Рег. № _____________«_____»________2006 г.
МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Теории государства и права
на тему:
Государственный аппарат: структура и функции
Студентки 1курса Московского факультета
Заочной формыобучения
Группы ГруппаЯздF6в
Бараевой Л.В.
Преподаватель_____________.
Результатпроверки
Работа защищенас оценкой
Москва2006 г.
Содержание
TOC o h z u Содержание. PAGEREF _Toc151398813 h 2
Введение. PAGEREF _Toc151398814 h 3
1. Понятиегосударственного аппарата. PAGEREF_Toc151398815 h 4
2. Структурагосударственного аппарата. PAGEREF_Toc151398816 h 7
3. Основныепринципы организации и деятельности государственного аппарата PAGEREF _Toc151398817 h 16
Заключение. PAGEREF _Toc151398818 h 25
Список литературы… PAGEREF _Toc151398819 h 26
Введение
В середине 80-х годовXX века Россия вступила в периодреформ, которые коснулись всех сфержизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества,появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развитиягосударства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата).
Актуальность курсовойработы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппаратв России проходит стадию реконструкции,становления и развития.
Основной целью даннойкурсовой работы является рассмотрение понятия и структуры государственногоаппарата, а также в ней будут рассмотрены основные принципы организации идеятельности государственного аппарата на примере практики зарубежных стран.
1. онятие государственного аппарата
Государственный аппаратпредставляет собой систему органов государства, с помощью которыхосуществляется государственная власть, выполняются основные функции,достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели изадачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства.
В основе построения ифункционирования государственного аппарата лежат объективные и субъективныефакторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения,структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мереспособствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему.Аппарат любого государства — это не механическое соединение его отдельныхорганов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.
В число факторов,оказывающих решающее воздействие на функционирование и развитиегосударственного аппарата как единой целостной системы, входят: общностьэкономической основы различных государственных органов и организаций — системы хозяйстваи различных форм собственности на средства производства; единство политическойосновы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторыхстранах единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единстворазличных частей общества; наличие общих принципов построения и функционированияразличных государственных органов — составных частей государственного аппарата;общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственнымиорганами и организациями.
Понятие государственногоаппарата — весьма емкое и многогранное. Его недопустимо отождествлять сдругими, тесно связанными с ним, но не равнозначными по своему логическомуобъему и содержанию понятиями, в частности, с понятием системы диктатуры классаи политической системы общества. Соотносясь с понятием государственногоаппарата, данные понятия тем не менее не идентичны ему. Так, если понятиемсистемы диктатуры класса и понятием политической системы общества охватываетсявесь комплекс самых различных по своему характеру государственных и негосударственныхорганов и организаций, принимающих участие в политической жизни страны или восуществлении государственной власти, то понятием государственного аппаратаохватывается лишь система государственных органов. Понятия системы диктатурыкласса и политической системы общества являются, таким образом, более емкими иширокими, чем понятие государственного аппарата.
Аналогично в научной иучебной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятиягосударственного механизма и государственного аппарата. Государственныймеханизм рассматривается как совокупность различных государственных органов,организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, агосударственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов.
Наряду с данной точкойзрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственныймеханизм» и «государственный аппарат» представляются какидентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях именуетсягосударственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственныхорганов — аппаратом в узком смысле слова. Независимо от того, какой смыслвкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшимии неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно онизаполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждогоиз них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами,— от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности икомпетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и снегосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурныхэлементов в политическую систему общества, — в значительной степени зависитуровень развития и эффективности государственного аппарата.
Каждый государственныйорган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленноезвено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществлениястрого определенного вида государственной деятельности, наделенноесоответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своихполномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Специфическими признаками,отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций,являются следующие:
а) формированиеих по воле государства и осуществление ими
своих функций от имени государства;
б) выполнениекаждым государственным органом строго определенных, установленных взаконодательном порядке видов и форм
деятельности;
в) наличиеу каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры,территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющегоего место и роль в государственномаппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственнымиорганами и организациями;
г) наделение государственных органовполномочиями государственно-властного характера.
