Реферат по предмету "Банковское дело"


Кредитно банковская система Републики Таджикистан

--PAGE_BREAK--Национальный банк Республики Таджикистан стал эмиссионным центром, регулирующим денежное обращение в республике. Эмиссия банкнот осуществляется Национальным банком тремя путями:
– предоставлением кредитов кредитным учреждениям;
– кредитованием казны;
– выпуском банкнот путём их обмена на иностранную валюту.
Главная задача Национального банка Таджикистана заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций. Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Национального банка. Национального банка Таджикистана устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.
Национальный банк Республики Таджикистан для осуществления своих задач в области денежно-кредитной и валютной политики использует следующие основные инструменты и методы:
– процентные ставки по операциям Национального банка Таджикистана (резервные требования);
– операции на открытом рынке;
– рефинансирование банков;
– валютное регулирование;
– установление ориентиров роста денежной массы (торгетирование);
– прямые количественные ограничения.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и другой кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных членов кредитных организаций.
Действующие нормативы обязательных резервов являются высокими в сравнении с развитыми странами, где этот показатель колеблется в пределах 5–12%.
Национальным банком определяется также официальный курс национальной валюты к иностранным денежным единицам, который публикуется в печати.
Национальным банком для усиления контроля за деятельностью коммерческих банков в 1996 году введены в действие «Общие правила регулирования деятельности банков в Республике Таджикистан», устанавливающее обязательные экономические нормативы деятельности банков, что связано с необходимостью гарантировать и защитить интересы кредиторов и вкладчиков, обеспечить устойчивость банковской системы. В связи с тем, что банковская система Таджикистане находится в стадии становления и необходим более жёсткий подход Национального банка к процессу надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков, система обязательных нормативов более сложенная и предусматривает большее число обязательных показателей, чем в развитых западных странах.
Некоторые показатели банковской системы Таджикистана на конец второго полугодия 2008 года приведены в таблице №1.
Основные показатели работы банковской системы Республики Таджикистан:[5]
Количество банков
12
Количество филиалов коммерческих банков
160
Общая сумма объявленных уставных фондов
640 900 341
Общая сумма фактических уставных фондов
509 856 113
Процент общей суммы объявленных уставных фондов
79,6
Собственные средства
735 016 513
В 1999 году был осуществлён переход на международные стандарты бухгалтерского учета в банках (МСБУ).
С 1995 года количество банков сначала возросло до 28, с количеством филиалов 233, затем в связи с кризисом ликвидности, нарушениям экономических нормативов и по другим причинам их количество, вследствие отзыва лицензии или прекращении деятельности, сократились. В настоящее время в Таджикистане существует 5 системообразующих банков, от которых зависит состояние всей банковской системы, что составляет 27% от всего количества, банков с уставным фондом свыше 500 млн. рублей – 15 (83%). Подавляющая часть крупных банков находится в столице республике. На 5 банков приходится большая часть активов всех банков. Не распылённость банковского капитала, малое их количество способствуют большей управляемости банковской системы. Высокая же концентрация банковского капитала будет повышать надёжность системы, способствовать формированию устойчивой национальной системы платежей и расчётов, развитию национального рынка капиталов, обеспечению связи с международной системы платежей. Международный валютный фонд (МВФ) видит прямую связь между стабильностью банковской системы и проводимой в стране макроэкономической и структурной политикой.[6]
Хотя США являют собой пример эффективного управления банковской системой при наличии более 12 тысяч банков, в условиях Таджикистана при отсутствии достаточного опыта и технической оснащённости более приемлема система с малым количеством банков и их высокой концентрацией. Такое положение наблюдается в Германии, Франции, Италии, Англии и других странах.
Нужно отметить, что в настоящее время сохраняется сложенное положение в банковской системе Республики Таджикистан. В балансах таджикских банков низка доля обязательств в пассивах, но по которым нужно начислять проценты: депозитов, кредитных ресурсов Национального банка, долговых обязательств, они составляют менее 16%. В то же время доля бесплатных: расчётные счета, средства бюджетов и фондов, средства на корсчетах, средства в расчетах и т.д. – является подавляющей. В банках развитых государств положение прямо противоположное основной объем приходится на срочные и сберегательные вклады. Очень низка доля долгосрочных кредитов реальному сектору, направленных на развитие экономики. Подавляющая часть кредитов выдана на краткосрочной основе торгово-снабженческим, коммерческим организациям и частным лицам. Коммерческие банки пока играют незаметную роль в привлечении иностранных инвестиций в производство.
Даже неработающих ссуд на начало 2000 году составляло 24,1%, а просроченных ссуд – 10%, в то время как 9-ти процентная доля безнадёжных ссуд в банковском секторе считается критической для системы. Доля ценных бумаг в совокупных активах банков за 1999 год снизилась и на 01.01.2000 год составила всего лишь 1,3%.
