Реферат по предмету "Таможенная система"


Таможенное право: предмет, система, основные принципы деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГОТРАНСПОРТА
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Смоленскийфилиал
Кафедра«Экономическая теория»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине: Таможенное право
Тема:ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        
Выполнила:Леонова О.А.                        Преподаватель: Скобелева
            Шифр:0420-п/нэ-1243                                           Людмила
                                                                                             Васильевна
Смоленск,2007

Таможенное право —это комплексная отрасль российского законодательства, представляющаясобой систему правовых норм раз­личной отраслевойпринадлежности, которые устанавливаются госу­дарством ипредназначены для регулирования общественных отноше­ний,связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу Российской Федерации.
В системе отраслейтаможенное право тесно связано с другими отраслями, но в то же времяотграничивается от них в связи со специфи­кой предмета правовогорегулирования.
Конституционное право выступает,бесспорно, базовой, ведущей  отраслью в системе права. Учитывая, чтотаможенное право преследует публично-правовые интересы, основыгосударственных отношений, изучаемых конституционным правом,представляют собой фундамент для всего таможенного механизма.Конституционные положения, со­держащие нормы, относящиеся к области таможенногодела, развива­ются далее в отрасли таможенного права.
Административное право нередконазывают управленческим пра­вом, акцентируя внимание на предметеего правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органыисполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как иадминистратив­ному праву, таможенному праву присущ императивный методрегули­рования. Кроме того, нарушения таможенных правилпредставляют собой разновидность административных правонарушений,поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенныхорганов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Финансовое право изучаетобщественные отношения, составляю­щие содержание финансовойдеятельности государства и муниципаль­ных образований. Таможенныеорганы наряду с правоохранительными, осуществляют и финансовую деятельность.Прежде всего, такая дея­тельность выражается в формировании доходной частигосударствен­ного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности —немалая составляющая казны Российской Федерации.Финансово-правовые ас­пекты таможенных отношений регулируются путемиспользования положений, установленных в нормах важнейших источников финан­совогоправа: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральныхзаконов.
Уголовное право включаетв себя нормы, характеризующие общест­венно опасные деяния,именуемые преступлениями, а также основы и условия привлечения кответственности данного рода. Основной ис­точник данной отрасли Уголовныйкодекс РФ содержит гл. 22 «Пре­ступления в сфере экономическойдеятельности». В ней изложены со­ставы неправомерных деяний,совершаемых в области таможенного дела (контрабанда и др.).Сотрудники таможенных органов, осуществ­ляя предварительное расследование поданным преступлениям, руко­водствуются нормами уголовного иуголовно-процессуального зако­нодательства.
Гражданское право, являющеесяодной из профилирующих отрас­лей права, регулирует обширную областьимущественных и личных не­имущественных отношений. В областитаможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормыграждан­ского законодательства. Договоры об оказании услуг, оперевозке гру­зов, о хранении товара, залоговые обязательства — все это сферарегу­лирования гражданского права. Таможенное законодательствосодер­жит бланкетные нормы, отсылающие лиц к областицивилистики.
Систему таможенного правасоставляют Общая и Особенная час­ти. В Общую часть входят положения, имеющиеобщее значение для данной отрасли таможенного законодательства.Они раскрывают предмет и метод права, его принципы,источники, правовой статус субъектов таможенных правоотношений, характеристикуобъектов таможенно-правового регулирования, содержание таможеннойслуж­бы. Особенная часть посвящена правовым основамперемещения то­варов и транспортных средств черезтаможенную границу Российской Федерации, дифференциации таможенных режимов,производству та­моженного оформления, классификациитаможенных платежей, фор­мам таможенного контроля, а также материально-правовыми процес­суальным правилам юридической ответственности в областитаможен­ного дела. Группы правовых норм, регулирующих данные разновидностиобщественных отношений, выступают в качестве ин­ститутов таможенногоправа (институт таможенного оформления, ин­ститут таможенных платежей, институттаможенного контроля и т.д.). Комплексность отрасли таможенногозаконодательства отражается и на характеристике его институтов. Так, институттаможенного оформления является отраслевым, а институтвалютного контроля носит смешанный (межотраслевой) характер, так каксостоит из норм тамо­женного и банковского законодательства.
