ШКАЛЫ. КРИТЕРИИНАДЕЖНОСТИ ШКАЛ. КЛАССИФИКАЦИЯ ШКАЛ2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Критериинадежности шкал и правила их построения
2. Классификацияшкал
Заключение
Списокиспользованных источников и литературы
социальный процесс измерение шкала
ВВЕДЕНИЕ
Социологическиеизмерения различных сторон и свойств социальных явлений связаны с поиском ииспользование таких фактов, которые могли бы служить их количественной(числовой) характеристикой. К таким фактам, в частности, относят разнообразныепредметы, события, акты, поступки (реальные, потенциальные, опредмеченные),оценки и суждения людей. Данные факты, используются для социологическогоизмерения.
Исследование социальныхпроцессов с необходимостью привело к разработке довольно сложной процедурыколичественного выражения некоторых качественных явлений. Это сталосущественным шагом вперед в развитии эмпирической процедуры в социологическомисследовании. Обычно под шкалированием понимается определенный упорядоченныйчисловой ряд. Предлагая респонденту шкалу, просят выбрать число (балл), цифру наданной шкале, которая соответствовала бы его мнению относительно интенсивностипротекания того или иного социального процесса, или определить свое отношение кчему-либо в системе баллов.
1. Критерии надежности шкал и правила их построения
Ряд социальных свойств(возраст, заработная плата и т.д.) имеет количественную определенность. Однакобольшинство социальных явлений и процессов такой количественной определенностине имеет. К ним относятся поведенческие акты (добросовестность, энтузиазм ит.д.), а также суждения и мнения работников. Причем социологу важно не толькоопределить их наличие или отсутствие, а интенсивность проявления. Чтобы решитьтакую задачу, при проведении исследования социолог вынужден создаватьспециальную пpоцедуpу пpиписывания количественной определенности изучаемымкачественным признакам. Такая пpоцедуpа носит название измерения.
Основная цель измерения– возможность сравнения разных объектов по определенному свойству, котороеизмеряет шкала. С помощью заpанее pазpаботанных шкал могут быть измеpены все,даже самые сложные, социальные явления. Шкала пpедставляет собой системухаpактеpистик изучаемого свойства, выполняющяю pоль эталона. С целью pазpаботкишкалы pустанавливают континуум — пpотяженность изучаемого социального свойства,т.е. опpеделяют его кpайние состояния — начало и конец, максимум и минимум. Пpинахождении кpайних точек и опpеделения континуума шкала гpадуиpуется, т.е.устанавливается ее дpобность с помощью делений. Континуум pазбивается на части.
Шкала – правило, определяющее,каким образом в процессе измерения каждому измеряемому объекту в соответствиеставится некое число или другой математический конструкт.
Шкала – специальноразработанная линейка для измерения интересующих исследователя свойств объекта(присваивания или числовых значений).
Основные этапышкалирования:
1. построениетеоретической классификации (интерпретация)
2. поискэмпирических индикаторов для разработанной теоретической схемы концепта(операционализация)
3. тестированиеполучившейся шкалы
Требования к шкале:
1. Полнотаохвата (каждому измеряемому объекту должно найтись место на шкале);
2. Непротиворечие(один и тот же объект на одной и той же шкале не может иметь более одногоместа);
3. Единоеоснование классификации (шкала должна быть одномерной);
4. Шкаладолжна обладать хорошей воспроизводимостью (при дальнейшем измерении того жеобъекта по той же шкале результат не должен сильно отличаться);
5. Расстояниеот одной позиции до другой должно быть примерно одинаковым.
В качестве шкалы могутвыступать: процесс получения ответа респондента на вопрос анкеты, способполучения значений некоторого индекса, разного рода тесты и т. д. Совокупностьшкальных значений интересующих социолога объектов, как правило, бываетопределена не однозначно, а с точностью до допустимых преобразований шкалы.
При конструированиишкал в прикладной социологии соблюдаются еще такие требования, как точность инадежность.
Точность шкалы – этахарактеристика измерения, которая зависит от степени совпадения полученных входе социологического исследования число о данных свойствах, сторонахизучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.
Надежность шкалы – ееустойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования вовремени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данныхоб изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.
Проверка надежности иобоснованности шкалы проводится двумя способами: повторным исследованием черезопределенный промежуток времени на одной и той же группе (проверкастабильности) и «расщеплением» текста на две части с параллельной ихпроверкой в группе.
Основными индикаторамикачества шкалы могут выступать две основных характеристики:
· Надежность- воспроизводимость получаемых результатов измерение, вне зависимости отслучайных факторов.
