Содержание
1. Деятельностьюридических лиц (таможенного перевозчика,владельца складавременного хранения,владельца таможенногосклада, таможенного брокера)в областитаможенного дела
2.Понятие и виды таможенныхрежимов
Задача 3
Задача4
Списоклитературы
1. Деятельностьюридических лиц (таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения,владельца таможенного склада, таможенного брокера) в области таможенного дела
Деятельность юридических лиц в качестветаможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцевтаможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается приусловии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестрвладельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складовили Реестр таможенных брокеров (представителей).
Правовое регулирование деятельности вобласти таможенного дела подверглось серьезным изменениям.
В соответствии с ТК РФ 1993 г. основанием для осуществления деятельности по временному хранению, хранению на таможенномскладе, осуществления деятельности таможенного перевозчика и таможенногоброкера служили соответствующие лицензии. Ранее действовавший ТК РФустанавливал ограничения на данные виды деятельности и условия, которым должныбыли отвечать лица, претендующие на право заниматься деятельностью в областитаможенного дела. ГТК России было предоставлено право определять порядок выдачисоответствующих лицензий, требования к тем, кто на них претендует, правилаотзыва лицензий и т.д.
Новый ТК РФ осуществляет правовоерегулирование деятельности, а не предъявляет требования к хозяйствующимсубъектам. Фактически любому юридическому лицу предоставлено право выступатьвладельцем склада временного хранения, таможенного склада и заниматьсякоммерческой деятельностью в качестве таможенного перевозчика и таможенногоброкера (представителя). В силу данного обстоятельства формой допуска на рынокуслуг в области таможенного дела является не лицензирование (как разрешениезаниматься деятельностью, для доступа к которой законодательством установленыусловия и ограничения), а включение в Реестр таможенных перевозчиков, Реестрвладельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складовили Реестр таможенных брокеров (представителей).1
Федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный в области таможенного дела (ГТК России), ведет реестры лиц,осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и определяет порядок ихведения.
Реестры лиц, осуществляющих деятельностьв области таможенного дела, подлежат опубликованию в официальных изданияхфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного в областитаможенного дела, не реже одного раза в три месяца. Официальными изданиями ГТКРоссии являются: газета «Таможня», бюллетень «Таможенные ведомости»,«Таможенные вести» — часть еженедельника «Экономика ижизнь».
Включение в реестры лиц, осуществляющихдеятельность в области таможенного дела, осуществляется бесплатно.
Условия включения юридических лиц вуказанные реестры установлены ТК РФ и не могут быть изменены или дополненыиначе, как путем внесения в него соответствующих изменений и (или) дополнений.
Условия для включения юридических лиц вРеестр таможенных перевозчиков установлены ст. 94, 93; в Реестр владельцевскладов временного хранения — ст. 108, 109; в Реестр таможенных брокеров(представителей) — ст. 139, 140; в Реестр владельцев таможенных складов — ст.226, 227 ТК РФ.
Для включения в любой из реестровзаинтересованным лицом должны быть выполнены три базовых условия:
1) обеспечена уплата таможенных платежейв размерах, установленных ст. 339 ТК РФ. Для владельцев складов временногохранения и таможенных складов размеры обеспечения уплаты таможенных платежейодинаковы;
2) есть договор страхования рискагражданской ответственности в пользу тех лиц, интересы которых представляетлицо, планирующее осуществлять деятельность в области таможенного дела;
3) таможенный перевозчик, владелецсклада временного хранения, таможенный брокер (представитель), владелецтаможенного склада — только российское юридическое лицо.2
Кроме вышеперечисленных основныхусловий, должны быть выполнены иные требования — профессиональные. Длятаможенного перевозчика это наличие транспортных средств (п. 4 ст. 94). Длявладельца склада временного хранения и владельца таможенного склада — наличиеобустроенного и оборудованного склада, пригодного для хранения товаров,находящихся под таможенным контролем (ст. 107, подп. 1 п. 1 ст. 109, ст. 225 иподп. 1 п. 1 ст. 227). В штате таможенного брокера должны быть специалисты по таможенномуоформлению (ст. 140, 146).
