отношений.
Дебиторская икредиторская задолженность естественное явление для существующей в Россиисистемы расчетов между предприятиями. Дебиторская задолженность включаетзадолженность подотчетных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты, налоговыхорганов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в видеаванса. Она включает также дебиторов по претензиям и спорным долгам.Кредиторская задолженности — это долги самого предприятия перед поставщиками,заказчиками, налоговыми органами и так далее. Политика управления дебиторской икредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управленияоборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной нарасширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размераэтой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Дебиторскаязадолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует ихэффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовоесостояние предприятия. Дебиторская задолженность характеризует отвлечениесредств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самымона отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимосокращать сроки ее взыскания.
Актуальность проблемы учетарасчетов с дебиторами и кредиторами в настоящее время определила выбор темыкурсовой работы Методика аудиторской проверки расчетов с дебиторами и кредиторамина примере ООО «Автотех».
Цель курсовой работы — изучение теории и практики бухгалтерского учета и аудита, выявление проблемныхвопросов и определение путей их решения.
Объектом исследованияявляется транспортное предприятие ООО «Автотех».
Предмет исследования — состояние бухгалтерского учёта расчетов с дебиторами и кредиторами, егоорганизация и документальное оформление на данном предприятии, аудит данногораздела учёта.
При написании работыиспользовались труды следующих авторов: Астахов В.П., Богатая И.Н., ХахоноваН.Н., Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д., Козлова Е.П., Кондраков Н.П.,Николаева Г.А., Блицау Л.П., В.И. Подольский.

1. Организациябухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами
 
1.1 Организация бухгалтерского учета
В общей суммекредиторской задолженности, как правило, большое место занимают долговыеобязательства перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности иуслуги.
К поставщикам иподрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и другиетоварно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный,текущий ремонт основных средств и других) и оказывающие различные виды услуг.
Расчеты с поставщиками иподрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей,выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ним с согласияорганизации.
Рассмотрим организациюбухгалтерского учета с дебиторами и кредиторами по отдельным участкам, аименно: учета расчетов с поставщиками и подрядчиками; учет расчетов спокупателями и заказчиками; учет расчетов с персоналом предприятия; учетрасчетов с бюджетными и внебюджетными фондами; учет расчетов с разными дебиторамии кредиторами.
Обобщеннаяинформация по состоянию расчетов по приобретению оборотных средств и вложенийво внеоборотные активы у покупателей и инвесторов (застройщиков) формируется напассивном счете 60. По его кредиту отражают возникновение обязательств пооплате принимаемых на бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей,выполненных подрядчиком капитальных работ, потребленных плательщиком услуг идр. Одновременно дебетуют счета учета МПЗ (либо счет 15 «Заготовление иприобретение материальных ценностей»), вложений во внеоборотные активы,соответствующих затрат или расходов на продажу, а также счет 19 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным ценностям» (если они в соответствии с НКРФ подлежат возмещению из бюджета).
Ниже приведены наиболеераспространенные операции, вызывающие возникновение и возрастание обязательств(табл.1.1)
Таблица1.1
Отраженияв бухгалтерском учете возникновения обязательств№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета Дебет Кредит 1 Отражение задолженности за поступившие МПЗ, товары, оборудование к установке, объекты, принимаемые в качестве основных средств 10 «Материалы» (15), 41, 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» 60 2 Принятие на учет стоимости неотфактурированной поставки по МПЗ или МПЗ, оставшихся на конец месяца в пути 10(15) 60 3 Фиксирование НДС к зачету 19 60 4 Принятие к оплате расчетных документов поставщиков за коммунальные услуги, оказанные основным вспомогательным цехам, подсобному хозяйству, управлению структурными подразделениями и предприятием в целом, а также организации торговли
20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательные производства»,
25  «Общепроизводственные расходы»,
26  «Общехозяйственные расходы»29 «Обслуживающиепроизводства и хозяйства»,
44 «Расходы на продажу» 60 Описание потерь в пределах норм 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 60
Предъявлениепретензии поставщикам или транспортной организации с целью возмещения ущерба отнедостачи МПЗ по их вине
Оплатарасчетных документов поставщиков (подрядчиков) и другие способы погашенияобязательств перед ними должны находить отражение в бухгалтерском учете (табл.1.2).
Аналитическийучет по счету 60 ведут по каждому поставщику и подрядчику в разрезе расчетныхдокументов. Бухгалтерская служба должна организовать учет таким образом, чтобыобеспечить «встречу» документов, поступивших от материально-ответственных лиц,оприходовавших МПЗ, и приложенных к выписке кредитной организации по счетам 51и 52.

Таблица1.2
Схемазаписей на счетах бухгалтерского учета погашения задолженности передпоставщиками и подрядчиками№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета Дебет Кредит 1 2 3 4
1 Оплата:
— наличными;
-векселями третьих лиц, ранее полученными по индосаменту;
60
60
50 «Касса»
50-1 «Денежные документы» 2
Погашение обязательств
— отечественной валютой;
— ранее выданными векселями;
— иностранной валютой;
—           векселями в валюте;
60
60
51 «Расчетные счета»
51 3
Отражение возникших курсовых разниц:
— положительных (курс рубля возрос);
— отрицательных
60
91 «Прочие доходы и расходы» 91 60 4 Погашение долга по договору мены (бартера) 60 62 5 Зачет ранее выданных поставщику (подрядчику) авансов 60 60-1 «Расчеты по авансам выданным» 6 Осуществление оплаты за счет ссуд банков или займов 60 66 (67)
Если вучетных регистрах по счету 60 будет содержаться аналитическая позиция по дебетупри отсутствии записи по кредиту, то это означает наличие МПЗ, находящихся впути или на складе поставщика и еще не вывезенных.
Подобные«светлые пятна» в учетных регистрах — сигнал для менеджера взять под контрольсоблюдение сроков доставки грузов и вывоза ценностей с таможенных терминаловили складов поставщика.
Возможени другой вариант: есть запись в аналитическом учете по кредиту счета 60 и нетпо дебету. Следовательно, имеется неоплаченная задолженность поставщику. Этотоже сигнал — разобраться причинах неисполнения обязательств.
2)Рассмотрим методику аналитического и синтетического учета операций,осуществляемых между частниками договора поставки (купли-продажи) или договораподряда. Поставщик отгружает МПЗ покупателю, подрядчик выполняет капитальныеработы для заказчиков. В Бухгалтерском балансе пассивные позиции:обязательствам перед поставщиками и подрядчиками противостоит сумма в активе постатье «Покупатели и заказчики». Наличие такой информации позволяет сделатьэкспресс-анализ: если актив по названной позиции (непросроченный в оплате)превышает кредиторскую задолженность поставщикам, то такое положение следуетоценивать положительно [18.].
К счету62, как правило, открывают следующие субсчета:
•   1 «Расчеты в порядке инкассо»;
•   2 «Расчеты плановыми платежами»;
•   3 «Векселя полученные»;
•   4 «Расчеты по авансам полученным».
