Реферат по предмету "Педагогика"


Использование компьютера при подготовке к уроку

Задание
На выпускную (курсовую) работу слушателя группы №508
Смирнова Андрея Владимировича
1. Тема работы: Использование компьютера при подготовке куроку
2. Срок сдачи законченной работы с рецензией ноябрь 2006 г.
3. Требуется разработать условия, факторы, способы,формирования у учащихся интереса к теме, основные принципы, особенности,сущность пед. технологий.
4. Отчет должен содержать Введение, теоретическую часть,практическую часть, приложение, список литературы.
5. Перечень иллюстрационного материала
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Консультанты по разделам работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Дата выдачи задания 19.05.2006 г.
Руководитель _____________________________
Задание принял к исполнению _______________

План
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Структура учебной деятельности при компьютерномобучении
1.2 Принципы компьютерного обучения
1.3 Компьютерные технологии обучения
1.4 Трудности на пути внедрения компьютерных технологий вучебный процесс
1.5 Подготовка преподавателя куроку
2. Разработка плана урока по механизации с/х дляспециальности «Хозяйка усадьбы»
2.1 План урока
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современный период развития цивилизованного общества поправу называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода являетсятот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественногопроизводства, повышающим его эффективность и наукоёмкость, становится сбор,продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации,осуществляемые на базе современных информационных технологий.
Одним из главных направлений процесса информатизациисовременного общества становится информатизация образования, обеспечивающаяширокое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленныхна интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения,совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающихпереход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умениемсамостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров иинформационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методыи организацию учебного процесса по различным дисциплинам. В конце 90-х годов вобразование входят мультимедийные компьютеры, такие программные продукты, каккомпьютерные энциклопедии, электронные книги, справочники по литературе,живописи, музыке. Это создает возможности гуманитаризации образования. Сразвитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения,способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие,происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей ккоммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской работы; культурыучебной деятельности; интенсификация учебно-воспитательного процесса, повышениеего эффективности и качества. Существуют различные возможности использованиякомпьютеров в учебном процессе:
Организация учебного процесса (подготовка расписания,электронных документов, баз данных по учащимся, учителям, родителям и т.д.);
Подготовка учебных пособий.
Обучение пользователей ПК для решения прикладных задач,обучения основам программирования, дизайна, компьютерному моделированию.
Компьютерное обучение основам наук с помощью специально разработанныхпрограмм. Недостатки — игнорирование принципа доступности.
Компьютерный контроль знаний учащихся. Контролирующиепрограммы совмещаются с обучающимися. Главный недостаток — несоответствиепредъявляемых учащемуся требований уровню его подготовки. Это может создать«ситуацию неуспеха» и снизить мотивацию к учению.
Использование компьютера для получения и работы синформацией из сети Интернет.
Учитель в информационном обществе перестает выступать передсвоими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается впосредника, который облегчает ее получение. Фундаментальной характеристикойразвития человеческой цивилизации является получение, накопление, обработка ипотребление информации. В информатизированном обществе без овладения начальнойкомпьютерной грамотностью и умения использовать, компьютерные средства длярешения определенных задач, немыслима реализация творческого потенциалачеловека в современной науке, культуре, производстве, деловых и иных сферахжизни. Современное общество характеризуется, с одной стороны, нестабильностью,быстрой изменчивостью и трудной предсказуемостью, с другой, все большей «открытостью»,взаимопроникновением накопленных знаний и опыта.
1. Теоретическая часть1.1 Структура учебной деятельности при компьютерномобучении
В отечественной педагогике учение рассматривается какпроцесс, главными компонентами которого являются знания и действия. Такоепонимание процесса учения восходит еще к Я.А. Каменскому, который определилзнания частично как чувственные представления, а главным образом — как понятияи их системы, описывающие объекты и явления в их общих внешних свойствах,связях, и объясняющие их сущность. И.Ф. Гербарт учение считал первой ступенью,следом за которым шло развитие, совершенствование общих познавательныхпроцессов. Под учением, как и многие основатели психологии и педагогики, Л.С. Выготскийпонимал приобретение знаний, умений и навыков, а под развитием — приобретениеобщих качеств и способностей. Определение деятельности наиболее четко дал И.И. Ильясов:«Деятельность — обозначение процессов взаимодействия человека и общества собъектами действительности». Процесс учения рассматривался как процессуправления деятельностью, компонентами которого являются объекты воздействия,акты его преобразования, а также продукт, условия и средства преобразования. П.Я.Гальперин ввел теорию поэтапного формирования умственных действий. Предметомусвоения в процессе обучения при этом считается действие. Знания включаются вовсе компоненты действия. В.В. Давыдов трактует учение как овладение способамиперехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, от модели кобъекту и обратно. Детализация структуры и состава знания и действия позволяетучесть все приведенные компоненты в содержании учебной программы, повышая темсамым эффективность компьютерного обучения.
Основным в процессе обучения перечисленные теоретики считаютусвоение знаний. Процесс усвоения знаний, согласно положениям Н.Ф. Талызиной иП.Я. Гальперина, осуществляется в шесть этапов:
1) мотивация;
2) уяснение схемы ориентировочной основы действия;
3) выполнение действия в материализованной форме (т.е. действияс объектами, представленными в виде знаков, схем, моделей);
4) выполнение действия в громкой речи;
5) выполнение действия в речи про себя;
6) выполнение действия в умственной форме (оперируя образамии понятиями, без участия внешних знаков и форм).
Суммируя наиболее известные, кратко описанные выше теории,можно выделить следующие виды (этапы) деятельности, связанные с усвоениемучебной информации при компьютерном обучении.
1. Эмпирическая деятельность как этап восприятия:
отражение фона, заполняющего поле экрана дисплея;
концентрация внимания и отражение отдельных единичныхобъектов на фоне;
отражение выделенных единичных объектов и конкретнойситуации;
отражение конкретной ситуации в комплексе.
2. Эвристическая деятельность по распознаванию ситуации:
абстрагирование от конкретности, в которой представленаситуация, создание знаковой модели;
поиск алгоритма преобразования модели для решенияпоставленной задачи, привлечение имеющихся знаний.
