ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.Правовое регулирование таможенного дела в России
1.1 Правовые основы таможенного делав России
1.2 Таможенные режимы
Глава 2.Характеристика некоторых аспектов управления в области таможенных дел
2.1 Таможенные органы их система
2.2 Полномочия таможенных органов
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовойработы. ОбразованиеРоссийской Федерации как независимого государства существенно изменило подход крегулированию внешнеэкономической деятельности. Усилия последнего десятилетия вэтой области сводились к либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ипопыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу.
За последние годы Россияприсоединилась к ряду международных договоров по вопросам регулирования ВЭД;отменены административные ограничения выхода российских предприятий на внешнийрынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности.
Самым значительным шагомследует считать принятие Таможенного кодекса (2003 г.) и Законов РФ: «Отаможенном тарифе» (1993 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле»(2004 г.), «Об основах государственного регулирования внешнеторговойдеятельности» (2003 г.), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационныхмерах при импорте товаров» (2003 г.).
В законодательных идругих нормативных актах Российской Федерации определены роль и местотаможенных органов в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, втом числе внешнеторговой деятельности, сформулированы их функции и задачи,установлены основные принципы, методы и средства их выполнения, порядок деятельноститаможенных органов.
«Сформирована практическиновая правовая база таможенного дела, соответствующая общепризнанным мировымстандартам, предусматривающая прямое регулирование правоотношений в областитаможенного дела на основе норм Таможенного Кодекса РФ и в комплексе нормпрямого действия. В целях совершенствования деятельности таможенных органовРоссийской Федерации проделана большая работа по подготовке нормативнойправовой базы на основании Таможенного Кодекса РФ, практики и опыта применениямеждународного законодательства».
Объект: общественные отношения в сферетаможенного дела:
· отношения в сферетаможенной политики;
· отношения ипринципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров итранспортных средств;
· отношения,характеризующие статус таможенных режимов;
· отношения вобласти таможенно-тарифного регулирования;
· отношения в областивзимания таможенных платежей (федеральных таможенных доходов);
· отношения,связанные с таможенным оформлением;
· отношения вобласти таможенного контроля; восьмая – отношения в сфере таможеннойстатистики;
· отношения,возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил;
· отношения,связанные с нарушениями таможенных правил и ответственностью за них;
· отношения,возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил;
· отношения,связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
Предмет: совокупность методов и средствобеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов иограничений, установленных в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности,связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу.
Цель: исследование организациигосударственного управления в области таможенных дел.
Задачи курсовой работы:
1. Отразить правовыеосновы таможенного дела в России.
2. Рассмотретьтаможенные режимы.
3. Охарактеризоватьтаможенные органы и их систему.
4. Раскрытьсодержание функций таможенных органов.
Положения выносимые назащиту:
1.Конституция РФ являетсяосновным источником таможенного права.
2.Понятие «таможенныйрежим» устанавливает пределы прав физических и юридических лиц по распоряжениюнаходящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию РоссийскойФедерации или вывозимыми за ее пределы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ
1.1 Правовыеосновы таможенного дела в России
Под правовыми основамитаможенного дела в России понимаются «исходящие от органов государственнойвласти официально-документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли». К ихчислу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента иПравительства, министерств, государственных комитетов и других федеральныхорганов исполнительной власти. Нормы таможенного права содержатся также внекоторых актах региональных таможенных управлений. К его источникам можноотнести те международные договоры и соглашения в сфере таможенного дела,которые признает и в которых участвует Российская Федерация, – например,Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г., подписанноебольшинством стран СНГ. Вопрос же о соотношении источников национальноготаможенного права и международно-правового регулирования в сфере таможенногодела требует самостоятельного анализа.
Каждый из перечисленныхисточников таможенного права имеет свою специфику. Итак, Конституция РФ, будучиосновным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное числоюридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это,например, уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 74, в соответствии с которой на территорииРоссии «не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов икаких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовыхсредств»; п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым таможенное регулированиеотнесено к ведению Федерации. Однако многие конституционные нормы более общегохарактера также имеют отношение к таможенному праву. Это ч. 1 ст. 8 о поддержкеконкуренции и свободе экономической деятельности и ч. 2 ст. 8 о признании изащите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;ч. 1 ст. 34 о праве каждого на свободное использование способностей и имуществадля предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности; ч. 3 ст. 15, в соответствии с которой «любые нормативные правовыеакты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, немогут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
В соответствии сКонституцией РФ какие-либо ограничения перемещения товаров и услуг могутвводиться в соответствии с федеральным законом (а не каким-то иным правовымактом) и только в тех случаях, если это необходимо для обеспечениябезопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурныхценностей.
Следующий по значениюисточник таможенного права – законы. Среди них надо выделить: а) Таможенныйкодекс; б) другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права.