Насубсчете 62-1 отражают расчеты по сданным в кредитную организацию документам заотгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. При этомпоставщики и подрядчики чаще всего оформляют платежные требования, которыепередаются в обслуживающий банк. Последний обязан востребовать платеж спокупателя или заказчика.
Субсчет62-2 предназначен для учета расчетов при наличии длительных и постоянныхдоговорных связей между партнерами, когда платеж по отдельному документу неозначает завершения сделки. Он применяется при расчетах за хлебобулочные имолочные изделия и т.п [19.].
Субсчет62-3 используют для учета задолженности по расчетам с покупателями(заказчиками), обеспеченной полученными векселями.
Субсчет62-4 (пассивный) необходим в тех случаях, когда поставщик (подрядчик) зачисляетна банковские счета денежные суммы, поступившие в порядке предварительнойоплаты предстоящей отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей иливыполнения капитальных работ. Использование субсчета 62-4 предполагает ведениеу покупателей (заказчиков) активного субсчета 60-1.
Общиеправила синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками заключаютсяв следующем:
1)        счет 62дебетуется с одновременным кредитованием счетов 90 и 91 на суммы отгруженнойпродукции, товаров, других активов, выполненных работ и оказанных услуг на датупризнания доходов (принцип начисления);
2)        счет 62 следуеткредитовать в корреспонденции со счетами, предназначенными для учета денежныхсредств, расчетов или дебиторской задолженности (при расчетах не денежнымисредствами);
3)        суммовые разницы(в учете используют у. е.), возникающие определении доходов от обычных видовдеятельности, (предусмотренных уставом организации): положительные (курс рубля увеличиваютдолг покупателя и сумму продаж:
Дебет 62    Кредит90;
отрицательныесуммовые разницы требуют сторнировочной записи;
4)        положительныекурсовые разницы (в расчетных документах используется иностранная валюта)увеличивают доходы:
Дебет 62              Кредит91;
отрицательные— расходы:
Дебет 91    Кредит62;
5)        дебиторскаязадолженность, нереальная для взыскания, списывается за счет резерва (Дебет 63«Резервы по сомнительным долгам»), а при его недостаточности или отсутствии —за счет финансовых результатов (Дебет91). И в первом и во втором случаяхкредитуют счет 62. Списание долгов на убыток вследствие неплатежеспособностидебитора представляет собой неокончательное аннулирование долга. Последнийдолжен учитываться за балансом (Дебет 007 «Списанная в убыток задолженностьнеплатежеспособных дебиторов») без кредитования какого-либо другогозабалансового счета: при записях хозяйственных событий на забалансовых счетахпринцип двойной записи не применяется) в течение пяти лет. Такой порядокустановлен с целью контроля за изменением имущественного положения должника. Вслучае выхода дебитора из кризисной ситуации и погашения им долга оформляютследующую бухгалтерскую запись:
Дебет 50(51, 52) Кредит 91.
Кредитуюттакже забалансовый счет 007 без дебетования какого-либо другого счета; на суммывозврата бракованной продукции (излишне поставленных товаров) корректируетсяметодом «спорно» выручка организации и НДС, подлежащий уплате в бюджет;
6) возврат покупателям (заказчикам)излишне полученных с них сумм по причине брака продукции или поставки товаровсверх заказов отражают по дебету счетов 50, 51, 52 или 55 «Специальные счета вбанках» с кредитованием счета 62;
7) отражение разницы между номиналомвекселя и величиной долга покупателя фиксируют корреспонденцией:
Дебет 62                      Кредит91.
Отгруженнаяпродукция (товары), выполненные работы и оказанные услуги должны своевременнооплачиваться. Контроль за соблюдением сроков и полноты платежей покупателями —один приоритетных участков деятельности финансовой службы (бухгалтерии)организации (табл. 1.3)
Таблица1.3
Учетоплаты покупателями отгруженной продукции и других способов погашения ими долга

п/п Содержание операции Корреспондирующие счета Дебет Кредит Поступление наличными и по перечислению, а также по полученным от покупателя векселям, в том числе авансов и предоплаты 50,51,52 62 Уменьшение задолженности в счет договора мены 60 62 Зачет в погашение долгов перед поставщиками передачей векселей (индоссирование) 60 62 Произведен зачет взаимных обязательств 76 62 5
Отражение курсовых разниц:
— положительных;
— отрицательных
62
91
91
62 Содержание операции Корреспондирующие счета Дебет Кредит 6
Списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания:
— за счет резервов;
— за счет финансовых результатов;
— отражение за балансом
63
91
 007
62
62
Такимобразом, погашение долга покупателями (заказчиками) отражают по кредиту счета62.
Какправило, по этому счету образуется дебетовое сальдо. Однако это не исключаетформирования по данному счету в целом кредитового сальдо, имея в виду наличиекредитового остатка на конкретную дату по субсчетам 62-3 и 62-4.
В ходе осуществлениясвоей деятельности у предприятия с работниками возникают взаимоотношения, чтовлечет за собой расчеты предприятия с работниками за выполнение имипроизводственных заданий[19.].
Рассмотрим организациюбухгалтерского учета с персоналом предприятия.
1.)      Бухгалтерскийучет расчетов с работниками по заработной плате осуществляется на счете 70«Расчеты с персоналом по оплате труда».
Этот счет по отношению кбалансу является пассивным и размещается в 5 разделе «Краткосрочныеобязательства» по статье «Кредиторская задолженность перед персоналоморганизации» где должны быть учтены начисленные, но невыплаченные суммы оплатытруда работникам. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» субсчетов неимеет. Синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде и вденежном выражении, а аналитический учет ведется на карточках или врасчетно-платежных ведомостях (графы «Сальдо на начало» и «Сальдо на конецпериода») за организацией и за работником.
2) Учет расчетов сподотчетными лицами. Подотчетными суммами называют денежные авансы, выдаваемыеорганизации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы покомандировкам.
Командировкой считаетсяпоездка работника предприятия, которая осуществляется в интересах предприятияпо распоряжению руководителя. Срок командировки, так же определяетсяруководителем.
Подотчетные суммыучитываются на активном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдачуденежных средств подотчетным лицам отражают по дебиту счета 71 и кредиту счета50 «Касса».
Расходы, оплаченные изподотчетных сумм, списываются с кредита счета 71 в дебит счетов 10 «Материалы»,26 «Общехозяйственные расходы», и др. в зависимости от характера расходов.Возращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списываются с подотчетных лицв дебет счета 50 «Касса». Аналитический учет расходов с подотчетными лицамиведут по каждой авансовой выдаче. [18.].
Не возращенные подотчетнымилицами суммы авансов списывают со счета 94 «Недостачи и потери от порчиценностей». Со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Со счета 94суммы авансов списывают в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (если они не могут быть удержаныиз суммы оплаты труда работников.)