Необходимо отметить, что очень крупныеразмеры обеспечения уплаты таможенных платежей и страховых сумм определенызаконом как одно из условий деятельности в сфере таможенного дела. В этой связиследует обратить внимание на то, что порядок включения в реестры лиц,осуществляющих деятельность в указанной сфере, является практическиуведомительным. При соблюдении условий для работы в той или иной сфередеятельности в области таможенного дела и представлении документов, подтверждающихсоблюдение этих условий, лицо автоматически включают в соответствующий реестр.Но, исходя из посреднического характера такой коммерческой деятельности,следует предусмотреть гарантии защиты, как интересов государства, так и прав иинтересов участников внешнеэкономической деятельности. В качестве отдельныхсоставляющих такого защитного механизма и установлены дополнительное финансовоеобеспечение деятельности в области таможенного дела и страховой полис. Имиопределен минимум, менее которого не может быть обеспечена уплата таможенныхплатежей и менее которого не может быть установлен размер страховой суммы подоговору страхования.
Для включения в один из реестровюридическому лицу необходимо обратиться с письменным заявлением в таможенныйорган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вобласти таможенного дела. В заявлении должны быть указаны сведения, необходимыедля включения его в тот или иной реестр. Для подтверждения сведений, указанныхв заявлении, к нему прилагаются документы в виде оригиналов или копий,заверенных в установленном порядке (заявителем, органом, выдавшим документ, илинотариально).
Таможенный орган по требованию заявителяобязан возвратить ему оригиналы документов после рассмотрения заявления о включениив реестр.
Следует обратить внимание, что если дляиспользования в качестве склада временного хранения либо таможенного складапредназначены несколько территориально обособленных помещений и (или)территориально обособленных открытых площадок, то на каждое помещение и (или)площадку требуется представить отдельное заявление.
Решение о включении в соответствующийреестр должно быть принято таможенным органом в срок, не превышающий 15 дней содня получения таможенным органом заявления. При необходимости подтверждениясведений, указанных заявителем, таможенный орган, рассматривающий заявление,вправе запросить у иных лиц и государственных органов необходимые документы.Установлена обязанность указанных лиц представить запрашиваемые документы втечение 10 дней со дня получения запроса таможенного органа. При этомустановленный для таможенного органа пятнадцатидневный срок рассмотрениязаявления не продлевается.
Решение о включении заявителя всоответствующий реестр оформляется свидетельством о включении в такой реестр.Соответствующая деятельность может осуществляться заявителем со дня принятиятакого решения до опубликования нового реестра в соответствии со ст. 19 ТК РФ.
В случае несоблюдения условий включенияв реестр таможенный орган принимает решение об отказе о включении всоответствующий реестр. Данное решение в письменной форме доводится дозаявителя немедленно после его принятия.
Форма свидетельства о включении в одиниз реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела,определяется федеральным органом исполнительной власти в области таможенногодела. Свидетельство передаче другому лицу не подлежит.
На каждое территориально обособленноепомещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку, которыепредназначены для использования в качестве склада временного хранения(таможенного склада), выдается отдельное свидетельство о включении в Реестрвладельцев складов временного хранения (Реестр владельцев таможенных складов).
Об изменении сведений, указанных взаявлении о включении в один из реестров и предусмотренных ст. 95, 110, 141 или228, лицо (его правопреемник), включенное в реестр лиц, осуществляющихдеятельность в области таможенного дела, обязано в письменной форме сообщитьтаможенному органу в течение пяти дней со дня наступления соответствующегособытия или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении. Об изменениисведений, указанных в прилагаемых к заявлению документах, лицо сообщает втаможенный орган в аналогичном порядке.