3. Репродуктивная деятельность по преобразованию модели иполучению нового знания.
преобразование модели по избранному алгоритму;
интерпретация результатов преобразования, оценка адекватностиполученной модели имеющимся у обучаемого знаниям;
оценка адекватности решения поставленной задаче.
Практическая деятельность, связанная с отработкой навыка:
закрепление умения в подобных ситуациях;
формирование умения в необычных ситуациях;
формирование ассоциативных умений в необычных ситуациях.
Последний вид (этап) практической деятельности относится квоспитанию стратега, который для решения данной конкретной задачи будетиспользовать весь арсенал имеющихся знаний и умений, искать похожие ситуации, т.е.ассоциации.
Все виды деятельности, независимо от конкретного содержания,включают следующие компоненты:
потребности и мотивы,
задачи,
действия,
операции.
Особенности компьютера как инструмента человеческойдеятельности, заключаются в обеспечении доступа к большим объемам информации иее переработке, усилении познавательно-исследовательских возможностей человека,организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности исоздании новой человеко-машинной коммуникативной системы.
Компонентами учебной деятельности при компьютерном обученииявляются:
учебная задача,
система учебных действий,
моделирование содержания объектов усвоения,
преобразование модели,
действия самооценки и контроля.
Учебную задачу ставит учитель. Поскольку компьютер неспособенна эмоции, при постановке задачи, разъяснении методов ее решения и контроляпутей решения учащегося, необходимо особое внимание уделять мотивации, имея,наряду с традиционным учебным планом (или сценарием программы) мотивационныйплан. Тактика мотивации, состоящая в подбадривании, похвале, вызове насоревнование и т.п., увязывается с решениями, создающими условия для стимуляцииучебы. При компьютерном обучении необходимо определять мотивационное состояниеобучаемого, реагировать с целью мотивации на действия рассеянных, менееуверенных или недовольных учащихся, а также поддерживать тонус ужемотивированных обучаемых. Структура мотивационной основы деятельностиобучаемого отражает перечисленные компоненты учебной деятельности, представляяих как этапы обучения.
На первом — сосредоточении внимания на учебной ситуации — необходимо дать обучаемому информацию об актуальности и практической значимоститемы, заинтересовать, развить стремление к получению нового знания.
На втором — конкретизировать вопросы, помогающие овладениюспособами рациональной учебной деятельности, развивающие теоретическое мышление.
На третьем этапе — выборе решения — необходимо создатьиндивидуальную установку на данную деятельность.
На четвертом последнем этапе, когда обучаемый нуждается воценке и корректировке действий, ему необходимо предоставить возможность выборавида помощи, выдавать эту помощь в доброжелательной форме, выдавать, в случаезатруднений, дополнительные задачи, алгоритмические предписания по их решению имотивационные указания.
Исследование показало, что наиболее эффективной формойкомпьютерного обучения является «учитель-компьютер-группа учащихся». Эффективнасовместная деятельность, осуществляемая в педагогике сотрудничества. Прииспользовании компьютера как средства обучения можно выделить следующие типызадач: уже имеющиеся дидактические задачи, в которых повышается эффективностьих решения за счет использования справочных и экспертных систем в обучении; организацияконтроля и тренировки при сохранении традиционной формы обучения; новыедидактические задачи, например, имитация эксперимента; моделирование содержанияобъектов усвоения.
 1.2 Принципы компьютерного обучения
Информационные технологии обучения должны разрабатываться сучетом классических дидактических принципов. Компьютерное обучение определилодва новых принципа: индивидуализации обучения и активности. Восновном, технология компьютерного обучения исследовалась в двух направлениях: визуализации(обеспечения наглядности) учебного содержания и алгоритмизации учебнойдеятельности. Однако, рассмотрение структуры самой дидактики как совокупноститеорий дидактических принципов, учебных методов, учебных программ и общейсистемной теории учебника, позволяет в каждом элементе структуры определить какобщее так и частное, относящееся к информационной технологии обучения. Во-первых,как уже отмечалось ранее, информационная технология обучения является новойметодической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а каксубъект обучения, а компьютер — как средство обучения. Обучаемый переходит вновую категорию потому, что по форме компьютерное обучение являетсяиндивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике,реализованной в обучающей программе. Компьютер как средство обучения являетсябеспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе каксредство, инструмент обучения, так и субъект — учителя. Изменение ролевойобстановки ведет к значительному пересмотру теории обучения. Появилась необходимостьразработки теории дидактической технологии, являющейся частью информационнойтехнологии обучения.
Рассмотрим последовательно основные дидактические принципы. Научностьопределяет содержание, требует включения в него не только традиционных научныхзнаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а такжевопросов перспектив ее развития. При этом способы усвоения учебного материаладолжны быть адекватны современным научным способам познания. Системный подход кизложению учебного материала, его структурирование и выделение основных понятийи связей между ними, как раз и является как основой для разработки содержаниякомпьютерной обучающей программы, так и одним из методов современного научногопознания. Как показано в предыдущем параграфе данной работы, виды учебнойдеятельности, осуществляемой при усвоении содержания при компьютерном обученииотражают основные моменты научного познания. Само содержание приструктурировании и выделении различных уровней сложности усвоения учащимсяпозволяет включать не только те темы, которые обеспечивают обязательныйминимальный уровень знания, но, во-первых, рассматривать более широкие понятияданного учебного предмета, расширять кругозор учащегося, делать его знанияболее фундаментальными, а, во-вторых, связывать эти понятия с другимипредметами, изучая их во взаимосвязи и строя, тем самым, более полную и научнуюкартину мира. Использование экспертных систем выводит обучение на новыйкачественный виток, позволяет практически в любом учебном заведении, оснащеннымкомпьютерами, независимо от его местоположения, использовать методический инаучный опыт экспертов высшей квалификации. Таким образом, научность содержанияобеспечивается самой информационной технологией обучения.