3) Бухгалтерский учет сработниками в организациях, так же осуществляется и на главном счете 73«Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Этот счет по отношению кбалансу является активным. По дебету счета учитывается остаток и увеличениедебиторской задолженности или уменьшение кредиторской задолженности илиуменьшение дебиторской задолженности.
В балансе счет 73 находитсвое отражение во 2 разделе актива (дебиторская задолженность) и в 5 разделепассива (кредиторская задолженность) баланса по статьям соответственно «Прочиедебиторы» и «Прочие кредиторы».
Синтетический учет посчету 73 ведется в Главной книге в обобщенном виде и в денежном измерении.
50, 51,70.
Насубсчете 73-1 оформляются следующие основные проводки:
Дебет 73Кредит 50 — сумма займа, выданного наличными деньгами через кассу организации;
Дебет 73Кредит 51 — на сумму займа, перечисленного с расчетного счета организации навклад работнику в кредитном учреждении или перечисленного работнику почтовымпереводом;
Дебет 50Кредит 73 — на сумму задолженности по вкладам, погашенную работникомпосредством зачисления ее на расчетный счет организации в банке;
Дебет 70Кредит 73 — на сумму задолженности по займу, удержанную с сумм начисленнойоплаты труда работника.
Аналитическиесчета по субсчету 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» открывается отдельнона каждого работника.
 
1.2Нормативное регулирование
 
Осуществлятьпредпринимательскую деятельность, не вступая в договорные взаимоотношения попоставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, а также по финансовымрасчетам по этим операциям, не представляется возможным. Контрагентами всоответствии с ГК РФ выступают поставщики, подрядчики, покупатели и заказчики. [1.].
К поставщикам относяторганизации, поставляющие материально-производственные ресурсы, включая товары,а к подрядчикам — организации, осуществляющие строительно-монтажные, ремонтныеи иные работы. Другой стороной договора выступают покупатели материалов(товаров) и заказчики на строительство (приобретение объектов основных средств,выполнение проектных геологоразведочных работ, проведение научных исследованийи т.д.). В процессе инвестирования Финансовых ресурсов во внеоборотных активывозможно совмещение. Функций заказчика и подрядчика в одном юридическом лице.
В бухгалтерском учете РФ,как и в мировой практике, под обязательствами понимают кредиторскуюзадолженность юридического лица, игнорируя то обстоятельство, что даннаяорганизация может иметь и дебиторскую задолженность, которую она обязанапогасить в сроки, установленные договором или законом. Так что, строго говоря,дебиторская задолженность — это тоже обязательство. Однако будем пользоватьсяустоявшимся правилом: кредиторская задолженность — это обязательство,дебиторская — долги. [5.].
Общие основанияпрекращения обязательств с точки зрения государственного законодательстваследующие:
— надлежащее исполнение(ст. 408 ГК РФ);
— зачет (ст. 410 ГК РФ);
— новация (ст. 414 ГКРФ);
— прощение долга (ст. 415ГК РФ);
— ликвидация организации,являющейся должником или кредитором в обязательстве, коме случаев, когдаправовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лицавозлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ). В ст. 410 ГК РФ предусмотрено, чтообязательство прекращается полностью или частично зачетом встречногооднородного требования, срок которого наступил или он не указан либо определенмоментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.Взаимозачет возможен лишь при соблюдении трех условий, предусмотренных ст. 410ГК РФ: наличие встречных задолженностей, признаваемых сторонами; однородностьвстречных требований, которыми считается их сопоставимость, приведенная кединому эквиваленту. При этом денежные обязательства признаются однородныминезависимо от оснований их возникновения; срок обязательства наступил или он неуказан либо определен моментом востребования.
Такая же записьпроизводится по балансу должника в случае прекращения обязательств по оплатеприобретенных товаров (работ, услуг) вследствие ликвидации юридическоголица-кредитора.
При документальномоформлении и учете операций, рассматриваемых в данной главе, кроме общихнормативных документов, перечисленных выше, следует руководствоваться:
— гл. 25 НК РФ; [2.].
— Положением обезналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным приказом Банка Россииот 3 октября 2002 г. 2-П (далее — Положение о безналичных расчетах).
 Нормативными документамипо порядку заполнения отдельных полей расчетных документов.
Нормативно-правовоерегулирование бухгалтерского учёта и налогообложения расчётов с поставщиками иподрядчиками имеет четырёхуровневую систему. В ФЗ «О бухгалтерском учёте»129-ФЗ от 21.11.96г. определены все основные моменты, регулирующие ведение бухгалтерскогоучета, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных документов (покоторым не предусмотрены типовые формы), порядок проведения инвентаризации,методы оценки, правила документооборота, технология обработки учётнойинформации, порядок контроля за хозяйственными операциями. [3.].
1.3Документация, применяемая в учете расчетов с дебиторами и кредиторами
Основанием для принятияна учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетныедокументы (счета, счета фактуры) и документы, свидетельствующие о фактесвершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемныеакты, акты о выполнении работ и услуг).
 Доставка материальныхценностей осуществляется только двумя способами. В первом случае для доставкиматериальных ценностей предприятие назначает своего поверенного (экспедитора).Ему выдают под отчет наличные деньги с правами получения ценностей инемедленной оплаты за них (например, покупка материалов и запасных частей),либо доверенность (ф. М-2).
Расчеты с покупателями ипоставщиками производятся платежными поручениями, платежнымитребованиями-поручениями, в порядке уступки права требования, векселями. Прирасчетах с поставщиками и подрядчиками наличными денежными средствамиоформляются авансовые отчеты на основании выданных контрагентами квитанции кПКО и кассового чека [18, с. 231]. Взаимозачетная операция являетсяодносторонней сделкой и может быть совершена одной из сторон с уведомлениемдругой стороны при отсутствии разногласий по проведению взаимозачета. Сторона,принявшая решение о проведении взаимозачетной операции, оформляет заявление опроведении зачета. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с моментаполучения этого заявления другой стороной. Подтверждением получения заявлениядругой стороной необходимо считать квитанцию, уведомление о получении и такдалее.
Расчеты с покупателямипроизводятся как в наличной форме (через кассу организации — расчеты заотгружаемую продукцию), так и в безналичной форме: как оплата по выставленномусчету через банк (авансовые платежи), или оплата за ранее отгруженную продукцию(в случае отсрочки платежа).
В ходе осуществлениясвоей деятельности у предприятия возникают взаимоотношения с персоналом,выполняющим производственное задание, что влечет за собой расчеты с работникамипредприятия, с органами социального страхования и обеспечения и другимиорганизациями и лицами.
Бухгалтерский учетрасчетов с работниками по заработной плате осуществляется на счете 70 «Расчетыс персоналом по оплате труда».
Первичные документыявляются основным источником сбора при проверке расчетов: с персоналом пооплате труда: приказы о приеме на работу и переводе на другую работу, опредоставлении отпуска, о прекращении трудового договора; контракты, трудовыедоговоры; штатное расписание; личные карточки форма Т-2); табель учетаиспользования рабочего времени (форма Т-13); листок нетрудоспособности;расчетно-платежная ведомость (форма Т-49); расчетная ведомость (форма Т-51);платежная ведомость (форма Т-53); лицевой счет (форма Т-54); исполнительные листы;налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога.
