Реферат по предмету "Экология"


Экологическая экспертиза в Республике Беларусь

ЗАДАЧА №1
 
Мусороперерабатывающий завод, построенный с использованием голландской технологии утилизации отходов, начал свою работу в пригороде г. Гомеля.
Гомельский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды потребовал приостановить работу мусороперерабатывающего завода в связи с тем, что его проектная документация не подвергалась государственной экологической экспертизе.
Администрация завода отказалась выполнить данное требование, мотивируя свое решение тем, что проект прошел экологическую экспертизу в соответствии с европейским законодательством. Кроме того, имеется положительное заключение общественной экологической экспертизы, которая проводилась с привлечением не только белорусских, но и голландских ученых.
1. Охарактеризуйте понятие и виды экологической экспертизы. Разрешите данную ситуацию.
2. Требуется ли в данном случае обязательное проведение ОВОС?
 
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
1. Экологическая экспертиза — это установлениесоответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическимтребованиям и определение допустимости реализации объекта экологическойэкспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этойдеятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы.Экологическая экспертиза проводится на строительство новых, реконструкциюдействующих заводов, фабрик, шахт, рудников, машин, оборудования, а такжематериалов, приборов, оказание услуг и т.п., использование которых ведет кзагрязнению окружающей среды и разрушению экосистем, нерациональномуиспользованию природных ресурсов, наносит вред здоровью населения,растительному и животному миру.
Требования к качеству и обоснованности проведенияэкологических экспертиз постоянно повышаются наряду с ускорениемнаучно-технического прогресса, внедрением в производство новейшей техники итехнологии. В связи с этим периодически пересматриваются законодательные инормативные материалы.
Теория экологической экспертизы включает цели, задачи (основные функции),принципы, типизацию объектов и субъектов, вносящую различия в процедуру (ЭО) иэкологическим аудитом (ЭА) представляют собой комплекс экспертных мероприятий,охватывающих основные этапы процесса непрерывного учета экологического факторапри переходе к устойчивому развитию. Данный процесс предложено называтьэкологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСЩ) (точнее — экологическое регулирование хозяйственной деятельности — ЭРХД), которое должноосуществляться на всех её стадиях — от возникновения идеи через обоснование иреализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого качестваокружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла.
Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологических требований настадии принятия управленческого решения, то ОВОС — на стадии его подготовки(ещё во время проектирования). При этом общественная ЭЭ может сочетать и то идругое, обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемойдеятельности.
Цели экологической экспертизы заключаются в предупреждении возможныхнеблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающуюприродную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствийреализации объекта экологической экспертизы, а также в обеспечении реализацииконституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природнуюсреду и экологическую безопасность.
Зарубежное (международное) природоохранное законодательство рассматриваетцель экологической экспертизы несколько шире. Например, в соответствии сДирективой ЕЭС № 337/85 — ЭЭ считается «воплощением предупредительнойэкологической политики», подразумевающей оценку экологического воздействияпроектов хозяйственного развития на окружающую среду, активное участиеобщественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы и принятиярешения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование орезультатах ЭЭ, проведение консультаций между заинтересованными ведомствами идругими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатовпереговоров и консультаций.
При этом ОВОС, в отличие от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже подготовленногорешения экологическим требованиям, нацелена» прежде всего на выявлениенедостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с точки зренияэкологических показателей.
Цель общественной ЭЭ в явном виде до сих пор не определена, но,по-видимому, именно она является прямым проявлением права граж­дан на достовернуюэкологическую информацию.
Организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних,объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позицийэффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в нихмер, правильности определения заказчиком степени экологического риска иопасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечениеэкологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных измененияхэкологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил,не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятностиэкологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических иэкологических последствий.
