Реферат по предмету "Психология"


Доверительное общение

--PAGE_BREAK--
Еще в 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе» (Цит. по: Хекхаузен, 1986, т. 1, с. 289).

Подчеркивая фундаментальный характер повседневной тяги человека к контактам с другими людьми, следует определять этот мотив как взаимное стремление получать удовлетворение от общения и поддерживать контакты таким образом, чтобы они не только приносили удовлетворение, но и увлекали и обогащали обе стороны.

Важно, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются отношения на равных, в которых доминирует взаимная доверительная связь. Цель аффилиации — взаимный поиск приятия, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии, созвучия переживаний. Мотив аффилиации включает в себя две разных тенденции — стремление к сближению, надежду на аффилиацию (НА) и страх, боязнь отвержения (БО).

Исследователь и психотерапевт Л. Горовиц выделяет два типа поведения, которые лежат в основе любых межличностных отношений: поведение, ориентированное на то, чтобы приблизить другого человека, — действия типа С (сближение); и поведение, ориентированное на удаление от другого, — действия типа О (отвержение). Поведение типа С имеет место, когда существует склонность к сотрудничеству, согласию, близости и в конечном счете к любви. Действия типа О манифестируют разногласия, недоверие, отстраненность и враждебность.

Поведение типа О воздвигает барьеры, которые другим надо преодолеть, чтобы добиться проявлений типа С. Некоторые люди могут бессознательно подавать двусмысленные сигналы типа: «Ты мне очень нужен, уходи прочь», «Я могу и отказать, но ты все же обратись ко мне», «Ты должен мне звонить, мое право не брать трубку» и т. п. (по: Хекхаузен, 1986).

Аффилиативное общение имеет свои поведенческие проявления (они упорядочены с помощью факторного анализа и выделены по аудиовизуальной записи А. Мехрабяном в 1971 г.) (по: Хекхаузен, 1986):
общее количество высказываний за 1 мин (особенно положительных); длительность речи партнеров и длительность контакта глаз; дружелюбное выражение лица; громкость и скорость речи; количество жестов, кивков, словесных согласий; отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса, расстояние до партнера).
Мотив аффилиации находится в сложных отношениях с мотивом достижения. Известен эксперимент, наглядно показывающий это противоречие. Для решения определенной непростой задачи человеку предлагалось взять себе в помощники партнера — либо друга, слабо разбиравшегося в проблеме, либо заведомо неприятного, но сведущего человека. Сделанный выбор свидетельствовал о том, какой мотив у данного

36

человека является ведущим, что для него важнее — сохранить дружеские отношения (поскольку выполнение задачи было и престижным, и оплачиваемым) или добиться результата.

Немногочисленные исследования на эту тему показывают, что люди с ярко выраженным мотивом аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя таким образом свою потребность в доверительных контактах. Они воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя, что вызывает ответные чувства и даже в общении с незнакомым человеком приводит к ощущению доверия и комфорта.

37
--PAGE_BREAK--
Страх отвержения не приводит к снижению аффилиативной потребности, а усиливает поиск путей сближения. При анализе составляющих мотива достижения — надежды на успех и боязни неудачи — выявляется другая тенденция: наличие боязни неудачи существенно снижает надежду на успех.

Аффилиативный мотив выявляется не только в отношениях с малознакомыми, впервые встреченными людьми, но вплетается в структуру отношений со значимыми людьми. Об этом свидетельствуют результаты исследования аффилиации в студенческом возрасте (см. врезку).

2.3.2. Альтруизм, помогающее поведение

Альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Потребность помогать другим обнаруживается уже у трехлетних детей.

Помогающее поведение рассматривается как проявление ответственности. Одним из первых в нашей стране к проблемам альтруизма, милосердия, помощи обратился К. Муздыбаев. В своей книге «Психология ответственности» (Муздыбаев, 1983) он рассматривает две формы ответственного поведения — заступничество и отзывчивость, иллюстрируя конкретный экспериментальный материал примерами бескорыстия и милосердия, которое люди так часто проявляют в экстремальных ситуациях, на фронте и т. д…

Помогающее поведение может исходить как из бескорыстных, безусловных мотивов, так и эгоистических побуждений.

Психологи (М. Снайдер и др., 1993; Snyder, 1984) в результате исследований выделили 6 причин помогающего поведения, которые можно назвать замаскированным эгоизмом:
знание (желание научиться чему-либо, лучше понимать других); карьера (новые связи, расширение перспектив получения работы); социальная приспособляемость (добиться одобрения в рамках группы); уменьшение чувства вины и избавление от личных проблем; увеличение уважения, собственного достоинства; выражение ценностей (забота о других как общечеловеческая ценность).
Источником подлинного альтруизма является эмпатия, но с определенными ограничениями. Например, Шоу и др. (1994) показали: «Чувствуя, что эмпатия пробуждает альтруизм, люди порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатию, чтобы была возможность уйти от чрезмерного включения в них». Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией (по: Майерс, 1997).

На альтруистическое поведение влияют ситуация и черты личности.

38

2.3.3. Влияние характеристик ситуации

Б. Латане и Дж. Дарли инсценировали различные ситуации (Latane, Darley, 1968) и обнаружили, что число очевидцев оказывает влияние на частоту проявления помогающего поведения: чем меньше очевидцев, тем чаще помощь. Эксперимент 1968 г. выглядел следующим образом. В комнату, где испытуемые поодиночке или в группах от 3 до 8 человек заполняли опросник, пускали дым, иногда очень сильный. Наблюдение велось через зеркальную стену. Если человек находился один в комнате, то он проявлял интерес к источнику дыма, вставал с места, сообщал о происходящем. Если же в комнате присутствовало несколько человек, они могли сидеть в дыму, кашлять, но никто не шел сообщать о возможном пожаре.

