Коклюшечное кружево. Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки. На Руси такие кружева известны с тринадцатого века.
Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок.
Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток. Еще один интересный факт - в те времена ценилась больше не искусная работа, а материал из которого кружево было сделано и продавалось оно на вес С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.
В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.
В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный
стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок. Перед непосредственным разговором о технике плетения нужно отметить некоторые принципиально важные моменты. Плетение тонких, нарядных коклюшечных кружев - работа непростая, требующая терпения и желания, соответствующих инструментов и навыков. Выполненная работа приносит мастерице большое удовлетворение
и много радости всем окружающим. Так вот об инструментах: Подушка. Для чего она нужна? Для этого надо иметь представление, каким образом плетется коклюшечное кружево. Именно коклюшечное. Потому что эта техника плетения кружев не имеет что-либо общее с вязальными спицами, ни с кружевом, которое вывязывается крючком, ни с остальными приемами плетения кружев. Подушка представляет собою опору, на которой держится рисунок кружева во время плетения.
Туго набитый валик в виде цилиндра с двумя основаниями по краям, — в большинстве случаев подушка выглядит именно так. Чем она набивается? Сено, опилки, солома, пелопласт. Чтобы как можно туже набить подушку, с каждым пополнением содержимое подушки подминается для плотности каким-нибудь тяжелым плоским предметом. Например, старая чугунная сковорода. Лучше не придумать. Как делается подушка? Кусок ткани, который потом сошьется по принципу рулона.
Оба края подшиваются, чтобы вставить шнуры, которые потом нужно будет затянуть. На затянутое дно кладется круг из плотного картона, набивается чем есть под рукой (прежде чем подминать, накройте содержимое тряпкой, иначе пыли не миновать) доверху. По мере окончания набивания кладете второй круг, подминаете и затягиваете второе дно. Подушка может делаться любых размеров, как вам понравится.
Главное — не очень легкая, и достаточно легко протыкаемая, а то среди опилок попадаются щепки, из-за которых булавки не вставляются во внутрь. В таких случаях до остервенения нажимают на булавку, лишь бы проткнуть, повреждая пальцы. Пожалейте свои пальцы. Из опилок может получиться очень тяжелая подушка, которую невозможно будет потом куда-либо везти. Среди опилок попадаются досадные щепки, с которыми ведут просто яростную войну.
И от опилок идет очень много пыли. Из сена и соломы получается очень колючая и легкая подушка. Приходится ее привязывать к подставке, чтобы она не падала, — настолько она была легка. Пенопласт — наверное, это самый идеальный материал для набивки подушек. Никакой пыли, никаких щепок, никакой тяжести, — одни плюсы. Потом подушку обматывают тканью. Рекомендуется белая х/б ткань.
Но это не принципиально, главное, чтобы ваша подушка вам нравилась. Поэтому обмотайте и подколите булавками любой симпатичной тканью, без кричащих рисунков и красок. И не забывайте содержать ее в чистоте.Обычно для подушки меняется наволочка (раз в месяц в зависимости от белизны наволочки. Понятное дело, что мало кто это соблюдает, но все же это не повод для подражания). Потом на подставку кладется полотенце, мешающее подушке соприкоснуться с деревом.
Зачем? Если плетется тонкое и белое кружево, за счет соприкосновения с грязной поверхностью дерева оно не обелится. Чистая наволочка, чистое полотенце, которое подкладывается под подушку, а потом им же оборачивается подушка по мере окончания работы, закрывая сплетенное кружево. Все эти меры спасут от пролитой воды, от пыли, от грязных деталей, от гуаши, но от чая с кофе (пива — по вкусу) уж не подстрахуют. Чем туже набита подушка, тем лучше для плетения.
