Реферат по предмету "Таможня"


Сравнительная характеристика институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров

--PAGE_BREAK--1.2 Основные направления организации таможенного оформления и таможенного контроля


Организация таможенного контроля и таможенного оформления – это комплекс мероприятий, проводимых таможенными органами в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Этот комплекс включает в себя создание таможенной и около таможенной инфраструктуры, позволяющих обеспечить таможенный контроль и таможенное оформление как в предусмотренных местах их осуществления, так и в других местах, где могут находится товары, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.[9]

Кроме этого, организация таможенного контроля и таможенного оформления включает в себя решение следующих вопросов: — о конкретных местах и времени пересечения таможенных границ; — о местах и времени осуществления таможенного контроля и таможенного оформления; — о порядке уведомления участниками ВЭД о намерениях осуществить экспортную или импортную операцию; — о времени, месте и способе доставки, представлении и предъявлении товаров и транспортных средств и передаче таможенному органу документов на них; — о порядке взятия товаров под таможенный контроль, помещения их на СВК и др.

На основе анализа интенсивности и характера товаропотока в местах дислокации таможенного органа, видов и количества, используемого участниками ВЭД транспорта, а так же имеющихся возможностей таможенного органа (кадровых, технических и пр.) в процессе организации таможенного контроля и таможенного оформления разрабатываются технологические схемы их производства, расставляются сотрудники таможенного органа на рабочие места, распределяются между ними конкретные функции и рабочие операции по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления, организуется взаимодействие между ними, решаются вопросы координации работы и контроля за ходом осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, стимулирования участников этих процессов.[10]

Таким образом, организация таможенного оформления и контроля является довольно сложным, многогранным процессом.

Согласно таможенному законодательству, места пересечения таможенной границы и места осуществления таможенного оформления товаров являются зонами таможенного контроля, а перемещение товаров через границу таких зон и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов и под и контролем. Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, являясь разными функциями, в то же время тесно взаимосвязаны и осуществляются параллельно, а часто и одновременно. [11]

Так, в отношении товаров государств — участников СНГ и Таможенного союза, ввозимых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения (за исключением перевозимых железнодорожным транспортом, а также подлежащих маркировке специальной акцизной маркой), таможенный контроль и оформление, как правило, производятся таможенными органами, расположенными в местах их ввоза (пунктах пропуска) на таможенную территорию Российской Федерации.[12]

Независимо от таможенного режима и способа транспортировки в этих местах подлежат таможенному контролю и оформлению товары в случаях, когда перемещающее их лицо расположено в регионе деятельности таможни пункта пропуска.

Таможенный контроль и оформление товаров в пунктах пропуска должны начинаться незамедлительно после их прибытия и представления таможенному органу и производиться в минимально короткие сроки. Таможенный контроль производится в два этапа: документальный контроль, осмотр и выборочный досмотр товаров и транспортных средств. В случае, если по каким-либо причинам таможенное оформление товаров невозможно осуществить непосредственно в пункте пропуска, такие товары подлежат помещению под таможенным контролем на приграничные склады временного хранения либо транспортировке в таможенные органы назначения в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем. При этом товары, которые подлежат контролю иных государственных органов, доставляются в таможенные органы назначения с таможенным сопровождением таможенным перевозчиком или государственными железными дорогами.

Таможенному контролю и оформлению на территории Таможенного союза не подлежат товары, произведенные или выпущенные для свободного обращения на этой территории. В свою очередь, товар не может рассматриваться как выпущенный для свободного обращения до тех пор, пока в отношении такого товара не уплачены таможенные платежи и не выполнены иные требования, установленные таможенным законодательством государств, входящих в Таможенный союз.[13]

Таким образом, применяемый порядок таможенного контроля и оформления товаров на таможенной территории Таможенного союза не только не отменяет таможенный контроль как на границе, так и внутри его, а преследует цель совершенствования взаимодействия таможенных органов государств, образующих Таможенный союз.

Глава 2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара, перевозимого морским и водным транспортом

2.1 Организация таможенного контроля и таможенного оформления товаров на морском и водном транспорте при прибытии судна на таможенную территорию


В соответствии с положениями таможенного законодательства товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом (ст. 96 ТК ТС).

При ввозе моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза на таможенную территорию товаров и транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств.

При вывозе началом таможенного контроля считается принятие уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства, а его окончанием — вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу.[14]

Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями Федеральной пограничной службы РФ (ФПС), с территориальными органами МВД, с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля и контроля за вывозом культурных ценностей. Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных морских и речных портов.

Процесс оформления товаров и транспортных средств портовыми, таможенными, пограничными и другими органами организуется на основе взаимно согласованных технологических схем оформления, контроля и обработки судов и перевозимых на них грузов и пассажиров.[15]

Технологические схемы таможенного и других видов контроля — это письменные и графические документы, отражающие процедуру таможенно-пограничного оформления всеми службами, взаимодействующими по месту, цели, времени, задачам, рубежам.

