Реферат по предмету "Социология"


Управление системы профилактики беспризорности

--PAGE_BREAK--
3. Проблемы в организации системы профилактики безнадзорности.В рамках исследования были выявлены проблемы, решение которых может способствовать более результативной деятельности по сокращению детской и подростковой безнадзорности в регионе.

При анализе степени эффективности работы отраслей (ведомств) выявлен ряд недостатков: почти треть (28%) опрошенных отмечают нехватку финансирования, недостаточный объем полномочий у специалистов, отсутствие системного подхода в работе.

Недостаточно высокая степень эффективности работы комиссий, по мнению экспертов, обусловлена также малым уровнем финансирования (16%), информированности о состоянии безнадзорности в регионе (11%), отсутствием системного подхода в работе (10%), недостатком знаний у специалистов (9%).

4. Предлагаемые меры по сокращению масштабов безнадзорности несовершеннолетних.С учетом того, что в Вологодской области сложилась крайне опасная ситуация, характеризующаяся ростом числа безнадзорных детей и подростков, в рамках исследования была предпринята попытка определить основные меры по снижению уровня безнадзорности в регионе.

В качестве их эксперты рекомендуют, прежде всего, решение семейных и экономических проблем (уменьшение употребления алкогольных напитков в семье — 82%, улучшение микроклимата в семье — 55%, повышение доходов семей — 52%). Вместе с тем половина специалистов (51%) отмечают в качестве одной из мер расширение сети досуговых учреждений, 46% — совершенствование воспитательной роли школы, 45% — совместные мероприятия с родителями (для сплочения семьи), 34% — расширение сети центров помощи семье и детям, кризисных центров, приютов и т. д.

Результаты опроса жителей Вологодской области, проведенного ВНКЦ ЦЭМИ РАН в 2006 г. [4], подтверждают данные, полученные авторами по итогам опроса членов комиссий по делам несовершеннолетних. Так, мерами, необходимыми для снижения уровня безнадзорности в регионе, большинство опрошенных (47%) считают повышение доходов семьи, 35% — проведение совместных мероприятий родителей и детей, 32% — организацию бесплатных кружков для детей и подростков, 28% — спортивных секций и меро-приятий, 28% — проживание в специализированном учреждении.

В перечне мер, которые должны способствовать росту профессионального уровня специалистов, осуществляющих профилактику безнадзорности, большинство респондентов отмечают организацию обучающих мероприятий (58%), курсов повышения квалификации (55%), обеспечение научно-методической литературой, методиками профилактической работы (50%).

Треть экспертов указывают на необходимость обеспечения специалистов информационными изданиями, освещающими проблемы профилактики детской и подростковой безнадзорности (журналы, газеты, брошюры и т. д.), четверть — на необходимость проведения научно-практических конференций.

5. Организация межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности.Следует отметить, что решение проблем безнадзорности несовершеннолетних входит в компетенцию организаций и учреждений различной ведомственной подчиненности, в связи с чем требуется эффективное взаимодействие между ними.

По мнению специалистов, для повышения эффективности взаимодействия ведомств и учреждений региона по решению рассматриваемых проблем необходимо четко разграничить компетенцию учреждений по учету безнадзорности и ее профилактике (52%), создать систему по отслеживанию масштабов безнадзорности (47%), обеспечить обсуждение на областном и районном уровне проблем в работе с безнадзорными детьми и подростками (43%).

Треть опрошенных считают, что для повышения эффективности взаимодействия на всех уровнях следует обеспечить консультации по содействию решению возникающих проблем, организацию научно-практических конференций и обучающих мероприятий; 21% экспертов предлагают чаще публиковать в СМИ информацию с анализом ситуации с безнадзорностью в детско-подростковой среде и о принимаемых руководством мерах по ее улучшению.

Таким образом, анализ и оценка деятельности субъектов системы профилактики на территории Вологод-ской области (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, ведомств различной подчиненности) позволили выделить ряд недостатков в организации профилактической деятельности.

Полученные результаты в большей мере свидетельствуют о недостатках в системе сбора информации о детско-подростковой безнадзорности.

Выявлены проблемы в работе с рассматриваемой категорией несовершеннолетних (отсутствие системного подхода, недостаточный объем полномочий, необходимость разграничения компетенции ведомств и учреждений по решению проблем безнадзорности, малый объем финансирования проводимых мероприятий, необходимость повышения профессионального уровня специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность), требующие разрешения как на уровне региона в целом, так и отдельно взятого учреждения (организации).

