Реферат по предмету "Государство и право"


Подведомственность дел судам общей юрисдикции

ПЛАН

Теоретические вопросы
1 Подведомственность, ее виды икритерии разграничения
2 Порядок и сроки рассмотрения дела всуде надзорной инстанции
3 Задача
Зеленцова обратилась кмировому судье с иском к организации «Гидропроект» о взыскании начисленной, ноне выплаченной заработной платы за 2 месяца. Судья принял исковое заявление и впорядке подготовки дела к судебному разбирательству пригласил стороны длясобеседования. Поскольку представитель администрации иск признал, в целяхпроцессуальной экономии судья вынес судебный приказ и немедленно направил егона принудительное исполнение.
Проанализируйте ситуациюс точки зрения процессуального законодательства. Как следовало поступить судье?
Список использованныхисточников и литературы

1 Подведомственность,ее виды и критерии разграничения
 
Подведомственность — это свойство дел, в силу которогоих рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенногоюрисдикционного органа.
Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождениеи означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос(дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль.То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находитсяв чьем-либо ведении[1].
Подведомственность вюридическом понимании представляет собой самостоятельныйгражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупностьгражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещенынормы.
В основном нормыподведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаевони помещаются и в материальных законах. Например, в ст. 30 СК РФ определенасудебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 СК РФустановлен судебный порядок расторжения брака. Нормы институтаподведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п. 6 ст.1055) и других кодексах.
Институтподведомственности объективно необходим в праве. В соответствии со ст. 11 ГК РФзащиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют главнымобразом различные суды: суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды. ВГК РФ не названы военные суды и Конституционный Суд, однако они также участвуютв защите субъективных прав граждан и организаций.
Возможны также самозащитагражданских прав (ст. 14 ГК) и административный порядок защиты. Поскольку судамзакон отводит роль контроля за решениями, принятыми в административном порядке(ст. 11 ГК), то при таком юридическом регулировании института защитысубъективных прав без подведомственности сложно обойтись.
При определенииподведомственности юридическое значение будут иметь характеристиказаинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развиваетсяспор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочиясудов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.
В гражданском процессевсе судебные дела принято традиционно подразделять на две группы -исковыеи неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые — все иныеюридические вопросы самых различных правоотношений.
Основными принципамиданного института необходимо признать следующие:
-судебная юрисдикциябудет законна только в отношении подведомственных дел. В противном случаесудебная деятельность и судебные постановления будут ничтожны в правовомотношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления(п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК); если неподведомственность выявлена в ходеразбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению (ст. 220ГПК). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенныепо неподведомственным делам, и прекратить их производства (ст. 328, 361, п. 3ч. 1 ст. 390 ГПК);
-стороны вправе всоответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданскогопроцесса и передать его на разрешение третейского суда. Исключение составляютспоры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежатрассмотрению только судами обшей юрисдикции;
-при объединениинескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственнысуду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению иразрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК). В случае, если возможноразделение требований, судья должен вынести определение о принятии требований,подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований,подведомственных арбитражному суду.
Следовательно, институтподведомственности является обязательным условием законности правосудия, таккак обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильностьрассмотрения и разрешения гражданских дел.
В гражданскомсудопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам обшейюрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают изспоров о праве.
Так, в соответствии сост. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан иорганизаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защитенарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам,возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных,экологических и иных правоотношений[2].
Подобные споры могут бытьсвязаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участникалибо в результате его действий умаляются чьи-либо права — имущественные,личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спорастановятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права иобязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковымзаявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.
Судам общей юрисдикцииподведомственны следующие категории гражданских дел:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органовгосударственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных илиоспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим изгражданских, семейных, трудовых, жилишных, земельных, экологических иныхправоотношений;
2) дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела отребованиям, основанным на:
нотариальноудостоверенной сделке; сделке, совершенной в простой письменной форме;совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатированииакцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;
3)дела, возникающие из публичныхправоотношений (ст. 245 ГПК):
по заявлениям граждан,организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью илив части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом ккомпетенции иных судов;
по заявлениям обоспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти,органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных имуниципальных служащих;
по заявлениям о защитеизбирательных прав или права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации;
иные дела, возникающие изпубличных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;
4)дела особогопроизводства (ст. 262 ГПК): об установлении фактов, имеющих юридическоезначение; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным(эмансипация); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрическийстационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании и др.;
5)  дела об оспаривании решенийтретейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнениерешений третейских судов;
6)  дела о признании и приведении висполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений[3].
Кроме того, суды общейюрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лицбез гражданства, иностранных организаций, организаций с иностраннымиинвестициями, международных организаций.
При наличии в заявлениинескольких требований различной подведомственности судья принимает крассмотрению требование, подведомственное суду общей юрисдикции, и отказывает впринятии требований, не подведомственных суду общей юрисдикции. Если жеразделение нескольких требований различной подведомственности невозможно, судьясуда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.
Гражданскоепроцессуальное право подразделяет судебную подведомственность на четыревида.
Исключительнаяподведомственность.К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрениютолько (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишениеродительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.
Альтернативнаяподведомственностьпредоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо всуд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действийдолжностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).
Условнаяподведомственностьпредполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебнуюпроцедуру рассмотрения (например, по трудовым спорам).
Подведомственность посвязи исковых требований - когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разнойподведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, адругое — арбитражному суду.
 