Оценка соответствия экологическим стандартам экспортируемых объектов,намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об ихреализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемойдеятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качествомподготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой имдеятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов(заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам,принимающим решение о реализации объекта экспертизы. Информирование всехзаинтересованных лиц (в т.ч. общественности) о возможных неблагоприятныхвоздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождениябаланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологическихнапряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ). Виды итипы экологической экспертизы в законодательстве Республики Беларусь определеныкак два вида экологической экспертизы — государственная и общественная. Чтокасается типов ЭЭ, то в Республике Беларусь они законодательно пока не закреплены,но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимойэкспертизы. Существуют и специфические типы ЭЭ (при приватизации, страховании,инвестиционной деятельности и т.д.).
Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3основных группы «по типу объекта»: ЭЭ предплановых, предпроектных и проектныхматериалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводитьэкспертизу, приводит к отраслевому рассмотрению и ведомственному согласованиюкак предварительному этапу экспертизы. Учитывая, что по законодательству такихведомств и служб, имеющих) отношение к экологической экспертизе и частнымоценкам в данной области, насчитывается около десяти, следует отметить, что итипов ЭЭ в этом случае оказывается также довольно много. Однако «ведомственный»подход, оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС,не вполне приемлем в случае комплексной экологической экспертизы. Отнесениетипа ЭЭ к этапам хозяйственной деятельности ещё более сложно, т.к. таких этаповможет быть около шестиста (планирование, проектирование, строительство, выпускоборудования, штатное или аварийное осуществление деятельности и, наконец, еёпрекращение или ликвидация материальной структуры этой деятельности). Типизацияэкспертиз усложнена тем, что на каждом этапе деятельности одновременно илипоследовательно могут проводиться несколько мероприятий, несущих сегодня в себеэкспертные функции: экомониторинг и предварительный экоаудит, экологическоеобоснование, ОВОС и собственно ЭЭ (государственная и/или общественная). В итогеполучается матрица «парных» типов ЭЭ, например, «ОВОС проекта», или «ГЭЭпрограммы ликвидации (перепрофилирования и т.д.) предприятия», или «экоаудитдокументации по приватизации предприятия» и т.д.
Статья 11 «Проведение государственной экологическойэкспертизы/>» Закона Республики Беларусь «Огосударственной экологической экспертизе» от 18.06.1993г. № 2442-XII
«Государственная экологическая экспертиза являетсяобязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия решенийо социально-экономическом развитии, осуществления хозяйственной и иной деятельностина территории Республики Беларусь.
До принятия решения о реализации проектных решенийпланируемой хозяйственной и иной деятельности заказчик (инициатор планируемойхозяйственной и иной деятельности) представляет в Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальныеорганы документы (включая отчет о результатах проведения оценки воздействия наокружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности),характеризующие уровень экологической безопасности планируемой хозяйственной ииной деятельности и содержащие перечень мероприятий по предотвращениюнегативных воздействий на окружающую среду, а также материалы согласования сорганами местного управления и самоуправления. При проведении государственнойэкологической экспертизы рассматривается заключение общественной экологическойэкспертизы. Проведение государственной экологической экспертизы на основедоговора с заказчиком (инициатором планируемой хозяйственной и инойдеятельности) не допускается. Порядок представления, объем и составдокументации, направляемой на государственную экологическую экспертизу,устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыРеспублики Беларусь».
Таким образом, мусороперерабатывающий завод обязан был обратиться в соответствующие органы для проведения государственной экологической экспертизы.
2. Статья 6. «Общественная экологическая экспертиза» ЗаконаРеспублики Беларусь «Об охране окружающей среды».
«Общественная экологическая экспертиза организуется ипроводится по инициативе общественных объединений и граждан независимымиспециалистами, которые в порядке, установленном законодательством РеспубликиБеларусь, вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной ииной деятельности) документацию, подлежащую общественной экологическойэкспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую средупланируемой хозяйственной и иной деятельности, а также иные материалы,необходимые для проведения общественной экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизыможет направляться в органы, которые проводят государственную экологическуюэкспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также инымзаинтересованным лицам и носит рекомендательный характер.
Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов — общественных объединений и (или) граждан».
Таким образом, проведение ОВОС в данном случае не обязательно.