С. К. Нартова-Бочавер (Нартова-Бочавер, 1992) обнаружила, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет.

Известно также, что обучение детей альтруистическому поведению с помощью картинок увеличивает их вербальный альтруизм, обучение же на реальных ситуациях формирует устойчивую альтруистическую мотивацию, которая тем выше, чем теплее и дружественнее отношения людей.

М. Снайдер и др. (1974; Snyder, 1984) обнаружили, что водители машин чаще берут путешествующих автостопом, если те, обращаясь с просьбой к водителю, смотрят ему в глаза. Генри и Линда Соломон (1981; Solomon, 1978) подтвердили, что уменьшение анонимности — упоминание имени, личный контакт, уверенность в повторной встрече — увеличивает вероятность оказания помощи.

2.3.4. Влияние черт личности

Набора альтруистических личностных черт не обнаружено. Однако существуют индивидуальные различия при оказании помощи. Эти различия сохраняются в течение определенного времени и наблюдаются у схожих лиц.

Берноф и др. (1991) показали, что чаще помогают высокоэмоциональные, эмпатические и склонные самостоятельно принимать решения люди, а также люди с высокоразвитым самоконтролем. Взаимосвязь личности и ситуации была обнаружена в 172 исследованиях помогающего поведения, в которых приняли участие более 50 тыс. чел.

Установлено, что по отношению к зависимому человеку проявляется больше альтруизма, милосердия, чем к независимому. То же касается людей приятных, привлекательных, знакомых, а также представителей одной с помогающим этнической группы.

Женщины и религиозные люди помогают чаще. Кроме того, чаще оказывают помощь счастливые люди (по: Майерс, 1997).

Моделирование альтруизма оказывает влияние на формирование соответствующих мотивов. Эксперименты А. Бимана и его коллег (Beaman et al, 1978) показали, что если в ходе эксперимента люди осознают, почему присутствие других удерживает их от оказания помощи, они становятся более отзывчивыми в любой групповой ситуации.

39
--PAGE_BREAK--


 

 



 



 

Таким образом, потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчивости и бескорыстности формируется в актах помогающего поведения и повышает самоуважение и самооценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства причастности к добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.

40

Выводы
Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, как ощущаемые или осознаваемые им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности — источники активности человека. Под мотивационным кризисом понимается болезненная смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; ее могут вызвать изменение жизненной ситуации человека, перемена профессии, занятий или осложнение семейной ситуации и взаимоотношений, трудное прохождение возрастных этапов. Потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчивости и бескорыстности формируется в актах помогающего поведения и повышает самоуважение и самооценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства причастности к добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.
Основные понятия главы

Мотив

Фрустрация

Мотивационный кризис

Мотив аффилиации

Альтруизм

Вопросы для самопроверки
В чем отличие фрустрации от стресса, угрозы, опасности? Каковы психологические последствия фрустрации и способы выхода из нее? Приведите примеры фрустрации в сфере общения и межличностных отношений. Назовите типы привязанностей и главные их отличия. Может ли помогающее поведение быть эгоистическим? Являются ли альтруизм и помогающее поведение синонимичными понятиями?
Дополнительная литература

Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности (альтруистическое поведение) // Психологический журнал. — 1993. — № 4.

41

Обуховский К. Психология влечений человека. — М.,1972.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987.

Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений (тест Лири): Методическое руководство. — М., 1990.

Субботский Е. В. Исследования проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1977. — № 1.

42
15.2. Доверительное общение, его функции и стадии

Доверительные отношения — малоизученная область человеческих взаимоотношений.

Термин «доверительное общение» появился в отечественной психологии относительно недавно. В работах В. С. Сафонова, Е. А. Хорошиловой (Сафонов, 1981;

278

Хорошилова, 1984) впервые выделены два существенных признака доверительного общения: значимость доверяемой информации и отношение доверия к партнеру.

Наиболее важной особенностью этого общения В. С. Сафонов считает обмен значимыми мыслями и чувствами на основе веры в партнера, при этом происходит определенное обособление этой пары общающихся людей от остальных. Под доверием он понимал отношение к партнеру как человеку, который не станет использовать значимое раскрытие против доверившегося. В качестве главных функций доверительного общения В. С. Сафонов называет:
психологическое облегчение; обратную связь в процессе самопознания; психологическое сближение, углубление взаимоотношений людей.
При этом доверительность, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера.

Т. П. Скрипкина в своей работе (Скрипкина, 1997) подчеркивает, что доверие к другому человеку, являясь частным случаем доверия к миру, знаменует способность человека доверять самому себе, организовывать свою собственную жизнь. Особенность этого подхода заключается в том, что автор связывает воедино доверие к миру и доверие к себе, настаивая на необходимости их обязательного соответствия и убедительно доказывая, что преобладание доверия к себе есть показатель слабой адаптивности.

Теоретическая модель доверия к себе включает три компонента: а) побудительная переменная (потребности, интересы, стремления), б) прогностическая переменная (возможности человека), в) ценностно-смысловая переменная (смысловые образования, задействованные в оценке и контроле ситуации).