Принцип доступности при компьютерном обучении переходит отпринципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы учащихся илидля некоторого усредненного учащегося данного возраста, в принципиндивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения целиобучения. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагаетналичие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса,оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач,постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивациюобучаемого. Доступность при компьютерном обучении играет роль фильтрасодержания, светофора процесса обучения и, в конечном счете, обеспечиваетдостижение цели обучения учащимися с различной начальной подготовкой.
Наиболее широко рассмотрен в литературе, применительно ккомпьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также «интерактивнойнаглядностью». Если в традиционном понимании под наглядностью понималасьпрежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегосяувидеть в какой-либо форме предмет или явление, произвести с ним минимальныеманипуляции, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, чтоне всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точныхприборов. Более того, с представленными в компьютерной форме объектами можноосуществить различные действия, изучить их не только статичное изображение, нои динамику развития в различных условиях. При этом компьютер позволяет каквычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, так ирассмотреть его в деталях. Различные формы представления объекта могут сменятьдруг друга и по желанию обучаемого, и по команде программы, чередуя илииспользуя одновременно образное, аналитическое, языковое представления. Этопозволяет, согласно задачам обучения, как уплотнить информацию об изучаемомобъекте, так и расширить ее. Процессы, моделируемые компьютером, могут бытьразнообразными по форме и по содержанию, относиться к физическим, социальным,историческим, экологическим и другим процессам. Принцип наглядности подвергся винформационных технологиях обучения значительной дифференциации. При отражениичувственного объекта не следует увлекаться «натурализмом», впрограмме должна быть представлена не любая модель, а только та, котораяспособствует реализации дидактических целей данной обучающей программы; модель,содержащуюся в программе, следует предъявить в форме, позволяющей наиболеечетко раскрыть существенные связи и отношения объекта; существенные признаки,связи и отношения модели должны быть в программе адекватно зафиксированыцветом, миганием, звуком и т.д. Наглядность, обеспечиваемая компьютером,позволяет говорить о новом мощном инструменте познания — когнитивнойкомпьютерной графике, которая не только представляет знания в видеобразов-картинок и текста, а также позволяет визуализировать те человеческиезнания, для которых еще не найдены текстовые описания, или которые требуютвысших ступеней абстракции.
Принцип систематичности и последовательности связан как сорганизацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по егоусвоению. Как отмечалось в предыдущем параграфе, компьютерное обучениехарактеризуется последовательностью специфических действий, часть которыхприсуща обучению в любых формах, а часть — только компьютерному. Такимидействиями, например, являются восприятие информации с экрана дисплея, работа взнаковых моделях, ввод ответа с клавиатуры. Для обеспечения принципапоследовательности учащемуся в начале сеанса компьютерного обучения полезнодать ориентировочную основу действия, сформулировать цель обучения. Независимоот сложности и длины пути, приводящего обучаемого к цели, это происходитсистематично и последовательно. Понятие последовательности получило свой смыслв информационных технологиях обучения, под последовательностью как раз ипонимается очередность выдачи учебных фрагментов обучающей программой,построение и корректировка наиболее эффективной последовательности присамостоятельной работе обучаемого в интеллектуальных учебных средах. Взависимости от содержания учебного материала, последовательности предоставлениязнаний обучаемому могут строиться либо по индуктивному, либо по дедуктивномуметоду. Само представление знаний в информационных технологиях обученияобеспечивает дидактический принцип систематичности.
Принцип сознательности обеспечен в компьютерном обученииметодикой организующей стратегии, которой отдается предпочтение в современныхинформационных технологиях обучения. Эта методика, описанная в зарубежныхпсихолого-педагогических теориях компьютерного обучения, направлена навоспитание стратега, который рассматривает предметы и явления в их взаимосвязи,самостоятельно изучает материал, дополняя полученные в учебном заведении знания.Для реализации принципа сознательности обучаемому сообщаются цели и задачиобучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах ее осуществления.Успешность реализации принципа сознательности зависит от теоретического уровнякурса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей.
Информационные технологии обучения потребовали введения,обоснования и раскрытия еще одного общего принципа, который, хотя иприсутствовал всегда в процессе обучения, но не являлся основополагающим. Речьидет о коммуникации, организации диалога между обучаемым и обучающим, в данномслучае между компьютером и учащимся. Этот новый, присущий только компьютерномуобучению принцип можно назвать принципом когнитивности коммуникации.
 1.3 Компьютерные технологии обучения
Компьютерные обучающие системы также называют интерактивными(диалоговыми). Можно перечислить множество учебных ситуаций, в которыхпартнеры, участвующие в различных формах диалога, обмениваются различнымитипами знаний и сведениями. Сведения, пока они не осмыслены и не включены всоответствующую понятийную структуру, еще не являются знаниями учащегося. Такойпроцесс обычно включает координацию и синхронизацию обмена информацией,используя согласующие договоры и процедуры.
Диалог — это форма общения, характерными особенностямикоторого являются смешанная человеко-машинная инициатива, предвидение намеренийпользователя и возможность сотрудничества с системой. Взаимодействие неограничивается парой «вопрос-ответ», т.к содержание взаимодействия распознаетсяи становится ясным в ходе более или менее сложного обмена высказываниями. Впроцессе диалога происходит понимание того, что хочет, что знает и чтопредполагает сделать говорящий, благодаря этому, а также неосознанномусотрудничеству, получают сложные ответы, которые к тому же отвечают наневысказанные вопросы. Именно правильное взаимное понимание партнеров диалогапри компьютерном обучении привело к введению принципа когнитивностикоммуникации при рассмотрении информационных технологий как методическойсистемы. Диалог человека и компьютера имеет ряд особенностей, его можноопределить как обмен информацией между вычислительной системой и пользователем,проводимый с помощью интерактивного терминала и по определенным правилам. Информацияпередается в виде сообщений. Сообщения бывают следующих типов:
подсказка (осуществляет компьютер, инициирует выполнениенекоторого действия пользователя);
сообщение об ошибке;
сообщение о состоянии системы;
справочная информация.
По своей форме сообщения могут иметь вид текста илиизображения.