Сохраняется тенденция роста собственного капитала банков в абсолютном исчислении, но вследствие падения курса национальной валюты его размер в долларах США уменьшился за 1999 год на 6,5%. Поэтому, если говорить о реальных суммах собственного капитала, то на лицо проблема декапитализации банковской системы.
К положительным моментам можно отнести понижение ставки рефинансирования, средних ставок по кредитам, выданными банками второго уровня. Думается, что при углублении стабилизационных процессов эти тенденции сохранятся. Можно ожидать, что в ближайшем будущем ставка рефинансирования несколько приблизится к уровню западных стран, где она составляет 6–8% годовых. Однако, если там таким образом стимулируется использование заёмных средств для расширения предпринимательства и внедрения в производство достижений НТП (политика дешёвых денег и экономика предложения), то у нас она ещё не стала решающим стимулом экономического роста, так как связь между процентной ставкой и уровнем вложений в реальный сектор к переходной экономике сложнее.
За 1999 год сумма совокупных депозитов физических лиц возросла на 1484,2 млн. рублей, что говорить о возрастании доверия населения к банковской системе.
Также произошли сдвиги по использованию элементарных средств взаиморасчетов пока в АК «Агроинвестбанк», что дает возможность использовать 9 видов карточек международного стандарта. При распространении данного вида услуг на территории республики для юридических и физических лиц появится привлекательная возможность их использования, что послужить толчком к росту объемов депозитов и кредитных средств банков.
Как известно, первоначально функцией коммерческих банков является аккумуляция и размещения временно свободных денежных средств, с соблюдением шести основных принципов кредитования.
Норматив достижения капитала увеличен с первого января 2000 года с 9% до 12%, а текущей ликвидности – с 50–75%, что будет способствовать повышению устойчивости банковской системы.
В 1999 году снизились убытки банков по сравнению с предыдущим годом.
В 2000 году было создано Агентство по реорганизации банков и восстановлению кредитов при Правительстве Республике Таджикистан. Как показывает опыт реструктуризации банковской системы, в большинстве стран мира задействование государственных средств рано или поздно становится необходимым для оздоровления банковской системы. Поэтому создания Агентства следует рассматривать как ещё один шаг к улучшению состояния системы. Но для проведения последовательной политики необходимо разработать целостную программу оздоровления банков.
Для эффективности монетарной политики очень важна оптимальная структура денежной массы.
Структура денежной массы в Таджикистане такова, что в ней существенную роль играют всего два денежных агрегата – объем наличных денег и объем остатков на сметах. Все другие показатели могут не приниматься во внимание, так как имеют очень незначительный объем. К негативным процессам следует отнести то, что линии бренда доля наличных денег имеет устойчиво возрастающий характер, причем после денежной реформы 2000 года, эта тенденция даже усилилась.
Перед проведением денежной реформы наличные деньги составляли почти 90% всей денежной массы, тогда как, например, в США этот показатель колеблется в пределах 6–8%. Как, известно, увеличение в обороте доли наличных денег говорит также о росте объеме бартерных операций, что способствует уклонению от налогов, поэтому вполне вероятно, что бюджет государства недополучить существенные суммы налоговых сборов и изъятий.
Новым толчком повышения цен послужил ввод национальной валюты в 2000 году. В республике ярко появился так называемый эффект храповика, когда цены, поднявшись, не опускаются затем до первоначального уровня, что безусловно, сказывается на уровне жизни населения.
Хотя в литературе даётся положительная оценка краткосрочному проведению политики доходов, тем не менее не всегда государственное регулирование цен может служит действенным инструментом борьбы со стагфляцией, что видно на примере Таджикистана.
Связь безработицы и инфляции в республике оказалась также другой, чем описываемая традиционной кривой Филипса. В нашем случае имели место одновременно повышение цен и рост безработицы. Видимо, для преодоления этих негативных явлений, необходима составная денежно-кредитная, фискальная, внешнеторговая, инвестиционная, валютная, социальная политика и структурная перестройка экономики. Хотя данное высказывание не является новым, на практике реализация макроэкономической политики для решения проблемы Экономического роста не всегда способствует достижению этой цели.
Для устойчивости денежно-кредитной политики важная роль принадлежит рынку ценных бумаг. В 1998 году Правительством Республики Таджикистан было утверждено «Положение государственных казначейский векселях в Республике Таджикистан», которое стало основным документом, регулирующим порядок выпуска и размещения государственных ценных бумаг. Таким образом, был создан первичный рынок Государственных казначейский векселей (ГКВ). До середины 1999 года производились выпуски ГКВ со сроком погашения 28 дней и доходностью 35–42% годовых. В августе 1999 года процент доходным был резко увеличен до 111% годовых, а затем постепенно снижался до 35%.