Технологические схемы оформления разрабатываются применительно к:

— торговым, пассажирским, рыболовным, рыбопромысловым отечественным и иностранным судам загранплавания — по прибытию и убытию (по приходу и отходу);

— обработке, контролю и оформлению экспортно-импортных товаров;

— контролю и оформлению физических лиц и провозимых ими товаров.

В соответствии с конкретными условиями пассажирского или грузового порта разрабатываются схемы таможенного оформления экспортно-импортных товаров (в контейнерах; наливных, навалочных, сыпучих грузов).

Необходимость разработки различных технологических схем обусловлена особенностями оформления документов в процессе таможенного оформления и контроля в конкретном пограничном порту.

В портах организацией таможенной службы и планированием работы занимаются начальники таможен (начальники таможенных постов), находящихся в этих портах. Решение об организации и несении службы начальником таможни принимается, как правило, на квартал. При изменениях обстановки принимаются частные решения.[16]

В настоящее время предварительные и основные операции таможенного оформления, а также проведение таможенного контроля товаров в режиме выпуска для свободного обращения и судов загранплавания в портах и портпунктах России (за исключением товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности) и их выпуск осуществляются в местах расположения (в портах, в портпунктах) отделов оформления должностными лицами таможенных органов, являющимися сотрудниками этих отделов.

Таможенное оформление товаров осуществляется на стоянках у причалов порта, на внутреннем и внешнем рейдах.

В целях ускорения обработки судов пограничное, таможенное и некоторые другие виды оформления и контроля совмещаются. Для оформления и контроля формируются смешанные пограничные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. Процедура работы пограничных комиссий по оформлению торговых судов имеет свои особенности.

О маршруте движения, времени прибытия, длительности стоянки судов таможенные и иные компетентные пограничные органы информируются властями порта заблаговременно на основании календарных планов оформления судов загранплавания на «приход» и на «отход».

При приходе (отходе) судна это осуществляется следующим образом.

Информация о подходе судна к порту (портпункту) назначения передается капитаном российского судна — диспетчеру порта назначения, капитану порта — не позднее чем за 48 часов (для наливных судов — за 36 часов). Вторичная информация передается для всех судов не позднее чем за 24 часа, а при длительности перехода менее 48 часов — не позднее чем за один час (за 2 часа для речных портов) после выхода из предыдущего порта.

Капитан иностранного судна обязан информировать порт назначения о времени прихода не позднее чем за 48 часов.[17]

Правила захода и пребывания в этих портах (на рейдах), производства грузовых и пассажирских операций, сообщения судов с берегом, схода на берег членов экипажа и пассажиров, посещения судов лицами, не являющимися членами экипажа судна, и другие правила, связанные с заходом в порты и на рейды и пребыванием в них, устанавливаются Таможенным кодексом Таможенного союза, Таможенным кодексом Российской Федерации, также Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации»[18], решениями Правительства РФ. Так, ввозить грузы на территорию порта разрешается только на основании погрузочного ордера или накладной.

Непринятые грузы вывозятся из порта по документам их ввоза, но с отметкой должностных лиц о причине возврата груза.

Вывоз с территории порта импортной продукции растительного происхождения осуществляется только при наличии карантинных сертификатов, выданных государственной инспекцией по карантину растений.[19]

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем: проверки судовых документов; проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам; досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров); досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна; досмотра судового имущества и припасов в целях предотвращения ввоза и вывоза запрещенных предметов, а также скрытого провоза товаров, валюты и валютных ценностей и др. (ст. 110 ТК ТС).

Таможенное оформление и контроль судов загранплавания на «приход» и «отход» осуществляется комиссией, в состав которой входят представители таможни, контрольно-пропускного пункта погранвойск, агентирующей организации — порта, санитарно-карантинных служб. Комиссия созывается администрацией порта. При контроле наливных судов в состав комиссии включаются представители пожарной охраны. Обязанность доставления комиссии на борт судна возлагается на администрацию порта. Суда загранплавания, прибывшие в порт для выгрузки или приема груза и по другим причинам, находятся под таможенно-пограничным контролем в течение всего времени стоянки судна в порту. Таможенное оформление судов производится, как правило, круглосуточно в порядке их прихода в порт (отхода из порта).[20]

Рассмотрим организацию таможенного оформления и контроля товаров, перевозимых судами загранплавания на «прибытие» (на «приход»).

До прихода судна осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ данных об обстановке по документам таможни и по информации от взаимодействующих организаций; оценивается обстановка; принимается решение о таможенном оформлении; осуществляется расстановка сил и средств по участкам таможенного оформления судна; назначаются старшие таможенных нарядов и состав нарядов.