Свидетельство может быть отозванотаможенным органом только в случае несоблюдения любого из установленных ТК РФусловий включения в один из реестров.
Таможенный орган в письменной формедоводит решение об отзыве свидетельства (с мотивированным обоснованиемпринятого решения) до сведения заинтересованного лица. Решение должно бытьдоведено до сведения указанного лица не позднее дня, следующего за днем егопринятия.
Решение об отзыве свидетельства вступаетв силу по истечении 15 дней со дня его вынесения. Если в связи с уклонениемруководителя или иного уполномоченного представителя лица от получения решенияоб отзыве свидетельства указанное решение направлено по почте заказным письмом,то установленный срок вступления в силу решения не изменяется (непродлевается), поскольку иное ТК РФ не предусмотрено.
Установленный ТК РФ срок вступления всилу решения об отзыве свидетельства предоставляет возможность лицу обратитьсяв арбитражный суд для обжалования решения таможенного органа. В рамкахарбитражного процесса суд может принять обеспечительные меры, предусматривающиеприостановление исполнения решения таможенного органа вплоть до решения суда.Таким образом, ТК РФ устанавливает возможность оценки судом справедливостиадминистративного решения, принятого таможенным органом, только в случае обжалованиятакого решения в порядке арбитражного судопроизводства.
Отзыв свидетельства влечет исключениелица из соответствующего реестра, что не препятствует подаче лицом новогозаявления о включении его в реестр после устранения причин, послуживших основаниемдля отзыва. В случае отзыва свидетельства по причине привлечения лица кадминистративной ответственности заявление о включении в соответствующий реестрможет быть подано по истечении срока, в течение которого лицо считаетсяподвергнутым административному наказанию.
ТК РФ установлен исчерпывающий переченьоснований исключения из реестров.3
Исключение лица из реестра неосвобождает такое лицо (его правопреемника — в случае преобразования) отсовершения таможенных операций либо иных действий, обязанность по совершениюкоторых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра.
2. Понятие и виды таможенных режимов
Таможенный режим – совокупность правовыхи организационных мер, регламентирующих порядок перемещения через таможеннуюграницу товаров и транспортных средств, таможенный контроль и оформление,взимание пошлины и таможенных сборов, ведение таможенной статистики,обеспечивающих защиту интересов внутригосударственной экономики и выполнение обязательствпо международным договорам РФ в части, касающейся таможенного дела.
В целях таможенного регулирования вотношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:
1) основные таможенные режимы:
выпуск для внутреннего потребления;
экспорт;
международный таможенный транзит;
2) экономические таможенные режимы:
переработка на таможенной территории;
переработка для внутреннего потребления;
переработка вне таможенной территории;
временный ввоз;
таможенный склад;
свободная таможенная зона (свободныйсклад);
3) завершающие таможенные режимы:
реимпорт;
реэкспорт;
уничтожение;
отказ в пользу государства;
4) специальные таможенные режимы:
временный вывоз;
беспошлинная торговля;
перемещение припасов;
иные специальные таможенные режимы.4
Таможенный режим свободной таможеннойзоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применениютаможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
В новом ТК РФ в отличие от ТК РФ 1993 г. юридически закреплена классификация таможенных режимов. В зависимости от их роли ипредназначения выделено несколько групп таможенных режимов: основные,экономические, завершающие и специальные. Как уже отмечалось в юридическойлитературе, выделение таможенных режимов в отдельные группы либо разделение ихпо типам имеет юридическое значение, прежде всего, для уяснения их роли вмеханизме таможенного регулирования и более детального изучения различныхаспектов их правовой регламентации.