Иные законы как источникитаможенного права можно, в свою очередь, условно разделить на две группы:собственно таможенные законы, основное содержание которых составляют именнотаможенные вопросы, и законы, в которых содержатся нормы таможенного права. Кпервой группе относится Закон «О таможенном тарифе», ко второй – Закон «О вывозеи ввозе культурных ценностей».
Нормативные актыПрезидента и Правительства Российской Федерации. «При всей важности законов ониобъективно не в состоянии решить все вопросы, возникающие в связи с динамичнымхарактером таможенного дела. Собственно таможенные законы, имея фундаментальныйхарактер, рассчитаны на длительный срок действия. Решать задачи болееоперативного характера, обеспечить возможность чутко реагировать на возникающиевопросы призвано текущее нормативное регулирование таможенного дела. Важнейшуюроль в нем играют указы Президента РФ».
Примерами нормативныхуказов Президента РФ по вопросам таможенного дела могут служить Указ «Онеотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» от18 июля 1992 г., предусматривавший комплекс мер по установлению «таможеннойграницы с бывшими республиками Союза ССР, не подписавшими Соглашения о принципахтаможенной политики от 13 марта 1992 г. или не присоединившимися к нему», а такжепо укреплению и совершенствованию таможенной службы в Российской Федерации,включая вопросы об условиях труда, правовых и социальных гарантиях работниковтаможенной службы.
Правительство РФ такжеосуществляет нормотворчество в области таможенного дела. Оно издает по этимвопросам различные нормативные акты: постановления, распоряжения, утверждаетразличные правила и другие виды актов в данной сфере.
Нормативным является,например, постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации «Онеотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границеРоссийской Федерации» от 24 мая 1993 г. В нем таможенным органам совместно сорганами исполнительной власти субъектов РФ предписывалось «осуществлятьмероприятия по усилению таможенного контроля, определить зону таможенногоконтроля вдоль границы с государствами – республиками бывшего СССР; провестипереговоры с таможенными органами указанных государств по определению местрасположения таможенных пунктов пропуска на государственной границе РоссийскойФедерации». Решались вопросы развития таможенной инфрастуктуры, укреплениякадрами таможенных органов, в частности увеличения численности работниковтаможенных органов за счет внеплановых доходов таможенных органов.
Источниками таможенногоправа служат нормативные приказы Федеральной таможенной службе, издаваемые имположения, правила, инструкции, в некоторых случаях – методическиерекомендации, указания, распоряжения, информационные письма. В них нередко содержатсяпредписания общего характера, относящиеся к регулированию тех или иных сторон иучастков таможенного дела. «Иногда принимаются совместные Федеральнойтаможенной службы с министерствами финансов, экономики, внешних экономическихсвязей, другими федеральными органами исполнительной власти. В этих правовыхактах устанавливаются нормы и правила, значимые не только для таможенногорегулирования, но и для других областей, например для сферы финансовойдеятельности. Такие акты в равной мере обязательны для руководства и исполненияработниками, как таможенной системы, так и других соответствующих структурисполнительной власти, например Министерства финансов».
Таким образом, подправовыми основами таможенного дела в России понимаются исходящие от органов государственнойвласти официально-документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли. К их числуотносятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства,министерств, государственных комитетов и других федеральных органовисполнительной власти.
1.2 Таможенныережимы
Институт таможенныхрежимов включает совокупность обязательств и процедур, применяемых таможеннымиорганами к данному товару. Понятие «таможенный режим» устанавливает такжепределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в ихвладении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимымиза ее пределы. Подчеркнем и такой момент: это «совокупность таможенныхпроцедур, подлежащих применению к товарам, транспортным средствам и инымпредметам в зависимости от характера и цели их перемещения через таможеннуюграницу Российской Федерации».
В целях таможенногорегулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенныхрежимов:
1) основные таможенныережимы:
· выпуск длявнутреннего потребления;
· экспорт;
· международныйтаможенный транзит;
2) экономическиетаможенные режимы:
· переработка натаможенной территории;
· переработка длявнутреннего потребления;
· переработка внетаможенной территории;
· временный ввоз;
· таможенный склад;
· свободнаятаможенная зона (свободный склад);
3) завершающие таможенныережимы:
· реимпорт;
· реэкспорт;
· уничтожение;
· отказ в пользугосударства;
4) специальные таможенныережимы:
· временный вывоз;
· беспошлиннаяторговля;
· перемещениеприпасов;
· иные специальныетаможенные режимы.
Таможенный режимсвободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения поустановлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны(свободного склада).
Охарактеризуем некоторыеиз этих таможенных режимов.
Реимпорт — это «таможенныйрежим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ,ввозятся на нее в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов ибез применения к товарам запретов и ограничений экономического характера,установленных законодательством РФ».