По социальномустрахованию и обеспечению: расчетная ведомость по средствам Фонда социальногострахования РФ (ф-4 ФСС РФ); журнал поступления путевок от ФСС РФ; расчетнаяведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ; расчетная ведомость повзносам в Федеральный и Территориальные фонды: расчетная ведомость по страховымвзносам в Государственный фонд занятости населения (ф. ФЗ-1); обязательныесведения (информация) работодателя в Комитет по занятости населения.
С подотчетными лицами:авансовый отчет; командировочное удостоверение; журнал учета работников,выбывающих в командировки; журнал учета работников, прибывающих в командировке;инвентаризационная опись по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; сперсоналом по прочим операциям: поручения-обязательства за товары, проданные вкредит; договоры займа; приказы (распоряжения) суда; исполнительные листы;платежные поручения; приходные кассовые ордера.

2.Методика аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами
2.1 Обзори анализ существующих подходов к разработке аудиторской проверки
Целью аудиторскойпроверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами является экспертизадостоверности данных первичных документов, полноты и точности отражения в учетеопераций по расчетам с дебиторами и кредиторами.
Объектами проверкиявляются расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками,разными дебиторами и кредиторами, учет расчетов с персоналом предприятия; учетрасчетов с бюджетными и внебюджетными фондами; учет расчетов с разнымидебиторами и кредиторами.
Методикааудита операций с дебиторами и кредиторами определяется организациейбухгалтерского учета, содержанием счетов и допущенных ошибок.
Источникиинформации. При проверкерасчетных операций проводится экспертиза достоверности данных первичныхдокументов, полноты и точности отражения в учете расчетных и кредитных операций[1.].
Аудитрасчетов состоит в проверке состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками — счет 60; расчетов с покупателями и заказчиками — счет 62; расчетов поимущественному и личному страхованию — счет 65; расчетов по претензиям — счет76; расчетов по авансам полученным — счет 62; расчетов по авансам выданным — счет 60; расчетов с подотчетными лицами — счет 71; расчетов по возмещениюматериального ущерба — счет 73-2; расчетов с прочими дебиторами и кредиторами — счет 76; расчетов по оплате труда — счет 70; расчетов по социальномустрахованию и обеспечению — счет 69; расчетов по внебюджетным платежам,расчетов с бюджетом — счет 68.
Приаудите расчетов с поставщиками аудитору необходимо проверить:
•  наличие договоров поставки продукции;
•  реальность задолженности поставщиков;
•  актами инвентаризации (сверки)расчетов;
•  правильность ведения аналитическогоучета по счету 60;
•  правильность составлениябухгалтерских проводок по счету 60;
•  обоснованность учета и принятия кзачету сумм НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам иуслугам;
•  соответствие записей аналитическогоучета по счету 60 с записями в журнале-ордере № 6, регистрах компьютерногоучета, главной книге и балансе.
Приаудите расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить:
•  наличие договоров поставки продукции;
•  достоверность задолженности покупателей;
•  акты инвентаризации (сверки)расчетов;
•  аналитический учет по счету 62;
•  правильность составлениябухгалтерских проводок по счету 62;
•  соответствие записей аналитическогоучета по счету 62 с записями в журнале-ордере № 11, главной книге и балансе;
•        точностьисчисления налогов с сумм реализации [ 19.].
Особоеместо в аудите расчетов занимает аудит расчетов с подотчетными лицами.
Подотчетнымисуммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассына мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые немогут быть про-12 месяцев, и стр. 628 — прочие займы, подлежащие погашению втечение 12 месяцев после отчетной даты);
•  отчет о движении денежных средств(форма № 4);
•  главная книга;
•  журнал-ордер № 7, объединяющий в себеаналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (дляжурнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического исинтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятойна предприятии формы счетоводства.
Начислениесуммы оплаты труда работникам, занятым заготовкой материалов, отражают подебету счета 15 и кредиту счета 70.
Начислениесуммы оплаты труда работникам, занятым приобретением материалов, отражают подебету счета 10 и кредиту счета 70.
Списаниедебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности производитсязаписью: дебет счета 91; кредит счета 76, 62.
Погашениекредиторской задолженности отражается по. дебету счета 76 и кредиту счетов 50,51, 52, 55. Суммы штрафных санкций за нарушениедоговорных обязательств, пеняотражаются в учете по дебету счета 91, кредиту счетов 50, 51, 52.
Приаудите расчетов по возмещению материального ущерба проверяются:
•  причины возникновения материальногоущерба (недостачи, растраты, хищения);
•  полнота отнесения на виновных лицсумм по недостачам и растратам, соблюдение сроков и порядка рассмотренияслучаев недостач, хищений и растрат;
•  правильность ведения аналитическогоучета по счету 73;
•  правильность составления бухгалтерскихпроводок по счету 73-3;
•  соответствие записей аналитическогоучета по счету 73 записям в журнал е-ордере № 8, главной книге и балансе.
Аудитрасчетов с бюджетом и внебюджетнымифондами. Вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджетявляются наиболее трудоемкими и сложными в связи с большим количеством видовналогов и других выплат в бюджет, нестабильностью и несовершенством налоговогозаконодательства.
Цельюаудиторской проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являетсяустановление полноты и правильности расчетов по налоговым и другим платежам ванализируемом периоде.
Приаудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами:
•  правильность определения объектаналогообложения;
•  правильность применения ставокналогов;
•  законность и обоснованностьприменения льгот по оплате налогов;
•  •. полноту и своевременностьперечисления взносов;
•  правильность отражения вбухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;
•  соответствие записей аналитического исинтетического учета по счету 68 записям в главной книге и балансе;
•  правильность и своевременностьсоставления форм налогового учета и отчетности по бюджетным и внебюджетнымплатежам.
2.2Структура и содержание аудиторской проверки
Первым (начальным) этапомаудиторской проверки является этап планирования. Международный и отечественныйопыт доказывает, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно,если она не спланирована должным образом.
В соответствии с правилом[15, разд.3] работа с экономическим субъектом, обратившимся в аудиторскуюорганизацию, должна начинаться с предварительного планирования.
Именно стадияпредварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства изаключению договора на проведения аудиторской проверки, моменту, когда сторонывыразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные сэтим обязательства. На этой стадии приходит знакомство потенциальных партнеров:аудиторской организации и ее потенциального клиента и обмен информацией, котораяпозволила каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принятьрешение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшегосотрудничества в области аудита.
Основными условиямипроведения аудита и связанные с ними права и обязанности сторон согласовываютсяв договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествуетнаправление аудиторской организацией исполнительному органу экономическогосубъекта письма-обязательства аудиторской организации о согласовании на проведениеаудита, целью которого является исключение возможного понимания сторонамиусловия предстоящего договора на проведение аудиторской проверки.
