Содержание
Введение
1. Теоретические основы социальной работы сдетьми
§1. Дети, как клиенты социальной службы
§2. Технология социальной работы с детьми
2. Анализ художественных технологий вдеятельности социальных служб
§1. Особенности реализации художественных технологий всоциальной работе
§2. Рекомендации специалистам по усовершенствованиюхудожественных технологий
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования.Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное воздействиена характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являютсясоциальные технологии [1, с. 7].
Именно в социальной работе на всех уровнях нагляднеевсего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальностьприобретают разработка и умелое использование социальных технологийприменительно ко всем уровням социальной работы и категориям ее клиентов, чтопозволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективноорганизовывать работу на порученном участке.
Главноеназначение социальных технологий — регулирование социальных процессов вразличных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальныхпроцессов, а, следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широкимспектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясьпо целям, функциям, характеру и результатам [2, с. 15-20].
Вусловиях трансформации современного общества возник ряд проблем, напрямуюсвязанный с детьми: рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детскаяпреступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падениенравственности и другие.
Всовременном мире социальная защита детства рассматривается в ряду важнейших факторовэкономического, социального, культурного развития общества, государства. Праворебёнка на социальную защиту стало одним из социально-экономических прав исвобод личности и зафиксировано в конституциях большинства цивилизованныхстран.
Сегоднячисленность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионовчеловек, что составляет около 27% всего населения страны. Столь значительныйудельный вес детского населения в демографической структуре общества приводит ктому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальнойподдержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение [3, с.76].
Детирастут в эпоху затянувшегося экономического кризиса, заметного расслоениянаселения на бедных и богатых. Снижается качество образования, уменьшаетсяколичество образовательных и воспитательных учреждений. Положение детейосложняется незнанием родителями, социальными работниками и педагогамисоциальных технологий, позволяющих ребенку адаптироваться в окружающем мире.
Значительнаячасть детей (дети группы риска), несмотря на усилия, принимаемые обществом сцелью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной кинтеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результатыисследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющийдефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценнойличностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении ибыть полезным обществу [4, с. 5].
Чтобыпреодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей кинтеграции в общество, требуется разработка новых теоретических и практическихподходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности,вытекающих из глубокого анализа современных проблем социализации.
Этазадача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических,экономических, социальных, социально-психологических и других проблем,касающихся социальной защиты детей группы риска, их обучения, воспитания,реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихсясоциально-экономических условий жизни общества [4, с. 6]. Важное место вкомплексе названных составляющих компонентов подготовки детей к интеграции всоциальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации с использованиемхудожественных технологий или арт-технологий.
Объект исследования – дети какклиенты социальной службы.
Предмет исследования –художественные технологии по адаптации детей группы риска в деятельностисоциальных служб.
Цель исследования –рекомендации по усовершенствованию художественных технологий в деятельностисоциальных служб.
Задачиисследования:
1)выявить категории детей – клиентов социальной службы;
2)исследовать технологии социальной работы с детьми, клиентами социальной службы;
3)дать анализ художественных технологий в деятельности социальных служб и выявитьособенности их реализации в социальной работе с детьми;
4)разработать рекомендации по усовершенствованию художественных технологий дляработы с детьми.
Гипотеза исследования.Использование технологий в социальной работе с детьми направлено на адаптацию иресоциализацию ребенка. Поэтому знание и умение применять в практике социальной работы художественных – арт-технологииколлажирования позволит повысить эффективность деятельности социальных служб поадаптации детей группы риска.
Курсоваяработа содержит введение, основной текст, включающий две главы и четыре параграфа,заключение и список литературы.
1. Теоретические основы социальной работы с детьми§ 1. Дети, как клиенты социальной службы
Представленияо том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком, во многом схожи вразных культурах и традициях.
Всоответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка, ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным игосударственным законодательством не установлен более ранний возрастсовершеннолетия [5, с. 74].
Согласнофедеральному закону от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации» № 124-ФЗ ребенком считается лицо до достижения имвозраста 18 лет (совершеннолетия) [6].
Вдетском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основныекачества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальныйпотенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в начальном периодесвоей жизни, наиболее важные и наиболее прочные; изменить их в последующемдостаточно сложно, а в ряде случаев — практически невозможно. Успешноестановление ребенка, а в последующем молодого человека как личности, определяетне только его включение в общественную жизнь, нахождение им своей ниши, но, вконечном счете, прогресс общества, его устойчивое развитие. Однако роль детейэтим не ограничивается. Их ценность для человечества, общества, семьи в том,что они — есть. Осознание и понимание этого предопределяет огромнуюответственность государства в решении социально-экономических проблем,требующих максимального учета интересов детей. Именно потому так важно создатьблагоприятную среду обитания, обеспечить нормальные условия жизни для будущихграждан, для развития и социализации каждой личности и усиления роли родителей[7, с. 7].
ВРоссии, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителямиконкретных областей знаний: учителями, врачами, работниками правоохранительныхорганов и т. д. Все они выполняют свои профессиональные функции. Их усилия, каки результат, направлены не на помощь и поддержку ребенка как субъекта, но нарешение поставленных перед ними обществом задач.
Другимважным элементом, определяющим положение детей, является отношение к ним вобществе. Сейчас в центре внимания находится взрослый, ребенок — на периферии.Дети обычно — объекты воздействия. Такое отношение к ним оборачивается невольными неосознанным умалением их реальных возможностей и прав. Общество все еще незадумалось всерьез, как ребенок будет жить завтра, если сегодня его не учатжить сознательной, ответственной жизнью. Общественному мнению тяжело свыкнутьсяс такой необходимостью. В результате дети как бы «исключаются» из взрослойжизни, выступают как бы в роли «меньшинства» С одной стороны, подобнаяпостановка дает определенные преимущества для детей: их защищают и охраняют,они имеют конкретные привилегии. С другой же стороны — защита детей от обществаодновременно выступает и как защита общества от детей. Таким образом, они внекотором смысле выступают как маргиналы. Единственно возможный путь избежатьподобного положения — признать то, что ребенок — это не только объект защиты,воспитания, социализации и иных внешних воздействий, но и активный,сознательный субъект жизнедеятельности [7, с. 9].