Непосредственно на прибывшем судне проводится работа по оформлению документов и товаров, перевозимых судокомандой и пассажирами, по оформлению документов на перевозимые товары, по досмотру судна.

По окончании работы на судне проводится завершение таможенного оформления и обработка документации, оформленной на судне; при необходимости продолжает осуществляться таможенный контроль при разгрузке судна; оформляется пароходное дело на судно, а если оно сформировано ранее, то производится пополнение его таможенной документацией, оформленной на последний рейс.[21]

Перечень документов, которые администрация судов загранплавания обязана представлять должностным лицам пограничной комиссии при пересечении государственной границы, определен п. 2 ч. 1 ст. 159 ТК ТС (общую декларацию; декларацию о грузе; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары и др.). Данные документы имеют силу, если они подписаны капитаном или уполномоченным им лицом и скреплены судовой печатью. Они представляются сотруднику таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль и таможенное оформление, в количестве, необходимом для таможенных целей.

При организации работы комиссии на борту судна старший таможенного наряда может назначать инспекторов для выполнения отдельных таможенных операций (начисления таможенных пошлин, контроля за выгрузкой грузов), о чем предупреждается администрация порта.

На конечном этапе документального оформления и контроля на генеральной декларации инспектор, осуществляющий проверку судовых документов, делает отметку о составе таможенного наряда, о сделанных администрации судна замечаниях, постановке таможенных обеспечении и отражает другую служебную информацию.

По мере выполнения своих обязанностей каждый из сотрудников таможенного наряда докладывает о результатах работы старшему наряда.

По завершении работы всеми сотрудниками старший наряда объявляет капитану судна или его доверенному лицу об окончании таможенных формальностей и комиссия покидает борт судна.

Сформированное в таможенном органе судовое (пароходное) дело (все документы оформленные по приходу) ставится на контроль до отхода судна за границу или в каботаж.[22]

Таможенный контроль товаров, находящихся в пределах территориального моря, внутренних вод и на территории, прилегающей к таможенной границе, проводится с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, согласно порядку установленного Постановлением Правительства Российской Федерации.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара на морском и водном транспорте при убытии судна с таможенной территории


Процедура таможенного оформления и контроля товара, перевозимого на судне загранплавания на «отход» во многом повторяет рассмотренный выше порядок оформления судна на «приход», рассмотренный выше, однако имеет свои особенности.

Перед началом таможенного оформления судна на «отход», агент уведомляет таможню о намерении вывоза товаров с таможенной территории РФ. Названное уведомление выражается в предоставлении агентом следующих документов и сведений:

-                   о помещении ввезенных на данном судне товаров на СВХ, выраженных в предоставлении приемного акта СВХ или иного документа, составленного в соответствии с Процедурой использования конкретного СВХ;

-                   о факте погрузки товаров, предполагаемых к вывозу, выраженных в предоставлении грузовых документов: манифеста (коносаментов или штурманских расписок или грузовых билетов). [23]

Для иностранных судов уведомление дополнительно должно содержать сведения о погруженных на борт судна в портах России: бункерном топливе; воде; техническом снабжении; продовольствии; документах, свидетельствующих о таможенном оформлении вышеперечисленных товаров.

Сотрудник таможни, принявший названное уведомление, производит сверку сведений, указанных в грузовых документах, со сведениями, указанными в поручениях на погрузку. При соответствии сведений, заявленных в поручении, сведениям, указанным в манифесте (коносаменте или штурманской расписке, или грузовом билете) сотрудник таможни проставляет на манифесте (коносаменте или штурманской расписке, или грузовом билете) штамп «Выпуск разрешен» и дату.

Таможенное оформление при отходе судна начинается после подачи заявки на оформление. К началу таможенного оформления товара, все грузовые, бункеровочные и другие операции должны быть закончены и у борта судна не должно быть никаких плавсредств.[24]

По прибытии комиссии на борт судна судовая администрация обязана представить сотруднику таможни, входящему в состав комиссии необходимые документы, после проверки которых, сотрудник таможни делает на них соответствующие отметки (ст. 163 ТК ТС), в частности:

— на Генеральной декларации запись о дате отхода, о времени работы комиссии на отход, о характере и количестве груза, о количестве членов экипажа и пассажиров, порте назначения, составе таможенного наряда, номере причала, снятии наложенного на приходе таможенного обеспечения;

— на грузовой декларации — штамп «Выпуск разрешен», дата, № причала.[25]

После оформления документов сотрудник таможни принимает решение о досмотре судна, а также снимает таможенное обеспечение, если оно было наложено на приходе. Досмотр судна производится в вышеизложенном порядке.