В книге Т. П. Скрипкиной представлен психосемантический портрет другого как объекта доверия. Качества личности, которой можно доверять (верность, доброта и честность), совпали с набором позитивных качеств родителей; эти три качества «возглавили» перечень из 36 личностных свойств, предъявляемых 297 учащимся 11-х классов. Оказалось, что «по основным человеческим ценностям старшеклассники отождествляют себя в большей степени с родителями, нежели со сверстниками. Например, такое качество, как доброта, часто не приписывается даже самым близким друзьям» (Скрипкина, 1997, с. 114).

15.2.1. Специфика доверительного общения

Представляется, что термином «доверительное общение» может быть обозначено такое общение, цель которого более широка и значима, чем установление доверия. Цель межличностного неформального доверительного общения — установление психологической близости, формирование доверительных отношений, сокращение психологической дистанции.

В зарубежных исследованиях проблема межличностного доверия занимает в последние годы значительное место1.

279

Рассмотрение исходных теоретических посылок, лежащих в основе различных подходов к проблеме доверия, позволяет выделить два направления в современной зарубежной психологии. Сторонники первого, психоаналитического направления понимают «доверительность» как раскрытие своего «действительного Я», включающего наиболее уязвимые, негативные стороны личности. Такого рода «действительное Я» требует выхода в виде «естественных импульсов доверительности», контролируемых страхом потерять уважение к себе. Преодоление этого страха и приводит к возникновению доверительного общения.

Если же страх оказывается сильнее, доверительность не находит себе выхода, остается неактуализированной, и энергия подавляемых естественных импульсов доверительности находит выход в разрушении личности «изнутри», что, в свою очередь, вызывает разрыв связей с окружающими.

Представители другого направления (прежде всего, трансактной психологии) исходят не столько из личности, сколько из самого процесса общения, основываясь на том, что доверительность есть продукт ситуации, а мотивы и другие индивидуально-психологические особенности играют второстепенную роль.

В доверии можно выделить такой содержательный компонент, как отражение сложившегося опыта и наблюдений человека, благодаря которым он может предвидеть, что человек, пользующийся его доверием, исполнит его ожидания. Сам факт наличия таких ожиданий повышает значимость того, к кому они обращены.

По концепции Д. Занда, понятие «доверие» опирается на намерения и побуждения субъекта, одаривающего доверием. Оно включает в себя:
собственное намерение довериться другому; ожидание, что доверие оправдается; поведение, соответствующее этим намерениям; восприятие другими людьми собственного поведения как достойного доверия; учет ситуации и предполагаемых последствий доверия (цит. по: Ратайчак, 1983).
Каким является человек, способный устанавливать доверительные отношения, искренний и открытый, и чем от него отличается человек, не испытывающий доверия к людям? Ответить на этот вопрос позволяют результаты исследования, проведенного В. Н. Куницыной в 1991 году (см. врезку).

Отчужденность, большая эмоциональная и психологическая дистанция, устанавливаемая и поддерживаемая даже в близких родственных отношениях теми, кто не умеет доверять, ведет к субъективному, остро переживаемому одиночеству, порождает трудности в общении.

В связи с доверием рассматривается понятие «доверчивость».

Доверчивость — это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.
--PAGE_BREAK--
Однако это свойство отличается от обычной оптимистической веры в доброту других и надежность окружающего мира. Доверчивость — постоянная черта личности, которая является результатом социального научения. Как чрезмерная подозрительность, так и чрезмерная доверчивость относятся уже к области психопатологии

280
--PAGE_BREAK--
отношений и являются показателями плохого функционирования и приспособления к среде, сдерживают правильное развитие личности. Патологическая доверчивость, при которой человек не обращает внимания ни на ситуацию, ни на индивидуальность партнера, есть проявление ригидности. Истинное доверие требует взаимных и точных оценок взаимодействующих лиц, их возможностей, намерений, компетентности.

281

15.2.2. Псевдодоверие

Существует целый ряд отношений между людьми, лишь внешне напоминающих доверительные отношения. Спектр псевдодоверия достаточно широк. Дать определение псевдодоверию «от противного» позволяет перечень компонентов отношений, которые не совместимы с истинным доверием.
а) Отчаяние. Доверие от отчаяния — это выбор меньшего из двух зол; в основе истинного доверия лежат свобода и спонтанность. Следовательно, доверие под давлением обстоятельств нельзя считать истинным доверием. б) Конформная доверительность. Проявляется по отношению к представителям определенного социального статуса (например, к врачу); в ее основе лежит нормативное убеждение в том, что определенным людям следует доверять в конкретных социальных ситуациях. Однако следует в данном случае говорить скорее о псевдодоверии, так как нет свободного выбора объекта доверия. в) Наивность. Истинное доверие не может быть также следствием наивности. Такого рода псевдодоверие возникает, когда субъект строит свое отношение к партнеру без учета возможных негативных последствий взаимодействия. Например, учитель может оказывать доверие ловко обманывающему его ученику. Главная черта наивности — нет предвидения возможных последствий доверительного поведения. г) Импульсивность. Наблюдается в тех случаях, когда субъект придаёт излишнее значение последствиям взаимодействия с человеком, который лишь внешне достоин доверия. Подобное отношение переполнено неуместной эмоциональностью, неоправданными надеждами на то, что исполнятся все ожидания. Эксплуатация такого типа доверчивости позволяет ловким пройдохам играть на сочувствии и милосердии в своих корыстных целях. д) Слепая вера в человека. Основана на фаталистическом убеждении, что ход событий диктуют обстоятельства и что лучше следовать за ними, чем делать сознательный выбор. е) Азарт в отношениях. В этом случае человек упрямо надеется, что произойдет сдвиг к большему доверию, хотя объективно этого не приходится ожидать.
Таким образом, псевдодоверие характеризуется достаточным богатством противоречивых чувств, намерений и отношений.

