Реферат по предмету "Педагогика"


Функции семьи в процессе формирования и развития познавательных интересов

--PAGE_BREAK--Императивность требований учителя («читай», «решай», «учи»), категоричность его суждений без привлечения учащихся к активному обсуждению сложных вопросов без стимуляции их догадок и оценок не содействуют формированию личностных образований школьника, его познавательной пытливости, самостоятельности в учении, познавательного интереса.
В педагогических исследованиях и психологических трудах творческий характер деятельности расценивается высшим уровнем приложения всех индивидуальных сил и возможностей учащихся. В учебном же процессе все часто сводится к решению задач, поставленных учителем, без приложения индивидуальных сил учеников, что подрывает основы творческой деятельности, развития индивида.
А между тем в школьные годы побуждение и формирование творческих возможностей учащихся — одна из главных задач обучения и воспитания в условиях научно-технического прогресса.
Потенции современного школьника, существующего в новых; интенсивных ритмах жизнедеятельности, стали иными, более значительными. Это зафиксировано  и психологическими исследованиями (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин) [3,10], и жизненными наблюдениями.
Что касается  учащихся старших классов, то их потенциальные возможности настолько велики, что они могут самым активным образом влиять на весь ход учебного процесса, содействуя обогащению содержания, творческой направленности деятельности.
Таким образом, выявление и реализация в учебно-познавательной деятельности потенций школьника любого возраста — неотъемлемая задача каждого учителя, заинтересованного в эффективности обучения, в формировании личности современного школьника.
Следует признать, что учитель не всегда обладает необходимой ориентировкой в становлении личности своих учеников. Многие даже не проявляют интереса к суждениям и оценкам своих учеников, не склонны анализировать ни процесса своего общения учащимися, ни отношений, которые складываются у них с учениками. Именно это и препятствует формированию школьника как активного деятеля, субъекта учебной деятельности, затормаживает полноценное становление его личности.
Современная психология, утверждая центром теории деятельности человека, вступающего в многозначные отношения с окружающими, придает особую значимость проблеме общения, в которой раскрываются сущностные силы индивида и коллектива.
Известный советский психолог С.Л.Рубенштейн [13] утверждал, что, вступая в общение, в соучастие в деятельности, человек привносит в этот мир отношения, сложившиеся в его опыте. Эти отношения — деловые, общественные, личностные — становятся уже объективным фактором, оказывающим влияние на деятельность не только данного индивида, но и других людей-участников деятельности и общения.
Таким образом, в учебном процессе от отношений, которые складываются между учителем и учениками, между членами данного учебного коллектива, многое зависит от, прежде всего, формирования личностных образований учащихся-активности, самостоятельности, познавательных интересов, которые стимулируются расположенностью учителя, стремлением выслушать каждого, проявить участие к настроению учащихся. Благополучно сложившиеся отношения в коллективе способствуют благополучию учебной деятельности. Неблагополучие отношений с учителем незамедлительно сказывается на работоспособности школьников, которые испытывают неуверенность в себе, страшатся неудач, боятся осуждений товарищей, испытывают острый стыд.
3. Социальная и психолого-педагогическая характеристика семьи
Чтобы  охарактеризовать  функции  семьи  в  процессе  формирования  и  развития  личности,  нужно  раскрыть  понятие  «семья».
А.В.Мудрик  считает,  что  современная  семья  -  это  основанная  на  браке  или  кровном  родстве  малая  группа,  члены  которой связаны  общностью быта, взаимной моральной ответственностью и  взаимопомощью.  Он  утверждает,  что  в семье  вырабатываются нормы,  санкции  и  образцы  поведения,  регламентирующие взаимодействие  между  супругами,  родителями  и  детьми,  детьми между  собой.
Семья  играет  решающую  роль  в  развитии  ребенка.  Этот  автор считает,  что  отношения  детей  и  родителей  в  течение  последних десятилетий  меняются,  так  как  для  все  большего  числа  людей именно  дети  становятся  главной  ценностью  жизни.  Но  это  не упрощает  семейную  жизнь,  а  лишь  усложняет  ее.  Большое количество  семей  однодетны  -  это  порождает  проблему  эгоизма.