· Валидность- степень соответствия собранной информации и той, которую планировалиполучить.
Результаты – должныбыть одинаковы, устойчивы.
Варьировать можно:
1. Инструментизмерения
2. Времяизмерения
3. Объектизмерения
4. Регистраторизмерений
Проверка надежности:
1. Инструментизмерения
a. Методальтернативной формы (Один объект, одно время, 2 разных человека в одно времяизмеряют одну аудиторию.)
b. Методрасщепления шкалы (1 шкала, проводим измерение, а потом делим пополам иобрабатываем отдельно, разделение должно быть случайным.)
c. Анализшкалы на внутреннюю консистентность (/>) (N– число пунктов шкалы, σ в числителе – сумма дисперсий по каждому пунктушкалы, σ в знаменателе общая дисперсия.)
2. Времяизмерения
a. Тест-ретест(Повторное измерение с тем же инструментарием в другое время (предполагается,что через короткое время ценностные установки.))
3. Объектизмерения
a. Методподвыборок (Один инструментарий, несколько разных объектов. Объекты должныотноситься к одной социальной группе.)
4. Регистраторизмерений
a. Альтернативныйрегистратор (Смена наблюдателя.)
b. Альтернативнаяпроцедура сбора данных (Определение эффективности инструментария.)
Типы валидности:
· Содержательнаявалидность.(Насколько хорошо шкала охватывает смысл измеряемого концепта.)
1. Содержательныйанализ всех пунктов шкалы на полноту шкалы на полноту охвата смысла измеряемогопонятия.
2. Проверкана однородной выборке респондентов на тот же самый предмет.
· Прогнозная(прагматическая) валидность.(Насколько реализуются прогнозы на основепроводимых исследований.)
· Конструктивнаявалидность.
1. Внешняя.Сравнение данных о концепте с результатами измерения других переменных (чтобывыявить взаимоисключающие параметры).
2. Внутренняя.Проводим измерения одной и той же переменной (определение уровня жизни черезизучение сберегательного поведения, потребления и т.д.)
· Дискриминантнаявалидность. (Способность инструмента измерения дифференцировать респондента позначимым группам.)
· Параллельнаявалидность. (Насколько хорошо тестируемая шкала связана с аналогичнымиизмерениями на сходном объекте.)
· Очевиднаявалидность. (Прямое наблюдение за исследуемым поведением.)
Методы повышениявалидности:
· Подойтис точки зрения логики и здравого смысла.
· Тестпо эталонной группе. (Эталонный результат не совпадает с полученным. То естьесли у нас есть точные данные по одному объекту, с ними нужно сравнить полученныерезультаты.)
· Поискнезависимого критерия. (Аппаратная фиксация информации.)
· Методидей для отбора пунктов шкалы (Необходимо тестировать типичных представителей.)
· Построениеиндекса. (Совмещение показателей для регистрации одного свойства.)
Кроме надежности ивалидности есть еще:
· Точностьшкалы – уровень чувствительности (дробности шкалы, которая дает устойчивоеизмерение без больших неточностей).
· Правильности(отсутствие систематических ошибок, связанных с процедурой и инструментомисследования). (Не брать представителей одной социальной группы.)
Одновременное повышениевсех качеств невозможно.
2. Классификация шкал
Необходимым условиемвозможности содержательной интерпретации соотношений между шкальными значениямиявляется инвариантность этих значений относительно допустимых преобразованийшкалы. Более узкий класс допустимых преобразований обусловливает более высокийуровень измерения и, как следствие, дает возможность использовать более широкийкруг математических методов для получения содержательных выводов. В социологиичаще всего используются следующие классификации шкал предложенные С. Стивенсом(перечисляются в порядке возрастания соответствующего уровня измерения):
1) номинативная, илиноминальная, или шкала наименований;
2) порядковая, илиординальная, шкала;
3) интервальная, илишкала равных интервалов;
4) шкала равныхотношений.
Номинативнаяшкала — это способ классификации объектов или субъектов, распределения их поячейкам классификации. Данная шкала представляет собой группировку множестваобъектов, качества которых обычно характеризуются альтернативными признаками.Само название шкалы говорит о том, что она лишь перечисляет объекты.
Числоваясистема этой шкалы обладает довольно слабыми свойствами. Она позволяетпроводить лишь количественные сравнения на основе классификации объектов.
Простейший случайноминативной шкалы — дихотомическая шкала, состоящая всего лишь из двух ячеек,например: «имеет братьев и сестер — единственный ребенок в семье»;«иностранец — соотечественник»; «проголосовал „за“ — проголосовал „против“» и т.п.
