Реферат по предмету "Искусство"


Музыкально-социологические исследования

Музыкально-социологические исследования Изучение музыкальных вкусов среди населения одна, на мой взгляд, из интереснейших тем. Конец 80-х - 90-е года пик технического прогресса. На рядового зрителя обрушился поток неведанных ранее музыкальных технических возможностей - магнитофоны, стереомагнитофоны, компакт диски и прочее. Необходимое техническое оснащение дает возможность даже не имеющим таланта людям блистать на сцене, как звезды, представляя свои песни.


Музыкальные кумиры - кумиры во всем стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни. Вот почему важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения. Потому как эти вкусы формируют личность. Но, на мой взгляд, важно проследить становление музыкальных вкусов в нашей стране в 60-70 года. Это время зарождения новой культуры - массовой. Именно она заложила основу современной музыкальной культуры.


60 - 70-е годы - время оживления эмпирических исследований в области социологии искусства . Причины здесь многообразны прежде всего усиленное внимание к развитию общественных наук в нашей стране, выразившееся в ряде партийных постановлений. Далее, характерная для гуманитарных дисциплин тенденция к использованию методов точных наук. И, наконец, само экстенсивное развитие культуры гигантское распространение средств массовой коммуникации приобщило к культурным ценностям невиданную по масштабам аудиторию породило


естественное стремление реально измерить пульс бытования искусства в народе. Возникло желание выяснить, что же из огромного потока выпускаемых книг, кинофильмов, спектаклей, музыкальных произведений в действительности предпочитается а что и кем отвергается и почему это происходит что и как воспринимается в процессе потребления данного вида искусства, жанра, произведения каковы факторы, способствующие этому процессу и тормозящие его. Очевидна необходимость подобных исследований для конкретизации


чересчур расплывчато-обобщенного и потому сегодня уже никого не удовлетворяющего понятия советский слушатель читатель, зритель, а ведь речь идет о понятиях, образующих фундамент социологии искусства. Но этим результаты эмпирических исследований - в идеале - отнюдь не исчерпываются. Но и здесь авторы не остаются на чисто статистическом уровне, а осмысливают и обобщают цифровые данные, ибо видят за ними проис- ходящие в жизни процессы .


Эмпирическая музыкальная социология в нашей стра не находится пока еще в стадии первоначального становления. Она располагает весьма малым количеством надежных фактических данных, ей предстоит период их накопления еще меньше рабочих гипотез, частных специализированных теорий, базирующихся на фактах или нуждающихся в проверке эмпирическим путем. После во многом несовершенных опытов 20-х годов Р. И. Грубер и др. и длительного периода затишья во второй половине 60-х годов начинают проводиться


конкретно-социологические исследования, в той или иной мере затрагивающие вопросы массового - потребления музыки . Среди них заслуживает особого внимания книга ураль ского социолога В. С. Цукермана Музька и слушатель М 1972, в которой предпринята серьезная попытка раскрыть специфику социологического подхода к системе музыка - слушатель, теоретически обосновать некоторые вопросы методологии конкретного исследования оценка как инструмент познания эстетических потребностей и ценностных ориентаций


. В основе книги - изучение музыкальных вкусов, выявление отношения к различным музыкальным жанрам взрослого населения крупных промышпенных городов - Свердловска и Челябинска , причем следует особо подчеркнуть широту охвата материала результаты анкетных опросов сопоставлялись анализом статистических и других объективных данных от социально-демографической структуры аудитории Можно указать, например, на поднимаемую в книге малоисследованную проблему телесмотрения, связываемую


авторами с определенным телевизионно-газетным типом повседневной культуры проблему, в которой сталкиваются сложные, противоречивые тенденции. Об интересе к этой проблеме свиде тельствуют конкретно-социологические исследования уральских социологов под руководством Л. Н. Когана см. кн. Телеви зионная аудиторияструктура,ориентации, культурная активность. Свердловск, 1973. концертов и оперных спектаклей до цифр продажи грам пластинок, музыкальных инструментов


и радиотоваров . Ценность представляют наблюдения автора над динамикой развития музыкальной культуры населения рассматриваемого региона в 60-е годы, зафиксированные им тревожные факты снижения удельного веса серьезной музыки в общефилармонических концертах, нарастания количества продаваемых пластинок с записями эстрадной музыки в сравнении с серьезной и т. д. Автор приходит к важному выводу само по себе широчайшее распространение средств воспроизводения музыки


проигрыватель и магнитофон отнюдь не ведет автоматически к повышению музыкальной культуры народа. Нужны целенаправленные и хорошо скоординированные воспитательные действия. Значение исследования снижается из-за недостатков методики опросов звучащей анкете предпочтена вербальная форма опроса, о чем см. дальше, слабости теоретических основ неубедительная дифференциация и классификация музыкального материала неточное представление о факторах, способствующих полноценному восприятию, и


т. д В результате возникает сомнение в полной достоверности тех фактических данных, которые получены путем анкетировапия данные анализа объективных материалов, наоборот, никаких сомнений не вызывают . Одна из фундаментальных и сложных задач, стоящих перед эмпирической музькальной социологией нарисовать реальную картину бытования музыки в нашей стране, иначе говоря, показать, какая музька какими группами слушателей предпочитается. Сложность задачи заключается в том, что, видимо, отсутствует единое основание


для группировки слушателей, для их типологии на формирование слушательских групп воздействует множество порой конкурирующих факторов от социально-демографических пол, возраст, род деятельности и социалъно-культурных образование, ценностные установки среды, слушатепьский опыт до личностно-характерологических потребность в удовлетворении субъектив новке, уменьшается значение исследований замкнутых аудиторий - посетителей концерта, музыкального спектакля и т. д. такие исследования нужны, но в качестве дополняющих,