   Сложнее  и  проблематичнее  стали  отношения  детей  и родителей.  Дети  рано  приобретают  высокий  статус  в  семье.  Но процесс  этот  трудный,  в  первую  очередь  для  родителей.  Дети нередко  имеют  более  высокий уровень образования, они имеют возможность  проводить  большую  часть  свободного  времени  вне семьи. Это  время  они  наполняют  занятиями,  принятыми  среди сверстников,  и  далеко  не  всегда  заботятся  об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской  власти  сегодня  часто  не  срабатывает  -  на  смену  ему  приходит авторитет  личности  родителей.
Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Но некоторые родители не проявляют интереса к учебе детей, однако их интересует жизненная карьера ребенка, поэтому для них, прежде всего, важны достижения в школе, а развитие познавательных интересов и желания учиться для них не существенно.
В зависимости от царящей в семьях обстановки, их можно разделить на пять групп:
1.Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают.
В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т.д. А дети – к  мнению близких в других, более существенных вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
2.Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных  возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.
3.Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учёбе детей, их быту, но этим и ограничивается. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т.д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности её передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» так же запрещено. Родители пренебрегают  увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких  родителей: « Не хуже других». Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда  удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
4.Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между родителями и повзрослевшими детьми. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу.
У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
5.Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между родителями и детьми. Атмосфера напряжённая, асоциальная, в таких семья пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно – оно является причиной многих преступлений подростков.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция подростка в семье во многом зависит от атмосферы, господствующей в ней.
4. Функции семьи в процессе формирования и развития личности
Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Все сказанное только одна из сторон значимости семьи. Другая (не менее важная) – без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым.
Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей человека. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.
На основе понимания семьи сложилось представление  о функциях семьи, основные из них таковы:
ü    функция продолжения рода – рождения и воспитания детей;
ü    функция создания гармонии интимных отношений супругов; межличностных отношений различных членов семьи, основанных на чувстве материнства – отцовства, сестринско-братских отношениях, любви бабушек, дедушек и т.д.;
ü    функция организации быта и ведения хозяйства;
ü    функция поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
ü    функция создания условий для профессиональной деятельности;
ü    функция общения, возникающая задолго до образования семьи;
ü    функция организации досуга.
Диалектический подход к изучению функций семьи выводит на понимание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна, носителем их могут быть разные члены семьи. Это обеспечивает преемственность развития семьи.
Выше перечисленные функции можно обобщить в 5 основных: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т. е. в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, т. к. семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».
Итак, семья единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет эту главную функцию со сбоями. Т. е. эта функция выполняется не в полной мере в неполных семьях, в семьях с приемными детьми.
Семья  выполняет и экономическую функцию, т. е. участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Опыт семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, развитие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улучшение благосостояния семьи, расширяют ее воспитательный потенциал.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, в том числе и развитие у детей познавательных интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка  у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; соблюдать нормы поведения; постоянное обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи.
Большое значение принадлежит коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ, литературой и искусством; читая книги, знакомясь с новыми произведениями искусства, новостями, родители должны обязательно обсудить это с ребенком так, чтобы у него появился интерес и развивался далее; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер воспитания; организация внутрисемейного общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. С этим нельзя не согласиться: в нашу динамическую эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки.
В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. Семейный досуг включает в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.
Но в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.
Жизнь семьи многогранна. Мы кратко рассмотрели только ее основные функции и предназначение. Но даже отсюда видно, что она удовлетворяет и многообразные индивидуальные потребности личности, и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности общества. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.
Каждая семья должна выполнять данные функции, но, к сожалению, далеко не во всех семьях существуют условия для их выполнения. Так как наш мир не идеален, поэтому и идеальных семей в нем немного.
5.Развитие познавательных интересов у школьников в семье и
взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению
По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняет семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ляпунов Алексей Андреевич
Реферат Кадры предприятия и управление персоналом
Реферат Кадровая политика Муниципального образования г Благовещенск Амурской области
Реферат История государства и права зарубежных стран вар V
Реферат Квалификация бандитизма по уголовному кодексу 1996 г
Реферат Квалификация преступлений совершаемых путем превышения должностны
Реферат Каким быть закону о третейских судах
Реферат Квалификация наследства в гражданском праве
Реферат Інтерференція світла Загальне поняття
Реферат Кадровое обеспечение антикризисного управления
Реферат Кабінет Міністрів 2
Реферат Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Реферат Квалификация преступлений совершенных в соучастии
Реферат Контрольная работа по Семейному праву
Реферат Cлова с "размытой" семантической структурой во французской разговорной речи