Становлениерыночных отношений, экономический кризис, возрастающая дифференциация доходов вобществе и весь спектр изменений реальной жизни привели к существенномуизменению положения детей. Процесс их адаптации к новым условиям протекает сеще большими трудностями, чем у взрослого населения. Социализация детей сегодняпроисходит в условиях смены системы ценностей, ориентации и предпочтений [7, с.19].
Детивсегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты,поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всехнародов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшиедетей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной исоциальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества ипривилегии по сравнению с другими возрастными группами населения. Такоеположение вещей обусловлено следующими причинами: во-первых,объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантахнепрерывности и преемственности своего существования, во-вторых,объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребёнку [3,с. 75].
Общегосударственнаясистема социальной работы с детьми представлена в текстах российских законов«Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации», Семейном кодексе.
Закон«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» рассматриваетв качестве объекта социальной работы несовершеннолетнего безотносительно к егообразовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав вконтексте задач профилактики.
Именноздесь законодателем вычленены специфические признаки групп детей — объектовсоциальной работы, а именно:
— безнадзорный — несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствуетвследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по еговоспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законныхпредставителей либо должностных лиц;
— беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и/или местапребывания;
— несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо в возрастедо 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится вобстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо неотвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершаетправонарушение или антиобщественные действия;
— семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, гдедети находятся в социально опасном положении, а также, где родители илизаконные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по ихвоспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведениелибо жестоко обращаются с ними [8].
Насегодня, образовательное учреждение остается практически единственным стабильнодействующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогическойпрофилактики — концентрацию педагогического внимания и организацию должногопрофессионально-педагогического сопровождения детей в процессе полученияобразования. Безусловно, решение проблем детей находящихся в социально-опасномположении (детей так называемой группы социального риска) находится в общейкомпетенции субъектов системы профилактики.
Сиротствокак социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, иявляется неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийныебедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего детистановились сиротами.
Дети-сироты- это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственныйродитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей — это лица в возрасте до18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей всвязи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничениемих в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,недееспособными.
Инвалидность,в соответствии с принятой классификацией, трактуется как социальнаянедостаточность, происходящая вследствие нарушения здоровья, сопровождающегосястойким расстройством функций организма и приводящим к ограничениюжизнедеятельности и необходимости социальной защиты [4, с. 9].
Инвалид- ребенок, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограниченыиз-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Некоторыеспециалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социальногонеравенства.
Ккатегории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительныеограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствиенарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию,передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения,трудовой деятельности в будущем.
Детскаябеспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей отсемьи с утратой постоянного места жительства.
Отличительнымипризнаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй,родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных длячеловеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми вобществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.
Беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
«Уличныедети» — это дети и подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или дажеимея семью, значительное время проводят на улице, и именно улица оказывает наних основополагающее влияние [9, с. 6].
Безнадзорный- несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствиенеисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителейлибо должностных лиц.
Беспризорностьвызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны,революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущиеза собой сиротство детей. Росту беспризорности способствуют экономическиекризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка всемьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяютсятакже медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних касоциальному поведению).
Беспризорностьвлечёт за собой тяжёлые социальные последствия, такие как рост правонарушений ипреступлений среди несовершеннолетних, проституция, алкоголизм, наркомания [9,с. 7].
Детскийвозраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивноеинтеллектуальное развитие ребенка, индивидуализация и социализация еголичности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителейи детей, однако, такой контакт у беспризорного ребенка отсутствует, ончувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьиличностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предопределяеттрудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социальногохарактера перед ними не открывается.
Здоровьедетей, живущих на улице, расшатано. По оценкам специалистов более 70% бездомныхдетей больны. В числе этих болезней — энурез, невротическое развитие илизадержки нервно-психического развития (вплоть до олигофрении в стадиидебильности); пограничные психические расстройства; поражение бронхолегочнойсистемы (у многих большой стаж курения, токсикомании); аномалии развития изаболевания мочеотделительной системы; нарушения опорно-двигательного аппаратаи костно-мышечной системы; аллергические заболевания (астматические бронхиты,риниты, аллергодерматиты, нейродермиты, псориаз). Причем все болезни в основномимеют запущенную или хроническую форму. Часть бездомных детей — носители ираспространители опасных инфекционных заболеваний. Педикулез, венерическиезаболевания — обычное среди них явление [7, с. 47].
Удетей, испытавших насилие, часто возникают эмоциональные проблемы. Обычнымпоследствием любого типа насилия является низкая самооценка и неуверенность всебе. Ребенок может ощущать себя бесполезными никому не нужным. Что, в свою очередь, станет причиной трудностей вобщении с ровесниками и взрослыми, замкнутости, неспособности завести друзей,депрессии и неумении выразить собственныечувства или понять чувства окружающих [10, с. 96].
Влитературе часто встречается понятие «трудный» ребенок. Что значит трудный?Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой.Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантноеповедение подразделяется на две группы.
1.Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. с. наличие учеловека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляютлица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е.астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически нездоровых людей.Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами,которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежитияи проявляющееся в различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании,проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в формепроступков или преступлений.
Психическиерасстройства в форме акцентуаций возникают у подростков по ряду причин. Частопсихические расстройства обусловлены тем, что среда и общество предъявляют кподростку непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старшихклассах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственнойотсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертамисвоего характера [7, с. 84].
Прогрессивныепедагоги с тревогой отмечают, что господство в авторитарной школе культа силы,культа приобретательства и потребления, духа соперничества и постояннойконкурентной борьбы за успеваемость, «выживание», а также отсутствие радости,комфортности, защищенности детей дома и в школе обрекают юное поколение напостоянное чувство тревоги, страха, нервозности, депрессии, вызывают унекоторых нарушения психики, появление жестокости, агрессивности в различныхформах [7, с. 72].
Еслина врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания сотрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и,как следствие, возникает необходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.
В основе девиантного поведения лежит, прежде всего,социальное неравенство. Это находит выражение в жизни в низком, подчаснищенском уровне большей части населения; в расслоении общества на богатых ибедных.
Детидевиантного поведения — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинствевыходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют.
