Реферат по предмету "Социология"


Социальная сфера как социальная целостность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВНИЮ
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра «С и СКТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Системный анализ
на тему:
«Социальная сфера как социальная целостность»
УФА – 2010

Содержание
Введение
1. Структура социальной сферы
2. Построение эмпирической моделисоциальной сферы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное,упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении имногофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводствасоциальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразиеминтересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективнымизакономерностями и основываются на определенных принципах социальногоуправления.
Важное теоретическое и практическое значение для социологического анализасоциальной сферы, совершенствования управления социальной жизнью общества имеютпознание и детальное рассмотрение составляющих ее основных компонентов.
Цель данной контрольной работы изучить социальную сферу общества, познатьее структуру, элементы, как в отдельном виде, так и во взаимодействии друг сдругом.
Объектом исследования является социальная сфера как целостная структура
Предметом исследования выступают взаимодействия процессов в социальнойсфере.
Задачей контрольной работы является построение эмпирической моделисоциальной сферы
Социальную сферу можно представить как совокупность систем образования издравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания итому подобное или как исторически достигнутое распределение и закреплениефункций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностейобщества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей.
1. Структура социальной сферы
Структура социальной сферы представляет собой сумму четырехвзаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторамипри ее предметной идентификации:
1. Социальной структуры общества, исторически представленнойопределенными классами и социальными группами (социально-демографическими,этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.
2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народногохозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной ииндивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.),направленных на оказание услуг непосредственно человеку.
3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всеготого, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личностив общественный процесс.
4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантийее осуществления.
Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Онасуществует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи сдругими сферами общества: материально-производственной, политической,культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражаяжизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатомчеловека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой изних действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развитиясоциальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в нихпродуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функцииполитического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы«перекрывается» другими сферами, собирая, как в фокусе, всепредпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферыобщества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сферавыступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношенийи процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условиемсохранения целостности всей общественной системы.
Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам посебе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих темсамым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являютсясовместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни ивозникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.
Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности,находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являютсяпроизводными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика,возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы— функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности ивоссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечениясоциальных субъектов.
Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящуюцеленаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы,становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры иматериализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.
Пределом анализа социальной сферы, с нашей точки зрения, ее первичнымэлементом является понятие «потребность индивида, группы» -тонаиболее простое, элементарное образование, которое сохраняет своюподчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичностьданного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальнойсферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов ивозможностями их удовлетворения. Это противоречие является основным в процессесаморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер инаправленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальнойсферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сферепротиворечий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источникомсамодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонентасистемы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития,выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.
Материальные и духовные потребности личности, группы формируются подвоздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются,с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем,с другой — уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.
Экономический кризис, приведший к снижению уровня жизни большинствароссиян, существенно скорректировал структуру потребления населения, причем вхудшую сторону. Однако уровень запросов людей, сформировавшаяся в обществеранее, структура потребностей различных групп населения, по своему характеру, вцелом сохранились. Образовавшийся разрыв между потребностями и возможностью ихудовлетворения не только морально травмирует сознание людей, но и приводит к ихфизической и психической деградации. Деморализация населения подогреваетсясредствами массовой информации, пропагандирующими завышенные потребительскиестандарты, доступные лишь «олигархам». Представляется, что всесоциальные силы, имеющие возможность влиять на формирование социальныхстандартов населения, должны руководствоваться чувством социальнойответственности за несоответствие средних доходов населения предлагаемымстандартам потребления.
Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являютсяценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людейи определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентацииформируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненногоопыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик.Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включаетв себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершинусоставляют ценности, приближенные к идеалу.
Размытая система ценностей и норм, неподкрепленная зачастуюсоответствующими санкциями, но выступающая реальной основой макросоциальногопроцесса смены моделей и регуляторов социальной деятельности, является одним изфакторов противоречивости современного трансформирующегося общества. Очевидно,что дальнейшие общественные преобразования, если мы хотим утвержденияпозитивной логики социального, развития общества, расширения пространствасоциальной активности, связаны с реморализацией, формированием в обществесистемы общезначимых для большинства населения социальных ценностей.