Однако и истинное доверие имеет свои положительные и отрицательные стороны. К первым относятся принятие партнера и выказываемая по отношению к нему сердечность. Истинное доверие связано также с точностью и соответствием оценок партнера, его намерений и последствий взаимодействия; отрицательная сторона доверия — наличие достаточной степени риска. Доверие связано с оценкой и самооценкой. Правильная оценка партнеров по взаимодействию положительно влияет на доверительность. Отсутствие доверия ведет к ошибкам и неточностям в оценке партнера, что создает порочный круг и, в свою очередь, ведет к недоверию и подозрительности.

15.2.3. Структура и функции доверительного общения

Для анализа структуры и функций процесса межличностного общения необходимо учитывать его пространственно-временные координаты, которые позволяют определить, является ли это общение контактным или же оно опосредовано разнообразными

282

техническими средствами, отсрочено по времени и разведено пространством. Временные координаты определяют уровень развития и интенсивность процесса: разворачивается ли этот процесс во времени, сопровождается ли он образованием, развитием и усложнением отношений общающихся людей, или же это относительно простой, единовременный акт общения, непременно включающий взаимодействие людей, — то, что Б. Ф. Ломов называет отдельным контактом, периодом общения (Ломов, 1984).

Длительный процесс межличностного доверительного общения идет по пути многочисленных планируемых и непланируемых контактов, накопления субъективно значимой, эмоционально окрашенной информации о другом человеке, выстраивания и стабилизации отношений.

С точки зрения процесса формирования доверительных отношений, установления близкой и оптимальной психологической дистанции в этих отношениях можно предложить следующую постадийную развертку этого процесса (основанную на проведенном в 1987-90 годах исследовании).

Как выяснилось в ходе исследования (В. Н. Куницына, 1991, см. гл. «Факторы успешного общения»), каждый более высокий уровень успешности общения предполагает наличие определенных личностных и коммуникативных свойств, способствующих формированию доверительности в отношениях, сближению и переходу к более успешному личностному и коммуникативному взаимодействию. При этом каждый новый шаг в продвижении к человеческому сближению связан с преодолением вполне определенных личностных свойств, создающих особые трудности на пути к доверительному общению,. Первоначально это более общие, нередко биологически и психофизиологически обусловленные, свойства — такие как аутистичность, шизоидность и др. Они затрудняют не только неформальные контакты, но и деловое общение, сводя его к узкофункциональному и целевому взаимодействию. На дальнейших стадиях развертывания неформального общения препятствиями к развитию доверительности и психологическому сближению служат другие свойства личности.

Попробуйте проанализировать становление неформальных контактов в условиях, которые располагают к быстрому их развертыванию, — например, в доме отдыха, туристической поездке и т. д. Как они обычно развиваются (рис. 15.1)?

Таким образом, доверительное общение застенчивых, невротизированных, жестко авторитарных людей, хотя и будет иметь внешние признаки доверия и доверительности, открытости, редко достигает подлинного психологического контакта вследствие фрустрированности, напряженности, пониженного самоуважения людей этого типа.

Спокойные и дружелюбные, малоагрессивные и неконфликтные, эти люди, несмотря на хорошую коммуникативную совместимость, могут чувствовать себя одинокими, непонятыми, ненужными, испытывать глубокую неудовлетворенность сложившимися отношениями в близком кругу. Как показывают результаты эксперимента, вследствие этих переживаний, обостренной чувствительности к нюансам человеческих отношений, они могут быть менее успешными в доверительном общении, чем те, кто не испытывает этих чувств.

Истинная психологическая близость недоступна тем, кто привык манипулировать другими людьми, или чрезмерно поглощен собственными переживаниями, сосредоточен только на своих интересах, эгоцентричен по своей природе.

283


Рис. 15.1. Доверительное общение: стадии перехода

15.2.4. Стадии доверительного общения

Итак, тактическая цель межличностного доверительного общения — установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель — формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития.

Первая стадия — это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель — формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.

Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.

В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.

284

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.

Вторая стадия — формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:
а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия); б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки); в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).
В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции.

Третья стадия — стабилизация межличностных отношений; цель — установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания.

Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений.

Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция — формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция — эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция — релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия.

Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии — стадии стабилизации межличностных отношений.

В то время как деловое общение направлено на организацию совместной деятельности и выполнение профессиональных, служебных, деловых задач, межличностное доверительное общение способствует удовлетворению потребности в признании и принятии, релаксации и сохранении душевного равновесия, эмоциональной поддержки между людьми.

15.2.5. Психологическая близость

Важнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта. Рассмотрим это явление поподробнее.

285
--PAGE_BREAK--


 

 



 



 

Понятие «психологическая близость» присутствует в ряде отечественных и зарубежных работ, однако оно не являлось самостоятельным объектом экспериментального изучения. Поэтому содержание этого термина в научном плане не раскрывалось, а скорее использовалось на уровне обыденного сознания. Сам феномен описывался как нечто, присущее быту. Что касается проявления психологической близости, то описание их дается при анализе дружбы и любви как парных взаимоотношений, которые характеризуются высокими уровнями человеческой близости.