Помещение товаров подтаможенный режим реимпорта допускается, если:
1) при вывозе стаможенной территории РФ товары имели статус товаров, находящихся в свободномобращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров;
2) товары заявлены ктаможенному режиму реимпорта в течение трех лет со дня вывоза с таможеннойтерритории РФ;
3) товары находятся в томже состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории РФ, кромеизменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убылипри нормальных условиях транспортировки, хранения или использования(эксплуатации);
4) за товары уплачены суммыввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащиевозвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.
Использование товаров запределами таможенной территории РФ в целях извлечения прибыли, а такжесовершение с ними операций, необходимых для обеспечения сохранности, включаяремонт (кроме капремонта и модернизации), техобслуживание и другие операции,необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания их всостоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории РФ,не препятствуют помещению товаров под таможенный режим реимпорта, заисключением случаев, когда операции по ремонту привели к увеличению стоимоститоваров по сравнению с их стоимостью на день вывоза.
При реимпорте товаровподлежат возвращению в федеральный бюджет:
1) суммы ввозныхтаможенных пошлин, налогов и (или) процентов с них, если таковые не взималисьлибо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ;
2) суммы внутреннихналогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо иликосвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров стаможенной территории РФ.
В случае, если при вывозереимпортируемых товаров взимались суммы вывозных таможенных пошлин, то возможенвозврат таможенными органами таких платежей при условии, что товары заявлены ктаможенному режиму реимпорта не позднее шести месяцев со дня вывоза за пределытаможенной территории РФ.
Реэкспорт — это «таможенныйрежим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ,вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозныхтаможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограниченийэкономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности».
При вывозереэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
Условия помещения товаровпод таможенный режим реэкспорта:
1) под таможенный режимреэкспорта помещаются иностранные товары, в том числе ввезенные на таможеннуютерриторию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности запретов на ввоз;
2) товары, выпущенные длясвободного обращения, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта ссоблюдением условий, предусмотренных ст. 242 ТК;
3) под таможенный режимреэкспорта могут быть помещены товары, ранее помещенные под другой таможенныйрежим, в целях завершения действия такого таможенного режима в порядке,установленном ТК;
4) федеральными законами,иными правовыми актами Российской Федерации и (или) международными договорамиРоссийской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаровпод таможенный режим реэкспорта.
Кроме вышеперечисленныхусловий, товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которыхустановлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефектылибо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономических сделок поколичеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаютсяпоставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенныйрежим реэкспорта, если:
1) товары неиспользовались и не ремонтировались в РФ, за исключением случаев, когдаиспользование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иныхобстоятельств, повлекших возврат товаров, с возвратом уплаченных суммтаможенных пошлин и налогов;
2) товары могут бытьидентифицированы таможенными органами;
3) товары вывозятся втечение 6 месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
В отношении иностранныхтоваров, заявленных к режиму реэкспорта, предоставляется освобождение от уплатыввозных таможенных пошлин, налогов или производится возврат уплаченных сумм,если такие освобождения или возврат предусмотрены при завершении действиятаможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможеннойтерритории РФ.
Уничтожение — это «таможенныйрежим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем безуплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов иограничений экономического характера, установленных в соответствии сзаконодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности».
Уничтожение товаровдопускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановленыв первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Не допускаетсяпомещение под этот таможенный режим следующих категорий товаров:
1) культурных ценностей;
2) видов животных ирастений, находящихся под угрозой исчезновения, кроме случаев пресеченияэпидемий и эпизоотий;
3) товаров, принятыхтаможенными органами в качестве предмета залога до его прекращения;
4) изъятых товаров илитоваров, на которые наложен арест в соответствии с законодательством РФ;
5) иных товаров, переченькоторых может устанавливаться Правительством РФ.
Уничтожение товаров недопускается, если:
1) может причинитьсущественный вред окружающей природной среде или представлять непосредственнуюлибо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей;
2) производится путемпотребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
3) может повлечь расходыдля государственных органов РФ.
«Срок уничтожения товаровустанавливается таможенными органами на основании заявления декларанта исходяиз времени, разумно необходимого для проведения операций по уничтожению данноговида товаров заявленным способом, и времени, необходимого для транспортировкитоваров из их местонахождения в место уничтожения. Место уничтоженияопределяется декларантом с учетом требований законодательства РФ об охранеокружающей среды».
Таможенный режимуничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказалисьуничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действиянепреодолимой силы.
Отходы, образовавшиеся врезультате уничтожения товаров и не вывезенные за пределы РФ или непереработанные в состояние, непригодное для их коммерческого пользования, рассматриваютсякак ввозимые иностранные товары и подлежат таможенному декларированию с уплатойввозных таможенных пошлин, налогов (как если бы они были ввезены на таможеннуютерриторию РФ в таком состоянии).