Таможенное законодательство— одна из новых и динамичных отрас­лей законодательногорегулирования. Государство, регулируя общест­венные отношения в сферевнешнеэкономической деятельности, облача­ет свои решения в «правовые одежды»,используя различные формы пра­ва. Что же является источникомтаможенного права? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимоуяснить особенность, заключающуюся в том, что таможенная служба вРоссии имеет федеральный статус. Управ­ление областью таможенногодела осуществляется на уровне Российской Федерации, поэтому источникиданной отрасли представлены норматив­ными правовыми актамифедеральных органов государственной власти. Они обязательны дляисполнения физическими и юридическими лицами на всей территорииРоссийской Федерации.
Источниками таможенногоправа являются правовые акты фе­деральных законодательных иисполнительных органов государственной власти, содержащиеобщеобязательные правила поведения в области та­моженного дела.
Законодательство отаможенном деле представлено исключитель­но источниками общефедеральногоуровня. В его составе нет актов государственных органов субъектовФедерации и актов органов местного самоуправления. Источникомтаможенного права может быть не любой правовой акт, а толькотот, который содержит об­щие правила о таможенном деле и егоэлементах. Таким образом, ис­точник таможенного права должен носитьнормативный характер. Акты, касающиеся конкретных вопросов,являются индивидуальны­ми. Как правило, они направляются конкретным адресатам исвязаны с единовременным применением (например, приказ о назначении на должность).
Согласно ч.2 ст.3 ТКтаможенное законодательство состоит из действующего Таможенногокодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральныхзаконов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однакокруг источников таможенного права гораз­до шире. Иерархия нормативных правовыхактов, являющихся источ­никами таможенного права, представляет собойтрадиционную триа­ду: Конституция РФ, законы и подзаконныеакты.
Предметом таможенного праваявляются общественные отношения, возникающие в процессе или поповоду переме­щения товаров и транспортных средств через таможенную границуРоссийской Федерации. В рамках таможенного права ключевым понятиемявляется «перемещение», в соот­ветствии с которым участник таможенныхправоотношений либо уже переместил товары и транспортные средства черезтаможенную границу, либо перемещает их в настоящее вре­мя, либо имеет намерениепереместить их в будущем. Кроме того,участник таможенных правоотношений может не осу­ществлять экспорт либо импорт груза, но все равно будет связан с перемещением товаров и транспортныхсредств ка­ким-либо иным образом(например, таможенный перевоз­чик,таможенные органы). В соответствии со ст. 11 Таможенного кодексаперемеще­ние через таможенную границу товарови (или) транспорт­ных средств — это совершение действий по ввозу на тамо­женную территорию Российской Федерации либо вывозус этой территории товаров итранспортных средств любым способом. При этом под незаконнымперемещением товаров и (или) транспортныхсредств через таможенную границу понимаетсясовершение действий по ввозу и вывозу с тамо­женной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств с нарушением порядка,установлен­ного законодательством о внешнеторговой деятельности.
Предметом таможенного праваявляются общественныеотношения, связанные с перемещением груза через таможенную границу РоссийскойФедерации в любых направлениях и любымспособом, а именно две группы отно­шений:по ввозу и вывозу товаров и (или) транспортных средств. Ввоз груза натаможенную территорию Российской Федерации— это фактическое пересечение товарами и транс­портными средствамитаможенной границы Российской Фе­дерации ивсе последующие действия с этим грузом до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров и транспорт­ных средств с таможенной территории РоссийскойФедера­ции — это подача декларации илисовершение иных дей­ствий,непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории, а так­же все последующие действия с грузом до фактического пе­ресечения ими таможенной границы РоссийскойФедерации. При этом к действиям,непосредственно направленным на вывозтоваров или транспортных средств с таможенной территории, относятся:
— вход (въезд) физического лица, выезжающего запреде­лы Российской Федерации, взону таможенногоконт­роля;
— въезд автотранспортного средства в пунктпропуска че­рез Государственную границу РоссийскойФедерации вцелях убытия его с таможенной территории Российской Федерации;
— сдачатранспортным организациям товаров либо орга­низациям почтовой связи международных почтовых от­правлений для отправки за пределы таможенной терри­тории Российской Федерации;
— действия лица,непосредственно направленные на фак­тическое пересечение таможенной границы товарамии транспортными средствами внеустановленных в соответствии сзаконодательством РФ мест.