В первой группе объединены режимы,применяемые при совершении основного объема внешнеторгового оборота, связанногос продажей российскими организациями товаров в зарубежные страны, а также с приобретениемтоваров в целях реализации на внутреннем рынке для российских потребителей. Ктаким таможенным режимам отнесены выпуск для внутреннего потребления и экспорт(составляют 80% торгового оборота). Правовые рамки регламентации указанныхтаможенных режимов устанавливают максимальные требования: уплату причитающихсясумм таможенных пошлин, налогов, а также соблюдение запретов и ограничений,предусмотренных законодательством РФ о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности. Это позволяет свободно распоряжаться товарами какна внутреннем рынке страны (выпуск для внутреннего потребления), так и навнешнем (экспорт). Все остальные таможенные режимы предусматривают льготы поуплате таможенных пошлин, налогов, обусловленные ограничениями пользования илираспоряжения товарами.
Завершает группу основных таможенныхрежимов международный таможенный транзит, при котором товары не предназначеныдля приобретения на внутреннем рынке, а пересекают таможенную границу РФ вцелях доставки из одного иностранного государства в другое.
В отдельную группу выделены таможенныережимы с экономическим значением.
Следует отметить, что ранее вюридической литературе была предложена классификация таможенных режимов,содержащихся в ТК РФ 1993 г., в зависимости от их роли и места в общем процессехозяйственной деятельности и экономического воспроизводства.
Из перечисленных таможенных режимовновым для российского таможенного законодательства является таможенный режимпереработки для внутреннего потребления, который позволит использоватьобщепринятый в международной практике механизм стимулирования импортозамещения.В соответствии с этим режимом российские организации будут осуществлятьдеятельность по переработке иностранных товаров на тех же экономическихусловиях, что и иностранные переработчики. Это, в свою очередь, будетспособствовать созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговыхотчислений, что в целом благоприятно повлияет на развитие экономикигосударства. Экономический смысл этого таможенного режима заключается внивелировании (исправлении) эскалации таможенного тарифа. Общий принципэскалации таможенного тарифа заключается в том, что чем выше степеньпереработки и обработки товаров, тем выше уровень ставки таможенной пошлины.Вместе с тем встречаются исключения из этого принципа, когда при высокойстепени обработки уровень ставки таможенной пошлины, применяемой к готовойпродукции, ниже уровня ставок, применяемых к материалам (сырью). Такиеисключения могут быть обусловлены стимулированием ввоза отдельных видов товаровпутем уменьшения ставок таможенных пошлин. Применение данного таможенногорежима позволит российским производителям использовать импортные комплектующиедля производства инвестиционных товаров непосредственно на территории страны.
Временный ввоз. В отличие от таможенногорежима временного ввоза (вывоза), закрепленного в ТК РФ 1993 г., в новом ТК РФ таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза закреплены в различныхглавах.
Подобный подход обусловлен тем, что привнешней схожести таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза имеютразличную экономическую и административную направленность.
При временном ввозе товары используютсяна таможенной территории страны с определенными ограничениями в силу того, чтов отношении их предусматривается условное освобождение от уплаты таможенныхпошлин, налогов. При временном вывозе таможенные органы не могут контролироватьиспользование товаров, а смысл обязательств перед таможенными органамизаключается в том, чтобы товары не могли быть проданы за рубежом безрепатриации валютной выручки, за исключением отдельных категорий товаров,обратный ввоз которых требуется в силу закона (например, культурные ценности).Учитывая разные условия помещения товаров под таможенные режимы и действия этихрежимов, для целей удобства применения закона они и были прописаны в различныхглавах.
Свободная зона (свободный склад). Вновом ТК РФ отсутствует описание таможенных режимов свободной таможенной зоны(свободного склада), однако это не означает отказ законодателя использовать вэкономическом регулировании такой мощный инструмент развития национальнойэкономики, как свободные таможенные зоны и другие разновидности свободныхэкономических зон. Все вопросы, связанные со свободными экономическими зонами,не нашли своего отражения в новом законе в связи с разработкой федеральногозакона об особых экономических зонах. Для правовой регламентации таможенныхрежимов свободной таможенной зоны (свободного склада) необходимо законодательноопределить критерии и цели функционирования свободных экономических зон натерритории РФ, а затем устанавливать особенности правового регулированияпомещения товаров под указанные таможенные режимы, особенности налогообложенияи т.п.