Временный вывоз – «таможенныйрежим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможеннойтерритории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределамиРоссийской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозныхтаможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограниченийэкономического характера, установленных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности».
При временном вывозетоваров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов непроизводится.
«Временный вывоздопускается при условии, что временно вывозимые товары могут бытьидентифицированы таможенными органами при их обратном ввозе (реимпорте), заисключением случаев, когда в соответствии с международными договорами РФдопускается замена временно вывезенных товаров товарами того же типа».
Срок временного вывозаустанавливается таможенными органами по заявлению декларанта исходя из цели иобстоятельств такого вывоза.
При невозвращениивременно вывезенных товаров уплачиваются суммы вывозных таможенных пошлин,исчисляемых исходя из таможенной стоимости товаров и (или) их количества при ихвывозе, а также ставок таможенных пошлин, действующих на день заявления товаровк таможенному режиму временного вывоза. С указанных сумм уплачиваются процентыпо ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, как если бы в отношении этихсумм была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенный режимвременного вывоза.
Временно вывозимые товарыусловно освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин.
В соответствии с пунктом4 ст. 256 Таможенного Кодекса РФ (далее – ТК РФ) допускается изменениетаможенного режима временного на иной таможенный режим (например экспорта,переработки вне таможенной территории) без фактического предъявления товаровтаможенному органу.
Таможенный режимвременного вывоза может быть завершен:
· обратным ввозомвременно вывезенных товаров (не позднее дня истечения срока временного вывоза);
· заявлениемвременно вывезенных товаров к иному таможенному режиму.
Переработка на таможеннойтерритории – «таможенный режим, при котором ввезенные товары используются натаможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработкитоваров) для целей операций при переработке товаров с полным условнымосвобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктовпереработки с таможенной территории РФ в определенный срок».
В отношении ввезенныхтоваров, перемещаемых под данный таможенный режим, применяются все запреты иограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ огосударственном регулировании ВЭД.
Статья 174 ТК содержитследующие условия помещения товаров под данный таможенный режим:
· переработка натаможенной территории допускается при наличии разрешения таможенных органов;
· переработка натаможенной территории допускается, если таможенные органы могутидентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки, за исключениемслучаев, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки,полученных в результате переработки товаров, эквивалентных ввезенным всоответствии со ст. 186 ТК;
· под таможенныйрежим переработки на таможенной территории могут помещаться иностранные товары,ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований иусловий, предусмотренных ТК.
Правительство РФ в правеопределять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается вотношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию,качеству и техническим характеристикам товары производятся в РФ, а такжеустанавливать количественные и стоимостные ограничения по допущению ввезенныхтоваров и проведению операций по переработке товаров в соответствии стаможенным режимом переработки на таможенной территории исходя из защиты интересовотечественных товаропроизводителей. Указанные запреты и ограничения вводятся вдействие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликованиясоответствующих актов Правительства РФ.
Статья 176 ТК РФперечисляет четыре вида операций по переработке товаров, которые могутприменяться, в том числе и в совокупности:
· собственнопереработку или обработку товаров (ввозится сырьевой товар, из которогоизготавливается товарная продукция, например пошив костюма из ввезенногоматериала);
· изготовлениеновых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров (ввозятсякомплектующие, из которых изготавливается конечный продукт, напримеравтомобиль);
· ремонт товаров, втом числе их восстановление. Замена составных частей, восстановление их потребительскихсвойств;
· переработкатоваров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его,даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки(операции, при которых осуществляется использование иностранных товаров,содействующих или облегчающих производство продуктов переработки, напримериспользование катализаторов, флюсов, электродов).
Основной сложностью приполучении разрешения на переработку товаров выступает, как правило, возможностьпроведения таможенными органами идентификации.
В качестве заявления напереработку товаров используется таможенная декларация о помещении товаров подтаможенный режим переработки на таможенной территории при условии, что приввозе товаров и последующем вывозе продуктов их переработки они предъявляютсяодновременно и декларируются одному и тому же таможенному органу в случае,если:
1) целью помещениятоваров под таможенный режим переработки на таможенной территории является ихремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;
2) таможенная стоимостьтоваров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории,не превышает 500 тысяч рублей;
3) под таможенный режимпереработки на таможенной территории помещаются остатки раннее ввезенныхтоваров в соответствии с п. 1 ст. 184 ТК.
Если в качестве заявленияна переработку товаров используется таможенная декларация, срок ее рассмотренияне должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленной п. 1 ст.359 ТК.
Полученное разрешениетаможенного органа на переработку товаров на таможенной территории действует втечение срока переработки товаров, который устанавливается исходя изпродолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого дляраспоряжения продуктами переработки (отходами и остатками).