Свободно болтающиеся предметы внутри подушки не смогут держать булавки, шаткость булавок испортит всю работу плетения. Чем крепче торчит булавка, тем правильнее и красивее сплетается кружево. Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие и наоборот. Тонкие коклюшки легче и изящнее, но толстые коклюшки имеют свойство очень быстро запутываться сразу 20 парами. Дерево может быть разным. Не берите слишком сухую и царапающуюся древесину, — неприятно держать в руках.
Береза, елка, клен, — самые популярные материалы для легких коклюшек. Когда подушка внезапно падает с подставки, легкий вес коклюшек не оборвет начатое плетение. По сравнению с тяжелыми дубовыми коклюшками риск оборванных ниток снижается на 60%. Особенности коклюшек. Советуют конец коклюшки тщательно отшлифовать, чтобы кончик был заострен. Заостренным концом коклюшки намного проще делать сцепку и зашивку.
Число коклюшек. Для сравнения: полотнянка сплетается, как правило, 6-8 парами коклюшек. Более серьезные вещи требуют большого количества коклюшек. Для начала 50 пар коклюшек хватит: они имеют обыкновение попадаться под ноги и ломаться, запутываться, теряться и теряться. Намотка колюшек. Нельзя наматывать нить на коклюшку кое-как, при этом наматывая новую нить на остаток старой нити, вам придется столкнуться с тем, что когда нитка натянется, петля
рано или поздно проваливается в сплав мотков сразу двух ниток. Вам потребуется безграничное терпение для того, чтобы: а) найти провалившуюся петлю; б) не дернуть изо всех сил коклюшку. Поэтому необходимо научиться наматывать ровно и туго, чем вы сэкономите на своих нервах. Нитки? Нитки — это мрак. Потому что они имеют способность запутываться, когда это надо меньше всего, и кончаться в самый ответственный момент. Наматывая по пять метров на каждую коклюшку, старалйтесь
как можно туже и ровнее натягивать нить, чтобы она потом свободно спускалась из-под петли. Какие нитки бывают? Вискоза, капрон, шелк, хлопчатобумажные, лен, мулине, шерсть… Для кружева не всякие нитки подойдут. Капрон и вискоза очень сильно запутываются и легко рвутся. Шелк берут опытные кружевницы, когда есть опыт плетения кружев. Лен — достаточно грубая нить для кружева, и самая неровная из всех, что есть.
Ирис любит сплетаться неплотно. Хлопчатобумажные нити — самые нейтральные и спокойные нити. Но белые нитки надо плести аккуратно, чтобы не испачкать. И на фоне белых ниток лучше всего видны ошибки. Шерсть, как правило, используется в крестьянском кружеве. И то редко. Мулине кружевницы любят за их прочность и богатую палитру цветов. Мулине универсальны. Прочность, яркие цвета, широкий спектр цветов, плотность плетения — все эти перечисленные
достоинства облегчают и превращают плетение в удовольствие. Из представленных в продаже мулине одни из лучших немецкое и датское производство. Качество и прочность, очень большой выбор цветов есть только у вышеназванных. Наши мулине не отстают, но, как правило, у них очень пасмурные и блеклые цвета, или же, наоборот, нелепые и ядовитые цвета. Индийские мулине имеют осенний спектр цветов, качество сплетения оставляет желать
лучшего. Датские и немецкие мулине повышают качество плетения в 5 раз по сравнению с последними. Это легко понять, когда проплетете несколько вещей на сравнение. Сколок — это, можно сказать, ваше будущее кружево. На сколок наносится рисунок кружева, потом сколок прикалывается к подушке, и плетение начинается. Для сколков используются картоны. Берите картоны из-под коробки конфет, тортов.
Это идеальные картоны: в меру тонкие. Нейтральные светлые цвета: серый, бежевый, зеленый. Светлые, потому что на белом фоне лучше всего видны ошибки. И не очень толстые, чтобы пробивать их булавками. Узор на сколке рисуйте гелевой ручкой: карандаш и обычная ручка пачкают нитки. Можно для облегчения задачи нарисовать узор на кальке, непременно перевернуть рисунок и наложить на картон.