Привлечение общественных объединений и негосударственных организаций к сотрудничеству в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних может дать положительные результаты. Однако, на наш взгляд, целесообразно акцентировать особое внимание на возможности минимизации факторов риска возникновения и распространения безнадзорности несовершеннолетних.

Прежде чем определить основные направления профилактической деятельности и предложить конкретные меры по совершенствованию системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, следует обобщить результаты исследования.

Комплексный анализ безнадзорности несовершеннолетних в Вологодской области позволил определить сильные и слабые стороны в решении проблемы, а также последствия сложившейся ситуации и возможности оптимизации вероятных угроз.

К числу сильных сторон можно отнести наличие областного информационного банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, областных программ, постановлений и законов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних; существование в регионе квалифицированных специалистов по профилактической деятельности; наличие специализированных центров для несовершеннолетних; заинтересованность органов местной власти в построении эффективной модели профилактики безнадзорности.

В качестве последствий сложившейся ситуации выделены:

• ухудшение социально-экономической ситуации в стране и регионе;

• рост девиаций в детско-подростковой среде (алкоголизм, наркомания, токсикомания, правонарушения, суициды);

• ухудшение психического, физического, нравственного развития подрастающего поколения;

• снижение качества образовательного и трудового потенциала области;

• отсутствие действенных мер, направленных на сокращение масштабов детской и подростковой безнадзорности.

Вместе с тем к ряду проблемных вопросов можно отнести: рост числа семей и детей группы риска; высокий уровень разводов, алкоголизма среди родителей; низкий материальный уровень семей, воспитывающих несовершеннолетних детей; высокий уровень наркомании, токсикомании, алкоголизма и преступности среди несовершеннолетних; ослабление воспитательной роли семьи и школы; слабое взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности на всех уровнях ее осуществления.

Данный анализ является основой для определения действий органов региональной и муниципальной власти по решению проблемы безнадзорности в детско-подростковой среде.

Исходя из полученных результатов, для создания эффективной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, было бы целесообразно первоочередные усилия направить на преодоление тенденции роста безнадзорности в регионе путем минимизации факторов ее распространения, а также создания комплексной системы профилактики детско-подростковой безнадзорности.

В связи с поставленной целью возможно, на наш взгляд, выделение в деятельности органов социального управления трех основных направлений, способствующих повышению эффективности данной системы:

1. Более активная и целенаправленная работа по устранению причин и условий, порождающих безнадзорность. На наш взгляд, профилактика причин, способствующих распространению детской и подростковой безнадзорности, — ключевой компонент системы профилактических мер в отношении данной категории несовершеннолетних. К основным элементам данного направления можно отнести:

— профилактику семейного неблагополучия в семьях с детьми;

— профилактику домашнего насилия в отношении детей (предупреждение жестокого обращения с детьми со стороны родителей, ликвидация последствий насилия);

— профилактику асоциального образа жизни родителей (наркомания, алкоголизм и др.);

— профилактику девиантного поведения несовершеннолетних (преступность, алкоголизм, токсикомания и др.).

2. Формирование реально функционирующих механизмов по организации эффективного взаимодействия ведомств и учреждений региона по решению проблем детской и подростковой безнадзорности, обеспечивающих более действенную работу всех субъектов профилактической деятельности.

В роли такого механизма, в частности, могут выступать региональные (возможно, и муниципальные) законодательные акты, которые предусматривают компетенцию каждого ведомства (органа) и учреждения в осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и обеспечивают эффективное межведомственное взаимодействие.

3. Придание системе профилактики безнадзорности в детско-подростковой среде комплексного (системного) характера.

С этой целью комиссии по делам несовершеннолетних должны обеспечивать не только взаимодействие и координацию всех органов и учреждений по решению проблемы безнадзорности, но и условия для комплексного решения вопросов, касающихся несовершеннолетних (обеспечение законных интересов и защита прав детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности; снижение показателей факторов возникновения и распространения безнадзорности; ликвидация социально-экономических последствий и потерь вследствие безнадзорности в детско-подростковой среде, организация социальной коррекции и адаптации на региональном и муниципальном уровнях).