Одним из ведущих условий этого может стать опора на систему базисныхценностных ориентации, которые включили бы в себя такие ценности, как хорошееобразование и высокая профессиональная квалификация, самореализация исамоотдача в деловой жизни и, только на этой основе, зажиточная и комфортнаяжизнь. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальнаяинфраструктура.
Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениямдеятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и позвеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Онаможет рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона,предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы.Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельностьлюдей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.
Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений,организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового итранспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализефункционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людейдостаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретномрегионе или на конкретном предприятии.
Бесконтрольный рост платности обучения, медицинского, бытовогообслуживания населения привел к невостребованности мощностей образовательных иоздоровительных учреждений, обеспечивавших прежде потребности населения.Снижение доступности различных товаров и услуг деформировало сложившийся образжизни, увеличило нагрузку в домашнем хозяйстве, сократив свободное время,прежде всего женщины.
Радикальные перемены коснулись государственной системы жилищногообеспечения. В условиях острого дефицита жилья, с одной стороны, сокращаетсяобъем строительства жилья, с другой — растет объем продаж. Практическипроисходит рыночное перераспределение построенного в прежние годы жилищногофонда, и зачастую это происходит путем ущемления интересов слабо защищенныхслоев населения, проживающих в муниципальном фонде. Отсутствие социальнойзащиты тех семей, которые особо остро нуждаются в жилье, ведет к усилениюимущественной дифференциации населения.
Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания,социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистическиустойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образжизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, этовзаимодействие характеризуется протяженностыо в пространстве и времени,последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязаннымцелям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечениюдоступности услуг и созданию новых институциональных предпосылоксовершенствования качественных характеристик социального воспроизводствабудущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услугисоциальных учреждений формируют социальную экологию.
Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представленапоказателями, характеризующими:
• потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальнойсферы, количественные и качественные характеристики результатов образовательнойдеятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальнойзащиты, социального обслуживания и т.п.);
• субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов,социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании,культурно-духовном общении, политическом участии;
• соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частнойпринадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услугразличным группам и слоям населения.
Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут бытьпредставлены или описаны как популяция — количественными и качественными характеристикаминаселения страны, а их социальная дифференциация — через причастность людей к темили иным Группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, егоинтеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будутоценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы всоциальной структуре — показателем потенциальных возможностей их социальноговоспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивидвыступают в качестве субъектов социальной сферы. Каждый их них по-своему в неевключен.
Наиболее значимым при построении матрицы социальной стратификации обществаявляется критерий социального расслоения, когда в основу ее построения беретсяпоказатель среднедушевого дохода, В условиях рынка именно этот признак вомногом определяет эффективность социального воспроизводства человека илигруппы.
Большинство исследователей социальной структуры общества сходится наважности (в целях обеспечения политической стабильности в обществе) скорейшегоформирования так называемого «среднего класса» и в то же времянереалистичности быстрого выполнения этой задачи.
Следует отметить, что четкого, единого определения категории«средний класс» нет. Главным образом это обусловленометодологическими трудностями фиксации границ данной социальной категории. Вмировой практике принадлежность к «среднему классу» принятоустанавливать на основе обладания личностью средним статусом и престижем. Приэтом основным методологическим критерием выступает размер дохода индивида,позволяющий ему иметь и поддерживать определенный средний стандарт потребления.Если взять этот критерий за основу оценки, то можно утверждать, что к началурадикальных общественных трансформаций в России «средний класс» былвполне сложившимся. В середине 80-х годов квалифицированные рабочие,интеллигенция, управленческий персонал занимали весьма весомые позиции всоциальной структуре страны. Мировоззренческие установки, нравственныеценности, связанные с получением стабильного высокого дохода на основевысококвалифицированной профессионально-трудовой деятельности, отличали этигруппы населения от других его категорий.
В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий- спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилосьобщество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая,но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.
Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется внеупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов,условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения.Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющаявероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессырождаемости, смертности, брачности и т.д.).
Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальнойдеятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественныеинституты (субъекты управления) — систему органов и организаций, обеспечивающихсознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенныхрезультатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля(здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональномуровне — соответствующие органы управления, на местном — городские и районныекомитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощина местах. Так, например, в префектурах округов города Москвы управлениесоциальными процессами осуществляется Префектом и его заместителем черезпосредство Управления социального развития, ведающее вопросами образования,охраны здоровья населения, социального обеспечения и социальной защитынаселения, культуры, досуга и спорта, молодежи и развития семьи, профилактикиправонарушений, охраны окружающей среды, занятости и помощи безработным, поддержкии развития общественной активности различных социальных групп. Каждое изнаправлений социального развития в любом округе Москвы непосредственнообеспечивается специализированными управлениями и отделами.
На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают своевлияние также политические, общественные и религиозные организации.
Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийноговоздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействиястихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границыцеленаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели ипринципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономическихотношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется винтересах класса или социальной группы, господствующих экономически. Всоответствии со своими интересами господствующая общность создает системуобщественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлятьуправленческие, регулятивные воздействия на общество. При этом остаетсянастоятельной необходимостью совершенствование управления социальнымвоспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливаеттребования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающихинвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность,характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету вуправлении социальной сферой уникального и случайного.
 2.Построение эмпирической модели социальной сферы
Социальная сфера характеризуется качественно и количественноопределенными свойствами, и ее можно изучать по определенным характеристикам.Выделив социальную сферу из общего контекста социальной действительности, можноболее системно и конкретно представить предмет нашего исследования. При этомкак внешние, явные характеристики социальной сферы, так и внутренние,сущностные ее признаки в равной мере реальны и, в принципе, доступныэмпирическому анализу.
Построение модели социальной сферы позволит с научной обоснованностьюсудить о реальном характере и содержании ее изменений, вырабатыватьпрактические рекомендации для корректировки развития в соответствии с основнымизадачами и целями общества. Систематические и регулярно повторяющиесяизмерения, сравнение происходящих изменений в социальной сфере, опирающиеся наэти представления о ее модели, дадут возможность осуществлять управлениесоциальными процессами, планирование, прогнозирование динамики ее развития.
В основе измерения признаков социальной сферы лежит социальныйпоказатель. Проблема показателя активно разрабатывается в социологии. Мы подпоказателем социальной сферы понимаем качественные и количественныехарактеристики состояния, тенденций и направлений ее функционирования иразвития и исходим из того, что социальная сфера общества как объектсоциологического исследования характеризуется множеством отдельных признаков,являющихся единичным проявлением каждого из ее свойств. Эти признаки могутфиксироваться той или иной группой показателей, замеряться статистическими исоциологическими методами. Целостность, единство многообразного набора тех илииных групп показателей социальной сферы, фиксирующих с помощью научных методовизмерения количественно и качественно процесс социального воспроизводстванаселения, не является застывшей величиной, поскольку сама социальная сферапостоянно пребывает в самодвижении и развитии. При этом принципиально важноопределить источник ее самодвижения, поскольку он составляет основу научногоподхода к конструированию целостной совокупности показателей и превращает ихмножество в научно обоснованную систему. Социальная сфера, представленная сколичественной стороны множеством отдельных признаков, может быть выраженаразличными системами показателей в зависимости от того, какой признак будетвзят в качестве системообразующего. При этом следует иметь в виду, чтопоказатель представляет собой субъективный образ содержания измеряемогопризнака социальной сферы. Его субъективность определяется тем, что он являетсяпродуктом мыслительной деятельности социолога, с одной стороны, и несет в себесодержание ценностных представлений, норм и установок населения, с другойстороны.