286

Д. Морено писал, что аспектом социометрической теории, которым часто пренебрегают, является проблема близости. «Социометрический тест — это тест социальной близости… Его часто смешивают с некоторыми видами его периферийного развития, с тестами социального „расстояния“. Но социальное расстояние — это „разведенная“ близость. Чем больше расстояние, тем более разведенным оно становится. Расстояние, не связанное с близостью, способствует социальному символизму, социальному номинализму, короче говоря, социальной нереальности. Социометрическая

287

теория отнюдь не пренебрегает символическими отношениями, но их следует рассматривать в соответствующей перспективе, в рамках полярности близости — расстояния» (Морено, 1958, стр. 97).

В работах, посвященных психологическим особенностям дружбы и любви, понятие психологической близости иллюстрируют три признака — доверительность в общении, понимание, субъективная легкость общения.

В исследованиях (юношеской дружбы, осуществленных большой группой исследователей Москвы и Санкт-Петербурга) под руководством И. С. Кона (Кон, Лосенков, 1974), доверительность связывается с психологической близостью и легкостью общения со сверстниками и родителями.

На отношения со сверстниками оказывает влияние степень близости между ребенком и матерью. Было обнаружено, что психологическая близость мальчиков с отцом ведет к развитию у них достаточного самоконтроля. Близость же с матерью оказывает разное воздействие на развитие личности мальчиков и девочек. Так, у девочек формируется доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков — большая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу; они менее откровенны с друзьями.

На наш взгляд, существуют два уровня психологической близости: один — первичный по времени возникновения — не требует длительного знакомства, взаимопроверки, характеризуется высокой спонтанностью, неосознанностью; другой — рациональный, осознаваемый, управляемый посредством субъектов общения, основан на осознании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Первичный, или первоначальный, уровень, возникающий уже при первом контакте, обладает устойчивостью, мало поддается волевому регулированию, для него свойственны легкость, ненасыщаемость неформального общения, высокий уровень доверия и понимания, правильный прогноз поведения партнера в данной ситуации и, наконец, принятие на чувственном уровне, эмоциональная близость.

В основе чувства психологической близости лежит механизм идентификации. Референтами первичного уровня должны являться, следовательно, легкость общения, доверие, эмоциональная близость и принятие другого человека. Референтом вторичного уровня, возникающего на определенном этапе отношений, является представление о сходстве установок, взглядов, целей, понимание.

288
--PAGE_BREAK--
1Подробно теоретические подходы, функции и виды доверительного общения, существующие в зарубежной литературе, рассмотрены в обзоре польского психолога 3. Ратайчак (Ратпайчак З. Межличностное доверие. В кн. Человек как субъект общественной жизни. Вроцлав — Варшава — Краков, 1983, с. 85-102 (на польском яз.))

278:: 279:: 280:: 281:: 282:: 283:: 284:: 285:: 286:: 287:: 288:: Содержание

15.3. Формы и способы доверительного общения

Как уже говорилось ранее (см. гл. «Потребность в общении и методы ее изучения»), в основе любых межличностных отношений, по мнению исследователей, лежит один из двух типов поведения: поведение, ориентированное на то, чтобы приблизить другого человека — сближение, и поведение, ориентированное на удаление от другого — отвержение. Поведение первого типа сопровождается склонностью к сотрудничеству, согласию, близости, в конечном счете, к любви. Действия типа отвержения манифестируют разногласия, недоверие, отстраненность и враждебность; они воздвигают барьеры, которые другим предстоит преодолеть, прежде чем удастся добиться сближения.

288

Иногда люди посылают двусмысленные сигналы, например: «Ты мне очень нужен, уходи прочь». Это происходит непреднамеренно; амбивалентные намерения, сигналы, поступки отражают либо внутренние конфликты личности, либо незрелость и несформированность побуждений и мотивов.

Общение, направленное на сближение, психологи называют аффилиацией, а взаимодействие, основанное на потребности иметь близкие, дружеские, доверительные отношения, называют аффилиативным. О потребностях аффилиации, доверия, человеческой близости мы также говорили в первом разделе книги.
--PAGE_BREAK--
Аффилиативное общение приводит к образованию стойких привязанностей.

Привязанности — это долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эмоционально наполненные и основанные на большой потребности друг в друге.

Привязанности человека неоднозначны по своему психологическому содержанию, формируются в детстве и накладывают свой отпечаток на взаимоотношения человека с близкими людьми в течение всей жизни.

Привязанности отличаются от дружеского общения более близкой эмоциональной дистанцией; а от любви — отсутствием чувственного сексуального компонента. Типы привязанности выделяются по величине эмоциональной дистанции и по своей силе (интенсивности потребности в объекте привязанности).

Психологи выделяют пять типов привязанностей — беспечную, тревожную и отстраненную. Людям, у которых сформировалась склонность устанавливать привязанности беспечного типа, легче войти в контакт и нетрудно выйти из него; они не испытывают мучений, разрывая отношения привязанности по своей или чужой инициативе. Однако в устойчивых продолжительных отношениях они получают больше удовлетворения от секса в качестве любовников.

Люди с тревожно-противоречивыми привязанностями являются ревнивцами и собственниками. Стремление единолично распоряжаться своим имуществом распространяется и на партнера. Они могут неоднократно пытаться разорвать отношения, испытывая их на прочность и снова возвращаясь к объекту своей привязанности.

Люди, привязанности которых носят замкнуто-отстраненный характер, опасаются потерять свободу благодаря чрезмерной, по их мнению, привязанности. Они более склонны к случайному сексу, который может обойтись без любви; не любят, когда им говорят о своей любви или ожидают от них признаний.