Для решения задач по снижению уровня безнадзорности несовершеннолетних в регионе могут быть предприняты следующие шаги:

• разработка и внедрение региональной межведомственной программы по решению проблем детской и подростковой безнадзорности, предусматривающей комплексную оценку состояния, причин и последствий данного явления, профилактической деятельности;

• разработка и введение в регионе общей системы сбора информации и учета детей, не посещающих школу, не имеющих постоянного места жительства, находящихся в социально опасном положении;

• улучшение ситуации в сфере с детско-подростковой безнадзорностью путем совершенствования профилактической помощи данной категории несовершеннолетних;

• совершенствование научно-методического и информационного обеспечения деятельности органов и подведомственных им учреждений системы профилактики безнадзорности, укрепление кадрового потенциала;

• расширение сотрудничества субъектов системы профилактики безнадзорности в детско-подростковой среде с общественными объединениями, негосударственными и религиозными организациями в оказании помощи несовершеннолетним.

Кроме того, предполагается создание в регионе (и, по возможности, в каждом муниципальном образовании) социальной инфраструктуры, в которой был бы сосредоточен информационно-аналитический банк данных о несовершеннолетних, которая контролировала бы горизонтальные и вертикальные информационные потоки, обеспечивала взаимодействие в области профилактики безнадзорности в детско-подростковой среде.

Вместе с тем данный орган должен включать в себя все органы и учреждения, обеспечивающие потребности детей и подростков, защиту их прав и законных интересов, обеспечивать равноценные возможности и условия для развития, содержания, образования, воспитания подрастающего поколения, нравственного формирования личности и в целом полноценную социализацию несовершеннолетних.

Важным остается вопрос о финансировании мероприятий по сокращению уровня безнадзорности несовершеннолетних. В этой связи, на наш взгляд, необходимо привлекать дополнительные внебюджетные средства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (например, спонсорское финансирование) и компенсировать недостаток организационно-управленческих, кадровых и научно-методических ресурсов для решения проблемы безнадзорности.

С целью роста профессионального уровня специалистов, осуществляющих профилактику безнадзорности, должна быть организована их комплексная подготовка (обучение, мероприятия, курсы повышения квалификации). В то же время первостепенное значение в плане получения и передачи информации о состоянии проблемы, динамике факторов, об оценке последствий и ознакомления с новыми методами и технологиями работы с данной категорией несовершеннолетних имеет проведение конференций, обучающих семинаров, круглых столов.

В связи с необходимостью организации эффективного межведомственного взаимодействия органов и учреждений в области профилактики безнадзорности несовершеннолетних следует четко определить организационно-правовые механизмы и формы его осуществления. Иными словами, требуется создание такой системы, которая будет успешно работать при условии обеспечения координации и взаимодействия всех субъектов профилактики детско-подростковой безнадзорности.

Такое взаимодействие должно включать проведение регулярных совещаний со специалистами с целью оперативного обмена информацией по проблемам безнадзорности и систематического сравнительного анализа работы комиссий по делам несовершеннолетних в районах и городах, данные которого доступны для ознакомления.

В заключение стоит отметить, что совершенствование региональной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних и организация эффективного межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики будет способствовать улучшению тенденций в сфере детско-подростковой безнадзорности на территории Вологодской области.

Кроме того, результативность реализации предлагаемых направлений и мероприятий должна заключаться в сокращении числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, повышении роли семьи в воспитании подрастающих поколений, уменьшении девиаций в среде несовершеннолетних. Общим результатом данных процессов будет являться положительная динамика количества безнадзорных детей и подростков в регионе, сокращения негативных факторов, ее обусловливающих, и социально-экономических последствий безнадзорности несовершеннолетних.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Карельская государственная педагогическая академия»
Факультет дошкольной и социальной

педагогики и психологии
Кафедра дошкольной и социальной педагогики                                                                   
Управление системой по социальной защите беспризорных и безнадзорных детей

(контрольная работа по управлению системы социальной защиты детства)
Выполнила: 

Татьяна Александровна Блойгуева,

студентка752 группы, ОЗО

                        Проверила:

        Михеева Галина Николаевна.          

                                                                 
Петрозаводск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….  3

1. Характеристика беспризорности и безнадзорности в России………………………….4

2. Причины детской беспризорности и безнадзорности…………………………………..7

3. Нормативно-правовые основы социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям ………………………………………………………………………………………….11

ВЫВОД……………………………………………………………………………………….17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………18
3

ВВЕДЕНИЕ

Положение детей в любом государстве — это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, сдавшие свои площади в аренду коммерческим фирмам. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е годы прошлого столетия.

Наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни, является бедность. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес. Интерес, как правило, не преследующий благие цели. А ведь именно в детском возрасте формируется устойчивое представление об образе жизни. И то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.

Беспризорные дети, это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

На сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным группам населения, становится одной из приоритетных задач государства. В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.

Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок — это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности — основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

4

1. Характеристика беспризорности и безнадзорности в России

В истории человечества детская беспризорность существует давно. Но в периоды политических, социально-экономических потрясений: войн, революций, национальных междоусобиц число беспризорных детей возрастает. Изменения, происходящие в политической, экономической и социальной сферах, духовно — нравственные трудности нашей жизни стали существенным фактором, дестабилизирующим традиционные семейные отношения. С каждым годом увеличивается количество семей, не способных надлежащим образом обеспечить содержание и воспитание детей. Заявило о себе так называемое «социальное сиротство», т. е сиротство при живых родителях. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагоприятных (асоциальных) семей, утрата нравственных устоев привели к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности.

В стране продолжается неуклонный рост числа больных алкогольными психозами и алкогольным слабоумием. Критическим является положение с психическим здоровьем детей, продолжается рост числа умственно отсталых детей, что также обусловлено масштабами пьянства и увеличением числа больных алкоголизмом в стране. Растут показатели числа больных алкоголизмом среди детей, подростков и женщин. Такое явление в России как социальные сироты, является следствием алкогольной деградации и потери духовных ценностей.

Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг. Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921- 1925 гг. Согласно официальной статистике, в 1922 г. в России насчитывалось 7 миллионов беспризорных детей, хотя реально их было гораздо больше. [13,45] За всю историю России вплоть до сегодняшнего дня это единственный период, по которому мы имеем определенные цифры по беспризорным детям. В 1920-е годы это была крупнейшая государственная и общественно-педагогическая проблема. В 1921 г. в стране начался жестокий голод, в связи с которым была организована широкая агитация за сбор пожертвований в помощь брошенным детям. По инициативе московских педагогов в сентябре 1922 г. при Московском отделе народного образования возникла Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью. Для детей были созданы особые пункты на всех вокзалах Москвы.

По всей стране начали устраиваться тысячи детских уличных столовых и ночлежек, спасавших несчастных детей от голода и физической смерти. Со временем стали организовываться приемники для оказания первой социальной помощи, детские дома для детей школьного и дошкольного возраста, а также специализированные: для дефективных и умственно отсталых детей. Перед детскими домами была поставлена вполне конкретная задача, дать воспитанникам общее политехническое образование и практические трудовые навыки в целях подготовки их к общественно-полезной трудовой деятельности.

Беспризорные дети — это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. По данным, утвержденным Генеральной прокуратурой РФ на

5

начало 2005 года насчитывается два с половиной миллиона беспризорников. По различным источникам статистики в России от двух с половиной до шести миллионов беспризорных. Из этого количества зарегистрировано только два миллиона отвергнутых детей, в число которых входят дети, которые иногда живут в приютах, детских домах. В среднем на улицах обитают около трех миллионов детей брошенных родителям. Масса малолетних беспризорных в течение года непостоянна: она уменьшается с наступлением холодов и вырастает до максимума в летние месяцы.

            Уличных детей и подростков можно условно разделить на три категории:

1.«Бездомные», или несовершеннолетние и молодые люди, которые утратили взаимосвязь с родителями или не имеют их, длительное время (более 3 месяцев) проживают вне дома или интернатного учреждения. У них нет постоянного места проживания, и они обитают группами в подвалах, на чердаках и в нежилых помещениях. Обычно такие дети из неблагополучных семей, долгое время не учатся и не работают. В большинстве своем, это – подростки и молодые люди более старшего возраста, 17–24 лет, со значительным стажем уличной жизни, наиболее рискованными формами поведения и багажом накопившихся социальных, психологических и медицинских проблем.

2.«Домашние»,т. е. дети и подростки, которые постоянно проживают дома, куда чаще всего возвращаются на ночь. Они изредка пропускают занятия в учебных заведениях и проводят в уличных «тусовках» лишь дневные и вечерние часы и почти всегда ночуют дома. Чаще всего это – дети и подростки до 15 лет, без опыта проживания вне семьи.

3. «Бегающие»– промежуточная группа, состоящая из подростков 14–18 лет, периодически проводящих от нескольких недель до нескольких месяцев вне дома или

интернатного учреждения, а затем возвращающихся назад. В течение этого периода времени несовершеннолетние прекращают обучение. В периоды «уличной» жизни такие дети практикуют рискованные формы поведения, которые могут повлечь тяжелые социальные последствия, а также нанести вред физическому и психическому здоровью.