Вполне очевидно, что попытка найти искомым сущностным признакам абсолютноравноценные эмпирические эквиваленты обречена на неудачу, ибо явление исущность никогда не бывают идентичны. Поэтому наша задача сводится к построениютакой эмпирической модели социального объекта, в которой его сущностныепризнаки получили бы, пусть частично, научно достоверное эмпирическоеотражение. Такая модель призвана интегрировать в себе системное множествосоциальных показателей, причем это множество представляется в модели изоморфнойважнейшими своими характеристиками как реальному объекту исследования, так итеоретическим сущностным представлениям о нем. Важно теоретическую концепциюсоциальной сферы осознать в качестве теоретической модели проектированиясистемы показателей, которая адекватно могла бы измерить признаки социальноговоспроизводства населения. В этом случае эмпирическая модель могла бырассматриваться как средство научной проверки правильности ее теоретическихвыводов. В системе показателей нам также необходимо реализовать принципцелостности деятельности населения по обеспечению своей жизни и воспроизводствусебя как субъектов социальных отношений. Только это позволит обеспечитьнепротиворечивость научной цели и метода.
Вместе с тем, как и любая социологическая модель, наша системапоказателей должна отвечать требованиям статистического анализа,демонстрировать проявления массовидных социальных объектов. Искомая модельпризвана также обеспечивать адекватное отражение качественной и количественнойхарактеристик признаков в статике и динамике, в том числе и под влияниемуправленческих воздействий.
Социальная сфера представляет собой чрезвычайно сложный, многоконтурныйдинамичный объект. Поэтому ее анализ требует применения целого комплексасоциальных показателей, достаточно полно и объемно отражающих ее свойства.Способ отбора показателей определяется множеством признаков социальной сферы,входящих в область их определения, а число — желанием обеспечить целостностьотражения объекта и целевую направленность социологического исследования.
Под системой социальных показателей обычно понимают совокупность болееили менее независимых друг от друга, но взаимозаменяемых данных, отражающихсоциальные явления и процессы. Надо сказать, что суть выстраивания системыпоказателей состоит в мысленном расчленении предмета исследования на множествоэлементов и превращении их в измеряемые показатели при воспроизведении в них нетолько многогранности социальной сферы, но и ее целостности.
Эта система несводима к экстенсивному расширению статистики,функционирующей в сфере управления и призвана фиксировать самые необходимыечерты социального объекта, диагностировать его состояние. Сущность системыпоказателей социальной сферы проявляется в содержании функций ее отдельныхэлементов и не может быть представлена слишком простым рядом показателей, непозволяющим адекватно выявить характеристики социальной сферы, а также слишкомсложным, поскольку это затрудняет возможность разделения существенных инесущественных признаков, оперирования всей совокупностью этих показателей.Такая система должна быть многомерной. Степень и характер многомерности приэтом варьируется в зависимости от конкретных задач исследования.
Целостность системы эмпирических показателей социальной сферы вырастаетиз признаков социальной сферы, поведения населения, в основе которого лежатнормы и ценности, присущие конкретному обществу. Она выступает средствомпревращения социологической теории социальной сферы в практическое средствоуправления социальным воспроизводством населения и поддержания гармонииразвития населения с условиями воспроизводства, где ценности и нормы поведенияэтого населения раскрывают сущность его активности.
Проектирование системы показателей имеет свои корни в субъективном иобъективном основаниях, представленных, с одной стороны, социологическойтеорией социальной сферы, а с другой — самой социальной сферой. Наша же задача- спроектировать систему показателей, соединив объективное и субъективное,разрешив противоречие, сложившееся между ними.
Подчеркнем еще одно важное положение для построения системы показателейсоциальной сферы. Социальная сфера имеет несколько уровней в своей организации:макроуровень — уровень общества; мезоуровень — региона; микроуровень — предприятия, семьи. Каждый из них имеет свой набор компонентов. Поэтому всистеме показателей социальной сферы должны прослеживаться связи как повертикали — между показателями разного уровня, так и по горизонтали — междупоказателями одного уровня.
В основу выделения и систематизации социальных показателей мы предлагаемположить следующие методологические подходы:
• четкое выделение социальной сферы как системного объекта, в рамкахкоторого и должны «работать» социальные показатели, обеспечиваяадекватное отражение статики и динамики проявлений социальной сферы, а такжевыделение объектов, составляющих ее среду;
• выделение системы социальных показателей, их дифференциация сообразноприроде измеряемых ими социальных явлений (объектов);
• выделение системообразующего основания всей системы социальныхпоказателей, определение методического, инструментального подхода к измерениюсоциальных процессов;
• учет динамики развития и измерения самих социальных показателей;
• определение главных и дополнительных методов получения социальныхданных.