В соответствии с п. 1 ст. 3Таможенного кодекса таможен­ное законодательство РФ регулируетотношения в области таможенного дела, которые можно подразделитьна четыре группы(это предмет таможенного права):
— отношения по установлению порядка перемещениято­варов и транспортных средств черезтаможенную грани­цу РоссийскойФедерации;
— отношения, возникающие впроцессе таможенного оформ­ления и таможенного контроля;
— отношения в сфере обжалования актов, действий ибез­действия таможенных органов и их должностных лиц;
— отношения по установлению иприменению таможен­ных режимов, установлению, введению и взиманию та­моженных платежей. При этом при регулировании та­моженных правоотношений, связанных с таможенными
платежами, таможенноезаконодательство применяется в части,не урегулированной законодательством Россий­ской Федерации о налогах и сборах.
Метод таможенного правапредставляет собой совокуп­ность приемов, способов и средств осуществления таможен­нойполитики, реализации норм таможенного законодатель­ства. В рамках таможенного регулирования применяются два методаправового воздействия:
— императивный метод — этометод властных предписа­ний. Лицо при осуществлении внешнеэкономическойдеятельностивступает в определенные отношения с го­сударственнымиорганами, уполномоченными в области таможенногодела. Данные таможенные правоотношения регулируются строгоустановленными правилами пове­дения;
— диапозитивный метод — этометод дозволений. Данный
метод правового регулирования таможенных правоот­ношенийимеет место лишь тогда, когда поведение участ­ников регламентируется гражданско-правовыминорма­ми (чаще всего при заключениигражданско-правовых
договоров, например прирегулировании договора пере­возки).
Основные принципыперемещения товаров и (или) транс­портных средств черезтаможенную границу Российской Фе­дерации сформулированы в гл. 2 Таможенногокодекса Рос­сийской Федерации. Они такженазываются принципами таможенного права, среди которых отдельновыделяются:
— принцип законности, который является общим длявсех
отраслей российского права. В рамкахтаможенного пра­ва принцип законностипредполагает, что действия участниковтаможенных правоотношений соответству­ют Конституции Российской Федерации и федерально­музаконодательству о внешнеторговой деятельности;
— принцип  взаимности исуверенного равенства госу­дарств, согласно которому всеиностранные государства, которые предоставляют Российской Федерации макси­мально возможный доступ товаров на внутренний ры­нок страны, вправе рассчитывать на аналогичные ус­ловия поставки собственных товаров на внутренний рынок Российской Федерации. Принцип взаимности является характерным для международных отношений в целом;
— принцип равноправия, всоответствии с, которым все лица на равных основаниях имеют право наввоз или вывоз товаров и (или) транспортных средств и право наосуществление внешнеэкономической деятельности на условиях,  не противоречащих законодательству Российской Федерации (п. 1ст. 12 Таможенного кодек­са). Право лиц на ввоз или вывоз товаров итранспортных средств реализуется в совокупности с обязанностьюданных лиц пройти таможенное оформление и контроль, а также соблюдатьусловия пользования и распоряжения товарами и транспортнымисредствами. Согласно п.1 ст.14 Таможенного кодекса все товары и транспортныесредства, перемещаемые через таможен­ную границу, подлежаттаможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с актамитамо­женного или иного законодательства Российской Фе­дерации, при  осуществлении  которых таможенные органы и их должностные лица невправе устанавли­вать требования и ограничения. При этомтребования таможенных органов, предъявляемые при осуществле­ниитаможенного оформления и таможенного контро­ля, не могут служитьпрепятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу и осуществления деятельности в области та­моженногодела в большей степени, нежели это мини­мально необходимо дляпроведения таможенного ре­гулирования. В соответствии со ст.15Таможенного кодекса никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарамии транспортными средствами до их выпуска.
Международное право имеждународные договоры Россий­ской Федерации являются составной частьюее правовой сис­темы. Если международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренныевнутренним законодательством РФ, то применяются правила междуна­родногодоговора.
Конституция РоссийскойФедерации, определяющая основные направлениягосударственной политики в облас­ти таможенногорегулирования. В соответствии со ст. 8 Кон­ституции в РоссийскойФедерации гарантируются единство экономического пространства,свободное перемещение то­варов, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции,свобода экономической деятельности. Данные гаран­тии неразрывно связаны стаможенным регулированием на территории Российской Федерации.Согласно ст. 71 Кон­ституции в исключительном ведении РоссийскойФедера­ции находятся:
— установление системыфедеральных органов исполни­тельной власти (в том числе таможенных органов), по­рядка их организации идеятельности, формирование федеральныхорганов исполнительной власти;
— установление правовыхоснов единого рынка, финансо­вое, кредитное, таможенноерегулирование;
— внешнеэкономическиеотношения Российской Федера­ции;
— определение статуса изащита государственной границы, территориального моря,воздушного пространства, ис­ключительной экономической зоны и континентальногошельфа Российской Федерации, составляющих таможен­нуютерриторию Российской Федерации.