Неблагоприятныеусловия в семье и школе, проблемы на пути к знаниям и связанные с этим неудачив учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этойоснове конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянииздоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативнойдевиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения детей [7,с. 95].
Длядетей подростковый возраст (11-17 лет) – одни из самых сложных, внутреннепротиворечивых, «кризисных». Это возраст, который в силу целого рядаобъективных причин таит в себе опасность дезадаптационных процессов,психологических проблем, нередко приводящих к девиантному и делинквантномуповедению.
Детидезадаптированные – дети, для которых характерно нарушение процессовсоциализации, социального функционирования и социального развития [3, с. 86].
Впсихолого-педагогической литературе к числу основных причин, факторов, условийдезадаптационных сдвигов у подростков относят, прежде всего, особенностисоциокультурного уровня в их развивающейся психосоматической структуре. Главноездесь нарушение относительного равновесия латентного периода в развитии детей всвязи с половым созреванием (пубертат) в подростковом возрасте. В целомбиологическое развитие подростков резко усиливается, тогда, как социокультурноезначительно отстает [11, с. 78].
Наиболеесложной проблемой в системе социально-психологической работы с «трудными» подростками,в том числе с делинквентным и аддиктивным поведением является проблема ихвоспитания, преодоление дезадаптационных процессов, ихсоциально-психологическая реабилитация. Помещение молодых правонарушителей илиц с аддиктивным поведением в специальные заведения (колонии, спецшколы,спецучилища, реабилитационные центры и т.д.), как свидетельствует практика,достаточно часто превращается в способ подготовки будущих взрослыхпреступников, членов организованных криминальных группировок.
Этомуспособствуют, во-первых, такой объективный фактор как сам процесссосредоточения в одном замкнутом изолированном пространстве значительного числалиц с девиантным поведением, в силу чего необходимо начинающие действоватьсоциально-психологические механизмы поведения людей в группе – внушение,заражение, подражание, иерархия отношений (разделение группы на лидера изависимых от него) и другие – создают реальные предпосылки дальнейшего развитиядевиантных наклонностей. С другой стороны, немаловажное значение имеет имеющиев ряде случаев неадекватные формы воздействия и воспитания, применяемыеперсоналом заведений, в частности, жестокое обращение с воспитанниками,непонимание и нежелание вникать и понимать их внутренний мир, личности испецифику межличностных отношений и т.п.[11, с. 77].
Такимобразом, клиентами социальной службы являются дети группы риска, а именно:дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющиенедостатки в психическом и физическом развитии; дети- жертвы насилия; дети,проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети,отбывающие наказание виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети,находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети-жертвывооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенныхкатастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденныхпереселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях – то есть дети,жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихсяобстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельствасамостоятельно или с помощью семьи [12, с. 44-47].
Всёмножество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно сопределённой степенью условности разделить на следующие группы:
1.Порождённые возрастными особенностями детей,(кризис переходного возраста, переход из дошкольногоучреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).
2.Обусловленныеосновными характеристиками семьи ребёнка(жестокое обращение сребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей,экономические трудности и т.п.).
3.Порождённые деятельностью некоторых социальныхинститутов и организаций, работающих с детьми(конфликты с педагогами в школе, педагогическаязапущенность, детская преступность и т.п.).
4.Порождённые особенности социально-экономического исоциально-политического развития общества(эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети –участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей)[3, с. 77].§ 2. Технология социальной работы с детьми
Технологизациядеятельности современного человека, развития и функционирования общества, всегосоциального пространства со всей остротой поставила вопрос об определениисущности социальных технологий как общественного явления.
Приопределении технологий социальной работы необходимо учитывать, во-первых, общуютрактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы какодного из видов человеческой деятельности, в-третьих, особенности объектов,субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальнойработы как определенной целостности (системы) [13, с. 13].
Вотечественной литературе социальные технологии применительно к социальнойработе трактуются как совокупностьприемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельнымиучреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достиженияпоставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решенияразного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задачсоциальной защиты населения.
Социальныетехнологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опытесоциальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях,открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы,социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой,валеологией и др. [14, с. 17].
Рассматриваясоциальную работу как особый виддеятельности, сущность социальных технологий можноинтерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов ивоздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов иактивистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особеннотак называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работекак деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают какобобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, уменийи практики работы субъектов социальной деятельности [13, с. 14].
Учитываяинтегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделитьсобственно социальные технологии, социально-педагогические,социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии [14, с. 19].
Теоретическиеработы и практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявили целыйряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группаминаселения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия исоциальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование исоциальное />обслуживание в сфере быта, социальное попечительствои социальное посредничество и др.
Этивиды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями.Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в, то же время,относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональномусодержанию.
Несмотряна общность этих технологий в работе с разными группами населения, они имеютдовольно существенные различия, обусловленные спецификой объектов социальнойработы (например, реализация социального надзора над детьми с девиантнымповедением и преступниками-рецидивистами, попечительство наднесовершеннолетними детьми и одинокими престарелыми и т.д.).
Именнопоэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов иособенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. Эти видыработ (технологий) весьма разнообразны и направлены в первую очередь на работус детьми «группы риска», то есть с дезадаптированными детьми.
Висследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих напроцесс дезадаптации подростков:
— наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная),
— психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания),
— социальный фактор (социальные и социально-экономические условияфункционирования общества),
— социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение кнормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностныеориентации и способность к саморегулированию своего окружения.
Однакосоциальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых ипрактиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детейи подростков, но и управлять процессом ресоциализации социальнодезадаптированных детей и подростков с помощью социальных технологий [7, с. 97].
Социальнаяадаптация — это включениеиндивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующимправилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации. Социальнаядезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития,социализации индивида.
Социальнаяадаптация предполагает использование психологических по своей природемеханизмов — идентификации, интериоризации, эмпатии, уподобления, приемовобратной связи. Объектами социальной адаптации становятся ценности, требования,установки (семьи, групп, организаций, территориальных и национальныхобщностей), складывающиеся в них формы взаимодействия, связи и взаимоотношения,этика поведения в различных системах, а также способы предметной деятельности [13,с. 280].