Проблема выявления и анализа важнейших свойств социальной сферы черезсистему показателей содержит внутренние противоречия, обусловленные самойприродой социальной сферы, совокупностью ее функций. Главная из них — обеспечение воспроизводства, развития, саморегуляции поведения социальныхсубъектов, регуляция их взаимодействия прежде всего в общественном потребленииматериальных и духовных благ, необходимых им для производства собственнойжизни. Уже в реализации этой функции видится множество самых различныхпротиворечий (индивидуальные и групповые различия в характере и наборепотребностей, их объеме и т.п.).
С другой стороны, социальная сфера выступает как непосредственныйпроизводитель многих видов товаров и услуг, объемы и качество которых далеко невсегда способны удовлетворить запросы и ожидания потребителей. Следуетнапомнить о некоторых производных функциях социальной сферы(социально-адаптивная, социально-культурная, социально-защитная и др.), чтобыпонять, как сложен и динамичен механизм функционирования социальной сферы и какобширна система показателей этого процесса.
Определенную трудность представляет выражение качественных характеристикчерез количественные показатели, свойства целого — через совокупность частныххарактеристик, изменений — через стабильную систему, непрерывный социальныйпроцесс — через фиксацию ограниченного, конечного числа состояний, суммупоказателей.
Важным методологическим принципом системообразования показателейсоциальной сферы является их типологическая классификация применительно кструктурным и функциональным характеристикам сферы. Основой такой классификацииможет выступить выделение систематизирующего признака, системы признаковсоциальной сферы, включенных в предмет исследования. В связи с этим возможныразличные подходы к группировке показателей состояния или развития социальнойсферы. Если в качестве такого признака принять функции ведущих элементовсоциальной сферы, то нам представляется, что ее свойства как целого можнораскрыть через следующие основные группы показателей:
• показатели социальной инфраструктуры;
• показатели, характеризующие социальные процессы (обучение, медицинскоеи бытовое обслуживание и т.п.);
• показатели социальной структуры.
Возможно, более универсальным, теоретически и операциональноперспективным является подход к группировке показателей со стороныпотребностей, когда человек и его деятельность по удовлетворению потребностейвыступят как систематизирующий признак всей совокупности условий развитиясоциальной сферы, социального воспроизводства дифференцированного социальногообъекта как главной функции социальной сферы. Их состав и иерархияхарактеризуют человека как личность, а также степень развитости общества. Дляцелей интегральной оценки воспроизводства человека и общества возможна такаятипология потребностей, которая позволила бы дать характеристику структуры,объема этих потребностей и уровня их удовлетворения как с позиции субъектовсоциальной деятельности, так и с учетом требований общества. Она могла бывыглядеть следующим образом.
Потребности:
• в трудовой деятельности;
• в социально-политической деятельности;
• в социально-потребительской деятельности;
• в культурно-духовной деятельности.
Каждая из этих групп потребностей может быть развернута в определенныйнабор операциональных показателей, интерпретируемых под углом зрениясоотношения потребности и ее удовлетворения. Процедура измерения потребностейфиксирует и столь универсальный показатель, как удовлетворенность личностисвоим социальным статусом.
В этом случае одним из возможных вариантов системы социальных переменных,рассматриваемой в качестве единого комплекса показателей для общностей разногоуровня, могла бы стать система показателей, состоящая из пяти разделов,характеризующих отношения человека, группы в этих четырех сферах деятельности иописывающих субъект социальной сферы. Эти блоки-разделы охватывают наиболее существенныеотношения, сферы деятельности и формы поведения людей по обеспечению своейжизнедеятельности и могут быть представлены показателями занятости, структурыбезработицы, размера среднедушевого дохода, имущественного статуса, социальнойинфраструктуры, включенности населения в общественно-политические процессы,удовлетворенности людьми различными сторонами своей жизни, а такжесоциально-демографическими, социально—профессиональными, социально-этническимипоказателями населения и т.п. Предложенную нами систему показателей нельзясчитать окончательной, требуется дальнейший их анализ и обсуждение.