Сотрудники таможни несут ответственность как за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с должностными инструкциями и неправильные решения, так и за бездействие и непринятие решений по вопросам, отнесенным к их ведению, а также за уровень и качество выполняемых ими заданий в соответствии с действующим законодательством РФ. Сотрудники таможни не несут ответственности за задержку отхода судна или начала грузовых операций после прихода судна при невыполнении всеми лицами, задействованными в настоящем разделе, установленных требований.

Снятие комиссии с судна (прекращение ее работы) может производиться только в случаях неисполнения агентами, судовладельцами, экспедиторами и другими лицами, имеющими отношение к оформлению судов загранплавания, правил таможенного оформления и таможенного контроля, установленных нормативными документами ГТК России.[26]

Пограничный режим направлен на пресечение незаконного пересечения лицами государственной границы, этот режим обеспечивается пограничными войсками РФ. В зарубежных странах аналогичный режим называется «иммиграционным» и обеспечивается гражданскими иммиграционными службами.

2.3 Проблемы совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом


Таможенное оформление и контроль судов, включая контроль перевозимых товаров морским транспортом осуществляется в пунктах пропуска морских и речных судов, расположенных в морских и речных портах, имеющих статус международного пункта пропуска. Для оформления товаров в таких портах созданы отделы таможенного оформления, сотрудники которых осуществляют предварительные и основные операции таможенного оформления, а также проводят таможенный контроль товаров на складах временного хранения (СВХ).

В сфере международных перевозок грузов все большей популярностью пользуется доставка товаров морским транспортом. По статистическим данным примерно половина грузов для России доставляется морем, причем значительная часть перевозок осуществляется через прибалтийские порты.[27]

Однако, наиболее крупные и значимые в системе международных перевозок РФ морские порты (Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Находка и др.) в настоящее время не имеют установленных пунктов пропуска, хотя фактически они функционируют.[28] Существует и обратная ситуация, когда ряд морских пунктов пропуска установлены на территориях, не наделенных статусом морского порта. Такое положение не соответствует требованиям законодательства и ставит таможенные органы в условия вынужденного нарушения требований Таможенного кодекса РФ.

Проблемой, осложняющей выполнение функций таможенных органов, является несоответствие обустройства морских портов требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска через границу. Это и недостаточное техническое оснащение, и дефицит площадей под служебные помещения для государственных контрольных органов, и несоответствие транспортной инфраструктуры интенсивности грузопотоков, проходящих через порты.

В загруженности морских и речных портов не последнюю роль играет субъективный фактор. Участники внешнеэкономической деятельности подают документы, необходимые для осуществления таможенного оформления товаров, как правило, не ранее чем через 4 дня со дня прибытия груза в порт. Это влечет за собой нарушение ритмичности работы таможенных органов, затоваривание складских помещений порта и, как следствие, недовольство самих участников внешнеэкономической деятельности. [29]

Для совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля в морских и речных пунктах пропуска ФТС необходимо разработать эффективный механизм осуществления «сквозного» таможенного контроля в порту. [30]

В рамках этого направления предполагается создание в таможенных органах программного продукта, обеспечивающего автоматизированный учет судов и перевозимых на них товаров, и общероссийской базы данных судов, осуществляющих международные перевозки.

Это позволит облегчить осуществление таможенного контроля судов, поскольку информационный обмен между таможенными органами и соответственно возможность получения информации станут более оперативными.[31]

Современный этап развития системы грузооборота в морских портах нашей страны требует применения высокоэффективных схем погрузки–выгрузки.

Создание таких схем, обеспечивающих снижение времени, затраченного на таможенное оформление, возможно при согласованных действиях всех участников процесса обработки грузов и судов в порту.

Особое место в разработке и реализации принадлежит таможням, занимающимся таможенным оформлением и контролем товаров, перемещаемых морским транспортом.

Одним из основных направлений работы таможенных органов в данной области является разработка и совершенствование технологии таможенного оформления и контроля морских судов загранследования. Сегодня время ожидания ими таможенного оформления и контроля в крупнейших таможнях может составлять сутки и более.

Проведение работ по совершенствованию процедур таможенного оформления и контроляприобретает в связи с проведением модернизации таможенной системы России особую актуальность. В соответствии с нормами, установленными Всемирной торговой организацией для стран-участниц, импортные и экспортные формальности и документация должны быть максимально сокращены и упрощены.

Значительно повысить эффективность таможенного контроля позволит применение сотрудниками современных технических средств таможенного контроля.

Так же важно стимулировать (морально или материально) сотрудников, проводящих досмотровые операции с положительным результатом. Ни современные технологии, ни высокая техническая оснащенность не гарантируют поступательное движение таможенной системы вперед, если не будет прямой заинтересованности сотрудников в выполнении задач, стоящих перед таможенными органами РФ.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.