Но имейте в виду, что калька и картон очень быстро рвутся. Для повышения прочности сколка покройте тонкой пленкой, например, широким скотчем. Плетение — настоящее испытание для вашего здоровья. Поэтому непременно выбирайте удобный стул со спинкой: ноги под углом 90, можно чуть ниже, прямая спина, яркий свет. Не плетите рядом с тем, что ограничивает ваши движения: мебелью, столом, подальше от сидящих
людей, и как можно дальше от прохода. Постоянно вставать, чтобы дать кому-то пройти или выйти, поднимать что-то упавшее за проходящими — удовольствие не из приятных. Тонкости. Магнит. Рекомендую вам найти любой сильный магнит. Будет подбирать булавки с пола и облегчит поиски прятающегося крючка. Не снимайте с кружева сразу 10 булавок, чтобы поскорее увидеть свой шедевр.
Каждому интересно потрогать пальцами, прощупать, что и как… но все же: снимайте аккуратно, по 1-3 булавки, и то придерживая изделие рукой. Вполне возможно такое, что Вы в порыве нетерпеливости выхватите все булавки разом, и в руках у Вас будет искаженная форма узора. Булавки иногда выхватываются вместе с нитками кружева, и это иногда имеет не очень красивые последствия. Пожалуйста, запомните, что кружево после снятия со сколка, садится на 20%.
И если вы рассчитываете на какую-то выкройку, примите во внимание такую особенность кружева. По мере возможности, постарайтесь сохранять кружево в идеальной чистоте. Кружево не любит стирки, особенно белое и тонкое — оно станет на 2 размера меньше. Когда собираетесь плести разноцветными нитями, в первую очередь имею в виду мулине, рассчитайте количество ниток, и подстрахуйтесь, запаситесь лишним количеством мотков.
В кружеве лучше не рисковать: в самый последний момент могут непредсказуемо кончиться нити, и Вам придется немало времени потратить, бегая по магазинам в поисках нужного цвета. Нитки вообще имеют закон подлости последней нити: она всегда кончается к концу плетения. Если нить остается, в смысле ее хватит на плетение, но коклюшка уже не может свободно перемещаться, берите любой остаток нити, и свяжите морским узлом обе нити: от плетения и дополнительную.
Морским узлом, потому что остальные узлы очень легко развязываются. Сбережете больше времени, и сохраните ровность кружева, — в конце узора вставка дополнительной нити смотрится не особо удачно. Как стирать кружево. Мерные кружева стирают в теплой воде. Для этого наматывают кружева на стеклянную банку. В таз с теплой водой кладут немного стирального порошка и размешивают.
Банку с намотанными кружевами опускают в таз. Слегка касаясь кружева мягкой губкой, их моют мыльной водой, а затем ополаскивают в теплой воде. Банку с кружевами ставят на полотенце в теплое место до полного высыхания. Когда кружева высохнут, снимите их с банки и прогладьте утюгом через белую ткань. Для стирки отдельные изделия прикрепляют на поролоновую подушку. Стирают кружева в теплой мыльной воде, слегка касаясь их мягкой губкой.
Затем подушку с кружевами ополаскивают теплой водой, и снимают их с подушки. Потом кладут между двумя кусками белой ткани в теплое место. Во влажном состоянии их проглаживают через белую тряпку до полного высыхания. Чтобы кружева хорошо лежали на одежде, имели естественный блеск и долго не пачкались, их подкрахмаливают. Основные приёмы плетения. Приемы плетения кружев основаны на ререборе-перекладывании в определенном
порядке коклюшек с намотанными на них витками. При работе коклюшки держат за Середину их нижней части (т.е. ручки), не касаясь ниток. Плетение проводится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна находится в правой руке. Другая — в левой. Простейшие операции плетения носят названия «перевить» и «сплести», «Перевить» — это значит перекинуть, переложить правую коклюшку под левую; что делается; движением одной руки или
большого пальца той руки. Пережив длают в зависимости от рисунка от одного до трех раз и более. «Сплести» — это значит внутреннюю колюшку вправой руке перекинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, т.е. две внутренние коклюшки из разных пар поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот. Переплетение «перевить» и «сплести» один раз называется «ползаплета». Повторив это плетение еще раз, получим плетение в полный заплет.