Принимая во внимания ИПЦ, можно сказать, что в 1998 году обеспечивалась большая положительная процентная ставка по ГКВ. В 1999 году реальная доходность сильно снизилась и к концу 2000 года стала даже отрицательной. Учитывая небольшой объем выпусков, нежелания коммерческих банков приобретать ГКВ, справедливо утверждать, что пока этот косвенный инструмент денежно-кредитного регулирования не играет той основополагающей роли, как в развитых странах.
Следует отметить, что для совершенствования денежно-кредитной политики борьбы с инфляцией нужно ввести законодательный запрет на кредитование Правительства и ужесточение бюджетных ограничений с прекращением условного кредитования и применением механизма банкротства убыточных, нестратегических предприятий. Совершенствование безналичных расчетов, проведение их в режиме реального времени повысит мобильность банковской системы, снизить издержки обращения, повысить налоговую дисциплину.
Одним из последних шагов в этой области стало разработка и внедрение Национальным банком системы электронных платежей для банков второго уровня, что ускорить прохождение платежей и уменьшит межбанковский бумажный документооборот.
До сих пор не нашли широкого применения такие виды безналичных расчетов, как вексельные, аккредитивные и чековые.
Поэтому необходимо широкая разъяснительная работа для внедрений этих кредитных инструментов в повседневную практику. Вексельное обращение также способствует ускорению кругооборота капитала и сокращению бартерных операций.

3. Проблемы функционирования кредитно-банковской системы Республики Таджикистан
В условиях рыночной экономики кредитно-банковская политика в Республике Таджикистан является инструментам, при помощи которого можно стимулировать или сдерживать экономическое развитие страны. Стимулирующая же роль такой политики проявляется в полной мере, если она разрабатывается с учетом особенностей национальной экономики.
Экономике Таджикистане присуще следующие особенности. Во-первых, это экономика, которая функционирует как экономика суверенного государства, с точки зрения накопления опыта, непродолжительное время (с 1991 года). Во-вторых, это экономика, которая в результате гражданской войне понесла огромные материальные потери и человеческие жертвы. В-третьих, это экономике, которая находится на переходном этапе – от централизованно-плановой к рыночной. В-четвёртых, в силу развития экономике республики в строгом соответствии с принципами разделения труда и специализации в рамках единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, развитие и размещение производительных сил республики происходило в ущерб комплексному и пропорциональному развитию народного хозяйства. В-пятых, из-за нестабильности политической ситуации на протяжении продолжительного времени реальное реформирование экономики с целью перехода на рыночные отношения началось лишь после установления мира и согласия в обществе, т.е. после 1997 года.
Вышеотмеченные особенности экономики Таджикистана предопределили динамику и уровень экономического развития, характер решения многочисленных социально-экономических проблем. Если говорить более конкретно, то следует отметить, что здесь ещё значителен разрыв современного объема производства продукции от начала спада в экономике (ВВП 2006 года, к ВВП 1990 года составляет 62,5%), фактическая безработица, составляет более 30%, уровень бедности – более 60%. В этих условиях, на наш взгляд, долгосрочной целью кредитно – банковской политики, достигаемой посредством реализации среднесрочной программы, является обеспечение ускоренного экономического роста. Поскольку стратегическое значение ускоренных темпов экономического роста применительно к условиям Таджикистана уже освещено в публикациях учёных – экономистов республики.[7] Отметим, что именно более высокие, чем предлагают наши ведущие экономические ведомства и международные экономические организации, темпы экономического роста могут обеспечить повышение уровня и качества жизни населения страны.
В контексте рассматриваемого вопроса важно отметить, что реализация в мероприятиях кредитно-банковской политики страны, цели ускоренного экономического роста будет обеспечивать достижения полной занятости экономически активного населения, так как ключевым направлением развития экономики республики является вовлечение в народнохозяйственный оборот энергетических и минерально-сырьевых ресурсов и рациональное использование быстрорастущего трудового капитала.
В этом плане особенно важным являются вопросы выбора и эффективного использования инструментов кредитно-банковской системы республики. Наиболее активно для этих целей используются такие инструменты, как операция Национального банка на открытом рынке, регулирование ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов коммерческих банков. При этом отмечалось, что долгосрочные цели кредитно-банковской политики реализуются с помощью среднесрочных программ. В практике Национального банка Таджикистана такая программа представляется в виде среднесрочной стратегии развития банковского сектора республики. К примеру, такая стратегия до 2009 года, предусматривает повышения уровня монетизации до 12–15%, расширения набора инструментов денежно-кредитной политики, совершенствования механизма обязательного резервирования путём снижения нормы обязательных резервов, повышения спроса на кредиты банка со стороны реального сектора экономики, возобновления выпуска государственных ценных бумаг, организацию рынка корпоративных ценных бумаг, функционирующих через фондовую биржу Республики Таджикистан.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.