Третью группу классификации таможенныхрежимов составляют завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт,уничтожение, отказ в пользу государства.
Характерной особенностью этих таможенныхрежимов является то, что товары приобретают для таможенных целей постоянный, ане временный статус. Таможенный контроль при помещении товаров под указанныетаможенные режимы завершается.
Реимпорт. В отличие от ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ таможенный режим реимпорта предусматривает льготы по уплате таможенных пошлин,налогов при обратном ввозе товаров на территорию страны. Установлены болеежесткие условия, а именно — обязанность предъявления документов, подтверждающихобстоятельства вывоза товаров. Особенностью таможенного налогообложенияявляется и то, что при ввозе товаров в соответствии с таможенным режимомреимпорта на лицо, заявляющее данный режим, возлагается обязанность вернуть вфедеральный бюджет все суммы таможенных пошлин, налогов, а также проценты сних, которые не взимались либо были возвращены в связи с вывозом (НДС, дотации,субсидии). При помещении товаров под таможенный режим реимпорта они приобретаютстатус находящихся в свободном обращении.
Реэкспорт. В отличие от ТК РФ 1993 г. предусмотрена возможность помещения под этот таможенный режим не только иностранных товаров,но также и тех товаров, которые выпущены для свободного обращения на таможеннойтерритории РФ. Значимость данной нормы заключается в том, что в случаевыявления производственного брака либо иных несоответствий условиямвнешнеэкономической сделки, которые имели место на момент ввоза товаров, такиетовары могут быть вывезены обратно в соответствии с таможенным режимомреэкспорта уже после их выпуска для свободного обращения.
Уничтожение. К завершающим таможеннымрежимам отнесен таможенный режим уничтожения товаров. Новеллой в новом ТК РФявляется возможность помещения под этот таможенный режим товаров, которыеуничтожены в результате форс-мажорных обстоятельств.
Отказ от товара в пользу государства. Вотличие от положений ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ уровень принятия решения отоварах, которые не могут быть помещены под этот таможенный режим, поднят доПравительства РФ.
Четвертую группу таможенных режимовсоставляют специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлиннаяторговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы.
Временный вывоз. Как уже было ранееотмечено, таможенный режим временного вывоза прописан в отдельной главе ТК РФ.Использование этого таможенного режима по сути представляет собой льготу наобратный ввоз без уплаты таможенных пошлин, налогов, т.е. заранее заявленныйреимпорт. Срок обратного ввоза в отношении товаров, вывезенных с таможеннойтерритории в соответствии с таможенным режимом временного вывоза, неустановлен, за исключением тех товаров, которые в соответствии сзаконодательством РФ подлежат обратному ввозу. При невозвращении временновывезенных товаров бенефициар режима обязан изменить таможенный режимвременного вывоза на таможенный режим экспорта в целях валютного контроля. Вотношении таких товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин,исчисленных исходя из таможенной стоимости и ставок, действующих на деньпомещения товаров под таможенный режим. В целях предотвращения злоупотребленияданным режимом законодателем предусмотрено взимание процентов как за фактическипредоставленную отсрочку по уплате вывозных таможенных пошлин. Исключениесоставляют случаи изменения таможенного режима временного вывоза на экспорт вотношении природного газа, временно вывезенного для хранения в подземныхгазовых хранилищах за пределами таможенной территории РФ.
Беспошлинная торговля. В отношениитаможенного режима беспошлинной торговли установлены некоторые особенностиоткрытия магазина. Предпринимательская деятельность владельца магазинабеспошлинной торговли по новому ТК РФ осуществляется без включения в реестрлиц, осуществляющих деятельность в околотаможенной инфраструктуре. Новеллойявляется то, что российские поставщики по новому закону получили право навозмещение налога на добавленную стоимость в отношении российских товаров,которые подлежат продаже в магазине беспошлинной торговли. Перечень товаров,которые не могут быть помещены под таможенный режим беспошлинной торговли,определяет Правительство РФ.