Конкретный срокпереработки товаров определяется заявителем режима по согласованию с таможенныморганом. Предельный срок переработки товаров составляет два года.
Свободная таможенная зона– «таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используютсяв пределах особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога надобавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов иограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях,применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатойакциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотренонастоящей статьей в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых впортовой особой экономической зоне».
При помещении подтаможенный режим свободной таможенной зоны товаров, размещаемых и (или) используемыхв портовой особой экономической зоне, акциз не уплачивается.
Таможенный склад – «режим,при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взиманиятаможенных пошлин и налогов и применения к товарам мер экономической политики впериод хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии стаможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлениемльгот, предусмотренных ТК».
В ТК (ст. 42)предусмотрены условия помещения товаров под данный таможенный режим.
Под режим таможенногосклада могут помещаться любые товары, за исключением запрещенных к ввозу вРоссийскую Федерацию, вывозу из нее, а также иных товаров, перечень которыхможет Федеральной таможенной службой.
Товары, могущие причинитьвред другим предметам или требующие особых условий хранения, должны находитьсяв специально приспособленных помещениях.
Товары могут находиться врежиме таможенного склада в течение трех лет. Указанный срок для отдельныхкатегорий товаров может ограничиваться Федеральной таможенной службе РФ, а дляотдельных лиц – иными таможенными органами Российской Федерации. Срок хранениятоваров в режиме таможенного склада не может быть менее одного года.
По истеченииустановленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенныйрежим либо перевезен на склад временного хранения, владельцем которого являетсятаможенный орган Российской Федерации.
Регламентируютсяоперации, производимые с товарами, помещенными под режим таможенного склада.
Таким образом, в самомобщем виде таможенный режим – совокупность положений, определяющих статустоваров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границуРоссийской Федерации для таможенных целей.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКАНЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛ
2.1 Таможенные органыи их система
Указом Президента РФ от 9марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительнойвласти» Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России)преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Указ Президента РФот 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральныхорганов исполнительной власти» оставил без изменения правовой статус ФТСРоссии.
Таможенные органы РФ — это «государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельностьв сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительнойвласти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневнойпрактической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом».
Основным в деятельноститаможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфереорганизации перемещения товаров через таможенную границу, таможенногооформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществленияспециальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Таможенные органыосуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба этивида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельностьтаможенных органов проводится строго в рамках положений, определенныхтаможенным правом.
Важной отличительнойчертой таможенных органов является то, что действующим законодательством ониотнесены к числу правоохранительных органов.
В качествеправоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитети экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересыфизических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями иадминистративными правонарушениями в сфере таможенного дела.
«Таможенные органысоставляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственнойвласти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединенияне могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении имисвоих функций».
В соответствии со ст. 402ТК система таможенных органов включает:
1) федеральный органисполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящеевремя им является Федеральная таможенная служба (ФТС);
2) региональныетаможенные управления (РТУ);
3) таможни;
4) таможенные посты.
«Центральным органом,осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РоссийскойФедерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный вобласти таможенного дела, — Федеральная таможенная служба России. В его ведениинаходятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которымион руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурныеподразделения своего аппарата, а также через региональные таможенныеуправления, таможни, таможенные посты».
Согласно ПриказуМинистерства экономического развития и торговли РФ от 4 октября 2004 г.N 270 «О структуре таможенных органов Федеральной таможенной службы(региональных таможенных управлений и таможен)» «в рамках проведениямероприятий, направленных на реформирование федеральных органов исполнительнойвласти, в связи с преобразованием Государственного таможенного комитетаРоссийской Федерации в Федеральную таможенную службу и в целях формированияэффективной системы и структуры таможенных органов Российской Федерации реорганизовываетсяЦентральное таможенное управление путем присоединения к нему Центральнойтыловой таможни, Северо-Западное таможенное управление путем присоединения кнему Северо-Западной тыловой таможни».
Приказ Федеральнойтаможенной службы от 16 мая 2006 г. N 443 «О типовых структурахтаможенных органов Российской Федерации» утвердил типовые структурырегионального таможенного управления, таможни, оперативной таможни и таможенныхпостов.
Так, например, ПриказФедеральной таможенной службы от 23 сентября 2008 г. №1172 «Об утверждениитипового положения о подразделении по связям с общественностью региональноготаможенного управления» устанавливает, что «подразделение по связям собщественностью регионального таможенного управления (далее — подразделение)является самостоятельным структурным подразделением регионального таможенногоуправления (далее — РТУ)».