Признак, которыйизмеряется по дихотомической шкале наименований, называется альтернативным. Онможет принимать всего два значения. При этом исследователь зачастуюзаинтересован в одном из них, и тогда он говорит, что признак “проявился”, еслитот принял интересующее его значение, и что признак “не проявился”, если он принялпротивоположное значение. Например: «Признак леворукости проявился у 8испытуемых из 20». В принципе номинативная шкала может состоять из ячеек«признак проявился — признак не проявился .
Более сложный вариантноминативной шкалы — классификация из трех и более ячеек, например: „выборкандидатуры А — кандидатуры Б -кандидатуры В — кандидатуры Г“ или»старший — средний — младший -единственный ребенок в семье" и др.
Расклассифицировав всеобъекты, реакции или всех испытуемых по ячейкам классификации, мы получаемвозможность от наименований перейти к числам, подсчитав количество наблюдений вкаждой из ячеек.
Как уже указывалось,наблюдение — это одна зарегистрированная реакция, один совершенный выбор, одноосуществленное действие или результат одного испытуемого.
Таким образом,номинативная шкала позволяет нам подсчитывать частоты встречаемости разных«наименований», или значений признака, и затем работать с этимичастотами с помощью математических методов.
Единица измерения,которой мы при этом оперируем — количество наблюдений (испытуемых, реакций,выборов и т. п.), или частота. Точнее, единица измерения — это одно наблюдение.Такие данные могут быть обработаны с помощью метода χ2, биномиальногокритерия m и углового преобразования Фишера φ. [4, c.11]
Порядковаяшкала — это шкала, классифицирующая по принципу «больше — меньше». Если вшкале наименований было безразлично, в каком порядке мы расположимклассификационные ячейки, то в порядковой шкале они образуют последовательностьот ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большоезначение» (или наоборот).
Проранжированныеотносительно друг друга признаки выражают отношение респондента к чему-либо.Общий вид порядковой шкалы:
—максимальноположительный ответ;
—положительныйответ;
—нейтральныйответ;
—отрицательныйответ;
—максимальноотрицательный ответ.
Дискретныйконтинуум порядковой шкалы позволяет рассчитывать ранговые корреляции (поСпирмену или по Кендаллу).[3, с.238]
Ячейкитеперь уместнее называть классами, поскольку по отношению к классам употребимыопределения «низкий», «средний» и «высокий»класс, или 1-й, 2-й, 3-й класс, и т.д.
Впорядковой шкале мы не знаем истинного расстояния между классами, а знаем лишь,что они образуют последовательность. Например, классы «подходит длязанятия вакантной должности» и «подходит с оговорками» могутбыть реально ближе друг к другу, чем класс «подходит с оговорками» кклассу «не подходит».
Отклассов легко перейти к числам, если мы условимся считать, что низший классполучает ранг 1, средний класс — ранг 2, а высший класс — ранг 3, или наоборот.Чем больше классов в шкале, тем больше у нас возможностей для математическойобработки полученных данных и проверки статистических гипотез.
Например,мы можем оценить различия между двумя выборками испытуемых по преобладанию уних более высоких или более низких рангов или подсчитать коэффициент ранговойкорреляции между двумя переменными, измеренными в порядковой шкале, допустим,между оценками профессиональной компетентности руководителя, данными емуразными экспертами.
Всесоциологические методы, использующие ранжирование, построены на применениишкалы порядка. Если испытуемому предлагается упорядочить 18 ценностей постепени их значимости для него, проранжировать список личностных качествсоциального работника или 10 претендентов на эту должность по степени ихпрофессиональной пригодности, то во всех этих случаях испытуемый совершает такназываемое принудительное ранжирование, при котором количество ранговсоответствует количеству ранжируемых субъектов или объектов (ценностей, качестви т.п.). [4, c. 12]
Интервальнаяшкала — Интеpвальная шкала обpазуется на основе pанговой путем пpисвоения баллов ееделениям. Каждой позиции pанговой шкалы пpиписывают числа. Hапpимеp,пятибальной шкале чаще всего пpиписывают баллы от 1 до 5 ( 1, 2, 3, 4, 5 ) илиот -1 до 1.
Вотличии от пpедыдущей шкалы интеpвальная шкала позволяет не только упоpядочитьпpоявление изучаемого социального свойства или объекта, но и pассчитатьpазность ( интеpвал ) между этими пpоявлениями. Можно проделывать всеарифметические действия. Обладает свойствами симметричности и коммутативности (a+b= b+a).Позволяет подсчитывать среднее арифметическое, дисперсию.