Привязанность зависимого типа характеризуется тем, что все мысли человека заняты объектом привязанности. Зависимые люди обостренно переживают отсутствие партнера, чувствуют себя незащищенными. Не могут решиться на разрыв, даже если вместе — плохо. Уступают партнеру во всем, не ссорятся при разногласиях. В таких отношениях присутствуют принуждение и прямое давление, нет ласки и искренности.

Люди, испытывающие истинную (зрелую) привязанность, дорожат ею, но насильно удерживать партнера не будут. Испытывают радость от присутствия партнера, чувствуют его настроение, глубоко понимают другого, уважают его свободу. Отношения характеризуются полном доверием. Партнеры привязаны друг к другу, не ищут

289
--PAGE_BREAK--
290

приключений на стороне, уверены в чувствах друг друга, часто говорят о любви, испытывают нежность.

Для уточнения психологического содержания разного типа привязанностей и факторов их формирования было проведено конкретное исследование, которое показало, что каждый тип привязанности имеет свое, отличное от других, психологическое содержание По интенсивности и эмоциональной дистанции их можно разделить на две группы: сильные и слабые привязанности.

Сильные, с короткой дистанцией, эмоционально наполненные — это зависимая и тревожно-противоречивая привязанности; слабые, с большой эмоциональной дистанцией — беспечная и отстраненно-замкнутая. В беспечной привязанности, в отличие от отстраненной, большая эмоциональная дистанция и меньшая потребность в другом человеке мало осознаются.

Проведенное нами исследование (см. врезку) позволило установить, зависит ли тип привязанности к супругу от характера привязанности к матери. Однако остается открытым вопрос о том, является ли тип привязанности относительно универсальным, повторяющимся в разных диадах, или же он преобразуется в парных взаимоотношениях и является индивидуально-дифференцированным. Можно также ожидать серьезных различий в содержании привязанностей и особенностях их формирования, в зависимости от пола.

15.3.1. Аттракция в доверительном общении

В основе формирования привязанностей лежит не только потребность субъекта иметь близкие доверительные отношения с людьми. Важно понять также, почему именно с этим, а не другим человеком нам хотелось бы сблизиться, подружиться, доверить ему свои сокровенные мысли и чувства.

Особую роль в этом процессе играют привлекательность и сила притяжения другого человека, — то, что в психологии называется аттракцией (это понятие подробно рассматривалось в гл. «Межличностная аттракция»). В данном разделе мы обратим внимание на те закономерности аттракции, которые объясняют возникновение доверительности в общении и укрепление привязанностей, а также на роль аттракции в возникновении и развитии отношений.

Напомним, что сам термин «аттракция» означает «привлекательность, притягательность». Феномен аттракции возникает при взаимодействии людей и является определенной характеристикой отношений в паре.

Аттракция понимается как притяжение в физическом смысле, которое одновременно является тенденцией к объединению людей. Это многозначное явление, основанное на чувстве, то есть обязательно включает определенный эмоциональный фон. Аттракция является отношением, то есть принадлежит к классу психологических установок человека, и в этом качестве может различаться по интенсивности и степени личностной включенности, заинтересованности. Кроме того, аттракция содержит оценку, то есть является компонентом межличностного познания. От обширного класса установок она отличается тем, что является установкой на единичный объект, притом это всегда другой человек, а не группа или социальный объект, социальный институт и т. п.

291

Аттракция связана с реализацией межличностных отношений; процесс притяжения-отталкивания, симпатии-антипатии логически завершается поступками. Аттракция всегда включена в межличностный контекст, в ней присутствует нормативный характер, она опирается на специфически культурный «алфавит чувств».

Общение двух и более людей, объединенных взаимной симпатией, взаимным притяжением, описывается следующими общими чертами:
доброжелательность, психологический комфорт внутри группы; партнер положительно характеризуется в беседах с другими; появляется повышенная конформность, имитация внешнего поведения друг друга в контактах, возрастает точность восприятия объекта аттракции; лучше преодолевается стресс, прогрессирует развитие группы; повышается способность переносить критику и брать на себя ответственность за ошибку; возрастает количество альтруистических поступков; становится больше общее число коммуникаций, то есть срабатывает известное психологическое правило: чем больше общаешься, тем приятнее человек (при свободе выбора), и чем приятнее человек, тем больше хочется с ним общаться.
15.3.2. Физическая привлекательность

В основе аттракции лежит физическая привлекательность. Для развития этого чувства имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения. Немаловажную роль в возникновении влечения играет физиологическое возбуждение. Об этом свидетельствует эксперимент Даттон и Арон. На высоте 70 метров, над ущельем, по которому протекает быстрая горная река, прохожих останавливала девушка, просила принять участие в эксперименте и сообщала свой телефон. Люди, которые перешли это ущелье по шаткому висячему мосту и испытали страх и возбуждение, звонили чаще, чем те, кто воспользовался прочным бетонным мостом (по: Майерс, 1987).

Физическая привлекательность (но не физическая красота) определяется с помощью экспертной оценки. К настоящему времени о психологических закономерностях влияния привлекательности, приятной внешности на поведение и чувства людей известно следующее.

Красивому приписывают больше положительных черт. Психологи Дайон, Игли и др. (1995 г.; по: Аронсон, 1998) предъявляли студентам фотографии людей с разной степенью привлекательности и обнаружили, что мужчины больше, чем женщины, ценят физическую привлекательность лиц противоположного пола. Существуют стереотипы физической привлекательности в разных культурах и разных возрастно-половых группах.