Это азбука плетения. Ее поможет усвоить рисунок. Основных элементов плетения четыре: плетешок, полотнянка, сеточка и насновка. Из них может быть составлён любой кружевной узор. Они используются порознь или вводятся в узор частично. Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Выполняется плетешок двумя парами коклюшек. Сколок (рисунок) плетешка представляет собой прямую, на которой на расстоянии 0,б"0,75 или 1 .
см друг от друга располагаются точки накола в зависимости от толщины. Заплет (начало плетения) начинаем с того, что ставим булавки в точку начала плетешка. Начинать плетешок можно с одной булавки, поставленной в первую точку накола в прямой, и навесить на нее две пары коклюшек. Можно начинать плетение с поставки рядом с прямой двух булавок и навешивания на каждую до паре коклюшек. Взяв в руки по паре коклюшек, выполняем вначале перевив один раз, затем
сплетение, т.е. выполняем плетение в ползаплета. Разводим пары коклюшек в стороны, стараясь сильнее тянуть не только в стороны и по длине. При многократном повторении такого переплетения получается петешок. Плетещок выполняется строго по сколу— расстоянию между точками накола. Доплетя до точки накола пары, нужно развести в стороны, между ними поставить булавку, а затем продолжать плетение плетещка. Полотнянка — главный элемент кружева, представляющий собой плотную тесьму, выполненную
способом полотняного плетения. Пары коклюшек располагающиеся вдоль полотна, называются долевыми, подобно основе полотна в ткачестве, а пара, проплетающая их подобно утку, называется ходовой парой . Сколок полотнянки строится на миллиметровой бумаге. Проводим две параллельные линии на расстояние 0,5-0,75 или 1 см друг от друга. Точки накола строятся через 0,5-0,75 или 1 см друг от друга в шахматном порядке.
Ширина полотнянки и расположение точек накола определяются выполняемым изделием. Крупные изделия выполняются белее широкой полотнянкой {до 2 см) с точками накола до 1,2—1,5. см. В воротниках, манжетах полотнянка более узкая; течки накола располагаются ближе. При размещении точек накола по краям полотнянки нужно руководствоваться следующими измерениями: 2-3 мм при плетении нитью катушечной х/б № 80; 3-4 мм - н/к .№ 40; 4-5 мм—н/к № 30; 5 мм — н/к № 20.
В классическом исполнения полотнянки шириной 1 см применяется 8-9 пар н/к № 10, 20 с точками накола 0,78 см в шахматном порядке. Если применяется более тонкая нить, число пар увеличивается. Заплет — •всегда проводится по горизонтали. Начало работы о одновременно является и местом ее окончания, поэтому оно выбирается в незаметном участке а воротничках— на шее, в его пришивной части; в жилетах и кофтах — под мышкой, в пройме; в изделиях с рисунком — ближе к повороту полотнянки.
Заплет можно начинать с любой стороны. По линии заплета ставим булавки: две по краям полотнянки, а остальные распределяем на одинаковом расстоянии друг от друга. Число булавок — на одну меньше числа пар, участвующих в плетении. В нашем примере на 5 пар коклюшек ставится по линии заплета 4 булавки. Навешиваем на каждую булавку по паре коклюшек, а на правую крайнюю — 2-пары: крайнюю долевую и ходовую.