ибо составить общую картину по ним не возможно . Объектом музыкально-социологического исследования становится все население страны, ибо каждый человек сегодня - фактический слушатель музыки. Оставляя пока в стороне характер, качество, самый уровень восприятия, нельзя все же не признать, что более или менее систематический контакт с самой разнообразной музыкой о чем дальше не может не способствовать выработке собственной ориентации в мире звуков, установлению собственной, пусть не всегда осознанной


шкалы симпатий и антипатий, которая и должна быть выявлена. Во-вторых, происходит колоссальное расширение рамок звукового мира, в котором живет сегодня человек. Ежедневно работающие радиостанции, значительная часть вещательного времени которых отведена музыке вспомним хотя бы о круглосуточной информационно-музыкальной программе Маяк, фирмы грампластинок, в несколько меньшей мере телевидение и кино включают в массовый обиход, предназначают


массовому слушателю что и как им воспринимается - вопрос особый поистине безграничный поток музыки. В этом потоке есть все от глубокой старины до произведений, созданных буквально вчера, от признанных вершин человеческого гения до шлягера и непритязательной танцевальной мелодии. Правда, большая часть музыкальной продукции МК массовых коммуникаций, как об этом давно говорят и пишут музыканты, представляет собой развлекательную музыку.


Но и, остающаяся на долю серьезного искусства меньшая часть - есл учесть масштаб работы средств МК сама по себе достаточно велика. Учтем еще одно немаловажное обстоятельство. Музыка звучит не только в качестве самостоятельного субъекта восприятия, она широко и во все увеличивающихся масштабах причем серьезная классическая музыка также используется в качестве компонента других искусств, и не только искусств, но и в спорте, в быту, в разнообразнейших сочетаниях с изображением и словом


от музы кальных заставок постоянных радиорубрик до видовых и документальных кинофильмов, от балетных постановок на а ведь эти потоки суммируются, представляет собой причудливое, гевероятно пестрое чередование произведений и фрагментов, принадлежащих различным стилям и жанрам и выполняющих самые разнообразные функции Не менее важна другая сторона рассматриваемого явления. При восприятии музыки через средства МК в какой-то мере размываются и четкие границы многих жанров,


основывающиеся - не в последнюю очередь - на различии мест исполнения, исполнительских средств и составов Для слушателя, лишенного непосредственных контактов с исполняемой музыкой и зрительных впечатлений радио, механическая запись, отдаленного от нее в про странстве и во времени, различие, скажем, между оперой, ораторией, симфонией, балетом - особенно если он слушает их не целиком, а фрагментарно и тем более если он не знаком с сюжетом, текстом - будет далеко не столь существенно и безусловно, как для слушателя,


воспринимающего их в концерте или музыкальном театре. Есть основания полагать, что гораздо большую роль здесь играет разграничение на стилевом и языково-содержательном уровне различие между старинной и, условно говоря, классической музыкой, привычной и непривычной, остроритмичной, моторной и мелодичной, созерцательной и т. д. Во всяком случае средства МК снимают ту приподнято-благоговейную атмосферу концертного зала, которая


сама возвышает восприятие и в которую столь легко вписывается любая музыка - от Шютца и Могтеверди вплоть до опусов крайнего авангарда и, наоборот, ярче обнажают различия самого музыкального материала. Итак, мы приходим к выводу, что в новых условиях, создаваемых МК, границы слушательской аудитории установить а ргiori невозможно. В конце концов и здесь сохраняется возможность выбора - хотя бы в переключении или выключении репродуктора,


приемника, телевизора в ситуации резкого неприятия предлагаемого. Но в этом случае, как остроумно заметил А. Моль в своей спорной по общим концепциям, но интересной ценными наблюдениями книге Социодинамика культуры М 1973, как раз пассивность слушателя нередко оказывается решающим факгором, ведущим к принудительному потреблению, ниспровергательские тенденции, на службу которым ставится круг музыкального потребления , определить на основании каких-либо объективных характеристик,


кто на какую музыку ориентирован что в предыдущую эпоху специализированных помещений и естественного разделения функций между ними, а следовательно, дифференциации аудитории было вполне достижимо . Разумеется, в области массовых вкусов нет недостатка в разнообразных суждениях и умозаключениях, вроде, например, такого сегодня происходит дифференциация слушательских групп на две полярные категории - слушателей серьезной и слушателей развлекательной музыки, и между этими категориями весьма мало точек


соприкосновения. Но решительность, с которой высказываются подобные суждения увы - не может превратить их в твердо установленные факты, не говоря уже об условности и порой зыбкости критериев деления всей музыки на серьезную и развлекательную. Дифференциация слушательской аудитории сегодня - сложная проблема, которую не решить без эмпирическых работ, без экспериментов и теоретического обсуждения. Поэтому, с точки зрения Э. Алексеева, приступая к конкрет ным музыкально-социологическим исследованиям


массового музыкального потребления, нужно исходить из приведенных выше положений, которые можно, очень упрощая, кратко изложить в виде тезисов 1 каждый сегодня может услышать все, 2 наслушанность человека в мире музыки шире его осведомленности в этом мире. В зародившейся музыкальной массовой культур социологи 60-70 годов уже отмечали резкий упад интереса к классической серьезной музыке, возросшие потребности слушателя зрителя к музыкальным исполнениям.


Это связано и с пришедшими с Запада новыми культурами и с техническими возможностями телевидение, радио. Изучение музыкальных вкусов населения продолжается. Литература 1. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов - Э Алексеев Вопросы социологии искусства1979 2. Сохор А. Социология и музыкальная культура, М. 1975



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.