Подтверждением наличия стереотипов привлекательности служит эксперимент М. Калика (Гарвардский университет, 1977 г.; по: Майерс, 1987), который просил студентов оценить по степени привлекательности несколько женских фотографий, сообщив, что они сделаны до и после косметической операции. Все опрошенные посчитали, что женщины стали не только симпатичней и привлекательней (что на самом деле спорно), но и выглядят сексуальней, добрей и обаятельней.

292

При сходном уровне физической привлекательности партнеров взаимная аттракция выше. Б. Марстейн и другие в 1986 году обследовали 99 пар вступающих в брак (где уровень аттракции заведомо должен быть высоким) и обнаружили высокое совпадение, сходство физической привлекательности, то есть, как говорят американские психологи, феномен «ровни» (по: Гозман, 1987). В исследовании Г. Уайта (1980; по: Майерс, 1987) обнаружено, что партнеры, наиболее соответствующие друг другу по физической привлекательности, через 9 месяцев влюблялись друг в друга еще сильнее. Известно также, что супруги часто соответствуют друг другу по этому параметру.

Известен эксперимент, получивший название «компьютерные танцы» (Э. Хатфельд, 1966 г.; по: Майерс, 1987), в котором участвовали более 750 студентов-первокурсников. На дискотеке с помощью компьютера производилась случайная разбивка на пары, но при одном условии — танцевать вместе весь вечер (два с половиной часа!). В этом случае аттракция возрастала, о чем свидетельствовало желание продолжать встречаться. В другом варианте того же исследования (1990 г.) партнера можно было выбрать предварительно по фотографии среди людей разной степени привлекательности. Выбор делался обычно в пользу «средней красоты».

Красота — безусловная ценность. Этим объясняется тот непреложный факт, согласно которому внешне привлекательные люди имеют более престижную работу и больше зарабатывают. Даже грудные дети предпочитают привлекательные лица.

Существует иррадиация красоты.

Отклонения самооценки человека в ту или иную сторону сказываются на выборе им аттрактивного объекта. Люди с завышенной самооценкой испытывают большую аттракцию к красивым, с заниженной самооценкой — большую аттракцию к некрасивым.

На уровень привлекательности оказывает влияние привычка. Себя мы любим такими, какими привыкли видеть себя в зеркале. Т. Мита и М. Лермер (1977; по: Майерс, 1987) показывали студенткам фотографии людей и зеркальное отображение тех же фотографий. Студентки выбирали как более симпатичную ту фотографию, которая была сделана на основе зеркального отображения.

15.3.3. Основные психологические законы аттракции
Чем выше сходство в установках, тем выше аттракция. Однако это справедливо только для кратковременного общения. Физическое сходство само по себе уже рождает приязнь. Непохожий человек нравится чаще тому, кто уверен в себе. Психологи и просто мудрые люди знают, что симпатия обязательно возникает к человеку, которому ты сделал что-то хорошее. У Л. Н. Толстого («Живой труп») мы находим такое суждение: «Мы любим людей за то добро, которое мы для них делаем, и ненавидим за то зло, которое мы им причиняем».
Это было доказано в одном хитроумном эксперименте. Студентов приглашали принять участие в несложных опытах за определенную плату. После ухода экспериментатора ассистент уговаривал студентов отказаться от своего гонорара в его пользу, приводя тому разные причины и поводы. Чем выше был гонорар, от которого отказывался человек, тем выше была возникающая аттракция. Объяснение напрашивается само собой: «Раз я пожертвовал этим, значит, он — хороший человек и стоит того».

293

В исследованиях дружбы и любви обнаружено, что нам часто нравятся те, кому мы нравимся. С другой стороны, зло, причиненное другому человеку, несправедливое и жесткое отношение к нему снижают привлекательность «обиженного» в глазах «обидчика».
Низкая самооценка делает человека более склонным позитивно относиться к другим, но это отношение есть результат не столько доброжелательности, сколько большей сенситивности. Если такого человека покритиковали или отвергли, он с большей симпатией (а не антипатией!) относится к тем, кто его отверг. «Поэтому иногда люди „с ходу“, страстно влюбляются после того, как их отвергли и затронули тем самым их самолюбие» (Майерс, 1997, с. 557). При этом аттракция оказывается сильнее к тем, кто сменил гнев на милость, то есть сначала покритиковал, а потом похвалил (Аронсон, Линдер, 1965; Аронсон, 1998). Смена оценки воспринимается как завоевание уважения. Но неискреннее одобрение после критики, так сказать, «задний ход» из жалости или опасения, расцениваются совсем иначе и вызывают разочарование. Важны в возникновении привязанности сходство и взаимодополнительность свойств общающихся. Ситуация и испытываемые чувства, ожидание встречи, тревожность повышают аттракцию.
Мы видим, что интенсивность и динамика аттракции определяются очень многим. Однако самый важный вывод, к которому пришли психологи, таков: нет факторов, жестко детерминирующих аттракцию. А это значит, что нет непривлекательных людей!

Степень аттракции можно определить по невербальным реакциям. В качестве примера в конце главы приводится польский тест, предназначенный в большей степени для женщин, чем для мужчин.

Устойчивыми формами аттракции являются дружба и любовь.

15.3.4. Дружба. Любовь

Серьезные исследования юношеских дружеских отношений проводились в нашей стране в 70-х годах под руководством И. С. Кона.

Как отмечает И. С. Кон, в историческом плане дружбу можно оценивать как искусственное родство, сходное с побратимством и другими относительно ритуализированными взаимоотношениями, которые предполагают взаимные обязательства (Кон, 1980).