Эффективное представление уроков на экране является одним изцентральных вопросов компьютерного обучения. В большинстве публикацийописывается ход урока и логическая последовательность фрагментов (их содержание),дающие наилучший обучающий эффект. Очень незначительное внимание уделяетсявопросам оптимальной планировки каждого предъявляемого обучаемому экрана. Дажев литературе, описывающей вид печатных документов, показано, как внешний виддокумента влияет на скорость понимания его содержания (и скорость заполнения,если речь идет о бланках). Рассматриваемая проблема включает следующие вопросы:
какое количество текста следует выдавать на экран;
требуется ли выравнивать текст, т.е. обрамлять одинаковымиполями;
из каких соображений размещать различные блоки информации наэкране;
каково соотношение эффективностей различных путей выдачиинформации на экран и что является преимущественным;
как использовать цвет;
как лучше предоставлять обучаемому сведения о возможностяхкурса.
Перед выдачей обучаемому изображения необходимо позаботитьсяо виде каждой строки, каждого слова и даже каждого символа текста. Главнымздесь является ясность сообщения, выдаваемого обучаемому. Сообщение в целомможно охарактеризовать четырьмя показателями читабельности: типом стиля, длинойстроки, выравненностью текста, точками прерывания. Стиль включает реверстекста, отчетливость изображения, подчеркивание, выделение мерцанием и другимисредствами важных моментов содержания, размеры текста, всевозможные способы чередования,курсив и цвет. Очевидно, что размер текста должен быть небольшим, по крайнеймере таким, чтобы можно было различать сходные строчные буквы и знаки, длинатекста обусловлена особенностями памяти обучаемого, в том числе возрастными.
При чтении текста усваивается сенсорная, синтаксическая,семантическая и прагматическая информации. Читающий использует различныепроцессы представления и обработки знаний для усвоения информации, содержащейсяв тексте. Используется так называемая «текстовая база», строящаяся изтрехуровневого концептуального анализа:
грамматический разбор текста;
представление содержания текста;
включение содержания в имеющиеся у обучаемого знания.
Уровни анализа текста соответствуют трем характеристикамтекста:
структура текста, подлежащая грамматическому разбору;
смысловая однозначность текста;
наличие предшествующих знаний, обусловливающее пониманиетекста.
Текст должен относиться к одной теме. В тексте должно бытьцентральное предложение, отражающее основную идею. Как правило, взрослыйобучаемый ищет именно такое предложение и находит его в «хороших» текстах.Это предложение, как правило, читается дольше остальных, для обучаемого оченьважны те характеритистики, атрибуты понятия, которые в нем упоминаются. Еслипервое предложение текста не содержит главную идею, обучаемый вынужден искатьее в последующих предложениях. Этот процесс требует больших усилий отобучаемого и не делает процесс обучения успешным. Таким образом, главную идеютекста лучше вынести в заголовок, а пояснение понятия сделать четким и ясным,выделяя либо в отдельные пункты, либо рассматривая каждый атрибут в отдельномпредложении.
Текст предоставляет обучаемому информацию по теме урока,помогает ему использовать систему (в форме управления обучающей программой) илиориентироваться в уроке, а также содержит сообщения об ошибках. Одно из главныхпреимуществ компьютера — выдача сообщения в любую точку экрана в любое времяработы программы. Структура экрана при этом может быть разнообразной. Выделимосновные три способа организации экрана. При первом способе экран разделяетсяна две, не обязательно равные, части. Одна часть может быть использована дляввода данных с клавиатуры, а другая — для вывода команд, подсказок. В другомслучае — окна экрана могут иметь разный размер и содержание в разные моментыобучения. Второй способ организации пространства экрана означает, что нетзарезервированных участков экрана, которые содержат некоторый бланк для выдачиинформации. Требуемая информация выдается по мере необходимости, а отводимаядля этого часть экрана может использоваться для других целей. Третий способ — использование вложенных окон (или «выталкиваемых», «выпадающих»).Такое окно появляется в определенном месте экрана по требованию, оно исчезаетлибо когда на экране исчезает данное требование, либо появляется новое. Такженеобходимо иметь на экране участок для ввода ответа обучаемого на вопроссистемы. Желательно, чтобы и вопросы задавались в определенном месте экрана. Постояннов одном и том же месте должна появляться (или постоянно присутствовать) ориентировочнаяинформация. Лучше, если ориентировочная информация помещена в одной строкевверху или внизу экрана. Необходимо иметь список управляющих воздействий, такихкак прерывание обучения, очистка экрана и другие, которые выдаются в началеурока в рамке и затем могут просматриваться при нажатии клавиши с функцией«помощь».
Местоположение на экране обратной связи — «репликикомпьютера» всегда было проблемой. В идеале обратная связь должна быть какможно ближе на экране к местоположению вопроса и ответа обучаемого. Однаковажно, чтобы собственный ответ обучаемого не затирался репликой компьютера. Лучшедля этого использовать часть экрана правее вопроса. Реплика компьютера можетбыть выделена цветом. Отметим наиболее важные требования к реплике:
после каждой допущенной ошибки должно следовать сообщение оней и, по требованию обучаемого, пояснение;
сообщения после правильного ответа должны быть краткими и незлоупотреблять похвалой;
сообщения по каналу обратной связи должны выдаваться черезнесколько секунд после ввода ответа обучаемым, если компьютеру потребуется длявыдачи больше времени, необходимо об этом сообщить обучаемому;
частота и вид помощи должны соответствовать моделиобучаемого.
Обратная связь, осуществляемая обучающей средой, может иметьвид воздействий, дающих возможность обучаемому изменять или адаптироватьпоследовательность учебного материала.