Основныетехнологии социальной работы с детьми, помнению Л.П. Кузнецовой, сводятся к следующим:
1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка ипредполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, атакже представлений и предпочтений, совершенствование его психологическихвозможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методыпсиходиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).
Причинынарушений в поведении и в эмоциональной жизни детей и подростков представители психодинамическогонаправления связывают с наличием конфликта. Исходя из этого, психокоррекционныеи психотерапевтические методы должны быть, направлены на устранение имеющегосяконфликта.
Психоаналитикамибыли разработаны новые психокоррекционные методы игротерапии и арт-терапии,которые впоследствии, выйдя за рамки психодинамического направления, сталибазовыми методами психологической коррекции. Общая направленностьпсихологической коррекции — это помощь ребенку в выявлении неосознаваемыхпричин эмоциональных переживаний, в осознании и переоценке их.Психокоррекционные технологии, разработанные представителями психодинамическогонаправления, включают в себя различные этапы, способы и методыпсихокоррекционных воздействий. Начав с выявления бессознательных побуждений,лежащих в основе эмоциональных нарушений у детей и подростков, психоаналитик впроцессе коррекции акцентирует внимание ребенка на тех внутренних силах,которые помогут ему справиться с имеющимися проблемами. В результате этогопроисходит переоценка значимости проблемы, формируются новые системыэмоциональных установок у ребенка и наконец, происходит ликвидация «очагавозбуждения» [15, с. 13].
Здесьнеобходимо отметить следующее. Целью психологического консультирования ипсихологической коррекции является психологическая поддержка здоровых людей вкритических ситуациях.При этом под критической ситуацией И. Г. Малкина‑Пыхпонимает ситуацию невозможности, т. е. «такую ситуацию, в которой субъектсталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни(мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» [16, с. 75].
Термин«коррекция» допустимо применять только к детям дошкольного и младшего школьноговозраста, когда работа проводится в основном по внешнему запросу (родителей илипедагогов), а мотивация к изменениям формируется в процессе самой работы.Начиная с психологической поддержки подростков, которые уже сами определяютзапрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологическоеконсультирование [16, с. 76].
2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровеньребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностныхориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогическойкоррекции и педагогического консультирования).
Однаковключение любого дезадаптированного ребенка в традиционную воспитательную иобразовательную систему в полном объеме невозможно без специальной помощи вобласти коррекции и восстановления психических ресурсов и потенциальныхвозможностей ребенка [13, с. 279].
3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимоймедицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация,организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).
4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привестипроцесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами законаи права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение,правовой контроль, правовые санкции).
5.Социально-экономические, направленные на решение проблем материальногоблагосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни иразвития экономических условий (расширение и совершенствование системыэкономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь,трудоустройство и т.п.).
6.Социально-групповые,позволяющие социальному работнику идругим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейноеконсультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, иорганизация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность) [13,17, 18].
Такимобразом, социальные технологии работы с детьми направлены на адаптацию ребенка.
Внастоящее время в системе социальной работы наметилась целая сеть учреждений:
1)центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»);
2)центр психолого-педагогической помощи семье и детям;
3)территориальный центр социальной помощи семье и детям;
4)центр социальной реабилитации для несовершеннолетних;
5)социальный приют для детей и подростков;
6)центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Выстраиваниеучреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание социальной работы сдетьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разныхуровнях разными силами и разными методами.
Так,трудновоспитуемым детям, а также невротикам, которые в силу своего возраста ещене окончательно утратили социально-адаптивные качества и чьи отклоненияобусловлены в основном синдромом нарушенного внимания и легкими />дисфункциямимозга, достаточно оказания психолого-педагогической помощи на индивидуальномуровне в соответствующих центрах: выявление отстающего компонента развития,узкоспециализированные коррекционные мероприятия при тесном взаимодействиипсихологов и педагогов с психоневрологом, психотерапевтом и родителями ребенка[19, с. 9].
Совсемдругое дело — «трудные» подростки из групп риска с более явными и грубымиформами отклоняющегося поведения. Они уже нуждаются в более серьезных видахпомощи.
Еслипредставленную сеть социальных учреждений изобразить в виде континуума, тосфера их деятельности распространится вплоть до пределов компетенции центровсоциальной помощи. При этом каждый, кто будет пытаться воздействовать на детей,становится участником комплексной программы профилактики, тем самым реализующимидеи о создании социального пространства, формирующего своеобразнуютерапевтическую среду. Предупреждаются негативные воздействия, с тем, чтобы всепозитивные качества ребенка получили развитие.
Приэтом технология социальной работы с детьми, по мнению Е.И. Холостовой основываетсяна следующих положениях [13]:
— личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейныхпроблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей;
— разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных иреабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим ивозрастным особенностям детей и подростков;
— организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной иреабилитационной деятельности;
— разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляциюдетей и подростков, в режиме комплексности.
Выбираятип социального воздействия на такого ребенка, нужно определить, могут ли быть,таким образом, обеспечены его особые социальные потребности. Право выборапринадлежит родителям, если ребенок имеет семейное попечение. Обязанность жеспециалистов разъяснить родителям все особые социальные потребности ребенка,которые должны быть обеспечены в процессе социальной работы. />
Конечно,многообразные формы и методы реабилитационной работы должны использоватьсявсегда, когда речь идет о дифференцированном и индивидуальном подходе к детям.Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками, детьми с особымисоциальными потребностями состоит в том, что они бывают вполне довольны собой ине считают свое положение сколько-нибудь критическим. Новые свойства,появляющиеся у ребенка, и новая направленность его деятельности проявляютсятолько в ходе его развития. Все это предполагает активный поиск нестандартныхметодов ранней диагностики и коррекции нарушенного развития подростков, котороепроявляется вначале в виде разнообразных проблем социальной дезадаптации, азатем в виде быстрого нарастания патологических процессов, что требует уже некоррекции, а длительной, сложной и серьезной реабилитации.