В поисках средства для определения всего спектра явлений социальной сферынеобходима выработка общих оценок ее состояния, а также оценок ее отдельныхкомпонентов. Полагаем, что интегральными показателями состояния социальнойсферы общества могли бы быть показатели, характеризующие единство коренныхпотребностей жизни людей со способом их удовлетворения, например: потенциалсоциальной сферы, уровень и качество жизни семей, уровень социальнойзащищенности населения, социальное самочувствие людей, социальная напряженностьи т.д., — а также более конкретные, связанные с объективной и субъективнойоценкой степени удовлетворенности потребностей личности, социальных групп вжилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовномобщении, политическом участии.
Система индикаторов, фиксирующих достигнутый уровень развития социальнойсферы, как правило, представляется группами показателей объективных и субъективных,нормативных и фактических, оптимальных и минимальных, теоретических иэмпирических. Построив таким образом систему показателей можно утверждать, чтоона представляет собой своеобразную модель социальной сферы, которой присущиизмерительные качества.
Наряду с показателями, характеризующими социальную сферу общества,необходима также система показателей, относящихся к социальным общностямменьших масштабов (поселению, коллективу и т.п.). Социальные отношения,социальное развитие каждой из них имеет свои особенности. Но при этом, согласноосновным методологическим принципам, имеет и много общего с построением системыпоказателей для социальной сферы в целом. Процедуры и системы показателей здесьне тождественны, однако им свойственна известная однопорядковость. Припостроении последовательных и взаимодополняющих систем показателей социальнойсферы региона, коллектива должно быть выделено и воплощено в конкретныхоперациональных формах как общее, так и различное для каждого из этих уровней.На каждом из них выделяются сквозные показатели. Полученные на одном уровне присуммировании они образуют значения показателей для более высокого уровня. Приэтом на каждом из уровней выделяются показатели специфические только для данноготипа социальных совокупностей жизнедеятельности и воссозданием структур,социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.Компоненты неравноценны с точки зрения их места и роли в целостномжизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или инойгруппой, но и невзаимозаменяемы, как структурные элементы социальной сферы.
Социальная сфера как объект социологического анализа может бытьпредставлена системой эмпирических показателей, замеряемых статистическими исоциологическими методами. Построение эмпирической модели социальной сферысвязано с выполнением ряда требований и обеспечением определенныхметодологических подходов к ее проектированию. К числу таких требований мыотносим: изоморфность важнейших характеристик модели как реальному объекту исследования,так и теоретическим сущностным представлениям о нем; реализация принципацелостности деятельности населения по обеспечению своей жизни и воспроизводствусебя как субъектов социальных отношений определенного качества и содержания;соответствие требованиям статистического анализа; обеспечение адекватногоотражения качественных и количественных характеристик признаков в статике идинамике; фиксация лишь самых необходимых черт социальной сферы длядиагностирования ее состояния; учет многомерности и многоуровневости социальнойсферы.
В основу выделения и систематизации социальных показателей положеныследующие методологические подходы: четкое выделение социальной сферы каксистемного объекта, в рамках которого и должны «работать» социальныепоказатели; обеспечение адекватного отражения статики и динамики проявленийсоциальной сферы, а также выделение объектов, составляющих ее среду; выделениесистемы социальных показателей, их дифференциация сообразно природе измеряемыхими социальных явлений (объектов); выделение системообразующего основания всейсистемы социальных показателей; определение методического, инструментальногоподхода к измерению социальных процессов; учет динамики развития и измерениясамих социальных показателей; определение главных и дополнительных методовполучения социальных данных.