На рост беспризорности в условиях нестабильности политической, социально-экономической жизни влияют кризисные явления в семье, нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов, рост многодетных и бедных семей. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

В сложившейся ситуации государство предпринимает меры, но они не достаточно эффективны для решения проблем беспризорности и ее снижения. Детским домам не хватает положенного по бюджету финансирования, чтобы отремонтировать и обустроить помещения, в которых расселены дети. Воспитанникам детских домов не хватает одежды, школьно письменных принадлежностей, питания, тепла и ласки со стороны воспитателей и педагогов. В результате среди детдомовцев много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Распространяется жестокое и грубое обращение с детьми в интернатных учреждениях и в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Обычная семья дает ребенку больше, чем детский дом. Такие учреждения нужны

6

 не для содержания, а для дальнейшего устройства беспризорника. Подростки выходят из детского дома, не подготовленными к самостоятельной жизни, им не оказывается полноценная ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. По данным статистики примерно 40% выпускников детских домов и школ — интернатов становятся алкоголически и наркотически зависимы, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. И только 15% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.[16,30]   

            Характерная особенность последних лет — изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных, а также насильственных преступных деяний. Наиболее распространенным преступлением остаются кражи. На втором месте по распространенности среди несовершеннолетних стоит такое тяжкое преступление против собственности как грабеж (ст. 161 УК РФ). Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тыс. подростков. Дети прибегают к рэкету, действуют совместно со взрослыми криминальными элементами. По данным криминологических исследований более трети преступлений подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых. В течение прошлого года было выявлено 16,5 тыс. случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. В 2004 году 98,7 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств. Почти 5 тыс. подростков от рук преступников погибли, а 6,8 тыс. — получили тяжкие увечья. Около 28 тыс. несовершеннолетних без вести пропавших, в числе которых — 9,3 тыс. малолетних детей находились в розыске.[15,90]

            Анализ уголовных дел свидетельствует, что 70% осужденных подростков на момент совершения преступлений нигде не учились и не работали. Почти половина из них проживала в неблагополучных семьях. Число подростков — доставленных в милицию за различные правонарушения в 2004 году превысило 1 млн. 250 тыс. Среди доставленных 310 тыс. — это подростки, едва достигшие 13 лет. 295 тыс. нигде не работали и не учились, а 45 тыс. оказались вообще не грамотными. Около 300 тыс. детей, требующих помощи со стороны государства, органами внутренних дел были изъяты с чердачных и подвальных помещений, территорий вокзалов, аэропортов и других общественных мест.

            В среднем по России детская преступность — 9,6%. Следует отметить, что качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер — это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 70%. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к «омоложению». Поэтому наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности. Их на учете в подразделениях органов внутренних дел состоит более 93 тыс.[14,44]

            Специфическая проблема несовершеннолетних — токсикомания и наркомания. За последние три года число детей, состоящих на диспансерном учете по наркомании, возросло почти в три раза, по токсикомании — в 3,5 раза, а количество подростков, ежегодно признаваемых больными наркоманией, за десять лет возросло в 13 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а одурманившими средствами в 12 раз чаще, чем взрослые. [9,19] В отличие от взрослых подростки рассматривают проблему злоупотребления психически активными веществами не с высоты

7

государственных интересов, а на уровне межперсональных отношений. Для подростков наркотики остаются, хотя и довольно доступной, распространенной, но все, же экзотикой, модным запретным плодом, в, то время как алкоголь стал для них обычным, бытовым средством одурманивания. Алкоголь вовлекает беспризорного в порочный круг. Его потребление является необходимым условием для участия в группе, не объединенной, какими-либо целями, и зачастую вовлечением в социальные связи с окружающим миром. Групповая сплоченность, достигаемая с помощью совместного потребления алкоголя, отвечает потребностям подростка в психологической защите со стороны группы.

                продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Причины детской беспризорности и безнадзорности
Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной социальной среды. Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий — дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам. Глубинные причины кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль и фактически выталкивающих своих детей на улицу, связаны с падением уровня жизни большинства населения, увеличивающейся коррупцией и моральным разложением общества. Все больше россиян, и прежде всего семьи с детьми, погружается в состояние бедности, социальной апатии, физически вымирает.

Наиболее серьезных причин, выталкивающих детей на улицу. Прежде всего, это плохое обращение с ними в семье. Эту проблему объединяют в три большие группы:

— физическое насилие;

— отсутствие заботы;

— сексуальное насилие.