Подразделение решаетвозложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии соструктурными подразделениями РТУ через специалистов по связям с общественностьютаможен и должностных лиц таможен, ответственных за взаимодействие с деловымикругами в зоне деятельности РТУ, а также во взаимодействии с федеральными итерриториальными органами исполнительной власти, правоохранительными иконтролирующими органами. Подразделение осуществляет свою деятельность всоответствии с планами работы РТУ и УСО.
Приказ Федеральнойтаможенной службы от 12 января 2005 г. N 7 «Об утверждении Общегоположения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне»определяет, что «таможня является таможенным органом, входящим в единуюфедеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации иобеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельноститаможни в пределах установленной компетенции».
Регион деятельноститаможни определяет ФТС России.
Таможня в своейдеятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениямиПрезидента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями ПравительстваРоссийской Федерации, международными договорами Российской Федерации,нормативными правовыми актами Банка России, иными нормативными правовыми актамив области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, атакже настоящим Положением.
Таможню возглавляетначальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителемФТС России. Начальник таможни имеет заместителей, назначаемых на должность иосвобождаемых от должности руководителем ФТС России по представлению начальникатаможни. Таможня создается, реорганизовывается и ликвидируется ФТС России.
Таможня являетсяюридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображениемГосударственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иныепечати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые всоответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом внесенных взаконодательство новелл, представляем новую структуру таможенных органовРоссийской Федерации (региональных таможенных управлений и таможен)
К таможенным органам,непосредственно подчиненным Федеральной таможенной службе относятся:
· Дальневосточноетаможенное управление;
· Приволжскоетаможенное управление;
· Северо-Западноетаможенное управление;
· Сибирскоетаможенное управление;
· Уральскоетаможенное управление;
· Центральноетаможенное управление;
· Южное таможенноеуправление;
· Специализированныерегиональные таможенные управления;
· Региональноеоперативно-поисковое управление;
· Региональноетаможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможеннойинфраструктуры;
· Региональное таможенноеуправление организации силового обеспечения;
· Центральноеэкспертно-криминалистическое таможенное управление;
· Специализированныетаможни;
· Шереметьевская;
· Домодедовская;
· Центральнаябазовая;
· Центральнаятаможня (Кинологический центр ФТС России);
· Центральнаяэнергетическая;
· Внуковская;
Дальневосточноетаможенное управление включает в себя 16 таможен. Приволжское таможенномууправлению включает в себя 17 таможен. Сибирское таможенному управлениювключает в себя 18 таможен. Уральскому таможенному управлению включает в себя 8таможен. Южное таможенное управление включает в себя 20 таможен.
Таким образом, структуру,штатную численность таможни утверждает ФТС России. Таможня осуществляет своюдеятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководствомРТУ. Организацию, контроль и координацию деятельности таможни осуществляет РТУ.Отдельные таможни могут находиться в непосредственном подчинении ФТС России.Компетенция отдельных таможен определяется ФТС России
2.2 Функции таможенныхорганов
Законодательство РФпредусматривает меры, направленные на обеспечение деятельности таможенныхорганов. В статье 418 Таможенного кодекса указано, что «материально-техническоеобеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средствфедерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством РФ».В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов длясовершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временногохранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных ТК,материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в частипредоставления средств связи и оргтехники осуществляется владельцами указанныхобъектов на основании договора.
В случае гибелидолжностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебныхобязанностей семье погибшего и его иждивенцам выплачивается единовременноепособие в размере 10-кратного годового денежного содержания погибшего попоследней занимаемой им в таможенных органах должности. Несовершеннолетнимиждивенцам погибшего дополнительно выплачивается ежемесячное пособие в размересреднемесячного заработка погибшего по последней занимаемой им должности донаступления совершеннолетия или появления самостоятельного источника дохода, аучащимся дневных отделений учреждений среднего профессионального, высшегопрофессионального образования — до окончания учебы. Иным иждивенцам назначаетсяпенсия по случаю потери кормильца в размере среднемесячного заработкапогибшего.
При получении должностнымлицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесныхповреждений, исключающих для него возможность в дальнейшем заниматьсяпрофессиональной деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременноепособие в размере 5-кратного годового денежного содержания по последнейзанимаемой им в таможенных органах должности, а также в течение 10 лет — разница между размером его среднемесячного заработка по последней занимаемойдолжности и размером пенсии.
При нанесениидолжностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений емувыплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных заработков.Ущерб, причиненный имуществу должностного лица таможенного органа или егоблизкого родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебныхобязанностей, возмещается в полном объеме.
Выплата пособий ивозмещение ущерба, причиненного имуществу, производятся из средств федеральногобюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. Решение о выплатепособий принимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшегона основании приговора суда или постановления следственных органов либопрокурора о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительногоследствия. Должностные лица таможенных органов подлежат обязательномугосударственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 419 ТК «земельныеучастки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, представляютсяв порядке отвода земель для государственных нужд в соответствии с земельнымзаконодательством РФ. Земельные участки, отведенные для размещения объектовтаможенных органов, представляются этим органам в постоянное (бессрочное)безвозмездное пользование».