ЗАДАЧА №2
 
Гражданин Тарасов при помощи орудия лова «хватки» выловил в колхозном водоеме 107 штук толстолобика – рыбы ценной породы, которая разводилась колхозом для товарных целей. За нарушение правил рыболовства Тарасов был привлечен к уголовной ответственности по статье 281 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
1. Охарактеризуйте виды ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира. Разрешите данную ситуацию
2. Как исчислить размер ущерба, причиненного незаконным выловом рыбы?
 
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
1. Субъекты отношений в области охраны и использования животного мира несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь за:
— нарушение права государственной собственности на животный мир;
— самовольную переуступку права пользования объектами животного мира;
— нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;
— производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов;
— нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а также за самовольное переселение, акклиматизацию и скрещивание животных;
— нарушение порядка пользования животным миром на особо охраняемых природных территориях;
— незаконный ввоз в Республику Беларусь животных, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь;
— уничтожение полезной фауны;
— нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру и среде его обитания;
— уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных либо совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных;
— невыполнение обязательных к исполнению указаний (предписаний) об устранении нарушений в области охраны, воспроизводства и использования животного мира. Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрена ответственность и за другие правонарушения в области охраны и использования животного мира.
Статья 281 «Незаконная добыча рыбы или водных животных» Уголовного кодекса Республики Беларусь.
/>«1. Добыча рыбы иливодных животных без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либонедозволенными орудиями, способами и приемами (кроме предусмотренных частьювторой настоящей статьи), либо в недозволенных местах (незаконная добыча рыбыили водных животных), совершенная в течение года после наложенияадминистративного взыскания за такое же нарушение, — наказывается общественнымиработами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев.
/>2. Незаконная добычарыбы или водных животных, повлекшая причинение ущерба в крупном размере, либодобыча рыбы или водных животных с использованием орудий лова, принципы работыкоторых основаны на использовании электромагнитного поля, ультразвука, илипутем взрыва, либо добыча рыбы или водных животных, заведомо для виновногозанесенных в Красную книгу Республики Беларусь, — наказывается штрафом, илиарестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет,или лишением свободы на тот же срок.
/>3. Незаконная добычарыбы или водных животных, совершенная должностным лицом с использованием своихслужебных полномочий либо повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере,- наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью, или арестом на срок от трех до шестимесяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы насрок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью или без лишения». />Таким образом, исходя из приведенной статьи видно,что привлечение Тарасова именно к уголовной ответственности, а не кадминистративной, правомерно.
2. При ответе на второй вопрос использовали статью101 «Возмещение вреда, причиненного окружающей среде» и статью 102 «Возмещениевреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредноговоздействия на окружающую среду» Закона Республики Беларусь «Об охране окружающейсреды»
Статья 101 Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
«Вред, причиненный окружающей среде посредством еезагрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентовприродной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также иного вредноговоздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим,добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяетсяв соответствии с таксами и методиками, установленными законодательствомРеспублики Беларусь, а при их отсутствии — по фактическим затратам навосстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущеннойвыгоды.
Статья 102. Возмещение вреда, причиненного личности иимуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду.
«Вред, причиненный личности и имуществу гражданина врезультате вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению вполном объеме.
Размер и порядок возмещения вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1) КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2) Гражданскийкодекс Республики Беларусь. Введен в действие с 1 июля 1999 года. Национальныйцентр правовой информации Республики Беларусь. Мн.: ''Амалфея'' 1999 – 512с.
3) ЗаконРеспублики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от18.06.1993г. № 2442-XII.
4) ЗаконРеспублики Беларусь «Об охране окружающей среды» 26 ноября 1992 г. N 1982-XII(Ведомости Верховного Совета, 1993 г., N 1, ст. 1)
5) С. А.Балашенко, Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ».2000. – 398с.
6) Бринчук М. М.Экологическое право М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.