Крайними долевыми парами называются пары коклюшек, расположенные по краям полотнянки. Крайняя долевая пара берется в левую руку, а ходовая пара в правую, Ходовую пару заплетаем, т.е. нити обеих пар коклюшек сплетаем, перевиваем и вновь сплетаем —.т.е. выполняем полный заплет. Ходовая пара оказывается в Левой руке, а долевая — в правой. Откладыаем проплетенную пару справа, меняем в руках пары: вновь ходовую пару перемещаем в правую руку,
а в левую берем следующую долевую пару и совершаем полный заплет, как с предшествующей парой. Так доплетаем до конца полотнянки. После каждого сплетения долевой и ходовой пар при освоении плетения следует проверять правильность полотняного плетения. После эаплета с последней долевой парой вколите булавку в точку накола. Ходовую пару перевейте 2-3 раза и вновь сплетите ее с крайней долевой парой.
Продолжайте плетение полотнянки до следующего накола и т.д. Для Качественного получения полотнянки долевые и ходовые пары нужно утягивать. Нити на коклюшках должны быть одинаковой длины. Не путать местами долевые и ходовые пары. Полотнянка с перевивом долевых пар. Эта разновидность полотнянки, наиболее часто встречающаяся в кружевоплетении, очень изящна. Полотняика с перевивом крайних долевых пар отличается от основной полотиянки тем, что
ходовая пара до и после сплетения с перевитой крайней долевой парой перевивается один раз, что создает ажур по краям потнянки. Теперь можно прибавить число пар в полонянке и выполнить образец на 8в пар коклюшек, н/к №№ 10, 20, 12. Сколок. Полотнянка шириной 1 см с точками накола 0,5 см в шахматном порядке, как на рисунке. Заплет, как в основной полотнянке, справа налево, проплетая все пары полотнянки полным заплетом. По выполнении первого ряда после постановки булавки ходовая перевивается 3 раза, а крайняя долевая
— один раа. Вокруг булавки образуется петелька. Затем продолжаем плетение, ходовая пара перевивается один раз. Продолжая плетение полотнянки с остальными парами, долевая сплетается полным заплетом. Перед крайней долевой парой ходовая перевивается один раз, а крайняя долевая перед сплетением перевивается в зависимости от расстояния между точками накола 2-3 раза. После полного заплета ходовая перевивается 3 раза, а крайняя долевая — один раз.
Вновь полный заплет и продолжение выполнения полотнянки. Не забывайте, что перед каждой крайней долевой парой ходовая «отделяется» одним перевивом, крайние долевые пары перевиваются в зависимости от расстояния между точками -накола 2—3 раза . Скань. Скань — это дополнительный элемент плетения, состоящий в том, что в полотнянку вводится более толстая, иногда цветная нить. Скань используется для придания рисунку четкости или для усиления его
рельефа. Подчас скань может создавать узор кружева. Скань выполняется из толстой, не сильно крученой пряжи. Это чаще всего ирис, вискоза, гарус или нити мулине в пасме на коклюшку. Можно выполнить, скань из тех же нитей, из которых выполнено кружево но это в несколько сложений, а при выполнении нитками № 10, 12, 20 — в два сложения и т.д.
Для выполнения скани пары основы полотнянки раздвигаются, между ними ставится булавка, на которую навешивается пара скани. Первоначально пара скани проплетается ходовой нитью полотнянкой, затем, при. возврате ходовой пары, булавка удаляется, скань подтягивается и плетение выполняется в зависимости от вида выполняемой скани: «полотнянкой», «веревочкой», «елочкой». Скань в кружевном полотне может располагаться по краю, в центре, менять свое положение из центра в край и т.д.
Выполнение скани «полотнянкой» — как при выполнении обычной полотнянки. В этом случае скань ,не только подчеркивает основной узор кружевного полотна, но применение более толстой нити скани позволяет уменьшить число применяемых при плетении пар, а следовательно, возрастает скорость плетения. Выполнение скани «веревочкой». При плетении полотнянки ходовая пара доплетается до скани. Нитки скани разводятся вверх и вниз, а между ними прокладывается ходовая пара.