В качестве методологического принципа системообразования показателейсоциальной сферы принята их типологическая классификация с позиции деятельностичеловека, группы по удовлетворению потребностей. Такой подход к группировкепотребностей является наиболее универсальным, теоретически и операциональноперспективным, поскольку дает характеристику человека как личности, степениразвития общества, а также всей совокупности условий развития социальной сферы,социального воспроизводства дифференцированных субъектов. Для оценкисоциального воспроизводства человека, группы принята типология потребностей,характеризующая структуру, объем и уровень их удовлетворения как с позициисубъектов социальной деятельности, так и с учетом требований общества. Онаотражает потребности социальных субъектов в социально-трудовой,социально-политической, социально-потребительской, социокультурной деятельностии развертывается в определенный набор операциональных показателей, интерпретируемыхпод углом зрения соотношения потребности и ее удовлетворения. Процедураизмерения удовлетворения потребностей фиксирует и столь универсальныйпоказатель, как удовлетворенность личности своим социальным статусом. Системаиндикаторов, фиксирующих достигнутый уровень развития социальной сферыпредставляется группами показателей — объективных и субъективных, нормативных ифактических, оптимальных и минимальных, теоретических и эмпирических.
Построенная таким образом модель социальной сферы позволит с научнойобоснованностью судить о реальном характере и содержании ее изменений,вырабатывать практические рекомендации для корректировки развития всоответствии с основными задачами и целями общества.социальный сфера эмпирический модель
Заключение
Социальную сферу как сложный, многоконтурный, динамичный объект можно,исходя из особенностей социологического анализа, представить как систему,обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного ичеловеческого порядка. К ним мы относим, социальную инфраструктуру ипроизводимые ею продукты потребления, а также процессы образования,медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институтыуправления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулированияпотребительского поведения населения, людей. В качестве критерия, позволившегоотграничить системные элементы социальной сферы от среды, приняты функциикаждого из них в создании систематизирующих свойств социальной сферы.
Понимание каждого компонента социальной сферы невозможно вне деятельностилюдей. Совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительнойжизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами даннойдеятельности являются субстанциональной основой социальной сферы.
Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом являетсяпонятие «потребность» индивида, группы — то наиболее простое,элементарное образование, которое сохраняет свою подчиненность общему законусоциальной сферы, ее главной функции. Первичность данного элемента обусловленатакже и тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основноепротиворечие — между растущими потребностями субъектов и возможностями ихудовлетворения. Это противоречие является главным в процессе саморазвития,самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленностьдетерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом.Именно потребность и есть концентрация, сгусток присущих социальной сферепротиворечий, которые обусловливают ее специфику.
Список используемой литературы
1. Осадчая Г.И.Социология социальной сферы. – М.: Академический проект, 2003.
2. ВолковаВ.Н., Денисов А.А. Теория систем: Учебник для студентов вузов. — М.: Высшаяшкола, 2006. — 511 с.
3. Калабухова,Галина Валентиновна. Информационно-социологическое обеспечение органовуправления социальной сферой региона: автореф. дис… канд. социол. наук / Г.В. Калабухова; Московский государственный социологический университет .—Москва: [МГСУ], 1996 .— 26 с.
4. СиманковВ.С., Луценко Е.В. Адаптивное управление сложными системами на основе теориираспознавания образов. — Краснодар: Техн. ун-т Кубан. гос. технол. ун-та, 1999.— 318 с.
5. СадовскийВ.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. — М.:Наука, 1974. — 279 с.
6. О'Коннор,Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах итворческом подходе к решению проблем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 — 256 с.
7. СурминЮ.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368с.
8. Системныйанализ: краткий курс лекций / Под ред. В.П. Прохорова. — М.: КомКнига, 2006. —216 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Абстрактное мышление и общественное сознание
Реферат Виндзорские насмешницы
Реферат Обзор состояния финансового рынка на текущий период (октябрь 1997 года).
Реферат Сливки. Технология производства. Факторы, формирующие
Реферат Информационная база проведения анализа инвестиционного проекта
Реферат Производные финансовые инструменты: понятие, классификация
Реферат Процентная ставка по депозиту
Реферат Процес підприємницької діяльності ВАТ "Райффайзен Банк Аваль"
Реферат Создание выставочной экспозиции привлечение внимания к стенду
Реферат Причины колебаний цен на фондовых биржах
Реферат Производные инструменты рынка ценных бумаг
Реферат Учет наличности в кассе
Реферат Риск и страховая оценка
Реферат Песенная новеллистика Александра Галича
Реферат Административная ответственность: понятие, признаки, принципы