В правиле (стандарте)определен перечень информации, которая в обязательном порядке должна найти своеотражение в письме-обязательстве [16]:
-условия аудиторскойпроверки;
-обязательствааудиторской организации;
-обязательстваэкономического субъекта.
В письме обязательстведолжны быть приведены ссылки на нормативные акты, на основании которыхпроводится аудит. В первую очередь к таким законодательным и нормативным актамотносятся:
-Федеральный закон «Обухгалтерском учете» [3];
— Федеральный закон обаудиторской деятельности» [4];
-Правила (стандарты)аудиторской деятельности;
— Российские положения побухгалтерскому учету (далее ПБУ).
Каждый экономический субъект,которого планирует проверять аудитор, обязан вести бухгалтерский учет.Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщенияинформации, в стоимостном (денежном) выражении об имуществе, обязательствахорганизации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учетавсех хозяйственных операций.
Аудитор в ходепланирования и проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системыбухгалтерского учета: внимательно изучить организацию и документооборотклиента, описать эту систему и проанализировать ее сильные и слабые стороны.
Правило (стандарт) [4]предписывается на стадии предварительного планирования изучить не толькосистему бухгалтерского учета экономического субъекта, но и систему внутреннегоконтроля. Понятие «система внутреннего контроля экономического субъекта» частовызывает замешательство у многих российских аудиторов, не говоря уже опредставителях экономических субъектов.[36, c.120]
Под такой системойвнутреннего контроля понимается совокупность организационных мер, методик ипроцедур, применяемых руководством экономического субъекта для упорядоченного иэффективного ведения хозяйства деятельности. Система внутреннего контролядолжна включать в частности, процедуры, применение которых обеспечивает надзори проверку за следующими аспектами финансово-хозяйственной деятельности:
-соблюдение требованийзаконодательства, применяемого при осуществлении финансово-хозяйственныхопераций;
-использование приказов,распоряжений и других руководящих указаний на всех уровнях иерархии управления;
-точностью и полнотойоформления документацией бухгалтерского учета;
-предотвращение ошибок иискажений информации;
-своевременность иправильностью подготовки бухгалтерской отчетности;
-обеспечение сохранностиактивов экономического субъекта.
Система внутреннегоконтроля (далее — СВК) включает в себя контрольную среду, системубухгалтерского учета (далее — СБУ) и средства контроля. Для оценки СВКсоставляются тесты. Процентное отношение положительных ответов к общемуколичеству тестов, участвующих в опросе, является базой для оценки СВК (табл.2.1.).
Таблица 2.1.
Оценка системывнутреннего контроляОтношение положительных ответов к общему числу тестов Оценка СВК Более 60% Высокая 40-60% Средняя Менее 40% Низкая
Оценка уровнясущественности является важнейшим этапом аудиторской проверки, результатыреализации которого во многом определяют тип аудиторского заключения, установлениеуровня существенности выполняется на стадии планирования. Единые требования,касающиеся концепции существенности ее взаимосвязи с аудиторским риском,установлены федеральным правилом (стандартом) №4 «Существенность в аудите»,которое разработано с учетом международных стандартов аудита. Информациясчитается существенной, если «ее пропуск или искажение может повлиять наэкономические решения пользователей, принятые на основе финансовой(бухгалтерской) отчетности». При этом «аудитор оценивает то, что являетсясущественным по своему профессиональному суждению». Между существенностью иаудиторским риском существует обратная зависимость, чем выше уровеньсущественности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.
Максимально допустимыеискажения не должны менять тенденцию в изменении соответствующих показателей;изменения в таких статьях, как балансовая прибыль, себестоимость, реализация,валюта баланса и собственных средства, не должны превышать (в общем объеме) 5%от соответствующих показателей Отчета о прибылях и убытках и Баланса. Такойуровень существенности вытекает из пункта 1 Указаний о порядке составления ипредставления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от22.07.03г. №67н, согласно которому существенной может быть признана сумма вотчетности, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетныйгод составляет не менее 5%.
Для оценки СВК нарассматриваемом предприятии был составлен контрольный тест (Приложение 2). Порезультатам тестирования из 55 вопросов – 45 (81,8%) положительных и 10 (18,2%)отрицательных ответов. Исходя из данных теста был сделан вывод, что надежностьСВК на рассматриваемом предприятии можно определить как высокую. Бухгалтерскийучет и контроль за его ведением организованы таким образом, что существенныеошибки выявляются еще на стадии первичной обработки документов. Существует иисполняется график инвентаризации обязательств, проводятся сверки расчетов.[18] Ошибки, минующие СВК, являются несущественными, исправляются обычно вследующем отчетном периоде и не приводят к серьезным искажениям отчетности.
2.3 Аудиторскаявыборка, аудиторский риск (стандарты, этапы)
Общие принципы оценкиаудиторского риска регламентируются федеральным правилом (стандартом)аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль,осуществляемый аудируемым лицом». В пункте 2 стандарта указывается, что«аудитору следует использовать своё профессиональное суждение, чтобы оценитьаудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для сниженияданного риска до приемлемо низкого уровня». На практике свести аудиторский рискк нулю нереально. Однако аудитор должен стремиться к его минимизации,планировать и проводить аудит таким образом, чтобы риск неправильного суждениябыл достаточно мал. Оценка совокупного риска аудиторской проверки проводится наоснове следующих трёх составляющих: предварительный аудиторский риск; риск пообластям потенциального риска; риск принятия клиента. Предварительныйаудиторский риск определяется на этапе предварительного планирования на основеинформации о бизнесе клиента и учитывается при решении вопросов возможностипроведения аудиторской проверки, а также при формулировке основных условийдоговора. На этапе непосредственного планирования аудиторской проверки аудиторобращается к информации, полученной ранее. Оценка предварительного аудиторскогориска производится путём анализа наличия факта рисковых условий деятельностипредприятия, к числу которых, в частности, относятся: зависимость предприятийпо отношению к другим лицам; использование значительных сумм привлечённыхисточников финансирования; условия в отрасли деятельности предприятия;структура предприятия. Положительные ответы более чем на половину вопросов пообластям риска, согласно перечню, свидетельствует о высоком риске аудитора. Приоценке второй составляющей совокупного аудиторского риска предполагается, что кобластям потенциального риска аудитора относятся: статьи, изменение доликоторых в структуре валюты баланса в отчётном периоде составило 10%; статьибаланса, темп роста которых превышает темп роста валюты баланса в 1,5 раза;новые статьи отчётности. Выявить области потенциального риска аудиторапозволяет применение таких аналитических процедур, как расчет удельного весаотдельных статьей баланса в общем итоге и сравнение показателей проверяемойбухгалтерской отчетности с аналогичными данными предыдущих периодов свыделением позиций, имеющих большие отклонения. Оценка результатов выглядитследующим образом: совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующихдополнительного изучения, составляет не более 5% от валюты баланса – рискаудитора «низкий». Совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующихдополнительного изучения, составляет 5-20% от валюты баланса – риск аудитора«средний». Совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующихдополнительного изучения, составляет более 20% от валюты баланса – рискаудитора «высокий».