Наиболееадекватной технологией решения данных задач можно считать аналитико-преобразующийметод — перевоспитывающая />корректировка личности ребенка,осуществляемая в следующей последовательности:
— психологическая квалификация личностных деформаций подростка, выявление ихвнутренних механизмов, определение уровней психических изменений(индивидуально-психологического, межличностного, личностного),мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы. В результате такойквалификации возможны новое восприятие некоторых практических проблем подросткаи предложение своих подходов к решению проблем конкретного подростка;
— установление на основе проведенного анализа конкретных задач и сфер, вотношении которых показаны профилактические, дидактические и коррекционныевоздействия. Иногда нужны лишь простая смена обстановки, включение в новуюсистему отношений. Тем самым, данный этап работы — это определение того, какиеособенности психики данного подростка будут соответствовать представлениям обэффективном влиянии извне;
— нахождение, разработка и апробация тактических приемов диагностических икоррекционных методик, оптимальных условий, способствующих их реализации. Этотэтап одновременно является проверкой предварительных гипотез и выводов,сделанных на первых двух этапах.
Началопрофилактической работы с трудновоспитуемыми и другими детьми из групп рискаподразумевает изучение причин деформации личности и их истоков. Затемсоциальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствоватьперерастанию многочисленных последствий дезадаптации всоциально-психологические патологии.
Ссамого начала нужно учитывать особенности подросткового возраста. />Иименно психологи и социальные работники должны перевести состояние дезадаптациив качественно иной ранг — полноценную потребность в нормальной жизни как опоруи основу для создания подлинной внутренней смысловой установки взамен словесновысказанной, часто подсказанной, продиктованной и навязанной извне.
2. Анализ художественных технологий в деятельностисоциальных служб§ 1. Особенности реализации художественных технологий в социальной работе
Подхудожественно-творческими технологиями подразумевают совокупность знаний,умений, навыков, способов деятельности специалиста средствами художественноготворчества в профессиональном поле социальной работы [20, с. 5; 21, с. 165].
Приисследовании вопроса реализации художественных технологий в социальной работе,было выявлено, что с употреблением в научной литературе кроме терминахудожественно-творческие технологии, используют термины арт-технология,арт-терапия и арт-педагогика.
Арт-технология – совокупность форм, методов и средств различныхвидов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности вобразовательном процессе [22, с. 10-11; 23, с. 87-90; 24, с. 223 — 227].
Арт-терапия– это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства ихудожественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись,литературные произведения, театр и т. д. [25, с. 123 – 127; 26, с. 94-105].
Языкискусства – красок, линий, форм и образов – говорит нам о том, что очень сложновыразить при помощи слов. Арт-терапия – это область, которая используетневербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающеговозможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, свнутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий ижизненного опыта.
Арт-терапияосновывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самихсебя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.
Термин«арт‑терапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение.
ПоМ. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачичувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры егомироощущения [27; 28].
Воснове современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии,коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественноетворчество [29, с. 49].
Ксередине двадцатого века в научном мире прочно обосновалось понимание того, чтохудожественное самовыражение является символичным и отражает скрытые,бессознательные содержания человеческой психики. Одновременно с последним всебольшую силу набирал тезис о том, что процесс художественного творчествапобуждает личность к духовному росту, позитивной внутренней трансформации,избавлению от страхов и тревог. Обе эти идеи подготовили почву длявозникновения арт-терапии.
Пионерамиарт-терапии в США стали Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. В 40-х годах М.Наумбург стала использовать арт-терапию как одну из форм психотерапии. Онаосновывалась на теории Фрейда, однако пошла на шаг дальше него. ПациентыНаумбург не только рассказывали о своих сновидениях, но и изображали их.Образы, создаваемые пациентами, Наумбург стала расценивать как символическуюречь.
В50-х годах Э. Крамер предположила, что целительные качества художественноготворчества объясняются способностью творческой деятельности активизироватьопределенные психологические процессы. Крамер обнаружила, что творческий актсоздания художественного продукта связан с изменением внутреннего опыталичности и ведет к сублимации, интеграции и синтезу. Несмотря на то, чтохудожественная экспрессия не ведет непосредственно к разрешению внутреннегоконфликта, она раскрывает психологическое пространство, где новые установкимогут быть реализованы.
Важныйвклад в развитие арт-терапии, как особой научной дисциплины, внесла Я.Квитковская, впервые использовавшая арт-терапевтические методы в семейнойпсихотерапии. Она считала, что семейная арт-терапия помогает идентифицироватьроли, исполняемые членами семьи, и их статусы.
Позднее,в 60-х годах, Дж. Райн использовала художественную экспрессию как средстводостижения самоосознания и самоактуализации (раскрытия потенциала личности идостижения чувства удовлетворенности своей жизнью). Райн придавала максимальноезначение собственной интерпретации клиентом созданного творческого продукта, иданный клиентоцентрированный подход является одним из наиболее распространенныхи в наши дни.
ВРоссии арт-терапия использовалась преимущественно как метод в рамках психиатриии психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается всамостоятельную дисциплину.
Наиболеесерьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическаяассоциация:
— работает авторская программа А.И. Копытина [27], включающая базовую информациюпо арт-терапии (при Государственном институте практической психологии «Иматон»);
— проводится ежегодная международная арт-терапевтическая конференция;
— начиная с 1997 года издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство»;
— в Институте педагогического мастерства в Санкт-Петербурге ведетсяпоследипломная подготовка арт-терапевтов в очно-заочной форме с выдачейдипломов государственного образца;
— в Ульяновском педагогическом университете под управлением докторапедагогических наук, профессора Д.М. Лебедевой ведутся научные исследования внаправлении развития арт-терапии в сфере образования; в Институте психотерапиии клинической психологии в Москве открыт курс подготовки арт-терапевтов споследующей сертификацией (на базе психологического или медицинскогообразования).
Технологияарт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается взрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь освоих произведениях, рисует, пишет картину, лепит.
Принятосчитать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательныхпроцессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства,сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения.Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными длявыражения и прояснения сильных переживаний.
Здесьможно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими технологиямисоциальной работы с детьми:
— практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать варт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностейк изобразительной деятельности или художественных навыков;
— арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Этоделает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью,затрудняется в словесном описании своих переживаний;
— изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Этоособенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживанииконтактов;
— продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельствомнастроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для оценкисостояния, проведения соответствующих исследований;
— арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферудоверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка;
— арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у ребенка положительныеэмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать болееактивную жизненную позицию;
— арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутреннихмеханизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребностив самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека иутверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
Прииспользовании арт-терапии в социальной работе с детьми предлагаютсяразнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка,выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальнаяподготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не стользначимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира ребенка.