2 Порядоки сроки рассмотрения дела в суде надзорной инстанции
При самой совершеннойправовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки прирассмотрении и разрешении конкретных дел судом первой инстанции практическиневозможно. Кассационное производство, призванное устранить такие ошибки всудебных постановлениях, не вступивших в законную силу, до конца исключитьлюбые нарушения закона в работе судов не в состоянии. ГПК предусмотрен короткийсрок кассационного обжалования, в течение которого лица, участвующие в деле,обычно не успевают выявить ошибочность решения, составить жалобу и подать ее вустановленном порядке.
Эти обстоятельствапредопределили наличие в гражданском процессуальном законодательстве институтапересмотра судебных постановлений в порядке надзора. В порядке надзорапроверяется законность судебных решений и определений, вступивших в законнуюсилу[4].
Порядок рассмотрения делав суде надзорной инстанции установлен ст. 386 ГПК РФ.
Деларассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чеммесяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со днявынесения судьей определения.
Общееправило о месячном сроке рассмотрения дела должно применяться в тех случаях,когда определение о передаче дела для рассмотрения в президиум краевого,областного и равного им суда вынесено судьей или председателем соответствующегосуда. В случае же поступления в президиум краевого, областного и равного имсуда дела с определением судьи Верховного Суда РФ месячный срок рассмотрениядела президиумом соответствующего суда должен исчисляться со дня поступлениядела с определением судьи в соответствующий суд.
ВСудебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегииВерховного Суда РФ и Президиуме Верховного Суда РФ дело должно рассматриватьсяв течение двух месяцев со дня вынесения судьей, Председателем Верховного СудаРФ или его заместителем определения о передаче дела для рассмотрения в суднадзорной инстанции.
Дело,рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда,докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению инымчленом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьейэтого суда.
ВСудебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается однимиз судей коллегии.
Недопустимостьповторного участия в рассмотрении дела (ст. 17 ГПК) ч. 2 ст. 386 ГПКраспространяет также на судью-докладчика, который членом президиума неявляется. Он не может быть также назначен докладчиком по делу при наличииобстоятельств, перечисленных в ст. 16 ГПК в качестве оснований для отводасудьи. В этих случаях могут возникнуть сомнения в объективности ибеспристрастности суда надзорной инстанции, которому докладчиком излагаютсяобстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу,мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда овозбуждении надзорного производства, доводы возражений на надзорную жалобу илипредставление.
Заседаниепрезидиума соответствующего суда правомочно при наличии большинства членовпрезидиума. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ,Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из трех судей,принимающих участие в рассмотрении данного дела.
ГПКне содержит норм, запрещающих судье, вынесшему определение о передаче дела длярассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, входить в состав суда,рассматривающего дело в порядке надзора, а также быть докладчиком по этомуделу.
В судебномзаседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иныелица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права изаконные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебнымпостановлением.
Вслучае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, всудебном заседании принимает участие:
прокурорреспублики, края, области, города федерального значения, автономной области,автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиумеверховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федеральногозначения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного(флотского) военного суда;
Генеральныйпрокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного СудаРоссийской Федерации;
должностноелицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РоссийскойФедерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РоссийскойФедерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Взаседании президиума соответствующего суда, рассматривающего дело в порядкенадзора, председательствует его председатель, а в заседании Судебной коллегиипо гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФпредседательствует один из судей этих коллегий.
Лица,участвующие в деле, и их представители, иные лица, по жалобам которыхвозбуждено надзорное производство, вправе принять участие в судебном заседаниисуда надзорной инстанции.
Неявкапрокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не являетсяпрепятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Он принимает участиев заседании суда надзорной инстанции, если является лицом, участвующим в деле.
Докладчикизлагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых поделу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда овозбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.Материалы дела должны быть заблаговременно изучены не только судьей-докладчиком,но и иными судьями, входящими в состав суда надзорной инстанции.
Лица,явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым даетобъяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.
Такимобразом, установив, что первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу илипредставление, дальнейшую очередность выступления явившихся в судебноезаседание лиц статья 386 ГПК РФ не оговаривает. Однако применительно к порядку,установленному в ст. 174 и 357 ГПК РФ, можно сделать вывод, что послевыступления лица, подавшего надзорную жалобу (его представителя), объяснениядает третье лицо, участвовавшее в деле на его стороне, а затем другие лица,принимающие участие в судебном заседании суда надзорной инстанции[5].