В. А. Лосенков, говоря о ценности дружеских отношений и взаимопомощи, скрепляющей их, подчеркивает, что дружба — это тотально-личностное отношение, основанное на взаимной симпатии и добровольном выборе; по своей психологической природе оно интимно и предполагает внутреннюю близость, доверие и откровенность (Лосенков, 1974).

Изменение дружеских отношений в историческом и этическом плане хорошо представлено в этико-психологическом очерке И. С. Кона «Дружба» (Кон, 1980). Там же (с. 193) изложены основные результаты исследования, проведенного в 1970-е годы.

Объектами исследования были городские (925 чел.) и сельские (250 чел.) школьники. Анкета содержала более 200 пунктов, включая ранговые шкалы, также использовался

294


Рис. 15.2. Великие друзья («Эйнштейн и Бор», скульптура Е. Лямперта)

личностный опросник Р. Кэттелла. Отношения дружбы характеризовались старшеклассниками как близкие и доверительные, прочные и устойчивые, основанные на верности и преданности.

Уровень понимания со стороны матери, отца, учителя и других взрослых оценивался ниже, чем со стороны сверстника, ближайшего друга. Друг оказался единственным человеком, от которого ждали более высоких оценок своих качеств, превышающих собственные оценки, то есть дружба выполняла и функцию эмоциональной поддержки, и психотерапевтическую функцию.

Любовь — это чувство, в котором присутствуют страсть, преданность, самопожертвование, более глубокая и искренняя человеческая близость. На основе античной литературы и философии можно выделить три основных составляющих любовного чувства — интимность, страсть и преданность. Психологи выделяют такие виды любви, как бескорыстная и собственническая, оптимистическая и пессимистическая.

Бескорыстная любовь сосредоточена на благополучии любимого, не стремится привязать его к себе, дает ему свободу выбора пути в жизни и спутников. Это любовь, которая жалеет и прощает, сочувствует и поддерживает. В ней нет ни эгоцентризма, ни ревности.

Собственническая любовь — это то же чувство, сильное и всепоглощающее, но в объекте любви человек видит прежде всего свою собственность, которой хочет владеть единолично. Он ревнует и соперничает с другими за внимание любимого, лучше него знает, что ему нужно, ожидает и молчаливо требует возмещения за свое внимание и заботу. Он также стремится привязать к себе нерасторжимыми узами, не брезгуя даже психическим насилием в виде постоянных упреков в неблагодарности и культивированием чувства вины, которое делает человека еще более зависимым.

Вот что говорит о себе взрослый мужчина:

«Я в свои сорок лет ни разу не был женат. Любую подругу мать воспринимала как личную соперницу и убирала всеми возможными способами — скандалами и

295

анонимным запугиванием, вызовом милиции, звонками руководству „посягательницы на сына“. В тридцать пять лет она родила удивительно крупного мальчика в 4,5 килограмма и свой рекорд доблестно защищала всю жизнь. Защищала даже ценой собственного здоровья: она постоянно болеет, чтобы я не мог ее покинуть! Все ее аргументы: „Я как мать знаю, что надо моему сыну“».1

Пессимистическая любовь отличается тем, что человек ищет в ней подтверждения своих установок, сексуальных потребностей; доминирует страх потери. В пессимистической любви присутствует неосознанное ожидание краха, установка на то, что любовь — это поражение, лишение истинной свободы выбора. Часто такая любовь является амбивалентным чувством.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

(Ф. Тютчев, «О, как убийственно мы любим....»;
Тютчев, 1957, с. 173)

Любовь пессимистическая наполнена страданием и страхами. Именно к такой любви часто применяются термины соперничества, борьбы, поединка.

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их единенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой...
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец...

(«Предопределение». Там же, с. 185)

Оптимистическая любовь снимает тревогу, дает ощущение безопасности. Психологический комфорт, психологическая и сексуальная сторона отношений более совершенны в таком браке, нет элементов идеализации друг друга, есть трезвая оценка, полное принятие партнера, нет двойных стандартов. Партнеры высоко ценят секс, но не фрустрируются по поводу временного воздержания при отсутствии любимого.

Любовь — очень сильное чувство, которое граничит с аффектом.

Результаты исследования Д. Р. Павловой (см. врезку) показывают, что разные установки по отношению к любви покоятся на различных основаниях в виде особых личностных свойств, отношения к миру и себе, и являются устойчивой ориентацией в мире человеческих отношений.

Существуют половые различия в проявлениях и динамике любви. Мужчины оказались более влюбчивыми, они гораздо дольше женщин выходят из состояния влюбленности, для них также важнее физическая и игровая сторона отношений.

296
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отечественная война 1812 г. и ее историческое значение
Реферат Маркетинг как инструмент повышения зффективности работы субьектов в условиях рынка
Реферат Строки розгляду адміністративних справ
Реферат Продление сроков завершения внешнеторговых операций
Реферат Договор энергоснабжения. Финансовая аренда (лизинг)
Реферат Учет денежной наличности на расчетном счете
Реферат Харчук Борис
Реферат Договора купли-продажи
Реферат Управління сільськогосподарськими підприємствами
Реферат Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми
Реферат Анализ страхового рынка Бразилии 2
Реферат Синтез последовательного корректирующего устройства
Реферат Люк Клапье Вовенарг. Размышления и максимы
Реферат Испания. Общественный уклад и культура в VII-XI вв. Мусульманские территории
Реферат «Альберт Швейцер, нобелевский лауреат»