Перемещение припасов. К специальнымтаможенным режимам отнесен режим перемещения припасов. Правовая регламентацияэтого режима в новом Кодексе предусматривает некоторые нюансы, а именно то, чтоторговля без цели потребления на борту во время следования по территории РФдопускается только на воздушных судах. На морских (речных) судах торговатьможно только за пределами таможенной территории.5
Завершают перечень специальныхтаможенных режимов иные специальные таможенные режимы. Под специальныетаможенные режимы помещаются товары, имеющие определенную целевуюнаправленность (ликвидация стихийных бедствий; обеспечение функционированияпосольств, консульств, а также официальных представительств РФ за рубежом;российские товары, перемещаемые между таможенными органами через территориюиностранного государства и т.п.).
Задача 3.
Рассчитать пошлину за вывозимые из Россиив Данию распиленные лесоматериалы из ясеня (код товара по ТН ВЭД 440799)объемом 400 м3, таможенной стоимостью 350 тыс. датских крон.
10 датских крон – 49, 2878 рублей
350000 датских крон – х рублей
х = 1725073 рублей
Данный товар облагается таможеннойпошлиной по комбинированной ставке, поэтому сначала рассчитаем пошлину поадвалорной ставке:
П адв =1725073хС/100%
П адв – сумматаможенной пошлины, которая исчисляется по адвалорной ставке, руб.
Сmруб–таможенная стоимость товара в рублях = 1725073 рублей
С – ставка таможенной пошлины,установленная в процентах к таможенной стоимости товара.
Определим таможенную пошлину поспецифической ставке, учитывая, что курс евро: 34,37 за 1 евро:
П = ВmхСех Ке= 400 х Се х 34,37=13748Се
П- сумма таможенной пошлины, исчисляемойпо специфической ставке, руб;
Вm– количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении =400м 3;
Се– ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара (специфическая ставка);
Ке- курс евро.Задача 4.
Рассчитать сумму таможенных платежей приввозе из Румынии натурального сливочного масла (код продукции 0405 10 1100) весом 400 кг, таможенной стоимостью 900 долларов США.
1 доллар – 29,1350 рублей
900 долларов – х рублей
х = 26221,5 рублей
Данный товар облагается таможеннойпошлиной по комбинированной ставке, поэтому сначала рассчитаем пошлину поадвалорной ставке:
П адв =26221,5 х С /100%
П адв – сумматаможенной пошлины, которая исчисляется по адвалорной ставке, руб.
Сmруб–таможенная стоимость товара в рублях = 26221,5 рублей
С – ставка таможенной пошлины,установленная в процентах к таможенной стоимости товара.
Определим таможенную пошлину поспецифической ставке, учитывая, что курс евро: 34,37 за 1 евро:
П = ВmхСех Ке= 400 х Се х 34,37=13748Се
П- сумма таможенной пошлины, исчисляемойпо специфической ставке, руб;
Вm– количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении =400 кг;
Се– ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара (специфическая ставка);
Ке- курс евро.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях от 30. 12. 2001 № 195 – ФЗ (ред. от 20. 08. 2004), принят ГД ФСРФ 20. 12. 2001. ( с изм. и доп., вступающими в силу с 1 окт. 2004 г.);
2. Постановление Правительства РФ от9 июля 2001 г. N 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов».СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3031.
3. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1067 «Об установлении таможенногорежима вывоза товаров для представительств Российской Федерации зарубежом».
4. Приказ ГТК РФ от 20.10.2003 № 1165«Об утверждении формы акта проведения личного досмотра».
5. Комментарий к Таможенному кодексуРоссийской Федерации / Отв. Ред. В.М. Орлов. – М.: 2004. – 736.