Доказано, что если родители сами подвергались в детстве физическому наказанию и испытывали ущемление собственных интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к собственным детям. Основным факторами жестокого обращения с детьми, по мнению специалистов, являются психологический фактор («синдром избитого ребенка») и социально обусловленные причины (материальная обеспеченность семьи, уровень образования родителей, культурные традиции). Отсутствие заботы — это широкое понятие, и явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие. Речь может идти об отсутствии заботы в физическом, медицинском или эмоциональном плане. Отсутствие заботы может сопровождаться физическим или сексуальным насилием. Причины, влияющие на способность родителей к обеспечению нужд ребенка, заключаются в экономических факторах, в физическом или эмоциональном заболевании родителей, в недостатке времени работающих родителей и т.д.

Сексуальное насилие — это в основном скрытые преступления, поэтому представляется трудным оценивать истинную распространенность явления. Оно может

8

совершаться в семье и вне ее и сопряжено с физическим и психологическим насилием. Травма, которую ребенок получает в результате совершающегося над ним сексуального насилия, очень опасна для дальнейшего развития, нанеся, прежде всего, вред психическому здоровью. Распространенной реакцией ребенка в случае инцеста является побег из дома. Последствия насилия могут выражаться в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, в суицидальных попытках, в глубоких личностных изменениях (депрессия, агрессия, враждебность).

В целом признание роли социальных факторов в возникновении и развитии плохого обращения с детьми приводит, в свою очередь, к признанию того, что настоящая профилактика такого обращения должна быть направлена, в частности, на улучшение положения женщин и качества отношений между родителями и детьми, на борьбу с насилием в семье и бедностью. В государственной политике необходимо повернуться лицом к социально незащищенной семье, помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежное отторжение от нее ребенка. Чем больше государственных, общественных, благотворительных учреждений будут принимать в этом живое, а не формальное участие, тем реальнее шансы сократить ряды беспризорных и безнадзорных детей.

Причиной побегов детей из дома нередко являются разводы либо вступление в брак одинокого родителя, прежде проживающего с несовершеннолетним ребенком. Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи, перегруженность домашним трудом из-за отсутствия материальных средств на пользование услугами сферы быта сокращает возможность общения с детьми, совместных занятий с ними, увеличивает риск детской беспризорности. Семья является важнейшим институтом воспитания, она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству.

            Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, которая отказывается от дезадаптированных детей. Свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций под влиянием рыночной стихии и в связи с оскудением государственного бюджета обедняет досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, неблагонадежной компании, бесцельному времяпрепровождению. Все эти и многие другие факторы ведут к социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

            В ряде случаев беспризорность детей — следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Источником ослабления внимания к детям являются ситуации разводов, которые не только травмируют психику ребенка, но и нередко обусловливают разлад с родителями; взаимное недовольство
9

взрослых и детей, стремление последних к автономизации; желание до минимума свести контакты с родными.

                Уличные дети и подростки сталкиваются с большим количеством сложных социальных проблем.Во многих случаях дети и подростки, живущие или проводящие большую часть своей жизни на улице, происходят из семей группы риска. Зачастую родители таких несовершеннолетних страдают алкоголизмом, злоупотребляют наркотиками, ведут асоциальный образ жизни. Нередко образ жизни родителей приводит к утрате ими жилплощади и, как следствие, дети становятся бездомными. В других случаях, несмотря на наличие жилья, ребенок или подросток не может там находиться, так как условия, сложившиеся там, невыносимы.

            Отсутствие средств к существованию и невозможность или неумение их получать социально приемлемым способом– еще одна типичная проблема беспризорных детей. Большинство уличных детей и подростков не имеют постоянного дохода. Многие в результате жизни на улице оказываются вовлечены в преступную деятельность и приучаются добывать средства антиобщественными и криминальными путями: попрошайничеством, воровством, сексом в обмен на деньги или вещи. Большинство уличных несовершеннолетних не располагают опытом наблюдения положительных ролевых моделей, в том числе касающихся трудовой деятельности, а также не имеют даже базовых профессиональных навыков, необходимых для устройства на работу. А также  низкий уровень образования существенно ограничивает возможности для дальнейшего обучения и трудоустройства подростков, что, в свою очередь, снижает их самооценку и мотивацию на оставление уличного образа жизни.

            Среди беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних трудно встретить таких, у которых не было бы психолого-педагогических проблем. Именно эти проблемы часто оказываются в центре внимания помогающих специалистов, и работа над ними составляет существенную часть деятельности по реабилитации уличных детей.