На величину рискапринятия клиента оказывает влияние оценка финансового состояния предприятия.Расчет наиболее важных показателей, характеризующих финансовое состояние,проводится аудитором на этапе предварительного планирования в процессе оценкипотенциального клиента. [37, c. 10]
Совокупный риск являетсяриском аудитора, на основании которого составляется план и программа проверки,определяется объем выборочной проверки.
Аудиторский риск включаетв себя три составные части:
·         неотъемлемыйриск;
·         риск средствконтроля;
·         рискнеобнаружения.
Неотъемлемый риск и рисксредств контроля присущи экономическому субъекту и не зависят от аудитора. Аудиторможет провести только оценку уровня указанных рисов и не может на них повлиять.Оценка уровней неотъемлемого риска и риска средств контроля проводится наоснове полученных данных в результате изучения и оценки систем бухгалтерскогоучета и внутреннего контроля клиента. Наиболее эффективными методами получениянеобходимой информации являются ознакомление с внутренними документамиэкономического субъекта, проведение устных опросов персонала, направлениеписьменных запросов, наблюдение, использование специальных вопросников, тестов,анкет.
В зависимости от влиянияразличных групп факторов величины неотъемлемого риска и риска средств контроляв рамках одной и той же аудиторской проверки могут изменяться от счета к счету,что обусловливает целесообразность их оценки для каждого участка учета вотдельности.
Величина аудиторскогориска будет зависеть от показателей качественных характеристик раздела аудита,к которым относятся следующие:
— раздел аудита являетсязначимым в деятельности предприятия – в процессе производственно-хозяйственнойдеятельности предприятие производит значительное количество операций,относящихся к данному разделу.
— изменения в нормативныхдокументах по бухгалтерскому учету – в проверяемом периоде изменился порядокотражения в бухгалтерском учете операций и (или) формирования показателейбухгалтерской отчетности, относящихся к данному разделу аудита.
— изменения в налоговомзаконодательстве – в проверяемом периоде изменился порядок налогообложенияэлементов, входящих в данный раздел аудита.
— смена порядка учета иотчетности – предприятием в течение проверяемого периода был изменен порядокучета элементов, входящих в данных раздел аудита.
— смена бухгалтера – впроверяемом периоде произошла смена ответственного исполнителя на данном участкебухгалтерского учета.
— нетипичные операции – впроцессе изучения договоров, на основании которых ведется хозяйственнаядеятельность предприятия.
При оценкевнутрихозяйственного риска принимались во внимание: специфические особенностидеятельности предприятия; опыт и квалификация бухгалтерского персонала;сложность учитываемых хозяйственных операций, для правильного оформлениякоторых требуется высокая квалификация; наличие хозяйственных операций, порядокправильного оформления которых неоднозначно трактуется действующимзаконодательством; наличие редких, необычных, нестандартных хозяйственныхопераций. На основании этих данных уровень внутрихозяйственный риск был оцененна уровне 75%.
Тестирование средствконтроля убедило в том, что СБУ и СВК надежны и способны предотвращатьпоявление существенных искажений бухгалтерской отчетности и помогают ихвыявлять, средства контроля работают с одинаковой эффективностью на протяжениивсего проверяемого периода. Риск средств контроля составляет 25%.
Проверка должна планироватьсяс учетом минимизации риска необнаружения. Это тот тип риска, на значениекоторый аудитор может и должен влиять. Оценив уровни внутрихозяйственного рискаи риска средств контроля, мы можем допустить риск необнаружения как низкий науровне 10%

3.Аудиторскаяпроверка учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Автотех»
3.1Характеристика ООО «Автотех»
 
Общество с ограниченнойответственностью «Автотех» учреждено в соответствии с действующимзаконодательством Российской Федерации, и приобретает права юридического лица смомента его регистрации с 15 октября 2003 г.
Основным видомдеятельности ООО «Автотех» являются услуги компании в области внутригородских имеждугородних перевозок. Основное направление деятельности — организация ивыполнение грузовых автоперевозок в городском и междугороднем сообщении потерритории России и связанных с этим услуг.
Общество имеет расчетныйсчет в банке, круглую печать со своим наименованием, товарный знак (знакобслуживания), штампы, бланки и другие реквизиты.
Имущество образуется засчет вкладов в уставной капитал, а так же за счет источников, предусмотренныхдействующим законодательством.
ООО «Автотех»осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский истатистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.
Исполнительным органомявляется директор, избранный общим собранием, он же осуществляет организациюдокументооборота. Директор является высшим звеном. У него в подчинениинаходится весь персонал организации. Ему принадлежит право окончательногопринятия решений по всем вопросам.
Транспортная компания«Автотех» осуществляет автоперевозки и любые транспортные услуги по Москве иРоссии.
Компания осуществляетавтоперевозки автомобильным транспортом по следующим направлениям:
·          доставка груза поМоскве и Московской области
·          доставка груза поРоссии
·          доставка груза посхеме „от двери до двери“
·          разработкавнутрироссийских индивидуальных логистических схем грузоперевозок
·          доставка груза встрого оговоренные сроки
·          организациямультимодальных и интермодальных перевозок грузов
·          индивидуальныесхемы страхования грузов
·          доставкадокументов при помощи собственной курьерской службы
Данные таблицы 3.1.,характеризуют основные показатели деятельности ООО «Автотех» за 2007-2008 гг. 
Таблица 3.1.
Основные показатели деятельности ООО «Автотех» за 2007-2008 г.г. Показатели 2007 2008 отклонения (+; -) 1 2 3=(2-1)/1*100% 1. Выручка от продажи, тыс. руб. 93 407 170 564 82,60 2. Прибыль от продажи, тыс. руб. 3 010 3 783 25,68 3. Среднесписочная численность работников, чел. 34 39 14,70 4. Фонд заработной платы, тыс. руб. 4 401 5 575 26,68 5. Средняя заработная плата за год, руб. 10 787 11 913 10,44 6. Рентабельность продаж в % 0,032 0,022 -31,17
Данные таблицы 3.1, показываютдинамику основных показателей за 2007-2008 гг. За 2007-2008 гг., выручка отпродаж (транспортных услуг) выросла на 82,6%, а прибыль от продаж на 25,68%,что является отрицательным фактом, о чем свидетельствует и снижениерентабельности от продаж с 0,0,32 до 0,022. Показатели, характеризующиеиспользование трудовых ресурсов на предприятии в 2007 году численный составработников составил 34 человек на конец года он составил 39 человек, в 2008году средняя заработная плата на одного работника выросла на 10,44%.
/>
Рис 3.1. Показатели,характеризующие деятельность предприятия за 2007-2008 гг.