Носейчас арт-терапия приобрела социально-педагогическое направление.Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (какизвестно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальноеврачевание» личности ребенка, изменение стереотипов ее поведения средствамихудожественного творчества.
Социально-педагогическоенаправление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняетпсихогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Согласноисследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов всфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательныхшколах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческиенарушения, а также проблемы в обучении [27, с. 6]. Достоинством арт-терапииявляется «язык» визуальной и пластической экспрессии.
Помнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является неискусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразноеэкспериментирование с художественными символами в качестве заместителейреальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности всамовыражении.
Первоначальнотак называли различные методы использования с терапевтическими целями всехвидов искусства и творческой деятельности. Медицинское или психотерапевтическоеприменение арт‑терапии предполагает основательные профессиональные знаниясоответствующих отраслей медицины и психологии. В настоящее время различные ееформы широко используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной)педагогике. Постепенно обособляется педагогическая арт‑терапия. Этонаправление имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциальноздоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания,социализации. В педагогической интерпретации арт‑терапия понимается какзабота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности,группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Всистеме социальной работы проведение арт‑терапевтической работы с детьми имеетширокий спектр показаний, в том числе:
1. Негативная«Я‑концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степеньсамопринятия.
2. Трудностиэмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи,агрессивность.
3. Чувстваэмоционального отвержения, одиночества, стрессовые состояния, депрессия.
4. Неадекватноеповедение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностныхотношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность кокружающим.
Арт‑терапевтическиезанятия эффективны при нарушенной адаптации, в качестве психологической помощимладшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.
Арт‑терапияпозволяет получить доступ к переживаниям аутичных детей и корректно помочь им.Такие дети погружены в себя, и любое вмешательство в их мир может вызватьсильную тревогу, а зачастую и агрессивные реакции. Исключением являетсякоммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.
Доказаныпреимущества арт‑терапевтической работы с детьми, подвергавшимися насилиюили имеющими какой‑либо другой травматический опыт. В частности, глубокоисследована проблема сексуального насилия, определены некоторые универсальныесимволы в качестве «графических индикаторов» травмирующих ситуаций.
Сточки зрения К. Тисдейл, задача арт‑терапевтической работы – побудитьучастников группы учиться посредством того опыта, который ранее не был имиосознан, «вскрывать» логику и доводы тех или иных ранее не осознаваемыхпоступков. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучшепостигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более онбудет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении [27, с.118].
Варт‑терапии диагностический и собственно терапевтический процессыпротекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. Врезультате легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативныеконтакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. Это особеннозначимо в работе с детьми. Психика ребенка крайне неустойчива, эмоциональнаясфера чрезвычайно лабильна.
Приемамиарт-терапии в гештальториентированном подходе являются рисование, ваяние,моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, пение,музыка, выразительные движения тела.
Втерапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна; как правило, онане осознается участниками любого возраста и не провоцирует защитных реакций [30, с. 18-24].
Независимоот направлений, существуют две основные формы арт-терапии: пассивная иактивная. При пассивной форме человек «потребляет» художественные произведения,созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушиваетмузыкальные произведения. При активной форме арт-терапии человек сам создаетпродукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д. Кроме того, арт-терапияприменяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Использованиеэлементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты,стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношениямежду участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе,независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания илиявляется результатом осознания возможности развлечься.
Такимобразом, арт-терапевтическая технология в социальной работе с детьми позволяетрешать следующие важные социально-педагогические задачи:
1.Воспитательные. Взаимодействие строитсятаким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережнымвзаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственномуразвитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоениеэтики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннегомира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные,доброжелательные отношения с педагогом.
2.Коррекционные. Достаточно успешнокорректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшаетсясамооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способывзаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе снекоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
3.Психотерапевтические. «Лечебный» эффектдостигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создаетсяатмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения,признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах,переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности,радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
4.Диагностические. Арт-терапия позволяетполучить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Этокорректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучшеузнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностноесвоеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. Впроцессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальноеположение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладаямногосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена кпроективным тестам.
5.Развивающие. Благодаря использованиюразличных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждыйребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельносправляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональныхпереживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностныйрост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способностик творчеству, саморегуляции чувств и поведения.§ 2. Рекомендации специалистам по усовершенствованию художественныхтехнологий
Существуюразличные варианты использования метода арт-терапии в воспитательном процессе:
— использование уже существующих произведений искусства через их анализ иинтерпретацию;
— побуждение ребенка к самостоятельному творчеству;
— использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчествочеловека;
— творчество самого социального педагога, преподавателя (лепка, рисование и др.),направленное на установление взаимодействия ребенком.
Взависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можнорекомендовать следующие виды арт-терапии:
— рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве;
— библиотерапию – как литературное сочинение и творческое прочтение литературныхпроизведений, это метод, нацеленный на формирование у человека навыков иразвитие способности противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам,депрессиям и т.д.), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный иобразовательный уровень на основе «синтезирования ситуации чтения»;
— музыкотерапию – лечение музыкой. Уже в древности было известно удивительноедействие, которое оказывает музыка на всё живое. По мнению биохимиков, каждойноте звукового ряда соответствует свой фрагмент в организме человека;
— сказкотерапию – лечение сказкой, метод, находящийся на стыке психологии ипедагогики. Основные направления работы в сказкотерапии: «Психологическийпотенциал сказки», «Диагностика межличностных отношений с помощью сказки»,«Конструктивное восприятие ответной реакции», «Сочинение метафор»;
— танцевальная терапия – лечение танцем. Древняя традиция рассматривает танец,как взаимодействие тела, души и духа. Движения, позы человека находятся внеразрывном взаимодействии с его психикой. Особый интерес вызывают спецификадвижений в танцах, которая рассматривается как связь с народной, духовнойтрадицией, или шире — менталитетом нации. Например, в русских народных танцах:широта движений и четкое движение стройного хоровода, и др.
— одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования, котораясостоит в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразныхматериалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для коллажамогут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природныематериалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Вструктуре арт-терапевтических занятий с детьми рекомендуется выделять двеосновные части.
Одну– невербальную, творческую, неструктурированную, где средством самовыраженияребенка является изобразительная деятельность (рисунок, живопись).
Другую– вербальную, апперцептивную и формально более структурированную, котораяпредполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектови возникших ассоциаций.
Такимобразом, дети передвигаются от исследования своих внутренних переживаний иощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях сдругими. При этом создаются благоприятные условия для сотрудничества,появляется возможность показать участникам привлекательность отношенийподдержки и взаимопомощи [31, с. 278 — 279].
Арт-технологиирекомендуется реализовать в три этапа:
1.Подготовительный этап. На этом этапе первое, что должен сделать социальныйпедагог или социальный психолог – ввести участников в определенную реальность,в которой будет происходить их работа, так как поведенческие проявления детей вэтой реальности, результаты их индивидуальной или совместной деятельности будутпредметом последующего анализа. Также необходимо обозначить ролевые позицииучастников, пояснить, что они будут делать и с какой целью, затем определитьлогику прохождения занятий и в завершении организовать пространство ирегламентировать работу.
2.Этап реализации. Этот этап включает в себя:
— Работу детей по выполнению задания;
— Демонстрацию детям полученных ими результатов (рисунок, коллаж, скульптура ит.д.)
Вовремя работы детей социальный педагог или психолог перемещается по аудитории,отвечает на возникшие у детей вопросы, информирует их об оставшемся времени,следит за тем, чтобы члены группы работали примерно в одинаковом темпе, проситпоторопиться тех, кто отстает в выполнении задания, а ребят, которые взялиочень быстрый темп, обращает на качество работы.
3.Этап обсуждения и получения результатов. В результате занятия у детей должновозникнуть ощущение интеллектуального приобретения. В начале анализируютсяработы детей, а затем смоделированная ситуация переносится в реальную жизнь.
Вкачестве рекомендаций по совершенствованию художественных технологий можнопредложить использовать методику, реализованную в рамках образовательногопроцесса института психологии РГППУ [23].
Особенностьюметодики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, чтопозволяет включить участников в совместную деятельность, и проследитьособенности их социального взаимодействия.
Коллажирование,как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальныевозможности человека, предполагает большую степень свободы, являетсябезболезненным методом работы с личностью, опирается на положительныеэмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.
Крометого, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного сотсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяеткаждому получить успешный результат.
Коллажированиепозволяет определить существующее на данный момент психологическое состояниечеловека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностныепереживания.
Значительнорасширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другимиарт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личныхфотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых онизапечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.
Коллажированиекак арт-технология обладает широкой областью применения и позволяет решатьбольшой круг задач [23, с. 87-90].
Присоставлении коллажей могут понадобиться следующие материалы:
— бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1);
— ножницы, клей, фломастеры;
— журналы разнопланового содержания.
Важно,чтобы в арсенале участников были не только глянцевые журналы с идеальнымифигурами и лицами, но и различные семейные журналы с обычными людьми,жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизнилюдей; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретныхлюдей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками ит.д.
Возможныетемы для коллажей.
1. Свобода – это...
2. Одиночество.
3. Лидер – это...
4. Мир, в котором я живу.
5. Моя страна.
6. Такой я / реклама себе.
7. Таким меня видят другие люди.
8. Таким (ой) я хочу быть.
9. Мои цели в жизни.
10. Такой я в группе.
11. Мои родители.
Например,для темы «Такой я в группе» можнопредложить следующую методику проведения занятия.
Входе занятия дети создают индивидуальные коллажи, дополняя работы друг друга (каждыйучастник передает свой начатый коллаж соседу, сидящему слева от него, затем,после дополнения снова передает его дальше по кругу).
Послетого как коллажи проходят полный круг, и участники получают свои работы,дополненные всеми членами группы, социальный педагог помогает ребятампроанализировать свои работы и осознать преимущества и проблемы, возникающиепри использовании различных стратегий социального взаимодействия.
Припроведении анализа коллажей в данной методике следует ориентироваться напервоначальное расположение элементов на листе, размер элементов, ихрасположение относительно других элементов, основания выбора того или иногоэлемента и т.д., в зависимости от чего делается вывод о присущих участникамгруппы стратегиях социального взаимодействия:
— сотрудничество – элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идеюколлажа, прослеживается общий сюжет;
— противодействие – один элемент заклеивает другой, каждый подчеркивает своюидею, не прослеживается общей смысловой или композиционной линии;
— компромисс – возможно заклеивание элементов, но сохраняется общая идея,настроение;
— уступчивость – изначально выбираются маленькие фигуры и размещаются по краямколлажа, инициатива по созданию сюжета передается другим;
— избегание – элементы наклеиваются в стороне от других, не несут определеннойидеи.
Даннаяметодика зарекомендовала себя как достаточно эффективная. По отзывамучастников, занятия позволили им расширить их понимание межличностныхотношений, осознать некоторые особенности их взаимодействия с другими людьми,возникающие у них при этом трудности (разногласия и конфликты в процессевыполнения совместной деятельности).
Можноиспользовать данную методику в качестве проективного психодиагностическогоинструмента [32, с. 12-17].
Такимобразом, арт-технология коллажирования является эффективным экологичным методомработы с ребенком и группой, и может применяться в различных направленияхдеятельности социального педагога и психолога, как в терапии, так и диагностике.
Израссмотренных выше особенностей арт-технологий, можно сделать следующие выводы:
1.Перспективы применения арт-терапии в социальной работе с детьми широки.
2.В частности, возможно, использовать арт-терапевтические техники в целяхпрофилактики вовлечения детей в асоциальные уличные группировки.
Существуетмнение, что подростковые субкультуры могут появляться из-за излишнего контроляродителей или предоставление подростку сверхсвободы, несложившихся отношений содноклассниками, учителями, наличия свободного времени при одновременномотсутствии возможности самореализации, «приход за компанию». Это ведет квозникновению ряда внутриличностных противоречий, которые часто бывает легчевыразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальнойкоррекции, поскольку невербальное обращение легче ускользает от цензурысознания.