Наиболее распространенные формы человеко-машинного диалога вкомпьютерных обучающих системах — это диалоги типа «вопрос-ответ» и«меню». Диалоги этих типов должны отвечать требованияместественности, последовательности, неизбыточности, гибкости и поддержкипользователя. Естественность означает, что при взаимодействии с системойобучаемый не должен существенно изменять имеющиеся традиционные способы решениязадач. Стиль ведения диалога должен быть разговорным, а не письменным, фразы,по возможности, не должны требовать дополнительных пояснений. Полезно, чтобынекоторые предложения имели яркую эмоциональную окраску, лексикон соответствовалвозрастным особенностям обучаемого. Диалог, реализующий дидактический принциппоследовательности, гарантирует также, что обучаемый, освоивший работу с однойчастью системы, не запутается с инструкциями по работе с другой ее частью. Требованиекраткости предполагает ввод пользователем минимального размера сообщений. Это,во-первых, обеспечивает более быстрое взаимодействие и, во-вторых, сокращаетколичество ошибок при вводе, что облегчает контроль правильности ответовобучаемого. Краткость относится не только к входным (от обучаемого) сообщениям,но и к репликам компьютера, особенно к подсказке. Поддержка пользователяосуществляется в виде подсказок, справочной информации или обратной связи. Кромеподдерживающей обратной связи можно также выделить два типичных ее вида: репетиторскую(целенаправленно обучающую) и советующую. Подсказки и справочная информациямогут опережать действия обучаемого, обратная связь осуществляется после вводаим сообщения. Гибкость диалога — это мера того, насколько хорошо онсоответствует различным уровням подготовки обучаемого, индивидуализациякомпьютерного обучения зависит от гибкости используемого диалога.
Наиболее известным механизмом организации ввода запросовобучаемых является меню. Меню всегда отвечало требованию «дружественности»,предъявляемого к компьютерным программам, особенно учебного назначения, ипоявление манипулятора «мышь» привело к еще более широкомуиспользованию этой формы диалога. В диалоге-меню пользователю предоставляются вразличных формах возможные варианты данных для ввода и он может либоскопировать один из вариантов посимвольным вводом с клавиатуры, либо выбратьего по номеру в списке вариантов, либо выделить «мышью». Меню можетбыть организовано в виде блока, в виде строки данных, в виде пиктограмм, в видесписка с пронумерованными вариантами. Меню можно с равным успехом применять идля ввода управляющих сообщений и для выбора ответа обучаемым.
В обучающих системах, как правило, происходит накоплениепрошлого диалога, т.е. шагов обучения, пройденных обучаемым и результатовкаждого шага. Это позволяет анализировать не только успехи обучаемого в данномкурсе, но и определять пригодность данной программы для достижения поставленныхцелей обучения.
Учебная среда в процессе диалога может строить различныемодели обучаемых и затем использовать эти модели для динамического построенияобучающих путей и методик. Конструкция интерактивной обучающей системы должнаразвивать познавательные функции обучаемого и, в то же время, адаптироваться кего требованиям. Интерактивный (компьютерный) диалог обеспечивает коммуникациюмежду двумя партнерами — обучающим средством (компьютером) и обучаемым. Очевидно,что в процессе взаимодействия оба участника диалога осуществляют и другиедействия: компьютер организует собственную работу, контроль блоков, передачуинформации между устройствами и другие, а обучаемый может обмениватьсярепликами с другими обучаемыми, делать пометки и т.д. Однако, для обучения этидействия не являются главными. Адаптивные процессы показаны как взаимноеприспособление двух компонент: и обучающих действий системы, и познавательныхпроцессов обучаемого.
Таким образом, используя классические положения дидактики,использование компьютера в обучении вносит значительные изменения не только впрактику, но и в теорию педагогики.
 1.4 Трудности на пути внедрения компьютерныхтехнологий в учебный процесс
Наряду с открывающимися широчайшими перспективамииспользования в учебном процессе компьютерной техники, существует ряд проблем,строго очерчивающих круг применимости подобных технологий, и ограничивающих ихтехнократическое влияние. Это:
Опасности для здоровья учащихся,
Стоимость программного обеспечения,
Быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров,
Обучение учителей,
Несоблюдение технологии.
Санитарные нормы, действующие в настоящие время,разрабатывались в то время, когда визуальные, цветовые, контрастные,электромагнитные показатели компьютеров и их мониторов не позволяли работать затерминалом машины ребенку 10-17 лет больше 10-25 минут в сутки. Сегоднябольшинство поставляемых в учебные заведения компьютеры, если, конечно, это — несписанные где-то «ящики», являются машинами, соответствующими жесткимевропейским стандартам — MPR-II, TCO'95 и другим.
Монитор компьютера является самым «опасным» элементом.При этом современные технологии позволили снизить уровень электромагнитногоизлучения монитора до уровня таких бытовых приборов, как настольная лампа. Номерцание монитора (80-100 Гц), даже по сравнению со старыми моделями (50Гц),по-прежнему утомляет глаза. В последние годы появились жидкокристаллическиемониторы для настольных компьютеров. При большом размере экрана они имеют малыегабариты (практически как большая книга), они практически не излучают и немерцают, что делает их не более опасными для зрения, чем тетрадь или учебник. Высокаяна сегодняшний день цена (около 1500$) не позволяет комплектовать ими учебныекомпьютеры, но через 1-3 года это станет реальностью. При таком уровнеоснащения можно станет говорить о пересмотре информационной концепцииобразования.
Вторым серьезным препятствием на пути внедрения компьютерныхтехнологий обучения в школе является немалая цена лицензионного программногообеспечения. Стоимость затрат на покупку программного обеспечения зачастуюпревышает стоимость самих компьютеров. Органы управления образования в своембольшинстве прониклись мыслью о внедрении компьютеров в учебные заведения, вомногих появляются современные компьютерные классы, но приобретение программногообеспечения пока не предусматривается. Таким образом в некоторых учебныхзаведениях наблюдается следующая картина: учащиеся работают на суперсовременныхкомпьютерах либо с ворованным «пиратским» программным обеспечением,либо с допотопным «Бейсиком».
Выходов из подобной ситуации может быть несколько:
крупные компании, например Microsoft, проводят акцииподдержки образования и предоставляют свою продукцию бесплатно или за меньшуюцену, но такой ход оказывается неприемлем для небольших фирм, занимающихсяразработкой программного обеспечения специально для образования;
логично было бы выделять средства из бюджета, но в нынешнейэкономической ситуации ближайшие годы это не представляется возможным;
возможно использование принципиально бесплатного ПО,примером которого на сегодняшний день может являться операционная система RedHat Linux и приложения для нее, получающая все большее и большеераспространение во всем мире.