Наличие последнихявляется наиболее существенным признаком государственного органа. Всовокупности с другими признаками «государственно-властноеполномочие» позволяет провести достаточно четкое различие междугосударственными органам, с одной стороны, и государственными организациями(предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями— с другой. Практическое выражение «государственно-властныеполномочия» находят в издании государственными органами от именигосударства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, восуществлении ими наблюдения за строгим соблюдением требований, содержащихся вданных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушений путем применениямер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях —также мер государственного принуждения.
В состав каждогогосударственного органа, представляющего собой в практическом плане, повыражению В. И. Ленина, «ячейку человеческого коллектива, хотя бы вминимальной степени оформленного», входят лица, являющиесянепосредственными исполнителями возложенных на него полномочий, и лица,технически обеспечивающие выполнение его функций и полномочий. В его распоряженииимеются также особый технический аппарат, особые материально-техническиесредства («материальные придатки» государственной власти), различныенаходящиеся в его ведении и управлении организации и учреждения.
Будучи составными частямиодного и того же государств аппарата, органы любого государства отличаются другот друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственнойдеятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенныхна них полномочий, формами и методами осуществления ими государственныхфункций.2.
Под структуройгосударственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядокрасположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегдауказывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординацияего составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.
В любой странесложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая)система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступаютоднородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям,видам выполняемой деятельности различные государственные органы. Наиболееважными частными системами современного государственного аппарата являютсяследующие: система органов государственной власти, система органовгосударственного управления, система судебных органов и система органовпрокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителемсоответствующей государственной власти — законодательной, исполнительной исудебной.
В научной литературе нетединого мнения о том, как должны
соотноситься между собой различные государственные власти, а
следовательно, и их носители — государственные органы. Должны
ли они быть равны или должна существовать их определенная соподчиненность,субординация. .
Высказывается точказрения, согласно которой все государственные власти и их носители должнынаходиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. Встранах с тоталитарным или авторитарным режимом усиленно насаждается такжемнение, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители должны приэтом быть «впереди других».
Однако, как показываетисторический опыт, реализация подобной концепции приводит не к демократии, а кдиктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практикафашистской Германии, Италии и ряда иных стран.
Другой подход к решениюпроблем соотношения государственных властей и их носителей заключается в том,что на первый план выступает государственная власть, источником которойявляется народ.
Во всех демократическихстранах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая практикаподтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в.английским философом-материалистом Дж. Локком.
В своем знаменитомпроизведении «Два трактата о правлении» (1690) Локк писал: «Хотяв конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис идействующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем радисохранения сообщества, может быть только одна верховная власть, а именно законодательная,которой все остальные подчиняются и должны подчиняться, все же законодательнаявласть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действоватьради определенных целей, и поэтому по-прежнему остается у народа верховнаявласть устранять или заменять законодательный орган...».
Что же собой представляеткаждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему —государственный аппарат? Начнем с органовгосударственной власти, или — с законодательных органов.
Основным назначением этихорганов является законодательная деятельность. Они занимают центральное место вструктуре государственного аппарата. Органы государственной власти подразделяютсяна высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятсяпарламенты. Одной из важнейших их функций является принятие законов.
Выделяя особую рольпарламентов в политической жизни общества и государства, конституции некоторыхгосударств специально указывают не только на то, что «парламент являетсявысшим органом государственной власти», но и на то, что он являетсяединственным законодательным органом государства" (Конституция Японии 1947г., ст. 41).
Конституции других странв этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должнысодержаться в принимаемых парламентами законах. Так, например, действующаяКонституция Франции устанавливает, что в законах могут содержаться правила,касающиеся «гражданских прав и основных гарантий, предоставленныхгражданам для пользования публичными свободами»; обязанностей,накладываемых «национальной обороной лично на граждан и ихимущество»; «гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейныхотношений, наследования и дарения»; определения «преступлений иправонарушений, а также налагаемых за них наказаний»; уголовногосудопроизводства, амнистии, «создания новых судебных установлений истатуса судей» и др. (Конституция Французской Республики, 1958, ст. 34).
Сосредоточивая в себезаконодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим,подконтрольным ему органам, делегируя их. Возникающая в результате этогосистема актов носит название делегированного законодательства.