На рис.1. нагляднопредставлены основные показатели, характеризующие деятельность ООО «Автотех»:выручка от грузовых перевозок, себестоимость и прибыль. В 2008 году данныепоказатели выросли, в значительной мере выросла выручка от грузовых перевозок изатраты на них. Прибыль в 2007 году составила 3010 тыс.руб., а в 2008 году онаувеличилась до 3783 тыс.руб.
Несмотря на стремительное увеличение выручки от реализациитоваров почти в два раза, прибыль увеличилась менее значительно в связи сувеличением всех видов расходов, что привело к снижению рентабельности продаж.
Для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с Федеральнымзаконом Российской федерации «О бухгалтерском учёте» выделено специальноеподразделение- бухгалтерия, состоящее из главного бухгалтера, его заместителя иобычного бухгалтера. Схема организации бухгалтерского учёта приведена ниже.
/>

Рис 3.2. Схема организации бухгалтерского учета в ООО «Автотех»
Вести бухгалтерский учет по основным средствам, кассе,расчетному счету, авансовым отчетам входит в обязанности одного человека(бухгалтера). Заместитель главного бухгалтера отвечает за операции по приходу /расходу товара и материалов, проведение инвентаризаций по складу, составлениеактов сверки с контрагентами. Главный бухгалтер составляет бухгалтерскуюотчетность и осуществляет контроль за работой бухгалтерии.
Учетная политика предприятия содержит рабочий план счетовбухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета,необходимые для ведения бухгалтерского учета расчетов за товары и услуги всоответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;правила документооборота и технология обработки учетной информации по расчетамза товары и услуги. В учётной политике предприятия оговорено, что бухгалтерскийучёт ведётся с применением единой журнально-ордерной формы с применениемкомпьютерной программы «1С: Бухгалтерия».
 
3.2Составление общего плана и программы аудита
 
План и программапроведения аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками строятся с учётом результатовпроверки системы внутреннего контроля данного раздела.
Сумма принятого единогопоказателя существенности равномерно распределяется между активом и пассивомбухгалтерского баланса, а затем между значимыми статьями актива и пассивабаланса в соответствии с их удельным весом в общем итоге, который был рассчитанна этапе предварительного планирования.
Таблица 3.2 .
Расчет уровнясущественности согласно дедуктивному подходу.
Наименование базового показателя
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности
Доля (%)
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности Балансовая прибыль предприятия (чистая прибыль) 1757 5 87,85 Объем реализации без НДС 170564 2 3411,28 Валюта баланса 43409 2 868,18 Собственный капитал 2571 10 257,10 Общие затраты предприятия 15971 2 319,42
Среднее значение будетравно 988,77.
Показатели по 1 и 2пунктам таблицы отличаются от среднего уровня больше чем на 50%, поэтому прирасчете среднего их можно отбросить. Новое среднее значение составит 481,57.Для удобства расчетов округлим до 500 (отклонение при округлении 3,7%).
На основании составляющихможно определить уровень аудиторского риска по формуле:
АР = ВХР * РСК * РНО, (1)
где ВХР — внутрихозяйственный риск
РСК – риск средствконтроля
РНО – риск необнаружения
АР – аудиторский риск
АР = 0,75 * 0,25 * 0,1 ≈2%
Величина аудиторскогориска составляет 2%.
Расчет значения рисканеобнаружения и соответствующего количества подлежащих получению аудиторскихдоказательств. В данном случае модель риска применяется в виде формулы 2:
РНО = АР / (ВХР * РСК), (2)
где РНО – рискнеобнаружения
АР – аудиторский риск
ВХР – внутрихозяйственныйриск
РСК – риск средствконтроля
Предположим, чтоаудиторский риск мы установили на уровне 3%, тогда:
РНО = 0,3 / (0,75 * 0,25)= 16%
Таким образом, рискнеобнаружения составляет 16%. Требуемое количество аудиторских доказательствобратно пропорционально уровню риска необнаружения.
Принимая во вниманиеуровень аудиторского риска и уровень существенности, аудитор определяет объемвыборки, при этом учитываются следующие соотношения: чем ниже уровеньсущественности, тем больше необходимый размер выборки; чем меньше риск, которыйаудитор согласен принять, тем больше размер выборки.
Использованиеаналитических процедур на этапе планирования аудита позволяет выявить наиболеезначимые области аудита, установить уровень аудиторского риска, рассчитатьприемлемый уровень существенности, сформировать аудиторскую выборку. Весь объемполученной информации принимается во внимание при составлении плана и программыаудита, в ходе работы и при подведении ее итогов.
Вопросы проведенияаудиторских процедур, приведённых в программе аудита, по проверке организациипервичного, бухгалтерского учёта рассмотрены далее. План и программу аудита см.в приложениях 3 и 4.
Получение аудиторскихдоказательств, реализация аудиторских процедур основаны на систематизации ииспользовании методов (приемов) аудита. Выделение методов фактического,документального контроля, прочих приемов проведения аудиторских проверокобусловлено структурой системы управления, наличием материальных иинформационных потоков, правилами финансово-хозяйственной деятельности иобращения информации в бухгалтерском учете и управлении в целом.
Методы фактическогоконтроля:
·         инвентаризацияактивов и обязательств либо наблюдение за ее проведением;
·         наблюдение засовершением операций финансово-хозяйственной деятельности и др.
С применением приемовфактического контроля аудитор имеет возможность выборочно провести контрольныеизмерения активов, получить некоторые подтверждения реальности дебиторской икредиторской задолженности.
К основным методамдокументального контроля относятся синтаксические, арифметические исемантические. Синтаксический или формальный контроль документов предназначендля выявления правильности форм документов, корректности написания реквизитов.Названный прием направлен на установление в документах неоговоренныхисправлений, подчисток, дописок, подлинности подписей должностных иматериально-ответственных лиц и т.п. Арифметический контроль (пересчет) –заключается в проверке правильности подсчета итогов в первичных документах,регистрах аналитического, синтетического и сводного учета, отчетности и другихдокументах. Семантическая проверка документов по существу связана с выявлениемсодержания хозяйственных операций, их законности или соответствия требованиямнормативных актов, целесообразности – направленности на достижение целейорганизации, обеспечение эффективности событий финансово-хозяйственнойдеятельности, правильности отражения данных в регистрах бухгалтерского учета.
Методы содержательногоконтроля:
·         нормативнаяпроверка (установление соблюдения нормативных актов, определяющих правиласовершения, налогообложения и бухгалтерского учета хозяйственных операций);
·         встречная проверка(выявление соответствия между взаимосвязанными операциями);
·         анализхозяйственных операций.
Методы аудитаориентированы на достижение его целей, подтверждение критериев достоверностибухгалтерской отчетности, которые, в свою очередь, позволяют свидетельствоватьо наличии либо отсутствии типичных ошибок в совершении и бухгалтерском учетехозяйственных операций.