Еще одна трудность — революционный рост компьютерныхтехнологий, при котором в последние годы оборудование и ПО безнадежно моральноустаревают буквально за год-два. За подобными темпами система финансированияобразования успеть не может. За рубежом практикуется бесплатное или почтибесплатное обновление лицензионного ПО и даже компьютерного парка дляобразовательных учреждений.
Такое быстрое развитие информационных технологий делаетспециалиста, не повышающего свой профессиональный уровень, практическидилетантом в среднем за 3-4 года. Этот факт диктует необходимость организациипроцесса непрерывного повышения квалификации как учителей информатики, так иучителей других предметов, использующих компьютерные технологии в своей работе.Это может решаться путем организации ежегодных курсов без отрыва от работы,самообразования. Большую перспективу предоставляют дистанционные курсы.
 1.5 Подготовка преподавателя к уроку
Проводя подготовку к теме, составляяперспективно-тематический план, преподаватель уже определил основное содержаниеучебного материала, выносимого на урок. Однако жизнь всегда вноситкорректировки: что-то изучено не в том объеме, как намечалось, где-топреподаватель имел возможность продвинуться дальше, чем планировал, приподготовке и проведении уроков по теме использовались новые оригинальныеспособы ведения учебного процесса, что вызвало необходимость в некоторойперекомпоновке системы уроков. Все эти и другие изменения требуют тщательногоизучения и анализа результатов ранее проведенных уроков и уточнения содержанияматериала, который будет изучаться на предстоящем уроке.
Все элементы перспективной подготовки преподавателя кзанятиям находят логическое завершение в подготовке к проведению очередногоурока. Это наиболее ответственный и сложный этап. Недостатки подготовительнойработы к уроку, учебному году, теме преподаватель имеет возможность восполнитьв ходе подготовки к уроку. Неудовлетворительную же подготовку к очередномууроку исправить невозможно — она непосредственно влияет на его качество.
Эффективность любых планируемых на уроке действий зависит отналичия у учащихся необходимых для их выполнения знаний, умений и навыков. Поэтому,анализируя результаты предыдущих уроков, преподаватель определяет исходныйуровень подготовки учащихся к усвоению материала предстоящего урока. Этопозволяет определить исходное положение, от которого группа пойдет к овладениюновыми знаниями, умениями и навыками.
Для различных целей требуется различный исходный уровеньподготовки учащихся. В любом случае следует иметь в виду, что как быпреподаватель ни побуждал учащихся и как бы сами учащиеся ни хотели усвоитьновые знания и умения, они не смогут этого сделать, если не владеют знаниями иумениями, на которых базируется новый материал.
При определении содержания и объема материала, планируемогодля изучения на уроке, необходимо строго руководствоваться учебной программой,а также соотнести его с учебником или учебным пособием, которым пользуютсяучащиеся. Для изучения на уроке необходимо планировать такое количествоматериала, чтобы учащиеся поняли, осмыслили, закрепили, запомнили основные ведущиеположения, приобрели первоначальные умения оперировать полученными знаниями. Всеэто необходимо согласовать с ограниченным временем, отведенным на урок.
Планируя на урок чрезмерно большой объем материала,преподаватель лишен возможности привести достаточное количество поясняющихпримеров, обоснований, продемонстрировать необходимые наглядные пособия,применить технические средства обучения. Учащиеся не выполняют упражнений, неработают с литературой и карточками — заданиями, плохо закрепляют изложенныйпреподавателем материал. Знания у них формальные, материал фактически неусваивается.
В последнее время количество часов по спецпредметамнеуклонно уменьшается, объем же материала в связи с поступлением новой техники — увеличивается. В условиях сложившегося дефицита времени приходится отбирать дляглубокой проработки на уроках только базисный, основной материал, отражающийглавную сущность изучаемого предмета. Материал ознакомительный, второстепенныйдается в сокращенном виде и выносится для самостоятельного изучения учащимисяво внеурочное время. Материал сугубо прикладного, производственного характераобъясняет мастер при проведении вводных инструктажей.
Следующий элемент подготовки к уроку — определение его целей.На этапе перспективной подготовки преподаватель в предварительном планеопределил цели уроков. При подготовке к уроку цели определяются более четко иконкретно с учетом глубокой проработки материала и анализа создавшихся условий.Овладение учащимися знаниями, умениями и навыками не может считатьсяединственной целью урока. На основе знаний у них должны формироватьсяубеждения, развиваться познавательные способности, положительное отношение куроку. Все это необходимо учитывать при определении и формировании целейпредстоящего урока.
Определив цели, т.е. конечные результаты урока,преподаватель в деталях продумывает последовательность его построения, т.е. структуруи содержание каждого структурного элемента.
Пометив структуру урока, преподаватель определяеторганизацию каждой части урока, выбирает методы и методические приемы,способствующие наиболее эффективному выполнению намеченных целей. Это наиболееответственный этап подготовки к уроку, в котором воплощается педагогическийзамысел преподавателя.
Готовясь к уроку, важно взглянуть на него с позициисегодняшнего дня. В свете современных задач, стоящих перед нашим обществом, сучетом научно — технических достижений, современного состояния техники итехнологии производства, культуры, накопленного собственного опыта: знакомыйматериал, излагаемый преподавателем в течении ряда лет. Это так же во многомопределяет творческий замысел урока, выбор методов и приемов его проведения.
Важнейшей составной частью уроков, проводимых при изученииспециальных и общетехнических предметов, является сообщение нового учебногоматериала. При подготовке к устному изложению материала необходимо в намечаемомдля изучения материала выделить ведущие узловые вопросы (идеи, законы,положения, закономерности, факты), которые в комплексе охватывают всю темуурока, и расположить их в рациональной последовательности изучения.
Готовясь к изложению учебного материала, преподавательдолжен четко определить место средств наглядности, порядок их демонстрации,собственные пояснения при этом, подобрать примеры из практики, литературы, продуматьметодические приемы активации учащихся, поддержания их интереса.