Разумеется, идеальным,строго конституционным считалось бы такое положение, когда законодательнаявласть оставалась бы исключительно привилегией законодателей, непосредственноподотчетных избирателям. Это было бы справедливым в отношении любогосовременного государства. Однако в реальной жизни все обстоят далеко не так.
Федеральное СобраниеРоссии, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции,равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынужденыв силу самых разных причин, включая периодическую перегруженность данныхорганов правотворческой работой, поручать подготовку и принятие тех или иныхактов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.
Так, например, в Великобританииполномочиями по изданию
правовых актов парламентом наделяются министры короны, органы местногоуправления, независимые корпорации, английская церковь, частные компании,Комиссия и Совет Европейских сообществ.
Каждый из этих органов иорганизаций может принимать, изменять
или отменять правовые акты не иначе, как с санкции — по поручению или сразрешения парламента. Таким путем сохраняется и поддерживается«суверенитет» высшего законодательного органа в правовой сфере.
Следует отметить, что,несмотря на монопольное положение в
области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентскихстранах, подвержен довольно эффективному
воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредоточивает всвоих руках весьма значительную законодательную
инициативу и оказывает сильное влияние на все направления деятельностипарламента.
Что же касаетсяпрезидентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане болеенезависим. Он, как правило, не может быть распущен президентом. Законодательнаяинициатива принадлежит в основном Депутатам. Однако и в этом случае
исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент.
Так, например, согласноКонституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом акты.Он может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса. Президентпериодически представляет Конгрессу «сведения о состоянии союза ипредлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми иполезными». Он имеет право «с совета и согласия Сената заключатьмеждународные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующихсенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочныхпредставителей и консулов, судей Верховного суда, а. также других должностныхлиц Соединенных Штатов ...» (Конституция США, ст. 11, раздел 2).
Наряду с высшими органамигосударственной власти в каждой
стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но
цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управленияна местах.
Система органов государственного управленияосуществляет в различных формахисполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельностьорганов государственного управления проявляется в том, что они выступают какнепосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органовгосударственной власти и вышестоящих органов государственного управления.Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимаютмеры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнениеподчиненными им органами и организациями данных требований. Всю своюдеятельность органы государственного управления осуществляют на основе законови во исполнение законов.
В пределах своейкомпетенции органы государственного управления наделяются необходимой для ихнормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаютсявесьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различнымисферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место ироль органов управления в государственном аппарате, закрепляются вконституционных и обычных правовых актах. Так, согласно Конституции Франции,правительство «руководит внутренней и внешней политикой, гражданской ивоенной администрацией и обороной страны. Оно осуществляет исполнительнуювласть в соответствии с Конституцией и законами» (ст. 97).
Согласно КонституцииШвеции правительство помимо обычных своих полномочий может принимать«постановления о предписаниях» по вопросам, касающимся охраны жизни,личной безопасности граждан, «пребывания иностранцев в государстве»,ввоза и вывоза товаров, валюты или «других средств производства, средствсвязи, кредитов, хозяйственной деятельности, оформления строений, предприятий,планировки застроек», охраны природы и окружающей среды и др. (гл. 8, №7).
В зависимости от сложностизадач и территориального масштаба деятельности органы государственногоуправления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся теорганы государственного управления, деятельность которых распространяется навсю территорию страны или на территорию государств — субъектов федерации. Это— правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советамиминистров, министерства, государственные комитеты, специальные ведомства, находящиесяпри советах министров.
К местным органам государственногоуправления относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками однойили нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции,области, района, города т.п.).
В зависимости отхарактера, объема и содержания полномочий органы государственного управленияподразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной)компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров, исполкомы)объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслейгосударственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции(министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства)осуществляют
руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.
Ведущую роль в системеорганов государственного управления выполняют правительства. Они являютсявысшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всюсистему органов государственного управления. В соответствии с конституционнымии иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководствуэкономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлениюгосударственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственностии общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод; граждан,обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководствастроительством вооруженных сил и др.
Важное место в структурегосударственного аппарата занимает системасудебных органов, основной социальной функцией которых являетсяосуществление правосудия.