В рамках ст. 74 КонституцииРоссийской Федерации дек­ларируются важнейшие принципы таможенногоправа — сво­бода перемещения товаров и (или) транспортных средств че­резтаможенную границу Российской Федерации; запрет на установлениетаможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных ограничений натерритории Российской Федерации для свободного перемещения товаров,услуг и финансо­вых средств по территории страны.
Федеральные законы (в томчисле федеральные кон­ституционные законы). В данной группе источников тамо­женного прававыделяются:
В зависимости отсистематизации правовых норм:
— кодифицированныенормативные акты: Таможенный кодексот 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, Гражданскийкодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и частьтретья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Кодекс РФ об административныхправонарушениях от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ; текущиефедеральные законы;
В зависимости от содержания:
— собственно актытаможенного законодательства (Та­моженный кодекс, Закон РФ«О таможенном тари­фе» и др.);
— акты смежных (пограничных)отраслей законодатель­ства (Гражданский, Налоговый кодексы,Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»и др.).
Подзаконные нормативные акты— указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряженияПрави­тельства РФ, нормативные акты Государственного таможен­ногокомитета (в форме приказов, инструкций, распоряже­ний,писем, указаний, телетайпов, телеграмм, телефонограмм и т.п.). В соответствии со ст. 5 Таможенного кодекса акты Государственного таможенного комитета подлежат государ­ственнойрегистрации и официальному опубликованию, они немогут противоречить положениям актов таможенного за­конодательства и иныхправовых актов (указов Президента, постановленийи распоряжений Правительства) или устанавливать дополнительныетребования, запреты и ограниче­ния. В том случае, если нормативно-правовые актыданного органа исполнительной властизатрагивают права и законные интересылиц в сфере предпринимательской и иной эконо­мической деятельности, тоони могут быть обжалованы в арбитражном суде.
Некоторыми учеными в самостоятельный видисточников таможенного права выделяетсясудебная практика, т. е. реше­ния Конституционного Суда, ВысшегоАрбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам тамо­женного регулирования. Однако данная точка зренияявля­ется весьма спорной.
Относительно действия таможенногозаконодательства во времени в ст. 4Таможенного кодекса содержатся следующие правила: акты таможенного законодательства, указы Прези­дента РоссийскойФедерации и постановления и распоряже­ния Правительства РФ применяются котношениям, возник­шим после введенияих в действие, и не имеют обратной силы, за исключением тех случаев,когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты улучшают правовое положение лиц, а также в иных случаях, прямопредусмотренных федеральными законами и международными догово­рами Российской Федерации.
Положения актов таможенногозаконодательства, иных правовых актов в области таможенного деладолжны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какиеу него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и вкаком порядке следует совершать при пе­ремещении товаров итранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.При этом никто не может быть привлечен к ответственности занарушение таможенных пра­вил, если это нарушение вызвано неясностью правовыхнорм (п. 5ст. 6 Таможенного кодекса).
Государство возмещаетубытки, причиненные лицам вслед­ствие несвоевременного принятия, введения вдействие и опуб­ликования нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрено Таможенным кодексом, а такжевследствие недостоверностиинформации, предоставленной таможен­ными органами. Убытки возмещаются засчет казны Россий­ской Федерации в порядке,установленном гражданским за­конодательством.
 Субъекты таможенного права: их группы и роль в таможенном регулировании. Категория «субъекты таможенного права» несколько шире категории «участники таможенныхправоотношений», так какне всегда субъекты таможенного права становятся участ­никами таможенных правоотношений. Однако участники та­моженныхправоотношений всегда являются субъектами та­моженного права.