Еслинадзорное производство возбуждено по жалобам обеих сторон, то первым выступаетистец.
Глава41 ГПК РФ не содержит нормы о даче прокурором, участвующим в рассмотрении делав суде надзорной инстанции, заключения по делу. Однако в соответствии с ч. 3ст. 45 ГПК РФ по делам, где закон предусматривает вступление прокурора впроцесс и дачу им заключения (например, по делам о выселении, о восстановлениина работе), соответствующий прокурор в целях осуществления возложенных на негополномочий дает заключение по делу и в суде надзорной инстанции.
Участвующиев деле лица в своих жалобах, письменных и устных объяснениях могут ссылаться надоказательства, которые не исследовались судом первой и второй инстанций. Кжалобе или представлению они вправе приложить документы, подтверждающиенезаконный отказ нижестоящего суда в удовлетворении ходатайства об оказании содействияв истребовании необходимых доказательств, которые подлежат исследованию иоценке судом надзорной инстанции.
Вподтверждение доводов о существенном нарушении норм процессуального права внадзорной жалобе или представлении прокурора, определении судьи о возбуждениинадзорного производства могут содержаться также ссылки на то, что суднижестоящей инстанции незаконно отказал в приобщении к материалам дела иисследовании доказательств, которые имеют значение для его правильногоразрешения.
Посколькув гл. 41 ГПК ничего не говорится о пределах рассмотрения дела судом надзорнойинстанции, представляется, что применительно к ст. 347 ГПК при рассмотрениидела по существу суд надзорной инстанции должен проверить обжалуемые судебныепостановления в пределах надзорной жалобы (представления прокурора).
Вместес тем в интересах законности суд вправе выйти за пределы жалобы (представленияпрокурора), проверив обжалуемые судебные постановления в полном объеме, т.е. внеобжалованной части и в отношении лиц, не указанных в надзорной жалобе(представлении прокурора), и вынести при пересмотре судебных постановленийиное, чем предлагается в надзорной жалобе (представлении прокурора),постановление в порядке надзора.
Порезультатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимаетпостановление, которое подписывается одним лицом, председательствовавшим взаседании президиума. Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегияВерховного Суда Российской Федерации выносят определения, которое подписываетсявсеми судьями, принимавшими участие в рассмотрении дела в надзорном порядке.
Принятие судом надзорнойинстанции определения по делу должно происходить в совещательной комнате вусловиях, исключающих возможность оказания на судей какого-либо воздействия[6].
Прирассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов.При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора ипротив его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаютсяотклоненными.
Опринятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщаетсялицам, участвующим в деле.
3Задача
/>/>
Глава11 ГПК РФ посвящена вынесению судебного приказа. Вынесение судебного приказа — упрощенная процедура, применяемая в случаях, когда есть в наличии фактнарушения права одной из сторон правоотношения и этот факт другой стороной неоспаривается. Ст. 122 ГПК РФ содержит закрытый перечень случаев, в которыхможет быть выдан судебный приказ. Одним из требований, по которым выдаетсясудебный приказ, является, согласно ст. 122 ГПК РФ, требование о взысканииначисленной, но не выплаченной заработной платы. В этом случае право работникана своевременное получение заработной платы нарушено и спор между работником иработодателем об этом праве отсутствует, но при этом работодатель не выполняетсвоей обязанности по выплате зарплаты.
Следуетиметь в виду, что работник вправе выбирать, обращаться ли в суд с заявлением овынесении судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченнойзаработной платы либо с исковым заявлением с этим же требованием.
Крометого, согласно ст. 333.36 Главы 25.3 «Государственная пошлина» Налоговогокодекса РФ, истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания)и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам овзыскании пособий, вытекающим из трудовых отношений, освобождаются от уплатыгосударственной пошлины, — соответственно, и заявление о вынесении судебногоприказа оплачиваться госпошлиной не должны.
Такимобразом, мировой судья должен рассмотреть иск в порядке искового производства.Для этого согласно ст. 152 ГПК РФ необходимо провести предварительное судебноезаседание, а затем согласно нормам ст. 153 ГПК РФ, признавдело подготовленным, вынести определение о назначении его к разбирательству всудебном заседании, известить стороны, других лиц, участвующих в деле, овремени и месте рассмотрения дела, вызвать других участников процесса. 
Списокиспользованной литературы
 
1.Гражданский процессуальный кодекс РФ. Федеральный закон от14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // Российская газета. №220. 20.11.2002г.
2.Власов А.А., ВласоваМ.Г., Черкашин В.А. Гражданский процесс в вопросах и ответах: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Власова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 368 с.
3.Гражданский процесс.Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. В.А. Мусина,Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. – 544 с.
4.Ефимов А.Е. Рассмотрение дела впорядке надзорного производства // Право и экономика. 2005. № 9.
5.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Ю. П. Орловский – М.:Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2002. – 959 с.
6.Комментарий к ГПК РФ / Под общ. ред. Первого заместителяПредседателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко. – М.: Норма, 2004. – 752 с.
7.Комментарий к Гражданскомупроцессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Г.А.Жилина). – «ТК Велби», 2004 г.
8.Лебедев М.Ю., Чепцов Д.Е.,Францифоров А. Ю. Гражданский процесс: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат,2003. – 247 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.