Подобно тому, какзаконодательные органы и органы управления являются носителями соответственнозаконодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает вкачестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях иобычных законах ряда современных государств.
Так, например, вКонституции Испании (1978 г.) говорится, что «судебная власть исходит отнарода и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которыеявляются независимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительнозакону» (п. 1 ст. 117). В Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что«судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральнымконституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основномзаконе, и судами земель» (ст. 92).
Статус носителя одной изтрех — судебной — властей обеспечивает органам правосудия весьма важное местов государственном механизме наряду с другими органами.
Структура судебныхорганов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. ВКитайской Народной Республике, например, — это Верховный народный суд, местныенародные суды, «военные суды и другие специальные народные суды». ВСША национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховныхсудов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и другихсудов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что «судебная властьСоединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами,которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» (разд. 1 ст. III).
Однако, несмотря наособенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у нихмного сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся и конституционново всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Многообщего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционныхпринципах их организации и функционирования.
Так, например, вконституционных актах подавляющего большинства современных государств в той илииной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судовв пределах установленной юрисдикции в решении любых вопросов. «Народныесуды в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно,без вмешательства со стороны административных» и других органов иорганизаций — отмечается, в частности, в Конституции КНР (ст. 126).
В большинстве конституцийсовременных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства,открытости судебного разбирательства.
Разумеется, данныйпринцип, равно как и другие принципы организации и деятельности судебныхорганов, не следует абсолютизировать. Конституционная теория далеко не всегдасовпадает с практикой. Нередко в деятельности судебных органов многих стран имеютместо грубейшие нарушения провозглашаемых конституционных положений.
Кроме того, в самихконституциях довольно часто устанавливаются в отношении данных принциповнекоторые ограничения. Так, Конституция Испании, провозглашающая открытостьсудебного разбирательства, делает тут же оговорку — «за исключениемпредусмотренных процессуальными законами случаев» (ст. 120). КонституцияЯпонии устанавливает: «Если суд единогласно решает, что гласностьпредставляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство можетвестись при закрытых дверях» (ст. 82).
Аналогичные положениясодержатся в конституционных актах многих других стран.
Значительную роль вгосударственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры.Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнениемзаконов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями,общественными организациями, должностными лицами и гражданами.«Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, —говорится, например, в Конституции Испании (ст. 124), — имеет своей задачейспособствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан иобщественных интересов, охраняемых законом, в силу своих обязанностей или походатайству заинтересованных лиц, а также наблюдением за независимостью судов исоблюдением общественного интереса».
Органы прокуратурыосуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания ипредварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения,при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемыхсудами.
Правовую основудеятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся вконституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации идеятельности прокуратуры.3.
Под принципамиорганизации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболееважные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования.Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание иназначение, основные цели и задачи государственного аппарата.
Принципы организации идеятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались ипретворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственногомеханизма. Одни из них, касающиеся в основном деятельности государственныхаппаратов многих стран, приживались и развивались. Другие, относящиеся чащевсего к процессу организации и деятельности государственных аппаратов отдельныхстран, по мере происходящих в этих странах изменений отпадали.
Так, например, совсем донедавнего времени, а именно — до
разрушения СССР в советской политико-юридической теории и
практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов
организации и деятельности государственного аппарата считались
следующие: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике;принцип широкого участия масс в управлении делами
общества и государства, в деятельности государственного аппарата; принципдемократического централизма, гласности, социалистической законности,интернационализма и социалистического федерализма (применительно ксоциалистическим федеративным государствам); принцип равноправиянациональностей; принцип научного планирования, координации, учета и контролядеятельности аппарата и др.
Однако после распада СССРи кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме России запоследние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали. Вместо них
официально стали декларироваться другие принципы, отвечающие интересам и потребностямвновь пришедших к власти правящих кругов.
Вместе с тем независимоот особенностей отдельных государств и происходящих в них изменений ворганизации и деятельности государственных аппаратов разных стран имеются общиепринципы. Это не означает, разумеется, что они всегда не толькопровозглашаются, но и полностью реализуются. Трудно назвать государство, вкотором бы все или хотя бы основные принципы организации и деятельностигосударственного аппарата не только декларировались теоретически, но и реализовывалисьбы практически.