Необходимо так же найти эмоциональную окраску для своегоизложения, построить его так, чтобы оно было «размышлением в слух», захватывалоучащихся. Большой эффект в этом смысле дает проблемное изложение материала. Однакок применению этого метода нужно подходить осторожно, не злоупотреблять им. Планируяпроблемное изложение, нужно быть полностью уверенным, что оно захватит учащихся.При неумелом проблемном изложении, отсутствии атмосферы поиска, усилия истарания преподавателя могут оказаться напрасными. Поэтому на первых парахболее целесообразно проблемно строить не все изложение полностью, а толькочасть.
Включая в урок самостоятельное изучение учащимися материалапо учебнику, учебному пособию, технической литературе, справочникам илииспользуя для этого раздаточный материал, просмотр кинофрагмента илимультимедийного просмотра, преподавателю следует наметить вопросы, на которыеучащиеся должны ответить в ходе самостоятельной работы, подготовить таблицы длязаполнения, карточки — задания.
Важное место на уроке занимает устный опрос учащихся,который обычно применяется в начале урока в целях повторения ранее изученного иподготовки учащихся к изучению нового материала, для оценки знаний учащихся,для текущей и итоговой проверки и закрепления изучаемого материала. Припроведении повторительно-обобщающих и контрольно — проверочных уроков опросможет составлять их основную часть.
Составной частью подготовки к уроку является подготовка киспользованию технических средств обучения, т.к эффект будет максимальнымтолько тогда, когда учащиеся хорошо видят и слышат их, когда демонстрациипроводятся без срывов и помех, когда технические средства органически включеныв учебный процесс. Подготавливая аппаратуру, преподаватель кроме работ,предусмотренных правилами технической эксплуатации, должен:
Установить аппаратуру и проверить ее в работе;
Отрегулировать рабочие параметры;
Зарядить аппаратуру носителем информации;
Проверить качество изображения и звука;
Умелое использование технических средств обучения во многомзависит от личной подготовки преподавателя к их демонстрации. Необходимозаранее самому просмотреть фильм и произвести его дидактический анализ,определить цель и способы демонстрации, связать с общим содержанием урока,продумать содержание вступительной беседы, комментариев, наметить вопросы, накоторые учащиеся должны ответить после просмотра фильма.
Подготавливая другие элементы учебно-материального оснащенияурока, необходимо соблюдать следующие требования: наглядных пособий,раздаточного материала и других вспомогательных средств обучения, применяемыхна уроке, должно быть столько, сколько требуется для четкого, полного идоходчивого сообщения или закрепления учебного материала. Перезагружать урокучебными средствами вредно. Все, что будет использоваться на уроке (плакаты,схемы, модели, макеты, детали, узлы, фотографии, карточки — задания и т.п.),должно быть заранее подобрано, проверено и расположено в порядке их применения.
Итогом подготовки преподавателя к занятиям являетсясоставление плана урока. Продуманный план урока, как отражение проделаннойпреподавателем подготовительной работы — пусть не гарантия, но обязательноеусловие хорошего урока. Без письменного плана немыслимы высокие результатыурока.
В плане урока необходимо фиксировать каждый этап урока,считая этапом вид работы преподавателя, а также учащихся под его руководством. Вплане урока указывается его материально-техническое оснащение, необходимо такжеуказывать время, планируемое на каждый его этап. Это ориентирует преподавателяна рациональное использование времени и способствует организованному проведениюурока.
В практике работы преподавателей широко применяетсясоставление конспектов изучаемого учебного материала. Составление конспекта — не обязательный элемент в подготовке преподавателя к уроку, однако, хорошоподготовленный конспект помогает провести урок на высоком уровне, особенно втех случаях, когда преподаватель не имеет достаточного опыта.
Подводя итог, можно пометить типовую последовательностьумственных и практических действий преподавателя при подготовке к уроку, т.е. определитьсвоего рода «алгоритм подготовки».
Такой «алгоритм» будет складываться из следующихшагов:
Вчитаться в раздел программы, который предстоит изучить наданном уроке;
Проанализировать итоги предыдущих уроков, представитьмысленно коллектив группы, конкретных учащихся, уровень их реальной подготовкик усвоению учебного материала урока;
Изучить или просмотреть фактический материал предстоящего урока;
Сформировать цель, замысел урока, представить путь учащихсяк желаемому результату;
На основе педагогического замысла определить организациюурока, т.е. его основные структурные элементы;
Из всего арсенала методов и методических приемов выбратьсамые результативные применительно к структуре данного урока;
Соразмерить выбранные методические приемы со своимивозможностями, продумать свои действия на каждом этапе урока;
Выполнить упражнения, эксперименты, практические работы,которые будут на уроке выполнять учащиеся или демонстрироваться как образец;
Подготовить и проверить наглядные пособия и техническиесредства обучения;
Подготовить домашнее задание учащимся;
Составить план урока, подготовить конспект нового материала;
Просмотреть все приготовленное к уроку, при необходимостимысленно или в слух повторить узловые моменты изложения материала.
2. Разработка плана урока по механизации с/х дляспециальности «Хозяйка усадьбы»2.1 План урока
ТЕМА ПРОГРАММЫ: «ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЕ МАШИНЫ» ТЕМАУРОКА: «ПЛУГИ»
Продолжительность урока — 90мин.
ТИП — урок усвоения новых знаний.
МЕТОДЫ:
обучения — объяснительно-иллюстративные,
преподавания — объяснительные,
учения — репродуктивно-поисковые.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие — изучить классификацию, марки плугов, назначениеи устройство плугов, агротехнические требования к вспашке.
Развивающие — формировать способы умственных действий,умения анализировать, систематизировать, обобщать, формировать и выражать своимысли.
Воспитывающие — формирование трудовых навыков и воспитаниябережного отношения к машинам, чувство коллективизма, социального общения.
ДИДАКТИЧЕСКО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Плакаты «навесные плуги», «полунавесные плуги»,«специальные плуги», макет навесного плуга, видеофильм,карточки-задания.

План урока№№ Структурные элементы Время, мин 1.
Организационный момент:
проверка явки учащихся,
проверка внешнего вида,
проверка готовности к уроку 3 2.
Подготовка учащихся к изучению учебного материала:
сообщение темы урока,
целевая установка на урок,
мотивация учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний, умений и навыков
7
1
1
1
5 3.