В ряду этих проблем можно выделить следующие наиболее распространенные:

А) Педагогическая запущенность.Некоторые уличные дети и подростки никогда в своей жизни не посещали учебных заведений, многие преждевременно бросили учебу. Кроме того, взрослые, окружавшие этих детей как на ранних этапах жизни, так и в дальнейшем, не уделяли внимания их развитию и образованию. В результате, большинство уличных детей и подростков демонстрируют более или менее выраженную педагогическую запущенность.

Б) Отсутствие школьных навыков и мотивации к обучению.Уровень образования большинства уличных детей и подростков не соответствует их возрасту. Многим из них трудно вернуться к обучению в традиционной школьной среде, потому что они боятся насмешек со стороны младших по возрасту одноклассников и неприятия со стороны учителей. Более того, навыки, необходимые для школьного обучения (беглое чтение и письмо, усидчивость, соблюдение правил поведения в классе) могут быть утрачены или вообще отсутствовать.

В) Задержка психического развития.Среди детей и подростков, оказавшихся на улице, достаточно велика доля тех, у кого может быть выявлена задержка психического развития той или иной степени. У таких подростков обнаруживаются интеллектуальные нарушения, проявляющиеся в замедленности мышления, своеобразной вязкости в
10

изложении своих мыслей, часто – излишней обстоятельности, примитивности и незрелости суждений психическое истощение, вялость, суженный круг интересов.

Г) Зависимость от психоактивных веществ. Многие беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние злоупотребляют алкоголем, а также токсическими ингалянтами. Длительное злоупотребление этими веществами может приводить к развитию психических расстройств и органическому поражению головного мозга. В последние годы среди уличных подростков стало получать распространение внутривенное употребление наркотических средств, что, в свою очередь, повысило в данной группе риск заражения гепатитами и ВИЧ.

Д) Психологические расстройства, связанные с перенесенными стрессами, потерями и насилием.Психологическое состояние уличных детей характеризуется наличием серьезных личностных проблем, изменением системы моральных ценностей. У них искажено нравственное сознание (в частности, размыто представление о добре и зле), ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер. Это объясняется тем, что многие из них уже с раннего возраста были лишены эмпатийного общения, характеризующегося проникновением в чувства других людей, сопереживанием. В семье эти дети подолгу оставались в одиночестве, их нередко били. Поэтому дети и сами не научились сочувствовать, сопереживать, проявляют индифферентность к чувствам других. Многие уличные дети в своей жизни переживали тяжелые психологические травмы (разные формы насилия со стороны взрослых и сверстников, потерю близких). Связанные с этим посттравматические реакции могут приобретать хроническую форму и приводить к психической дезадаптации, злоупотреблению психоактивными веществами и саморазрушающему поведению.

Е) Нарушение детско-родительских отношений, потеря контакта с семьей, агрессия по отношению к родным.Большинство беспризорных и безнадзорных детей и подростков имеют сложные отношения со своими родными (если они есть), а многие полностью утратили такую связь. Как правило, это вызвано асоциальным поведением взрослых членов семьи, но в некоторых случаях причина разлада семейных отношений кроется в особенностях поведения подростка (агрессивность, конфликтность). Но какой бы ни была причина нарушения детско-родительских отношений в каждом конкретном случае, утрата опеки со стороны взрослых и жизнь на улице приводит к ухудшению психологического и социального статуса несовершеннолетнего.

Ж) Психологические особенности, препятствующие проживанию в сиротских учреждениях.Дети и подростки, проведшие достаточно времени на улице, вне контролирующего влияния семьи и школы, с трудом приспосабливаются к условиям жизни в детском учреждении, таком как приют или детский дом. Они с трудом принимают необходимость иметь распорядок дня, ставить в известность о своей деятельности и местонахождении сотрудников сиротского учреждения. Зачастую они не могут сразу избавиться от вредных привычек и агрессивного стиля общения как с другими детьми, так и со взрослыми. Нередко это приводит к конфликтам, росту недовольства подростком со стороны персонала и протестного настроения у самого подростка, что со временем ведет к возвращению несовершеннолетнего на улицу.

            Большинство беспризорных и безнадзорных детей и подростков страдают различными хроническими заболеваниями, связанными с неблагоприятными условиями среды и образом жизни: неправильным, недостаточным и нерегулярным питанием,

11

хроническим стрессом, переохлаждением, злоупотреблением алкоголем, табаком, токсическими ингалянтами и наркотиками. У большинства отмечаются симптомы дефицита витаминов, недостаток массы тела, отставание физического развития, кожные паразитарные инфекции, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, кариес зубов, дерматиты.