Методы нормативнойпроверки способствуют проверке соблюдения требований нормативных актов приосуществлении хозяйственных операций и их отражении в бухгалтерском учете. Дляпроверки достоверности бухгалтерской отчетности требуются не только нормативныеметоды проверки, но и другие способы документального и фактического контроля.Для целей анализа целесообразности и эффективности хозяйственных операцийпредназначаются преимущественно аналитические процедуры. Прочие приемы аудита,наряду с методом нормативной проверки и аналитическими процедурами,результативны при обследовании хозяйствующего субъекта, оценке различныхаспектов деятельности.
3.3 Обобщениерезультатов проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Автотех»
По результатам проверкиучета расчетов с дебиторами и кредиторами следует составить аудиторскоесвидетельство, в котором излагаются результаты проверки соблюдения экономическимсубъектом ООО «Автотех» правил ведения операций, полноты и точности отраженияих в бухгалтерском учете.
В соответствии смасштабом проверяемых операций выделим следующие разделы:- результаты проверкирасчетных взаимоотношений экономического субъекта с поставщиками, подрядчиками,дебиторами и кредиторами,- результаты проверки расчетов с покупателями изаказчиками;- результаты проверки расчетов с подотчетными лицами;- результатырасчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
I. Проверка расчетовначинается с проверки договоров, проверяется наличие договоров на поставку иреализацию продукции, правильности их оформления. При проверке договоров споставщиками, подрядчиками и покупателями использовался сплошной способ попричине их немногочисленности.
II. За 2008 год в учётебыло зарегистрировано:
6200 расходных накладных;
850 актов выполненныхработ;
18 накладных напоступление ОС;
541 накладных напоступление материалов;
1200 авансовых отчетов.
III. Учитывая результатыпроведенных ранее процедур, производится детальная проверка оборотов и сальдопо счетам учета расчетов. Наиболее эффективным способом проведения даннойпроцедуры является инвентаризация расчетов с поставщиками, покупателями идругими дебиторами и кредиторами, при этом следует учесть, что сами предприятияинвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводятвовсе.
IV. Была проведенапроверка правильности ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками».
В ходе проверки былоустановлено: несмотря на то, что счет расчетов по претензиям на предприятии неиспользуется, опрос работников бухгалтерии показал, что за отчетный период былодва случая несоответствия количества продукции указанного втоварно-транспортной накладной и по складской накладной (оформляется приприемке товара на склад предприятия).
V. Проверка соответствияданных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.В ходе проведения этой процедуры проверяется полнота и достоверность отраженияна счетах синтетического учета расчетов.
VI. Аудит расчетовосуществляется сплошным методом. Поступление наличных средств в кассупредприятия оформляется ПКО, денежные средства отражаются либо как авансы отпокупателей, либо как оплата товара (в зависимости от того отгружены ТМЦ илинет). Проверка показала, что первичные документы на предприятии оформляются всоответствии с законодательством РФ, отражаются на счетах учета раздельно покаждому контрагенту. При проведении аудита авансовых отчетов проверяются сами отчетыи журнал регистрации авансовых отчетов (журнал-ордер 7 при журнально-ордернойсистеме учёта).
VII. На предприятиисуществует приказ об учётной политики для целей налогообложения. НДС прирасчётах с покупателями учитывается «по отгрузки».
На исследуемом книгипокупок и продаж ведутся в установленном порядке.
Таким образом, проверкадоговоров проводилась сплошным методом. По проведении проверки было сделанозаключение, что в договорах присутствуют все необходимые реквизиты, ошибок поданному разделу не обнаружено.
Аудит организациипервичного учета расчетов проводился выборочным методом. Проверка отобраннойсовокупности показала, что требования полноты и точности отраженияхозяйственных операций соблюдаются в полном объеме. Требование своевременностисоблюдается, за исключением некоторых случаев, когда операции отражаются снебольшими отклонениями. Например, когда товар поступает в контейнерах пожелезной дороге, датой оприходования является дата приема груза вжелезнодорожной квитанции. Первичная учетная документация соответствуеттребованиям законодательства (является законной), в середине проверяемогопериода предприятие перешло к использованию унифицированных форм расходныхнакладных (ТОРГ-12) и счетов-фактур.
Пример формальнойпроверки первичных документов представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Формальнаяпроверка первичных учётных документов (фрагмент)
Таблица 3.3.
Формальная проверкапервичных учётных документов (фрагмент)Дата проверки Объект проверки (расчёты с поставщиками, покупателями) Проверяемый первичный учётный документ Дата составления № документа Содержание хозяйственной операции Заключение аудитора С поставщиками приходная накладная, с/ф 24.05.08 125 поступление товаров нет оригинала с/ф С поставщиками приходная накладная, с/ф 28.03.08 358 поступление товаров отсутствие обязательного реквизита (ИНН) С поставщиками акт выпол-ненных работ 21.06.08 412 оказание услуг отсутствует печать контрагента … … … … … … ….
Составленные в учетепроводки являются корректными и соответствуют рекомендуемым в плане счетов.Документы подшиваются и хранятся в офисе предприятия – требованиезаконодательства по хранению первичной учетной документации выполняется вполном объеме.
Аудит состояниязадолженности проведен сплошным методом. По результатам инвентаризациизадолженности были подтверждены все числящиеся суммы. Однако в течениепроверяемого периода по некоторым контрагентам числилась нереальнаязадолженность. Рекомендуется усовершенствовать СВК по данному разделу учета сцелью недопущения подобных ситуаций в дальнейшей работе. На предприятии нечислится задолженность сроком свыше трех лет, и списание таковой на предприятиине проводилось. Инвентаризация расчетов проводится регулярно, результатыинвентаризации оформляются актами.
На предприятии ведутсякниги покупок и продаж в установленном порядке. На основании итоговых сумм покнигам покупок и продаж формируются записи по счету 68.2 «Расчеты с бюджетом поНДС».
Исследуя структуру формы 1(баланса) за 2008 год – видно, что доля авансов выданных поставщикам к валютебаланса составляет:01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08 01.01.08
1783
(11,7%)
5739
(26,7%)
2953
(9,4%)
4694
(10%)
4232
(9,8%)
При этом долякредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков к валюте баланса в этом жепериоде составляет:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие трудовых споров и их классификация
Реферат Возникновение и этапы становления экономической истории
Реферат Доисторические ступени развития культуры по ЛГ Моргану
Реферат Устройство хранения информации
Реферат Андижанский областной информационно-библиотечный центр имени Бабура
Реферат Служба маркетинга и служба контроллинга в банке
Реферат Из истории телеграфа (или о Сэмюэле Финли Бриз Морзе)
Реферат Отличие методов управления от методов регулирования
Реферат Політичний та соціально-економічний розвиток Греції у 19902005 рр
Реферат Історичні й соціально-економічні аспекти практики застосування альтернативних видів покарань
Реферат В.Скотт "Айвенго"
Реферат А. С. Полонский Содержание и разведение аквариумных рыб
Реферат Процессуальные гарантии прав обвиняемого
Реферат ), программа "1С: Предприятие"(
Реферат Экономико-географическая характеристика Германии 3