В рамках таможенного законодательства можновыделить две основные группы субъектов таможенного права:
Субъекты, наделенныевластными полномочиями в обла­сти таможенного дела (таможенные органы и ихдолжностные лица). В соответствии со ст. 1 Таможенного кодексатаможен­ное дело на территории Российской Федерации осуществляют ПравительствоРоссийской Федерации и таможенные органы. Согласно ст. 11 Таможенногокодекса таможенными органами называются федеральный орган исполнительнойвласти, упол­номоченный в области таможенного дела (Государственный таможенныйкомитет), и подчиненные ему таможенные орга­ны Российской Федерации, ав некоторых случаях также тамо­женные органы иностранных государств. Таможенныеорганы Российской Федерации образуют единую федеральную цент­рализованнуюсистему. При этом органы государственной вла­сти субъектовРоссийской Федерации, местного самоуправ­ления, общественныеобъединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов приосуществлении ими гноих функций. Даннаягруппа субъектов таможенного права обладает общими функциями в рамках таможенного дела: способствование развитию внешнейторговли РоссийскойФедерации; пополнениедоходной части бюджета Российской Федерации путем взимания таможенных платежей; пресечение, устранение и предупреждение нарушений в областитаможенного законодательства. Ранее втаможенном законодательстве выделялись только две последние функции даннойгруппы субъектов таможенного права.
Субъекты, не обладающиевластными полномочиями в обла^ г; ти таможенного дела (физические июридические лица, участвующие в перемещении товаров и (или)транспортных средсцв через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющиевнешнеэкономическую деятельность). Физическиелица могут участвовать в таможенных правоотношениях, осуществляя свои права и обязанности, как самостоятелъно (непосредственно), так и черезпредставителя. Таможенный представитель (брокер) — это посредник, со­вершающий таможенные операции от имени и попоручению декларанта или иного лица,на которое возложена обязан­ность иликоторому предоставлено право осуществлять тамо­женные операции в соответствии с Таможенным кодексом. При этомдекларантом является лицо, которое декларирует товары и транспортные средства, или лицо, от имени которого декларируются товары и транспортные сред­ства.
Физические и юридические лицакак субъекты таможен­ного права Могут быть российскими либо иностранными. Российскимипризнаются юридические лица с местонахож­дением в РоссийскойФедерации, созданные в соответствии с законодательством РФ, атакже физические лица, постоянно проживающие на территории РоссийскойФедерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерациив установленном законом порядке в качестве индивидуальныхпредпринимателей. Таким образом, в рам­ках таможенного права (вотличие от гражданского нрава) индивидуальные предпринимателиприравниваются к пра­вовому статусу физических, но не юридических лиц. Иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства также являютсясубъектами таможен­ногоправа, но с учетом запретов и ограничений, установлен­ных таможенным и иным федеральнымзаконодательством РФ.
Как было сказано ранее, средисубъектов таможенного права могут быть выделены лица, которые неявляются не­посредственными участниками таможенных правоотноше­ний,— так называемые заинтересованные лица. В соответ­ствиисо ст. 11 Таможенного кодекса заинтересованные лица — это лица,интересы которых затрагиваются реше­ниями, действиями либобездействием таможенных орга­нов в отношении товаров и (или)транспортных средств не­посредственно и индивидуально.
Система как научно-категориальное понятие — этосово­купность взаимосвязанных ивзаимозависимых элементов. Какправило, система имеет иерархическую структуру. Сис­тема таможенных органов всоответствии со ст. 402 Тамо­женногокодекса представляет собой совокупность слсдующих таможенных органов: федеального органа исполнительной власти уполномоченного вобласти таможенного дела; региональных таможенных управлений; таможни;таможенных постов.
Кроме того, в системутаможенных органов входят также иные учреждения подведомственные федеральномуоргану исполнительнойвласти в области таможенного дела — это различные учебные заведения, таможенныелаборатории, на­учно-исследовательские институты, вычислительные центры и т.п. Важно отметить, что все органы, составляющиеединую таможенную систему, согласно ст. 71 Конституции Российс­кой Федерации являются федеральными. Исходя изэтого, можно дать следующееопределение таможенного органа — этофедеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией вобласти таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитиювнешней торгов­ли Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации 1993 года.- М.: НОРМА-М,2005.-74 с.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации. Постатейныйкомментарий официальными документами коллектива специалистов Государственноготаможенного комитета Российской Федерации.- М.: Агентство «Библиотечка«Российской газеты», 2004.-703 с.
3. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России:Учебник/ Отв. Ред. Н. И. Химичева.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юрист,2007.- 504 с.
4. Романова Е. В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 224с.-(Серия «Завтра экзамен»).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.