Документы и материалы,содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, отактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности,подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательствомРФ.
Защита государственной,банковской и налоговой тайны и конфиденциальной информации в таможенных органахобеспечивается в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 421ТК для обеспечения деятельности таможенных органов федеральный органисполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, создает всоответствии с законодательством РФ таможенные лаборатории,научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего,профессионального и дополнительного образования, печатные издания,информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также имеет введении государственные унитарные предприятия, деятельность которыхспособствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
«Имущество таможенных органов,учреждений и государственных унитарных предприятий таможенных органов находитсяв федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляетсяфедеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенногодела, в соответствии с законодательством РФ».
Правовое положение ФТСРоссии в системе таможенных органов определяется Федеральным законом от 29 июня2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные актыРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательныхактов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованиюгосударственного управления» и Положением о ФТС России, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г.
Федеральная таможеннаяслужба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим всоответствии с законодательством Российской Федерации функции:
1) по контролю и надзорув области таможенного дела;
2) агента валютногоконтроля;
3) специальные функции поборьбе с контрабандой, иными преступлениями и административнымиправонарушениями.
При этом таможеннаяслужба осуществляет:
1) ведение Реестров лиц,осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
2) ведение Реестра банкови иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантийуплаты таможенных платежей;
3) ведение таможенногоРеестра объектов интеллектуальной собственности;
4) аннулированиеквалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;
5) выдачу лицензий научреждение свободного склада.
Кроме вышеперечисленноготаможенная служба:
· ведет таможеннуюстатистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
· информирует иконсультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участниковвнешнеэкономической деятельности;
· осуществляет впределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещениемтоваров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
· осуществляетпроизводство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение такихдел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административныхправонарушениях;
· осуществляетдознание и производство неотложных следственных действий в соответствии суголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
· осуществляет всоответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскнуюдеятельность;
· осуществляет вустановленном порядке разработку и создание используемых таможенными органамиинформационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
· осуществляетфункции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета,предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
· обеспечивает впределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
· рассматриваетжалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностныхлиц и др.
По согласованию сМинистерством экономического развития торговли Российской Федерации Федеральнаятаможенная служба имеет право:
· создавать,реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированныетаможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями,для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либосовершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
· определять региондеятельности таможенных органов;
· утверждать общиеили индивидуальные положения о таможенных органах.
Федеральная таможеннаяслужба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельностинормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральнымизаконами, указами Президента Российской Федерации и постановлениямиПравительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственнымимуществом и оказанию платных услуг.
Таким образом, таможенныеорганы составляют единую федеральную централизованную систему. Иначе говоря,все виды таможенных органов подчиняются как непосредственно вышестоящему, так ииным вышестоящим таможенным органам вплоть до ФТС. Таможенные органы независимыот государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления, а также от общественных объединений, коммерческих организаций ииных юридических лиц. последние не вправе вмешиваться в деятельность таможенныхорганов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе намибыли исследована организация государственного управления в области таможенныхдел.
Правовые основытаможенного дела в России понимаются исходящие от органов государственнойвласти официально-документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли. К их числуотносятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства,министерств, государственных комитетов и других федеральных органовисполнительной власти. Нормы таможенного права содержатся также в некоторыхактах региональных таможенных управлений. К его источникам можно отнести темеждународные договоры и соглашения в сфере таможенного дела, которые признаети в которых участвует Российская Федерация, – например, Соглашение о принципахтаможенной политики от 13 марта 1992 г., подписанное большинством стран СНГ.Вопрос же о соотношении источников национального таможенного права и международно-правовогорегулирования в сфере таможенного дела требует самостоятельного анализа.
Институт таможенныхрежимов включает совокупность обязательств и процедур, применяемых таможеннымиорганами к данному товару. Понятие «таможенный режим» устанавливает такжепределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в ихвладении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимымиза ее пределы. Подчеркнем и такой момент: это совокупность таможенных процедур,подлежащих применению к товарам, транспортным средствам и иным предметам взависимости от характера и цели их перемещения через таможенную границуРоссийской Федерации.
В настоящееГосударственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован вФедеральную таможенную службу. Его функции по принятию нормативных правовыхактов в таможенной сфере переданы Министерству экономического развития иторговли Российской Федерации, а в части, касающейся таможенных платежей, — Министерству финансов Российской Федерации.
Таможенные органы РФ — это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность всфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительнойвласти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневнойпрактической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.
В качествеправоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитети экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересыфизических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями иадминистративными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Федеральная таможеннаяслужба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим всоответствии с законодательством Российской Федерации функции:
1) по контролю и надзорув области таможенного дела;
2) агента валютногоконтроля;
3) специальные функции поборьбе с контрабандой, иными преступлениями и административнымиправонарушениями.
По первому положению: «Конституция РФ является основнымисточником таможенного права».
Конституция РФ, будучиосновным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное числоюридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это,например, уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 74, в соответствии с которой на территорииРоссии «не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов икаких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовыхсредств»; п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым таможенное регулированиеотнесено к ведению Федерации. Однако многие конституционные нормы более общегохарактера также имеют отношение к таможенному праву.
По второму положению: «Понятие «таможенный режим»устанавливает пределы прав физических и юридических лиц по распоряжениюнаходящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию РоссийскойФедерации или вывозимыми за ее пределы».
Институт таможенныхрежимов включает совокупность обязательств и процедур, применяемых таможеннымиорганами к данному товару. Понятие «таможенный режим» устанавливает такжепределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в ихвладении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимымиза ее пределы. Подчеркнем и такой момент: это «совокупность таможенныхпроцедур, подлежащих применению к товарам, транспортным средствам и инымпредметам в зависимости от характера и цели их перемещения через таможеннуюграницу Российской Федерации» .
ЛИТЕРАТУРА
1. КонституцияРоссийской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. //Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Таможенный кодексРоссийской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ// Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2066.
3. Федеральный законот 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»// Российская газета от 17 декабря 2003 г. N 253.
4. Федеральный законот 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых икомпенсационных мерах при импорте товаров»//Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4851.
5. Федеральный законот 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности»//Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4850.
6. Федеральный законот 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений внекоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившимисилу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи сосуществлением мер по совершенствованию государственного управления»//Собраниезаконодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2711.
7. Закон РФ 21 мая1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе»// Ведомости Съезда народныхдепутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 10июня 1993 г. N 23 ст. 821.
8. Закон РФ от 15апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурныхценностей»//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФот 29 июля 1993 г. N 20 ст. 718.
9. Указ ПрезидентаРФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органовисполнительной власти»//Собрание законодательства Российской Федерации от15 марта 2004 г. N 11 ст. 945.
10. Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г.N 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в РоссийскойФедерации»//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФот 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1824.
11. Постановление Правительства РФ от 21августа 2004 г. N 429 «Вопросы Федеральной таможеннойслужбы»//Собрание законодательства Российской Федерации от 30 августа 2004г. N 35 ст. 3637.
12. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 24 мая 1993 г. N 486 «О неотложных мерах по усилениютаможенного контроля на государственной границе РоссийскойФедерации»//Собрание актов Президента и Правительства РФ от 31 мая 1993г., N 22, ст. 2030.
13. Приказ Министерства экономическогоразвития и торговли РФ от 4 октября 2004 г. N 270 «О структуретаможенных органов Федеральной таможенной службы (региональных таможенныхуправлений и таможен)»// Правовая информационная система «Гарант». Посостоянию на 22 августа 2009 года.
14. Приказ Федеральной таможенной службыот 16 мая 2006 г. N 443 «О типовых структурах таможенных органовРоссийской Федерации»// Правовая информационная система «Гарант». Посостоянию на 22 августа 2009 года.
15. Приказ Федеральной таможенной службыот 23 сентября 2008 г. N 1172 «Об утверждении типового положенияо подразделении по связям с общественностью регионального таможенногоуправления»// Правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 22августа 2009 года.
16. Приказ Федеральной таможенной службыот 12 января 2005 г. N 7 «Об утверждении Общего положения орегиональном таможенном управлении и Общего положения отаможне»//Российская газета от 8 апреля 2005 г. N 72.
17. Бахрах Д.Н. Административное правоРоссии: Учебник для вузов. — М.: «Норма», 2002.
18. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курсадминистративного права Российской Федерации. В 3-х ч.: Учебник для вузов.- М.:«Проспект», 2004.
19. Гуев А.Н. Постатейный комментарий кТаможенному кодексу Российской Федерации. — М.: Дело, 2004.
20. Гуменюк Е.В. Правовая основатаможенно-тарифного регулирования// Российская юстиция, 2006, N 8.
21. Новиков А.Б. Концепция«сервисной таможни» в системе административной реформы в РоссийскойФедерации// Законодательство и экономика, 2006, N 10.
22. Таможенное право: учебник для вузов(под общ. ред. Андриашина Х.А.). — ЗАО «Юстицинформ», 2006 г.
23. Тихомиров Ю.А. Административное правои процесс. Полный курс. Второе издание. М., 2005.
24. Трошкина Т.Н. Таможенный кодексРоссийской Федерации в вопросах и ответах. — ООО «Новая Правоваякультура», 2004.