3.Кроме того, применение арт-технологий позволяют получить материал дляинтерпретации и диагностических заключений. Полученные продукты художественноготворчества отражают интересы, ценности и межличностные отношения детей иподростков.
4.Рабочая атмосфера арт-технологий позволяет корригировать самооценку и уровеньпритязаний.
5.Групповые формы работы арт-терапии способствуют коррекции межличностныхотношений.
6.Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрытьпотенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы,является безболезненным методом работы с личностью ребенка, опирается наположительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Приизготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием уучастников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получитьуспешный результат.
7.Коллажирование позволяет определить существующее на данный моментпсихологическое состояние ребенка, выявить актуальное содержание егосамосознания, его личностные переживания.
8.Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция сдругими арт-технологиями.
Заключение
Исследованиетеоретических основ социальной работы с детьми выявило, что к клиентамсоциальной службы относятся дети группы риска, то есть дети, жизнедеятельностькоторых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые немогут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Всёмножество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети группы риска(дезадаптированные дети) определены четырьмя основными факторами: возрастными особенностями детей; основными характеристиками семьи ребёнка; деятельностью некоторых социальных институтов иорганизаций, работающих с детьми; особенностями социально-экономического исоциально-политического развития общества.
Социальнаядезадаптация — процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждатьотклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессомресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Управлениепроцессом ресоциализации возможно с помощью социальных технологий. Социальныетехнологии работы с детьми направлены на адаптацию ребенка.
Основныетехнологии социальной работы с детьмисводятся к следующим:
— социально-психологические — методы психодиагностики и психокоррекции, психологическоеконсультирование;
— социально-педагогические — методыобразования и просвещения, педагогической коррекции и педагогическогоконсультирования;
— социально-медицинские — лечение,социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой икомфортной среды жизнедеятельности;
— социально-правовые — юридическая иправовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль,правовые санкции;
— социально-экономические — расширение исовершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальнаяподдержка и помощь, трудоустройство подростков и их родителей.
— социально-групповые — семейноеконсультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, иорганизация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность.
Приисследовании вопроса реализации художественных технологий в социальной работе,было выявлено, что с употреблением в научной литературе кроме терминахудожественно-творческие технологии, используют термины арт-технология и арт-терапия.
Арт-технология – совокупность форм, методов и средств различныхвидов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности вобразовательном процессе.
Арт-терапия– это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественнойдеятельности.
Арт-терапевтическаятехнология в социальной работе с детьми позволяет решать следующие важныесоциально-педагогические задачи: воспитательные, коррекционные,психотерапевтические, диагностические, развивающие.
Вцелом благодаря арт-терапевтической технологии происходит личностный ростребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности ктворчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения.
Вкачестве рекомендаций по усовершенствованию художественных технологий былапредложена методика коллажирования.
Коллажирование,как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальныевозможности ребенка, предполагает большую степень свободы, являетсябезболезненным методом работы с личностью ребенка, опирается на положительныеэмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. При изготовленииколлажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участниковхудожественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешныйрезультат.
Коллажированиепозволяет определить существующее на данный момент психологическое состояниеребенка, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностныепереживания.
Список литературы
1.Иванов В.Н., Патрушев В.И.Социальные технологии: Курс лекций. — М.:Изд-во Союз, 2001. — 432 с.
2.Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
3.Кузнецова Л.П. Основные технологиисоциальной работы: Учебное пособие.-Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей сограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
5.Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристъ, 1997.
6.Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации» от 24.07.1998 г. — Консультант +, 2010.
7.Дивицына Н. Ф.Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.Конспект лекций. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 288 с. (Серия «Сессия бездепрессии»)
8.Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» — Консультант+, 2010.
9.Кибирев А.А., Сенчукова И.В. Модель и технологии работы с детьми группы риска вусловиях школы: Учебно-методическое пособие. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.- 73с.
10.Шульга, Т. И. Работа с неблагополучнойсемьей: учеб. пособие /Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 254 с.: ил.
11.Кулебякин Е.В. Психология социальной работы — Владивосток: ИздательствоДальневосточного университета, 2004.
12.Реан А.А. Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. — 2004.- №3. — С. 44-47.
13.Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с. — (Серия «Высшее образование»).
14.Технологии социальной работы в различных сфеpax жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К0,2006.-596 с.
15. Мамайчук И.Психокоррекционные технологиидля детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
16.Малкина‑Пых И. Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога– М.: Издательство: Эксмо, 2005. — 896 с.
17.Справочное пособие по социальной работе / Отв. ред. Панов А.М., Холостова Е.И.- М.: Юристъ, 1997.- 168 с.
18.Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 240с.
19.Никишина В. Б., Василенко Т. Д. Психодиагностикав системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 208 с.
20.Милютина Н. Р. Художественно-творческая подготовка будущих специалистов кработе с клиентами социальной службы в Сборнике научных статей и методическихматериалов /под ред. Т.Ю. Андрущенко и В.С. Торохтия. — Волгоград: ООО РА«Фортес», 2007.
21.Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международногосотрудничества: Сб. науч. статей / Под ред. Т.Ю. Андрущенко, Н.Б.Шмелевой,Е.Р.Ярской-Смирновой. — Волгоград: Перемена, 2004.
22.Жукова Т.В. Использование арт-технологий в подготовке студентов-психологов кпрофессиональной деятельности. — М. — 2005.
23.Колажирование как арт-технология: возможности и сферы применения / НовоселоваЛ., Невелева Е. // Журнал прикладной психологии. – 2007. — № 6.
24.Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий.– СПб.: Речь. — 2005.
25.Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя.Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. — М.: АПК и ПРО. –2003.
26.Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге:характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. – Спб.: Речь.- 2010.
27. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А. И. Копытина.- СПб.: Питер, 2001. — 320 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
28.Практикум по арт-терапии / Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер. — 2001. –стр. 234 — 235
29.Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрическойбольнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. — № 1. — 1999.
30. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы,диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005.
31.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория ипрактика. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 1999.
32.Жулдыбина Т.Ю. Арт – терапевтический прием «коллаж» как средство организацииработы педагога – психолога с подростками группы риска.// Материалырегиональной научно-практ.конференции «Мир человека и его измерение». — Березники.: Бер.филиал ПГУ, 2007.