Шкаларавных отношений — это шкала, классифицирующая объектыили субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.Отличие в том, что есть фиксированное нулевое значение. В шкалах отношенийклассы обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу: 2 такотносится к 4, как 4 к 8. Это предполагает наличие абсолютной нулевой точкиотсчета.
Поотношению к показателям частот возможно применять все арифметические операции:сложение, вычитание, деление и умножение. Единица измерения в этой шкалеотношений — 1 наблюдение, 1 выбор, 1 реакция и т. п. [4, c.13]
Это были простые шкалы.Но есть и сложные шкалы, используемые для измерений сложных явлений. Сложныминазываются шкалы сумматорного типа.
Наиболее часто используетсясумматорная шкала Лайкерта.
Кроме того естьшкалогранный анализ Гутмана, шкала равнокажущихся интервалов Терстоуна и шкаласоциальной дистанции Богардуса.
Общее для всех шкал:направленность на измерение скрытого латентного признака.
Основные характеристикисложных шкал:
— шкала состоит измножества элементов, оценки по которым суммируются
— каждое суждениедолжно иметь количественную протяженность (быть измеряемым)
— каждый из пунктовшкалы формулируется так, что правильный ответ не предполагается
— обычно каждый пунктшкалы – это утверждение
Основные этапыконструирования шкалы Лайперта:
— составление наборасуждений, посвященных измеряемому концепту. Важно, чтобы не было нейтральныхзначений. Исходный список обычно большой (более 100 суждений), остаться должнооколо 15.
— формулированиевыборки респондентов, формирующих целевую группу исследования.
— каждый респондентвыставляет оценки каждому суждению, оценивая степень согласия.
— суждения кодируютсятак, чтобы все максимальные значения выражали позитивную оценку
— баллы для каждогореспондента суммируются и каждый участник исследования получает одно значениепо общей сумматорной шкале.
— проверка шкалы напредмет внутренней консистентности.
Варианты градации шкал
— согласие сутверждением
— выставление оценок
— оценка частоты
Согласие с утверждениемв свою очередь делится еще на два типа: унимодальные (униполярные: 1 — 5) ибиполярные (-3 – 3).
Шкалогранный анализГутмана. Использует кумулятивный признак (утверждения даются по нарастающей иобычно если респондент выбрал первое суждение, то остальные он уже не выберет).Отбирается примерно 100 суждений, которые оцениваются тестовой группой. Потомстроится шкалограмма. Рассчитывается число баллов за каждый вопрос. Затемитоговая диаграмма упорядочивается по убыванию. Потом сравнивается сдиаграммой, где в верхней левой части только плюсы, а в нижней левой – толькоминусы, и считается доля выброса. Она не должна превышать 10%.
Шкала Терстоуна:
— не спрашиваетсястепень согласия, просто согласен/не согласен
— суждениямисследователем присваиваются коэффициенты – суждения не равноправны
Суждения варьируются постепени отношения к объекту, затем отбирается группа экспертов (примерно 50-100человек). Каждое суждение пишется на карточку и дается эксперту. Эксперт долженрассортировать суждение по 11-и коробочкам. Потом считается вес суждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Шкалирование всоциологии является главным средством сбора и анализа соответствующегостатистического материала. Основная задача измерения, решаемая с помощью шкалы,состоит в том, чтобы привести качественно разнородные данные к сопоставимымколичественным показателям. При построении измерительной шкалы, прежде всего,решается проблема измерения с помощью набора свойств изучаемых социальныхобъектов, явлений и процессов, которые непосредственно измерить нельзя. Поэтомуосновная суть осуществляемой при помощи шкал процедуры измерения состоит всопоставлении специфических переменных (образов действительности), входящих вих состав, с реальным поведением, оценками и самооценками конкретных ситуаций,требующих проявления изучаемого социального явления, характеристикамисоциальных объектов и осуществляемой ими деятельности.
Шкалы различаются взависимости от того, какая функция берется за основу построения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Измеренияна основе шкал[Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа:socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=24.- Дата доступа:28.03.2011.
2. Осипов,Г.В. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАНГ.В.Осипова, 1998
3. Кузнецов,И.Н. Технологии социологического исследования: Учебно-методическое пособие. –М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: издательский центр «МарТ», 2005. (Серия «Учебныйкурс»).
4. Сидоренко,Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2003.
5. Шкалы[Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: rsport.ru/.- Датадоступа:28.03.2011.
6. АверьяновЛ.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное идополненное. — М., 1998