Ходовая пара продолжает плетение полотнянки и по возвращении к скани вновь в ней прокладывается, а скань до и после прокладывания ходовой нити перевивается по одному разу. Выполнение скани «елочкой». Эта разновидность скани выполняется уже двумя парами коклюшек. В полотнянке разводятся пары, ставится булавка, и на нее навешивается 2 пары коклюшек. При первом соединении скани и ходовой нити ходовая нить полотнянкой проплетает скань а дальнейшее плетение
идет по следующей схеме: крайние пары коклюшек скани положить внутрь средних пар, затем средние поднять вверх и проложить между ними ходовую пару. При возврате ходовой пары полотнянки все действия повторяются. Насновка. Для украшения кружева применяются насновки. Наиболее часто в кружеве встречаются овальные насновки. Насыовка выполняется двумя парами коклюшек, три из которых служат основой, а четвертая ходит вдоль,
подобно утку, переплетая их полотнянкой. Когда плетется верхняя половина насновки, то она расширяется за счет удержания основных нитей, широко разведенных в стороны. Сужение достигается подтягиванием ходовой нити. В завершении работы поперечную нить нужно легонько затянуть, и кончик насновки совсем сузится. Удлинение ходовой нити следует проводить осторожно, удлинять нужно тогда; когда ходовая вить находится в левой руке, натяжение нитей основы при этом действии необходимо
сохранить. Нити основы при всем плетении насаовка должны быть одинаковыми по длине не более 10-12 см. Если во время работы произойдет ошибка, то насновка расплетается. Величина насновки определяется по рисунку в сколке. Сеточка. Это более прозрачная тесьма с косым направлением нитей. Выполняется по тому же сколку, что и полотнянка. Заплет по горизонтали.
Число булавок на одну меньше числа участвующих в плетении пар. В нашем примере на 7 пар коклюшек ставим 6 булавок. Первый ряд выполняем как в основной полотнянке — полотнянкой, полным заплетом. Плетение сеточки основано на выполнении приема плетения в ползаплета, т.е. ходовую пару нужно последовательно сплетать с каждой долевой парой, совершая действие «перевить» и «сплести».
Если в полотнянке ходовая пара остается постоянной, то в сеточке только одна коклюшка из ходовой пары остается постоянной, а другая все время заменяется на коклюшку из Долевой пары, которая становится ходовой. При плетении сеточки необходимо не забывать утягивать и выравнивать пары. Крайние долевые пары в сеточке выполняются в перевив как и в полотнянке, т.е. в полный заплет. Легкое, нарядное, нежное, волшебное, белое, льняное, разноцветное кружево.
Коклюшки, крючок, булавки, нитки, подушка, и умелые руки, которые украшают маленькие платочки, плетут воротнички, скатерти и многое другое. Этот маленький рассказ - о "русском кружеве" и коклюшках. Литература: 1.Сорокина М.А. История русских ремёсел. Москва 1998г 2.Каченаускайте Л. Энциклопедия рукоделия. Москва 2002г. Школа-гимназия 32 Предмет: ТЕХНОЛОГИЯ
Преподаватель: Кабанова Н.В. Тема: Коклюшечное кружево. Подготовила: Ученица класса 103 Карандашева Анна Иваново 2004 год
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Особенности интеграции иммигрантов из бывшего СССР |
Реферат | Основные тенденции развития европейской культуры ХХ века |
Реферат | Первобытная культура |
Реферат | Analysis Of The Raven Essay Research Paper |
Реферат | Computer Technology 3 Essay Research Paper Over |
Реферат | Пасхальные яйца |
Реферат | От конки до трамвая |
Реферат | От Поварской Слободы до Поварской Улицы |
Реферат | Отечественная трагедия |
Реферат | Передвижники |
Реферат | Пикассо Пабло |
Реферат | Павловск |
Реферат | Памятники о Великой Отечественной Войне |
Реферат | Поп-Арт |
Реферат | Отлив тысячелетия |