Однако, тем не менее,общие принципы, а точнее — общие требования, предъявляемые к процессуорганизации и деятельности государственных аппаратов разных стран, существуют ив той или иной мере реализуются.
Среди такого рода принциповследует назвать принцип оптимальности построения структуры государственногоаппарата, принцип его эффективности, законности и конституционности, высокогопрофессионализма государственных служащих, соблюдения высоких этическихстандартов членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльностии др.
Данные и другие имподобные принципы находят свое законодательное закрепление в конституционныхактах и в специальных законах. Издание последних иногда предусматривается вконституциях. Нередко конституции содержат прямые ссылки на специальныезаконы. Так, например, Конституция Греции в разделе «Оправительстве», указывая на то, что «правительство образуется Советомминистров, включающим премьер-министра и министров», одновременнопредусматривает, что должен быть издан специальный закон, который«устанавливает правила о составе и деятельности Совета министров». Идалее: «Закон определяет статус заместителей министров и министров безпортфеля, государственных секретарей, которые могут обладать правом бытьчленом правительства, а также положение постоянных государственных секретарейадминистрации» (ст. 81).
Не имея возможностирассмотреть все или хотя бы самые важные, основные принципы организации идеятельности государственного аппарата, остановимся на раскрытии лишьнекоторых из них. Одним из таких принципов является принцип законности и конституционности организации и деятельностигосударственного аппарата. Следует заметить, что, обладая не толькоюридическим, но и политическим характером, законность и конституционностьвыступают как основной метод функционирования различных государственныхорганов и организаций. Применительно к деятельности государственного аппаратаразных стран законность и конституционность означают осуществление всехсвойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгомсоответствии с действующей конституцией, обычными законами и подзаконнымиактами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. Принципзаконности и конституционности означает также обеспечение строгого инеуклонного исполнения подчиненными им органами, организациями и учреждениямидействующих нормативно-правовых.актов, борьбы с коррупцией, а также со всякогорода нарушениями прав и свобод граждан, общественных организаций, трудовыхколлективов.
Следует заметить, чтозаконности и конституционности как явления и понятия вне связи с конкретнымобществом и государством не существует. Это абстракция. Законность иконституционность всегда соотносятся с определенными типами государства иправа, с определенным характером и уровнем развития общества.
Исходя из этого вотечественной и зарубежной научной литературе законность и конституционностьрассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому,феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государства и права.
Несмотря на то, чтосоциалистический («коммунистический») тип государства и правапрактически не состоялся, в юридической и отчасти политологической литературевопросы (социалистической) законности и конституционности получили, пожалуй,наиболее обстоятельное теоретическое обоснование.
Исходные положения итребования социалистической законности были разработаны В. И. Лениным в рядеработ и особенно в известном письме «О „двойном“ подчинении изаконности». В последующем они были развиты в специальной научнойлитературе. В числе таких положений следует назвать положение о единой для всейтерритории страны, для всех органов и организаций, должностных лиц и гражданзаконности, о том, что «законность» не может быть калужская иказанская, а должна быть единая всероссийская". Заслуживает вниманияположение о соответствии социалистической законности и целесообразности врешении государственных и общественных дел, о необходимости подчинения«местной прокурорской власти только центру» и сохранения запрокуратурой права и обязанности «опротестовывать все и всякие решенияместных властей с точки зрения законности этих решений или постановлений, безправа приостанавливать таковые, а с исключительным правом передавать дело нарешение суда» и др.
Основу любой законности иконституционности составляют конституции различных государств, а также законы,принятые в их развитие. Наличие четкого, хорошо развитого, отвечающего непрерывноизменяющимся и все более возрастающим требованиям практической жизнизаконодательства является принципиально важным и необходимым условиемпоследовательного укрепления законности и конституционности в деятельности какотдельных государственных органов, так и всего государственного механизма вцелом.
Строгое и неуклонноесоблюдение законности и конституционности является важнейшим принципомдеятельности не только государственных, но и негосударственных органов,учреждений и организаций. Конституция России, равно как и конституции другихгосударств, закрепляет положение, сог