            Физическое развитие является важным критерием здоровья. Немаловажное влияние на показатели физического развития безнадзорных и беспризорных детей оказывают недоедание, голод и качественно неполноценное питание, а также короткая продолжительность сна. Среди уличных детей наблюдается высокая доля несовершеннолетних с дисгармоничным (непропорциональным) физическим развитием, недостаточности массы тела и т.д. Кроме того, в связи со своим образом жизни и различными формами рискованного поведения уличные подростки подвержены повышенному риску заражения ИППП, ВИЧ-инфекцией, гепатитами, туберкулезом.

            Усилия всех государственных органов, прежде всего его социальных служб, а также образовательных учреждений, с широким привлечением общественных и религиозных организаций, должны быть нацелены, прежде всего, на систематическую профилактику девиации в семье для устранения хотя бы непосредственных причин, порождающих массовую беспризорность и безнадзорность.
3. Нормативно-правовые основы социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям

            В результате падения уровня жизни, ухудшения социально-экономического положения большинства российских семей, безработицы, резко возросшей миграции населения, увеличения числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к росту беспризорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской подростковой среде, распространение наркомании. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации. Оказание помощи детям, по различным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать средства на их содержание, но главной проблемой в данном случае является социализация детей, как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных — т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условием их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

            В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 1998 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания

12

правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей — это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.

            Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства. В настоящее время оно существенно обновлено. В Семейном кодексе есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

            Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, их деятельность регламентируется следующими документами: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс, другими правовыми актами.

            Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» определил общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе используются понятия: дети-сироты это лица в возрасте до 18 лет, у

13

которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах.

            Социальная поддержка, предоставляемая этим Законом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей практически касаются всех сторон их жизни, что особо важно в современных экономических условиях, когда обеспечить права таких детей становится все сложнее. Дополнительные гарантии по социальной поддержке — это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

            С выходом данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, право на труд. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. В ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные лагеря. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы. Статьей 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы.

            Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно в исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты). Детский приют — многофункциональное учреждение, оказывающее обездоленному ребенку медико-социальную, психологическую, педагогическую, правовую поддержку, ориентированную на восстановление и развитие его полной социализации.

            Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер,

14

направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

            В систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних вошли органы управления социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно статье 9 Закона № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

            Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Реализация данной федеральной целевой программы позволит частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы должно стать увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Целью Программы определяется дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, улучшения качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений. Планируется проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволит расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников будут эффективнее осуществляться их социальная адаптация. Предполагается, что реализация Программы позволит стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показателя 2002 года.

           

15

            Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Дети-сироты». Целью данной программы является предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа «Дети-сироты» предусматривает формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

            На основе федеральной целевой программы «дети-сироты» уже начала развиваться сеть служб по предупреждению социального сиротства, разработано методическое обеспечение этих служб. Создан и ведется государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами РФ. Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развивается новая форма устройства детей-сирот — помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.

            Намечается внедрение системы учета детей-сирот, разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей.

            Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154, О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: Постановление Правительства от13.03.2002 № 154  регламентируется образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с беспризорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению беспризорности. Ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерству внутренних дел РФ предоставляется обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке

16

несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерству здравоохранения РФ осуществлять контроль за медицинским обеспечением беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

            Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (на 2004 — 2005 г.) Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних (на 2004-2005г.г): Постановление Правительства от13.03.2004 № 154. Правительством приняты решения о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно-нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.

            Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.
17
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудит эффективности использования рабочих мест на предприятии
Реферат Функции социологического исследования
Реферат Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
Реферат Правовой статус нотариуса: права, обязанности и ответственность
Реферат Пределы вариативности исконной и заимствованной лексемы в цыганских диалектах
Реферат Понятие кредитоспособности и оценка кредитоспособности предприятий
Реферат Понятие финансов и финансовой деятельности государства Правовое регулирование денежного обращения
Реферат Cloning Editorial Essay Research Paper EditorialThe same
Реферат О смерти и бессмертии человека и человечества
Реферат Построение гидрогеологического разреза
Реферат Судьба Петровских реформ в эпоху дворцовых переворотов
Реферат Мак-Лоуз, Лафайет
Реферат Нормативно - правовая основа социального обеспечения военнослужащих
Реферат Выращивание профильных монокристаллов кремния методом Степанова
Реферат Аннотации статей журнала №12003