Освоение темы урока
агротехнические требования, предъявляемые к вспашке
классификация плугов
марки плугов
устройство навесного плуга ПЛН — 3-35
устройство корпуса плуга 65 4. Закрепление материала 10 5. Домашнее задание 2 6. Подведение итогов 3
Итого: 90 минут
План-конспект урока№№ Этапы урока Действие мастера Действие учащихся 1 2 3 4 1. Организационный момент -3 мин.
Приветствие учащихся, проверка явки учащихся (с отметкой в журнал),
проверка внешнего вида,
проверка готовности к уроку. Приветствие преподавателя, доклад дежурного о готовности к уроку, выяснение причин неявки учащихся 2. Подготовка учащихся к изучению учебного материала — 7 мин.
Сообщение темы программы и урока.
Сообщение цели урока.
Мотивация учебно-познавательной деятельности путем объяснения значения изучаемых вопросов урока.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков (проверка домашнего задания).
Внимание на преподавателя.
Выполнение заданий в виде карточек, ответы на вопросы. 3.
Освоение темы урока
65 мин.
1) Объяснение темы урока по плану (план написан на доске).
Беседа. Задавание вопросов учащимся: Как производится вспашка?
Когда начинают вспашку поля и чем?
2) Объяснение: как производится вспашка поля, какие условия необходимо выполнять, рассказать о методах и приемах вспашки. Показ презентации слайда
3) Показ слайда по классификации с/х плугов и объяснение.
4) На плакатах и макетах показать отличительные особенности плугов. Показать видеофильм и задать вопросы по просмотренному фильму.
5) Объяснить маркировку плугов
6) Показ слайдов по устройству плуга, объяснить на макете
7) Объяснение устройства корпуса плуга, показ слайдов.
Внимание на преподавателя, на доску, записывание темы и плана урока в тетрадь.
Обсуждение вопросов, отвечают.
Слушают, просматривают слайды, записывают в тетрадь
Слушают, просматривают слайды, записывают
Слушают, смотрят, обсуждают, отвечают на вопросы
Слушают, смотрят, записывают
Смотрят, записывают, запоминают
Слушают, записывают, запоминают 4. Закрепление материала — 10 мин. Показ слайда с заданием, вопросы для закрепления. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы. 5. Домашнее задание — 2 мин. Лурье А.Б. с.5-19. Начертить виды лемехов и отвалов Записывание д/з в тетрадь. 6. Подведение итогов — 3 мин. Анализ урока, достигнута ли цель урока. Выяснить какую пользу извлекли учащиеся на уроке, каковы их пожелания для преподавателя. Беседа
 
Заключение
Компьютеры являются очень эффективной поддержкой приобучении и приобретении знаний, при использовании их в качестве инструментовпознания для отражения того, что учащиеся выучили и что они знают. Вместо тогочтобы использовать возможности компьютерных технологий для распространенияинформации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качествеинструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливатьпредставления, которые они изучают. Использование компьютера в качествесредства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмовпредставления знаний способствует более быстрому и более полному усвоениюматериала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающихкомпьютерных программ.
За последние годы возросло внимание и исследователей, иучителей практиков к персональному компьютеру как средству моделированияразличных процессов. С помощью компьютера моделируются физические явления,химические реакции, управление производственными или экономическими процессамии др.
Применение современных информационных технологий значительноповышает эффективность самообразования. В электронный вид переведены многие,всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количествоэлектронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования,когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернетили по электронной почте. Однако, как показывает практика, компьютер пока нестал полноценным средством обучения в школе. Это связано не только спроблемами, обозначенными в научной литературе. В частности, для достиженияположительного эффекта от применения информационных технологий необходимособлюдение определенных условий:
временное. Каждый предмет школьной программы имеет своиорганизационно-методические и содержательные особенности, в соответствии скоторыми должен быть выбран момент «включения» в него информационныхтехнологий;
техническое. Технические характеристики персональныхкомпьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагаетсярешать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие каксканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т.п.). Круг задач определяетпредмет, в изучении которого применяется компьютер. Например: для работы науроках изобразительного искусства или черчения потребуется более мощныйкомпьютер чем, скажем, на уроках математики или информатики;
организационное. При включении информационных технологий впроцесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения иналадки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимымидля комплексного обслуживания компьютерного оборудования или длясамостоятельной разработки образовательных средств. Поэтому очевиднапотребность учителя в квалифицированном помощнике (например, в лице лаборантаили учителя информатики).
При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов,современные информационные технологии могут служить действенным дидактическимсредством. Проблемы применения компьютерных средств в процессе обучения вомногом связаны с готовностью современного учителя к восприятию персональногокомпьютера как дидактического средства.
Совершенно необходимо изучение информационных технологий вшколе не позднее, чем с 8-го класса, так как овладение ими является одним изусловий удачного трудоустройства, а значит и залогом социальной защищенностиучащихся. Необходимо решать проблему технического оснащения, снабженияпрограммным обеспечением и подготовки кадров на государственном уровне. Возможноиспользование компьютерных технологий обучения на любом учебном предмете. Необходимаразработка технологий использования компьютеров в учебной деятельности истрогое соблюдение технологической дисциплины. Оптимальным является не созданиеполностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное ихсочетание с традиционными технологиями, если, конечно, речь идет не одистанционных курсах, где компьютеры дают практически единственную и максимальноприемлемую возможность коммуникации.
Список использованной литературы
1. Алексеев В.Д., Давыдов Н. А.,. Педагогические проблемы совершенствованияучебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988 г.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М:, 1982
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.М., Педагогика, 1989г.
4. Давыдов Н.А. Педагогика — М: ИЭП, 1997, — 134с.
5. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающихпрограмм // Информационные технологии — 1996 г., № 2, с.14-17.
6. Компьютер и образование. М: АПН СССР, 1991, 117с.
7. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М:ВШ, 1991_-224с.
8. Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина — М.: 1986.
9. Уваров А. Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическаяинформатика, 1993, № 1.
10. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы — М: ФиС, 1996, с.365.

Приложение
Презентация по уроку «Плуги»
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.